Содержание
Электрокардиограф 3-6-12 канальный портативный ЭК12Т-01-«Р-Д» с регистрацией ЭКГ и экраном 141 мм
Экскаватор ЭКГ-5А предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1 000 м над уровнем моря. Перечислим его отдельные технические характеристики.
Радиус черпания наибольший | 14,5 м |
Радиус черпания на уровне стояния | 9,04 м |
Высота черпания наибольшая | 10,3 м |
Радиус выгрузки наибольший | 12,65 м |
Высота выгрузки наибольшая | 6,7 м |
Просвет под поворотной платформой | 1,85 м |
Среднее удельное давление на грунт при передвижении | 205/162/127 кПа |
Расчетная продолжительность цикла | 23 с |
Общие и частные параметры
Общие параметры
Параметры | Значение |
Вместимость ковша, м3 | 5, 2 |
Радиус черпания, м | 14, 5 |
Высота черпания, м | 10,3 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1, 85 |
Рабочая масса, т | 196 |
Параметры ковша
Масса, т | 9, 935 |
Длина, м | 2, 45 |
Ширина, м | 2, 19 |
Высота, м | 2, 56 |
Характеристики рукоятки ковша
Масса, т | 7, 95 |
Длина, м | 7, 915 |
Ширина, м | 1, 774 |
Параметры стойки
Масса, т | 3, 48 |
Длина, м | 6, 45 |
Ширина, м | 1, 4 |
Параметры поворотной платформы
масса, т | 18, 9 |
Длина, м | 8, 1 |
Ширина, м | 5, 0 |
Высота, м | 1, 2 |
Характеристики нижней и гусеничной рамы
Показатель | Нижняя рама | Гусеничная рама |
Масса, т | 10, 5 | 5, 45 |
Длина, м | 3, 0 | 5, 5 |
Ширина, м | 3, 0 | 0, 75 |
Высота, м | 1, 68 | 1,0 |
Параметры кабины
Масса, т | 1,1 |
Длина, м | 2, 36 |
Ширина, м | 1, 35 |
Высота, м | 2, 76 |
Технические параметры двигателей
Сетевой двигатель является сердцем всего механизма экскаватора. Он обладает мощностью в 250 кВт, а его масса составляет более 2 тонн. Кроме сетевого двигателя, который представлен моделью Аг-М, экскаватор снабжён ещё тремя движущими узлами.
Двигатель хода и напора
Масса, т | 0, 86 |
Длина, м | 1, 28 |
Ширина, м | 0, 59 |
Двигатель поворота
Масса, т | 0, 93 |
Длина, м | 1, 32 |
Ширина, м | 0, 57 |
Двигатель подъёма
Масса, т | 3, 5 |
Длина, м | 1 ,85 |
Ширина, м | 0 ,96 |
Параметры канатов
В экскаваторе ЭКГ-5А присутствуют канаты, которые работают по трём направлениям.
Назначение каната | Диаметр, мм | Длина, м | Разрывное усилие, кгс |
Подъем ковша | 39, 5 | 58 | 94623 |
Подъем стрелы | 30 | 125 | 57 300 |
Открывание дна ковша | 11, 15 | 10, 5 | 6255 |
Электрическое оборудование
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт.
В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
Схема электрического оборудования экскаватора ЭКГ-5А
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления. Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Устройство ЭКГ-5А
Модель состоит из следующих составных частей: поворотной части, включающей в себя поворотную платформу с расположенными на ней механизмами, и рабочее оборудование; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы, двух гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга.
Все механизмы на платформе ЭКГ-5А закрыты кузовом. Для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе кровля кузова имеет съемные панели. Расположение основных агрегатов и узлов машины обеспечивает свободный доступ к ним для осуществления монтажных, демонтажных и ремонтных работ. Большинство механизмов и составных частей имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы, что позволяет применять при ремонтах агрегатно-узловой метод.
Источник фото: techstory.ruВес ЭКГ-5А составляет 196 тонн
Рабочее оборудование, ходовая часть
Рабочее оборудование ЭКГ-5А включает ковш, рукоять ковша, механизм открывания ковша, стрелу с напорным механизмом и двуногую стойку. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний – поддерживается на весу канатным полиспастом. На поворотной платформе установлены подъемная лебедка, два поворотных механизма, электрооборудование, пневмосистема, двуногая стойка, стреловая лебедка и кузов.
В передней правой части платформы расположена кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг опирается на ходовую тележку и соединена с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами установлен высоковольтный токоприемник. Ходовая тележка состоит из нижней рамы, гусеничного хода, зубчатого венца с нижним кольцевым рельсом, редуктора хода с тормозом, гидросистемы управления тормозом, муфтами переключения гусеничного хода.
Источник фото: techstory.ruФото ЭКГ-5А
Ковш ЭКГ-5А состоит из передней и задней стенок, днища, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка из высокомарганцовистой стали снабжена пятью съемными зубьями из той же стали. Передняя стенка и зубья наплавляются твердым сплавом типа «Сормайт». Корпус ковша соединяется пальцами с коромыслом и днищем. Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, изготовленных из листов низколегированной стали с приваренными цельнокатаными рейками. Стрела представляет собой сварную металлическую конструкцию коробчатого сечения. На стреле карьерного гусеничного аппарата ЭКГ-5А установлены напорный механизм, головные блоки, блоки стрелового каната и лебедка открывания ковша. Для устойчивости стрела закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Опыт эксплуатации карьерных экскаваторов ЭКГ-12 в России
А.А. Крагель, главный конструктор экскаваторов ООО «Уралмаш»Инжиниринг»
С.Я. Обросов, главный механик ОАО «Холдинговая
И.Н. Сандригайло, доцент, к.т.н., Уральский государственный горный университет
Впоследние годы в России существенно увеличились объемы добычи минерального сырья. Так если в 2000 г. суммарная добыча сырой железной руды составляла 224.8 млн. т, то в 2007 г. было добыто уже 282.6 млн.т. Причем значительная доля прироста приходится на крупные горнодобывающие предприятия. Сегодня около 89% объема добычи железной руды в Российской Федерации приходится на восемь горно-обогатительных комбинатов, имеющих карьеры производственной мощностью до 40–50 млн. т в год. Увеличение объемов горных работ на карьерах должно сопровождаться соответствующим ростом единичной мощности используемого выемочно-погрузочного и транспортного оборудования. Однако анализ показывает, что интенсивное внедрение в последние десятилетия на отечественных горнодобывающих предприятиях автосамосвалов большой и особо большой грузоподъемности не сопровождалось их оснащением экскаваторами c соответствующей вместимостью ковша. Так, на железорудных карьерах России за период с 1990 по 2007 год при увеличении грузоподъемности среднесписочного карьерного автосамосвала на 19.1 тонн, вместимость ковша среднесписочного экскаватора возросла всего лишь на 1.2 м3 (с 6.9 до 8.1 м3).
