Перейти к содержанию

Классификация и конструктивно-технические особенности мотоблоков

Содержание

Классификация и конструктивно-технические особенности мотоблоков

Мотоблок – техника, многократно облегчающая труд на земельном участке. Она заменяет целый арсенал сельскохозяйственного инвентаря и позволяет решать практически любые задачи, стоящие перед владельцем земельного участка. Выбор мотоблока во многом зависит от того, какие задачи с его помощью собирается решать пользователь. Поэтому перед покупкой необходимо разобраться с достаточно обширной классификацией представителей этой категории мини-техники и определить цели, для достижения которых, вы, собственно, и будете его покупать.

Рынок мини-техники широк и разнообразен. При этом мировые производители мотоблоков весьма активно соревнуются в наращивании их характеристик и функциональности, что нередко ставит обычного покупателя в тупик. Но на самом деле в выборе мото-техники нет ничего сложного — главное определить, собираетесь вы ее купить для профессионального или же домашнего использования. А уже от этого во многом будет зависеть ее стоимость.

Общая классификация

При всем многообразии рынка мотоблоки можно условно разделить на три категории:

  • любительские (легкие);
  • полупрофессиональные (средние);
  • профессиональные (тяжелые).

При этом в каждой из них можно отыскать как дешевые, так и весьма дорогие модели, которые умеют буквально все, однако стоят как приличное авто, а то и больше. Что касается первых, они имеют ограниченный функционал и часто не внушают особого доверия в плане надежности. Хотя довольно часто именно такой мини-технике отдают предпочтение, собираясь использовать ее лишь время от времени и для выполнения самых простых хозяйственных задач. Вторые, напротив, отличаются завидной выносливостью и обладают куда более высокими характеристиками, однако и покупка, и обслуживание таких моделей обходятся весьма недешево.

Легкие мотоблоки: любительская техника нижнего ценового диапазона

Представителей этой категории часто называют мотокультиваторами, хотя в сравнении с последними они обладают рядом принципиальных отличий . Мощность двигателей легких мотоблоков составляет всего 1-6 л.с., а самые легкие из них весят всего 9-12 кг. Захват фрезы такого мотоблока не превышает 25 см, поэтому для работы на большом земельном участке его явно не хватит. Однако для выполнения небольших объемов работ, в особенности в условиях ограниченного пространства или наличия различных препятствий на обрабатываемой площадке, это как раз то, что нужно. Ведь небольшой вес и размеры такой техники в сочетании с ее высокой маневренностью позволяют решать задачи, которые не под силу более крупным и тяжелым моделям.

Конструкция легких мотоблоков проста. Работают они по следующему принципу: момент вращения от коленвала двигателя передается на редуктор, к которому посредством цепной или червячной передачи подключается вал фрезы – основного рабочего органа. При этом ремень привода может быть натянут двумя способами: с помощью специального натяжного ролика и посредством смещения мотора относительно ведомого шкива. В первом случае двигатель закрепляется на основании мотоблока неподвижно, что само по себе является серьезным преимуществом — жесткая конструкция с минимальными вибрациями куда удобнее в работе. Впрочем, стоят такие модели несколько дороже мотоблоков с подвижным закреплением мотора, да и в обслуживании являются более капризными и сложными.

Отдельного внимания заслуживает конструкция редуктора легкой мини-техники. Наиболее дешевым вариантом является неразборная конструкция со сварным корпусом, однако в случае поломки ремонту такой элемент не подлежит. Поэтому мировые производители отдают предпочтение разборным редукторам, конструкция которых включает съемные скобы или специальные соединительные болты. Их оснащают подшипниками качения, сальниками, пылезащитными шайбами и другими узлами, которые позволяют увеличить срок службы рабочего органа и самого мотоблока как минимум втрое.

Если передача редуктора на мотокультиваторе стоит не цепная, а червячная, следует выбирать модель с литым разборным корпусом. Это значительно повысит надежность агрегата и в итоге позволит сэкономить на обслуживании и ремонте.

