Содержание
Рулевое управление МТЗ 82
Рулевое управление позволяет управлять направлением движения трактора. Его конструкция достаточно проста, однако любая неисправность влечет за собой трудности, что может представлять опасность, учитывая вес и размеры трактора. Исправность и точность управления напрямую влияют на эффективность и безопасность работ. Существуют способы усовершенствовать этот узел: в частности, в продаже можно найти комплект переоборудования рулевого управления МТЗ 82, а на форумах — инструкции по его установке и впечатления водителей.
Схема рулевого управления
Рулевое управление состоит из:
- трапеции;
- привода;
- собственно рулевого механизма;
- гидравлического усилителя (ГУРа) или гидрообъемной системы (ГОРУ).
Рулевая трапеция «отвечает» за поворот управляемых колес на разные углы. Механизм действия таков, что передние и задние колеса имеют общий центр поворота и поворачиваются вокруг него. Расположен он на продолжении оси задних колес. Если посмотреть со стороны моста, механизм действительно напоминает по форме трапецию.
Конструктивно трапеция представляет собой две поперечные рулевые тяги, соединенные между собой сошкой, два поворотных рычага и балку переднего моста. Каждая тяга состоит из соединительной трубы и двух наконечников с разнонаправленной резьбой (один с левой, другой — с правой). Соединяющая их сошка при поворотах перемещается, крайние положения ограничены ходом поршня ГУРа. При движении по прямой сошка находится на продольной оси трактора. Шарниры наконечников заполнены заводской долговременной смазкой и защищены от влаги, пыли и грязи резиновым чехлом и регулировочной пробкой.
Привод передает вращения от рулевого колеса к рулевому механизму и гидроусилителю. Он включает в себя рулевую колонку, колесо и систему валов, соединенных между собой карданными шарнирами. В кабине привод закреплен на амортизаторах, что снижает передачу вибраций.
Рулевое колесо регулируется по высоте и в продольной плоскости. Это обеспечивает удобство управления и свободный вход и выход из кабины.
Гидроусилитель рулевого управления (ГУР) уменьшает усилие тракториста независимо от условий работы и повышает маневренность трактора. Он заметно облегчает работу с передней и боковой навеской, резко увеличивающей нагрузку на передние колеса. Незаменим при работе с ковшом, бульдозерным отвалом и пр. Гидросистема ГУРа — отдельная, состоит из насоса, распределителя и силового цилиндра, также снабжена датчиком автоматической блокировки заднего дифференциала.
Управление трактором МТЗ 82 выглядит так:
- Тракторист вращает рулевое колесо (например, вправо).
- Вращение через привод передается на червячный механизм и остановит поступление масла от насоса в переднюю и нижнюю сливные выточки.
- Под давлением масла из средней нагнетательной выточки поршень будет поворачивать вал и сошку влево, а сошка через тяги рулевой трапеции повернет направляющие колеса вправо.
Предельный угол поворота внутреннего колеса составляет 40°, при этом наружное колесо поворачивается на 30°. Рычаги управления МТЗ 82 нового образца располагают справа от водителя, недалеко от руля.
Возможные неисправности
Проблема: Большой люфт руля при работающем двигателе.
Причина: Изношены соединения вала рулевого механизма. Возможно, также увеличены зазоры в зацеплении зубчатой передачи ГУРа, шаровых пальцев и рулевых тяг, а также ослабли подшипники червячного механизма на валу.
Решение: Проверить состояние деталей механизма и тяг, изношенные — заменить. Люфт проверяется специальным устройством с динамометром. Динамометр устройства располагают на руле, а указатель — на колонке. Далее руль поворачивают в обе стороны до полного исчезновения зазоров в шарнирах тяг и зацеплении рулевого механизма. Показатель не должен превышать 35° и в идеале должен укладываться в диапазон 25—30°. Далее определяют усилие на ободе руля. Для этого необходимо откинуть тяги от сошки, завести мотор и при максимальной частоте вращения коленвала потянуть ручку динамометра на себя. Результат должен находиться в пределах 30—50 Н. Если люфт руля выше допустимого значения, необходимо отрегулировать механизм и устранить зазоры. В зубчатом сцеплении необходимо отвернуть стопорный болт и сместить регулировочную втулку. Зазор должен быть в пределах 0,1—0,3 мм. В вале ГУРа — заменить прокладки фланца датчика блокировки дифференциала.