Карьерный экскаватор ЭКГ/12 (№2) на разрезе Междуреченский
Результатом этого стала нарастающая диспропорция между вместимостью ковша экскаватора и кузова автосамосвала. На крупных горнодобывающих предприятиях погрузка горной массы в автосамосвалы грузоподъемностью 120–130 т осуществляется в основном экскаваторами, оснащёнными ковшами с вместимостью 6.3–10 м3 за 6–9 циклов. В то время как научно-обоснованной и подтверждённой всем мировым опытом признана погрузка за оптимальное число циклов, равное 3–4. В противном случае снижается эффективность работы всего погрузочно-транспортного комплекса. Чтобы избежать этого в условиях крупных российских железорудных карьеров необходимо ускоренное внедрение экскаваторов с ковшами вместимостью 12–15 м3, в наибольшей степени соответствующих распространённым на таких предприятиях автосамосвалам грузоподьемностью 120–130 т и думпкарам грузоподъёмностью 105–180 т.
Карьерный экскаватор-мехлопата ЭКГW12, производимый ОАО «Уралмашзавод», представляет классический образец такой машины, оснащённой ковшами вместимостью 12–14 м3. При создании этой мехлопаты за основу была принята техническая концепция, реализованная ранее на всех экскаваторах Уралмашзавода: рукоять двухбалочная, напор реечный, ход двухгусеничный с мощным раздельным приводом на каждую гусеницу.
Использование данной технической концепции имеет особое значение в связи с тем, что увеличение объёмов добычи минерального сырья в России сопровождалось существенным осложнением горнотехнических условий разрабатываемых и проектируемых месторождений. Так, средневзвешенная (по добыче) глубина железорудных карьеров за период с 1990 по 2009 год увеличилась почти на 100 м, с 178 до 276.2 м. Более 65% железной руды в Российской Федерации добывается сегодня на открытых рудниках, имеющих глубину более 300 м. С ростом глубины карьеров увеличивалась почти до 90% доля крепких и весьма крепких пород в общем объеме извлекаемой горной массы, возросли структурная геологическая блочность пород и их плотность.
Отечественный и мировой опыт работы карьерного выемочно-погрузочного оборудования подтверждает, что при разработке крепких скальных пород в сложных забоях наиболее целесообразными и эффективными становятся карьерные экскаваторымехлопаты с реечным напором, двухбалочной рукоятью в сочетании с бесполиспастной подвеской ковша, характеризующиеся существенно большей жесткостью конструкции, особенно ценной при разработке тяжёлых забоев. За рубежом доля таких машин в общем объеме поставок карьерных экскаваторовмехлопат составляет более 70%.
Модернизированный ЭКГ/12А в карьере ОАО «Карельский Окатыш»
Представляя собой новую базовую модель, карьерный экскаватор ЭКГW12 имеет ряд конструктивных особенностей, обеспечивающих его эффективную и надежную работу в рудных и угольных карьерах:
— ковш имеет размеры, согласованные с габаритами самосвалов и железнодорожных думпкаров; форма ковша способствует более полному заполнению его породой и минимизирует просыпи при её выгрузке в транспортные средства; передняя стенка, коромысло, плита и петли днища, а также зубья изготовлены из высокомарганцовистой стали 110Г13Л, что гарантирует надёжность и прочность ковша при больших динамических нагрузках;
— используемые планетарные редукторы поворота платформы экскаватора более компактны, чем цилиндрические, и рассчитаны на весь срок службы экскаватора;
— электропривод главных механизмов выполнен по системе «генератор-двигатель» с управлением от трёхфазных реверсивных тиристорных возбудителей;
— система управления обеспечивает адаптацию к горно-техническим условиям работы экскаватора, что в значительной степени снижает динамические нагрузки на механическое оборудование, потребление электроэнергии, утомляемость машиниста и, в конечном счете, способствует повышению надёжности и производительности машины;
— гусеничный механизм хода – малоопорного типа с поднятыми ведущими колёсами; мощность индивидуальных приводов каждой гусеницы, вполне достаточна для включения движения обеих гусениц в противоположных направлениях, что позволяет разворачивать машину практически на месте, а принудительная вентиляция двигателей механизма хода обеспечивает неограниченный режим работы привода при передвижении экскаватора по трассам перегона и площадкам со скоростью до 1.1 км/ч;
— двухъярусная двойная кабина; в нижней кабине размещены слесарный верстак и стеллажи для хранения инструмента, расходных материалов и мелких запчастей; верхняя кабина состоит из двух помещений – рабочего и бытового;
рабочее помещение оборудовано виброизолированным креслопультом с двухкоординатными ручными командоконтроллерами.
Отечественный и зарубежный опыт показывает, что именно такие конструктивные решения позволяют обеспечить мобильную и эффективную работу экскаватора в самых тяжелых забоях с погрузкой как в карьерные автосамосвалы, так и в железнодорожные думпкары.
