Содержание
Что такое вал отбора мощности
Тракторы, не требующие выполнения узкоспециализированных задач, обычно снабжаются механическими и гидравлическими системами отбора мощности. Тракторы специального назначения комплектуются электрическими или пневматическими системами. Назначение всех видов систем отбора мощности – передача вращения от двигателя на дополнительные агрегаты, используемые с трактором/минитрактором.
Вом — вал отбора мощности трактора/минитрактора
В механической системе отбора мощности передача вращения от мотора трактора/минитрактора к агрегатируемой системе передается механическим путем. Выходной конец ВОМ соединяется с валом приема мощности агрегатируемой системы. Старые модели тракторов в своем оснащении имели в качестве оконечного элемента системы отбора мощности приводной шкив, а привод навесного оборудования осуществлялся путем использования ременной передачи.
Вал отбора мощности выходит из коробки передач через отдельное сцепление, имеется специальная муфта ВОМ. На некоторых моделях тракторов трансмиссия привода ВОМ может иметь довольно сложную конструкцию, но она обычно включает в себя те же узлы, что и основная трансмиссия – коробка передач, муфта сцепления, конечные передачи.
Режимы привода вала отбора мощности подразделяются на
- зависимый,
- независимый,
- синхронный,
- полунезависимый.
Если трактор оборудован независимым приводом ВОМ, то в этом случае потоки мощности разделяются перед основной трансмиссией. Такой тип позволяет передавать вращение на дополнительное оборудование даже во время движения трактора.
Зависимый привод ВОМ конструктивно более прост, так как передача мощности производится из вала коробки передач, однако, привод агрегатируемой системы невозможен при выключенном сцеплении и при движении трактора. Зависимый режим привода ВОМ обычно используется в тракторах промышленного назначения.
При использовании в конструкции полунезависимого привода ВОМ включение и отключение его при движущемся тракторе невозможно.
Синхронный режим привода вала отбора мощности основан на передаче вращения от главной передачи, которое согласуется со скоростью движения трактора.
В современных моделях тракторов обычно используются многорежимные валы отбора мощности, а их частота вращения регулируется при помощи ступенчатых или бесступенчатых трансмиссий. По стандартам, принятым в РФ, для тракторов сельскохозяйственного назначения используются следующие режимы: независимый режим – частота вращения 540 и 1000 оборотов в минуту при номинальной частоте вращения коленвала мотора; синхронный – 3.6 оборота вала отбора мощности на 1 м пройденного пути.
Независимый режим работы ВОМ должен использоваться при эксплуатации машин, частота вращения рабочих агрегатов которых не зависит от скорости движения трактора. К ним относятся навесное, насосное, компрессорное и прицепное оборудование.
Синхронный привод ВОМ обычно необходим для эксплуатации посевных агрегатов, оборудования для дорожных работ, например, разметки.
Современные модели тракторов могут быть оснащены несколькими механизмами ВОМ, в этом случае выходной вал может быть спереди, сзади и сбоку трактора.
Каждый из механизмов ВОМ может быть однорежимным или многорежимным.
Гидравлическая система отбора мощности
Принцип работы гидравлической системы отбора мощности заключается в передаче вращения от двигателя на агрегатируемую систему при помощи потока жидкости, используемой в системе.
ГСОМ (гидравлическая система отбора мощности) широко используется на современных моделях тракторов и мини-тракторов для привода механизмов сложных коммунальных или сельскохозяйственных машин.
Гидравлическая система отбора мощности состоит из аксиально-поршневого или радиально-поршневого гидравлического насоса, распределителя, емкости для используемой в системе жидкости (например, масло), радиатора охлаждения и соединительных муфт.
Гидравлическая система отбора мощности позволяет плавно регулировать частоту вращения, независимо распределять вращение на несколько рабочих органов и автоматизировать процесс. ГСОМ может быть навесной с приводом от вала отбора мощности или находиться внутри конструкции машины.
Электрическая система отбора мощности
Принцип работы электрической системы отбора мощности состоит в передаче мощности мотора трактора/мини-трактора к рабочим органам агрегатируемой системы при помощи электротока. Тракторы, в конструкции которых используется ЭСОМ, по сути своей передвижная электрическая станция.
Электрическая система отбора мощности обычно используется при необходимости работы трактора с механизмами и машинами, оснащенными индивидуальным приводом рабочих органов и при преобразовании мощности мотора трактора в немеханический вид энергии.
ЭСОМ как правило не входит в основную конструкцию трактора, ее установка производится при дополнительной комплектации машины.
На некоторых моделях тракторов/минитракторов имеются специально отведенные на раме площадки для установки генератора. Электрическая система отбора мощности состоит из электрогенератора и распределителя электроэнергии.
Мотоблоки с (ВОМ) валом отбора мощности и дифференциалом
Вал отбора мощности в устройстве современного мотоблока – это важный механизм, который используется в целях подключения, запуска и исправной работы навесного оборудования, устанавливаемого на сельскохозяйственную машину.
Что такое ВОМ на мотоблоке?
Валом отбора мощности оборудуются практически все современные модели мотоблоков, в конструкцию которых входит бензиновый или дизельный мотор. В их устройстве этот важный элемент может монтироваться в передней, задней части, или сбоку.
Основная функция ВОМ заключается в стабильной передаче крутящего момента с оси привода мотора на используемое навесное оборудование. Таким образом, без предустановленного вала отбора мощности функции сельскохозяйственной машины будут существенного ограниченными.
Вал отбора мощности в конструкции мотоблока обладает простым и понятным устройством, что в значительной мере упрощает его самостоятельный ремонт.
Механизм состоит из таких деталей:
- рычаг;
- тяга;
- фиксатор и пластина фиксатора;
- подвижная шестерня;
- поводок.
Правильное включение и выключение вала отбора мощности осуществляется при отключенной муфте.
Виды и отличия валов отбора мощности
Сегодня производители сельскохозяйственной техники оборудуют мотоблоки ВОМ четырех основных типов. К ним относятся:
- зависимые ВОМ – механизмы этого типа осуществляют вращение одновременно с муфтой сцепления. При отключении муфты происходит одновременная остановка вала отбора мощности. Для управления механизмами такого типа на мотоблоках используются рычаги, которые монтируется возле рулевого колеса машины. Как только рычаг опускается оператором, происходит включения вала, а при поднятии рычага вал отключается. При попадании внутрь ВОМ мусора или земли, мотоблок обязательно следует остановить, не отключая предустановленный привод отбора. Подождав несколько минут для достижения мотоблоком нормального уровня нагрузки, можно продолжить эксплуатацию техники;
- независимые ВОМ – для использования механизмов этого типа не нужно подключать их к муфте мотоблоков. Благодаря этому при работе происходит равномерная нагрузка на привод, и оператор может пользоваться всеми дополнительными механизмами мотоблока, не запуская для этого его двигатель;
- синхронные ВОМ – эти механизмы начинают вращаться вместе с имеющимися ведущими колесами используемого мотоблока. В связи с этой особенностью такие валы отбора мощности исправно функционируют только при постоянно поддерживаемой скорости вращения колес;
- асинхронные ВОМ – скорость механизмов этого типа не зависит от скорости вращения имеющихся в мотоблоке колес. Валы отбора мощности этого типа нашли применение при подключении и использовании оборудования, осуществляющего перекачку воды, уборку сена, опрыскивание огорода от вредителей.
