Содержание
Новые правила техосмотра тракторов и самоходных машин с 7 октября 2020 года
С 7 октября 2020 года начинает действовать новая редакция правил проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники. Данный нормативный документ рассказывает о том, как именно должен проводиться технический осмотр техники, которая регистрируется не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре.
Общее количество нововведений небольшое, однако некоторые из них довольно серьезные. Так что если Вы или Ваша организация занимаетесь эксплуатацией тракторов или самоходных машин, то рекомендую внимательно изучить данную статью.
Новое определение «самоходная машина»
Рассмотрим обновленный пункт 1 правил техосмотра самоходных машин:
В настоящих Правилах под самоходными машинами и другими видами техники (далее — машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, за исключением колесных внедорожных мототранспортных средств, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом более 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт, прицепы к ним.
В настоящих Правилах под самоходными машинами и другими видами техники (далее — машины) понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины, коммунальные, сельскохозяйственные машины, внедорожные автомототранспортные средства и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 киловатт (за исключением наземных самоходных устройств категории «L», «M», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенных для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на них, а также прицепов (полуприцепов) к ним и транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники, в том числе относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами к продукции военного назначения), на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники), а также прицепы (полуприцепы) самоходных машин, на которые оформляются паспорта самоходной машины и других видов техники (электронные паспорта самоходной машины и других видов техники).
Итак, в данном абзаце есть несколько важных изменений:
1. Ранее в документе существовало исключение — внедорожные мототранспортные средства. Например, квадроциклы. На них старая редакция правил техосмотра не распространялась.
С 7 октября 2020 года это исключение отменяется, то есть мототранспортные средства должны проходить техосмотр в общем порядке.
2. В документ добавлено 2 новых исключения:
- транспортные средства, которые регистрируются в ГИБДД, то есть обычные автомобили;
- военные транспортные средства.
Таким образом, с 7 октября 2020 года правила техосмотра самоходных машин распространяются только на те транспортные средства, которые зарегистрированы или должны быть зарегистрированы в Гостехнадзоре.
Прохождение техосмотра до регистрации в Гостехнадзоре
6. Первый технический осмотр машин проводится непосредственно после их регистрации органами гостехнадзора.
.
Последующие технические осмотры машин проводятся (по выбору владельца машины):
6. Технический осмотр машин проводится до их регистрации органами гостехнадзора.
.
Технические осмотры зарегистрированных машин проводятся (по выбору владельца машины):
Одно из самых серьезных нововведений документа — это изменение порядка прохождения техосмотра и регистрации трактора в органах Гостехнадзора. Ранее нужно было сначала получить номера на транспортное средство, а лишь затем проходить первый технический осмотр.
С 7 октября 2020 года все происходит наоборот. Сначала трактор проходит технический осмотр, а лишь затем он регистрируется в Гостехнадзоре.
Отмена ОСАГО при прохождении техосмотра
Также серьезные изменения внесены и в перечень документов, которые могут потребоваться при проведении техосмотра:
8. Для прохождения технического осмотра машины владелец машины или его представитель (далее — заявитель) представляет машину и следующие документы:
.
г) свидетельство о регистрации машины;
д) страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (в случаях, когда обязанность по страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства установлена федеральным законом).
8. Для прохождения технического осмотра машины владелец машины или его представитель (далее — заявитель) представляет машину и следующие документы:
.
г) свидетельство о регистрации машины (для машин, зарегистрированных в органах гостехнадзора);
д) заявление по форме, предусмотренной приложениями N 2 и 3;
е) документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой (в случае прохождения технического осмотра до государственной регистрации);
ж) паспорт машины с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта машины со статусом «действующий» (далее — выписка из электронного паспорта машины) в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г., с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае прохождения технического осмотра до государственной регистрации). Выписка из электронного паспорта машины может быть представлена по инициативе заявителя;
з) согласие на обработку персональных данных заявителя.
1. Для прохождения техосмотра самоходной машины не требуется страховка ОСАГО.
2. Свидетельство о регистрации нужно предоставить только в том случае, если трактор уже зарегистрирован в Гостехнадзоре. Если же речь идет о самом первом техосмотре, то на него свидетельство о регистрации предоставлять не нужно.
3. При первой регистрации вместо свидетельства нужно предоставить документ, подтверждающий право собственности. Например, договор купли-продажи.
