Содержание
Гусеницы для мотоблока своими руками
Гусеничный мотоблок имеет большую проходимость, чем его колёсные аналоги. Чтобы не тратить деньги на покупку заводской техники, многие предпочитают сделать гусеницы для мотоблока своими руками.
Конструкционные особенности
Гусеница имеет цепную конструкцию, состоящую из отдельных звеньев. Механизм состоит из двух металлических рам, на которых закреплены ролики и звёздочки. На последние надевается резиновая полоса с рельефным покрытием. Конструкцию гусеницы соединяет съёмная рамка.
Колёса для самодельных гусениц крепятся к оси агрегата. С каждой стороны обычного мотоблока приделывается ещё одно колесо. На готовую четырёхколёсную технику можно нацепить гусеницы. Так как последние весят больше колёс, подобному устройству нужен двигатель повышенной мощности. Чтобы иметь возможность вернуть мотоблок в прежнее состояние, дополнительные колёса для гусениц лучше сделать съёмными.
Для создания самодельной гусеничной техники понадобится поршневой четырёхтактный двигатель. Чтобы обеспечить его полноценную работу, нужен механизм блокировки дифференциала, за счёт которого техника сможет свободно поворачиваться.
Трансмиссия устройства состоит из КПП, системы сцепления гусениц и механического редуктора. На рукоятке установлены рычаги, переключатели, аварийные узлы и прочие элементы управления.
Установка гусеничного механизма на фермерскую технику облегчит процесс работы с этим устройством. Такой мотоблок сможет свободно перемещаться по бездорожью, сугробам и эксплуатироваться во время дождя. Его используют для снегоуборки, работы на болотах, грузоперевозок в труднопроходимой местности.
Принцип движения техники на гусеничном ходу
Гусеничная платформа состоит из ведущего колеса, опорных и поддерживающих катков. Она создаёт тяговое усилие, преобразуя крутящий момент двигателя через трансмиссию. Оно заставляет крутиться колёса и перематывает ленты гусеницы. Ведущие колёса при вращении оказывают воздействие на гусеничные цепи, которые начинают совершать поступательное движение на опорных катках.
За счёт большой площади гусеницы оказывают давление на поверхность опоры, что позволяет им не застревать в грунте, а передвигаться по нему. Рельефные выступы создают сцепление с землёй.
Давление на опору понижается в месте, где установлено направляющее колесо механизма. Низкие показатели давления повышают проходимость гусеничного мотоблока, но минимизируют тяговое усилие устройства. Уменьшая или увеличивая размеры площади в месте соприкосновения с поверхностью, добиваются нужного соотношения того и другого параметра для разных задач. Давление повышается в зоне вращающейся звёздочки и доходит до максимума в месте контакта опорного катка с гусеницей.
Как сделать гусеницы для мотоблока своими руками
Существует несколько технологий реализации идеи. Для каждой из них требуются свой набор материалов, инструментов и определённые навыки. При изготовлении сложного механизма сто́ит следовать рекомендациям знающих мастеров.
Из покрышки
Считается, что это один из наиболее надёжных способов изготовить гусеничную конструкцию. Он хорош тем, что автопокрышка не нуждается в создании дополнительных грунтозацепов, так как на ней уже есть рельефный рисунок.
Наилучшим решением будет взять покрышки от колёс грузовика или трактора. Крупногабаритная транспортная техника обладает выраженным протекторным рисунком, обеспечивающим эффективный грунтозацеп. Чтобы гусеничный механизм мог свободно двигаться, сцепляясь с грунтом, поверхность материала должна иметь чётко выраженный рельеф. Диаметр покрышки сто́ит подбирать с расчётом на желаемую длину гусеницы.
Для работы нужно взять сапожный нож, заточить его до очень острого состояния и смочить в мыльной воде. Проявляя осторожность, вырезаем из автомобильной покрышки замкнутую ленту. Две боковины и мешающие внутренности срезаем электролобзиком с небольшими зубьями. Гусеничное кольцо должно иметь мягкую структуру, поэтому жёсткий внутренний слой материала следует сделать менее толстым.
Тракторные и грузовые покрышки обладают высокой устойчивостью к износу. Мотоблок на гусеницах из этого «сырья» спокойно может работать на территории, заполненной острыми камнями.
Этот прочный материал всегда находится в доступности — старые ненужные покрышки в больших количествах лежат в гаражах после использования. Они имеют замкнутую структуру, поэтому их не нужно дополнительно сшивать. Но при таких условиях гусеница имеет ограничения в плане диаметра и ширины. Однако разнообразие автопокрышек позволяет легко подобрать изделие с нужными параметрами.
Из ленты транспортёра
Для данного метода потребуется всего пара материалов, а в процессе работы можно обойтись подручными инструментами. Этот вариант часто используют дачники.
Гусенице при движении приходится выдерживать значительную нагрузку, поэтому для изготовления конструкции сто́ит выбирать толстую ленту около 7 мм. Для создания сцепления используем роликовую цепь с закрепляющей втулкой. Для придания гусеничной ленте дополнительной прочности по краям следует прошить её леской с шагом 10 мм. Укреплённая гусеница прослужит намного дольше. Чтобы из транспортной ленты получилось кольцо гусеницы, сто́ит прошить её торцевые части.
Дополнительные колёса, установленные на раме мотоблока, должны иметь тот же диаметр, что и основные.
Из ремней
Изготовить гусеницы из клиновидных ремней достаточно просто. Эта технология не требует особенных навыков и позволяет обойтись подручными материалами.
Гусеница получается путём соединения ремней друг с другом. Рельеф создаётся за счёт стальных грунтозацепов. Для крепления последних используем заклёпки или болты с гайками.
Подбираем две одинаковые по размеру цепи необходимой длины. Разрываем их на концах и объединяем в два кольца. Пережимаем концы ремней и закрепляем при помощи сварки. Изготавливаем грунтозацепы из стальных листов и крепим их с двух концов ременных колец.
Чтобы самодельная гусеница для мотоблока имела долгий срок службы, за ней следует правильно ухаживать. Её механизм нуждается в очистке от грязи, правильном хранении, регулярном техосмотре. Уход необходим всем гусеничным конструкциям, вне зависимости от материалов и способов изготовления.