В связи с индивидуальными особенностями, каждый из перечисленных видов валов отбора мощности нашел свое применения в тех, или иных целях. Они используется для подключения и стабильной эксплуатации борон, косилок, сеялок и других, полезных в хозяйстве приспособлений.
Обзор мотоблоков с валом отбора мощности
В связи со своей универсальностью, мотоблоки с валом отбора мощности пользуются больше популярностью, чем сельскохозяйственные машины, которые не оборудованы этим полезным механизмом. Давайте перечислим лучшие мотоблоки с валом отбора мощности и рассмотрим их основные конструктивные особенности. В числе этих моделей выделяются:
- Нева МБ-2Б-6,5 Pro – эти довольно мощные мотоблоки оснащены качественным 4-тактным мотором, работающим на бензине. В конструкцию каждой модели также входит механизм, который блокирует дифференциал, тем самым существенно увеличивая маневренность машины в труднодоступных местах. Наличие ВОМ позволяет успешно использовать эти российские мотоблоки в целях глубокой вспашки, боронования, окучивания почвы, а также для посадки и сбора урожая клубневых культур;
- Беларус 09Н-01 – эти средние по классу мотоблоки комплектуются надежным сцеплением дискового типа, которое, в паре с надежным ВОМ, позволяет активно использовать для регулярной работы с агрегатами широкий спектр имеющегося навесного оборудования. Среди других конструктивных особенностей этих моделей следует выделить мощный мотор и правильно предустановленный центр тяжести;
- Салют 100-6,5 – профессиональные мотоблоки в этой популярной комплектации обладают низко предустановленным центром тяжести и сравнительно небольшим радиусом поворота. Настройка механизмов и переключение скоростей осуществляется при помощи отдельных рычагов на рукоятках мотоблоков. Основные преимущества мотоблоков в этой весьма популярной модификации заключаются в небольших габаритах, мощном и надежном редукторе, а также многофункциональности;
- Huter GMC-9,0 – эти мотоблоки с ВОМ и дифференциалом комплектуются реверсивным механизмом, который позволяет им показывать высочайшую маневренность в самых труднодоступных местах. Китайские мотоблоки в этой весьма популярной модификации оборудуются надежными моторами, а вместительные топливные баки на 6 л позволяют эксплуатировать машины без лишних остановок на дозаправку.
Все эти модели зарекомендовали себя в качестве надежных помощников в хозяйстве. Благодаря наличию ВОМ, их можно успешно применять не только на огороде, но и на придомовом участке.
Вом трактора мтз — назначение, устройство
Современный ВОМ МТЗ или вал отбора мощности предназначен для передачи мощности двигателя современной сельхоз техники навесному оборудованию.
Имеет сложное устройство. В тракторах МТЗ располагается с боков или же спереди. Также на популярных моделях сельхоз техники предусмотрен боковой вал отбора мощности. Приводится в действие от КПП.
Вом мтз и его устройство
Cостоит из таких элементов как:
- Тяга и рычаг;
- Корпус и колпак;
- Фиксатор и его пластина;
- Шестерня (передвижная);
- Поводок и ВОМ МТЗ.
Механизм включают и выключают при обязательно выключенной муфте сцепление. Кроме этого элемент оснащен планетарным приводом, который монтируется в корпус заднего моста.
Регулируем ВОМ трактора
ВОМ МТЗ не требует особого ухода, ведь механизм крепкий и прочный. Также имеет большой срок службы. Однако рекомендуем все же периодически следить за состоянием устройства.
То есть проверяйте, чтобы не было течи через уплотнения. Кроме этого специалисты советуют периодически подтягивать резьбовые соединения вала отбора мощности. Также смазывайте детали маслом.
Агрегат необходимо регулировать. Естественно, если у вас нет соответствующих навыков, лучше данную процедуру доверить специалистам. Регулировка тормозных лент ВОМ МТЗ.
Данную процедуру необходимо делать, если:
- ВОМ трактора периодически пробуксовывает;
- Рычаг управления вала отбора мощности при переключении упирается в паз ПУ;
- Не наблюдается повышенного усилия при переходе через нейтральное положение.
При обнаружении вышеописанных признаков необходимо отрегулировать ВОМ трактора.
Для этого сначала советуем установить рычаг на «нейтралку». С помощью стержня в восемь миллиметров фиксируем данное положение.
Вместе с плитой аккуратно демонтируйте ограждение вала отбора мощности. Затем необходимо отвернуть все болты, снять пластину (стопорную). Далее поверните ось с тормозной лентой по часовой стрелке.
На данном этапе необходимо выбрать зазор между барабаном и лентой. После этого вмонтируйте пластину, далее застопорите ее болтами. Регулировка ВОМ трактора завершена!
Осталось всего лишь вынуть из рычага стержень для его фиксации.
Помните, что если регулировка ВОМ МТЗ была выполнена правильно, то рукоятка в таких положениях как «Выкл.» и «Вкл.» будет находиться на расстоянии 30 мм от ПУ.
Как правило, после регулировки ВОМ трактора работает исправно.
Однако если вы даже после проведения ремонта слышите шум, который постепенно увеличивается с добавлением нагрузки, рекомендуем заменить подшипники, сателлиты, шлицы и оси.
Обнаружили следы масла на корпусе вала отбора мощности? Манжеты вала износились и, следовательно, потеряли свою упругость.
Для устранения поломки еще раз снимите ВОМ трактора. Затем внимательно осмотрите прокладку между крышкой и мостом. Если прокладка механизма износилась, ее также заменяют новым ремкомплектом.
Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Работа косилки от заднего ВОМ МТЗ 82
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Планетарный редуктор ВОМ
В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.
Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту.
Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ выключен». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами.
В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.
Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Независимый режим
В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.
Синхронный режим
В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.
Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.
Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Редуктор бокового ВОМ МТЗ 82 (80)
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста.
Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину.
Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
- Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
- В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
- Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
- Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
- Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
- Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Регулировка.
Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:
- Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
- Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.
Привод управления ВОМ МТЗ 82(80)
- Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
- Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
- Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.
Вывод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
- Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
- Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
- Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
- Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата.Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
- Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
- Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
- Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом.
Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины.
Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.
Как правильно подобрать вал отбора мощности?
Многофункциональность спецтехники всегда приветствуется на различных предприятиях, поскольку имеет ряд преимуществ в сравнении с монофункциональной. В связи с этим, сегодня многие спецмашины выходят «с конвейера» уже в комплексе с различными установками.
Также нередко владельцы транспортных средств на специализированных СТО устанавливают гидросистемы и разного рода рабочие агрегаты. Со всем, что касается установки, обслуживания, диагностики неполадок и ремонта гидравлического оборудования, а также подбора и доставки таких механизмов, как валы отбора мощности, гидронасосы и прочие комплектующие для гидравлики, помогут разобраться специалисты компании «Hydromarket».
Сходства и отличия ВОМ
Для выполнения навесными агрегатами своего предназначения им должен передаваться импульс от ДВС (двигателя внутреннего сгорания) или другого силового механизма. Функцию передачи выполняет ВОМ – вал отбора мощности. Его монтаж осуществляется на автомобильную и тракторную технику.
Размещение ВОМ на спецмашине может быть передним или задним. Это зависит от местонахождения навесного оборудования. Если на спецмашине имеется гидравлика с многоконтурным подключением, то и валы размещаются для каждого рабочего агрегата.
Осуществляет свою работу данное устройство за счет энергетического потенциала, образующемуся благодаря сцеплению и муфте, ременной передаче или приводному шкиву. При этом работа ВОМ не зависит от того, совершает движение транспортное средство или нет.
Валы отбора мощности отличаются между собой не только по расположению на спецтехнике, но и комплектации, мощности, назначению, типу технического устройства, на которое устанавливается, и прочим параметрам.
Согласно взаимодействию с ведущими колесами данные механизмы классифицируют как:
- синхронные;
- несинхронные.
Зависимый ВОМ имеет такое название, так как для совершения им полных оборотов нужна остановка транспортного средства, поскольку при движении и отключенном сцеплении выдаются неполные обороты. Такой вал имеет более простую конструкцию, чем независимый. Тот, в свою очередь, получает собственный поток мощности, отдельный от трансмиссии, и передает его к рабочему агрегату в полном объеме даже во время передвижения.
Синхронным называют механизм, который совершает обороты в зависимости от скорости вращения колес, с которыми связан. Несинхронный ВОМ осуществляет обороты автономно от оборотов ведущей оси колес. Данное устройство подходит для спецмашин, работающих в определенном скоростном диапазоне.
Стоимость валов отбора мощности в Украине
Формирование цены устройства происходит согласно учету:
- типа КПП (авто/механика);
- предполагаемого месторасположения вала на спецмашине;
- конструкционным особенностям (комплектация, вес, размерные параметры);
- использованных материалов при изготовлении;
- виду техники, ее марки и модели;
- гарантийного срока и сервисного обслуживания.
Также важно учитывать производителя ВОМ. В Гидромаркете имеется широкий выбор данных механизмов и прочего гидравлического оборудования. Здесь помогут выбрать самый подходящий вал для вашей техники как по функциональным характеристикам, так и цене!
*Комментарий: редакция не несёт ответственности за содержание и мнения, изложенные в статьях со знаком Ⓟ.
Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ) — особенности, видео
Мотоблоки с валом отбора мощности всегда высоко ценятся среди опытных фермеров. Такая техника дает возможность интенсивно использовать для повседневной работы на участке различное навесное оборудование, что, непременно, приносит свои плоды и положительно сказывается на количестве собираемого урожая.
Классификация валов отбора мощности для мотоблока
ВОМ служит механизмом, передающим создаваемым двигателем крутящий момент на рабочие элементы используемых навесных приспособлений. Все валы отбора мощности поддаются классификации по своему принципу действия.
Учитывая этот фактор, различают такие механизмы:
- зависимые ВОМ – особенность этих валов отбора мощности изначально заключается в их одновременном вращении с муфтой сцепления, предусмотренной мотоблока. В случае отключения муфты, используемый вал отбора мощности также останавливается;
- независимые ВОМ – привод мотоблоков с такими механизмами поддается более равномерным нагрузкам, что дает возможность владельцу агрегата пользоваться различными вспомогательными механизмами мотоблока даже при отключенном моторе;
- синхронные ВОМ – устойчивая работа таких валов отбора мощности обеспечена только при бесперебойной скорости вращения колес агрегата;
- асинхронные ВОМ – принцип действия этих механизмов полностью противоположный валам предыдущего типа. Такие валы отбора мощности активно используются с целью установки и применения на мотоблоке опрыскивателя, сеялки и другого навесного оборудования, работа которого осуществляется на невысоких скоростях и с частыми остановками.
Такого рода классификация позволяет каждому фермеру подобрать для себя агрегат с валом отбора мощности подходящего типа. При необходимости также можно отдельно приобрести вал отбора мощности другого типа для его последующего монтажа на имеющийся мотоблок.
Лучшие мотоблоки с валом отбора мощности
На современном отечественном рынке можно без труда найти различные модели мотоблоков, в чью заводскую комплектацию входит вал отбора мощности. Все они активно используются в паре с многочисленным навесным оборудованием, благодаря чему позволяют выполнять широкий спектр поставленных перед ними агротехнических задач. Предлагаем свой обзор мотоблоков с валом отбора мощности для применения, как в небольших, так и в довольно крупных хозяйствах. В число выбранных нами агрегатов входит:
- УГРА НМБ-1Н15 – мощные мотоблоки в этой комплектации пользуются высоким спросом благодаря проходимости, стабильной работе в любых условиях и долговечности. Благодаря валу отбора мощности эти агрегаты способны помочь в эффективной вспашке целины, бороновании, окучивании, посадке, сборе и перевозке урожая, общей массой в 500 кг;
- Мотор Сич МБ-8 –эти профессиональные агрегаты считаются универсальными сельскохозяйственными машинами. Они комплектуются мотором, мощностью 8 л. с., широкими колесами и прочным стальным корпусом;
- Caiman QUATRO MAX 70S TWK+ – средние по своему весу мотоблоки позволяют при любых погодных условиях использовать для работы на участке габаритный плуг, борону, сеялку, картофелекопалку, прицеп и другие навесные конструкции;
- Салют 100 Л6,5 – эти российские мотоблоки заслужили спрос за счет исключительной надежности, высочайшего качества сборки и стабильности. При этом мотоблоки этой марки достаточно компактны и не потребляют большое количество топлива;
- Zirka GN 151 E – китайские тяжелые мотоблоки отличаются повышенной мощностью и максимально возможным рабочим ресурсом. Надежный вал отбора мощности в их конструкции позволяет использовать каждый такой дизельный агрегат для работы с плугом, окучником, бороной, снегоотвалом, сеялкой и другими распространенными среди фермеров приспособлениями.