4. Паспорт самоходной машины с отметкой об уплате утилизационного сбора. Если на самоходную машину оформлен электронный паспорт, то по желанию автовладельца можно предоставить выписку из этого документа. Ранее паспорт самоходной машины при техосмотре не требовался.
5. Также для техосмотра потребуется согласие на обработку персональных данных.
Новые требования при проведении техосмотра
Также небольшие изменения внесены и в требования, которые предъявляются к самоходным машинам при проведении техосмотра. Например, изменилось необходимое количество зеркал заднего вида:
50. Тракторы и самоходные дорожно-строительные машины должны укомплектовываться зеркалами заднего вида слева и справа.
Снегоходы (кроме снегоходов категории S1 по ГОСТ Р 50944) должны оборудоваться зеркалом заднего вида. Установленные на снегоходах зеркала должны соответствовать требованиям пункта 5.4.2 ГОСТ Р 50944.
Снегоболотоходы (кроме снегоболотоходов категории SB1 по ГОСТ Р 50943) должны оборудоваться зеркалом заднего вида. Установленные на снегоболотоходах зеркала должны соответствовать требованиям пункта 5.4.2 ГОСТ Р 50943.
50. Тракторы, самоходные дорожно-строительные, коммунальные, сельскохозяйственные машины, а также внедорожные автотранспортные средства должны укомплектовываться не менее чем одним (слева) зеркалом заднего вида.
В случае оснащения снегохода зеркалами заднего вида их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.10.11 ГОСТ 34066-2017.
Снегоболотоходы должны быть оборудованы устройствами непрямого обзора (2 боковых зеркала и одно центральное зеркало заднего вида или заменяющие их устройства). Их конструкция и установка должны отвечать требованиям, установленным пунктом 4.11.5 ГОСТ 34065-2017.
До 7 октября 2020 года все трактора и самоходные машины должны были иметь как минимум 2 зеркала заднего вида (слева и справа). По новым требованиям обязательным является только одно зеркало заднего вида — левое.
Что касается снегоболотоходов, то для них количество обязательных зеркал заднего вида наоборот увеличилось. В предшествующей редакции было достаточно одного зеркала, а в новой требуются два боковых и одно центральное зеркало.
Кроме новых правил по проверке зеркал заднего вида в нормативный документ добавлены новые требования к тормозным системам и световым приборам квадрициклов и мотовездеходов, которые ранее в правилах техосмотра отсутствовали.
Также в документ внесены и еще несколько небольших изменений, ознакомиться с которыми Вы можете на следующей странице:
В заключение хочу еще раз напомнить, что новая редакция правил техосмотра действует с 7 октября 2020 года. И если Вам в ближайшее время предстоит пройти техосмотр самоходной машины, то своевременно подготовьте необходимые документы по обновленному списку.
Техосмотр трактора в Гостехнадзоре
Трактора и самоходные машины – очень востребованный и распространённый вид технических средств не только в сельском хозяйстве, но и практически во всех отраслях промышленности, строительства и коммунальной службы. Они наделены небольшой скоростью, но обладают при этом значительной силой тяги и общей массой. Поэтому трактора и самоходные машины признаны транспортными средствами, использование которых в технически неисправном состоянии несёт повышенную опасность. Обязательным для всех владельцев такой техники является ежегодное прохождение техосмотра. Все подробности – далее в этой публикации.
Актуальный вариант Правил проведения техосмотра
Последние, действующие ныне Правила проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами Гостехнадзора, были утверждены постановлением Правительства России от 13 ноября 2013 года № 1013, и вступили в силу с 26 ноября того же года.
Они касаются тракторов, самоходных сельскохозяйственных, мелиоративных, дорожно-строительных и прочих самоходных машин и прицепов к ним, которые были зарегистрированы органами Гостехнадзора. Внедорожные колёсные мото-транспортные средства исключены из этого списка: в ведении органов Гостехнадзора оставлен техосмотр самоходной техники из категории «А-I» только на гусеничном движителе (это снегоходы).
Оборотная сторона Свидетельства о прохождении техосмотра.
Колёсные мотовездеходы и снегоболотоходы, относящиеся к категории «А-I», должны проходить техосмотр, как автомобили – на пунктах инструментального контроля (ПИК), которые являются аккредитованными пунктами государственного техосмотра и имеют оборудование для техосмотра мототехники. Периодичность – та же, что и у автомобилей: первые 3 года – техосмотр не нужен; от 3-х до 7-ми лет – техосмотр каждые два года; от семи лет – ежегодно.