Головной образец (№1) экскаватора ЭКГW12 эксплуатируется с октября 1996 года в карьере Костомукшского ГОКа, ОАО «Карельский окатыш» на вскрышных и добычных работах при разработке крепких сланцев и кварцитов крепостью по шкале профессора М.М. Протодъяконова, 10–20 и плотностью 2.89–3.34 т/м3. По трудности разработки они относятся к IV–V категориям. Горные породы предварительно рыхлили буровзрывным способом с удельным расходом ВВ 0.421 кг/т. Взорванная горная масса отгружалась в карьерные автосамосвалы БелАЗ-7519 грузоподъемностью 110 тонн.
Средняя продолжительность цикла погрузки при угле поворота экскаватора 90° составила 27.1 сек. Наибольшая сменная производительность, достигнутая за этот период – 5400 м3. Опытная эксплуатация ЭКГW12 подтвердила правильность принятых конструктивных решений. После годичной работы и успешных приемочных испытаний экскаватор был принят в промышленную эксплуатацию.
Таким образом, экскаватор ЭКГW12 (№1) работает на Костомукшском ГОКе уже четырнадцатый год, где показывает неизменно хорошие производственные результаты. О высокой надёжности экскаватора свидетельствует тот факт, что за весь период эксплуатации машине не потребовался капитальный ремонт.
В сентябре 2009 года на Костомукшском ГОКе введен в эксплуатацию модернизированный экскаватор ЭКГW12А. Уже в первые месяцы работы его производительность составила 200 тыс. м3 в месяц.
Большой опыт эксплуатации мехлопат ЭКГW12 накоплен угольными карьерами страны.
Двенадцать экскаваторов ЭКГW12 успешно эксплуатируются в настоящее время в Кузбассе на угледобывающих разрезах: «Черниговец», «Красногорский», «Кедровский», «Калтанский», «Краснобродский», « Междуреченский», «Сибиргинский», демонстрируя высокие производительность и надёжность.
Так, на разрезе ЗАО «Черниговец», имеющем наибольший парк ЭКГW12 (3 машины), первая из мехлопат работает с октября 2002 года. Этот экскаватор использовался на выемке песчаников крепостью по шкале профессора М.М. Протодъяконова до 10 и плотностью 2.35 т/м3. Подготовка горной массы к выемке и погрузке осуществлялась буровзрывным способом. Погрузка породы производилась в автосамосвалы БелАЗW7512 и БелАЗW75131 грузоподъёмностью 120 т и 130 т, соответственно. Производительность ЭКГW12 уже в начальный период его эксплуатации на разрезе ЗАО «Черниговец» достигала 3007.8–3229.0 тыс. м3 в год.
В 2006 году, учитывая хорошие результаты работы первой из мехлопат ЭКГW12, для разреза ЗАО «Черниговец» были приобретены еще два экскаватора.
Анализ работы всех трёх мехлопат ЭКГW12 на разрезе показывает (cм. табл.), что их производительность значительно превышает производительность экскаваторов других моделей, работающих в сходных горнотехнических условиях. Производительность, фактически достигнутая экскаваторами ЭКГW12 на разрезе ЗАО «Черниговец», соответствуют производительности зарубежных аналогов, работающих в сопоставимых горнотехнических и организационных условиях.
Конструкторы Уралмашзавода продолжают совершенствовать экскаватор. Так, у модернизированного ЭКГW12А вместимость основного ковша увеличена с 12 до 14 м3. Вместо полиспастной использована вантовая система поддержки стрелы. Увеличена мощность двигателей подъёма и напора. Оптимизированы режимы работы механизмов и узлов. Повышен коэффициент технической готовности машины за счёт использования новых систем: автоматической смазки, информационной системы, системы автоматических защит а также низковольтного комплектного устройства с цифровой системой управления приводом.
Устанавливаемая на экскаваторе система смазки Lincoln обеспечивает автоматическую подачу густой смазки к осям опорных, поддерживающих и ведущих колёс ходовой тележки, к основным механизмам на поворотной платформе и стреле, к балкам рукояти, зубчатому венцу и рельсовому кругу механизма поворота в заданном режиме, позволяя существенно сократить время на вспомогательные работы и внутрисменное текущее обслуживание машины.
На ЭКГW12А установлены две IP-камеры с большими углами обзора. Одна из них расположена в кузове экскаватора и направлена на барабаны подъёмной лебёдки, вторая – находится под поворотной платформой и направлена на кабельный барабан. Изображения, передаваемые этими камерами выводятся на монитор видеосистемы, расположенный в кабине машиниста.
Новая информационная система обеспечивает машиниста данными (в непрерывном режиме) о текущем состоянии экскаватора и технологических параметрах, т.е. о массе горной породы в ковше и в транспортной машине, находящейся под погрузкой, о числе циклов и производительности экскаватора.
В результате модернизации конструкции экскаватора ЭКГW12 его производительность возросла на 18%. На очереди новая модернизация, в результате которой предстоит заменить систему привода «генератор-двигатель» на статические преобразователи, что положительно скажется на технических показателях машины.
Опыт крупномасштабной эксплуатации экскаваторов ЭКГW12 на горных предприятиях России, а также сравнение достигнутых показателей с отечественными и зарубежными аналогами показывают, что по своему техническому уровню, рабочим параметрам и надёжности эта машина находится на уровне лучших мировых образцов карьерного выемочно-погрузочного оборудования. Использование экскаваторов этой модели для технического переоснащения действующих карьеров, а также оснащения строящихся предприятий позволит существенно повысить производительность труда и эффективность разработки месторождений открытым способом.
Журнал «Горная Промышленность» №6 (94) 2010, стр.24
Электропривод ЭКГ-5А
Напорный механизм приводится от электродвигателя, на валу которого закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала редуктора. Поворотный механизм состоит из двух одинаковых агрегатов. Каждый из них имеет вертикальный электродвигатель с фланцем, опирающимся на корпус редуктора. Ходовой механизм приводится в движение электродвигателем, установленным на передней стенке нижней рамы.
