Перейти к содержанию

Какие задачи осуществляет вал отбора мощности трактора и мотоблока

Содержание

Какие задачи осуществляет вал отбора мощности трактора и мотоблока

Мотоблок с валом отбором мощности: характеристика и обзор моделей


Мотоблоки, имеющие в своём функционале вал отбора мощности, как правило, в цене у опытных дачников. Наличие такого агрегата даёт возможность применять на даче разные орудия. Применение дополнительного оборудования, несомненно, положительно скажется на качестве урожая.

Основные функции ВОМ

Прежде всего надо знать, что вал отбора мощности представляет собой устройство для передачи энергии двигателя на подвижные элементы орудия либо механизмов, работающих вкупе с мотоблоком. В машинах в большинстве случаев приводной механизм сельхозорудия соединяется с валом отбора мощности при помощи шлицевой втулки. Данный способ соединения значительно повышает надёжность механизмов и увеличивает срок их службы.

Большая часть всего ассортимента агрегатов оснащена валом, который установлен в задней части мотоблока. Но иногда встречаются сельхозмашины, оборудованные ВОМ, расположенным на лицевой стороне агрегата.

Перечислим задачи, которые выполняет вал отбора мощности.

  • Запуск и функционирование механизмов навесного орудия. Стоит заметить, что узлы оборудования могут быть приведены в действие как напрямую, так и при помощи ременных передач, редукторов или карданных валов. От принципа подключения изменяется степень нагрузки на механизм.
  • Иногда вал отбора мощности может пригодиться для работы гидравлических систем прицепов. При этом вал действует непосредственно на гидронасос. Но для таких функций ВОМ нужен нечасто, ведь дачники очень редко используют орудия с гидросистемами.

Возможность реализовывать описанные задачи сделала мотоблоки с валом отбора мощности весьма популярными среди владельцев больших дачных участков.

Классификация

Валы отбора мощности подразделяются на классы в зависимости от своего принципа работы. Если учитывать этот нюанс, то можно все механизмы разделить на несколько типов.

  • Валы, работающие напрямую от двигателя мотоблока, называют зависимыми. В том случае, если соединения муфты с двигателем нет, то ВОМ перестаёт вращаться.
  • В независимом варианте вал отбора мощности работает в более щадящем режиме из-за равномерного распределения нагрузки. Такой тип привода даёт возможность использовать механизм при выключенном сцеплении.
  • Если безостановочная работа ВОМ обеспечивается вращением колёс, то такой вал называют синхронным.
  • Асинхронные валы, по принципу работы, являются противоположностью механизму предыдущего класса. Узлы такого типа обычно предназначены для орудия, которое должно работать с остановками и на небольших скоростях.

Подобного рода подразделение по классам позволит хозяину выбрать мотоблок с ВОМ подходящего вида. Хотя в необходимом случае вал другого типа можно приобрести отдельно и установить его самостоятельно.

Распространённые неисправности, возникающие при эксплуатации ВОМ

  • Достаточно распространённая проблема при эксплуатации ВОМ «МТЗ-82» – это заедание рычага управления вала, либо трудное, с значительным усилием, управление поводком муфты. Это происходит вследствие неисправности механизма усиления (стакан пружины), или износа кулачковой муфты.
  • Посторонние шумы, которые идут по нарастающей, вместе с увеличением передаваемого крутящего момента, а также следы смазки на задней крышке говорят о значительном износе шлицов вала, деталей планетарного редуктора, а возможно — потере эластичности или разрушении манжет.
  • Если вал отбора мощности работает непривычно шумно и рывками, то, скорее всего, в негодность пришли шлицевые соединения. Либо сработались (сточились) зубья у центральной шестерни. В этом случае вал выпрессовывается и оценивается состояние шестерни. Потребуется отсоединить задний мост и кулачковую муфту. Если визуальный осмотр показывает значительные зазоры, либо шестерня перемещается совершенно свободно, то ВОМу требуется серьёзный ремонт. После замены вал монтируется на место, и обязательно производится его регулировка.
  • Когда трактор «МТЗ-82» не выдаёт требуемой максимальной мощности при работе с навесным оборудованием, то причина этого кроется в ленточных тормозах. Им требуется соответствующая регулировка, либо полная замена. В случаях, когда регулировка не помогает избавиться от такой проблемы, есть необходимость в демонтаже ВОМа с трактора и контроле толщины лент тормозов. Когда толщина уменьшилась до 2,5 миллиметров и ниже, эти изношенные ленты заменяются на новые.
  • Хвостовик ВОМа перемещается слишком свободно. Этот признак означает, что натяжение фиксирующей гайки ослабло. Вал отбора мощности требуется снять с трактора «МТЗ-82». Фиксирующую гайку нужно затянуть до упора. И, если есть такая возможность, восстановить резьбу, или «нарезать новую».
  • Визуальный осмотр выявляет значительные масляные подтёки на крышке вала отбра мощности. Это обычный признак износа манжеты или прокладки. В подобных случаях ВОМ трактора «МТЗ-82» нужно демонтировать и произвести замену прокладки между крышкой ВОМа и между задним мостом. Если протечка происходит со стороны хвостовика, то надо снимать кольцо стопора, выпрессовывать вал и заменять манжеты.