Особенности переделки колесных мотоблоков в гусеничные
Немногие современные мотоблоки комплектуются гусеницами. Главная причина этому – легкость и маневренность, которую получает техника с пневматическими колесами. Однако в некоторых случаях условия эксплуатации требуют от сельхозагрегата именно наличия гусениц, которые сделают машину более проходимой. Гусеницы для мотоблока обеспечивают большую прижимную силу, что делает технику гораздо устойчивее на мягком рыхлом грунте.
Мотоблок на гусеничном ходу менее распространен на рынке. Объяснить это довольно легко, ведь колесные модели брендов Кайман, Викинг, Форза, Салют и других производителей лучше адаптированы для эксплуатации на небольших и сравнительно ровных участках с глинистыми грунтами и черноземами.
Однако каждый из колесных сельхозагрегатов можно довольно быстро и легко передать в гусеничный. Главное требование для этого – выбор места и монтаж по одному дополнительному колесу с каждой из сторон конструкции. Результат этому – мотоблок с пневматическими колесами, готовыми для монтажа гусениц. Последние можно купить в торговых точках сельхозтехники – среди энтузиастов довольно распространена модель Буран, которая подходит для установки на многие современные модели сельхозтехники. Большой популярностью среди огородников пользуются самодельные гусеницы для мотоблока – для их изготовления не требуется покупать дорогостоящие комплектующие или тратить много времени на разработку и монтаж.
При необходимости 2 дополнительных колеса для установки гусениц можно сделать съемными. Это даст оператору возможность быстро трансформировать технику так, как этого требуют конкретные условия эксплуатации. Съемные пневмоколеса можно крепить к устройству при помощи осей, используя для этого гибкую или жесткую передачу. Благодаря этому способу изготовителю не потребуется приваривать оси и их крепежные элементы в конструкции.
Если брать во внимание заводское устройство фирменных гусеничных мотоблоков, то оно почти такое же, как и у колесных моделей.
Конструкция этих сельхозагрегатов состоит из:
- силового агрегата – гусеницы на мотоблок весят больше колес, поэтому двигатели для этих сельхозагрегатов выделяются повышенной мощностью. Кроме того моторы гусеничных мотоблоков комплектуются механизмом блокировки штатных осей – он необходим для возможности разворота сельхозагрегата на месте;
- трансмиссии – включает редуктор, сцепление и коробку передач;
- ходовой части – состоит из гусениц и заводского привода;
- элементов управления техникой – сюда входят рычаги, кнопки, переключатели и тумблеры, которые располагаются на рукоятках и подключаются к соответствующим узлам при помощи натянутых тросов.
Таким образом, разница между двумя типами сельхозагрегатов заключается только в наличии гусениц и более мощного двигателя, оборудованного дополнительными функциями.
Правила эксплуатации
Грамотное использование любого устройства является залогом его долговечности и сохранения высокого уровня технических показателей. Естественно, гусеничный мотоблок не является исключением, поэтому владельцы подобной техники должны учитывать некоторые важные моменты.
- Оптимальная скорость находится в диапазоне 18-20 км/ч.
- Необходимо учитывать грузоподъемность платформы. В соответствии с актуальной статистикой, наибольшим спросом пользуются 200-килограммовые модели.
- Максимально допустимая высота снежного слоя, ограничиваемая расположением силовой установки, – тоже важный показатель. Современные модификации модулей позволяют гусеничным мотоблокам передвигаться по снегу глубиной до 50 см.
- Предельная глубина жидкой грязи составляет 45-50 см. Как и в предыдущем случае, определяющим фактором является высота расположения двигателя.
Максимально продлить жизнь гусеничному узлу и мотоблоку в целом позволит соблюдение нескольких простых правил эксплуатации техники. Перед каждой поездкой и после ее завершения настоятельно рекомендуется:
осуществлять тщательный осмотр гусеничных цепей и других элементов модуля; контролировать степень натяжения; проверять качество крепления всех деталей; уделять большое внимание состоянию траков.
Гусеничная платформа, виды, модификации
Данное оборудование производят как отечественные компании, так и зарубежные производители. В результате этого существует множество модификаций, различающихся:
- по форме;
- по принципу монтажа;
- по использованию.
Формы модулей
Из всего разнообразия моделей можно выделить две основные формы:
- Прямоугольная осевая;
- Треугольная шестеренчатая.
Осевые приставки состоят из:
- платформы;
- оси;
- четыре ролика;
- двух шестерен;
- двух гусениц.
Платформа крепится к мотоблоку болтовыми соединениями. К нижней части оси присоединены четыре ролика. Ролики создают необходимое натяжение гусеницы. Две шестерни, размещенные по обеим сторонам гусеницы, попадая в паз, приводят платформу в движение.
Треугольная шестеренчатая приставка состоит из следующих элементов (для каждой гусеницы отдельно):
- большой шестерни;
- жесткой рамы;
- восьми роликов;
- гусеничная лента.
Большие шестерни насажены на ось, идущую от редуктора мотоблока. Ролики закреплены в нижней части жесткого каркаса, они располагаются попарно по оба края гусеничной ленты. Такое строение позволяет обеспечить необходимое натяжение гусеницы при движении. Разблокировка дифференциала позволяет мотоблоку совершать различные маневры — развороты, повороты и т. д.
Это важно знать!
Решив купить (или изготовить самостоятельно) гусеничный привод для мотоблока, необходимо учесть следующие характеристики приставки:
- Оптимальную скорость движения мотоблока на гусеничном ходу. Мощные модели могут обеспечить скорость от 18 до 20 км/час.
- Грузоподъемность приставки. В большинстве случаев приобретаются модели грузоподъемностью 200 кг, но каждый владелец техники вправе выбирать и подбирать эту характеристику под свои нужды, учитывая мощность двигателя мотоблока.
- Максимально допустимую высоту снежных масс (если планируется использование приставки и мотоблока в качестве снегохода). Основной ограничитель — высота двигателя. Современные приставки позволяют с комфортом передвигаться по снегу до 50 см. высотой.
- Допустимый уровень жидкой грязи, воды также колеблется в пределах от 45 до 50 см. Причина та же — высота расположения двигателя.
Особенности и устройство
Гусеницы для мотоблока значительно упрощают и перевозку груза, и движение самого устройства. За счет того, что гусеничный механизм покрывает довольно большую поверхность, мотоблок движется гораздо равнее, оказывает меньшее давление на поверхность и не застревает на сложных почвах. Мотоблок на гусеницах способен работать даже в плохую погоду, а в хорошую он становится еще более маневренным.