Источник фото: techstory.ruОбъем ковша ЭКГ-5А – 5,2 куб.м
Пневматическая система предназначена для управления тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и привода различного пневматического инструмента сжатым воздухом от одноступенчатого двухцилиндрового компрессора подачей 580 л/мин рабочим давлением 0,7 МПа. Гидросистема ЭКГ-5А предназначена для управления тормозом ходового механизма и механизма переключения гусениц. Основные детали гидросистемы расположены на задней стенке нижней рамы.
Машина получает питание от высоковольтного приключательного пункта. Качество электроснабжения должно обеспечиваться потребителем по нормам действующей норматив-но-технической документации. Потребляемая мощность в получасовом режиме составляет 250-275 кВт при средневзвешенном коэффициенте мощности 0,6. Для питания от приключательного пункта рекомендуется высоковольтный кабель КШВГ-Зх16+1х6 для условий умеренного климата или КШВГ-Т-Зх25+1хЮ для условий тропического климата. Для управления высоковольтным электродвигателем Аг-М (пятимашинного преобразо-вательного агрегата) и силовым трансформатором собственных нужд Тр1 применено мало-габаритное высоковольтное комплектное распределительное устройство РУ с общим разъединителем, масляным выключателем на ток отключения 1,25 кА, имеющими ручной привод, и предохранителями на 8 А или 16 А при напряжении питающей сети 6 000 В или 3 000 В соответственно.
Схема электрическая однолинейная
Релейная токовая защита, а также защита от грозовых перенапряжений и учет расхода потребляемой электроэнергии обеспечивается потребителем на электроподстанции или на приключательном пункте. Заземление корпуса производится к контуру заземления карьера через заземляющую жилу кабеля КШВГ. Питание электродвигателей подъема, напора, поворота, хода осуществляется по системе генератор – двигатель постоянным током с управлением от силовых магнитных усилителей УК-УМСП, УК-УМСН, УК-УМСВ кулачковыми командоконтроллерами ККП, ККН, ККВ.
В системе управления ЭКГ-5А предусмотрены блоки и узлы, обеспечивающие стабильность механических характеристик главных приводов при изменении температуры электрических машин: блоки токоограничения – УК-БТОП, УК-БТОН, УК-БТОВ; блок стабилизации токов возбуждения двигателей главных приводов – УК-БСТВ; узел автоматического копания – УК-БАК. На экскаваторе предусмотрен контроль состояния изоляции электросети 220 В переменного тока РУ-Р, также силовых цепей и цепей управления постоянного тока.
Экскаватор ЭКГ-15
Среди специализированной землеройной техники, создаваемой на просторах бывшего СНГ, едва ли выискать иной столь функциональный экскаватор, как ЭКГ-15.
Вместительный ковш (15 м3), мощнейшее подъемное усилие (до 150 т), способность активно работать при любых климатических данных (-40 – +45 С0) позволяют сравнивать экскаватор ЭКГ-15 с зарубежными аналогами ведущих , «Бюсайрус», «Марион»). Усовершенствованной моделью является ЭКГ-18.
Он обладает увеличенным ковшом (18 м3), напорным и подъемным усилием. Однако наличие такого «наследника» вовсе не повлияло на популярность ЭКГ-15, который и на сегодня незаменим в разработке карьеров и не только.
Назначение экскаватора карьерного гусеничного ЭКГ-15
Карьерный экскаватор ЭКГ-15 – представитель массивной землеройной техники, сохраняющий устойчивость при наклоне до 120.
Способность перемещаться по крутым уклонам и объемный ковш однозначно предопределяют сферу эксплуатации: разработка карьеров, ликвидация оползающих терриконов, землеройные геологические и горные работы на открытой местности. При помощи экскаватора можно:
- вскрывать и разрабатывать большие пласты грунтов (I-V категорий включительно);
- изымать ценные ископаемые;
- поднимать и разгружать вскрышные породы в отвалы или вспомогательную спецтехнику.
ЭКГ-15 незаменим в работе на карьерах
Также к ЭКГ-15 обращаются в промышленном строительстве при подготовке к закладке фундаментов и в магистральном строительстве (строительстве дорого).
Экскаватор осуществляет забор сыпучих материалов (песок, глина), щебней и грунтов. Как правило, используется в совокупности с карьерными самосвалами, разгружая в них содержимое ковша.
Технические характеристики ЭКГ-15
Технические характеристики ЭКГ-15 свидетельствуют о невероятной мощности и возможности выполнять колоссальные объемы работ. Устройство экскаватора предполагает рассмотрение параметров по трем векторам.
Конструктивные характеристики экскаватора:
- масса – 675 т, высота, измеряемая по кабине, – 9,4 м;
- предельная скорость по выровненной площадке – 0,43 км/час;
- необходимый противовес – 36;
- скорость вращения платформы – 2,5 оборота за минуту;
- высота обзора машиниста – 8 м;
- мощность сетевого двигателя – 1250 кВт;
- мощность трансформатора – 250 кВт.
Характеристики ковша и стрелы:
- объем – 15 м3 (с расчетом на тяжелые грунты);
- вес ковша – 29,6 т;
- длина подъемной стрелы – 18 м, рукояти 13,1 м;
- максимальный наклон стрелы – 45 0;
- предельное подъемное усилие – 150 т, напорное – 65 т;
- скорость операции поднятие ковша – 1,1 м/с;
- стрела оснащена надежными канатами, к которым крепится подвеска и лебедка подъема, диаметром в 52 мм.
Характеристики масштаба выполняемых работ:
- максимальный радиус, в котором могут проводиться копательные работы – 23,4 м;
- максимальный радиус копательных работ на уровне стоянки – 15,6 м, минимальный – 10,1 м;
- максимальная высота копательных работ – 16,4 м;
- максимальная разгрузочная высота – 10 м;
- максимальный разгрузочный радиус – 20 м.
ЭКГ-15 был модифицирован и усовершенствован. Так, ЭКГ-8у и ЭКГ-12ус наделены удлиненными стрелами, позволяющими повысить максимальную высоту копательных работ на 4 м.