Техника средней серии: универсальный помощник на все случаи жизни

К этой категории относятся модели, мощность двигателя которых лежит в пределах 3,5-5,5 л.с., вес составляет от 40 до 60 кг, а захват фрезы редко превышает 80 см. Принцип работы средних мотоблоков такой же, как и у представителей легкой серии. Однако в их конструкции используются более толстые передаточные ремни и цепи, а значит, они передают большее усилие. Производительность фрезы у средних мотоблоков в 1,5-2 раза превышает показатели легких моделей. Ну а а счет увеличенной массы такая техника позволяет более качественно обрабатывать почву.

Как правило, полупрофессиональные мотоблоки оснащаются задней передачей. Они отлично подходят для работы на просторных участках, где можно свободно развернуться и отсутствуют серьезные препятствия для движения машины. В большинстве случаев качественные модели среднего класса оснащены специальной рамой. Ее наличие существенно расширяет функционал техники: на раму можно установить тяжелое навесное оборудование – борону, плуг, окучник, стрельчатые или попольные лапы и т.д.

Для эффективной работы с плугом понадобиться модель весом не менее 70 кг, оснащенная противовесами на 120-150 кг, а также грунтозацепами. Если же вы хотите работать на участке, получая от этого подлинное удовольствие, лучше всего покупать многоскоростной мотоблок.

Тяжелые мотоблоки: многофункциональная техника для профессионалов

К сожалению, и среднему, и, тем более, легкому мотоблоку не справиться на большом земельном участке. Особенно если работать вы собираетесь не только на огороде или в поле, а и с остальным хозяйством – во дворе, в саду, палисаднике и т.д. И дело тут не только в стремительном истощении моторесурса техники, работающей на износ. К примеру такое навесное оборудование как плуг, имеет несимметричную конструкцию, поэтому легкий мотоблок будет все время «вести». Ну а поскольку полупрофессиональные машины весят не так уж и много, то в большинстве случаев они просто не сдвинутся с места, поскольку не будет достаточного сцепления колес с почвой при вспашке.

Читайте также:  Как сделать мотоблок из КПП ЗАЗ своими руками?

Таким образом, если в вашем распоряжении находится большая площадь земли, лучше всего купить профессиональную модель весом от 70 кг. Такие мотоблоки имеют прочную и устойчивую ходовую часть, оснащаются мощными коробками передач и двигателями от 6 кВт. Более дорогие варианты работают с несколькими приводными ремнями, а вместо цепной передачи используют зубчатую. Профессиональные мотоблоки являются универсальной техникой, так как позволяют использовать внушительный набор навесного оборудования. Кроме того, производители часто включают в комплектацию дополнительные аксессуары, которые позволяют работать в холодное время года и выполнять отдельные сезонные работы.

Дешевые и дорогие устройства: в чем разница?

Излюбленная тактика многих предпринимателей – купить подешевле, чтобы продать подороже. Поэтому чтобы случайно не выбросить деньги на ветер, следует понимать, что цена техники зависит не только от бренда, но и от списка, происхождения комплектующих и, конечно же, качества сборки. Отличительными признаками фирменной техники являются:

  1. Профессиональный двигатель с улучшенной системой очистки воздуха.
  2. Зубчатая многоскоростная коробка передач.
  3. Фирменная трансмиссия.
  4. Отсутствие ременных, цепных и червячных передач.

Как правило мотоблоки из среднего ценового диапазона оснащаются двигателями до 6 л.с., тогда как профессиональная техника имеет моторы мощностью выше 6 лошадиных сил с большим моторесурсом. Цилиндры, поршни, система смазки двигателя и прочие узлы в таких моделях выполнены из материалов высокого качества и проходят испытания на прочность и надежность в работе.

Если в любительской и полупрофессиональной технике крутящий момент от двигателя на редуктор передается посредством ремня, то в большинстве дорогих мотоблоков эту функцию выполняет специальный редуктор с несколькими передачами. Она позволяет регулировать мощность при изменении скорости передвижения, то есть с помощью такой техники вы сможете решить задачу землеобработки более качественно и с меньшими усилиями. И если пользователь планирует использовать мотокультиватор для работы на огороде, ему следует обратить внимание на трехскоростные модели. С двумя передними передачами работа на огороде будет несколько затруднительной, особенно при наличии достаточно больших (800-800 мм) колес.