Наличие ВОМ в конструкции всех перечисленных агрегатов существенно расширяют их возможности, и делают агрегаты практически универсальными помощниками при работе на огороде и придомовом участке.
Механизмы отбора мощности тракторов
Отбор мощности на тракторах производится в основном через прицепное устройство, вал отбора мощности и приводной шкив.
Прицепное устройство служит для присоединения к трактору прицепных и полунавесных машин, а также прицепов. Его конструкция предусматривает возможность изменения положения точки прицепа по ширине и по высоте.
Присоединительное звено прицепного устройства может соединяться с остовом шарнирно или жестко.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Так называемое маятниковое (шарнирное) прицепное устройство (рис. 1, а) имеет в качестве присоединительного звена маятник, который соединяется с остовом через шарнир, расположенный впереди оси ведущих колес. Такое прицепное устройство облегчает поворот агрегата за счет меньшего момента сопротивления повороту, создаваемого крюковой нагрузкой.
Прицепное устройство с жестким присоединением к остову трактора имеет присоединительный шарнир, расположенный позади оси ведущих колес. При повороте агрегата это прицепное устройство создает больший момент сопротивления повороту, чем маятниковое.
Жесткое прицепное устройство (рис. 1, б) состоит из поперечной планки (поперечины), которая крепится к нижним тягам механизма навески, и прицепной серьги с пальцем.
Положение точки прицепа по ширине изменяется при перемещении прицепной серьги вдоль поперечной планки, по высоте — при подъеме или опускании механизма навески.
Иногда на тракторах устанавливают гидрофицирован-ный прицепной крюк с приводом от силового цилиндра. Такой крюк позволяет трактористу осуществлять сцепку трактора с одноосным прицепом (полуприцепом) без посторонней помощи.
Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для привода рабочих органов машин, агрегатируемых с трактором, а также для стационарных машин.
По месту расположения на тракторе валы отбора мощности могут быть задними, боковыми или передними.
Рис. 1. Типы прицепных устройств:а — маятниковое; 1 — шарнир; 2 — маятник; 3 — поперечная планка; б — жесткое; 1 — нижние тяги; 2 — поперечная планка; 3 — присоединительный палец; 4 — прицепная серьга
Приводы ВОМ подразделяют на зависимые, независимые, полузависимые, синхронные и комбинированные (рис. 2).
Зависимый привод (а) характеризуется тем, что ВОМ прекращает вращаться при выключении главной муфты сцепления. Включается такой вал при выключенной муфте сцепления при помощи передвижной шестерни или кулачковой муфты.
Существенный недостаток такого привода заключается в одновременном разгоне как агрегата, так и рабочих органов машины.
Вал отбора мощности с независимым приводом (б) управляется независимо от главной муфты сцепления. Для этого ВОМ имеет собственную многодисковую муфту включения.
Полунезависимым приводом ВОМ (в) управляют при помощи двухпоточной муфты сцепления с одной общей педалью. Выключению ВОМ предшествует остановка трактора.
Синхронный привод ВОМ изменяет частоту вращения при переходе с одной передачи на другую. ВОМ с синхронным приводом обычно имеет зависимый привод от одного из ведомых валов силовой передачи трактора. Такой ВОМ применяется для привода высевающих аппаратов сеялок и ведущих колес прицепов с активной осью.
Привод ВОМ включается зубчатой муфтой с рычажным управлением.
Приводной шкив служит для привода стационарных машин от двигателя трактора через ременную передачу. Из-за необходимости изготовления специальных ограждений ременной передачи приводной шкив используется редко.
Размеры и частоты вращения приводных шкивов стандартизованы.
Приводные шкивы размещают на колесных тракторах сбоку или сзади, на гусеничных — сзади.
Привод шкивов осуществляется через вал отбора мощности или специальный карданный вал; управление приводом рычажное, без остановки двигателя, с рабочего места тракториста, часто совместное с ВОМ.
Приводной шкив обычно состоит из литого корпуса, внутри которого расположены два взаимно перпендикулярных вала с коническими шестернями. На выходном конце ведомого вала крепится шкив. Для регулировки зацепления конических шестерен имеются специальные регулировочные прокладки.
К механизмам отбора мощности относятся валы отбора мощности, приводные шкивы, приводные лебедки и другие устройства, привод которых осуществляется от двигателя трактора.
Вал отбора мощности служит для частичного отбора мощности двигателя с целью приведения в действие рабочих органов машин, присоединяемых к трактору. Он может быть также использован для привода некоторых машин при стационарной работе трактора.
В зависимости от расположения на тракторе валы отбора мощности могут быть передними, задними и боковыми.
По способу привода применяются валы отбора мощности с зависимым, независимым, полунезависимым, синхронным и комбинированным приводами.
При зависимом приводе вал отбора мощности соединяется с одним из валов коробки передач и получает вращение только при включенном механизме сцепления.
Вал, который можно включать и выключать независимо от механизма сцепления, называют валом отбора мощности с независимым приводом. Такие валы позволяют при работающем двигателе приводить в действие рабочие органы независимо от того, движется трактор или стоит на месте.
Рис. 3. Вал отбора мощности тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82:а — конструкция: б — схема работы
Полунезависимый привод не допускает включения и отключения вала отбора мощности без остановки трактора, но может работать при остановленном тракторе.
Включение и выключение валов отбора мощности с независимым или полунезависимым приводом производится’ при помощи специальных муфт или планетарных механизмов.
Вал отбора мощности с синхронным приводом подключается после коробки передач и вращается с частотой, пропорциональной частоте вращения ведущего колеса трактора.
Частота вращения вала отбора мощности обычно стандартизирована и равна 540 ± 10 об/мин при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Это достигается включением в привод вала отбора мощности специального редуктора с определенным передаточным числом.
На тракторах МТЗ-80 и МТЗ-82 задний вал отбора мощности может работать с независимым и синхронным приводом. Он имеет планетарный механизм привода, установленный в картере заднего моста.
Планетарный механизм состоит из вала, который передним (левым) концом опирается на втулку приводного вала, а задним — на шариковый подшипник, находящийся в крышке корпуса.
Заодно с валом изготовлено водило, в котором на осях в подшипниках вращаются три сателлита, находящиеся в зацеплении с коренной шестерней и одновременно с солнечной шестерней. Коронная шестерня имеет внутренние зубья и изготовлена заодно с приводным валом.