Конструкция экскаватора
Конструкция соответствует общей схеме. В нее входят:
- оборудование для погрузочных и копательных работ (основные элементы – ковш, шарнирно-сочлененная стрела, стойка, рукоять);
- платформа, при помощи которой экскаватор совершает движение вокруг своей оси, а также принадлежащее к ней оборудование (в числе устанавливаемого на платформе вспомогательного оборудования – лебедки (для создания напора и поднятия грузов) и механизмы поворота);
- опорно-вращательная конструкция (сварная рама, обойма с сидящими в ней рольками, цапфа);
- ходовая конструкция, представляемая парой двухгусеничных тележек;
- питаемый электродвигателем барабан, при передвижении сматывающий и наматывающий высоковольтный кабель.
ЭКГ-15 имеет двухъярусный сварной кузов. В отличие от гидравлических экскаваторов, ЭКГ-15 обладает функционально «урезанной» пневматической системой, используемой, в основном для обдувания электрического оборудования, звуковой сигнализации, спускания лестницы.
Карьерный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А и его модификации — ЭКГ-5В и ЭКГ-5Д
Данные мощные машины используются преимущество в добывающей и перерабатывающей промышленности. Они незаменимы для копания грунта и твердых фракций, полезных ископаемых. Экскаваторы — спутники горной деятельности, металлургии, добычи угля и строительной отрасли.
Несмотря на свою мощность, машины ЭКГ-5А обладают динамичной управляемостью, а их обслуживание и сервис не доставляет особых хлопот.
Среди производителей экскаваторов ЭКГ-5А ведущие позиции занимают:
- ЗАО «Горные машины»;
- АО «Уралмаш»;
- АО «Ижорские заводы».
Экскаватор ЭКГ-5 карьерный гусеничный с ковшом вместимостью 5 м3 — электрическая карьерная полноповоротная лопата на гусеничном ходу, предназначенная для выемки и погрузки в транспортные средства полезных ископаемых и вскрышных пород, в том числе тяжелых скальных, предварительно разрыхленных взрывом, в угольной промышленности, в промышленности строительных материалов, а также для выполнения больших объемов земляных работ в промышленном строительстве. Экскаваторы ЭКГ просты в управлении и обслуживании.
Аббревиатура экскаватора ЭКГ расшифровывается следующим образом: Э — экскаватор, К – карьерный, Г – гусеничный. Следующая цифра (например, ЭКГ 5) обозначает вместимость ковша в кубических метрах. Следующий за цифрой буквенный индекс показывает вариант модернизации (например, У — экскаватор с удлиненным рабочим оборудованием для верхней погрузки), а также, может обозначать код производителя.
Данный экскаватор это модификация старых моделей Уралмашзавода: ЭКГ-4,6Б и ЭКГ-4,6, ЭКГ-4,6А.
Разрабатываемые породы с объемной массой более 2 т/м3 должны быть предварительно разрыхлены. Экскаватор предназначен для умеренного климата с интервалом температур от -40 до +40°С, а также для тропического климата на высоте не более 1000 м над уровнем моря.
Карьерный гусеничный Экскаватор ЭКГ-5A конструируется из таких рабочих частей и узлов: пары гусеничных рам с гусеничными цепями и колесами; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга. Все механизмы закрыты кузовом (на платформе). Кровля кузова оборудована съемными панелями. Они необходимы для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе. Нахождение узлов экскаватора и основных агрегатов гарантирует свободный доступ к ним для проведения монтажных, ремонтных и демонтажных работ. Практически все механизмы и составные части экскаватора ЭКГ-5а обладают блочной конструкцией и взаимно-заменяемы, что дает возможность применять ремонтно-агрегатный узловой метод.
Экскаватор ЭКГ-5В создан на базе серийного ЭКГ 5А. Его ковш оснащен пневмоударными зубьями, которые сами включаются в работу при увеличении сопротивления при копании, гарантирующие разрушение горной массы в процессе черпания и дает возможность разрабатывать трещиноватые породы и угли небольшой и средней крепости без предварительного их рыхления. Использование этой машины необходимо в тех случаях, когда невозможно осуществить буро-взрывные работы по экологическим или другим причинам. Расход электроэнергии не больше расхода электроэнергии при работе машины с обычным ковшом. Экскаватор оснащен пневмосистемой для питания молотов сжатым воздухом.
Основной для экскаватора ЭКГ-5Д служит серийный экскаватор ЭКГ 5А, оснащенный дизель-электрическим приводом, который позволяет машине работать в отсутствии линий электропередачи. Первичными двигателями экскаватора являются дизели, которые приводят в движение генераторы постоянного тока, подпитывающие двигатели основных механизмов.
Объем топливного бака – 3800 литров. Он рассчитан на 24 часа работы без перерыва. Дистанционный контроль позволяет следить за работой дизелей из кабины машиниста.
Рабочее оборудование состоит из ковша, стрелы с напорным механизмом и двуногой стойки, рукояти ковша, механизма открывания ковша. Нижний конец стрелы опирается на подпятники поворотной платформы, а верхний – держится на весу с помощью канатного полиспаста.
На поворотной платформе установлены двуногая стойка, подъемная лебедка, стрелочная лебедка и кузов, два поворотных механизма, пневмосистема, электрооборудование. В передней правой части платформы находится кабина машиниста. Поворотная платформа через роликовый круг находит опору в ходовой тележке и соединяется с ней центральной цапфой. Между поворотной и нижней рамами находится высоковольтный токоприемник.
Составные части ковша: днище, передняя и задняя часть стенок, коромысла и обоймы с уравнительным блоком. Передняя стенка изготовлена из высоко-марганцовистой стали и снабжена пятью съемными зубьями тоже из марганцовой стали. Передняя стенка и зубья покрываются твердым сплавом.
Рукоять и стрела экскаватора-погрузчика изготовлены из низколегированной стали.
На стреле экскаватора находятся напорный механизм, блоки стрелочного каната, головные блоки, лебедка открывания ковша. Для устойчивого положения крепление стрелы осуществлено боковыми тягами к поворотной платформе.
