Содержание
Правильная вспашка земли с помощью мотоблока, настройка и подготовка огорода к пахоте
Приобретая мотоблок для вспашки земли, нужно помнить о других работах, которые он способен выполнять. Механизм с мотором не только пашет, культивирует и окучивает, но и перевозит грузы, убирает с территории мусор и снег, косит траву. Полив грядок и уборка урожая осенью — операции, тоже подвластные мотоблоку. Некоторые экземпляры имеют вал, к которому присоединяется различная техника, способная пилить и колоть дрова, качать воду, обеспечивать электроэнергией. В этом состоит отличие мотоблоков от культиваторов.
Агрегаты для вспашки участка выпускаются 3 разновидностей: легкие, средние и тяжелые. Изделия среднего и легкого классов предназначены для использования в быту. Их вес находится в пределах 50-100 кг. Они комплектуются двигателями мощностью 4-8 л. с. Большинство агрегатов имеют несколько передних и задних передач. Мотоблоки тяжелого класса работают на землях фермерских хозяйств. Они весят более 100 кг и оснащены двигателем мощностью свыше 8 л. с.
Выбор механического помощника для обработки почвы связан с количеством выполняемых им функций, площадью участка и типом почвы. Чем почва плотнее, тем более тяжелый и мощный агрегат понадобится для вспашки земли. Вес его нужно подбирать от 95 кг. Лучшие изделия комплектуются дизельными двигателями. У них большое тяговое усилие, высокий моторесурс, топлива дизель расходует меньше. Но при понижении температуры окружающего воздуха до +2˚С и ниже двигатель труднее запускается.
Для обрабатываемого участка площадью до 15 соток мотоблок нужен с шириной обработки 70-80 см и двигателем мощностью 3-4 л. с. Для 15-40 соток подойдет агрегат с шириной обработки до 90 см и мощностью от 7 л. с. Если земельный участок площадью более 40 соток и до 1 га, перепахать его можно агрегатом с двигателем свыше 9 л. с. и шириной захвата 1 м.
Можно приобрести большой набор оборудования вместе с основным мотоблоком. Но выбрать лучше всего необходимые устройства: газонокосилка, мотопомпа, снегоотбрасыватель, картофелекопатель. Для уборки снега приобретается изделие с бензиновым двигателем. Для перевозки грузов нужны колеса диаметром от 45 см. Хорошо, если имеются регулируемые по высоте ручки.
Наиболее дорогостоящая часть мотоблока — двигатель. Отечественные агрегаты комплектуются импортными моторами. Экономия на двигателе приводит к частым ремонтам, которые обходятся дороже стоимости мотора. Качественные двигатели выпускают фирмы:
- GreenField (Гринфилд);
- Subaru (Субару);
- Honda (Хонда);
- Forza (Форза);
- BRIGGS & STRATTON.
Все выпускаемые двигатели бывают двухтактными и четырехтактными. Последние зарекомендовали себя в качестве надежных и экономичных. При выборе двигателя следует отдавать предпочтение моторам с дисковым сцеплением и обслуживаемым редуктором. Эти изделия являются наиболее функциональными и надежными. Редукторы лучше выбирать шестеренчатые. Червячные системы часто перегреваются при работе и требуют остановки агрегата каждые 20 минут.
Лучшие мотоблоки легкого типа:
- Салют (Россия) с японским двигателем;
- мотоблок Нева МБ-3С (Россия) с мотором Subaru.
Эти машины годятся для обработки земли на фермерских и приусадебных участках небольшой площади.
Продукция среднего класса:
- Кайман (Франция) с мотором Robin-Subaru мощностью 6 л. с. Имеет передачи: вперед — 2, назад — 1. Глубина пахоты — 32 см, ширина — 90 см.
- Нева и Каскад выпускаются отечественными производителями и оснащаются американским двигателем Briggs & Stratton.
- Кентавр (Китай) с бензиновым двигателем мощностью 7 л. с. Пашет на глубину 30 см, ширина прохода составляет 100 см.
- Скаут;
- Беларус;
- Зубр.
Эти агрегаты оснащены качественными дизельными двигателями американского или японского производства, оборудованы шестеренчатым редуктором и дисковым сцеплением. 4 передачи вперед и 2 назад позволяют выполнять работу с различным навесным оборудованием, перевозить грузы.
С помощью мотоблоков можно выполнять разные виды сельскохозяйственных работ. В зависимости от величины обрабатываемого участка и востребованности оборудования в разных сферах деятельности, технику приобретают легкого, среднего и тяжелого класса.
Легкие
Подобную мини-технику часто называют мотокультиватором. Мощностью он не превышает 4-х с половиной лошадиных сил, поэтому и стоит дешевле средних и крупных агрегатов. Стоимость облегченной модели – от 12 до 22 тысяч рублей. К плюсам можно отнести легкий вес моноблока и доступность обработки неудобных участков за счет небольшого захвата фрезы.
Минусом является быстрый перегрев маломощного мотора, а значит, работать такой техникой придется непродолжительное время. К тому же, глубина вскапываемого грунта меньше, чем у тяжелого мотоблока. Помимо этого, у легкой техники отсутствуют крепления для дополнительного оборудования.
Средние
Эта техника имеет задний привод. Мощность мотора – 5-12 лошадиных сил. Устройство способно обработать участок в полгектара. Мотоблок весит от 50 до 70 килограмм, его стоимость равна 30-40 тысячам рублей. На большинство мотоблоков этой категории можно крепить плуг и другое оборудование.
Такая техника имеет 2 передачи, оснащена передней фарой. По сравнению с тяжелым мотоблоком средний – более маневренный, но глубина вспахивания им земли не превышает 12 см. А это для посадки некоторых растений неприемлемо
Тяжелые
Этим оборудованием можно вспахать огромные территории, значительно превышающие площадь в полгектара. Мощность двигателя – 12-30 лошадиных сил, цена – 70-100 тысяч рублей. К тяжелому мотоблоку можно крепить плуг, прицеп, окучник, картофелекопатель и другое оборудование. С такой техникой работать легче и в разы быстрее, чем с легкой и средней. На ней регулируется руль, колеса.