Ступица солнечной шестерни жестко (неподвижно) соединена с тормозным барабаном включения, свободно вращающимся на валу. Тормозной барабан выключения на валу закреплен неподвижно. Стяжные ленты тормозных барабанов с фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной оси, а другим — через регулировочные винты и промежуточные детали с рычагом управления.
Переключение вала отбора мощности с независимого привода на синхронный или установка нейтрального положения производится специальной рукояткой. При этом муфта переключения соединяет вал с приводным валом и коронной шестерней (независимый привод) или приводной вал с шестерней (синхронный привод). В требуемом положении муфта переключения удерживается фиксатором.
Рис. 4. Приводной шкив тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82
К валу независимого привода крутящий момент от двигателя подводится через маховик и пару цилиндрических шестерен, расположенных в картере механизма сцепления.
Управление тормозами осуществляется рычагом, который системой рычагов и тяг связан со сбегающими концами лент тормоза. Рычаг в заданном положении фиксируется защелкой, входящей в пазы сектора.
Вал отбора мощности включен, когда тормоз солнечной шестерни затянут, а тормоз водила освобожден, следовательно, вал отбора мощности вращается и сателлиты перекатываются по неподвижной солнечной шестерне.
Вал отбора мощности выключен, когда тормоз солнечной шестерни освобожден, а тормоз водила затянут. В этом случае вал отбора мощности неподвижен, а сателлиты передают вращение от коренной шестерни на солнечную.
При работе трактора без использования заднего вала отбора мощности рычаг устанавливается в среднее положение сектора, т. е. оба тормоза освобождены.
В дополнительное рабочее оборудование тракторов МТЗ-80 и МТЗ-82 входит зависимый боковой вал отбора мощности, который может устанавливаться с левой стороны коробки передач (вместо боковой крышки). Привод его осуществляется через подвижную шестерню коробки передач.
Приводной шкив служит для использования мощности двигателя трактора при работе в стационарных условиях. Привод к шкиву и его расположение на тракторе бывают различными и определяются компоновкой основных механизмов трактора.
Однако во всех случаях вал шкива располагается параллельно оси ведущих колес, так как натяжение приводного ремня осуществляется перемещением всего трактора.
Приводной шкив включается в трансмиссию после механизма сцепления, что позволяет останавливать шкив выключением механизма сцепления без остановки двигателя трактора.
У большинства тракторов приводной шкив приводится во вращение от вала отбора мощности и имеет свой картер с парой конических шестерен, который чаще всего крепится к картеру заднего моста.
На тракторах МТЗ-80 и МT3-8 приводной шкив представляет собой конический редуктор, картер которого состоит из корпуса шкива и рукава. Ведомая шестерня выполнена заодно с валом, на шлицах которого укреплен шкив. Ведущая шестерня выполнена заодно с полым валом, который имеет внутренние шлицы для соединения с валом отбора мощности. Включение и выключение шкива осуществляются рычагом управления заднего вала отбора мощности.
Приводная лебедка предназначена для самовытаскивания и вытаскивания других транспортных средств.
Лебедка и ее приводное устройство Состоят из: коробки отбора мощности с рычагом управления и замков рычага; карданной передачи, состоящей из переднего и заднего карданных валов и промежуточной опоры червячного редуктора; барабана с тросом; вилки включения с рукояткой и муфты включения барабана.
Вилка включения снабжена тормозной колодкой, закрепленной шарнир-но на оси в ушках траверсы.
При включении муфты тормозная колодка под действием нажимного болта с пружиной упирается в торец реборды барабана, притормаживает его вращение и предотвращает возможность самораспускания троса при разматывании вручную.
Включение лебедки производится рукояткой, при этом перемещается муфта и включается барабан лебедки. Затем при выключенном сцеплении рычагом включается необходимая передача коробки отбора мощности и плавно включается сцепление.
Рис. 5. Лебедка и приводное устройство автомобиля ЗИЛ-131
Рекламные предложения:
Читать далее: Характерные термодинамические процессы
Категория: — Автомобили и трактора
→ Справочник → Статьи → Форум
Вал отбора мощности
Вал отбора мощности и узлы крепления и подъёма навесного оборудования на колёсном тракторе.
Вал отбора мощности (сокр. ВОМ) — узел тракторов, реже грузовиков, передающий вращение от двигателя на , активные прицепы и другие механизмы.
ВОМом оснащается абсолютное большинство современных тракторов. Однако все еще встречаются старые трактора без ВОМ (например, ДТ-55).
В большинстве случаев тракторы оснащаются задним ВОМом и, соответственно, задним (трёхточкой).
Реже встречается техника, которая для удобства работы оператора должна находиться перед оператором. В этом случае трактора могут оснащаться передним ВОМом.
Применение[ | ]
Является основным рабочим органом для приведения в действие различных навесных устройств, в том числе следующих типов:
Для работы с навесным оборудованием скорость вращения ВОМ стандартизирована. Стандартные значения: 540 об/мин, 1000 об/мин. Ряд тракторов оснащается возможностью переключаться между этими двумя значениями. Работа на навесном устройстве с неподходящей скоростью вращения ВОМ (540 вместо 1000 либо 1000 вместо 540) может привести либо к недостаточной эффективности работы навесного устройства, либо к его повреждению.
При работе с навесными устройствами встречается два основных вида нагрузок.
- ВОМ приводит в действие механические узлы навесного устройства: либо напрямую, либо через передающие устройства (редуктора, карданы, клиноременные передачи и пр.). Данный тип является наиболее распространённым. В этом случае ВОМ испытывает полноценную нагрузку
- ВОМ приводит в действие гидравлическую систему навесного устройства. Данный тип работы ВОМ применим только для небольшого ряда устройств, как правило небольшой мощности, оснащённых собственной гидравлической системой (например, дровокольные станки с приводом от ВОМа трактора). В этом случае ВОМ вращает только гидронасос.
Достоинства[ | ]
- Надёжность, прочность, универсальность.
Недостатки[ | ]
- Большой вес конструкции, почти всегда требуется дополнительная коробка передач.
- Высокая себестоимость.
Хвостовики вала отбора мощности[ | ]
Рабочая часть вала отбора мощности — вал, он же хвостовик. К хвостовику подключается карданный вал навесного орудия, реже гидронасос навесного орудия. Существуют несколько стандартных типоразмеров хвостовиков:
— 8×32×38. Расшифровывается как хвостовик на 8 шлицов, наружный диаметр (по краям шлицев) 38мм, внутренний диаметр 32мм. Является стандартным для советских/российских тракторов, им в стандартной комплектации оснащаются МТЗ-82;
— 13/8″ Z=6. Расшифровывается как хвостовик, диаметр 13/8 дюйма, 6 шлицов. Популярный типоразмер для навесной техники малой и средней мощности;
— 13/4″ Z=6. Используется для более мощных орудий, чем 13/8″ Z=6;
А также ряд некоторых других, менее популярных.