Во всех случаях, когда для исправления неисправностей вал отбора мощности требуется отделить от трактора, для этого вначале необходимо отвернуть болты креплений задней крышки, а затем ВОМ выпрессовать в сборе с болтами технологическими. После этого нужно убрать тормозные ленты и проконтролировать их толщину. Как уже указывалось, тормозная лента требует замены на новую, если её фактическая толщина составляет менее двух с половиной миллиметров. Обычно о значительном износе тормозных лент свидетельствует продолжение вращения хвостовика вала при выключении ВОМа, а также и неравномерное его вращение.

В любых случаях, когда производились демонтаж или разборка редуктора ходоуменьшителя, требуется осуществить проверку либо регулировку ВОМа. Для этого под ведущие колёса трактора «МТЗ-82» устанавливается домкрат. После чего вал отбора мощности проворачивается, с поочерёдными включениями различных передач. При выполнении подобной операции вал отбора мощности трактора «МТЗ-82» необходимо перевести в синхронный режим. Во время прокручивания зубчатые колёса шестерней должны вращаться свободно.

Как выбрать мотоблок?

Перед приобретением агрегата необходимо ориентироваться на тот комплекс операций, который должен будет выполнять мотоблок. Не стоит покупать самые дорогие модификации агрегатов, имеющие в своём арсенале полный набор функций. Не всякая модель сможет справиться с поставленной задачей.

К примеру, на больших участках, имеющих плотный состав почвы, оптимальным вариантом станет покупка тяжёлого агрегата, тогда как на небольшой даче достаточно будет мотоблока лёгкого класса.

А также при выборе необходимо определиться и с видом горючего, на котором будет работать сельхозмашина. Агрегаты с бензиновым двигателем работают тише, имеют малый вес, удобны в обслуживании. Дизельные мотоблоки более шумные, но берут вверх своей высокой мощностью. Минусом дизеля считается его высокая цена.

Необходимо учитывать, что дополнительное навесное оборудование часто может быть представлено другим производителем. В этом случае для подключения орудия к приобретенному мотоблоку потребуется переходник. Это может привести к неисправности агрегата или проблем в выполнении работы.

На рынке сегодня ассортимент мотоблоков довольно разнообразен. Большим спросом пользуются модели таких компаний, как Husqvarna, Profi, Hyundai. В нашей стране и ближнем зарубежье представлены такие машины, как «Беларус», «Нева», «Салют-100». Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и китайские фирмы Forte, Wiema, ведь их продукция тоже довольно востребована.

Если сравнить зарубежные модели с отечественными аналогами, то можно увидеть, что не всегда их стоимость оправдана надёжностью и удобством в эксплуатации. К тому же для импортных моделей потребуются дорогостоящие расходные материалы и наличие опытных специалистов для проведения техобслуживания. И то и другое бывает найти очень затруднительно.

Отечественные фирмы ориентированы на простоту в использовании, невысокую стоимость. Решающим фактором является возможность ремонта мотоблока собственными силами.

Обзор моделей

Для того чтобы получить некоторое представление о мотоблоках с валом отбора мощности, необходимо более подробно ознакомиться с характеристиками и особенностями некоторых моделей.

НЕВА МБ-Компакт С-6,0

Мотоблок этой модели считается настоящей находкой для приверженцев профессиональной техники. Агрегат обладает большой функциональностью, несмотря на свои компактные размеры. К ВОМ можно подключить практически весь ассортимент навесных орудий начиная от плуга и заканчивая снегоуборочным ротором.

Благодаря конструкции редуктора, показывающего мощные тяговые характеристики, мотоблок способен, используя пониженную передачу, производить вспашку очень жёсткой почвы. Помимо этого, мотоблок можно использовать для перевозки грузов массой до 500 кг.

Технические характеристики производитель указывает следующие:

  • масса – 70 кг;
  • мощность – 6 л. с.;
  • низкий уровень шума;
  • быстрый запуск и безупречная работа в холодную погоду;
  • глубина культивации до 20 см;
  • высокий ресурс двигателя;
  • ширина захвата – 86 см.

Кроме того, некоторые модификации «Невы» могут быть оснащены электростартером.

Агат (Салют) 5Р

Мотоблок применяется в основном для выполнения сельскохозяйственных работ в небольших фермерских хозяйствах. С помощью дополнительных приспособлений этот агрегат можно использовать в качестве небольшого трактора.

Мотоблок способен окучивать, пахать, убирать снег, косить сено, сажать и убирать картофель.

Имеет функцию переключения на пониженную передачу. При перевозке груза весом до 500 кг развивает скорость 10 км/ч.

Технические данные:

  • масса – 78 кг;
  • мощность – 5 л. с.;
  • глубина вспашки 25 см;
  • регулируемая ширина обработки до 90 см;
  • рулевая колонка снабжена двумя переключателями положения для комфортного управления.
Читайте также:  Как сделать адаптер для мотоблока своими руками; пошаговая инструкция

Беларус 09Н-01

Модель предназначена для разносторонней обработки грунта на площади до 5 гектаров. Агрегат отличается неприхотливостью к условиям работы и надёжностью. Благодаря массе обеспечивается сцепление колёс с поверхностью почвы и отличное управление. Относится к тяжёлому типу.

Из приведенных характеристик можно отметить:

  • масса агрегата – 176 кг;
  • развиваемая мощность – 9,38 л. с.;
  • ширина захвата регулируется от 45 до 70 см;
  • число передач – 4/2;
  • грузоподъёмность – 650 кг;
  • скорость до 11 км/ч.