К недостаткам относится тяжелый вес модели, отсутствие доступа к нестандартным участкам поверхности. К тому же, поворачивать такую технику приходится с усилием. Что касается видов плуга к мотоблоку, то они бывают оборотными с двумя корпусами, которые вспахивают почву с помощью отвала, или роторные, распахивающие грунт благодаря вращающимся дискам.
Плуг к мотоблоку своими руками
Тому, кто умеет обращаться с инструментом и обучен работать со сварочным аппаратом, не составит большого труда изготовить механизм для вспашки огорода мотоблоком самостоятельно. Достаточно подготовить материал: металлические листы, болты, уголок. Причем изделия могут быть не новыми, а уже бывшими в употреблении, но в хорошем состоянии.
Лемех выполняют из листа трехмиллиметровой стали. Остальные элементы выполняются из полосы и уголка. Части плуга соединяются между собой сваркой и затем стыки зачищаются болгаркой. Некоторые монтируют двухрядными, чтобы избежать второго прохода в начале полосы при движении параллельными рядами.
Самостоятельное изготовление чертежа и конструктивных элементов требует особого внимания. Точность изготовления деталей исключит возможность проявления нарушений в работе целого организма.
Современные конструкции плугов насчитывают большое количество разновидностей: одно- и двухкорпусные, отвальные и безотвальные, поворотные и роторные.
Преимущества самодельного оборудования:
- возможность проведения точных замеров и расчетов на месте;
- стоимость готовой конструкции будет дешевле аналогичной заводской;
- выбор качественного материала;
- сборка конструкции осуществляется под постоянным наблюдением.
Подготовка мотоблока
Мотоблок требует подготовки к работе: установки грунтовых зацепов, навешивания и регулировки плуга.
Установка грунтовых зацепов
Грунтовые зацепы — это колеса диаметром не менее 50 см и шириной от 18 см. Сделаны они из металла. Сначала нужно приготовить их вместе с дополнительными осями. Мотоблок устанавливают на ровное место. Отворачиваются резиновые колеса и на их место ставятся грунтовые зацепы.
Навешивание и регулировка плуга
Плуг прикрепляется к агрегату с помощью сцепок различной конструкции. Сначала сцепка с помощью шкворня крепится к мотоблоку. Крепление должно быть не прочное, с люфтом по горизонтали в 5-6˚. Если выполнить соединение прочно, при вспашке земли мотоблок будет отклоняться в разные стороны по причине неравномерного воздействия почвы на плуг. Это усложняет управление агрегатом.
Следующее действие — крепление плуга к сцепке. Лучше это делать с помощником. Гайки не рекомендуется закручивать полностью, чтобы регулировка плуга для мотоблока прошла правильно. Это важная операция. При неправильных действиях пахота мотоблоком будет некачественной. Для правильной регулировки распашника агрегат устанавливают на подставки высотой 20-25 см. Их можно сделать из кирпичей или обрезков досок.
Грунтовые зацепы устанавливаются на подставки и фиксируются. Мотоблок при этом не должен перевешивать. Устанавливают станину плуга в положение, в котором пятка располагается параллельно земле. Настроить это можно регулировочными болтами. Теперь подставки можно убрать и установить рукоятки управления на уровне пояса оператора.
На последнем этапе регулируется угол между поверхностью земли и концом плуга. Регулировочный винт выкручивают до тех пор, пока лезвие плуга не ляжет на землю. Затем его заднюю часть нужно поднять на 2,5 см над уровнем земли. Если этого не сделать, пахать мотоблоком будет невозможно. Глубина вспашки бывает равна высоте подставок при регулировке.
Запуск мотоблока
Эксплуатация дизельных и бензиновых двигателей начинается с запуска. Многие хозяева только что приобретенного мотоблока не имеют никакого понятия об этом процессе. Они не читают инструкцию к покупке, хотя она прикладывается к каждому изделию. Сначала нужно проверить уровень масла и топлива. Это делают перед каждым запуском мотора.
При недостаточном уровне масла можно вывести из строя весь двигатель.
Двухтактные моторы заправляются бензином с разбавленным маслом. Пропорции масла и бензина, техника их смешивания описана в инструкции. В топливный бак бензинового двигателя заливается бензин марки А-92 или А-95. Дизельный двигатель работает на солярке, которая бывает летней и зимней. Инструкция дает сведения о температуре, при которой следует применять зимнюю или летнюю солярку.
Непосредственно перед запуском проверяются системы управления сцеплением, реверсом, газом, рулем. Все соединения в этих системах должны двигаться с небольшим усилием. Чтобы запустить бензиновый двигатель, оборудованный ручным стартером, нужно открыть кран на бензобаке. Рычаг подсоса выставляется в положение «Запуск». При выключенном зажигании выполняются 3-5 движений стартером. Затем включается зажигание, и запускается мотор. Рычаг подсоса устанавливается в положение «Работа».
Если двигатель оборудован электрическим стартером, запуск производится проще. Включается зажигание, и заводится мотор. Бензин поступает в карбюратор под действием электронасоса.
Сложнее заводится дизельный двигатель. В его системе питания находится воздух, который необходимо выгнать электрическим стартером. Когда воздух выйдет из трубок и его место займет солярка, тогда произойдет запуск мотора. При запуске ручным стартером нужно открыть краны подачи топлива, установить газ и нажать на декомпрессор. После нескольких качков стартером декомпрессор возвращается в первоначальное положение, и двигатель заводится. Работать при нагрузке можно только после прогрева дизеля.
