Содержание
Какой лучше мотоблок: виды и особенности выбора
Какой мотоблок лучше? Как не ошибиться в выборе данной техники? Разберемся в этой статье.
Загородная жизнь прельщает многих, кроме чистого воздуха, еще и возможностью получить в свое распоряжение земельный участок для выращивания сельскохозяйственных культур. Однако, качественная обработка земли – это всегда очень нелегкий труд, связанный с немалыми физическими усилиями. Орудуя только «верными помощниками»: лопатой, граблями, мотыгой, добиться серьезных результатов, особенно если участок размером все-таки не с «носовой платок» — чрезвычайно сложно. Тем более что современный человек еще и научился ценить время – отдавать весь световой день без остатка только работам на огороде нравится уже далеко не каждому.
Какой лучше мотоблок – выбираем надёжного помощника для сельскохозяйственных работ
Что делать? Загонять время от времени за отдельную плату на свой участок настоящую тяжелую сельхозтехнику бывает невыгодно экономически, а нередко – и вовсе невозможно. Но выход есть – в обработке земли поможет мотоблок.
Появление и широкое распространение подобных механизмов, без особого преувеличения, можно назвать своеобразной революцией в индивидуальной сельскохозяйственной деятельности. Но чтобы техника не подвела, полностью оправдала вложенные в нее средства, ее нужно правильно выбирать. Поэтому есть смыл осветить вопрос — какой лучше мотоблок приобрести для конкретных условий эксплуатации.
Что такое мотоблок. Разновидности техники по типу привода
Прежде всего – что же подразумевается под понятием «мотоблок».
Мотоблок – это самоходная сельскохозяйственная машина на одноосном шасси, оснащенная механическим приводом, который создаёт тягловое и рабочее усилие. На мотоблоке устанавливается оборудование пассивного (работающего только от перемещения) или активного (подразумевающего вращение рабочего механизма) типа различной функциональности. Количество возможных агротехнических функций зависит от класса мотоблока и степени его оснащённости.
Цены на популярные мотоблоки
Одним словом, его можно с некоторой долей условности считать мини-трактором, позволяющим выполнять сельскохозяйственные работы в тех условиях , когда применение крупной техники нерентабельно, непродуктивно или вовсе невозможно.
Качественный мотоблок с хорошим комплектом навесного и прицепного оборудования значительно упрощает выполнение трудоемких агротехнических и даже общехозяйственных работ
Рабочее или тягловое усилие создается на мотоблоке с помощью установленного двигателя.
Не имеют особо широкого распространения, но все же представлены в продаже мотоблоки с электрическим двигателем. Их точнее будет назвать культиваторами, так как функциональные возможности их невелики, ограничиваются поверхностной обработкой почвы и борьбой с сорняками. Тем не менее, для небольших участков , расположенных в непосредственной близости от дома, они вполне пригодны. Тем более без них трудно обойтись тем, кто занимается тепличным хозяйством. Использовать в закрытом помещении мотоблок с двигателем внутреннего сгорания, то есть с выхлопом продуктов сгорания топлива – все же далеко не самый разумный вариант.
Электрический культиватор «DAEWOO DAT2500E» – станет хорошим помощником для работы, например, в тепличном хозяйстве
Естественно, для работы с такой техникой необходимо предусматривать наличие подключения к электросети. Тянущийся вслед за агрегатом сетевой шнур преподносит массу неудобств работнику, тем более что «соседствует» с острыми вращающимися фрезами. Этот недостаток устранён в моделях электрических культиваторов, оснащенных двигателем, работающим от аккумулятора.
Аккумуляторный электрический культиватор «GreenWorks G40TL 27087» — высокая маневренность, повышенная безопасность эксплуатации, но выраженная ограниченность по продолжительности работы на одной зарядке
Нет слов — очень удобно. Однако, функциональность невысока, ограничивается лишь поверхностной обработкой почвы в совсем небольшой полосе. И длительность работы от одной зарядки весьма ограничена – обычно не превышает часа. То есть в роли серьезной агротехнической машины рассматривать такие агрегаты все же не стоит.
