Содержание
Свинцово-кислотные аккумуляторы для погрузчиков
Чтобы АКБ служила долго и работала исправно, с ней необходимо проводить ряд обязательных процедур, о которых мы вам расскажем в этой статье.
Как «убить» тяговый аккумулятор?
Самая распространённая из причин поломки АКБ – работа на «сухом» аккумуляторе. Если батарея долго находится в помещении с высокой температурой или часто стоит на зарядке, из электролита испаряется вода. Пластины в банках аккумулятора остаются не закрытыми, начинают коррозировать, осыпаться и быстро выходят из строя.
Поломку батареи ускоряют:
- Постоянная работа до глубокого разряда АКБ;
- Хранение тягового аккумулятора в разряженном состоянии;
- Регулярная недозарядка или перезарядка;
- Неподходящее зарядное устройство;
- Быстрый заряд АКБ большим током;
- Сильная вибрация;
- Использование не дистиллированной воды для доливки;
- Попадание грязи в банки батареи;
- Плотность электролита выше нормы;
- Короткое замыкание.
Общие правила эксплуатации
- Не оставлять технику на долгое время с разряженной батареей;
- Использовать только дистиллированную воду;
- Во время заряда держать банки АКБ открытыми;
- Батарея и зарядное устройство должны быть совместимы;
- При нормальной плотности электролита (не менее 1,13 кг/л) не разряжать аккумулятор более чем на 80%
- Температура электролита не должна превышать 55 градусов.
Как правильно заряжать АКБ
Зарядку аккумулятора производить сразу после окончания работ. Если приборы показывают менее 30% – батарею нужно зарядить. Перед подключением к зарядному устройству открыть откидные крышки на банках и проверить уровень электролита.
Штекер батареи и ЗУ необходимо соединить максимально плотно – иначе контакты соединения могут сгореть. При работе с современным устройством, снабжённым датчиками неисправности батареи, автоматическим отключением при полном заряде, разными режимами подзарядки, отпадает необходимость непрерывно следить за ходом процесса.
На многих предприятиях до сих пор используются ЗУ трансформаторного типа, работу которых приходится контролировать.
Комплектация комнаты для аккумуляторов
Хранение и заряд АКБ происходят в специально отведённом для этого помещении. Во время подзарядки возникает ряд небезопасных моментов – выброс в воздух токсичных веществ, риск возгорания паров электролита, получение химических ожогов при работе с кислотой, работа с электроприборами.
Чтобы избежать несчастных случаев на производстве, к планировке и оборудованию аккумуляторной комнаты предъявляются строгие требования.
- Помещение должно быть изолировано от других площадей;
- Работу с кислотой и её хранение необходимо проводить в отдельном от заряда АКБ помещении;
- Комнату обязательно оборудуют системой вентиляции и принимают меры по предотвращению попадания пыли и грязи;
- Все поверхности окрашиваются кислотоупорными материалами;
- В помещении для приготовления электролита устанавливается вытяжка;
- Комната для подзарядки должна отапливаться для поддержания оптимальной температуры электролита в холодное время года (не меньше +10 градусов);
- Для проведения манипуляций с кислотой для персонала устанавливается шкафчик с защитной одеждой (фартук, резиновые сапоги, перчатки, респиратор);
- Батареи и их элементы не допустимо устанавливать на пол. Для этого комнату оборудуют специальными стеллажами и шкафчиками;
- В помещении для зарядки и хранения кислоты должна быть установлена противопожарная сигнализация;
- При входе необходимо разместить предупреждение о том, что вход разрешён только персоналу, работающему в комнате для АКБ; для сотрудников вход и выход в помещение не должен быть труднодоступным.
Более подробно о требованиях по обустройству аккумуляторной комнаты читайте в действующем документе – ПОТ РО 14000-005-98.
Очистка аккумулятора
На поверхности АКБ не должно быть коррозии, электролита и грязи, а клеммы и перемычки необходимо держать сухими.
- Убедиться, что банки АКБ закрыты, а крышки целые;
- При помощи тряпки или щётки, смоченной в 5%-м содовом растворе очистить клеммы, перемычки и поверхность батареи от грязи (не допускать попадания средства в банки АКБ);
- Смыть остатки грязи чистой водой и просушить аккумулятор;
- Смазать клеммы защитным составом для электросоединений.
Данную процедуру необходимо проводить не реже одного раза в неделю.
Доливка
Проводить проверку уровня электролита в АКБ следует ежедневно.
- Батарея должна быть полностью заряжена перед процедурой;
- Если пластины не закрыты электролитом, допускается долить воду в незаряженный аккумулятор, чтобы закрыть их, потом произвести полную зарядку;
- Долить воду до нужного уровня (около 2 см выше сепаратора);
- Нельзя использовать для доливки никакую воду, кроме дистиллированной;
- После доливки закрыть банки крышками, предварительно убедившись, что на них не попала грязь или посторонние предметы.