Вилка карданного вала навесного устройства должна совпадать по типоразмеру с хвостовиком ВОМ. В случае несовпадения возможна установка переходника на кардан. Но при большой нагрузке на навесное устройство это снижает надежность.
На многих тракторах возможна замена хвостовиков с одного стандарта на другой, например МТЗ 1523.Для работы с мощными навесными устройствами рекомендуется использовать хвостовики ВОМа с 20 либо 21 шлицом.
Существующие стандарты на ВОМ (англ.: PTO):
- ISO 500-3 Main PTO dimensions and spline dimensions, location of PTO.
См. также[ | ]
Мотоблок с ВОМ
Современный мотоблок – это сложный агрегат, конструкция которого состоит из множества связанных между собой элементов и механизмов. В число последних входит вал отбора мощности – элемент, наличие которого позволяет устанавливать и использовать на мотоблоке разные виды навесного оборудования.
Что такое ВОМ на мотоблоке – описание и функции
Валом отбора мощности называют элемент, который необходим для установки на мотоблок различных типов навесного оборудования. Мотоблоки с валом отбора мощности позволяют использовать такие виды навесных приспособлений, как мульчеры, сеялки, бороны, измельчители пней, косилки навесного типа, а также приспособления, устанавливаемые непосредственно в используемые для работы прицепы.
Основная функция вала отбора мощности заключается в получении и передаче вращательных усилий от двигателя на навесное оборудование. В большинстве случаев этот важный элемент располагается в задней части мотоблока, что позволяет подключать к нему практически все известные виды навесного приспособления.
Среди основных преимуществ вала отбора мощности следует выделить его универсальность, высокую прочность и надежность. Помимо плюсов ВОМ обладает несколькими существенными недостатками, которые заключаются в большом весе элемента и необходимости использования вместе с ним дополнительной коробки передач.
Виды и описание валов отбора мощности к мотоблокам
Валы отбора мощности, которыми комплектуются сельскохозяйственный машины, подлежат определенной классификации. В зависимости от принципа работы и конструктивных особенностей. ВОМ делятся на такие виды:
- зависимые – такие ВОМ вращаются одновременно с муфтой сцепления мотоблока. Во время отключения муфты останавливается карданный вал, из-за чего происходит остановка ВОМ. Такого рода вал управляется рычагом, распложенным возле водительского сиденья. При опускании рычага вал отбора мощности включается, а при поднятии – отключается;
- независимые – эти ВОМ не имеют соединения с муфтой. Благодаря этому привод мотоблока поддается равномерной нагрузке. Наличие такого вала позволяет использовать любые имеющиеся на мотоблоке приборы при выключенном двигателе;
- синхронные – к этому виду относятся те валы отбора мощности, которые приходят в движение вместе с ведущими колесами мотоблока. Наиболее устойчивыми такие валы становятся исключительно при постоянно стабильной скорости вращения колес;
- несинхронные – эти элементы не связаны с колесами агрегатов. Такого рода ВОМ применяются только для навесного оборудования, при помощи которого производиться опрыскивание, сеноуборка или перекачивание воды.
Все из перечисленных типов валов отбора мощности вращаются на скорости 540 или 1000 об./мин. Этого вполне достаточно для использования на мотоблоках наиболее габаритных навесных конструкций.
Лучшие мотоблоки с валом отбора мощности – ТОП-5 самых надежных агрегатов
Мотоблоки с ВОМ и с дифференциалом позволяют выполнить огромный перечень сельскохозяйственных заданий. Однако правильно выбрать один из таких агрегатов порой бывает не под силу даже опытным фермерам. Ниже представляем вашему вниманию наш обзор мотоблоков с валом отбора мощности:
- на 5-ом месте расположились китайские мотоблоки модификации Салют 100-6,5. Среди преимуществ мотоблоков в этой комплектации следует выделить наличие системы плавного запуска, отличную тягу и скромное потребление топлива. При небольших габаритах и средней мощности эти модели неплохо вспахивают целину. Высококачественный вал отбора мощности этих мотоблоков позволяет использовать любое из известных навесных приспособлений;
- 4-ое место занимают профессиональные мотоблоки Huter GMC-9,0. Эти мощные агрегаты способны вспахивать грунт любой плотности без перерывов на отдых. Не в последнюю очередь этого удалось достичь за счет наличия универсального ВОМ, который позволяет использовать для работы навесное оборудование любых размеров;
- на 3-ем месте находятся российские мотоблоки АГАТ ХМД-6,5. Техника этого бренда комплектуется прочным универсальным валом отбора мощности, что позволяет использовать в паре с мотоблоками этой модификации крупногабаритные навесные приспособления;
- 2-ое место занимают средние мотоблоки Нева МБ-2Б-6,5 Pro. К преимуществам техники этой марки следует выделить высокую маневренность, универсальность и отличную управляемость. Единственный недостаток моделей заключается в неграмотно продуманном механизме регулировки газа;
- 1-ое место по праву занимают агрегаты Кентавр МБ1012Е, в комплектацию которых входит качественный надежный ВОМ, способный с легкостью выдерживать даже самые сильные нагрузки. В основу конструкции мотоблоков Кентавр МБ1012Е входит надежный дизельный двигатель, мощностью 12 л. с.
Все перечисленные нами мотоблоки отличаются высокой надежностью, длительным рабочим ресурсом и способностью выполнять практически все поставленные перед ними задачи. Наличие ВОМ позволяет использовать эти модели в паре с окучниками, плугами, картофелекопалками, прицепами, боронами другими приспособлениями.
Мотоблок с ВОМ Ссылка на основную публикацию
Задний вал отбора мощности мтз 82
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами обора мощности.Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста.
Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину.
Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Какие задачи осуществляет вал отбора мощности трактора и мотоблока
Какую функцию выполняет вал отбора мощности в тракторе и мотоблоке? Для обработки земли и растений владельцы садов и земельных участков применяют навесное оборудование. Чтобы запустить его в работу, основную технику комплектуют валом отбора мощности.
Виды валов и принципы их работы
Аббревиатура ВОМ, расшифровывается как вал отбора мощности, оснащают мотоблоки и тракторы. Он чаще располагается сзади, спереди или сбоку.