Главный редактор проекта Stroyday.ru. Инженер.
Самыми распространенными и востребованными потребителями являются мотоблоки с бензиновыми двигателями.
На легкой технике такого предназначения чаще устанавливаются двухтактные двигатели, требующие особой подготовки топлива (смешивания в определённой пропорции с моторным маслом).
Лёгкий культиватор с компактным двухтактным бензиновым двигателем
Достоинствами двухтактных двигателей можно считать их компактность, простоту устройства, неприхотливость. Но на длительную серьезную нагрузку они все же не рассчитаны. Это предопределяет ограниченность функций мотоблоков с подобным приводом.
Четырехтактные находят применение в мотоблоках среднего и тяжелого класса, допускающих использование навесного оборудования, требующего отбора мощности. Более сложное устройство, отдельная система смазки, значительно более высокая цена. Но зато — и возможность развития немалых усилий, уже совсем другие показатели по допустимой длительности и разнообразию выполняемых операций.
Мотоблок с четырехтактным бензиновым двигателем – это обычно уже мощная многофункциональная машина
Именно мотоблоки с бензиновым четырехтактным двигателем можно назвать наиболее популярными среди владельцев земельных участков.
К общим достоинствам всех бензиновых двигателей можно отнести неприхотливость в работе при любых погодных условиях, в том числе – и при отрицательных температурах воздуха.
Главный редактор проекта Stroyday.ru. Инженер.
Наиболее мощными, и в то же время – демонстрирующими наивысшие показатели экономичности в работе являются мотоблоки с установленными на них дизельными двигателями .
Дизельные мотоблоки – отличные показатели производительности, высокий моторесурс. Но это на фоне сложности обслуживания и далеко не для всех доступной цены
Такая техника отличается очень впечатляющими показателями моторесурса. Никакой другой мотоблок не сравнится с дизельным по экономичности расхода топлива, то есть по произведенной работе, пересчитанной на единицу энергоносителя.
Уникальной способностью дизельных двигателей является возможность устойчивой работы на малых оборотах с развитием большого тяглового усилия, что особо важно при обработке « тяжелых » грунтов . Как правило, такие мотоблоки являются монофункциональными машинами с системой отбора мощности и возможностью установки разнообразного оборудования самого разного назначения .
Недостатками дизельных приводов является сложность в обслуживании, которое требует исключительно квалифицированного подхода. Известная проблема дизелей – сложность запуска при отрицательных температурах. Но главное , что ограничивает их широкое распространение — это высокая стоимость. То есть приобретение такого мотоблока должно быть полностью оправдано экономически, и будет иметь смысл при постоянной обработке крупных участков земли. По сути, подобные агрегаты уже вполне можно отнести к мини-тракторам.
Виды мотоблоков по типу двигателя
Условная классификация мотоблоков по предназначению
Ассортимент предлагаемых потребителям мотоблоков – очень широк. Разнообразие прослеживается во всем – габаритах, массе, мощности и типу двигателя, наличия имеющихся функций и возможностей их расширения, стоимости, и т.п . И если владельцы земельного участка пришли к мысли о необходимости приобретения подобной техники, то необходимо уже заранее довольно четко очертить планируемый круг ее «обязанностей».
Существует условное подразделение мотоблоков на несколько классов, предопределяющих сферу их применения.
«Нижнюю ступень» занимают сверхлёгкие мотоблоки. Хотя, конечно, по эксплуатационным возможностям их правильнее будет отнести лишь к мотокультиваторам, так как само понятие «блок» подразумевает наличие широкого функционала .