Уход и использование гусеничного модуля не вызывает у владельцев особых сложностей, а сделать его самостоятельно совсем несложно. Предстоит учитывать, что, когда мотоблок укомплектовывается гусеничным модулем, его скорость уменьшается. Однако способность устройства перемещаться по сложным местностям, перевозить грузы и даже очищать территорию от снега возрастает.
Мотоблоки с гусеничными модулями в остальном полностью совпадают с обычными мотоблоками. Двигатель должен быть четырехтактным с возможностью блокировать оси, чтобы устройство могло повернуться, при этом не делая целый круг. Существует также требование наличия водяного охлаждения, помогающее справиться с высокими нагрузками, из-за которых мотор перегревается. Данная разновидность более эффективна, чем воздушная. Система сцепления, коробка передач и редуктор у гусеничных механизмов представлены в традиционной версии. Управляется мотоблок на гусеницах при помощи рукоятки.
Самостоятельно создавая гусеницы, важно понимать, что если сконструировать их слишком высокими, то центр тяжести мотоблока переменится, и он начнет испытывать трудности, поворачиваясь, и даже накреняться на тот или иной бок. Для предотвращения такой ситуации вторую ведомую ось предстоит сделать длиннее на пару-тройку сантиметров
Также при помощи втулки удастся расширить колесную базу, уже существующую у мотоблока.
Гусеничные приставки: особенности устройства и преимущества эксплуатации
Гусеницы к мотоблоку – специальный механизм, помогающий улучшить процесс транспортировки грузов или перемещения самого мотоблока. Преимущество гусеничного механизма в том, что он позволяет покрыть большую площадь поверхности. Это дает возможность равномерно распределять нагрузку, оказываемую на почву при передвижении. Еще один плюс в том, что гусеничное оборудование предотвращает возможность застрять в грязи. Сейчас рынок переполнен предложениями различных подобных приспособлений. Следует обратить внимание на некоторые профилактические моменты эксплуатации устройства:
- регулярно осуществляйте контроль степени натяжения цепи;
- покрывайте маслом те части гусеницы, которые трутся друг о друга при движении;
- осматривайте цепь перед каждым началом работы на предмет неровностей и повреждений.
Мотоблок на гусеницах – полезное приобретение, которое будет выгодно своему владельцу. Причем, кроме возможности купить уже готовый механизм, можно немного потрудиться и сделать его своими руками.
Иная техника, оснащаемая гусеницами вместо колёс
Если разобраться, то на гусеницы можно поставить любую технику независимо от её назначения. И если раньше подобными «экспериментами» занимались лишь гаражные умельцы, коих в России великое множество, то сегодня можно увидеть подобную технику заводского производства.
Гусеницами оснащают не только снегоходы и болотоходы, но и мини-трактора, которые для данных целей изначально не были предназначены. Но особый интерес вызывают серийные автомобили, поставленные на гусеничный ход.
ФОТО: rosvezdehod.ruБолотоходы очень популярны у охотников и егерей
Автомобиль на гусеничном ходу: купить или сделать своими руками
Если рассуждать с точки зрения экономии, то самостоятельное изготовление гусениц для авто более приемлемо. Однако в таком случае следует быть готовым к тому, что придётся часто ремонтироваться в полевых условиях. Но есть и плюсы – несколько поломок, и гаражный мастер знает все слабые места, после чего их усиливает.
Заводской вариант более затратен. Но здесь можно понадеяться на проведённые испытания. Хотя, как показывает практика, и такие гусеничные блоки ломаются в самый неподходящий момент. Предлагаем Вам посмотреть видео, в котором на гусеницы (правда, не своими руками, а в заводских условиях) поставлена «Нива».
Watch this video on YouTube
Гусеницы для снегоходов своими руками
Снегоход априори должен быть оснащён гусеницами – без этого он не сможет передвигаться. Однако проблема заключается в том, что они могут выйти из строя.
В таком случае есть 3 варианта развития событий.
- Если есть время и желание, вполне можно использовать в качестве самодельной гусеницы для снегохода транспортёрную ленту. Главное − прочно сшить торцы и усилить борта, чтобы не остаться в каком-нибудь сугробе вдали от людей при разрыве соединений. В условиях зимнего леса ремонт гусеницы снегохода своими руками хотя и возможен, но проблематичен.
- Обратиться к умельцам, коих всегда можно найти в гаражных кооперативах.
- Приобрести новые гусеницы в специализированном магазине. Этот вариант хорош, но может пробить брешь в семейном бюджете.
ФОТО: nifhi.mrc51.ruТакие гусеничные снегоходы собираются умельцами
Самодельный мини-трактор на гусеницах: из чего сделать своими руками
Самым лучшим мини-трактором можно назвать модернизацию мотоблока. Если владелец не желает самостоятельно ставить его на гусеничный ход или для этого попросту нет времени, вполне можно приобрести необходимые узлы.
А после того как гусеницы для мотоблока «Нева» или любого иного приобретены, можно цеплять к нему различное навесное оборудование (плуг, окучник, плоскорезы). Цены на небольшие гусеницы для мотоблоков не слишком высоки, в отличие от длинных элементов, используемых в более крупной технике.
Предлагаем посмотреть в видеообзоре, как выглядит и работает мотоблок на гусеницах.
Watch this video on YouTube
Самодельный вездеход на гусеничном ходу: болотоход своими руками
Вездеходы-болотоходы − это вообще отдельная история. Для многих охотников и рыболовов изготовление вездехода из мотоблока («Нева» или любого другого) на сегодняшний день остаётся единственным выходом. Приобретение подобной техники не каждому по карману. К тому же самодельный агрегат проще ремонтировать в дороге, если сам его собирал по винтику.
Предлагаем Вашему вниманию несколько фотопримеров интересных самоделок из мотоблоков и бензопил, поставленных на гусеничный ход.
ФОТО: hewic.ruvegity.ru.net
ФОТО: guns.allzip.orgНу, а теперь – бонус: несколько фотографий, демонстрирующих высоту полёта фантазии наших умельцев и примеры воплощения её в жизнь.
ФОТО: forum.sakh.com
ФОТО: youtube.com
ФОТО: forum.sakh.com
ФОТО: youtube.com
ФОТО: twitter.com
ФОТО: avatars.mds.yandex.net
Рекомендации
Мотобуксировщик, как говорилось выше, отличное транспортное средство для перевозки грузов и незаменимый транспорт для охотников и рыболовов. И огромный плюс их в том, что их можно чинить в полевых условиях, не затрачивая денег и много времени.