Преимущества профессиональной техники

Среди прочих достоинств профессиональных моделей отметим коробку передач с одним или двумя валами отбора мощности. С их помощью двигатель сможет приводить в действие дополнительное оборудование – опрыскиватель, циркулярную пилу, дровяной колун, опрыскиватель и пр. – что существенно расширит спектр возможностей при выполнении хозяйственных задач. Отдельные представители этой категории оснащаются карданом и приводом колес прицепа, но такая модель будет стоит почти как мини-трактор.

Еще одной отличительной особенностью профессионального мотоблока является конструкция фрезы. В любительских моделях она оснащается небольшим тонким и плоским редуктором, тогда как в технике высокого качества этот узел имеет шарообразную форму. Это позволяет размещать в нем более мощную зубчатую передачу из надежного металла.

Производители профессиональных мотоблоков насаживают фрезу на 6-гранный вал, благодаря чему ее фиксаторы под высокой нагрузкой не сминаются, а сама фреза служит намного дольше.

Отдельные модели известных брендов предусматривают возможность подключения оборотного плуга. Его конструкция имеет ряд преимуществ:

  • снижается число холостых пробегов;
  • при работе с землей не образуются свальные гребни и развальные борозды;
  • сокращается время, необходимое для вспашки единицы площади.

Примечательно, что дифференциальные полуоси профессиональных мотоблоков выполняются таким образом, что одно колесо может проворачиваться относительно второго. Удобство этой конструкции можно оценить при разворотах мотокультиватора на краях обрабатываемого участка. Наконец, фирменная мини-техника демонстрирует высокий комфорт в управлении. Чтобы начать работу рычаг сцепления необходимо опустить, а не нажать и постоянно держать, как в дешевых моделях. Кроме того, профессиональные мотокультиваторы оснащаются рычагом аварийной остановки двигателя. При работе он находится в прижатом к рукоятке руля положении. Однако стоит ее отпустить, как двигатель практически мгновенно выключается, а это — весьма полезная функция при работе на сложных участках.

От чего зависит стоимость?

Интересным является тот факт, что многофункциональная фирменная мини-техника хоть и стоит гораздо дороже большинства моделей из среднего ценового диапазона, имеет удельную стоимость (стоимость 1 моточаса) в несколько раз меньшую, чем у последних. Это значит, что такая техника окупается намного быстрее, демонстрируя завидную выносливость и надежность даже в самых сложных условиях эксплуатации. Именно поэтому за рубежом профессиональные мотоблоки с широким набором функций пользуются огромной популярностью.

Тем временем, на отечественном рынке фирменные модели в виду их стоимости пока только входят в моду. Однако все больше владельцев земельных участков и, разумеется, фермеров, отдает предпочтение именно таким мотоблокам – работать с ними одно удовольствие, а их надежность и функциональные возможности говорят о том, что деньги вложены совсем не зря. Но в любом случае выбор мини-техники зависит от трех основных факторов: особенностей обрабатываемого участка, условий эксплуатации и запросов пользователя к мощности, функциональности и другим техническим параметрам.

Характеристики самых мощных мотоблоков

Как сделать навесное оборудование к мотоблокам своими руками

В принципе, большинство оборудования очень простое в конструкции и его легко сделать из того, что под рукой. Правда, сцепку для навесов вам все же придется купить. А другие устройства как картофелесажалка, картофелекапалка, грунтозацепы, сеялку, окучники вы можете сделать и сами.

Самодельный окучник к мотоблоку

Чтобы сделать самодельный окучники к мотоблоку, нужно взять два металлических диска толщиной в 2 мм и расположить их друг напротив друга так, чтобы они раскрывались наружу.

Читайте также:  Плюсы и минусы копки картофеля мотоблоком, пошаговая инструкция

Когда мы подобрали правильный угол дисков, нам нужно закрепить окучник болтами или просто приварить.

Теперь нам нужно закрепить его на купленной нами сцепке к мотоблоку и вперед!

Самодельная картофелесажалка

Устройство самодельной картофелесажалки чем-то напоминает окучник. Здесь тоже есть два диска внизу, но сверху есть специальная чаша, в которую засыпают клубни картошки. Из отверстия в чаше клубни попадают в землю, а диски картофелесажалки устроены, чтобы закапывать их при каждом шаге.