Периодичность проведения техосмотра и ответственность за уклонение от него
Для тракторов периодичность установлена другая. Многие новоиспечённые владельцы нового трактора или самоходной машины уверены, что в первые три года её использования технического осмотра не потребуется, как это установлено для автомобилей. Но это не так: по закону, техосмотр на трактор нужно обновлять каждый год, вне зависимости от его возраста. Более того, свидетельство о прохождении техосмотра нужно получить даже на новый, только что купленный трактор, сразу после его регистрации в Гостехнадзоре. Проверка его технического состояния в этот, первый раз, не производится.
Чаще всего проходить техосмотр обязуют владельцев внедорожных автотранспортных средств, которые предназначены для перевозки пассажиров и имеют, кроме сиденья водителя, более восьми сидячих мест. Их постановили осматривать каждые шесть месяцев.
Уклонение от технического осмотра трактора объявлено нарушением норм, которые обеспечивают безопасность жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, охрану окружающей среды. Поэтому использование техники, не прошедшей техосмотра, влечёт применение мер административного воздействия в соответствии по пункту 9.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Это штраф (на первый раз) и лишение прав (причём как на трактор, так и на автомобиль) на срок до 6-ти месяцев (при повторном нарушении данного правила одним и тем же лицом). Штраф небольшой, но его размер постоянно повышается, вслед за инфляцией.
Где производится техосмотр тракторов и самоходной техники
Сроки и места проведения ежегодных техосмотра в каждом субъекте федерации определяются и каждый год местным органом Гостехнадзора самостоятельно – с учётом количества зарегистрированных машин, сезонности их использования и прочих, специфических для каждого региона факторов.
С учётом маломобильности тркторов и самоходных машин, техосмотр производит государственный инженер-инспектор, выезжающий в хозяйства, к месту фактического нахождения машин. Информация о сроках и местах этих выездов на техосмотры владельцы техники могут получать на официальных страницах местных отделений Гостехнадзора в интернете.
Пройти технический осмотр машин можно и по месту нахождения местной инспекции Гостехнадзора, если это удобно для владельца, предварительно согласовав его по телефону с инспекцией. Это обойдётся немного дешевле, чем техосмотр с выездом инженера-инспектора.
Несколько лет назад предполагалось создать мобильные передвижные посты инструментального контроля, на базе грузовиков, на которых инспекторы Гостехнадзора и разъезжали бы по хозяйствам. Но, поскольку стоимость такого поста составила порядка 800 тысяч рублей, а ситуация в экономике страны всё более усложняется, эту идею «убрали в долгий ящик».
Что проверяет инженер Гостехнадзора в ходе техосмотра
Инженер-инспектор следует определённой инструкции, которая определяет ему такой план: проверку документов на трактор; факта оплаты государственной пошлины за техосмотр; соответствия фактических данных машины указанным в документах на неё; и, самое главное – технического состояния (кроме новых тракторов и машин). Как и на техосмотре автомобилей, основное внимание уделяется проверке работы рулевого управления и тормозов трактора.
Исправность рулевого управления – в приоритете. Тормозов тоже.
Смотрят также состояние:
- ветрового стекла (трещины являются отказом в выдаче диагностической карты);
- грязезащитных фартуков и брызговиков защитных кожухов вращающихся и движущихся механизмов (отсутствие тех и других – недопустимо);
- бортовых запоров прицепов;
- протектора колёс прицепов (не менее 1 см);
- остаточной высоты почвозацепов (для гусеничной техники – не меньше 1 см);
- гусениц – на провисание цепи (не более 65 мм); на наличие трещин и дисков – на предмет наличия сварных швов;
- фиксации рычагов управления;
- осветительных приборов и аккумуляторных батарей.
- исправность звукового сигнала;
- наличие огнетушителя, аптечки и противооткатных упоров.
Акт техосмотра, который составляется в случае обнаружения недостатков, подлежащих устранению в 20-дневный срок.
Если инженер-инспектор Гостехнадзора выявил какие-либо несоответствия принятым стандартам, то вместо талона технического осмотра он выдаёт акт технического осмотра, в который вписывает все данные трактора и те недостатки, которые он выявил. 20 дней даётся владельцу техники на устранение данных недостатков. Во время повторного техосмотра проверке подвергаются только те части трактора, в которых инженер-инспектор указал устранить неполадки.