Profi 1900

Мотоблоки были специально разработаны германскими производителями для проведения операций сельскохозяйственного назначения на участках с тяжёлым грунтом и плохой проходимостью. Благодаря своей мощности в 14 лошадиных сил эта машина способна обеспечить лёгкие условия труда там, где с обычным мотоблоком надо прикладывать значительные усилия. Для работы в вечернее время эти модели оснащаются передней фарой.

Прилагаемые характеристики:

  • масса мотоблока – 178 кг;
  • мощность – 14 л. с. (в некоторых моделях до 18 л. с.);
  • захватываемая ширина обработки – 80-100 см;
  • глубина вспашки – 15-30 см.

Кроме того, мотоблок оснащён механизмом холодного запуска и системой гашения вибрации.

Китайские сельхозмашины в основном отличаются от других марок низкой ценой. Хорошо, если снижение стоимости достигается путём увеличения количества продукции. Но иногда производители из этой страны удешевляют товар путём установки некачественных узлов.

При выборе мотоблока из Китая следует тщательно ознакомиться с отзывами как о фирме, так и о самом устройстве.

Так или иначе, стоит рассмотреть самые популярные модели.

Forte 105

Позиционируется как многофункциональный агрегат для исполнения агротехнических операций на участках общей площадью до 1,5 гектара. Используется для культивации, уборки корнеплодов, посева семян и многих других задач. Мотоблок способен выдерживать высокие нагрузки на протяжении длительного времени.

Подходит практически для любого грунта, будь то чернозём или целина.

Некоторые технические данные:

  • средний вес агрегата – 105 кг;
  • мощность – 7 л. с.;
  • обрабатываемая ширина – 105 см;
  • глубина обработки – 35 см;
  • развиваемая скорость – 8 км/ч;
  • погрузочный вес – 350 кг.

Китайские

Основное отличие китайских мотоблоков от конкурентов из других стран — это низкая стоимость. Если подобный уровень цен обеспечивается за счет массовости производства — это одно. Но иногда китайцы, добиваясь снижения себестоимости, комплектуют свою продукцию деталями низкого качества. Поэтому при покупке изделий из Поднебесной нужно внимательно смотреть на историю фирмы-изготовителя и изучать отзывы потребителей такой продукции.

Основные технические характеристики и рабочие возможности мотоблоков, производимых в разных странах, отличаются несильно. Тем не менее стоит ознакомиться с наиболее востребованными и мощными дизельными моделями китайских производителей более подробно.

Forte HSD1G-80

Эта бюджетная модель считается лучшим культиватором среди мотоблоков, так как ее изначально создавали для этой цели, лишь позднее ей придали дополнительный функционал.

  • мотоблок среднего класса;
  • двигатель бензиновый 4-тактный H168FB, 198 см³, 6 л.с.;
  • ширина обработки — 80 см;
  • число передач: 2 скорости вперед и 1 назад;
  • вес — 85 кг;
  • пневматические колеса.

Weima WM1100B (10012)

Данный механизм относится к классу тяжелых. Мощный дизельный двигатель обеспечивает ему высокий показатель крутящего момента, а шестеренчатый редуктор, сделанный по образцам лучших западных моделей, обеспечивает надежную эксплуатацию ходовой части.

  • мотоблок тяжелого класса;
  • двигатель дизельный 4-тактный WM186FB, 406 см³, 9 л.с.;
  • ширина обработки — 110 см;
  • коробка передач механическая, 2/1;
  • вес — 128 кг;
  • пневматические колеса;
  • дисковое сцепление;
  • шестеренчатый редуктор.

Kipor KDT 910C

Еще один представитель дизельных механизмов. Пользователи отзываются о нем как об одной из самых надежных моделей, произведенных в Китае.

  • мотоблок тяжелого класса;
  • двигатель дизельный 4-тактный KAMA KM186FS, 296 см³, 8,6 л.с.;
  • ширина обработки — 90 см;
  • коробка передач механическая, 3 скорости вперед и 1 назад;
  • вес — 135 кг;
  • пневматические колеса;
  • сцепление — натяжной ролик;
  • шестеренчато-цепной редуктор.

Виды мотоблоков с ВОМ

По типу двигателя мотоблоки с ВАО можно разделить на две большие группы:

Бензиновые

Бытовые устройства подходят для работы на даче или небольшом приусадебном участке. Отличаются небольшими габаритами, низкой ценой и малым весом. Бензиновые мотоблоки могут быть оснащены двухтактными или четырёхтактными двигателями мощностью до 10 л. с.

  • Доступная цена
  • Большой выбор моделей
  • Затраты на расход бензина

Дизельные

Такие агрегаты используют владельцы крупных приусадебных участков и ферм. Мощные мотоблоки с валом отбора мощности отличаются надёжностью и хорошей проходимостью. Устройства подходят для регулярного многочасового использования. Мощность двигателя дизельных моделей, как правило, колеблется в пределах 8–12 л. с.

  • Низкая цена на дизельное топливо
  • Высокая мощность
  • Высокий уровень шума
  • Тяжёлый пуск при отрицательных температурах

Культиваторы с ВОМ могут отличаться между собой типом двигателя и весом, мощностью, шириной обработки и рядом дополнительных характеристик.

Какие виды мотокультиваторов с ВОМ бывают

Производители выпускают разные модификации мотоблоков, оборудованных ВОМ. Они отличаются количеством валов, мощностью, габаритами, весом, скоростными и функциональными возможностями. Все эти параметры нужно учитывать при выборе мотоагрегата с ВОМ.

Бензиновые

Бензиновые двигатели устанавливаются на мотоблоках, относящихся к лёгкому или среднему классу. Такая сельхозтехника подходит для работы на небольших дачно-садовых участках или мини-фермах.

