Перейти к содержанию

Бульдозер ЧЗПТ Т-330

 

Одна из стен дома Дмитрия Медведева украшена изображением бульдозера «Т-330». Поскольку 16 сентября 2016 года он получил от Владимира Путина в подарок на свой 51-й день рождения картину Николая Овчинникова «В цеху», на которой изображён именно этот трактор. Кстати, тяжёлый промышленный бульдозер «Т-330» можно с полным правом назвать удачным опытом советского «импортозамещения» (модное во второй половине двухтысячных слово). Всё об истории данной модели, её конструкции, технических особенностях и сферах применения – в этой статье.

История модели и особенности конструкции

В начале 70-х годов ХХ века в Советском Союзе активно реализовывался целый ряд масштабных проектов – по прокладке нефте- и газопроводов; железнодорожных магистралей, крупных промышленных объектов, мелиорации полей. Потребность в мощной, энергонасыщенной технике до 25-го тягового класса значительно возросла.

Разработанный в 1972-1975 годах «Т-330» стал достойной заменой приобретаемой ранее за твёрдую валюту аналогичной импортной технике концернов «Катерпиллар», «Коматсу», «Лиебхерр». Задача была – перестать субсидировать зарубежную экономику, покупая за валюту нужную технику, и запустить её собственное производство.

Так как создавался «Т-330» в качестве альтернативы зарубежной энергонасыщенной технике, то и разрабатывали его, естественно, с оглядкой на эти образцы. Но точного копирования узлов и деталей не было. В итоге, бульдозер получился несколько уступающий своим именитым аналогам по производительности. Однако цена его производства и дальнейшего технического обслуживания была в разы меньшей.

ЧЗПТ Т-330

По замыслу конструкторов, «Т-330» предстояло стать не только тяжёлым промышленным бульдозером, но и головным образцом, основой для нового семейства промышленных тракторных платформ, включающего в себя машины различного тягового класса с единой компоновкой; унифицированные по узлам и механизмам. Кроме основного применения на резании и перемещении грунта, «Т-330» призван был стать базой для создания ряда агрегатов-носителей навесного оборудования: кранового, экскаваторного, трубоукладочного.

Надо сказать, что этот мощный трактор привлёк к себе повышенное внимание со стороны средств массовой информации, общественных организаций и иностранных специалистов  ещё задолго до своего массового распространения в стране. Причиной тому была новая,  необычная конструкция модели, нетипичная для стандартных тракторов-бульдозеров. Среди специалистов (не только зарубежных, но и советских) она вызвала неоднозначную реакцию и настоящие споры.

При первом же взгляде на «Т-330» в глаза сразу бросалась необычная и даже его компоновка. Кабину механизатора, по воле конструкторов, вынесли далеко вперёд и установили практически вплотную к тыльной стороне отвала. Она, в буквальном смысле, нависала прямо над отвалом. Особенно это проявляется на бульдозерах ранних серий выпуска.

ЧЗПТ Т-330

В процессе контрольной эксплуатации в городе Чербакуль Челябинской области выявили, что горная порода при разработке бульдозером, могла скапливаться на отвале, а затем и переваливаться через козырёк, попадая на фронтальную часть кабины. И если работа велась со скальными грунтами, то это могло привести к повреждению переднего стекла и самой кабины. Полностью обезопасить кабину, установив решётку из сваренных прутков, не вышло.

В итоге, впоследствии на серийных вариантах кабину сдвинули на метр назад, и установили перед нею бронированный капот с логотипом Чебоксарского завода промышленных тракторов. Но и после описанной доработки «Т-330» всё равно существенно отличался своим смелым внешним видом от стандартных моделей бульдозеров того времени.

Идея воплотить этот необычный вариант компоновки была обусловлена следующим фактом. Главным «орудием труда» тракторе-бульдозере является бульдозерный отвал, подвешенный фронтально. При стандартной компоновке за массивным капотом мощного и объёмного мотора видеть рабочий процесс во всех его подробностях у механизатора просто нет возможности.