То же самое – если владелец не предоставил какой-то документ из перечисленных ниже; либо инспектор нашёл некие несоответствия в предоставленных документах. В этом случае в акт вносится запись, что именно нужно устранить, и даётся на это 20 дней.
Документы, которые предоставляет владелец техники для прохождения техосмотра
Список документов, предоставляемых владельцем трактора или самоходной техники на техосмотр, следующий:
- Паспорт;
- Доверенность – если владельца техники представляет другое лицо;
- Свидетельство о регистрации трактора или самоходной машины;
- Полис ОСАГО (если он предусмотрен для данного вида техники).
В некоторых статьях о техосмотрах тракторов ошибочно указывается, что владелец должен ещё предоставлять для техосмотра свои права на трактор. Разумеется, это не так. Хотя не исключено, что в некоторых отдельных регионах удостоверение тракториста-машиниста также входит в список документов для техосмотра.
Если трактор несколько лет не проходил техосмотра – будет ли штраф при его представлении на техосмотр?
Нет. К административной ответственности владелец привлекается только в том случае, если его «поймали» едущим на тракторе или самоходной машине без техосмотра, т.е. использующим технику без свидетельства о прохождении технического осмотра.
За нарушение в виде «непредоставления техники на техосмотр», в течение любого количества лет, в нормативных актах не предусмотрено. Только за использование подобной техники. А то, что она именно использовалась, а не находилась на хранении – недоказуемо.
Технический осмотр спецтехники в Гостехнадзоре
В отличие от владельцев легковых автомобилей и автобусов, собственники автомобильной, подъемной, строительной, коммунальной и дорожной техники должны проходить техосмотр спецтехники в Гостехнадзоре, а не у аккредитованного оператора. Для этого важно знать особенности процедуры, стоимость и сроки прохождения ТО.
Какая спецтехника должна пройти техосмотр
Особенности проведения технического осмотра специализированной техники утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 №1013.
Согласно ему, к специализированным транспортным средствам относятся самоходные машины, тракторы и иной транспорт, кроме колесных внедорожников мощностью более 50 куб. см. Легковые автомобили сюда не относятся – в их отношении действуют иные правила.
Фактически спецтехника делится на несколько групп в зависимости от области применения:
- Грузовая. Сюда входят автомобили и прицепы, использующиеся для перевозки грузов, а также автобензовозы и иной транспорт с дополнительными функциями (погрузка-выгрузка и пр.).
- Строительная. В этот перечень входят самосвалы, экскаваторы, краны, погрузчики, бетономешалки, манипуляторы и иной транспорт, использующийся в строительстве.
- Подъемная. В этот перечень включаются автовышки, подрузчики, гидролифты, гидроманипуляторы, гидроборта и т.д.
- Коммунальная. В перечне присутствуют погрузчики, снегоуборщики, подметалки, пескоразбрасыватели, моечные автомобили и иной транспорт, применяющийся коммунальными службами для уборки снега и грязи с улиц.
- Дорожная. Тоже применяется коммунальщиками. В список включаются грейдеры, трактора, катки, асфальтоукладчики, ресайклеры, бетоноукладчики.
Также, к специализированной технике можно отнести пожарные и спасательные машины. Например, в пожарных частях используются автоцистерны и автовышки, а в спасательных подразделениях – автомобили, оборудованные различными приспособлениями для оказания помощи при возгораниях и ДТП.
Внимание! Основной сутью техосмотра специализированных машин является проверка на наличие неисправностей, при которых эксплуатация запрещается или ограничивается. Для нее устанавливаются сроки, отличные от сроков прохождения ТО для легкового транспорта, а диагностика производится в Гостехнадзоре.
Как пройти техосмотр спецтехники в Гостехнадзоре
Для начала необходимо определиться с местом прохождения ТО. Обратиться за диагностикой можно в любое подразделение Гостехнадзора по месту нахождения транспорта. Например, если он находится в Москве, обращаться следует по адресу столичного органа, в области – в региональный. При пребывании автотранспорта в других городах осмотр производится в субъектовых подразделениях.
Сама процедура выглядит так:
- Собственник или иное уполномоченное лицо производит сбор документов. При визите в Гостехнадзор понадобится паспорт, водительское удостоверение, СТС, страховой полис и квитанцию об оплате госпошлины. Если интересы собственника представляет другой человек, понадобится нотариально заверенная доверенность.