Затачивание
Основной элемент конструкции плуга, на который приходится основная нагрузка при вспашке, – лемех. Для результативного среза земли он должен быть хорошо заточен. В противном случае, тупые лезвия будут тормозить продвижение плуга вперед. Многие пытаются сделать плуг самостоятельно и в результате не очень довольны своей работой. А все потому, что недостаточно знаний о производстве лемеха и способах его заточки. Лемех должен быть обязательно съемным с режущей кромкой толщиной чуть большей 1 миллиметра и углом от 25 до 40 градусов. Конечно, лучше всего приобрести готовое изделие, но можно попробовать сделать хороший плуг для мотоблока самостоятельно, используя схемы и чертежи, а также огромное количество видео, представленных в сети интернет.
Основные требования к лемеху:
- лезвие (его край) должно располагаться ниже полозка на 2 см;
- отвал и рабочая плоскость лемеха должны плотно стыковаться между собой без зазоров;
- задняя поверхность крепится к основанию плуга под углом 20 градусов, но не больше;
- режущая кромка выполняется из твердого сплава с фаской в 4 мм.
Затупленное лезвие приводит к ухудшению заглубления плуга в землю. Значит, его необходимо заточить. Как правильно это сделать? Лучшим местом, где такие работы выполнят на высшем уровне, является кузница. В ней сначала материал разогревают до высокой температуры, затем при помощи кувалды исправляют изношенные места. Далее лезвие обрабатывают точилом и закаливают.
Современные производители сельскохозяйственной техники и инструмента выпускают лезвия с самозаточкой. Как выйти из положения, если нет ни того, ни другого? В таком случае применяют обычный наждак. Заточка происходит со стороны наплыва земли под небольшим углом к лицевой поверхности.
Не забывайте о требованиях к крепежу
Работа с земельным участком
После предварительной подготовки начинается вспашка. Для меньшего количества лишних движений, мотоблок идет вдоль той стороны, которая больше. Это позволяет совершить меньшее количество поворотов, что экономит и силы работника, и время, затраченное на переопределение направления блока. Ручка поворачивается влево для простоты передвижения по непаханой земле. Важно соблюдать умеренный темп движения блока, чтобы не дать нагреться мотору. В случае перегрева работа приостанавливается до того момента, пока блок не остынет. Также не рекомендуется подталкивать плуг.
Каждое поле уникально и имеет разную твердость грунта. Нормальным качество грунта считается рыхлость, при которой земля легко протыкается металлической палкой на глубину до 50 см. Твердая земля затрудняет движение вспахивательной машины и негативно влияет на исправность и дальнейшую работоспособность инструмента. В таком случае грунт увлажняется обычной водой или специальными растворами, и делянка проходится два раза. Первый — подготовительный, а второй используется для вспашки на полную глубину. В некоторых случаях следует закрепить результат и пройтись третий раз.
Как правильно пахать мотоблоком
Двигатель запущен, можно приступать к вспашке. Для начала работы мотоблок выводится на участок. Границы первой борозды отмечаются туго натянутым шпагатом. Ручки управления следует повернуть в левую сторону, чтобы управлять блоком с нераспаханной земли. На малой скорости делается первая борозда. Делать это нужно аккуратно, не сбиваясь с ориентировочного шнура. Дойдя до конца участка, выполняют проверку глубины вспашки. Она должна быть в пределах 15-20 см.
После этого правое колесо ставят в борозду, включают первую передачу и продолжают пахать. Пользоваться оборудованием легко, навык появляется быстро. Если глубина вспашки не устраивает, нужно регулировать плуг. При вспашке нужно постоянно следить за колесом в борозде, оно не должно выходить за ее пределы. Гребень земли должен находиться на расстоянии 8-10 см от предыдущего. Хорошо отрегулированный мотоблок движется ровно, без рывков. Подталкивать его нельзя. С появлением навыков скорость вспашки можно увеличить.
Иногда мотор перегревается. В таком случае его нужно заглушить и остудить. При вспашке почвы она наполняется кислородом. Это сказывается на будущем урожае. Полезна осенняя вспашка. Пашите мотоблоком под зиму. Весной останется перекопать некоторые участки в углах огорода. Для пахоты лучше использовать изделия среднего и тяжелого класса.
Как пахать мотоблоком с плугом
Сегодня владельцы земельных участков часто пользуются техникой. Пахать плугом на мотоблоке намного проще и быстрее, чем копать огород лопатой. Мотоблок вспашет за полтора часа всю площадь, которую штыковой лопатой нужно копать неделю. Но для этого нужно правильно управлять механизмом. Агрегат вместе с навесными орудиями нужно:
- доставить к месту работы;
- резиновые колеса заменить грунтовыми зацепами;
- удлиненные оси придадут мини-трактору дополнительную устойчивость;
- навесить и отрегулировать плуг;
- запустить двигатель;
- начать пахать.
Правильная пахота имеет преимущества перед другими видами работ:
- во время этого процесса можно вносить удобрения;
- вспахиваемая глубина на всем участке остается неизменной;
- грунт насыщается кислородом и влагой;
- замедляется рост сорняков;
- урожайность вырастает вдвое;
- экономится время.
Управлять мотоблоком просто: нужно идти рядом с ним и рукоятками регулировать направление его движения. Вес агрегата должен быть не менее 70 кг. Выполнять вспашку можно на мотоблоке Нева и других механизмах. Более легкий агрегат не потянет плуг.
Такая вспашка имеет и недостатки:
- нельзя пахать участки с глубоко находящимися корнями;
- плодородный слой постепенно угасает и теряет качество.
Ровность вспашки можно отрегулировать скоростью движения мини-трактора.
Глубина вспашки
Чтобы добиться нужной глубины пахоты, нужно обратить внимание на вес мотоблока. Лучше выбирать тот, который тяжелее. Добавить веса можно и самостоятельно, прицепив к колесам дополнительные грузы.
Первая борозда делается глубиной не более 10 см. Вспахивать нужно не торопясь и не надавливая на машину. Если случилось так, что оборудование перегрелось, его выключают на полчаса.