Для того, чтобы сделать самодельную картофелесажалку, нам нужно собрать раму, колеса и колесную ось, стальные штифты, бункер для клубней, зацепные звездочки и регулировочный механизм. При изготовлении навеса внимательно отнеситесь к раме, потому что это главный орган картофелесажалки.

К нему крепятся все остальные органы. Колеса спереди закройте металлической пластиной, без неё картошка будет выпадать из бункера тогда, когда нам этого не нужно.

Правильно подберите и настройте регулировочный аппарат картофелесажалки. Это нужно для того, что правильно распределить посадочный материал в почве. Бункер снизу затяните резиной, чтобы картошка не выпадала зря. Картофелесажалка может работать на самых разных колесах.

Как сделать грунтозацепы к мотоблокам своими руками

Для того, чтобы сделать их самостоятельно, вам нужно иметь несколько заготовок, болгарку и сварочный аппарат.

Для того, чтобы сделать грунтозацепы, вы можете использовать старые колесные диски от автомобиля. Достаньте стальной уголок, он потом будет нашими зубьями на грунтозацепах. Возьмите полуось и закрепите на неё подшипник.

В центр колесного диска приварите квадратную пластину так, чтобы она своими углами касалась краев диска. Для верности проделываем дыры в пластине и дополнительно прикручиваем её болтами к диску. Полуось с внутренней стороны диска прикрепляем к нашей пластине.

Когда наше колесо готово, займемся зацепами для него. Ранее мы говорили, что вам нужно купить стальной уголок для того, чтобы потом переделать его вручную. Итак, разрезаем уголок болгаркой на части, складываем каждые два отрезка в угол и скрепляем их сварочным аппаратом.

Зацепы, которые у нас получились, необходимо разместить на ободе диска на дистанции друг от друга 15-20 см.

Второй способ изготовления самодельных грунтозацепов

Есть другой способ сделать колеса с грунтозацепами. Он пригодится вам, если у вас имеется старый ненужный газовый баллон, и нет грунтозацепов. Обрезаем круг (обод) из баллона шириной от пяти до семи сантиметров, окружность обода должна быть 30 см.

После этого из металлической пластины в 40 мм делаем зацепы и так же как в предыдущем варианте крепим их на расстоянии 15 см друг от друга. Кроме того, к каждому зацепу в его центр привариваем дополнительную пластину, которая создает дополнительный «зуб» грунтозацепа.


К краю каждого зацепа добавляем еще 60 см — это для большего вхождения в почву. К ободу одного из металлических дисков привариваем квадратную пластину, на которой будет ось грунтозацепа.

Самодельный прицеп к мотоблоку

Теперь рассмотрим конструкцию и возможности самодельного прицепа к мотоблоку. Иногда производители сами их не делают к продаваемому мотоблоку, или делают но некачественные, часто они гнутся при перевозке груза, там где прицеп соединяется с колесами. Самым лучшим это самодельный прицеп к мотоблоку, получиться дешевле в 2-3 раза и соответственно надежнее.

Для начала изготавливаем кузов будущего прицепа. Для этого берем стальные трубы с прямоугольным сечением или можем использовать уголки как в случае с грунтозацепами. Нам нужно болгаркой разрезать трубы под прямым углом и потом можно обшивать кузов деревом или металлом. Приделываем спереди сиденье для водителя. Так вы сможете управлять мотоблоком с тележкой, сидя и держа его за ручки управления мотоблоком.

Когда наш кузов готов, пора подумать как будет ездить наша тележка. Нам нужно сделать колесную ось взяв задний мост с легкового автомобиля, сняв с него редуктор. Также можно использовать как ось металлический стержень обточенный по краям так, чтобы можно одеть колеса для тележки.

Когда прицеп готов, еще нужно прикрепить её к мотоблоку. Сцепляться с мотоблоком прицеп при помощи поворотного узла. Для его изготовления берем трубу с прямоугольным сечением и привариваем её к нижнему ребру тележки так, чтобы образовался правильный треугольник, и край кузова был основанием этого треугольника.

Мы также упоминали о изготовление поворотного узла. Он представляет из себя цилиндр с консолью на двух подшипниках. Такая конструкция устройства позволяет колесам тележки и мотоблока двигаться независимо друг от друга.