Это отрицательно сказывается на его утомляемости и уменьшает эффективность работы в целом. А на некоторых мощных бульдозерах механизатору вообще приходилось в те времена работать стоя. Поэтому решение советских конструкторов вынести кабину вперёд оказалось по-настоящему смелым и оправданным. Оно позволило улучшить обзорность, а, следовательно, и показатели точности работы, её безопасности.

В современную эпоху «Т-330», уже под названием «ЧЕТРА-Т25», продолжают выпускать на Чебоксарском тракторном заводе, который входит в состав холдинга «Промтрактор». Однако на этом современном аналоге «Т-330» – бульдозере «ЧЕТРА Т25» используется дизельный двигатель «QSX15-C440», от компании «Cummins» (в ряде партий – ярославский «ЯМЗ-8501.10»), и насосные узлы фирмы «David Brown».

Назначение

Предназначение Т-330 заключается в проведении строительных, ремонтных и мелиоративных работ в широком диапазоне температур (от -50?С до +50?С). Наиболее эффективным представляется привлечение бульдозера для реализации крупных проектов, позволяющих достичь оптимального соотношения выполненной работы к затратам на обслуживание.

Стандартное оснащение трактора включает разрыхлитель и передний поперечный отвал. Капот конструкции бронирован, имеет повышенную прочность и исключает деформацию при перемещении большой массы твердого каменистого грунта.Переднее расположение кабины позволяет снизить нагрузку на оператора, открывая больший обзор при работе с передним отвалом. Чтобы снизить вероятность повреждения кабины грунтом, отходящим с передней части ковша, ее сдвинули немного назад (под защиту капота).

Читайте также:  Каток комбинированный РАСКАТ ДУ-84

Увеличение практической эффективности гусеничного бульдозера для работы на мерзлой поверхности достигается за счет возможности отведения выхлопных газов под отвал. Это препятствует намерзанию конгломерата грунта, который снижает подвижность ковша и массу двигаемого материала.

Благодаря эффективно реализованной системе воздушного охлаждения, двигатели рассчитаны на холодный пуск при низких температурах. В жаркую погоду охлаждения достаточно для исключения перегрева, возникающего при интенсивной работе. Наиболее эффективны при высоких температурах воздуха модели, оснащенные жидкостным охлаждением.

В качестве конкретных примеров промышленного использования тракторов можно отметить:

  • подготовку грунта под фундамент крупных зданий;
  • участие в разрушении и демонтаже железобетонных покрытий;
  • расчистка котлованов;
  • ликвидация и предупреждение последствий стихийных бедствий (расчистка рвов, производство насыпей, удаление обломков строительного мусора).

Технические характеристики

На большинстве современных моделей Т-330 установлен современный 12-цилиндровый двигатель, поскольку рабочий ресурс старых 8-цилиндровых агрегатов практически везде исчерпан. Приведем характеристики бульдозера в комплектации, наиболее часто встречающейся в продаже или составе механизированных подразделений.

Двигатель бульдозера Т-330 (версия ЯМЗ-240НМ2, Ярославль):

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Цилиндрі:12шт.
— число130мм
— диаметр22,3л
— рабочий обїем140мм
— ход поршня
Мощность368/500кВт/л.с.
Частота вращения вала2100об./мин.
Крутящий момент (максимальный)1815/185Н?м/кгс?м
Расход топлива (минимальный)208/153г/ч на единицу мощности (кВт/л. с.)
Габариты1,760 ? 1,100 ? 1,190м
Вес1,790т

Габариты и характеристика гусениц:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Башмаки:
— число42шт.
— ширина650мм
Звено:
— шаг250мм
— высота зацепления с грунтом90мм
Площадь контакта7,86м2