Для её оснащения использованы четырёхтактные двигатели мощностью от 6 до 9 л.с. с воздушным охлаждением и она:

  • эффективна в действии;
  • долговечна в эксплуатации;
  • экономна в расходовании топлива.

Из бензиновых мотоблоков с валом отбора мощности наибольшее распространение получили модели серии Угра (Россия), Мобил К (Италия/Россия) и Скаут (Китай).

Дизельные

Дизельные моторы устанавливаются на тяжёлых мотоблоках с ВОМ, предназначенных для больших объёмов работ. У них высокая мощность, хорошая проходимость, увеличенный моторесурс. Такого класса машины характеризуются надёжностью, долговечностью, выносливостью, поэтому пригодны для интенсивного использования и выполнения сложных задач. Если дополнительно применить к ним ходоуменьшитель, то можно понизить обороты и тем самым ещё больше увеличить тяговое усилие.

Мотоблоками с дизельными двигателями и дифференциалом в основном пользуются владельцы средних садовых участков и фермерских хозяйств. Наибольшую популярность у отечественных землепользователей приобрели модели марки Crosser (Англия/Китай), ЗУБР и Скаут (Китай) мощность которых достигает более 9 л.с., а топливный бак имеет объём не менее 7 л.

Выбираем мотоблок для сада

Подбирая мотоблок для работ на участке необходимо обратить внимание на следующие параметры.

Мощность двигателя и вес устройства

По мощности все мотоблоки можно условно разделить на 3 группы:

  1. Лёгкие. Оснащены бензиновым двигателем до 5 л. с., подходят для работ в мягком грунте. Чаще всего используются в небольших приусадебных хозяйствах. Небольшой вес (порядка 20–30 кг) не позволяет обрабатывать почву на большой глубине.
  2. Средние. Мотоблоки мощностью до 8 л. с. Могут быть оснащены как бензиновым, так и дизельным двигателем. Весят такие устройства порядка 50 кг, они хорошо подходят для больших участков и мелких фермерских хозяйств.
  3. Тяжёлые. Оптимальны для фермерских хозяйств, способны обрабатывать целину. Оснащаются мощным двигателем (свыше 8 л. с.) и коробкой передач.

Лёгкие мотоблоки редко оснащаются ВОМ – это прерогатива тяжёлых и средних моделей. Маломощные двигатели просто не тянут дополнительное навесное оборудование.

Глубина культивирования

Этот параметр в зависимости от модели варьируется в пределах 20–35 см. Максимальная глубина вспашки зависит от мощности мотоблока – лёгкой модели не провернуть большой пласт земли и от максимального диаметра фрез. Если фрезы небольшие, мотоблок начнёт «зарываться».

Максимальная ширина культивирования

Этот параметр характеризует способность техники проходить за один заход полосу определённого размера. Чем больше ширина культивирования – тем быстрее агрегат вспашет заданный участок. В зависимости от модели параметр может достигать 170 см. В некоторых мотоблоках ширина культивирования регулируется, давая возможность обрабатывать землю не только на свободных участках, но и в узком междурядье.

Коробка передач

Наличие автоматической или механической коробки передач позволяет менять крутящий момент и скорость движения мотоблока. В зависимости от условий оператор может работать с большим усилием на небольшой скорости либо с меньшим на высокой. Коробка передач позволяет включить задний ход и вытащить агрегат из земли, если он забуксовал или зарылся.

Вес мотоблоков может колебаться от 30 до 500 кг. Малый вес в культиваторах является скорее недостатком, чем достоинством при обработке больших площадей. Лёгкая машина отличается манёвренностью, но меньшей мощностью и слабой устойчивостью. Тяжёлые агрегаты весом под центнер выигрывают за счёт надёжности, мощности и хорошей проходимости, однако, при работе и транспортировке они требуют больших физических усилий.

Дополнительные функции

Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:

  1. Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
  2. Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.

При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.

Как правильно выбрать мотоблок с валом отбора мощности

Мотоблоки с валом отбора мощности (сокр. ВОМ) являются универсальными самоходными устройствами, способными выполнять широкий спектр задач. Они имеют особое техническое исполнение, которое позволяет агрегатировать различные виды навесного оборудования, включая косилку, сеялку, активную фрезу, картофелекопалку, снегоочиститель, подметальную щётку.

Мотоблоки с ВОМ, в отличии от пассивных аналогов, качественнее проводят работу, а по эффективности практически не уступают малогабаритному трактору, зато значительно дешевле в цене. К тому же у них меньший вес, компактнее конструкция и для их хранения не требуется большого помещения.

Техническое обслуживание ВОМ «МТЗ-82»

Техобслуживание вала отбора мощности трактора «МТЗ-82» заключается, прежде всего, в регулярном осмотре резьбовых соединений и их проверке, а также в периодической регулировке механизма управления. Смазываются механизмы ВОМ, которые размещены в корпусе заднего моста, маслом, заправляемым в трансмиссию.

Читайте также:  Картофелекопалка для мотоблока салют 100 своими руками размеры чертёж видео

Включать независимый привод следует при минимальной частоте вращения дизельного двигателя. Синхронный привод включается при работающем моторе после включения передачи, при плавном включении механизма сцепления.

В процессе эксплуатации необходимо периодически внимательно присматривать за изменениями в положении рычага управления ВОМ, не допуская, чтоб он упирался в полик кабины трактора (поскольку это приведёт к буксованию тормозных лент).