Мнение эксперта Смирнов Александр Станиславович Инструктор по выживанию в дикой природе. Опыт преподавания более 15 лет
Среди множества плюсов нужно учитывать и тот факт, что перед эксплуатацией данного транспортного средства нужна подготовка и проведение техобслуживания.
- Во время долгих стоянок нужно прогревать двигатель, чтобы он не вышел из строя и долго служил.
- Чтобы не образовывался лед, нужно обрабатывать пружины и тяги специальным средством против обледенения.
- Перед длительными стоянками и после очередной поездки нужно узлы и гусеницы очищать от снега, который забивается и может превратиться во льдинки.
- Смазкой нужно обработать тросик ограничителя.
- Проверять во время затяжки резьбовые соединения.
Перед подготовкой к зиме для начала нужно избавиться от остатков бензина в топливной системе, это касается и моторного масла. Сама конструкция рамы и ее основание нужно очистить и проверить, нет ли повреждений, а если вдруг имеются, исправить все с помощью инструментов и сварки. Затем все отшлифовать и покрасить.
Раму можно также сделать своими руками, из металлических труб сделать прямоугольное сечение.
Обязательное условие – металл не должен быть тонким, так как он быстро изнашивается. Достаточно толщины трубы 3 мм.
Дополнительно нужно натяжные цепи проверить, отрегулировать и смазать. Обязательно заменить масло в двигателе по сезону. При использовании мотобуксировщика при минусовой температуре нужно предусмотреть установку морозоустойчивой электрической проводки.
Проверить и при необходимости обязательно заменить детали мотобуксировщика. Рекомендуется также заменить свечи зажигания.
Если в зимний период часто будет использоваться транспорт, то желательно докупить аксессуары – для своего комфорта и чтобы хранить мотобуксировщик. Понадобятся специальный чехол, лыжный модуль и подогрев ручек.
Как сделать сани для мотобуксировщика своими руками, смотрите далее.
Трудно представить мотобуксировщик без саней-волокуш. Они перевозят водителя и другие грузы.
Некоторые мотобуксировщики даже комплектуются такими санями. Чем сани-волокуши для буксировщика отличаются от тех же волокуш для снегохода? Кроме того, многих не устраивают покупные модели.
Как же сделать сани для мотособаки своими руками? Какие для этого необходимы материалы, инструменты и навыки?
Преимущества и особенности самодельного снегохода
Транспортное средство имеет механический привод и гусеничный мотоблок, при езде на котором, вы не застрянете в сугробах. Управление происходит за счет лыж, а рулевая система находится впереди, поэтому вы сможете легко им управлять. Цена при покупке того или иного транспортного средства немаловажна. Поэтому, если посчитать, стоимость изготовления снегохода самостоятельно будет ниже раз в пять, нежели покупать его от производителя. А еще дешевле он выйдет за счет имеющегося в наличии мотоблока и других деталей. Надежность – там, где не пройдет человек и не проедет автомобиль, снегоход преодолеет все препятствия с легкостью. Если снегоход изготавливается своими руками, то к выбору деталей конструктор подходит очень тщательно. Делая все самостоятельно, вы отвечаете за качество своей конструкции
Кроме того, уделяя большое внимание узлам механизма, вы делаете снегоход вездепроходимым.
Конструкционные особенности устройства
Изготовление комплектующих самодельной гусеницы для мотоблока своими руками позволяет сэкономить деньги на покупке заводских устройств и дальнейшей эксплуатации оборудования. Если все сделано правильно, то изготовленные собственноручно гусеницы для мотоблока увеличивают характеристики проходимости.
По сравнению с колесными аналогами, гусеничные мотоблоки не получили столь широкого распространения. Объясняется это просто. Колесные агрегаты от фирмы Texas, Патриот, Кайман, Викинг, Forza в наибольшей степени приспособлены под вспахивание земельных территорий. Такая конструкция лучше всего подходит для работы, связанной с почвой.
Переделка колесного мотоблока представляет собой работу, состоящую в присоединении по одному дополнительному колесу с каждой стороны. Получается четырехколесный мотоблок, на который можно надевать гусеницы. Они могут быть, в свою очередь, покупными или самодельными. Дополнительные колеса можно отделать съемными. Это позволяет своевременно превращать агрегат в стандартной мотоблок, идеальный для работы в огороде.
Для этого закрепляются колеса к оси, которые уже предусмотрены в конструкции, посредством жесткой или гибкой передачи. Такое решение считается целесообразным, так как исчезает необходимость в монтаже дополнительных креплений. Что касается устройства этих мотоблоков, то они полностью соответствуют параметрам колёсных модификаций:
- Двигатель. Он мощный, четырехтактный. В нем присутствует функция блокировки осей. За счет этого гусеничный мотоблок может поворачиваться на месте, не описывая полный круг.
- Трансмиссия. Стандартный набор включает в себя коробку передач, систему сцепления и редуктор.
- Ходовая часть. Здесь используются гусеницы. Они заменяют колесную базу. Если произведена переделка, то к имеющейся паре колес добавляют по одному кату с каждых сторон. На них надевают самодельную гусеницу.
- Органы контроля. Располагаются на рукоятке управления. Включают в себя механизмы аварийной остановки и разного рода рычаги сцепления.
Перед началом самостоятельного изготовления необходимо оценить предложения в магазинах, специализирующихся на продаже такого оборудования. Особого внимания стоит цена определенных разновидностей гусениц для известных производителей мотоблоков. Допустим, гусеница на мотоблок Нева стоит порядка 28000 руб. Это полнофункциональная снегоходная приставка. По отдельности можно купить сиденье для водителей, благодаря чему мотоблок приобретает черты гусеничного минитрактора, пусть и с не такими внушительными рабочими характеристиками. Технические параметры здесь такие:
- развивает скорость порядка — 18 км в ч;
- вес приставки в общем — 37 кг;
- ширина — 60 см;
- длина — 100 см;
- высота — 34 см.
Размещает на борту одного водителя и одного пассажира. Кроме того, в продаже можно найти приставку к мотоблоку на гусеницах, которая предназначена для моделей Салют и Агат. Стоимость его колеблется от 25 до 27 тыс. руб. Данная конструкция не предусматривает присоединения водительского сиденья. Из-за этого накладываются кое-какие ограничения на функциональные особенности этого устройства. Но для езды по бездорожью и снегу такой транспорт вполне подходит.