Проблема: необходимо прикладывать большое усилие при повороте трактора.
Причина: нехватка масла в баке, проблемы с её подачей или неправильная работа предохранительного клапана.
Решение: В первую очередь необходимо установить, какое давление обеспечивает насос и проверить утечки. При проверке используется специальный прибор с манометром. Подача масла должна составлять от 1,2 до 2,0 л/мин при Р = 5,0 МПа. Предохранительный клапан должен срабатывать при 7 — 8,5МПа. Далее осматривают все шланги и соединения на предмет утечек. При необходимости заменяют прокладки и маслопроводы. Если причина в недостаточной подаче рабочей жидкости, насос необходимо заменить.
Проблема: Резкие толчки и рывки при повороте трактора.
Причина: ослабление затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя или увеличение зазоров тяг.
Решение: Сначала отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг. После этого затянуть корончатую гайку золотника распределителя. Используется динамометрический ключ, усилие должно быть в пределах 20 Н*м. После затяжки гайку чуть отпускают для зашплинтовки.
Ремонт
Большинство узлов и агрегатов МТЗ вполне подлежат разбору «на коленке» в полевых условиях, однако регулировка рулевого управления должна выполняться в гараже с использованием специальных приборов и инструментов. Большинства поломок можно избежать, своевременно проводя техобслуживание.
Техническое обслуживание рулевого управления заключается в следующих действиях:
- Регулярная проверка масла.
- Контроль за утечками в соединениях ГУРа и состоянием резьбовых соединений рулевого привода, тяг, сошки, поворотных рычагов и пр.
- Смазывание карданных шарниров привода каждые 960 моточасов.
- Замена масла и промывка масляного фильтра каждые 960 моточасов.
- Проверка и, при необходимости, регулировка свободного хода рулевого колеса.
Все операции рекомендуется выполнять после каждых 960—1000 часов работы трактора. Проверять масло рекомендуется перед началом каждой смены.
Промывка масляного фильтра выполняется так:
- Отсоединить маслопровод от крышки и редукционного клапана.
- Вывернуть болты крышки, завернуть два из них в резьбовые отверстия, приподнять и снять верхнюю крышку.
- Снять два оставшихся маслопровода и аккуратно выворачивать клапан, пока не удастся снять фильтр.
- Тщательно промыть фильтр в бензине или дизельном топливе изнутри и снаружи.
- Подтянуть гайку крепления сектора и проверить зазор зацепления с рейкой (должен быть не более 0,3 мм). При необходимости отрегулировать зацепление, для чего нужно вывернуть четыре болта крепления и попарно вынимать прокладки, тем самым уменьшая зазор.
- Установить фильтр.
- После установки крышки отвернуть контргайку и полностью закрутить болт, регулирующий осевое перемещение поворотного вала.
Переоборудование рулевого управления
Для своего времени ГУР был эффективным и передовым способом облегчить управление, однако сегодня появились более современные механизмы. Гидрообъемное рулевое управление МТЗ 82 (ГОРУ) обеспечивает комфортное и точно управление, при этом проще в обслуживании и легче по весу. Оно не требует механической связи привода и механизма руля, а поворот осуществляется силовыми цилиндрами, управляемыми насосом-дозатором.
Основные элементы гидрообъемного управления:
- насос-дозатор;
- силовые цилиндры, установленные на переднем мосту;
- маслопроводы, соединяющие насос с цилиндрами и колонкой;
- насос шестеренчатого типа, поддерживающий давление масла;
- гидроаккумулятор;
- маслобак;
- магистрали, прокладки, соединители.
Схема рулевого управления МТЗ 82 с дозатором выглядит так:
- Когда трактор движется по прямой, золотник дозатора блокирует поступление масла в полости поворотных цилиндров.
- При повороте руля золотник смещается, и масло попадает в цилиндры, обеспечивая работу механизма.
Гидрообъёмные системы обеспечивают большую легкость управления по сравнению с гидроусилительными, а благодаря малому весу могут монтироваться на любые части трактора. За счет отсутствия механической связи с рулем, исключают появление люфтов. Однако эти системы очень чувствительны к утечкам и требуют тщательного обслуживания.
Управлять трактором, оснащенным ГУРом, труднее, зато эти системы проще устроены, быстрее откликаются на движение руля, защищают от ударов и вибрации.
Переоборудование — относительно простая операция, доступная даже начинающему механику:
- Снять червяк рулевого механизма и гидрораспределитель ГУР.