Хранение
Перед перемещением АКБ на длительное хранение обязательно очистить от грязи, произвести доливку воды и полностью зарядить.
- Помещение для хранения должно быть сухим и прохладным;
- Примерно 1 раз в месяц необходимо проверять уровень заряда АКБ – он не должен опускаться ниже 70%;
- Нельзя хранить аккумулятор в помещениях, где температура опускается ниже 0 градусов. Также нужно избегать контакта батареи с источниками тепла – это приведёт к быстрой разрядке.
Перед вводом АКБ в эксплуатацию требуется её полная подзарядка.
Журнал состояния тяговой АКБ
Все производители тяговых батарей дают гарантию на свою продукцию. Одно из требований, которое должно соблюдаться в течение гарантийного срока – заполнение журнала аккумуляторной батареи.
Утверждённой формы у такого журнала нет, поэтому каждый производитель делает его по шаблонам собственной разработки.
Данные заполняются персоналом, который отвечает за обслуживание АКБ.
В основном в журнал вносятся данные по манипуляциям с батареей:
- Измерение температуры и плотности электролита;
- Измерение напряжения АКБ;
- Время начала и окончания каждой подзарядки;
- Состояние батареи при передаче смены;
- Дата и время каждой очистки и доливки;
- Комментарии о неисправностях батареи.
Меры предосторожности при работе с АКБ
В обслуживании тяговой батареи нет ничего сложного, но несоблюдение техники безопасности во время работы с аккумулятором может привести к печальным последствиям.
Основная опасность, которую несёт работа с тяговыми батареями – выделение взрывоопасных веществ, поэтому возле аккумулятора категорически запрещено курить и допускать нахождение открытого огня.
Электролит в аккумуляторе может нанести серьёзный вред здоровью, если попадёт в глаза или на открытые участки кожи.
- При работе с кислотой необходимо применять средства индивидуальной защиты (прорезиненный фартук, защитные очки, перчатки и резиновую обувь);
- Если электролит попал на одежду или на тело, нужно немедленно его нейтрализовать нашатырным спиртом или содой и смыть водой.
Ещё одна опасность при работе с АКБ – удар током, поэтому:
- Во время установки батареи на зарядку/снятия, ЗУ должно быть выключено;
- Все кабеля на штекерах АКБ и ЗУ должны быть заизолированы;
- Наконечники зарядного устройства и аккумулятора должны быть плотно соединены.
И главное правило – нельзя допускать к обслуживанию тяговой батареи не обученный персонал.
Что делать с вышедшим из строя аккумулятором
Если требования по эксплуатации не соблюдались и АКБ вышла из строя, можно выбрать одно из решений:
- Утилизировать батарею, сдав её в один из пунктов приёма отработанных аккумуляторов и получить за это немного денег (но ещё предстоит приобрести новую АКБ);
- Восстановить аккумулятор в одном из специализированных сервисных центров, сэкономив на этом хорошие деньги. Как восстановить тяговую АКБ вы можете узнать из другой статьи нашего блога.
Преимущество гелевых аккумуляторов на самоходной складской технике
Гелевая тяговая аккумуляторная батарея — химический источник постоянного тока для питания электродвигателей различных видов спецтехники. Данный вид АКБ широко применяется в складском хозяйстве. Гелевый аккумулятор представляет собой свинцово-кислотный источник электроэнергии, где в качестве электролита используется специальный тиксотропный гель, имеющий желеобразную консистенцию. Обездвиженный электролит статично располагается в отведенном пространстве, не требует регулярной дозаправки дистиллированной водой и какого-либо иного обслуживания. Это упрощает эксплуатацию на складе и повышает надежность аккумуляторов.
Особенности гелевых аккумуляторных батарей
Гелевые АКБ — это необслуживаемые тяговые аккумуляторы с полностью герметичным корпусом. В качестве накопителя энергии используется гелевый (желеобразный) электролит. За счет такого исполнения устройство имеет высокий уровень надежности и безопасности — электролит не замерзает на морозе, не вытекает при повреждении корпуса.
Гелевые батареи удобны в эксплуатации. Они заряжаются повсеместно, что исключает затраты на оборудование отдельного зарядного помещения.
Также к достоинствам АКБ относится минимальное газовыделение, поэтому устройства используются на объектах с повышенными требованиями к экологической безопасности (например, на предприятиях пищевой и фармацевтической промышленности).
Гелевый аккумулятор представляет собой свинцово-кислотный источник электроэнергии, где в качестве электролита используется специальный тиксотропный гель, имеющий желеобразную консистенцию. Обездвиженный электролит статично располагается в отведенном пространстве, не требует регулярной дозаправки дистиллированной водой и какого-либо иного обслуживания. Это упрощает эксплуатацию на складе и повышает надежность аккумуляторов.