Их особенностью является возможность управления не только двумя руками, идя за мотоблоком, но и сидя в складных санях. Последние придётся приобретать по отдельности. Если учесть, что в среднем стоимость приставки составляет около 30 тыс. руб., не считая цены складных саней, можно сказать, что самостоятельное изготовление гусениц позволяет сэкономить немало средств.
Это интересно: Как сделать грунтозацепы для мотоблока своими руками
Как сделать гусеницу на мотоблок своими руками
При желании можно самостоятельно модифицировать свой мотоблок, превратив его в гусеничный вездеход или снегоход. Главное правило — следует учесть, для каких работ предназначаются гусеницы, чтобы выбрать правильный материал, ведь они должны быть не только прочными, но и предельно легкими.
Имея подручные материалы, правильно высчитав длину гусеницы, можно изготовить ее самостоятельно с помощью нехитрых подручных средств.
В первую очередь необходимо снабдить ваш мотоблок дополнительной парой колес. На каждую боковую пару и будет одеваться гусеничная лента.
Длина каждой из двух гусянок будет равна длине окружности одного колеса и расстоянию между осями каждой пары колес, помноженному на два.
Материалом для самоделки могут послужить:
- обычная транспортерная лента и втулочно-роликовая цепь;
- автомобильные покрышки;
- ремни и цепи.
Итак, рассмотрим несколько вариантов самостоятельного изготовления гусянки, в зависимости от используемого материала.
Из транспортерной ленты
Этот способ является самым простым, поскольку не требует большого количества специальных инструментов и вспомогательных материалов.
- Выбирая ленту для гусеницы, отдавайте предпочтение полосе, толщина которой будет не менее 7 мм — ведь на нее приходится достаточно большая нагрузка. Сцепку с движущимися деталями обеспечит втулково-роликовая цепь.
- Для придания ленте прочности и увеличения ее эксплуатационного срока рекомендуется по краям прошить ее леской частыми стежками с шагом около 10 мм.
- Также необходимо прошить ленту по торцам, чтоб соединить ее в кольцо нужного диаметра, или воспользоваться для большей надежности шарнирами, напоминающими рояльный навес.
- Следите за тем, чтобы дополнительная колесная пара, которую вы установите на раму мотоблока, была того же диаметра, что и основные колеса на мотоблоке.
Из покрышки
Достаточно просто изготовить прочную надежную гусянку для мотоблока из покрышки. Процесс изготовления из автомобильной покрышки не займет слишком много времени, поскольку ее не нужно сшивать и наращивать грунтозацепы — покрышка сама является замкнутой структурой с протектором для сцепления.
Процесс изготовления делится на несколько этапов:
- Очень острым ножом, смоченным в мыльном растворе для усиления режущей способности по резине, вырезать ленту для гусянки необходимой ширины.
- Боковины с покрышки срезают электролобзиком пилкой с мелким зубом.
- Жесткие части на внутренней стороне покрышки также срезаются при помощи ножа или лобзика.
Однако и здесь существует несколько моментов, на которые следует обратить внимание:
- Рисунок протектора должен быть четко выражен, поскольку его рельефы являются своеобразными грунтозацепами, повышающими сцепление движущегося механизма с поверхностью.
- Длина такой гусеницы ограничена диаметром автопокрышки, поэтому, прежде чем крепить дополнительную пару колес, следует это учесть.
Из ремней и цепей
Для того чтобы изготовить из мотоблока гусеничный вездеход, можно использовать обычные ремни с клиновидным профилем. Соединение ремней между собой осуществляется прикрепленными к ним на заклепках или винтах грунтозацепами. Таким образом мы получаем ременную гусеницу.
Чтобы изготовить гусянку из цепей (цепные гусеницы), нужно взять два отрезка одинаковой цепи нужной длины.
- Конечные звенья обоих отрезков разжимаются для того, чтобы соединить их в два замкнутых кольца.
- Разжатые звенья снова зажимаются, а затем для прочности крепления завариваются.
- Из стали нужной толщины вырезаются отрезки, которые будут служить грунтозацепами.
- Грунтозацепы крепятся болтами с обоих концов к звеньям обеих замкнутых цепей, образуя таким образом рельефную гусеницу на мотоблок.
Отзывы владельцев
Руслан, 40 лет:
У меня самодельная приставка, гусеницы сделал из старых грузовых покрышек, установил дополнительную колесную пару и натянул “гусеницу”. Получилась интересная конструкция, обеспечивающая отличную проходимость и в болотистой местности, и по снегу. Передвигаюсь таким образом по поселку без проблем, никаких пробуксовок, могу и дополнительного седока прихватить. Своей работой доволен.
Сергей, 44 года:
У меня вот уже четыре года в эксплуатации мотоблок Скиф. Последние два года купил к нему приставку СП-МБ-Ф, которая намного улучшила характеристики мотоблока, устранив дискомфорт в дождливый весенне-осенний период. Этой зимой решил с гусеницами и снег чистить — колесный привод намного проигрывает гусеницам.
Олег, 29 лет:
Я по жизни заядлый рыбак, поэтому в свободное время стараюсь заняться любимым делом. Живу в пригороде, мотоблок, естественно, имеется для ведения хозяйства. Поначалу так его и использовал… Потом случайно на форуме узнал, что мотоблок с гусеницей может стать отличным транспортным средством как зимой, так и по бездорожью. Решился, присмотрелся и купил приставку СП-МБ-СП-ПН к своему Патриоту. Результат превзошел ожидания!
Многие умельцы, чтобы не тратить денег на покупку готовой гусеницы для мотоблока, берутся за ее изготовление своими руками. Самоделки требуют от мастера смекалки и слесарных способностей, без которых изготовить такой привод будет сложно.
Дополнительные советы
Перед тем как делать гусеничный привод для мотоблока, необходимо сделать чертежи, определить размеры. Делают это для того в том, чтобы в случае изготовления очень высокой самодельной гусеницы для мотоблока надо будет менять центр тяжести мотоблочного аппарата. Это неизбежно спровоцирует проблемы при поворачивании, так как техника будет заваливаться набок. Чтобы избежать этого, вторую ведомую ось необходимо делать длиннее.
На заметку! Можно увеличить базу колес у мотоблочного агрегата. Для этого приобретают втулку. Ее ставят на главный вал.
Кроме правил по поводу мощи движка, смотрят и на охлаждающую систему:
- Воздухоохлаждение малоэффективно при значительных перенагрузках, что выведет из строя двигатель.