Параметры гидравлической системы:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
НасосыШестеренные
Производительности при 1700 об./мин.430л/мин.
Давление предохранительных клапанов:
— рыхлителя160кг/см2
— перекоса отвала160кг/чс2
— отвала160кг/см2
Параметры поршня (диаметр, ход):
— гидроцилиндра подъема и опускания отвала160х1250мм
— перекоса отвала220х300мм
— подъема рыхлителя220х560мм

Ходовые характеристики:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Длина9330мм
Высота4762мм
Ширина4230мм
Удельное давление1,127кгс/см
Объем бака (дизельное топливо)670л
Диапазон скоростей:
— вперед0-17км/ч
— назад0-14км/ч
Масса54800кг
Дорожный просвет0,57м

Бульдозерное и рыхлительное оборудование:

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
— типполусферический
— ширина4860мм
— высота1820кг
— высота подъема1530кг
— заглубление650кг
— масса7030кг
Призма волочения13м3
Заглубление отвалане более 0,65м
Перекос отвала±12град.
Рыхлитель:
— типпараллелограмм
— число зубьев1шт.
— высота подъема950мм
— заглубление1380мм
— диапазон углов рыхления±14град.
— масса6489кг
Усилие:
— заглубляющее15300кг
— выглубляющее56400кг

Стоимость современных версий бульдозера достигает 5 млн. руб. Более старые и изношенные образцы обходятся дешевле, однако расходы на их обслуживание повышают цену практически до уровня современных моделей. Существенным плюсом при использовании бульдозера являются меньшие, чем для зарубежных аналогов, затраты на запчасти.

Двигатель

На производстве «Т-330» оснащался 22,6-литровым 8-ми цилиндровым 4-х тактным дизельным мотором «8ДВТ-330А», производства Волгоградского моторного завода. Мощность данной V-образной турбированной силовой установки составляет 250 кВт / 330 лошадиных сил. (От этого показателя, кстати, и «произошло» и название трактора – «Т-330»). Система охлаждения – воздушная, а не жидкостная, хорошо подходящая для работы в условиях Крайнего Севера и подобных суровых климатических зонах.

ЧЗПТ Т-330 двигатель

  • Диаметр цилиндра и рабочий ход поршня двигателя «8ДВТ-330А» – 150×160 мм;
  • номинальная частота вращения (крутящий момент) – 1 700 об/мин.;
  • удельный расход топлива – 230 г/кВт.час; топливный насос высокого давления – «Bosh» (Германия), «Motorpal»(Чехословакия) или «ЯЗДА»(Советский Союз);
  • максимальное тяговое усилие бульдозера «Т-330» с двигателем «8ДВТ» — 670 кН / 68,2 тс.;
  • масса мотора «8ДВТ-330А» – 2,6 тонны.

Располагается мотор в средней части трактора, за его кабиной.

По факту, при интенсивной эксплуатации двигатель «8ДВТ» служил (в лучшем случае) не более 3-х лет, после чего требовал капитального ремонта. Общий ресурс этого мотора составлял не более 3-4 тысяч моточасов.  При капремонте двигателя «8ДВТ» производилась замена всех дефектных узлов и деталей; шлифовка коленчатого вала в ближайший размер либо его замена; установка новых вкладышей, поршневых колец; настройка, регулировка топливной аппаратуры; замена всех уплотнений, РТИ; установка новых жгутов, датчиков; замена стартера СТ-721, генератора 11.3701.

В «лихие девяностые» Волгоградский Моторный Завод (как и многие другие предприятия в Волгограде, да и прочих городах) подвергся тотальному разорению и разграблению, и данная модель двигателя «приказала долго жить». Поэтому многие владельцы бульдозеров выходили из положения, меняя двигатель «8ДВТ-330А», который совершенно выработал свой ресурс, на БелАЗовский мотор «ЯМЗ-240 НМ2». Немногие «дожившие до наших дней» и «оставшиеся в строю» трактора «Т-330», по большей части, укомплектованы уже не своим «родным» волгоградским движком, а именно ярославским «ЯМЗ-240».