При относительно мягком грунте металлический нож уходит в землю на расстояние штыка лопаты. Если земля более твердая, с первого раза добиться такой глубины сложно. Поэтому операцию вспахивания проводят в два или даже несколько приемов, с каждым разом опуская плуг глубже.
Очень твердый грунт легче вспахать мотоблоком во влажном состоянии.
Вспахать землю мотоблоком с адаптером
Адаптер – это мощный прицеп к аграрному устройству. Его возможности сравнивают с работой трактора. При этом пахотный модуль закрепляют непосредственно к адаптеру. С его помощью увеличивается общая скорость вспашки – до 10 км/ч, более того, повышается уровень производительности и безопасности. Уменьшается только маневренность. Возможно крепление широкого круга навесных устройств и дополнений.
Как пахать с фрезами
Если необходимо вспахать небольшой участок, лучше воспользоваться культиватором или фрезами. Их можно приобрести отдельно, но чаще они идут в составе легких и средних мотоблоков.
Процедура обрабатывания грунта заключается в том, что агрегат водится вдоль по борозде от края до края на повышенной передаче. Развернув в конце участка мотоблок на 180 градусов, процедуру продолжают. В ходе вспахивания нужно следить за тем, чтобы скорость вращения механизма была низкой, а фрезы вращались, наоборот, с высокой скоростью.
Фрезы должны быть настроены строго горизонтально, это предотвратит образование волн во время вспашки. Использование фрез идеально подходит для разрыхления почвы и устранения сорняков. Однако фреза может разрушить почвенные капилляры, которые препятствую попаданию влаги в почву.
Рыхление повышает водопроницаемость почвы. Вспахивать землю дважды не нужно, земля от этого слеживается.
Чаще всего используются саблевидные фрезы, а также модели с «гусиными лапками». Первый вариант используется чаще всего. Операции с их помощью проводятся качественно и аккуратно. Второй предпочтительнее для удаления сорняков и обработки тяжелой почвы. Неудобства доставляет то, что такая фреза недостаточно прочная и нуждается в частом ремонте.
Как пахать мотоблоком под зиму и чем это полезно?
Как уже упоминалось, обработка грунта мотоблоком, как правило, производится в два этапа: осенью, по окончанию всех уборочных работ на участке, и весной – непосредственно перед высадкой культур.
Не стоит пренебрегать подготовкой земли к зиме, так как, во-первых, это позволит избавиться от сорняков, которые, в противном случае, непременно доставят немало хлопот в посевную.
А во-вторых, это позволяет разрыхлить почву перед выпадением массовых осадков, обеспечив влаге надлежащий дренаж и не позволяя задерживаться сырости, плесени и вредным для растений бактериям.
Осенью пахота мотоблоком по времени проведения может сильно отличаться от региона к региону, и регулируется это, прежде всего, погодными условиями.
Ее важно закончить до заморозков, но, сразу после уборки урожая с ней торопиться не стоит – надо подождать, чтобы сорняки успели созреть, и прорасти, тогда их уничтожение пройдет максимально эффективно.
В нашей полосе, как правило, рекомендуют это делать в ноябре.
Преимущества и недостатки механической пашки
Применение мотоблока при вспашке и выравнивании участка имеет ряд неоспоримых преимуществ перед ручной обработкой.
- Использование агрегата позволяет выполнить работу с особым качеством, в короткие сроки и с минимумом трудозатрат.
- Благодаря многофункциональности мотоблоков существует возможность проведения ещё нескольких сельскохозяйственных процедур, таких как рыхление почвы, удаление сорняков и внесение удобрений.
- При механизированной вспашке глубина борозд получается заметно больше, нежели при ручном вскапывании с помощью лопаты. Кроме того, почва обрабатывается более равномерно, из-за чего её общее состояние заметно улучшается. Это обусловлено нормализацией воздухообмена, свободным доступом кислорода и более эффективным увлажнением грунта во время прохождения осадков.
- По наблюдениям опытных фермеров урожайность на полях, вспаханных при помощи мотоблока, увеличивается в два раза.
Однако наряду с очевидными достоинствами, недостатки у механизированной вспашки всё же имеются. К ним относят невозможность применения техники на цельниках с глубокими корнями. В таких случаях требуется исключительно ручное удаление длинных корневищ.
Кроме того, при ежегодном использовании метода глубокой вспашки наблюдается утрата естественного плодородия верхнего слоя почвы, из-за чего земля нуждается во внесении удобрений либо периодическом отдыхе.
Культивация участка с помощью мотоблока
- Шаг первый
- Для получения высокого качества обработки почвы фрезами необходимо выбрать правильный скоростной режим. Обычно для движения мотоблока вперед имеются две передачи:
1. Пониженная — это первая передача.
2. Повышенная — это вторая передача.
В отличие от пахоты, при культивации почвы мотоблок должен работать на повышенной скорости, поэтому в этом случае необходимо выбрать повышенную передачу для увеличения частоты вращения фрез.
- Выбор повышенной передачи снижает нагрузку на двигатель мотоблока, а при увеличении числа оборотов вращения фрез значительно повышается качество рыхления почвы.
- Шаг второй
После прохождения первой полосы проверяем глубину обработки почвы. Если глубина удовлетворительная, то можно продолжать культивацию земельного участка.
Прохождение второй полосы необходимо выполнить так, чтобы фрезы шли по линии, оставленной сошником, так как между фрез мотоблока остается необработанный участок почвы.
Примечание:
При выполнении работ по культивации огорода не нужно придавливать руль вниз, не стоит подталкивать мотоблок вперед – все это может привести к тому, что мотоблок начнет зарываться в землю.
Как пахать многолетнюю целину мотоблоком. Можно ли мотоблоком вспахать целину
Перед покупкой мотоблока необходимо определить, для каких работ будет использоваться агрегат. Самые простые устройства имеют небольшой вес (до 100 кг), комплектуются двигателями мощностью 4–8 л. с. и снабжены небольшим набором рабочих навесок.