- Установить насос-дозатор таким образом, чтобы он не подвергался осевым и радиальным нагрузкам.
- Соединить рулевой вал с валиком дозатора.
- Укрепить силовой цилиндр на переднем мосту (используется специальный кронштейн).
- Соединить цилиндры и поворотными рычаги управления колесами.
- Подсоединить дозатор к гидроцилиндру двумя трубопроводами.
- При необходимости насос легко демонтируется, после чего можно снова установить ГУР.
Комплект для переоборудования
В комплект входит:
- насос-дозатор;
- поворотный гидроцилиндр рулевого управления МТЗ 82 ;
- поворотные рычаги (2 шт, правый и левый);
- маслопроводы высокого давления;
- рулевая тяга;
- соединения и крепежная арматура.
Заключение
Рулевое управление МТЗ 82 обеспечивает точное и комфортное управление. В последние годы наблюдается тенденция замена ГУРа рулевого управления на ГОРУ. Новая система проще в обслуживании и сохраняет весовой баланс трактора, а при необходимости может быть легко демонтирована.
Как устранить неисправности и сделать регулировку ГУРа на МТЗ
ГУР МТЗ-82 (гидроусилитель руля) устанавливается на сельскохозяйственной технике для того, чтобы снизить усилие тракториста, которое он прилагает для того, чтобы повернуть рулевое колесо. При этом маневренность трактора повышается при любых условиях, в которых приходится работать.
При передвижении ГУР трактора МТЗ подключается и функционирует не только при повороте рулевого колеса, но и под воздействием перемещения передних колес, которые колеблются из-за неровностей грунта. Вместе с этим ГУР МТЗ воздействует на другую, относительно поворота колес, сторону. Это хорошо влияет на движение сельскохозяйственной техники по прямой, в значительной степени уменьшает передачу колебаний и других неблагоприятных воздействий с передних колес.
Как устроен ГУР?
Корпус гидроусилителя рулевого управления выполнен из чугуна и размещен на брусе автомобильной рамы. По сторонам от узла расположен радиатор управления и стенка капота. ГУР – это мощный механизм, оборудованный червячным редуктором. Дополнительно конструкция узла оснащена:
- гидросистемой;
- золотником, за счет работы которого удается достичь нужного давления и облегчить поворот;
- шестеренчатым гидронасосом;
- цилиндром;
- клапаном предохранителя.
В движение конструкции приводит вращение шестерни, и в первую очередь начинает двигаться гидронасос, за которым следуют остальные элементы.
Принцип работы
В корпусе ГУР предусмотрен червяк, который дополнительно обвязывают витки. На торцевой части установлен золотник. На концах детали предусмотрены подшипники для упора конструкции. В подшипники в процессе эксплуатации узла упираются плунжеры, создавая давление. В свою очередь, с другой стороны пружины упираются в корпус, детали которого также являются частью конструкции усилителя.
За счет работы пружин удается зафиксировать положение золотника, предотвращая его смещение в разные стороны. Когда водитель трактора начинает вращать колеса, совершая маневр, сектор узла движется под воздействием червяка, который вращается витками. В результате происходит поворот вала сошки.
В процессе вращения в колесах возникает сопротивление, которое принимает червяк. Это вращение создает определенное усилие, под действием которого червяк передвигается вперед или назад по одной оси в зависимости от того, какой маневр осуществляет водитель.
Во время движения червяка одновременно с ним задействуется золотник распределителя усилия узла, который также начинает передвигаться вдоль оси. Движение золотника воздействует на потоки масла, распределяя их подачу в полости.
Если автомобиль движется прямо, золотник находится в нейтральном положении, подпираемый пружинами. Давление поступает в корпус ГУРа, который одновременно является гидробаком системы узла.
При вращении руля усилие, подаваемое на гидроусилитель, заставляет перемещаться червяк, который, в свою очередь, меняет положение золотника. С помощью предусмотренных на золотнике поясков происходит открытие магистралей полостей внутри цилиндра. В зависимости от того, в какую сторону был осуществлен поворот, одна принимает масло, а вторая становится сливом для жидкости.
Давление внутрь полости с маслом подается золотником только в том случае, когда руль начинает вращаться. Как только колесо останавливается, червяк прекращает движение, а вместе с ним тормозит и золотник, который с помощью пружин принимает изначальное положение. Масло сбрасывается в полость, которая отвечает за слив.