Ходовой механизм приходит в движение от электродвигателя, который установлен на передней стенке нижней рамы.
Ходовой механизм и механизм переключения гусениц регулируется тормозной системой. Базовые узлы гидросистемы помещаются на задней стенке нижней рамы.
В системе управления предусмотрены элементы, благодаря которым механические характеристики главных приводов остаются стабильны при колебаниях температуры.
Экскаваторы ЭКГ-5а это тяжеловесная и крупногабаритная техника. Транспортировка ЭКГ 5А может реализовываться специальными автотранспортными средствами или транспортерами на железнодорожном ходу. При перевозке экскаватора ЭКГ-5А нужно снять (или опустить) рабочее оборудование и демонтировать двуногую стойку.
Наибольшее распространение получили экскаваторы ЭКГ 5А с вместимостью ковша 4-5.2 кубометра.
Основные элементы и основа работы механизма
Механизм ЭКГ-5А включает основные функциональные элементы:
- двуногая стойка;
- стрела;
- система открывания ковша;
- ковш;
- рукоятка ковша.
Составными частями ковша являются передняя и задняя стенка, дно, коромысло и блок. При производстве ковша применяется высокопрочная сталь. Его корпус с помощью пальцев сопряжён с дном и коромыслом. Стальная рукоятка посредством соединения переходит в стрелу, на которой установлена напорная система, блоки и лебёдка. Стрела базируется на поворотной платформе. Именно на ней расположен механизм динамики, электрическая система, кузовные и стоечные части. Венчает этот комплекс кабина водителя. Далее рассмотрим технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Фото карьерного экскаватора на гусеничном ходу ЭКГ-5А
Устройство ЭКГ-5А
Модель состоит из следующих составных частей: поворотной части, включающей в себя поворотную платформу с расположенными на ней механизмами, и рабочее оборудование; ходовой тележки, состоящей из нижней рамы, двух гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями; ходового механизма, зубчатого венца, роликового круга.
Все механизмы на платформе ЭКГ-5А закрыты кузовом. Для удобства ремонта и монтажа механизмов на платформе кровля кузова имеет съемные панели. Расположение основных агрегатов и узлов машины обеспечивает свободный доступ к ним для осуществления монтажных, демонтажных и ремонтных работ. Большинство механизмов и составных частей имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы, что позволяет применять при ремонтах агрегатно-узловой метод.
Источник фото: techstory.ruВес ЭКГ-5А составляет 196 тонн
Общие и частные параметры
Общие параметры
Параметры | Значение |
Вместимость ковша, м3 | 5, 2 |
Радиус черпания, м | 14, 5 |
Высота черпания, м | 10,3 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1, 85 |
Рабочая масса, т | 196 |
Параметры ковша
Масса, т | 9, 935 |
Длина, м | 2, 45 |
Ширина, м | 2, 19 |
Высота, м | 2, 56 |
Характеристики рукоятки ковша
Масса, т | 7, 95 |
Длина, м | 7, 915 |
Ширина, м | 1, 774 |
Параметры стойки
Масса, т | 3, 48 |
Длина, м | 6, 45 |
Ширина, м | 1, 4 |
Параметры поворотной платформы
масса, т | 18, 9 |
Длина, м | 8, 1 |
Ширина, м | 5, 0 |
Высота, м | 1, 2 |
Характеристики нижней и гусеничной рамы
Показатель | Нижняя рама | Гусеничная рама |
Масса, т | 10, 5 | 5, 45 |
Длина, м | 3, 0 | 5, 5 |
Ширина, м | 3, 0 | 0, 75 |
Высота, м | 1, 68 | 1,0 |
Параметры кабины
Масса, т | 1,1 |
Длина, м | 2, 36 |
Ширина, м | 1, 35 |
Высота, м | 2, 76 |
Технические параметры двигателей
Сетевой двигатель является сердцем всего механизма экскаватора. Он обладает мощностью в 250 кВт, а его масса составляет более 2 тонн. Кроме сетевого двигателя, который представлен моделью Аг-М, экскаватор снабжён ещё тремя движущими узлами.
Двигатель хода и напора
Масса, т | 0, 86 |
Длина, м | 1, 28 |
Ширина, м | 0, 59 |
Двигатель поворота
Масса, т | 0, 93 |
Длина, м | 1, 32 |
Ширина, м | 0, 57 |
Двигатель подъёма
Масса, т | 3, 5 |
Длина, м | 1 ,85 |
Ширина, м | 0 ,96 |
Параметры канатов
В экскаваторе ЭКГ-5А присутствуют канаты, которые работают по трём направлениям.
Назначение каната | Диаметр, мм | Длина, м | Разрывное усилие, кгс |
Подъем ковша | 39, 5 | 58 | 94623 |
Подъем стрелы | 30 | 125 | 57 300 |
Открывание дна ковша | 11, 15 | 10, 5 | 6255 |
Электрическое оборудование
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт.
В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
Схема электрического оборудования экскаватора ЭКГ-5А
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Технические характеристики
Массогабаритные. ЭКГ-5А — среднетоннажный лопатный механизм карьерного типа. Масса с учётом противовеса составляет 197 тонн. Ширина гусениц – от 900 до 1400 мм. Ковш способен принять от 4,6 до 6,3 кубических метров насыпной горной породы. Передвигаясь по периметру карьера, машина развивает скорость 0,55 км/ч. Наибольший уклон при подъёме в гору составляет 12о. Длина хода гусеничного механизма – 5,83 м.
Подъёмно-поворотные. Длина стрелы экскаватора – 10,5 м, угол наклона – 45о.
- Копания – наибольший 14,5 м, на уровне стоянки 9,3 м.
- Выгрузки (наибольший) – 12,65 м.
Машинист экскаватора ЭКГ может поворачивать платформу вокруг своей оси. Радиус поворота — 5,25 м. Самая большая высота, с которой осуществляется выемка породы – 10,3 м. Ковш может подниматься со скоростью до 0,87 м/с. Силовая установка ЭКГ-5А позволяет развивать подъёмное усилие до 50 тс.