С помощью ВОМ передается крутящий момент от оси привода двигателя на механизмы, которые являются навесным оборудованием. Эти валы можно разделить на 4 типа:
- зависимые;
- независимые;
- синхронные;
- асинхронные.
Зависимый вал отбора мощности и муфта сцепления вращаются одновременно. Когда муфту отключают, кардан останавливается. Он оказывает воздействие на работу мотоблока или трактора при следующих условиях работы:
- остановка работы машины влечет остановку ВОМ;
- при разгоне агрегата ограничивается вращение вала;
- отключение вала возможно только при полной остановке трактора.
Такой вал отбора мощности на тракторе управляется с помощью рычага, который расположен в тракторной кабине, и только после отключения муфты сцепления. При нижнем положении рычага включается ВОМ, поднимают рычаг вверх — отключается. Если в механизмы попал мусор, трактор необходимо остановить, не отключая при этом привод отбора. Следует дать возможность трактору восстановить нормальный уровень нагрузки и после продолжить работу.
Независимый ВОМ не подключается к муфте, поэтому все связанные с ней недостатки полностью или частично отсутствуют. Это позволяет равномерно нагружать привод, включать дополнительные механизмы при отключенном двигателе, запускать косилку до полных рабочих оборотов и, подъехав к полю, начать косить траву. Независимый хвостовик облегчает работу на мотоблоке.
К синхронным карданам относятся те, что вращаются одновременно с основными колесами мотоблока. Они работают устойчиво только при постоянной скорости вращения.
Скорость несинхронных осей не привязана к скорости трактора. Их используют для механизмов, производящих опрыскивание, сеноуборку, для насосной гидросистемы и других.
Как правило, ВОМ располагают в задней части мотоблока или трактора. Он приводит в действие такие устройства, как:
- косилки;
- бороны;
- оборудование для поливки;
- устройства для рубки;
- сеялки;
- устройство для удаления пней;
- подметатели.
Этот список можно продолжить еще несколькими десятками образцов навесных установок. Валы работают на стандартных скоростях, равных 540 об/мин или 1000 об/мин.
Рабочую часть его еще называют хвостовиком. Он соединяется с карданом навесных устройств или, что реже, с их гидронасосом. Соединительная часть хвостовика навесных механизмов должна быть соразмерна с хвостовиком отбора мощности. Если они не совпадают по размерам, то применяется переходное устройство. Но его использование будет снижать надежность конструкции в случае резкого увеличения нагрузки в работе.
Сейчас современный мотоблок с валом отбора мощности часто имеет переднюю установку хвостовика. Это очень удобно, когда нужно убирать снег или косить траву.
Двигатели приводов мотоблоков
Мотоблок с валом отбора мощности отечественного производства имеет привод, который состоит из классического двигателя внутреннего сгорания. Агрегаты, имеющие классификацию как легкие или средние, комплектуются бензиновыми четырехконтактными двигателями. В некоторых устаревших мотоблоках еще сохранились двухконтактные бензиновые двигатели.
Машины, считающиеся как тяжелые, чаще всего имеют дизельные двигатели, работу которых обеспечивают такие системы:
- поступления топлива;
- охладительная;
- смазки;
- пусковая — стартер;
- газораспределительная;
- зажигания.
Коленвал двигателя передает вращение редуктору через его коробку передач. Остановить такой агрегат возможно, не останавливая привод. При переключении передачи происходит отсоединение редуктора от двигателя. Этим предотвращаются рывки при начале движения мотоблока с валом отбора мощности, и так же можно остановить агрегат, не выключая привод.
Сцепление происходит через муфту. Управление сцепления осуществляется с помощью рычага. Чтобы работа мотоблока производилась плавно и без рывков, на тяжелые машины устанавливают дополнительный узел — с дифференциалом. Этот механизм позволяет исключить параллельное вращение колес, что дает возможность задать колесам разные скорости вращения.
Требования безопасности и преимущества мотоблоков с ВОМ
Для российского производителя валов отбора мощности существует стандарт РФ, в котором оговорены размеры валов, параметры последних и допустимое отклонение от указанных норм.
В документе прописаны требования к приводу хвостовиков, их положение относительно базисной поверхности, размеры расположения.
ВОМ российского производства должны соответствовать международному стандарту по мерам безопасности. Ему должны соответствовать и карданные валы, и ограждения для защиты. В его приложении перечисляются все существенные опасности, могущие возникнуть при работе с хвостовиком. Там же даются рекомендации по недопущению нестандартных ситуаций.
Мотоблоки с валом отбора мощности можно противопоставить дорогим тракторам. Они не очень дороги, многие владельцы загородных и садовых участков могут стать их пользователями. Ведь подобное устройство намного облегчит тяжелую работу на участке. Агрегат можно использовать на протяжении всего года, ведь он универсален. Помимо летних работ, мотоблок поможет осенью убрать листву, зимой — очистить территорию от снега, транспортировать материалы массой до 500 кг, удобрения.
Таким образом, мотоблок с валом отбора мощности не уступает в эффективности трактору, хотя стоит намного меньше, имеет компактную конструкцию и поэтому не требует большого помещения для хранения.
Что такое вом на тракторе — Эксперт по технике
Современный ВОМ МТЗ или вал отбора мощности предназначен для передачи мощности двигателя современной сельхоз техники навесному оборудованию.
Имеет сложное устройство. В тракторах МТЗ располагается с боков или же спереди. Также на популярных моделях сельхоз техники предусмотрен боковой вал отбора мощности. Приводится в действие от КПП.
Вал отбора мощности трактора
Все колесные тракторы оборудованы валами отбора мощности (ВОМ). Умело используя их, можно одним и тем же колесным трактором механизировать различные работы не только в полеводстве, но и на сенокошении, силосовании, погрузочных и других сельскохозяйственных работах. Такое использование трактора резко повышает производительность труда и дает большую экономию в средствах.
Валы отбора мощности могут быть:
- зависимыми и независимыми;
- синхронными и несинхронными.
Зависимые и независмые ВОМ
Зависимым называется вал, который приводится во вращение вместе с муфтой сцепления и останавливается при выключении ее. Схема такого вала дана на рисунке 137, а. Соединительная муфта, изображенная на рисунке справа, используется только для отключения ВОМ при выключенной муфте сцепления. Зависимый ВОМ ограничивает применение трактора с приводными машинами по следующим причинам:
- в момент остановки трактора для переключения передач вращение ВОМ прекращается;
- в период разгона трактора ВОМ работает на неполных оборотах;
- для остановки ВОМ (например, при повороте агрегата) нужно останавливать трактор.