Преимущества использования гелевых аккумуляторов
Свинцово-кислотные батареи с гелеобразным электролитом приобретают все большую популярностью благодаря удобству эксплуатации. Это необслуживаемые элементы питания: корпус не нужно вскрывать, он должен оставаться герметичным в течение всего срока эксплуатации. Широкое распространение такие батареи получили благодаря следующим преимуществам:
- Безопасность использования. Несмотря на положение в пространстве, электролит не выльется из батареи, нет риска разлива серной кислоты.
- Низкий уровень саморазряда. Батареи долгое время держат заряд, даже если не используются постоянно.
- Большая эффективность разряда-заряда в сравнении с классическими аккумуляторами, заправленными жидким электролитом.
- Простота использования. Аккумулятор не требуется обслуживать, при использовании по рекомендациям производителя он проработает очень долго и будет отлично справляться со своей задачей.
Еще одно преимущество – прочность и устойчивость к внешним воздействиям. Даже если аккумулятор получит повреждения, кислота не вытечет наружу, что гарантирует безопасную эксплуатацию.
Батарея устойчива к глубокому разряду, она способна выдержать до 400 разрядок до нуля. В процессе работы не образуется токсичный сульфат свинца – это обеспечивает экологическую безопасность техники. Все эти преимущества сделали гелевые аккумуляторы востребованным решением для компактной складской техники.
Еще немного фактов ЗА гелевые АКБ
- Отсутствие необходимости в доливе воды и специальных зарядных комнатах, низкий уровень газообразования, отсутствие утечек электролита обеспечивает сокращение эксплуатационных расходов;
- Минимальное газовыделение позволяет использовать данные батареи в таких чувствительных сферах как пищевая промышленность.
- Широкий рабочий диапазон. Они не перемерзают и продолжают работать при температуре до -40 градусов, верхняя температурная планка достигает +40°C.
- Большая эффективность разряда-заряда в сравнении с классическими аккумуляторами, заправленными жидким электролитом, батарея устойчива к глубокому разряду, она способна выдержать до 400 разрядок до нуля.
Самоходные штабелеры с гелевым АКБ
Наш завод производит самоходные штабелеры серии AX с гелевыми батареями. в нашем ассортименте:
Какие тяговые батареи подходят для электропогрузчиков?
В настоящее время все большее распространение получает электрическая погрузочная техника ввиду того что в эксплуатации она дешевле, а также экологичнее. Одним из основных элементов электрической техники является аккумуляторная батарея. Ранее выбор аккумуляторной батареи был ограничен свинцово-кислотными батареями, однако в настоящее время выбор стал куда разнообразнее. На рынке представлено большое количество технологий аккумуляторных батарей. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки, выбор правильной аккумуляторной батареи позволяет сильно сократить затраты на эксплуатацию электрической техники.
ОАО «Белпромимпэкс» предлагает все доступные технологические решения, и в этой статье мы постараемся разобрать различные ситуации эксплуатации техники и выяснить какие типы тяговых аккумуляторных батарей лучше использовать в том или ином случае.
Ситуация 1: Имеется аккумуляторная комната, работа в 1-2 сменном режиме
В этих условиях оптимально использовать классические свинцово-кислотные аккумуляторные батареи.
Их основные особенности: срок службы 1500 циклов заряда-разряда, требуют аккумуляторной комнаты, возможно использовать с любым типом зарядных устройств, максимально возможный диапазон емкости (от 120 до 1860 Ач).
OAO «Белпромимпэкс» предлагает свинцово-кислотные батареи Hawker Perfect Plus, а также Hawker Water less с увеличенными интервалами долива воды. Это проверенные временем аккумуляторные батарею от ведущего мирового производителя промышленных аккумуляторов EnerSys.
Ситуация 2: аналогична ситуации 1, но с ярко выраженной сезонностью (удлинённые смены в сезон).
В этом случае подойдут аккумуляторные батареи повышенной емкости Ironclad, которые позволят технике проработать на 1 час дольше.
В таких батареях применяется квадратное сечение трубок, что увеличивает площадь соприкосновения активной массы с электролитом. Также срок батарей Ironclad составляет 1800 циклов, что на 300 циклов больше чем в классических свинцово-кислотных батареях.
В среднем увеличенная емкость дает 1 дополнительный час работы для погрузочной техники в смену, что может быть очень полезно, когда стандартной батареи не хватает на смену.
К недостаткам такого типа аккумуляторных батарей можно отнести достаточно маленький размерный ряд, ячейки Ironclad выпускаются только в размере более 600 мм по высоте.