Читайте также:  Виды, типы и классификация спецтехники

Трансмиссия

Трансмиссия гусеничного трактора Т-330 заслуживает отдельного упоминания. Бульдозер является одним из немногих современных агрегатов российского производства с гидромеханической системой. С гусеничным ходом соединяется модульная подвеска раздельного типа. Для работы системы используется трехколесный одноступенчатый гидротрансформатор комплексной конструкции, дополненный турбиной центростремительного действия.

Максимальный коэффициент трансформации составляет 3,0. В конструкции использованы колеса диаметром 480 мм. КПД установки равняется 0,906. Все перечисленные показатели создают идеальные условия для максимально эффективного использования крутящего момента двигателя, а также обеспечивает его бесступенчатое регулирование в зависимости от уровня нагрузки на машину.

Гидромеханическая трансмиссия бульдозера Т-330 использует в работе трехступенчатую, шестивальную, полностью реверсивную коробку передач. Функционирование КПП обеспечено:

  • косозубыми шестернями постоянного зацепления;
  • дисковыми гидроприжимными муфтами передач;
  • реверсивным механизмом управления тормозами;
  • ленточной системой остановочных тормозов;
  • тормозной системой реверса для каждого борта (тормоза объединены в один автономный блок);
  • согласующими редукторами механических передач для каждого борта.

Для передачи момента к коническим редукторам используются карданные передачи. Гидромеханическая трансмиссия обеспечивает раздвоение потока мощности к ведущим колесам, гарантируя стоянку машины на любых плоскостях за счет движения гусениц в разных направлениях.

Система трансмиссии подобного типа имеет ряд преимуществ:

  • эффективное использование крутящего момента и мощности двигателя на любых скоростях;
  • развитие максимальной тяги во всех режимах, включая режим упора;
  • легкое маневрирование в стесненных условиях за счет разделения привода гусениц.

Интересный факт: гидротрансформатор трактора Т-330 создан на базе аналогичного агрегата от тепловоза.

Механизм хода

Ходовая система бульдозера Т-330 состоит из двух пятикатковых гусениц, подвешенных на оси бортовых передач. Пять опорных и два поддерживающих катка с каждой стороны обеспечивают движение машины. Подвеска катков торсионного типа повышает плавность хода трактора, обеспечивает постоянное сцепление гусениц с поверхностью и снижает динамические нагрузки на ходовой механизм. Это позволяет использовать максимальное усилие тяги и повысить проходимость даже в сложных условиях.

Для обеспечения работы ходовой системы использована «вечная» система смазки. Натяжение гусениц производится с использованием гидропривода, что облегчает работу с техникой.

Устройство

Изначально на машине установлен 8-цилиндровый двигатель с воздушным охлаждением. V-образная схема расположения цилиндров повышает компактность и позволяет максимально эффективно использовать возможности дизеля.

Современные версии бульдозера (модернизированные) оснащены 12-цилиндровыми двигателями, выпускаемыми Ярославским моторным заводом. Основное преимущество таких усиленных версий – повышенная мощность, увеличивающая производительность.

ЧЗПТ Т-330

Основные узлы трактора и их параметры следующие:

    1. Кабина – двухместная, оснащена принудительной вентиляцией и обогревом, а также кондиционером в современном исполнении. Двухслойное остекление кабины повышает ее термозащиту в любых температурных условиях и препятствует обмерзанию. Кабина имеет дополнительную амортизацию, эргономичные сиденья и продуманные элементы управления.
    2. Гидромеханическая трансмиссия – оснащена трехскоростной, полностью реверсивной коробкой передач, раздельно передающей крутящий момент на оба борта. По отдельности действует и тормозная система, которая совместно с реверсом обеспечивает маневренность бульдозера в стесненном пространстве (позволяет разворачиваться на месте).
    3. Гидротрансформатор, включающий рабочие колеса диаметром 480 мм, имеет высокий для подобного типа конструкций КПД – 0,906. Максимальный коэффициент трансформации не отличается от стандартного (не более трех).
    4. Ходовая система – полужесткая, состоящая из двух гусеничных тележек.