Они позволяют производить минимально необходимый перечень работ:
- вспашку;
- дискование;
- боронование;
- нагонку гребней.
Некоторые аппараты являются универсальными. Они позволяют использовать дополнительное оборудование, например:
- картофелекопалку;
- снегоуборщик;
- мотопомпу;
- газонокосилку.
Маленькие мотоблоки с двигателем 4-5 л. с. и шириной рабочей зоны 0,5-0,6 м подходят для того, чтобы перепахать небольшой земельный участок, не превышающий по площади 15-20 соток. Для более крупных наделов нужна более серьезная техника. Если размеры участка превышают 20 соток, целесообразнее использовать агрегат мощностью 7-8 л. с. и шириной обработки 0,7-0,8 м. Земельные наделы до 1 га обрабатываются мотоблоками с двигателями мощностью 9-12 л. с. и шириной рабочей зоны до 1 м.
Важно! Чем тяжелее земля, тем более мощный агрегат необходимо использовать.
При выборе мотоблока необходимо обращать внимание не только на параметры агрегата, но и на его производителя. Качественные модели комплектуются двигателями известных производителей (Forza, Honda, Subaru), имеют дисковое сцепление и шестеренчатые редукторы. Такие модели являются самыми надежными и при использовании качественного топлива и масла служат довольно долго.
Чем лучше пахать: мотоблоком с плугом или культиватором
Вспашка – самая простая операция по обработке почвы. Если площадь участка небольшая, а земля достаточно рыхлая, то можно использовать культиватор. Эти устройства более легкие и маневренные, нежели мотоблоки с плугом, к тому же их менее мощные двигатели потребляют меньше топлива. Если же почва тяжелая или пахать предстоит целину, то без мотоблока не обойтись. В отличие от мотокультиваторов, эти самоходные агрегаты могут обрабатывать участки с помощью навесного оборудования: плуга, диска, фрезы.
Мотоблоки, как правило, снабжены резиновыми пневматическими колесами, что делает возможным их применение в качестве тягача, например, при буксировке прицепа.
Может ли мотоблок вспахать целину
В отличие от культиватора, работающего лишь на рыхлых почвах, мотоблок можно использовать для вспашки тяжелой почвы, в т. ч. и для целины. Возможность применять различное навесное оборудование делает возможным использование ротационного плуга, лучше всего подходящего для обработки запущенных участков.
Особенности вспашки целины
Как правильно пахать целину? Для качественной обработки понадобится:
- Мотоблочный агрегат весом не менее 100 кг. Если он более легкий, плуг с места просто не сдвинется.
- Ротационный плуг, в состав которого входит фреза, подключения к мотоблоку, а также транспортировочные колеса.
- Не лишним будет использование специального утяжеления в виде балласта.
Работа по вспахиванию целины должна проходить поэтапно, каждый раз углубляя все больше. Кроме того, влажность почвы облегчит работу с ней.
Полезно знать! Направление вспахивания нужно менять каждый год, так как слой почвы постоянно сдвигается.
Очень востребованы у огородников такие модели мотоблоков, как Нева, МТЗ, Хопер, Кентавр. Кроме вспашки они предусматривают и другие сельхозработы.
Часто мотоблоками , то есть вместо плуга используют окучник. Он проникает в землю на меньшую глубину, тем самым и отличается от первого.
Используют его и для сбора урожая. Для этого применяется специальный навес, который приподнимает землю. Затем она высыпается через решетку, как через сито, а на поверхности остаются только корнеплоды.
Лет 30 назад промышленность не занималась серийным выпуском мотоблоков. В колхозах они не пользовались спросом. Обработка земли производилась колесными и гусеничными тракторами. Позже нашлись умельцы, сооружавшие странные агрегаты, вызывающие зависть и удивление соседей. Эти самодельные машины были первыми мотоблоками. Сегодня вспашка мотоблоком промышленного производства ни у кого не вызывает удивления, хотя зависть остается.
Универсальные агрегаты небольшого размера используются на участках фермеров, подворьях сельских жителей, дачах. Они заменяют несколько видов техники, выполняя их работу. Перед приобретением устройства нужно подумать о его применении в хозяйстве.
Как правильно пахать мотоблоком с плугом
Если позволяют условия, рекомендуется производить пахоту мотоблоком вдоль длинной стороны участка. Часто первую борозду пропахивают вдоль натянутой веревки, что позволяет сделать ее ровной. В дальнейшем каждая следующая борозда пашется так, чтобы одно колесо шло по краю пахоты предыдущего ряда. Так получается ровное и равномерное вспахивание всего участка.
Как правильно отрегулировать плуг мотоблока для вспашки
Процесс регулировки плуга состоит из нескольких этапов:
- В зависимости от необходимой глубины вспашки мотоблок вывешивается над землей на такой же высоте. Для этого можно загнать его на подставку из досок или кирпичей.
- В соответствие с инструкцией по эксплуатации установить на агрегат навеску. Стойка плуга должна быть вертикальна, а полевая доска должна касаться почвы по всей своей длине.
- В случае необходимости отрегулировать угол наклона полевой доски.
- В зависимости от типа вспашки провести одну или две пропашные борозды.
После того как пропашная борозда готовы, необходимо установить угол стойки плуга. Поскольку одно из колес будет идти по пропаханной борозде, сам мотоблок получит крен, однако стойка при этом должна остаться вертикальной. Чтобы отрегулировать угол наклона стойки, необходимо подложить под левое колесо мотоблока подставку такой же высоты, какая была при регулировке заглубления.
После этого стойку плуга необходимо установить перпендикулярно поверхности земли.