Внизу вы можете видеть чертежи стандартной тележки для мотоблока

Навесное самодельное оборудование — фрезы и плуг

Одними из главных навесных орудий для мотоблока являются фрезы и плуг. Только фрезами пользуются только на мягкой и постоянно обрабатываемой почве, а плуг используется на целине. Также плуг дороже и его может позволить себе не каждый дачник. Но, в принципе, сама эта статья создана для тех, кто хочет весь комплект навесного оборудования и не хочет (или не может) за него платить.

Для самодельного плуга берете металлическую пластину толщиной от 3 до 5 мм и трубу, стенки которой должны быть 5 мм в толщине. Также нам надо будет изготовить корпус плуга.

В начале берем металлическую пластину и затачиваем её как затачивали бы косу. Сделаем из пластины отвал. Для этого его нужно вырезать болгаркой. Лемех выглядит в форме трапеции, его образец вы можете посмотреть ниже. Теперь крепим трубу. И еще нам нужен самодельный лемех. Покупной заменим диском циркулярной пилы. Все изготовленные нами детали теперь крепим к корпусу плуга и присоединяем к мотоблоку через сцепку.

Лучшие мотоблоки среднего класса

Такую технику используют на более просторных огородах площадью 0,5-1,5 Га. С ее помощью можно выращивать подсолнечник, кукурузу, зерновые или корнеплоды.

Легко на аппарате и перевезти собранный урожай, а также убрать и обработать землю после сезона. У моделей ширина прохода за один раз больше, но выше и масса аппарата.

Читайте также:  Как производится регулировка клапанов мотоблока?

КаДви Ока МБ-1Д1М10 — для разработки целины

Такой мотоблок будет лучшим, когда стоит задача разрабатывать целину. Мощность двигателя в 6,5 л.с. позволяет сильно вращать лопастями фрез (при оборотах мотора 2500 в минуту) и разрезать корни сорняков.

При столкновении с более толстыми корнями от кустарников аппарат отскакивает наверх, что дает сигнал к корчеванию. Ремни при этом не рвутся благодаря продуманной форме шкивов, не цепляющей ремень жестко к себе.

Плюсы:

  • ширина обработки почвы регулируется количеством фрез и варьирует от 72 до 113 см;
  • глубина обработки в 360 мм позволяет доставать самые глубокие корни, поэтому на следующий год огород станет значительно чище;
  • имеется 2 передние передачи, где возможно развить скорость до 9 км/ч;
  • привлекательная цена для среднего класса техники в 26000 рублей;
  • бак на 3,6 л;
  • 2 задние скорости;
  • легко заводится;
  • ножки фрезы кованые;
  • в комплекте идут запасные ремни.

Минусы:

  • двигатель произведен в Китае концерном Lifan, поэтому срок службы спрогнозировать трудно;
  • масса 100 кг;
  • передачи переключаются туго;
  • трудно поворачивать;
  • подтекает масло с редуктора;
  • шумная работа 92 дБ.

Как выбрать культиватор для дачи

Champion BC1193 — хорош для перевозки грузов

Этот мотоблок среднего класса сконструирован специально для активной эксплуатации с прицепами. Его руль имеет изогнутую форму для удобного сидячего положения оператора.

Чтобы подсоединить прицеп тяжелая передняя часть мотоблока опирается на выставную ножку. Мотор при этом снабжен объемом 270 см3 и имеет 9 л.с. для транспортировки грузов массой 600 кг.

Плюсы:

  • очень мощный руль на стойке из толстой трубы;
  • удобная загнутая форма ручек со скосом вниз;
  • регулировка высоты;
  • вал отбора мощности;
  • ширина обработки 110 см дает высокую производительность;
  • в комплекте сразу идет 8 фрез;
  • глубина культивирования 30 мм;
  • обороты двигателя 3600 в минуту;
  • дисковое сцепление для более плавного трогания с места;
  • тихая работа 78 дБ;
  • емкость бака на 6 л;
  • колеса 12 дюймов;
  • реверс.

Минусы:

  • нужно подвязывать тросики, чтобы не болтались;
  • стоимость 41000 рублей;
  • только две скорости вперед;
  • масса 132 кг тяжела при поворотах на рыхлой почве.