Если ход рычага управления увеличился, или усилие на рычаге, во время его перевода из положения «включено» в положение «выключено» заметно возросло, это свидетельствует о том, что необходимо произвести регулировку.

Регулировка вала отбора мощности «МТЗ-82» производится по следующему плану:

  • Установка оси эксцентрика в её первоначальное положение. Риска, которая специально на неё нанесена, должна находиться с правой стороны и располагаться в вертикальном положении.
  • Фиксация установленного положения с помощью стопорных пластин.
  • Отсоединение тяги. Откручивание болтов на стакане и высвобождение пружины.
  • Снятие крышечки с люка заднего моста, чтобы добраться до головки натяжного винта. Переведение рычага в нейтральное положение и его фиксация болтом.
  • Снятие стопорной пластины, затягивание винта до упора. Заворачивание упорного болта в наружный стакан. Перевод рычага в положение «вкл.». Установка тяги. Установление необходимого люфта рычага.

После завершения регулировки — возврат всех деталей на свои места, усиление тяг и крепёжных болтов контрагайками.

Что такое ВОМ на мотоблоке?

Валом отбора мощности является узел, соосно расположенный с двигателем, который передаёт от него крутящий момент к подвесным орудиям, тем самым приводя их в действие. Он может быть зависимым, независимым или синхронным, иметь постоянную или переменную скорость вращения, располагаться в передней или задней части мотоблока.

В зависимом типе вращение ВОМ зависит от положения муфты сцепления и оно прекращается с остановкой машины. В независимом узле ВОМ приводится в движение от другого вала, который не зависит от сцепления. При синхронном типе его запускает в движение вал, связанный с коробкой передач. Скорость вращения ВОМ может быть постоянной или переменной. Первая из них не зависит от передачи, а вторая – пропорциональна скорости, с которой движется сам мотоблок. Вращательное движение к ВОМ передаётся напрямую или посредством редуктора со стандартной скоростью вращения — 540 или 1000 об/мин.

Виды и отличия валов отбора мощности

Сегодня производители сельскохозяйственной техники оборудуют мотоблоки ВОМ четырех основных типов. К ним относятся:

  • зависимые ВОМ – механизмы этого типа осуществляют вращение одновременно с муфтой сцепления. При отключении муфты происходит одновременная остановка вала отбора мощности. Для управления механизмами такого типа на мотоблоках используются рычаги, которые монтируется возле рулевого колеса машины. Как только рычаг опускается оператором, происходит включения вала, а при поднятии рычага вал отключается. При попадании внутрь ВОМ мусора или земли, мотоблок обязательно следует остановить, не отключая предустановленный привод отбора. Подождав несколько минут для достижения мотоблоком нормального уровня нагрузки, можно продолжить эксплуатацию техники;

  • независимые ВОМ – для использования механизмов этого типа не нужно подключать их к муфте мотоблоков. Благодаря этому при работе происходит равномерная нагрузка на привод, и оператор может пользоваться всеми дополнительными механизмами мотоблока, не запуская для этого его двигатель;
  • синхронные ВОМ – эти механизмы начинают вращаться вместе с имеющимися ведущими колесами используемого мотоблока. В связи с этой особенностью такие валы отбора мощности исправно функционируют только при постоянно поддерживаемой скорости вращения колес;
  • асинхронные ВОМ – скорость механизмов этого типа не зависит от скорости вращения имеющихся в мотоблоке колес. Валы отбора мощности этого типа нашли применение при подключении и использовании оборудования, осуществляющего перекачку воды, уборку сена, опрыскивание огорода от вредителей.

В связи с индивидуальными особенностями, каждый из перечисленных видов валов отбора мощности нашел свое применения в тех, или иных целях. Они используется для подключения и стабильной эксплуатации борон, косилок, сеялок и других, полезных в хозяйстве приспособлений.

Какой производитель лучше: китайский или российский

Все модели мотоблоков с ВОМ, представленных на рынке, можно поделить на три большие группы: китайские (Crosser, Champion, Скаут, Weima, Kipor и др.) , американские и европейские (Grillo, Caiman, Viking, Husqvarna, BCS и др.) и российские (Нева, Угра, Салют, Пахарь, Фаворит и др.).

Садовая техника производства Китай, безусловно, пользуется спросом, но преимущественно из-за доступной стоимости. Низкая цена на продукцию из КНР достигается не только благодаря привлечению дешёвой рабочей силы, но и за счёт экономии на технологическом оснащении заводов и исходных материалах. Но, как правило, такая экономия зачастую приводит к снижению качества готовых изделий.

Что касается мотоагрегатов, сделанных в Европе и Америке, то они отличаются высоким качеством и, конечно же, соответствующей ценой. К тому же навесное оборудование и запчасти к ним так же стоят недёшево. Поэтому выбор в пользу импортных устройств с ВОМ предусматривает значительное увеличение бюджета как на покупку, эксплуатацию, так и ремонт техники.

Самое оптимальное соотношение цены и качества имеют мотоагрегаты, произведённые в России. На большинстве из них установлены импортные профессиональные двигатели (Subaru, Honda и т.д.), высокопрочные шестеренчатые редукторы, дифференциалы. Они экономичны, ремонтопригодны и могут эксплуатироваться длительное время. Отечественный мотоблок с валом отбора мощности и дифференциалом может уступать зарубежному варианту в плане эргономики и удобства, но по соотношению качества и цены явно находится в авангарде.