Сверхлёгкий мотокультиватор — небольшой вес, узкая полоса обработки, ограниченные возможности, но, тем не менее, вполне ощутимая помощь при обработке небольших участков
Такие машины обычно не превышают по массе 15-20 кг, оснащаются двухтактными двигателями мощностью до 3 лошадиных сил. Обычное для них «вооружение» — это фрезы для неглубокой (не более 80-100 мм) поверхностной обработки грунта – рыхление, прополка сорняков. Фрезы устанавливаются соосно с колесами . Впрочем, у очень многих моделей такого класса колесный ход и вовсе не предусмотрен. Переключения скоростей, как правило, нет, то есть они работают в одном режиме.
Ширина обработки такими культиваторами составляет порядка 200-300 мм, что позволяет хорошо орудовать между грядками.
Подобные агрегаты — довольно компактны, что позволяет даже перевозить их в общественном транспорте, то есть брать с собой на загородный участок по мере необходимости. Цены — в доступном диапазоне, но и моторесурс не отличается длительностью. То есть неплохой помощник для огородника-любителя, но ждать от него каких-либо чудес или реальной помощи, например, при весенней вспашке – не следует.
Легкие мотокультиваторы обладают массой до 40 килограмм, а мощность их бензинового привода уже может доходить до 4 лошадиных сил.
Легкие мотокультиваторы – более широкая полоса обработки, но все равно лишь поверхностная обработка грунта, правда, уже на более значительную глубину
Функциональность у таких агрегатов тоже не особо выдающаяся. Тем не менее глубина обработки грунта уже может доходить до 150 мм, а ширина за один проход – от 400 до 600 мм. На мягких почвах это позволяет даже проводить вскапывание перед весенней посадкой овощных культур, эффективно и без предложения больших усилий бороться с сорняками. То есть подобный культиватор уже становится весьма действенным помощником на ухоженном участке площадью в несколько соток.
Нередко агрегаты такого класса уже имеют колесный ход, что позволяет в ряде случаев применять и прицепное оборудование. Например, это может быть окучник или небольшой лемех для нарезки борозд.
В легких мотоблоках уже может предусматриваться наличие нескольких передач, правда, реверса (заднего хода) , как правило, нет. Это компенсируется наличием передней рукоятки, позволяющей работнику переместить культиватор назад, если в этом возникла необходимость.
Моторесурс двигателей невелик – обычно в пределах 300 часов. Впрочем, двухтактные бензиновые двигатели довольно легко поддаются ремонту с заменой основных деталей. Более слабым местом можно считать редуктор. У многих моделей он имеет неразборную конструкцию с подшипниками скольжения, и большой нагрузки долго не выдерживает. В этом плане лучше себя показывают разборные редукторы, которые позволяют проводить регулярное обслуживание – смазывание подшипников качения, замену пыльников и сальников. Долговечность таких агрегатов может быть ощутимо больше – в три-четыре раза.
Но все равно такую технику сложно рассматривать в качестве серьезного подспорья тем, кто или профессионально занимается сельским хозяйством, или отдает работе на участке большую часть своего свободного времени.
Мотоблоки среднего класса уже можно рассматривать как вполне функциональную технику, способную к выполнению множества агротехнических операций. Масса таких машин составляет до 100 кг, а мощность привода (чаще всего – бензинового, хотя встречаются и дизельные модели) – доходит до 6-7 лошадиных сил.
Мотоблоки среднего класса – вполне функциональные агрегаты, способные к продолжительной и производительной работе
Благодаря немалой массе и солидной мощности привода, фрезы таких мотоблоков способны провести обработку грунта на глубину 250-300 мм, за один заход захватывая полосу в 800-900 мм. Вибрация при работе уже не столь чувствительная, как у машин лёгкого класса. Естественно , куда надежнее у них и силовая передача – редуктор.
Чаще всего такие мотоблоки имеют уже несколько скоростей для перемещения вперед и задний ход. Наличие мощной рамы и пневматических колёс с характерным тракторным протектором позволяет выполнять работы по рыхлому грунту, использовать прицепное пассивное оборудование – плуг, окучник, картофелекопалку, борону, и т.п . В большинстве моделей предусмотрен дополнительный редукторный механизм отбора мощности (чаще всего — через ременную передачу). Это дает возможность применять некоторые типы съёмного оборудования, для работы которого требуется крутящий момент – например, сеялки, косилки и т.п .