- Правильно пользоваться водным охлаждением, которое показало себя стабильно.
Закрепленные приставки к мотоблоку позволяют серьезно улучшить данные проходимости техники. Поэтому можно разнообразить спектр реализуемых операций, с которыми справится самодельный аппарат. Сказать иначе, созданная база в некоторых ситуациях выигрывает у стандартных колес. Однако переделка мотоблочной техники может не подойти обладателям этих техустройств. Говорится об особенных требованиях к движку.
Мотор подходит с хорошей тягой. Самодельное изготовление подходит для исполнения в условиях гаража. Вот почему блок, созданный в гараже отличная замена гусеничным моноблочным блокам, что представлены на рынке.
Популярные заводские модели
Данное агротехническое оборудование производят и отечественные, и зарубежные производители. Перечислим некоторые модели:
Гусеничная приставка Talon 380
Характеристики:
- высота гусениц — 300 мм;
- ширина гусеницы — 190 мм;
- общая длина — 1035 мм;
- общая ширина — 680 мм;
- колея гусениц — 300 мм.
Гусеничный модуль Talon WT к мотоблоку
Характеристики:
- Характер зацепления — цевочное
- Количество шагов — 62
- Масса гусеницы — 34 кг
- Размеры:
- Длина — 154″ (3886 мм)
- Ширина — 20″(500 мм)
- Шаг — 2,86″(73 мм)
- Высота грунтозацепа — 1,25″(32 мм)
Гусеничный привод “Рысь-500”
Характеристики:
- Длина: 3937мм.
- Ширина: 500мм.
- Высота грунтозацепа 22,5мм.
- Производитель Композит.
Мотоблочная гусеничная приставка “Буран”
Характеристики:
- Длина: 3686 мм.
- Ширина: 380 мм.
- Высота грунтозацепа: 17,5 мм.
- Производитель Композит.
Приставка “Муравей” к мотоблоку
Характеристики:
- Характер зацепления — цевочное
- Количество шагов — 44
- Масса гусеницы — 7,7 кг
- Длина — 2222 мм
- Ширина — 220 мм
- Шаг — 50,5 мм
Гусеничные приставки САМ
Гусеничные приставки САМ агрегатируются практически со всеми мотоблоками отечественного и зарубежного изготовители.
Гусеничная приставка СП-МБ-Ф
Характеристики:
Параметр | Значение |
Нижний Новгород | |
Страна производитель | Россия |
Применяемость | Ходовая часть |
Совместимость | Мотоблоки |
Подходит для | МБ Фаворит, Скиф |
Рабочая скорость | 15-18 км/ч |
Длинна | 1000 мм |
Высота | 340 мм. |
Ширина | 600 мм. |
Вес | 37 кг. |
Гусеничный модуль СП-МБ-ПД
Характеристики:
Вес приставки без движителя: | 37 кг. |
Скорость передвижения: | 15-18 км/ч |
Расход топлива: | 1.5-2 литра в час |
Вес буксируемого груза: | 200 кг. |
Время полной сборки: | 10 минут |
Радиус поворота: | 2 метра |
Платформа с гусеницами СП-МБ-С
Характеристики:
Параметр | Значение |
Нижний Новгород | |
Страна производитель | Россия |
Применяемость | Ходовая часть |
Совместимость | Мотоблоки |
Подходит для | Агат, Салют, Тарпан, Омич. |
Рабочая скорость | 15-18 км/ч |
Длинна | 1000 мм. |
Высота | 340 мм. |
Ширина | 600 мм. |
Вес | 37 кг. |
Снегоход СП-МБ-23
Характеристики:
Длина гусеницы | 2222 мм |
Производитель гусеницы | ООО НПО Композит г. Курск |
Ширина гусеницы | 220 мм |
Грузоподъемность: | 200 кг |
Максимальный расход топлива: | 1,5 – 2 л/час |
Габариты: | 1000*600*340 мм |
Вес: | 37 кг |
СП-МК-200
Характеристики:
Вес приставки без движителя: | 37 кг. |
Размеры без движителя: | 1000х600х340 мм. |
Скорость передвижения: | 15-18 км/ч |
Расход топлива: | 1.5-2 литра в час |
Вес буксируемого груза: | 200 кг. |
Время полной сборки: | 10 минут |
Радиус поворота: | 2 метра |
Габариты в упаковке: | 75х400х200 + 2 гусеницы |
Приставка СП-МК-80
Характеристики:
Время сборки | 10 минут. |
Скорость | 15-18 км./ч. |
Грузоподъемность буксируемых саней | 200 кг. |
Радиус разворота | 2 метра. |
Ширина гусеницы | 220 мм. |
Вес | 37 кг. |
Предлагаем таблицу соответствия гусеничных приставок САМ и марок мотоблоков:
Модификация приставки | Список совместимых мотоблоков или мотокультиваторов |
СП-МБ-1 | ОКА, КАСКАД, ЛУЧ,ФОРЗА, |
СП-МБ-2 | НЕВА |
СП-МБ-СП-ПН | ПАТРИОТ, ДОКОТА, НЕВАДА |
СП-МБ-С | САЛЮТ, АГАТ |
СП-МБ-У | УРГА |
СП-МБ-Ф | ФАВОРИТ, СКИФ |
СП-МБ-Ц | ЦЕЛИНА |
Алгоритм выполнения деталей
Существует несколько проверенных способов изготовления гусеницы своими руками. Они зарекомендовали себя, как наиболее надежные.
Применение транспортной ленты
Считается одним из самых простых методов. Помимо транспортной ленты, потребуется втулковая роликовая цепь. Простота в этом случае заключается в том, что для изготовления не требуется большого количества вспомогательных материалов и инструментов. Для продления срока эксплуатации транспортной ленты в устройстве, надо обвести его по краям леской
При этом важно обеспечить шаг в 10 мм. Чтобы соединить ленты необходимо в этом случае кольцо, надо прошить его по торцам либо использовать шарниры
Особое внимание уделяют толщине транспортной ленты. От этого непосредственно зависит уровень нагрузки на агрегат
Оптимальным будет подбор ленты толщиной 7 мм как минимум. Помимо прочего, придется позаботиться и о дополнительном колесе с каждой из сторон
Можно снять его со старого автомобиля, но при этом важно, чтобы диаметр его совпадал с аналогичным параметром у колеса на мотоблоке
Использование автопокрышки
Для мотоблока нередко берут гусеницы из автопокрышек. Народные умельцы утверждают, что конструкция имеет высокую надежность, когда в неё включён указанный элемент. Чтобы полученный мотоблок был практичным, обязательно надо позаботиться о качестве автомобильных покрышек. Они должны иметь правильный рисунок протектора. В этом отношении предпочтительнее покрышки от крупногабаритных автомобилей и тракторов. Рисунок протектора имеет ключевое значение, так как выполняет роль грунтозацепа.