Дополнительные элементы
В конструкции узла предусмотрен поршень, который во время движения оказывает воздействие на рейку. Поршень связан с одним из секторов гидроусилителя и отвечает за нагнетание давления внутрь цилиндра. При подаче в одну из полостей давления за счет работы золотника происходит одновременная передача усилия рейке, которая начинает двигать сектор.
Стандартный показатель давления в гидросистеме составляет 2-4 мПа. Если владелец трактора решит повернуть руль до максимума, то давление способно подняться до 8 мПа.
4.1.1. Ремонт рулевого управления. ГУР.
Рис. 2.3.10. Гидроусилитель руля (ГУР): а — общий вид; 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка.
К основным дефектам гидроусилителя руля относятся: износ шлицев вала червяка и зубьев сектора, зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана, износ и нарушение гидравлической плотности прецизионных деталей (золотников, плунжеров, гильз). Если в процессе проверки технического состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора выявлены неисправности, не поддающиеся устранению проведением обычных регулировочных операций, гидроусилитель руля снимают с трактора и разбирают для технической экспертизы и замены деталей. Последовательность выполнения основных операций и правильные приемы работ по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля показаны на рис. 2.3.9 — 2.3.30.
Перед снятием гидроусилителя руля слейте рабочую жидкость и отверните гайку поворотного вала 4 .
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки: 1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала.
Рис. 2.3.11. Взаимное расположение деталей датчика блокировки дифференциала: 1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11 — кран.
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя: 1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан.
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала: 1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором.
Рис.Рис. 2.3.14. Отворачивание гайки крепления сектора к поворотному валу.
Рис.Рис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала.
Рис. 2.3.16. Снятие датчика блокировки дифференциала.
Рис. 2.3.17. Снятие крышки датчика блокировки дифференциала.
Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки.
Рис. 2.3.19. Снятие цилиндра ГУРа.
Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня.
Рис. 2.3.21. Снятие распределителя.
Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе.
Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка.
Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка.
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала: 1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника.
Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой, гайки червяка.
Момент затяжки не более 20Н.м.
При сборке гидроусилителя руля особое внимание обращают на моменты затяжки гаек, правильность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, регулировку вертикального перемещения поворотного вала.
Рис. 2.3.27. Совмещение меток на торце шлица поворотного вала: 1 — метки; 2 — поворотный вал; 3 — сектор.
Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе секретного вала и секторе: 1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор.
Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня.
Момент затяжки 120Н.м.
Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала: 1 — регулировочный болт; 2 — контргайка.
Заверните болт до касания с поворотным валом, а затем отверните его на 30 — 45° и зафиксируйте контргайкой.
Разборочно-сборочные и регулировочные операции, выполняемые при ремонте гидроусилителя руля, достаточно сложные и требуют применения контрольно-испытательного оборудования после окончания сборки. Собранный гидроусилитель руля испытывают на контрольно-испытательном стенде КИ-4896М. В процессе испытаний проверяют свободный ход рулевого колеса при зафиксированнoм вертикальном вале ГУРа, который должен быть в пределах 4 — 6°, а также работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5 — 6МПа. Усилие на ободе рулевого колеса не должно превышать 50Н.
Возможные поломки
Продукция Минского тракторного завода – это качество исполнения, а также превосходные технические характеристики. Однако, несмотря на заявленный производителем долгий срок службы в процессе эксплуатации трактора может понадобиться ремонт ГУРа и проведения ряда регулировок узла рулевого управления.
Среди наиболее распространенных неисправностей и поломок:
- тугое управление руля;
- невозможность повернуть руль трактора;
- возникновение задержек в работе узла управления.
Чтобы устранить неисправность своими руками, стоит разобрать узел и провести дефектовку и регулировку отдельных элементов, а также заменить при необходимости сломанные детали. После ремонтных работ необходимо вернуть узел рулевого управления на место и проверить качество починки.
Возможные неисправности
Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, превосходными техническими характеристиками и длительным сроком службы, однако со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими характерными поломками ГУР, к числу которых следует отнести:
- тугое рулевое управление;
- трактор не поворачивает в нужном направлении;
- наблюдаются задержки при работе узла.
Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется осуществлять разборку узла и проводить дефектовку отдельных элементов, после чего заменять поврежденные детали на новые. После проведения работ потребуется установить узел на место, после чего выполнить его регулировку.