- Подать онлай-заявку на сайте местного органа Гостехнадзора. В этом случае при отправке обращения направляются и сканы документов, а затем оригиналы предоставляются при личном визите. Подача заявки возможна и в самом подразделении.
- Пройти ТО спецтехники в Гостехнадзоре. Процедура производится в несколько этапов: сначала специалисты проверяют представленный комплект документов, затем – соответствие автотранспорта заявленным документальным требованиям. Далее следует диагностика техники. По окончании оформляются документы о прохождении ТО.
Где пройти
В 2020 году в некоторых случаях допускается выполнение ТО не в органах Государственного надзора, а на площадке самого собственника автотранспорта. Например, если для осмотра предоставляется более трех единиц техники. Также это возможно и в других случаях:
- Наличие гусеничного двигателя в самоходном автомобиле.
- Использование транспорта на аэродромных площадках.
- Привод осуществляется от электродвигателя.
- Автомобили применяются службами экстренного реагирования: МЧС, МВД и пр.
В этом случае ответственные лица должны указать в заявке просьбу о визите инспектора к ним на территорию и указать, по каким причинам осмотр должен быть произведен не в Гостехнадзоре. Бланк заявки можно скачать на официальном сайте госоргана или попросить вместе с образцом при личном обращении.
Какие условия должны быть обеспечены при выполнении ТО на площадке собственника:
- Инспектор должен иметь свободный доступ к автомобилям и маркировочным табличкам.
- Транспортные средства должны быть чистыми изнутри и снаружи.
- При необходимости потребуется открытие доступа к осмотру агрегатов и узлов транспорта.
- В помещении или на площадке необходимо обеспечить оптимальное освещение.
Внимание! Узнать адрес своего подразделения Гостехнадзора можно на официальном интернет-ресурсе госоргана.
Что проверят при осмотре
Также важно владеть информацией о том, что будет проверять инспектор. В первую очередь он обратит внимание на состояние рулевого управления и тормозной системы – неполадки в них запрещают эксплуатацию автомобилей. Также проверяется следующее:
- Лобовое стекло. Если на нем обнаружат значительные трещины, диагностическую карту не выдадут.
- Брызговики и грязезащитные фартуки. По правилам не допускается эксплуатация спецтранспорта без них.
- Шины. Протектор должен быть не менее 1 см.
- Гусеницы. Не допускается обвисание цепи, наличие сварочных швов и трещин.
- Наличие противооткаток, огнетушителя и аптечки.
- Высоту почвозацепов. Для гусеничного транспорта не допустима высота менее 1 см.
- Приборы освещения, аккумуляторы, электрика, рычаги управления, звуковой сигнал.
При выявлении неисправностей вместо диагностической карты выдается акт осмотра с описанием всех недостатков. Собственник должен устранить их в течение 20 дней и повторно предоставить технику для диагностики.
Стоимости и сроки прохождения ТО
Согласно ч. 41.2 ст. 333.33 НК РФ, размер госпошлины за осмотр автотранспортной специализированной техники составляет 400 руб. Оплачивать ее необходимо до обращения в Гостехнадзор. Реквизиты инспекции можно узнать на ее сайте – именно они указываются в платежном поручении.
Оплата госпошлины для граждан и организаций доступна несколькими способами:
- В банковском отделении.
- Через сайт или мобильные приложения финансовых учреждений.
- С помощью терминалов Сбербанка.
Внимание! Важно учитывать, что в некоторых случаях при проведении платежей может взиматься комиссия, но на счет Гостехнадзора должно поступить в любом случае не менее 400 руб. Поступление платежа отслеживается инспекторами дистанционно благодаря специальной системе, однако квитанцию об оплате предоставлять все же желательно.
Помимо цены техосмотра, важно учитывать и периодичность его прохождения. Внедорожники вместимостью более 8 пассажирских мест, использующиеся для пассажирских перевозок, проходят его каждые полгода, остальная техника – ежегодно.
Источник https://pddmaster.ru/novoe/to-traktor-1020.html
Источник https://tractorreview.ru/gostehnadzor/tehosmotr-traktora-v-gostehnadzore.html
Источник https://jurconsull.ru/avtomobil/texosmotr-spectexniki-v-gostexnadzore/
Источник