Такие мотоблоки вполне подойдут для тех хозяев, кто всерьез занимается сельскохозяйственными работами на вполне приличных участках в несколько десятков соток.
Тяжелые мотоблоки по своей функциональности уже можно всерьез рассматривать как профессиональную технику, своеобразные мини-трактора, способные выполнять большой объем работ в течение продолжительного времени.
Тяжелые мотоблоки без особого преувеличения по своей функциональности и заложенному моторесурсу уже можно отнести к мини-тракторам
Масса таких агрегатов превышает 100 кг, что имеет определяющее значение для сельскохозяйственной техники. Естественна, такие весовые характеристики требуют и соответствующего привода. Так, мощность двигателей внутреннего сгорания (дизельных или четырёхтактных бензиновых) составляет не менее 8-10, а иногда доходить до 16 и более лошадиных сил. Полоса одного прохода при вспашке или культивации может превышать 1000 мм.
Дополнительное прицепное оборудование, позволяющее выполнять полноценную вспашку участка
Мощная рама мотоблока всегда оснащается надёжным прицепным устройством. Это дает возможность применять тяжелые прицепные механизмы для глубокой обработки земли – лемеховые или дисковые плуги, бороны, картофелекопалки. Использование специальной тележки позволяет превращать мотоблок в транспортное средство для перевозки вполне солидных грузов.
Доставить на поле семена или удобрения, вывести собранный урожай – нет проблем, если в распоряжении землевладельца мотоблок тяжелого класса
Высокая мощность привода наряду сочетается с наличием нескольких скоростей переднего и заднего хода. Это позволяет выбрать наиболее экономичный и производительный режим работы, в зависимости о состояния грунта и от выполняемой операции. Обязательное наличие коробки отбора мощности обеспечивает универсальность мотоблока, которой может использоваться, помимо чисто сельскохозяйственных функций, в качестве подметальной машины, мотопомпы, опрыскивателя, снегоуборщика с отвальным ковшом или роторным механизмом, садового измельчителя и даже дровокола.
Пример разнообразия навесного и прицепного оборудования для тяжелых мотоблоков
Единственным условным недостатком тяжелых мотоблоков является высокая стоимость. Приобретение будет оправдано в том случае, если обработка земли является основным занятием хозяев и производится на довольно большой площади – от гектара и более. Но на таких площадях достичь чего-либо серьезного вручную – просто нереально, так что без подобной техники — не обойтись. Кроме того, широко применяются такие машины и в коммунальных службах.
Критерии выбора мотоблока для индивидуального использования
При выборе мотоблока будущий владелец должен уметь оценивать свое приобретение, руководствуясь определенными критериями.
Понятно, что для начала следует определиться с классом мотоблока:
- Если предполагается обработка совсем небольшого участка прямо около дома или на даче, порядка нескольких соток, то нет смысла приобретать дорогостоящий мощный агрегат. Вполне будет достаточно сверхлёгкой модели с шириной обработки до 300 мм мощностью в пару «лошадей» Это позволит без труда маневрировать между грядками, проводя поверхностную культивацию грунта или прополку. А весеннее или осеннее перекапывание небольшого участка можно выполнить и вручную. Наличие нескольких скоростей – не требуется.
- Для участков площадью до 20 соток уже будет целесообразнее приобрести легкий культиватор, способный за проход обработать полосу до 600 мм, мощностью до 3- 3,5 лошадиных сил.
- Территория до 60 соток потребует уже мотоблока с более высокими возможностями – это порядка 4 л.с . мощности и 800 мм полосы обработки. Таким агрегатам уже свойственно наличие нескольких скоростей при перемещении в прямом направлении и заднего хода.
- Для обработки земельного участка площадью до гектара бывает достаточно мотоблока среднего класса, мощностью до 6-7 л.с ., и шириной обработки до 900 мм. Недостаточность веса при работе на рыхлом грунте или при необходимости глубокой вспашки может компенсироваться установкой металлических колес с грунтозацепами или использованием специальных утяжелителей.