Независимым называется BОM, получающий вращение от коленчатого вала двигателя, помимо муфты сцепления, поэтому он частично или полностью лишен этих недостатков. Схема независимого ВОМ дана на рисунке 137,6.
Имея такой ВОМ, можно включить па стоянке трактора рабочие органы, например косилки, дать им нормальные обороты и только после этого въезжать на загонку для кошения трав.
При работе с таким ВОМ двигатель загружается равномерно, во время работы агрегат не имеет лишних остановок, управление агрегатом, облегчается.
Схема ВОМ
Рис. 137. Схемы зависимого и независимого приводов вала отбора мощности (ВОМ):
а—зависимый привод; б—полностью независимый привод; в—полунезависимый привод; 1—шестерня независимого привода; 2—шестерня зависимого привода; 3—шестерня вала отбора мощностиВозможна конструкция ВОМ, который может быть с зависимым или независимым приводом. Схема такого ВОМ показана на рисунке 137, в. Если шестерню 3 ввести в зацепление с шестерней 1, ВОМ будет независимым, а если с шестерней 2 — зависимым.
Синхронные и несинхронные ВОМ
Синхронными называют валы, скорость вращения которых изменяется пропорционально скорости вращения ведущих колес трактора. Такие валы используют для привода высевающих аппаратов навесной сеялки и других машин, работа которых должна быть согласована со скоростью передвижения агрегата.
У несинхронных валов скорость вращения не зависит от скорости ведущих колес трактора. Такие валы предназначены для привода насосов гидросистемы трактора, рабочих органов опыливателей и опрыскивателей, сеноуборочных и других машин, работающих нормально только при определенном неизменном скоростном режиме. Скорость и направление вращения несинхронных валов и размеры их шлицевого конца у всех тракторов стандартизированы.
Что такое ВОМ
В специализированной технической прессе либо на страницах, описывающих те или иные агрегаты (в основном, специальные машины самого разного предназначения), часто упоминается словосочетание «вал отбора мощности». Что это такое и для чего необходимо?
Что такое вал отбора мощности трактора
На огромных машинах (вроде самых больших и тяжёлых автокранов) установлено два двигателя.
Один непосредственно приводит в движение автомобиль, другой же (как правило, меньшей мощности и рабочего объёма) используется только для привода оборудования (в данном конкретном примере – стрелы автокрана).
Но на менее крупной технике (как, например, на тракторах) ситуация обстоит совсем не так. Мотор – один для обеспечения всех операция – как для передвижения машины, так и для работы агрегатов.
Трактор сам по себе является очень универсальной вещью. Он может справляться с разнообразными задачами, при наличии необходимых навесных агрегатов. На тракторах ВОМ располагается сзади (пример – ЮМЗ), спереди или сбоку. Отбор мощности производится от коробки передач или непосредственно от двигателя (в обход коробки). На шасси Т16 вал установлен в корпусе главной передачи.
Расположение ВОМ на тракторе
Расположение вала зависит от конкретных потребностей непосредственно того, кто будет эксплуатировать трактор, то есть, от задач, которые предстоит выполнять. Задняя часть – наиболее популярная в данном случае. Но есть оборудование, которое может находиться только впереди – так обеспечивается постоянный визуальный контроль со стороны водителя (оператора).
Устройство
Основные элементы следующие:
- планетарный редуктор (это, по сути, и есть сам вал);
- переключатель. Нужен для осуществления выбора типа привода;
- редуктор. Он применяется, чтобы переключать скорости независимого привода (если говорить о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый – 540/545 и 1000 оборотов в минуту). Данные значения являются общепринятыми и стандартизированными для всех – то есть, не бывает случаев, когда один производитель тракторов, например, выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого нет.
часть ВОМа – это планетарный редуктор (он же – хвостовик), из которого и выходят шлицы, нужные для подключения механизмов. Вал отбора мощности МТЗ и некоторых других тракторов находится сзади. Тогда редуктор расположен прямо в корпусе заднего моста.
Если спереди – то это отдельный агрегат, имеющий привод, как и задний. В случае же, если ВОМ боковой, то планетарный редуктор в нём отсутствует.
Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и имеет привод от неё же (точнее, от шестерён).
Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода – это муфта кулачково-зубчатого типа, которая находится на ведущем валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, у которого предусмотрено три положения:
- независимый привод;
- синхронный привод;
- нейтраль.
Для того чтобы муфта могла находиться в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.
Редуктор для переключения скоростей независимого привода устанавливается прямо в корпусе сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестёрён и муфты, которая переключает скорости. На корпусе коробки передач установлен поводок, который перемещает данную муфту. В кабине органов управления для данного процесса не предусмотрено.
Принцип работы
В зависимости от типа, ВОМ работает по-разному. В частности, если речь идёт о зависимом узле, то он вращается одновременно с муфтой сцепления. Такой вал нужно включать и выключать отдельным рычагом, причём делать это только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. Тогда трактор останавливают, а ВОМ не отключают. После того, как восстанавливается нормальная нагрузка, можно работать дальше.
Независимый вал с муфтой не связан. Поэтому дополнительные механизмы можно включать независимо от мотора, например, запустить косилку до того, как агрегат наберёт рабочие обороты, а затем подъехать к полю – и начинать покос травы.
Мотоблок с валом отбора мощности
На мотоблоках могут устанавливаться ВОМы любых видов – зависимые, независимые, синхронные, несинхронные. У каждого из них есть преимущества и недостатки.
Дополнительные возможности с ВОМ
Именно благодаря ВОМу, можно по-настоящему реализовать весь потенциал трактора, мотоблока или другой машины. Вот что такое ВОМ. Среди подключаемых устройств:
- зернодробилка;
- насос тех или иных агрегатов;
- пилорама;
- сак (сварочный агрегат колёсный);
- компрессор;
- генератор;
- гранулятор
Заключение
Вал отбора мощности – вещь абсолютно незаменимая. Ведь он может превратить, по сути, заготовку (коей является мотоблок или же трактор) в универсального солдата. Но не только их. Среди машин, на которых устанавливается такой вал отбора мощности – Камаз и другие грузовики. Перед приобретением техники нужно уточнить, какой тип ВОМа на ней установлен.
Сам вал имеет огромную прочность и, как правило, не нуждается в ремонте долгое время. Но иногда всё же приходится производить регулировку, устранять течи через сальники и проверять затяжку резьбовых соединений (они могут разболтаться). Из недостатков ВОМа – немалый вес и стоимость. Но чудес не бывает.
Впрочем, современные устройства постоянно совершенствуются, это относится и к данным валам.
Источник https://mzoc.ru/prochie/chto-takoe-val-otbora-moshhnosti.html
Источник
Источник
Источник