Рабочий цикл. Цикл поворота платформы экскаватора на 90о длится 23 секунды. Частота вращения платформы – до 3,5 оборотов за 1 минуту. Напорное усилие при постоянной скорости 0,45м/с составляет 20,5 тс.
- Характеристики ковша:
- Тип устанавливаемого ковша — обратная лопата.
- Наименьшая вместимость устанавливаемого ковша — 4.6 метра кубических.
- Наибольшая вместимость устанавливаемого ковша — 6.3 метров кубических.
- Максимальный радиус копания — 14500 миллиметров.
- Максимальный радиус выгрузки ковша — 12650 миллиметров.
- Максимальная высота копания — 10300 миллиметров.
- Максимальный радиус копания на уровне грунта — 9040 миллиметров.
- Максимальная высота выгрузки ковша — 6700 миллиметров.
- Полная масса стандартного ковша — 9935 килограмм.
- Полная длина стандартного ковша — 2450 миллиметров.
- Полная ширина стандартного ковша — 2190 миллиметров.
- Полная высота стандартного ковша — 2560 миллиметров.
Двигателя:
- Тип устанавливаемого двигателя — электрический.
- Модель устанавливаемого двигателя — Аг-М.
- Конструкционная масса двигателя — 2000 килограмм.
- Наибольшая мощность на выходе — 250 киловатт/339.9 лошадиных сил.
Тормозная система
Для управления тормозной системой, механизмами поворота и напора на экскаватор установлен пневматический привод. Также с его помощью производится очистка оборудования. Управляющий компрессор – одноступенчатый:
- Число цилиндров – 2.
- Скорость подачи – 580 литров в минуту.
- Давление – 0,7 МПа.
Габаритные размеры:
- Полная длина рукоятки — 7915 миллиметров.
- Полная ширина рукоятки — 1774 миллиметра.
- Полная длина стойки — 6450 миллиметров.
- Полная ширина стойки — 1400 миллиметров.
- Габаритная длина поворотной платформы — 8100 миллиметров.
- Ширина поворотной платформы — 5000 миллиметров.
- Габаритная высота поворотной платформы — 1200 миллиметров.
- Полная длина гусеничной рамы — 5500 миллиметров.
- Полная ширина гусеничной рамы — 750 миллиметров.
- Полная высота гусеничной рамы — 1000 миллиметров.
- Полная длина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная ширина нижней рамы — 3000 миллиметров.
- Полная высота нижней рамы — 1680 миллиметров.
- Конструкционная длина кабины — 2360 миллиметров.
- Конструкционная ширина кабины — 1350 миллиметров.
- Конструкционная высота кабины — 2760 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 1) — 900 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 2) — 1100 миллиметров.
- Ширина башмаков гусеничных лент (вариант 3) — 1400 миллиметров.
- Наименьший дорожный просвет под поворотной платформой — 1890 миллиметров.
- Наименьший радиус поворотной платформы — 6700 миллиметров.
Характеристика канатов
Назначение | Обозначение каната | ГОСТ | Диаметр каната, мм | Длина, м | Разрывное усилие каната, кгс |
Подъем ковша | 39,5-Г-В-Н-180 | ТУ 14-4-192-77 | 39,5 | 58,0 | 94623 |
Подъем стрелы | 30-Г-В-О-Н-170 | ГОСТ 7669-80 | 30,0 | 125 | 57300 |
Открывание днища ковша | 11,5-Г-1-Н-180 | ГОСТ 3071-74 | 11.15 | 10,5 | 6255 |
Габаритные размеры и масса основных узлов и агрегатов
Наименование узла (агрегата) | Номер чертежа | Масса, тн | Длина, м | Ширина, м | Высота, м |
Ковш | – | 9,935 | 2,45 | 2,19 | 2,56 |
Рукоять | – | 7.950 | 7.915 | 1.774 | – |
Стрела с головными блоками | – | 17.14 | 11.15 | – | – |
Двуногая стойка | – | 3.48 | 6.45 | 1.4 | – |
Преобразовательный агрегат | – | 8.0 | 4.76 | 1.12 | 1.6 |
Двигатель подъема | – | 3.5 | 1.85 | 0.96 | – |
Двигатель поворота | – | 0.93 | 1.32 | 0.57 | – |
Двигатель хода | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Двигатель напора | – | 0.86 | 1.28 | 0.59 | – |
Редуктор поворота | – | 2.01 | 1.32 | 0.85 | 0.62 |
Редуктор хода | – | 2.95 | 1.34 | 1.09 | 0.88 |
Редуктор подъемной лебедки | – | 3.12 | 1.78 | 1.14 | 1.69 |
Поворотная платформа | – | 18.9 | 8.1 | 3.16 | 1.2 |
Нижняя рама | – | 10.5 | 3.0 | 3.0 | 1.68 |
Гусеничная рама | – | 5.45 | 5.5 | 0.75 | 1.0 |
Зубчатый венец | – | 2.77 | 3.37 | – | – |
Роликовый круг | – | 1.78 | 3.05 | – | – |
Центральная цапфа | – | 0.64 | 1.22 | 0.33 | – |
Кабина | – | 1.1 | 2.36 | 1.35 | 2.76 |
Электрическое оборудование
На поворотной платформе установлены элементы электрооборудования (трансформатор и распределитель), лебёдка, поворотные редукторы и компрессор. Чтобы обеспечить безопасность выемочных работ, снаружи рабочие узлы экскаватора герметизированы кузовом.
ЭКГ-5А оснащён приводом типа Г-Д (генератор-двигатель). Для обеспечения рабочих характеристик установлен магнитный усилитель (МУ). Тип электросхемы – однолинейный. Главный электродвигатель АЭ113-4У2 развивает полную мощность 250 кВт. К электросети экскаватора подводится ток со следующими характеристиками:
- Частота — 50Гц.