Рабочий объем двигателя, безусловно, напрямую связан с его мощностью и с развиваемым усилием на используемые орудия обработки. В продаже встречаются модели с объемом от 50 до 450 см³. и передаваемое усилие растет с ростом объема . Так, двигатели со 130 «кубиками» могут создавать усилие крутящего момента около 6 Нм, а если двигатель имеет объем порядка 300 см³, то это усилие возрастает уже до 20 Нм, что является очень существенным значением, позволяющим проводить обработку плотных грунтов на большой площади.
Система пуска двигателя . в мотоблоках лёгкого класса обычно – без вариантов, то есть ручной стартер с вытяжным тросиком. У агрегатов среднего и тяжелого классов нередко устанавливается электрический стартер с пусковой клавишей на рукоятке управления. Удобно, безусловно, особенно при необходимости частых остановок в работе., и особенно необходимо для дизельных двигателей.
Запуск двигателя мотоблока может производиться ручным или электрическим стартером
Но наличие электрического стартера предполагает и наличие заряженного аккумулятор, а нередко – еще и генератора для подзарядки. Все это и усложняет конструкцию, и делает ее более дорогой. Впрочем, есть модели с ручным стартером, в которых опционально предусмотрена установка и электрического, так что можно взять, как говорится, «на будущее».
Важным параметром выбора является тип трансмиссии, то есть механизма передачи вращательного момента от двигателя на рабочие органы мотоблока.
- На агрегатах легкого класса чаще всего применяется зубчато-червячная схема. По сути, это два объединенных редуктора, с верней передачей вращения от двигателя – зубчатой, а нижней, на фрезы или колеса – червячной. Система сцепления, как правило, выполнена по принципу центробежной муфты, срабатывающей при повышении оборотов двигателя, то есть, по сути – ничем другим не управляемая .
- Мотоблоки среднего класса обычно оснащаются ременными, зубчатыми или цепными передачами (возможны их комбинации). Схема довольно надежная и производительная, доступная для регулировки, профилактических работ и ремонта. Система сцепления может представлять собой ременную передачу с прижимным роликом.
При любом раскладе оптимальным будет выбор такой трансмиссии, которая поддается ремонту. Неразборные редукторы, которые ставятся на некоторые модели, надёжностью, увы, не отличаются, и могут стать немалой проблемой и лишней потерей немалых денег.
Если мотоблок приобретается «с прицелом» на использование навесного активного оборудования, то следует обратить особое внимание на систему отбора мощности. По сути, встречаются две основных разновидности.
-
Отбор мощности осуществляется через специальный шкив, на котором имеется свободный выделенный ручеек для установки ременной передачи.
Естественно, все наверное оборудование должного соответствовать системе передачи. То есть иметь или «ответный» шкив ременной передачи, или систему соединения с валом, напрямую или через кардан.
Кстати, диаметр вала тоже очень важен. Так, выпускаются модели как самих мотоблоков, так и навесного оборудования под диаметры 25 и 30 мм.
- Приобретение навесного оборудования – это отдельная «песня», и производится уже в соответствии с планируемыми агротехническими или общехозяйственными операциями. Но если на этот счет уже есть определенные задумки, то при выборе мотоблока следует сразу же уточнить, есть ли возможность применения с ним соответствующих агрегатов.
- Стоит обратить внимание на диаметр и толщину протекторов колес . Особое значение это будет иметь, если работы планируется вести по рыхлому грунту. Чем шире колеса , тем меньше будет « самозакапыватсья » в землю сам агрегат. Никогда не лишним станет наличие в запасе пары металлических колес с грунтозацепами.
- Следует оценить удобство работы с мотоблоком — расположение органов управления (пуска, акселератора, переключения передач и т.п .), доступность к ним в ходе работы. Очень хорошо, если имеется возможность регулировок управляющих рукояток – по высоте (для точной подгонки под рост работника), и в стороны, если операции связаны с движением оператора слева или справа.