Daewoo Power Products DAT80110 — очень выносливый

Мотоблок отличается прочной сборкой рамы из профильной трубы с защитной дугой впереди, а также рулем из толстой стали с перемычкой. Корпус редуктора и коробки передач вылит из чугуна, что повышает его износостойкость при частых нагрузках.

Агрегат способен хорошо тянуть грузы и разбивать слежавшиеся глыбы земли благодаря мощности двигателя 8 л.с.

Плюсы:

  • широкие крылья хорошо защищают от вылета пыли;
  • ручка быстро регулируется по высоте благодаря прижиму с полуоборотом;
  • все тросики аккуратно подвязаны;
  • в комплекте набор из 8 фрез;
  • установка поддерживающего ролика;
  • ширина вспашки 110 см;
  • объем мотора 225 см3;
  • бак на 3,6 л;
  • масса 86 кг для среднего класса очень удобная;
  • качественный металл;
  • практически нет вибрации в работе.

Минусы:

  • стоимость 41000 рублей;
  • рычаг переключения передач неудобный и может отломиться;
  • после заводской сборки нужно проверить все соединения — может что-то придется подкрутить.

Делаем оборотный плуг для мотоблока своими руками

Ранее мы рассмотрели возможность использования плуга (самодельного) вместо фрезы как навесное оборудование для мотоблока. И фреза и плуг выполняют похожие функции, но по качеству обработки отличаются. Так же само отличается и оборотный плуг от стандартного.

Такой плуг имеет усложненную конструкцию, в которой корпус сверху оборудован загнутым пером. Благодаря такому строению оборотный плуг не только вспахивает землю, но и переворачивает пласт земли, которую вспахал. Это бывает полезно при работе с тяжелой почвой. Устройство оборотного плуга намного сложнее, чем у обычного, и самостоятельно сделать оборотный плуг может только профессионал. Очень сложно бывает правильно подобрать качественные заготовки и в процессе нигде не ошибиться.

Для того, чтобы собрать такой плуг самому, нужно знать из чего собирать, то есть, какие его детали нужно сначала изготовить.

Чтобы сделать плуг Зыкова своими руками, вам нужно сделать стойку, которой будете цеплять плуг к мотоблоку, корпус плуга с лемехом, полевую доску (благодаря ей плуг становится более устойчивым) и перо, которым переворачивается земля. Отвал этого плуга делаем из трубы с полметра в диаметре с толщиной стенок в 5 мм. Включаем сварочный аппарат, чтобы вырезать отвал, который мы потом шлифуем болгаркой. Для корпуса берез стальную пластину толщиной в 2-3 мм.

Каковы минимальная и максимальная скорости мотоблока и как их регулировать?

На сегодняшний день мотоблоки являются, пожалуй, самым распространенным видом мини-техники сельскохозяйственного назначения. Случается так, что пользователей некоторых моделей перестают удовлетворять показатели скорости и производительности агрегата. Приобретать новую модель довольно накладно. В этом случае можно попытаться модернизировать свое устройство.

Мотоблок – это своеобразный мини-трактор, заточенный для проведения разнообразных сельскохозяйственных операций на сравнительно малых площадях почвы.

Его назначение – выполнение пахотных работ на земельных участках малого и среднего размеров, обработка земли с помощью бороны, культиватора, фрезы. Также мотоблочные устройства могут обрабатывать посадки картошки и свеклы, косить траву, перевозить грузы (при использовании прицепа).

Также возможно использование дополнительного навесного оборудования для расширения перечня задач, выполняемых этим мощным, незаменимым во многих случаях агрегатом: прицеп-тележка для перевозки грузов весом до полутонны, фрезы, бороны и т. д.

Существуют бензиновые и дизельные разновидности мотоблочных устройств. В большинстве своем дизельные агрегаты мощнее своих бензиновых собратьев. В ценовой категории побеждают работающие на бензине устройства – они дешевле. Но выбор во многом зависит от величины земельного надела и частоты использования этой техники, ведь дизельное топливо доступней бензинового.

Мотоблочные устройства бывают двух- и четырехколесной конфигурации. Не у всех устройств предусмотрена функция реверса – заднего хода.

Источник https://dm-st.ru/klassifikatsiya-i-konstruktivno-tehnicheskie-osobennosti-motoblokov

Источник https://msmetall.ru/instrument/motobloki-harakteristiki.html

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]