- Напряжение — 6кВ.
Питание и работа механизмов системы осуществляется от высоковольтной точки. За полчаса непрерывной деятельности ЭКГ-5А потребляет электроэнергии от 250 до 275 кВт. В работе экскаватора применяются два вида кабеля:
- КШВГ-3 х 16 + 1 х 6;
- КШВГ-Т — 3 х 25 +1 х 10.
Источником управления электродвигателя служит распределительное устройство, которое снабжено:
- выключателем, выдерживающим силу тока до 1.25 А;
- ручным приводом;
- предохранителем на 8 и 16 А.
В целях безопасности экскаватор ЭКГ-5А имеет надежную систему заземления.
Оно проводится по контуру через специальную жилу. Стабильную и сбалансированную работу обеспечивают соответствующие блоки и узлы.
Электросхема ЭКГ 5А
Конструктивные особенности
Владельцы и производители экскаваторов единогласно отмечают следующие особенности модели и модификаций:
- высокая эффективность при работе с большими кусками твёрдой породы;
- цельносварная стрела обладает особой прочностью;
- канат для подъёма ковша имеет автоматическое выравнивание;
- автоматически открывающееся дно позволяет избежать контакт ковша и рукоятки;
- гусеницы открытого типа имеют широкое расстояние, через которое легко производить ремонт и диагностику механизмов;
- элементы и узлы, которые подвергаются особой нагрузке, выполнены из прочной легированной стали;
- экономию времени и денег обеспечивает автоматическая подача смазочных материалов.
Модификации
Экскаватор ЭКГ-5А поставляется в рыночную сеть в трёх модификациях:
- машины ЭКГ-5В;
- экскаваторы ЭКГ- 5Д;
- механизмы ЭКГ-5А-УС.
Технические характеристики
Технические характеристики | ЭКГ-5В | ЭКГ-5Д | ЭКГ-5А-УС |
Вместимость ковша, м3 | 5 | 4,6 — 6,3 | 4, 6 |
Радиус черпания, м | 14, 5 | 14, 5 | 15, 5 |
Высота выгрузки, м | 6, 5 | 6, 7 | 5, 9 |
Радиус выгрузки, м | 12, 65 | 12, 65 | 13, 7 |
Просвет под поворотной платформой, м | 1, 89 | 1, 89 | 1, 85 |
Длина гусеничного хода, м | 5 ,83 | 5, 83 | 5, 83 |
Ширина гусеничной ленты, мм | 900/1100/1400 | 900/1100 | 900/1100 |
Скорость, км/час | 0, 55 | 0, 55 | 0, 55 |
Рабочая масса, т | 207 | 195 | 211 |
Мощность сетевого двигателя, кВт | 250 | — | 250 |
Видео обзор экскаватора ЭКГ-5А:
Электропривод ЭКГ-5А
Напорный механизм приводится от электродвигателя, на валу которого закреплена шестерня, находящаяся в зацеплении с зубчатым колесом промежуточного вала редуктора. Поворотный механизм состоит из двух одинаковых агрегатов. Каждый из них имеет вертикальный электродвигатель с фланцем, опирающимся на корпус редуктора. Ходовой механизм приводится в движение электродвигателем, установленным на передней стенке нижней рамы.
Источник фото: techstory.ruОбъем ковша ЭКГ-5А – 5,2 куб.м
Пневматическая система предназначена для управления тормозами подъема, поворота, напора, продувки электрооборудования от пыли, подачи звукового сигнала и привода различного пневматического инструмента сжатым воздухом от одноступенчатого двухцилиндрового компрессора подачей 580 л/мин рабочим давлением 0,7 МПа. Гидросистема ЭКГ-5А предназначена для управления тормозом ходового механизма и механизма переключения гусениц. Основные детали гидросистемы расположены на задней стенке нижней рамы.
Машина получает питание от высоковольтного приключательного пункта. Качество электроснабжения должно обеспечиваться потребителем по нормам действующей норматив-но-технической документации. Потребляемая мощность в получасовом режиме составляет 250-275 кВт при средневзвешенном коэффициенте мощности 0,6. Для питания от приключательного пункта рекомендуется высоковольтный кабель КШВГ-Зх16+1х6 для условий умеренного климата или КШВГ-Т-Зх25+1хЮ для условий тропического климата. Для управления высоковольтным электродвигателем Аг-М (пятимашинного преобразо-вательного агрегата) и силовым трансформатором собственных нужд Тр1 применено мало-габаритное высоковольтное комплектное распределительное устройство РУ с общим разъединителем, масляным выключателем на ток отключения 1,25 кА, имеющими ручной привод, и предохранителями на 8 А или 16 А при напряжении питающей сети 6 000 В или 3 000 В соответственно.
Схема электрическая однолинейная
Релейная токовая защита, а также защита от грозовых перенапряжений и учет расхода потребляемой электроэнергии обеспечивается потребителем на электроподстанции или на приключательном пункте. Заземление корпуса производится к контуру заземления карьера через заземляющую жилу кабеля КШВГ. Питание электродвигателей подъема, напора, поворота, хода осуществляется по системе генератор – двигатель постоянным током с управлением от силовых магнитных усилителей УК-УМСП, УК-УМСН, УК-УМСВ кулачковыми командоконтроллерами ККП, ККН, ККВ.
В системе управления ЭКГ-5А предусмотрены блоки и узлы, обеспечивающие стабильность механических характеристик главных приводов при изменении температуры электрических машин: блоки токоограничения – УК-БТОП, УК-БТОН, УК-БТОВ; блок стабилизации токов возбуждения двигателей главных приводов – УК-БСТВ; узел автоматического копания – УК-БАК. На экскаваторе предусмотрен контроль состояния изоляции электросети 220 В переменного тока РУ-Р, также силовых цепей и цепей управления постоянного тока.
Источник https://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/strojtehnika/ekg-5a-tehnicheskie-harakteristiki.html
Источник https://spectorg.su/dlya-strojki/shema-ekg-5a.html
Источник
Источник