Для выбора лучшего мотоблока с ВОМ следует определиться с условиями его использования. Мощность, вес, конструктивные особенности техники непременно должны соответствовать состоянию почвы, размерам участка, а так же характеру производимых работ.

Что лучше: мотоблок с ВОМ или шкивом

Мотоблоки с валом отбора мощности имеют один существенный плюс – износостойкость. Также редуктор способен передавать крутящий момент без потери КПД, что обеспечивает стабильную работу навесного оборудования.

Мотоблоки с ВОМ и пониженной передачей позволяют более качественно обрабатывать тяжелые почвы или производить другие сложные работы, за счет снижения скорости при тех же оборотах двигателя. Таким образом, мотоблок не теряет мощности, но при этом движется медленнее, что позволяет навесному оборудованию тщательнее обработать каждый сектор.

Мотоблоки с валом отбора мощности и дифференциалом российской сборки позволяют увеличивать маневренность всего устройства, так как крутящий момент передается на каждое колесо по отдельности, что позволяет делать резкие повороты и т.д.

Мотоблоки со шкивом (ременной передачей), являются более дешевыми, а также их легче ремонтировать. Минусом такой трансмиссии является снижение КПД и возможность быстрого изнашивания ремня, поэтому он должен быть прочным. Шкивы необходимо расположить в одной плоскости, иначе ремень будет перекручиваться, затрудняя работу механизма. Самым главным преимуществом мотоблоков с ременной передачей является простое агрегатирование с навесным оборудованием, в том числе с самодельным. Приобретая мотоблок с ВОМ, необходимо убедиться в наличии навесного оборудования у производителя, так как любое другое может не подойти, а переделки будут очень сложными.

Что же лучше? Мотоблоки со шкивом обладают небольшой ценой, а также не требуют сложного ремонта. ВОМ сложнее ремонтировать и подбирать навесное оборудование, однако, если оно идет в комплекте, то такая техника показывает себя более долговечной, имеет высокую производительность. Высокая стоимость ремонта мотоблоков с ВОМ компенсируется качеством и низкой вероятностью поломки.

Топ 5 лучших моделей

Ниже представлены несколько моделей, которые больше всего заинтересовали пользователей и по их мнению вошли в число лучших агрегатов.

Салют 100-Х-М1

Данное устройство оснащёно 6,5-сильным бензиновым мотором Honda, топливным баком на 3,6 л, шестеренчатой трансмиссией, валом отбора мощности для возможности использования широкого спектра навесного оборудования. Все важные узлы, включая шкив, помещены в пластиковый кожух, который надёжно защищает их от пыли и инородных предметов. На рукоятке установлен переключатель скоростных режимов (2 вперёд, 1 назад), что создаёт удобство оператору при управлении мотоблоком. Ширина обработки у него регулируемая и может устанавливаться на уровне 30/60/90 см. Вес изделия 78 кг, стоимость около 48000 рублей.

Нева МБ-23

Аппарат укомплектован американским двигателем Briggs&Stratton на 10 л.с. и предназначен для интенсивных, тяжёлых работ. Для его оснащения использованы шестеренчато-цепной редуктор и 3-х скоростная КП. Отличительной чертой мотоагрегата Нева МБ-23 являются 140-миллиметровый дорожный просвет, регулируемая колея (нормальная 320 мм, с удлинителями – 570 мм), хороший тяговый показатель, равный 160 Н (кГс). Таким мотоблоком можно работать на всех типах почв и даже обрабатывать целину. Вес его составляет 105 кг, а средняя стоимость равна 50500 рублей.

Агат ХМД-6,5

Модель оборудована дизельным 6,5-сильным мотором японского производства и прекрасно адаптирована под суровые условия эксплуатации. Она экономно расходует топливо (до 1,2 л/час) и демонстрирует высокую производительность. Данный мотоблок оснащён глушителем улучшенной конструкции, обеспечивающим низкий уровень вибрации и шума, большими пневматическими колёсами, позволяющие ему легко продвигаться по полю. Его ширина обработки достигает 90 см, а глубина вспашки равна 25 см. Вес агрегата 85 кг, стоимость 25600-29300 рублей.

Скаут 135DE

Для оснащения мотоблока с валом отбора мощности Скаут 135 DE использован четырёхтактный дизельный двигатель на 9 л.с. с топливным баком на 5,5 л. В его комплектацию входят 10 культивационных фрез, обеспечивающих ширину захвата от 75 до 135 см и глубину вспахивания – от 8 до 30 см. Данный агрегат очень мощный и предназначен для обработки больших площадей. Он имеет высокую проходимость даже в условиях неровного рельефа, где обычной мототехнике трудно произвести качественное рыхление почвы. Вес его составляет 142 кг, а цена стартует от 52900 рублей.

Huter GMC-9.0

Это ещё один представитель тяжёлой садовой мототехники, оборудованной валом отбора мощности. Модель укомплектована четырёхтактным мотором с мощностью в 9 л.с., 5-литровым топливным баком и имеет трёхскоростную КПП с функцией «реверс». За один проход она обеспечивает обработку полосы шириною 115 см. Агрегат характеризуется хорошей устойчивостью и проходимостью благодаря наличию больших пневматических колёс. Вес его составляет 135 кг. Цена на него стартует от 43800 рублей.

Читайте также:  Дифференциал для мотоблока — повышенная и пониженная передача

Оставить заявку в произвольной форме

Задний ВОМ

трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 имеет двухскоростной независимый и синхронный приводы. Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через одну из двух пар шестерён привода заднего ВОМ
26
или
27,
размещённых в корпусе сцепления, вала привода ВОМ в КПП, муфту переключения привода
27
на вал коронной шестерни
26
планетарного редуктора.