Для повышения плавности хода и сведения к минимуму динамических нагрузок используется торсионная подвеска катков. Смазка в узлах не меняется на протяжении всего срока эксплуатации.

  1. Управление бульдозером – полностью дистанционное. Все узлы не имеют прямой механической связи с элементами управления. Значительная часть операций автоматизирована и выполняется вспомогательными гидравлическими приводами.

Схема бульдозера Т-330
ЧЗПТ Т-330 устройство схема

1 — передний капот бронированный; 2 — коробка передач; 3 — лента гусеничная; 4 — натяжное колесо гусеницы; 5 — гусеничная тележка; 6 — катки опорные; 7 и 8 — карданные передачи; 9 — гидротрансформатор; 10 — воздушный фильтр; 11 — катки поддерживающие; 12 — ведущая звездочка; 13 — обогреватель кабины; 14 — главная передача; 15 — дизель; 16 — предпусковой подогреватель; 17 — выпускная система дизеля; 18 — ящик для инструмента; 19 — топливный бак; 20 — бак гидросистемы; 21 — аккумуляторы; 22 — воздушный вентилятор — увлажнитель кабины; 23 — кабина; 24 — гидроцилиндр.

Габаритные размеры

  • Длина х Ширина х Высота – 9,330 х 4,762 х 4,230 (по выхлопным трубам) метров;
  • Полная масса – 42 тонны; Показатель удельного давления на грунт — 0,57 кгс/см2;
  • Дорожный просвет – 570 миллиметров;
  • Объём топливного бака – 670 литров;
  • Диапазон скоростей, вперёд – от 0 до 16,7 км/час, назад – от 0 до 13,7 км/час;
  • Усилие – заглубляющее 15 300 кг, выглубляющее 56 400 кг;
  • Тяговый класс – номинальная тяга: 25 т, максимальная тяга: 66 т.
Читайте также:  Экскаватор Tatra УДС 114

ЧЗПТ Т-330 габаритные размеры

Кабина

Кабина данного трактора также рассчитана именно на работу в суровых северных условиях. Она надёжно герметизирована, снабжена мощной системой отопления, вентиляции и воздухоочистки. Кабина двухместная, подрессореная амортизаторами. Сиденья регулируются по углу наклона. Стёкла кабины остеклены в два слоя, с надёжной защитой от обледенения. Педали и рычаги управления расположены удобно для механизатора, эргономика на высоте. Управлять этим массивным трактором можно без сильных физических усилий. Способ управления поворотом – раздельным приводом гусениц.

ЧЗПТ Т-330 кабина

Управление

Еще одно оригинальное конструктивное решение для бульдозера тяжелого класса — дистанционная система управления механизмами. Органы управления, расположенные в кабине оператора, не соприкасаются механически с узлами и агрегатами. Частично автоматизированная система позволяет избегать приложения усилия для производства работы на Т-330. К тому же такая система почти полностью исключает передачу вибрации от работающих систем в кабину водителя.

Навесное оборудование

Тракторы с рыхлительным и бульдозерным оборудованием образуют бульдозерно-рыхлительные агрегаты.

Рыхлители применяются для механического разрушения мерзлых почвенных слоев, трещиноватых пород, рыхления плотных, талых грунтов в любых климатических условиях, бульдозеры — для послойного срезания и перемещения земли, щебня, гравия после рыхления.

При агрегатировании с навесным орудием агрегаты 330 могут выполнять и такие задачи, как:

  • планировка и выравнивание строительных участков;
  • образование насыпей, плотин, дамб;
  • заполнение грунтовыми массами траншей, котлованов;
  • образование котлованов для оснований промышленных объектов;
  • расчистка площадок с выкорчевыванием мелколесья;
  • разрушение старых построек и фундаментов железобетонных строений.