- Следует правильно понимать, что работа с мотоблоков – это вовсе не « легкая прогулка» по полю, и она все равно требует определенной физической готовности работника. Например, иногда требуется немало усилий для поворота или разворота машины, для ее «вытягивания» если она вдруг начинает «тонуть» в грунте. А это означает, что следует по возможности выбирать модели с несколькими скоростями в прямом движении, как минимум одной – заднего хода. Очень хорошим дополнением для средних и тяжелых мотоблоков является система разблокировки дифференциала. То есть при изменении направления имеется возможность блокировать левое или правое колесо для облегчения выполнения попорота или разворота.
- Качественные мотоблоки оснащаются системами «самозащиты», например, аварийным отключением двигателя при недостаточности уровня масла или перегреве.
- Наверняка вдумчивого покупателя заинтересуют гарантийные обязательства на выбираемую технику, наличие или доступность запчастей, развитость системы сервисного облуживания в регионе.
- Неоднозначный вопрос – что лучше, отечественные или импортные модели. Мотоблоки известных западных производителей славятся хорошим качеством сборки, надежной механикой. Но у них может проявиться «капризность» к качеству топлива. Кроме того, цена на них — существенно выше.
Мотоблоки отечественного производства менее прихотливы к качеству бензина или солярки, более доступны по цене. Но моторесурс уже может быть пониже, правда, это часто окупается доступностью комплектующих и невысокой сложностью проведения ремонтно-восстановительных работ. Очень широкой популярностью пользуются модели под брендами «Нева» (Санкт-Петербург) и «Салют» (Москва). Вполне заслуживает всяческого доверия техника «Белорус».
Кстати, неплохим спросом пользуются отечественные мотоблоки с установленными качественными двигателями зарубежных компаний, например «Robin SUBARU EX» , «Lifan» , «Hitachi» , «B&S».
Некоторые зарубежные партнеры организовали производство мотоблоков на территории России, максимально адаптировав модельный ряд по особенности наших условий. В частности, в Воронеже выпускаются мотоблоки известного немецкого бренда «Sun Garden» , в Дзержинске – работает завод «Hitachi» .
Как хранить мотоблок зимой
Делаем мотоблок своими руками на примере конструкции от Валентина Архипова
Делаем мотоблок своими руками на примере конструкции от Валентина Архипова
Обрабатывать участок с большой площадью, на котором значительная часть территории отводится под огород, обходясь лишь подручными инструментами – непростая задача. Работы по рыхлению, копанию, а также прополке огорода вручную отнимают немало сил и времени. Хорошо, когда есть возможность приобрести мотоблок, который станет незаменимым помощником на участке. Но облегчить работы на земле, можно и сделав мотоблок своими руками.
Какие детали нужно для сборки самодельного мотоблока?
Для того чтобы изготовить раму приготовьте:
- Стальные трубы 6 х 5 х 0,2 см
- Стальные уголки 3,6 х 3,6 см
Основные инструменты в работе используются:
- Сварочный аппарат
- Болгарка
- Шлифовальная машинка с диском для разрезания метала
- Мощная дрель
- Набор накидных ключей
- Тиски
- Пассатижи
От старой техники пригодится следующий инструментарий:
- Двигатель
- Бак топлива
- Выхлопная система
- Кик-стартер
- Рулевая система управления
- Воздушный фильтр
Схема создания мотоблока
Самодельный мотоблок из КПП ЗАЗ состоит из 2 колес, является самоходным, собран с двигателем, на котором есть принудительное охлаждение головки цилиндра. Осуществляется оно при помощи воздуха. Мотор надо подбирать такой, чтобы он мог работать на разных скоростях, в том числе и маленькой, и был способен выполнять большие объемы работы. Можно поставить мотор от мотороллера, с него же снять и другие элементы:
- тросы для управления;
- подвески двигателя;
- рукоятки;
- цепи;
- дугу, рамы.