Синхронный привод осуществляется посредством переключения муфты 27,

соединяющей вал коронной шестерни
26
планетарного редуктора ВОМ с шестерней КПП.

Планетарный редуктор ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни 22,

установленной на валу
26,
крышки
15
с установленными в ней водилом
25
с тремя сателлитами
23,
установленными на осях
21,
вала
20,
эксцентриковой оси
3,
неподвижной оси
14
и солнечной шестерни
24
посредством шлиц связанной с барабаном включения
17,
который вместе с тормозной лентой
16
образует ленточный тормоз включения.

Водило 25

выполнено за одно целое с тормозным барабаном
19
и вместе с тормозной лентой
18,
образуют ленточный тормоз выключения. Водило
25
посредством шлицевого соединения связано с валом
20.
Во внутреннюю шлицевую расточку вала 20

устанавливаются сменные хвостовики
10,
восемь или шесть шлиц (540 мин-1), или двадцать один шлиц (1000 мин-1).

имеется эксцентрик с рычагом
5
для осуществления внешней подрегулировки зазора в ленточных тормозах путем поворота оси
3.
Внутри корпуса заднего моста установлен валик управления
6,
связанный посредством двух регулировочных винтов
11
с рычагами
4
и
5.
ВОМ включен, когда тормозная лента 16

затянута, а тормозная лента
18
отпущена. В этом случае барабан включения
17
и соединенная с ним солнечная шестерня
24
остановлены. Вращение от коронной шестерни
22
через сателлиты
23,
обегающие остановленную солнечную шестерню
24,
передается на водило
25
и вал
20
со сменным хвостовиком
10.
Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента 18

затянута, а тормозная лента
16
отпущена. В этом случае вал
20
остановлен.

Регулировка зазора в ленточных тормозах ВОМ

Регулировку зазора в ленточных тормозах необходимо выполнять, если вал отбора мощности «пробуксовывает».

Вал отбора мощности устройство

Номер деталиНаименование детали
1522-4202020Корпус
1522-4202030Фрикцион
1522-4202060Вал ведущий
50-4202045-01Муфта переключения
12В80Кольцо
22В40Кольцо
3208Подшипник
41522-4202011Вал ведущий
5А61.03.002Кольцо
650-4202046-Б-01Муфта переключения
77,938Шарик
880-1701382Кольцо
980-1701374-01Поршень
1080-1701373Опора
1180-1701395Пружина
121А80Кольцо
13305Подшипник
148020-4202032Втулка
152В62Кольцо
161522-4202034Муфта шлицевая
1780-1701375Диск ведомый
1880-1701384Диск ведущий
1980-1701379-01Диск
2080-1701392Кольцо
21142-1701381Кольцо
228020-4202031-01Барабан
2380-1701379Диск упорный
248020-4202033Поршень тормоза
25113Подшипник
262В65Кольцо
271021-4202026Шестерня
281021-4202021Шестерня
291021-4202023Шайба упорная
305х27,8Ролик
311522-4202028Шестерня
321522-4202024Втулка
331522-4202022Ось промежуточная
34021-025-25-1-4Кольцо
35ШП12Шайба
3622-60х85Болт
378020-4202018Манжета
38ШП10Шайба
39ШП10Шайба
40Ф80-3407133-БВинт
411021-4202016Хвостовик ВОМ (8 шлиц-540 об/мин)
411021-4202017Хвостовик ВОМ 2 (21 шлиц)
411522-4202017Хвостовик ВОМ 3 (20 шлиц)
411522-4202047Хвостовик ВОМ 2С (8 шлиц-1000 об/мин)
42220-4202027Кольцо стопорное
43М8х16Болт
441522-4202065Колпак заднего БОМ
45ШЧ8Шайба
46042-048-30-2-1Кольцо
472В60Кольцо
48212Подшипник
498020-4202027Втулка
50М12х40Болт
511522-4202014Корпус
521522-4202013Прокладка
538020-4202043Винт
54142-4202042Втулка
5586-1802047Кольцо
568020-4202041Пружина

Регулировку механизма управления ВОМ Беларус МТЗ-82.1, 80.1 необходимо производить в следующей последовательности:

— установить рычаг 6

в нейтральное положение, совместив отверстие Г с отверстием в корпусе заднего моста, и зафиксировать технологическим болтом М10×60 28 (отверстие Г на соответствует отверстию А на рисунке);

— открутив пять болтов, cнять крышку люка 15

заднего моста для доступа к регулировочным винтам
11;
— расшплинтовать и снять пластину 7;

— завернуть поочередно регулировочные винты 11

крутящим моментом от 8 до 10 Нм, затем отвернуть каждый регулировочный винт на два оборота, при этом довернуть винты так, чтобы головки регулировочных винтов располагались параллельно продольной оси трактора (для установки фиксирующей пластины
7
);

— снять технологический болт М10×60;

— завернуть болт, выдержав размер Б, равный 26+2 мм и зафиксировать болт 9

— угловой ход рычага 6

под действием пружины
7
в обе стороны от нейтрального положения должен составлять от 7 до 10 градусов;

— установить на регулировочные винты 11

пластину
7
и шплинты 3,2х18.019 ГОСТ 397-79;