Трактор также служит базой для многих прицепных механизмов:

  • скреперов;
  • виброкатков;
  • корчевателей;
  • кавальероразравнивателей.

Часто некоторые владельцы используют бульдозеры как экскаваторы-погрузчики или в качестве техники для садоводства.

К машинам могут агрегатироваться такие отвалы:

  • неповоротные прямые;
  • неповоротные полусферические;
  • неповоротные сферические.

Ширина 2 первых механизмов составляет 4730 мм, высота — 1750 мм. Ширина сферических отвалов — 4920 мм. Основной угол резания — 55°.

Плюсы и минусы

Плюсы:

  • Хороший обзор из кабины вперёд (назад нет, но там и нечего особенно высматривать – работает рыхлитель, и ладно).
  • Кабина, безусловно удобная и тёплая, отопитель мощный, плюс автономка на бензине, что очень удобно.
  • Отличный подогреватель, от 4х АКБ греет всё, включая КПП и топливный бак.
  • Превосходная маневренность – разворот обе гуски в разные стороны, практически на месте.
  • Простота и сверх-ремонтопригодность! Масса всяких лючков, везде можно добраться. Двигатель перебрать, или вовсе заменить – не проблема, хватит 10-ти/12-ти часов, и вперёд!
  • Двигатель работает на пределе, но мощности хватает, можно работать на полных оборотах. На земле «бульдог» легко превосходит в производительности даже более мощный «Komatsu-355». То же самое – и на скале, если она разбирается отвалом, если порода типа вулканических туфов. На рыхлении «Т-330» слабоват (корма лёгкая, колонку (стойку) рыхлителя не видно, угол атаки нерегулируемый).

Минусы:

  • Маленький ресурс мотора, всего в 3-4 тыс. м/ч.
  • Электрогидравлическое управление распределителями имеет только два положения: вкл. и выкл., промежуточных нет. Неоднократно рвало распределители, летели пилоты управления.
  • Очень слабые дюралевые лючки, сразу раздавливает, умельцы меняли их на самодельные стальные. Плохой доступ к заливной горловине картера ГТР (на поздних картер общий с КПП)
  • Гусеницы больше чем полгода не выхаживали – просто рвались , срывая крылья, ящики, аккумуляторы… В общем и целом, качество заводской сборки часто оставляет желать лучшего.

Техническое обслуживание

Для того чтобы трактор Т-330 работал без сбоев и обеспечивал нормальное рабочее состояние в течение заданного ресурса, необходимо проводить периодическое ТО, заключающееся в выполнении профилактических и регламентированных операций по уходу, осмотру и ремонту транспортного средства.

Периодичность ТО следующая:

  • нулевое — при обкатке;
  • ежесменное — каждые 10 моточасов;
  • ТО-1 — через 100 моточасов;
  • ТО-2 — через 500;
  • ТО-3 — 1000;
  • сезонное — при переходе к весенне-летним и осенне-зимним условиям эксплуатации;
  • особое — при изменении типичных условий работы на крайне тяжелые.

При ТО выполняют такие операции:

  1. Очистка деталей и узлов.
  2. Проверка комплектности и состояния наружных креплений сборочных единиц машины.
  3. Осмотр на герметичность и подтекание масла, топлива, электролита. При обнаружении неполадок их устраняют.
  4. Проверка уровня масла в системах.
  5. Смазка узлов и деталей.

Перечень проводимых работ по ТО приведен в «Карте технического обслуживания». Все осмотры, кроме ежесменного, обязательно должны заноситься в журнал.

Обзор

Отзывы

В народе трактора «Т-330» в шутку называли «бульдогами», или ещё «чувашпиллерами». Те, кто работал на данной технике, отзываются о её особенностях примерно одинаково. Кратко обобщить эти отзывы можно следующим образом.

ЧЗПТ Т-330

Будьте первым, чтобы оставить отзыв.

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]