Процесс изготовления можно условно разделить на несколько этапов. Вот они:
- После обнаружения подходящих покрышек вырезают из них дорожку для гусениц. Это трудоемкая работа, которая потребует много времени.
- Используют для вырезания хорошо заточенный нож. Лучше взять тот, который используют сапожники. Время от времени его надо смачивать в мыльном растворе. Так резина будет лучше поддаваться резке.
- Срезают с покрышек обе боковины. Чтобы упростить процесс, можно использовать для этого электролобзик с мелкими зубцами. Убирают лишние фрагменты внутри покрышки, если есть необходимость. Если дорожка получилась слишком твердое внутри, данную манипуляцию можно повторить.
Преимуществом указанного способа является отсутствие потребности в соединении кольцевым способом. Покрышка уже имеет замкнутую структуру.
Благодаря этому удается улучшить показатели надежности гусениц, что особенно важно в условиях больших нагрузок. И всё же такие гусеницы получаются довольно ограниченной длины
Она соответствует аналогичному параметру у автомобильной покрышки.
Из цепей и ремней
Вездеходы на гусеницах часто изготавливают с применением обычных ремней с клиновидным профилем. Соединяются они промеж собой посредством грунтозацепов. Ремни прикрепляют винтами или заклепками.
Дополнительным способом является использование одинаковых по размеру цепей. Этот материал часто обнаруживается в большом количестве в гараже у дачников. Процесс изготовления сводится к следующим моментам:
- Берут 2 одинаковые по размеру цепи. Последние звенья разрывают, после чего объединяют их в замкнутое кольцо. Пережимают звенья и заваривают их.
- Грунтозацепами соединяют цепи между собой и обеспечивают надежное крепление. Эти приспособления можно сделать из простых стальных пластин подходящей толщины. Их соединяют посредством болтов.
Если нет желания изготавливать гусеницы самостоятельно, можно взять такие изделия от старой техники. Например, хорошую эффективность демонстрирует мотоблок на гусеницах от Бурана. Есть смысл использовать именно старые детали, так как новые бурановские гусеницы стоят довольно дорого.
Способ изготовления гусеницы из ремней и цепей
Рассмотрим способ изготовления изделия из ремней и цепей. Из стандартных ремней с клиновидным профилем также можно сделать гусеницы. Соединяют их, используя грунтозацепы, которые крепят к ремням с помощью винтов и заклепок.
При изготовлении гусеницы из цепей у них должен быть одинаковый размер. Цепи разжимаются, замыкаются в кольцо и свариваются. Из стальных пластин можно изготовить грунтозацепы, которыми при помощи болтов скрепляют цепи.
В продаже можно найти уникальный гусеничный привод ГП — Н1, который подходит для многих мотокультиваторов. Он подходит для мотоблока «Нева», «Угра», «Каскад», «Салют», «Фаворит», «Ока», Havert, Caiman, Nusqarna.
У них диаметр окружности равен 30 мм. Для тяжелых мотоблоков, таких как «МТЗ» или «Агро», эти гусеницы не подходят.
Мотоблок «Нева» с гусеничной приставкой имеет хорошую проходимость. С ним невозможно застрять в условиях грязи, снега и песка. Он очень популярен в России, так как предназначен для обработки небольших территорий.
Готовые гусеницы к мотоблокам очень легко устанавливаются. Они служат как навесное оборудование.
Принцип движения гусеничного транспорта
Для гусеничной машины любого предназначения, будь это танк или снегоход, поступательное движение обеспечивается гусеничным движителем (ГД).
В нем используются два побуждающих фактора:
- крутящий момент Мк, передаваемый от двигателя/силового привода к ведущим колесам;
- сцепление гусениц с грунтом.
Гусеницей или гусеничной цепью ГД называют звенчатую конструкцию, представляющую собой сплошную непрерывную ленту или цепь.
Принцип гусеничного хода проиллюстрирован кинематической схемой работы ГД, расположенной ниже. На схеме обозначены следующие позиции:
- поз. 1 – гусеница;
- поз. 2 – поддерживающие ролики, не допускающие провисания полотна гусеничной ленты;
- поз. 3 – ведущая звездочка (ведущее колесо), преобразующая крутящий момент от двигателя в силу тяги, необходимую для поступательного передвижения машины;
- поз. 4 – опорные катки, обеспечивающие полноценный контакт полотна гусеничной ленты с поверхностью грунтовой опоры;
- поз. 5 – амортизаторы;
- поз. 6 – направляющее колесо, служащее для направления поступательного движения машины, и передающее часть его веса на грунт.
Движение по принципу гусеничного хода осуществляется следующим образом:
- На ведущую звездочку (поз. 3) подается крутящий момент Мк .
- Вращающаяся звездочка перематывает непрерывную ленту/цепь гусеницы (поз. 2).
- Гусеница (поз. 2) находится в тесном сцеплении с поверхностью опоры (грунт, рыхлая почва и т.п.). На нее воздействуют:
- усилие Rz – реакция опорной поверхности, которую гусеница передает остову транспортного средства;
- весовая нагрузка G;
- касательная реакция грунтовой опоры Рк .
Перематываемая лента/цепь гусеницы непрерывно укладывается в направлении поступательного движения транспортного средства на поверхность грунтовой опоры под опорные катки, создавая для колес машины путь с более низким сопротивлением движению, чем по мягкому грунту.
Удельное давление на опору (грунт) по длине гусеницы неравномерное – повышенное в зоне ведущих звездочек, пониженное – в передней части в зоне направляющего колеса (поз. 6). Максимальное давление на грунт от ГД – в зоне опорных катков (поз. 4).
Гусеница из автомобильных покрышек
Гусеничная самоделка из автомобильных шин – самый часто встречающийся способ самостоятельного изготовления навесного оборудования. Для этого выберите покрышки, желательно от больших грузовых авто, учитывая также форму и рисунок протектора. Это поможет избежать взаимодействия с грязью, песком и снегом в дальнейшей эксплуатации.