— установить крышку люка 15

заднего моста на место.
Планетарный редуктор заднего ВОМ Беларус МТЗ-82-1, 80-1

1
– кронштейн;
2
– пружина;
3
– эксцентриковая ось;
4, 5
– рычаг;
6
– валик управления;
7
– пластина;
8
– болт фиксации хвостовика;
9
– стопорная пластина хвостовика;
10
– хвостовик;
11
– регулировочный винт;
12
– стопорная пластина;
13
– болт фиксации стопорной пластины;
14
– ось;
15
–- крышка;
16, 18
– тормозные ленты;
17
– барабан включения;
19
– тормозной барабан;
20
– вал;
21
– ось сателлита;
22
– коронная шестерня;
23
– сателлит;
24
– солнечная шестерня;
25
– водило;
26
– вал коронной шестерни;
27
– муфта переключения привода (синхронный/независимый),
28
– болт М10х60, необходимый для регулировки зазора в ленточных тормозах (технологический).

Внешняя подрегулировка тормозных лент

В эксплуатации подрегулировку тормозных лент вала отбора мощности Беларус МТЗ-82.1, 80.1 производите в случае, если вышеприведенная регулировка зазора в ленточных тормоза не приводит к устранению «пробуксовывания» ВОМ (выбран запас по регулировке (значительный износ накладок лент тормоза)).

При сборке на предприятии-изготовителе планетарного редуктора заднего ВОМ или при ремонте эксцентриковая ось 3

устанавливается лыской вертикально справа и фиксируется стопорной пластиной
12
и болтом
13.
Для подрегулировки тормозных лент выверните регулировочные винты 11

на пять-семь оборотов, поверните эксцентриковую ось
3
механизма внешней подрегулировки на 180 градусов (лыска слева), зафиксируйте стопорной пластиной
12
и болтом
13.
Произведите заново регулировку зазоров в ленточных тормозах. Если неисправность не устраняется, замените ленты.

Управление задним ВОМ

На тракторе установлено механическое управление задним валом отбора мощности Беларус МТЗ-82-1, 80-1. Схема управления представлена на рисунке.

Рычаг 5 имеет два положения:

— «включен» — крайнее заднее положение; — «выключен» — крайнее переднее положение.

должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины
7.
Дожатие его рукой не допускается.

Размер В должен быть равен 35+10 мм при крайнем заднем положении рычага 5.

Размер В регулируется с помощью изменения длины тяг
1
и
4.
Для изменения длины тяг
1
и
4
необходимо расконтрить гайку и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера В (35+10 мм).

Механическое управление ВОМ

1
– тяга;
2
– кронштейн;
3
– крышка;
4
– тяга;
5, 6
– рычаг;
7
– пружина;
8
– ушко;
9
– болт.

Управление задним валом отбора мощности на тракторах с тент-каркасом на базе малой кабины

На тракторах Беларус МТЗ-82.1, 80.1 с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины установлено механическое управление задним ВОМ. Схема управления задним представлена на рисунке.

Рычаг 1 имеет два положения:

— «включен» — крайнее верхнее положение; — «выключен» — крайнее нижнее положение.

должен устанавливаться и фиксироваться в двух крайних положениях только под действием пружины
5.
Дожатие его рукой не допускается.

Размер Б должен быть равен 50+10 мм при крайнем заднем положении рычага 10.

Размер Б регулируется с помощью изменения длины тяги
4.
Для изменения длины тяги
4
необходимо расконтрить гайку
3
и повернуть вилку на несколько оборотов в требуемом направлении, для получения размера Б (50+10 мм).

Механическое управление ВОМ на тракторах с тент-каркасом или основанием тента на базе малой кабины

– рычаг управления;
2
– регулировочная вилка;
3, 7
– гайки;
4
– тяга;
5
– пружина;
6
– наружный стакан;
8
– упорный болт;
9
– установочный болт (толькодля регулировки);
10
– рычаг валика управления;
11
– валик управления;
12
– регулировочные винты;
13
– внутренний стакан;
14
— рычаг.

Боковой полунезависимый вал отбора мощности

Для привода агрегатируемых машин предусмотрен боковой полунезависимый ВОМ.

Место установки на тракторе Беларус МТЗ-82-1, 80-1 бокового полунезависимого вала отбора мощности

1
– боковой полунезависимый ВОМ;
2
– шестерни вала первой передачи;
3
– шестерня.

Боковой полунезависимый вал смонтирован в отдельном корпусе 1,

который крепится к левой боковой плоскости КПП вместо крышки. Привод ВОМ осуществляется от шестерни вала первой передачи и заднего хода КПП через подвижную шестерню
2,
которая перемещается поводком
6
по шлицам вала.

Включение и выключение бокового вала производится при выключенной муфте сцепления с помощью тяги 3.

Фиксация включенного или выключенного положения подвижной шестерни
2
осуществляется с помощью фиксирующей пластины
5,
взаимодействующей с рычагом
4.
Боковой полунезависимый ВОМ

1
– корпус;
2
– подвижная шестерня;
3
– тяга;
4
– рычаг;
5
– фиксирующая пластина;
6
– поводок;
7
– колпак хвостовика ВОМ.

При монтаже некоторых агрегатируемых машин боковой полунезависимый ВОМ следует снять, отвернув пять болтов М12х35 и два болта М12х45.

Затем установить на его место крышку КПП, прикладываемую в ЗИП трактора. При обратной установке бокового полунезависимого вала никаких регулировок не требуется.

Источник https://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/selhozavto/val-otbora-moshchnosti-mtz.html

Источник

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]