Тормоза на мотоблок используются как заводского производства, так и собственного. Самодельные тормоза позволят учесть необходимые параметры и нагрузки.
Имея все необходимое под рукой, можно сделать самодельный мини-культиватор в домашних условиях быстро и без особых проблем. Мотоблок на базе КПП ЗАЗ создается следующим образом:
- Из стальных труб варится П-образная рама.
- На токарном станке надо выточить колесную ось из стальной трубы с толстой стенкой диаметром 80-100 мм. К концам трубы приварить самодельные колесные ступицы, в качестве которых могут выступать корпусы шарикоподшипников с местом для крепления колеса.
- К трубе приварить кронштейны, закрепить на них коробку переключения передач от «Запорожца» и держатель для крепления мотора. Двигатель можно установить прямо на КПП ЗАЗ.
- Сделать 3 самодельных шарнира, которые устанавливаются на передней и регулирующей тяге. Такой подход в сборке применял конструктор Архипов, когда делал свой мотоблок. Шарниры использовались для того, чтобы соединить мотокультиватор, руль и плуг.
- Наварить на раму машины стальную трубу, на которой должна быть ось. Она нужна для осуществления натяжения, которое передается коробке передач. Чтобы такое натяжение постоянно присутствовало, надо сделать качающее коромысло.
- Сварить ручку для переключения передач. Для этих целей подойдет небольшой отрезок стальной трубы.
- Ходовая часть может иметь шаг цепей, которые равны 12,7 и 15,9 мм. Звездочки на цепи обладают следующими характеристиками — выходной вал — 11 мм, вторичный вал — 60 и 20 мм, ходовая ось — 20 мм.
Основные этапы изготовления мотоблока:
- Сваривается рама, на которую потом надо установить двигатель, 2 трубы в виде дуги.
- Между ними крепится топливный бак.
- Мотор собираем при помощи кронштейна, который также приваривается к раме.
- На ось надо навесить мотор с подвеской, а потом все детали соединяются с дугами рамы.
- Монтируется вторичный вал.
- Протягиваются тросы управления.
- Натягиваются цепи.
YouTube в помощь
— Не страшно было начинать трактор делать? – спрашиваю краснояружского Кулибина. – Всё‑таки не мотоцикл, а уже более серьёзная техника!
— Не страшно, – улыбается Евгений. – Сейчас в Интернете на любой вопрос можно ответ получить. Да и много видео всяких на YouTube, где показано, как умельцы сами мини-трактора делают. Я посмотрел, подумал и решил, что ничем не хуже. Вот и взялся за дело. В 2010 году купил мотоблок, появился инструмент: сварка, болгарка, дрель. Стал я из мотоблока делать трактор.
Как сделать редуктор для мотоблока своими руками
Между червячным и цепным редукторами для мотоблока есть отличия нескольких важных характеристик: передаточное отношение, КПД, количество валов и передач, угловые скорости и мощность.
Какие бывают редукторы для мотоблока
На дешевые мотоблоки обычно устанавливают не разборные редуктора. Конструкция такого агрегата не отличается особой надежностью. Также у него невелик срок службы. К тому же невозможно провести ремонт или разборку-сборку. В изготовлении таких агрегатов используют низкокачественный металл и негильзованные детали. Для того, чтобы понять, почему невозможно длительное время использовать редуктор, нужно ознакомиться с его схемой.
На дорогие мотоблоки принято устанавливать разборные редуктора. Благодаря чему можно разбирать редуктор мотоблока и проводить техническое обслуживание. Ремонтируют редуктор мотоблока для увеличения срока службы, если при этом применяются высококачественные запчасти при замене неисправных элементов.
В обязательном порядке необходимо регулярно проводить диагностику редуктора, чтобы вовремя отремонтировать необходимый узел. Также должна проводиться регулярная смазка редуктора, что позволит использовать агрегат намного дольше.