Для гусеничного мотоблока нужно обрезать шину так, чтобы осталась сама беговая лента, то есть избавиться от бортов. Для этого потребуется хорошо наточенный нож (используется, преимущественно, сапожный).
Такая работа, конечно же, займет много времени и терпения, так как процесс довольно кропотливый. Чтобы упростить себе задачу, периодически смазывайте поверхность ножа мыльным раствором. Далее следует обработать изнаночную сторону покрышки, посредством срезки лишних слоев. Кроме того, можно самостоятельно спроектировать гусеничные грунтозацепы.
Преимущество данного вида самодельных гусеничных приставок в том, что сама покрышка изначально представляет собой замкнутый контур. Это уменьшает вероятность ее разрыва или повреждения во время работы. Недостатком же является то, что фиксированная ширина шины позволяет охватывать достаточно небольшую поверхность грунта. Но это не беда ‒ покрышки можно и удвоить, и утроить на усмотрение владельца.
Простейший способ создания гусеницы для мотоблока
Простейшая гусеничная приставка к мотоблоку изготавливается с применением втулочно-роликовых цепей и транспортерной ленты. Суть в том, что для этого вам не потребуется никаких приборов. Весь процесс происходит, так сказать, «на коленке».
Вначале подберите правильную толщину ленты, опираясь на мощность двигателя. Далее следует обработать края ленты, чтобы предотвратить их разлохмачивание и значительно продлить срок службы. После этого необходимо сшить края ленты, используя, например, специальный шарнир.
Такая конструкция, несмотря на примитивность процесса изготовления, прослужить долго и качественно, при этом ее легко можно отремонтировать, если понадобится. Кроме предыдущих двух способов, существует множество других путей изготовления гусеничных модулей.
В навесное оборудование также входят гусиные лапки для мотоблока. Эти фрезы успешно используют для работы с особо твердой почвой. Такое устройство применяется, например, для вспахивания небольших участков почвы. Гусиные лапки можно установить практически на любой мотоблок.
Из чего можно сделать?
Выбирая материал для гусениц, важно учитывать, что он не должен быть избыточно тяжелым. Так как сам мотоблок не обладает мощным двигателем, он банально не справится с увесистым материалом и, скорее всего, сломается
Гусеничный механизм, как правило, делается из мотошин, цепей, труб, ремней либо же транспортной ленты в комбинации с втулко-роликовой цепочкой.
Большинство мастеров создают гусеницы из автопокрышек – эти детали легко преобразовываются в требуемую конструкцию. Выбирать необходимо покрышки больших грузовых машин, учитывая имеющийся рисунок протектора и форму, ведь правильный рисунок улучшит сцепление с поверхностью. Лучше, если это будут запчасти, ранее принадлежавшие тракторам или иным крупногабаритным моделям.
Правильно подобранный протектор сможет хорошо контактировать и с мокрой землей, и с покрытой льдом, и с заснеженной поверхностью. Помимо материалов для гусениц, для конструирования полноценного устройства потребуется мотоблок с КПП, а также пара дополнительных колес. При необходимости к мотоблоку прикрепляется дополнительная телега и, по желанию, даже на полозьях, чтобы транспортировать грузы по глубокому снегу.
Что необходимо для переоборудования колесного мотоблока?
Перед тем как начать собирать гусеничный модуль для мотоблока, изготовителю потребуется тщательно подготовиться. На этом этапе конструктору нужно изучить чертежи, которые должны содержать размеры всех используемых комплектующих.
После этого необходимо переходить к подготовке узлов.
Для переделки изготовителю потребуется:
- мотоблок с высокой мощностью двигателя и функцией блокировки заводских осей;
- 2 дополнительных пневмоколеса с диаметром, соответствующим штатным колесам мотоблока;
- гусеничная приставка для мотоблока, которую можно сконструировать несколькими методами;
- 2 крупные автомобильные шины или транспортерная лента – что именно будет использоваться зависит от того, какому материалу отдаст предпочтение изготовитель.
Из инструментов конструктору потребуется дрель, болгарка, металл для работы на токарном станке. Если станка нет, то изготовление деталей можно заказать в мастерской. Использование сварочного аппарата зависит от того, какой способ переделки выберет изготовитель и как именно будут крепиться дополнительные колеса для мотоблока.
Самодельные траки для гусениц
Траки для самодельной гусянки также можно изготовить самостоятельно из любого подходящего материала. Главное, что требуется учесть – какую нагрузку вы собираетесь давать своему мотоблоку.
Из пластиковых труб
В качестве траков на гусянку для снегохода можно использовать отрезки пластиковой трубы. Для этого пластмассовую водопроводную трубу №40 нарезать на отрезки, равные по ширине гусеницы. С помощью циркулярной пилы распилите каждый отрезок вдоль на две равные половины, или используйте для этого дисковую пилу по дереву.
Получившиеся траки нужно прикрепить через равные промежутки к транспортерной ленте мебельными болтами №6 с большими шляпками полусферической формы.
Из деревянных брусков
Иногда, если нагрузка на гусянку предусматривается не очень большая, можно использовать в качестве траков березовые брусочки. Они не отличаются особой прочностью для больших нагрузок, зато легки, доступны, и гусеницу с такими траками можно починить в любом удобном месте.
Железные траки
Самыми надежными являются металлические траки из качественного железа. Для этой цели подойдут металлические трубы или профиль, нарезанный на отрезки нужной длины. Профильную металлическую трубу разрезают по тому же принципу, что и пластиковую, и крепят к транспортерной ленте на болтах.
Однако у металлических траков, несмотря на их заметную прочность, также есть свои недостатки: они обладают большим весом по сравнению с пластиковыми и деревянными, и могут согнуться в ходе эксплуатации. Чтоб выпрямить трак, потребуется снимать его с гусянки, а это трудоемкая операция.
Выбирая материал, из которого будут изготовлены траки на гусеницу для вашего мини-вездехода, следует оценить степень нагрузки и условия эксплуатации. Для преодоления снежных просторов на самодельном снегоходе прекрасно подойдут легкие полиэтиленовые или деревянные траки, а для использования мотоблока в качестве мини-трактора все же лучше сделать гусеницу с металлическими грунтозацепами.
Источник https://setafi.com/sad-i-ogorod/tehnika/motoblok/gusenitsy-dlya-motobloka-svoimi-rukami/
Источник https://avto-layn.ru/selskohozyajstvennaya/gusenicy-dlya-motobloka-svoimi-rukami.html
Источник
Источник