Технология Ironclad это разработка компании EnerSys хорошо зарекомендовавшая себя на рынке США. С недавних пор производство этих аккумуляторов было развернуто и на европейских заводах EnerSys.
Ситуация 3: Аккумуляторная комната отсутствуют, работа низкой или средней интенсивности.
В указанных условиях целесообразно покупать свинцово-кислотную аккумуляторную батарею с гелеобразным электролитом, если она покупается на замену старой.
Преимуществами гелевых АКБ является необслуживаемость и возможность заряда вне аккумуляторной комнаты. Их используют только с высокочастотными зарядными устройствами. Если Вы покупаете батарею на замену старой гелевой батареи, то у Вас скорее всего такое уже имеется.
ОАО «Белпромимпэкс» предлагает гелевые аккумуляторные батареи Hawker Evolution. На данные батареи имеется разрешение МЧС РБ на использование вне зарядной комнаты.
Если батарея покупается с новой складской техникой, или зарядное устройство необходимо или возможно заменить, то лучше обратить внимание на более технологичное решение NexSys с пакетом Standart, это уникальная разработка компании Enersys.
В аккумуляторных батареях NexSys используются следующие технологии:
- TPPL (thin plate pure lead) – тонкие пластины из чистого свинца. Их использование позволяет достичь более низкого внутреннего сопротивления, что понижает расход электроэнергии на заряд. Использование тонких пластин позволяет производить АКБ увеличенной емкости в некоторых размерах. Также данная батарея лучше принимает заряд, что делает ее гораздо более эффективной при использовании с рекуперативной системой торможения.
- AGM (Absorbed glass mat) – электролит впитан в стекловолокно, что делает батарею необслуживаемой.
- VRLA – клапанное регулирование выпуска газов с рекомбинацией, предотвращает утечку водорода из электролита.
Пользователь получает следующие преимущества при использовании этих батарей: возможность кратковременных подзарядов при необходимости, жизнь батареи больше на 25% чем у гелевой батареи, емкость выше на 20% чем у гелевых батарей (сопоставима с емкостью кислотных батарей при равных габаритах), время заряда 6-7 часов.
Особенность батарей NexSys – необходимость использования специальных зарядных устройств.
Ценовой уровень батарей NexSys схож с уровнем гелевых батарей, по этой причине целесообразно покупать именно их.
Ситуация 4: Аккумуляторная комната отсутствует, работа средней интенсивности в 1,5-2 смены.
В данной ситуации следует обратить внимание на батарею NexSys с пакетом Fast. Он отличается более мощным умным (с обратной связью) зарядным устройством которое способно заряжать батарею за 5 часов.
На них также имеется разрешение МЧС РБ для эксплуатации вне зарядной комнаты.
Ситуация 5: Аккумуляторная комната отсутствуют, интенсивная работа в 1-3 сменном режиме с рваным графиком.
Литий ионные батареи — это новое решение в сфере погрузочной техники (но не новое в принципе), они позволяют эксплуатировать электрическую технику, примерно так как мы сейчас эксплуатируем смартфоны т.е. быстро подзаряжаясь. Как правило время заряда составляет 1-3 часа (зависит от мощности зарядного устройства). Также к их преимуществу следует отнести длительный срок службы около 3000 циклов и более, что как минимум в два раза дольше срока эксплуатации классических свинцово-кислотных батарей. Допустимо использование емкости до 95%. Данный тип батарей также требует специальное высокочастотное зарядное устройство.
Одним из преимуществ аккумуляторных батарей EnSol является инновационная система активной балансировки ячеек в которую входит система удаленного мониторинга за аккумуляторной батареей.
Система активной балансировки имеет следующие преимущества:
- Продлевает срок жизни аккумуляторной батареи
- Увеличивает доступную емкость аккумуляторной батареи
- Минимизируется энергопотребления во время простоя АКБ или при хранении
- Удаленная диагностика неисправностей АКБ
ОАО «Белпромимпэкс» предлагает оригинальные Li-ion батареи производства Toyota в комплекте с новой техникой Toyota, а также литий-ионные батареи производства компании EnSol (Россия).
МЧС РБ допускает зарядку оригинальных Li-ion батарей Toyota (Швеция) и аналогов Ensol (Россия) вне специально оборудованных зарядных комнат, имеется соответствующее разрешение.
Источник https://www.forklift.blog/blog/svintsovo-kislotnye-akkumulyatory-dlya-pogruzchikov-pravila-ekspluatatsii-tyagovykh-akb
Источник https://oxlift.ru/customers/articles/preimushchestvo-gelevykh-akkumulyatorov-na-samokhodnoy-skladskoy-tekhnike/
Источник https://www.belpromimpex.by/clauses/kategoriya-statey/kakie-tyagovye-batarei-podkhodyat-dlya-eletrpogruz/
Источник