Чаще всего редуктор для мотоблока используют, чтобы высокая угловая скорость преобразовывалась в низкую. На входном вале отмечается высокая скорость, а на выходном вале отмечается низкая скорость.
Во избежание неожиданных поломок, необходимо проводить регулярное техническое обслуживание, что позволит успешно работать на сельскохозяйственной машине. Если изменение угловой скорости происходит ступенчато, редуктор называют коробкой передач, если же изменение происходит бес ступенчато — вариатором.
Самодельный угловой редуктор для мотоблока
Редуктор мотоблока можно сделать самому. Для этого потребуется сделать расчет номинальной мощности ( Pn);Pn=Ре(л.с.)хFS, в результате чего определяется у конической шестерни правильный тип угла. Также рассчитывается крутящий момент и количество оборотов в минуту.
Также нужно определить условия эксплуатации самодельного редуктор для мотоблока, что включает в себя: радиальную и осевую нагрузку на концы валов, минимальную и максимальную температуру, определение окружающих условий, прерывистый или не прерывистый операционный цикл, тип смазочного материала.
После определения технических параметров, можно начать собирать угловой редуктор.
Для этого необходимо угловому редуктору выбрать корпус.
Например можно использовать заводской, с мотоцикла Урал или Днепр. Затем, исходя из диаметра корпуса редуктора делаем из стали корпус подшипников вала-шестерни. Здесь используем соответствующего размера сверло и штангенциркуль. Затем в соответствии с задуманными размерами выбираем подшипники вала-шестерни (2 шт).
На обратной стороне редуктора устанавливаем стальной фланец. У него внутри будет находится стальная шайба и фланцевый подшипник. Используя несколько винтов, крепим стальной фланец к корпусу генератора. Перед этим подбираем ведомый вал-шестерни, стальную шпонку и ведущую шестерню. Все узлы соединяются с передаточным механизмом и валом роторного генератора. Шкив клиноременной передачи располагается на передаточном механизме и крепится к ведомому валу-шестерни гайкой и пружинной шайбой.
Чтобы собрать самодельный угловой редуктор, потребуются такие инструменты: штангенциркуль и линейка, прямая и крестовая отвертка, сверла по металлу, напильники и надфили по металлу, кусачки и плоскогубцы, резиновые прокладки, тиски и молоток.
Советы профессионалов, как сделать мотоблок своими руками
Идеальным выбором мотора для самодельного мотокультиватора станет движок от мотоцикла «Иж» или бензопилы «Дружба» или «Урал», они достаточно мощные и иногда даже требуют понижения усилия.
Одна из самых продуманных конструкций принадлежит Валентину Архипову, в интернете доступны схемы и видео компоновки разных его агрегатов и адаптеров к мотоблоку. На основе его разработок можно развивать собственный проект по сборке мотоблока своими руками.
Для присоединения различного дополнительного оборудования и прицепов лучше всего подойдет шарнирное соединение, оно придаст маневренность общей конструкции.
Для того чтобы при выполнении мотоблока своими руками лучше чувствовать габариты и избежать заноса при движении под нагрузкой, плуг делают со смещенной, относительно движения аппарата, осью.
Для автоматической регулировки глубин вспахивания плуга удобно применять специальную регулируемую рейку, ограничивающую и выравнивающую движение инструмента во время вспашки.
С помощью установки дополнительной звездочки и передачи движения привода на щетку можно успешно расчищать территорию от листьев и снега.
Сборка мотоблока – дело непростое и требует навыков и умений. Но ничего непреодолимого в этом нет. Используя базу технической литературы, а самое главное, советы с форумов любителей самодельной техники, практически любой человек сможет собрать агрегат для дачных нужд по своим желаниям и потребностям.
Источник https://stroyday.ru/stroitelstvo-doma/instrumenty-i-oborudovanie/kakoj-luchshe-motoblok.html
Источник https://dacktil.ru/motoblok/samodelnye-motobloki-svoimi-rukami-v-domashnih-usloviyah.html
Источник
Источник