С какими колесами лучше пахать мотоблоком
Большинство мотоблоков оснащаются резиновыми пневматическими колесами. Это позволяет агрегату перемещаться по земле и дорогам, не повреждая их. Для обычного передвижения и даже для транспортировки прицепа с грузом силы сцепления резиновых колес с дорогой вполне достаточно, однако плуг при вспашке оказывает гораздо более серьезное сопротивление. Поэтому на участке резиновые колеса обычно заменяют на грунтозацепы – цельнометаллические цилиндры с наваренной елочкой из металлических пластин. Эти приспособления значительно увеличивают вес мотоблока, благодаря чему такие колеса буквально вгрызаются в землю.
Практика показывает, что использование грунтозацепов в качестве движителя заметно улучшает сцепление с землей и увеличивает тяговое усилие, в то время как резиновые колеса даже с крупным рисунком склонны к пробуксовке. Особенно это заметно при вспашке тяжелой почвы или целины. Еще одной опасностью использования пневматических резиновых колес при вспашке является то, что обод может банально «провернуть», и камера колеса придет в негодность.
Как регулировать глубину вспашки на мотоблоке
Регулировать глубину вспашки можно при помощи поднятия или опускания плуга. В стойке плуга конструкцией предусмотрено несколько отверстий, в которые вставлен регулировочный болт. Отверстия находятся на разной высоте. Чтобы обеспечить нужную глубину вспашки, регулировочный болт продевают через нужное отверстие и фиксируют гайкой.
Какой скорости придерживаться при вспашке мотоблоком
Как правило, редуктор мотоблока позволяет изменять скорость движения. Это сделано для того, чтобы агрегат был более универсальным и мог передвигаться в транспортном режиме с более высокой скоростью. Однако для вспашки, особенно если работа ведется в ручном режиме на плотных и тяжелых грунтах, транспортная скорость слишком высока и не обеспечит усилия, необходимого для работы плуга на нужном заглублении.
Обычная скорость вспашки в ручном режиме составляет 5 км/ч. Это позволяет пахарю в спокойном темпе перемещаться за мотоблоком. Однако эту скорость можно повысить вдвое, если использовать для крепления плуга не раму мотоблока, а транспортно-пахотный модуль.
Внимание! Применение этого звена значительно увеличивает плавность хода агрегата, возрастает качество вспашки, мотоблок нагружается меньше. При этом снижается мобильность и маневренность, однако при работе на больших участках это не имеет существенного значения.
Как вспахать огород мотоблоком
В зависимости от времени года и поставленной цели, вспахать землю на огороде мотоблоком можно двумя способами.
- Вразвал. При таком способе вспашки пласты переворачивают в противоположные стороны относительно центральной оси участка. Работу начинают с правого края поля, проходят его до конца, затем перегоняют агрегат на левый край и по нему возвращаются к исходной точке. Затем правым колесом мотоблок устанавливается в борозду и начинается вспашка второго ряда. Циклы повторяют до тех пор, пока не будет пропахана последняя борозда, которая должна проходить ровно по центральной оси участка.
- Всвал. Вспашка участка таким методом начинается с пропахивания центральной борозды, идущей вдоль оси. Затем правый грунтозацеп устанавливают в борозде и возвращаются к исходному месту. Затем цикл повторяется. Вспашка ведется в обе стороны от центральной оси, постепенно заполняя весь участок. При этом пласты оказываются перевернутыми навстречу друг другу относительно центральной оси участка.
Первый способ чаще всего применяют при весенней вспашке, он позволяет ровно заделать в почву удобрения, разложенные или рассыпанные по поверхности. При вспашке вторым способом остаются более глубокие борозды, поэтому им часто пашут под зиму. Земля в этом случае промерзает сильнее, что убивает вредителей, а в глубоких бороздах дольше остается снег, сохраняя влажность почвы.
Как вспахать целину мотоблоком
Вспашка целины плугом – довольно серьезное испытание, как для мотоблока, так и для его хозяина. Тяжелая слежавшаяся земля, переплетенная корнями травы, создает очень большое сопротивление, нередко это приводит к поломке навески и другим неприятным последствиям. Поэтому целину разрабатывать лучше все-таки тяжелой техникой, а именно трактором. Если же участок не позволяет этого сделать и безальтернативным вариантом остается только вскопать землю мотоблоком, то лучше выбрать следующий порядок работы:
- Максимально очистить участок от сорняков, сухой травы, от всего, что может помешать мотоблоку.
- Пройти участок фрезами с небольшим заглублением, чтобы разрушить верхний слой дерна.
- Настроить плуг на небольшое заглубление (примерно 5 см), вспахать участок.
- Увеличить глубину заглубления плуга. Повторно вспахать участок.
Необходимо отметить, что понятие «целина» довольно условное. Обычно так называют необработанную почву, однако по плотности и составу она может отличаться в разы. Поэтому не всякую целину можно вспахать плугом. Иногда целесообразнее для этой цели воспользоваться фрезами, если пройти ими участок 3-4 раза, то даже серьезную плотную землю можно разбить буквально в пух.
Видео о том, как пахать мотоблоком с плугом:
Первая вспашка
Прежде, чем начинать вспахивать землю, нужно определиться с полосой. Визуально «высчитывается» середина первой полосы. Вспашка земли мотоблоком нева с плугом (пробного ряда) проводится при минимальной скорости. Как правильно пахать мотоблоком Нева? Плуг должен располагаться по отношению к земле перпендикулярно. Если он сместился, его нужно отрегулировать.
Пахота должна проводиться на глубине пятнадцати-двадцати сантиметров. Если получается меньше, плуговой навес нужно пододвинуть на одно отверстие вниз – для регулировки.
Чтобы разобраться, как пахать мотоблоком нева с плугом, нужно вспахать первую полосу, развернуть агротехнику и поставить ее напротив полосы правым колесом. Теперь нужно вспахать правую борозду с краю – только тогда мотоблок нева вспашку плугом будет делать правильно, а земля при пахоте будет складываться ровно. Такая пахота на языке агротехников называется «в свал».
Во время вспашки агротехнику не нужно подталкивать – мотоблочную технику необходимо держать под наклоном к плугу (наклон – десять градусов).
Чтобы разобраться, как пахать мотоблоком Нева, нужно посмотреть на вспаханную полосу земли. Если она получилась ровной, можно немного увеличить скорость. Это позволит усилить отвал земли и делать вспашки более ровными.
Как правильно пахать мотоблоком с фрезами
Появление фрез для мотоблоков существенно упростило процедуру обработки земли для многих огородников. Вместо традиционных работ, таких как вспашка плугом и боронование, появилась комплексная операция, позволяющая за 1 раз получить рыхлую структуру почвы, пригодную для проведения посевных работ. Это значительно сократило трудозатраты и дало существенный выигрыш во времени.
Внимание! Суть метода фрезерования почвы состоит в применении в качестве рабочего органа и движителя специальных металлических фрез. Каждая фреза состоит из нескольких металлических лопаток, закрепленных на оси вращения колес мотоблока.
Как отрегулировать глубину вспашки мотоблоком с фрезами
Максимальная глубина культивации мотоблоком (именно так правильнее называть процесс вспашки с фрезами) в наибольшей степени зависит от диаметра фрезы и обычно составляет половину этого значения. Попытки вспахать на большую глубину приведут к тому, что культиватор просто зароется. Регулировать заглубление в почву в необходимых пределах нужно при помощи сошника.
Важно! Если даже на небольшом заглублении культиватор тонет (зарывается в грунт), рекомендуется увеличить количество фрез.
Как перекопать огород мотоблоком с фрезами
Стандартный процесс культивации земли мотоблоком обычно проводят в 2 этапа.
- Устанавливают сошник на небольшое заглубление. Обрабатывают участок по всей площади, обходя его по кругу и постепенно смещаясь к центру. При этом культиватор работает на небольших оборотах либо на первой передаче.
- Устанавливают сошник на необходимую глубину культивации. Участок обрабатывается на всей площади на повышенных оборотах или на 2 скорости.
Как правило, чтобы вскопать ранее обрабатывавшийся участок мотоблоком, 2 проходов бывает достаточно.
Предупреждение! Для тяжелой почвы может потребоваться промежуточный проход, при этом сошник устанавливают на половину необходимой глубины.
Как распахать целину мотоблоком с фрезами
Вспашку целины мотоблоком с фрезами проводят за несколько приемов. Первый проход на небольшой скорости с минимальным заглублением нарушает целостность дерна, разрушает самый крепкий поверхностный слой. На второй и последующие проходы заглубление увеличивают, постепенно увеличивают и обороты двигателя. Всего может потребоваться 3-4 обработки, это сильно зависит от плотности и структуры грунта.
Культивация земли мотоблоком на видео:
Чем лучше обрабатывать целину
Превратить целину в плодородную почву для выращивания огородных культур вполне реально. Первый этап — это вспашка земли. Лучше всего использовать трактор, но это достаточно дорого, и невозможно на небольших участках.
Возможна обработка целины мотоблоком, но его мощности может не хватить на слишком твердые участки. В этом случае процедуру приходится повторять несколько раз (сначала поверхностно, потом глубже), или во влажном состоянии, чтобы техника не буксовала. Плюс использования любой техники — меньшие трудозатраты и более быстрый результат.
Обработка небольших площадей проводится вручную только лопатой, но это достаточно тяжелый труд. Механические приспособления и ручные плуги для вспашки целины не используют, так как силы одного человека недостаточно.
При невозможности перекапывания техникой, землю вскапывают вручную лопатой, поднимая ее на глубину 15 см. Комки не разбивают, а оставляют подсохнуть, после чего отряхивают дерн от почвы, помогая ручным рыхлителем. Корневища растений складывают в компостную яму для перегнивания.
Как вспахать огород мотоблоком с передним адаптером
Применение переднего адаптера, по сути, превращает мотоблок в мини-трактор со всеми вытекающими последствиями. Такие агрегаты могут быть использованы для самых разных сельскохозяйственных работ, а также для перевозки грузов. Управлять мотоблоком с передним адаптером гораздо проще, а благодаря дополнительному весу увеличивается сила сцепления агрегата с грунтом.
Удобство конструкции позволяет механизатору не тратить силы на то, чтобы идти за плугом и постоянно его направлять. Мотоблок с передним адаптером позволяет обработать значительные площади, однако он не такой маневренный, как обычный силовой агрегат с ручным управлением. Поэтому в условиях ограниченного пространства использование таких агрегатов затруднительно.
Сама процедура вспашки участка ничем не отличается от обычной. Многие адаптеры комплектуются специальной навеской, позволяющей при помощи рычагов управлять величиной заглубления плуга. Пахарю остается лишь вести свой мини-трактор одним колесом по борозде, сохраняя скорость и прямолинейное движение. При достижении границы участка механизатор поднимет навеску с плугом в транспортное положение, совершает разворот и вновь опускает плуг в рабочее положение. Так постепенно обрабатывается весь участок.
Правильная подготовка к работе
Перед тем, как начать вспашку огорода, оператор должен подготовить технику.
Для этого потребуется:
- проверить штатную конструкцию мотокультиватора, осмотреть его крепления и корпус, проверить работоспособность всех движущихся механизмов, а также давление в пневматических колесах, если они предусмотрены в комплектации. Кроме того, важно своевременно проверить воздушный фильтр, так как в случае его сильно засорения, он не сможет очищать воздух. В результате в топливо будет попадать пыль и даже мелкие насекомые, которые будут блокировать топливные каналы и ухудшать работу силового агрегата;
- отрегулировать высоту рукояток мотокультиватора так, как будет удобно пользователю;
- заправить топливный бак свежим горючим, а также проверить наличие и состояние смазки в трансмиссии и редукторе;
- подготовить участок перед вспашкой: убрать из него крупные камни, мусор, толстые высокие стебли сорняков.
Для более эффективной вспашки территорий с мягким рыхлым грунтом или обработки участка с большим количеством сорняков вместо штатных пневматических колес на мотокультиватор потребуется установить грунтозацепы.
Это делается в такой последовательности:
- Сначала нужно демонтировать колеса и ступицы;
- Вместо снятых ступиц необходимо установить аналоги большей длины. Они соединяются с заводским валом при помощи специальных шпилек;
- После этого на мотокультиватор необходимо установить сами грунтозацепы.
Важную роль при подготовке техники играет правильная настройка глубины вспашки. Как правило, она составляет 10–25 см. Чаще всего опытные пользователи обрабатывают свои огороды на минимальную глубину, равную 10 см. Сразу после этого территорию с рыхлым верхним слоем почвы потребуется вспахать еще раз, выставив глубину в 25 см.
Нужно ли пахать огород осенью мотоблоком
Осенняя вспашка не является обязательной, однако эта процедура имеет немало положительных эффектов.
- Увеличивается глубина промерзания почвы, при этом гибнут сорняки и зимующие в почве насекомые-вредители и их личинки.
- Распаханная почва лучше задерживает снег и воду, дольше оставаясь влажной.
- Улучшается структура почвы, благодаря чему весенняя вспашка проходит быстрее и с меньшими трудозатратами.
Помимо этого, во время осенней вспашки многие огородники заделывают в почву органические удобрения. За зиму они частично разложатся, что увеличит плодородность почвы.
Подготовка к работе
- Перед тем как начать использовать культиватор на даче, следует внимательно оценить наличие всех элементов устройства и их работоспособность, а также провести обкатку. Согласно инструкции по эксплуатации устанавливается навес, отвечающий за вспахивание почвы, проверяются и подкручиваются крепления, а также регулируется высота ручки.
- Затем обязательно подготавливается сам огород – выбрасываются крупные камни и большие ветки, а также стеклышки, способные даже поранить человека, вылетев снизу.
Почему мотоблок не пашет: причины и как устранить неполадки
Мотоблок обладает определенной мощностью и рассчитан для работы с определенным типом навесного оборудования. Попытки самостоятельно изменить что-либо в конструкции агрегата зачастую приводят к отрицательному результату. Помимо этого, причин плохой работы мотоблока с плугом может быть несколько.
- Колеса вращаются, плуг стоит на месте. Это свидетельствует о недостаточном сцеплении колес с грунтом либо слишком большом заглублении плуга. Необходимо уменьшить глубину пахоты, а также заменить резиновые колеса на грунтозацепы. Дополнительное сцепление с землей можно обеспечить увеличением веса мотоблока, для этого на колеса или на переднюю часть навешивают дополнительные грузы.
- Плуг зарывается в землю или выскакивает из земли. Скорее всего, неправильно выставлены углы наклона стойки или полевой доски. Необходимо вывесить мотоблок с плугом и произвести необходимые настройки.
- Неправильный выбор скорости вспашки. Подбирается опытным путем.
Помимо этих причин, возможны и неисправности с самим мотоблоком, он может не развивать необходимой мощности, иметь поломку трансмиссии или ходовой части, рама или навеска могут быть погнуты.
Установка колес
Итак, давайте посмотрим, как пашут мотоблоком землю правильно. Перед началом операции оборудование, конечно же, нужно подготовить. На мотоблок навешиваются колеса, затем устанавливается плуг. Что касается первых, то их диаметр должен быть равным минимум 50-60 см, а ширина — 18-20 см. Иначе качественной вспашки не получится. Если колеса будут слишком узкими, мотоблок начнет мотать из стороны в сторону. При маленьком же их диаметре невозможно будет обеспечить достаточное расстояние между поверхностью почвы и редуктором.
При выборе колес для мотоблока следует обратить внимание в том числе и на обод. Желательно, чтобы он не был сплошным. Иначе между ребрами-грунтозацепами будет набиваться земля.
Что делать если техника увязнет в земле?
В этом случае нужно раскачивать технику в разные стороны, что позволит понемногу освободить его из почвы. Стоит отметить, что есть ряд мотокультиваторов, которые отменно зарекомендуют себя на твердой целинной почве. Обычно конечно при первичном вспахивании неподатливой целинной почвы используют плуг. Но если культиватор обладает хорошей мощностью, то он также справится с такой землей с помощью обычных фрез. И в этом случае многие владельцы при такой обработке почвы могут столкнуться с проблемой: агрегат от твердости земли начинает подпрыгивать. Чтобы удержать технику на месте и придать ей большей устойчивости вы можете использовать дополнительный груз.
В современном мире для вспашки земли приусадебных участков все чаще применяют аграрную технику. Это стало возможным благодаря ее разнообразию и доступной цене некоторых видов. Одним из самых распространенных видов техники является мотоблок.
Использование мотоблока при вспашке земли имеет ряд преимуществ по сравнению с ручной обработкой:
- В несколько раз увеличивается производительность труда за счет сокращения времени и сил на обработку;
- Возможность проводить другие работы: взрыхление почвы, внесение удобрений и другие;
- При вспахивании мотоблоком глубина борозды получается больше, при этом состояние и качество грунта также улучшается;
- Благодаря использованию мотокультиватора земля обогащается кислородом и лучше увлажняется;
- Уменьшается количество сорняков, урожайность на таких участках повышается в два раза.
Однако в любом деле есть две стороны, поэтому механическая вспашка земли имеет и свои недостатки. Так, она не используется на участках с сорняками с глубокими корнями, т.к. это приведет к их еще большему размножению. Кроме того, если обрабатывать почву таким образом постоянно, ее плодородный слой постепенно теряет свое качество, поэтому требуется дополнительное ее обогащение удобрениями.
Источник https://protechniky.ru/dlya-sada/motoblok/pravilnaya-vspashka-zemli-s-pomoshhyu-motobloka-nastrojka-i-podgotovka-ogoroda-k-pahote
Источник https://dsad12.ru/stroitelstvo/obrabotka-celiny-motoblokom.html
Источник
Источник