Настройка и ремонт
При необходимости усовершенствовать ГУР МТЗ 80 либо устранить незначительные поломки достаточно выполнить детальную регулировку данного механизма. Для этого целесообразно придерживаться следующей инструкции:
- Ослабить основной болт, размещенный в месте зацепления «червяк-сектор».
- Используя ключ, повернуть втулку по часовой стрелке до упора, после чего повернуть в обратном направлении на 1-1,2 см.
- Затянуть основной болт, завести двигатель и убедиться в корректном вращении рулевого колеса.
- При обнаружении заедания потребуется увеличить зазор в зацеплении, повернув втулку против часовой стрелки.
- Отрегулировать место соединения «сектор-рейка», уменьшив толщину регулировочных прокладок до упора. Определить крайнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который достигнет 0,1-0,3 мм.
- Затянуть упорные подшипники с помощью сферической гайки, избегая чрезмерного поджатия.
Помимо действий по регулировке узла, может потребоваться выполнить техническое обслуживание, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывать масляный фильтр, что можно сделать, подняв облицовку, демонтировав маслопровод и крышку.
Некоторые поломки, например, затрудненный поворот, может свидетельствовать о недостаточном объеме жидкости в гидравлической системе, неправильной регулировке либо износе уплотнительных колец цилиндра.
Мероприятия по ремонту гидравлических механизмов рулевого управления трактора представляются довольно сложными, требуют наличия специального оборудования для контроля рабочих показателей. В некоторых случаях может быть проще установить гидроусилитель руля МТЗ 80 в сборе, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:
- Убедиться в герметичности маслопроводной системы.
- Установить собранный механизм на специальные втулки, расположенные на переднем брусе полурамы.
- Смонтировать рулевой вал в колонку, а также установить прочие элементы.
Приобретение собранного гидроусилителя представляется заметно более затратным решением, нежели последовательная регулировка и дефектовка его деталей, однако она позволяет быстро решить возникшие проблемы.
Ремонт узла
Существует несколько возможных развитий сценария починки узла усилителя рулевого управления. Они зависят от типа поломки или возникшей неисправности.
Утечка масла и разгерметизация
Первый критерий, демонстрирующий наличие неисправности в узле, — это отсутствие герметичности уплотнений гидросистемы. Герметичность обеспечивает сохранность рабочего давления во время работы узла, а также предотвращает изменение величины усилия, которое действует на органы усилителя.
Если в ГУРе обнаружена утечка масла, осуществляется замена:
- сальников;
- колец;
- прокладок, которые предусмотрены комплектом усилителя.
Исправность соединения деталей узла обеспечивает нормальную работу конструкции, предотвращая возникновение заклинивания или поломки.
Изменение рабочего хода
Стандартный показатель рабочего хода золотника, если рассматривать классическое движение детали в одну сторону, составляет 1,2 мм. Этого хватает, чтобы полностью открыть каналы для впуска и выпуска рабочей жидкости. Если ход нарушается, а конструкция отклоняется в любую сторону, распределитель перестает справляться со своей функцией.
Результатом неисправности становится отсутствие достаточного количества рабочей жидкости в полости, что приводит к невозможности создания необходимого количества гидравлического усиления.
Одна из причин возникновения такой неисправности – недопустимые люфты, которые возникают при некачественном соединении сборочных единиц. В сумме эти люфты негативно влияют на перемещение золотника вдоль оси. Поэтому важно отслеживать:
- Состояние крепления деталей между собой.
- Величину зазоров, образующихся в зацеплениях.
Если неправильно отрегулировать люфт и допустить изменение показателей, конструкция узла быстро износится, что приведет к поломке зубьев, витков, червяка. В случае выхода деталей из строя следует осуществить их замену новыми элементами.
Увеличение расстояния между деталями
В процессе эксплуатации между отдельными элементами, в которых не требуется обеспечение герметичности, могут увеличиться зазоры. Трактористы рекомендуют задействовать два способа нивелирования возникших зазоров:
- Увеличение габаритов золотника вдоль одной оси. Для этого протачивают элемент и дополнительно вытачивают специальные втулки-шайбы подходящей ширины. Диаметр посадки шайб должен соответствовать диаметру выточки золотника с внутренней стороны. Усовершенствованную деталь устанавливают в конструкцию узла, предварительно подложил прокладки для организации герметичного соединения. Примечательно, но именно за счет прокладок удается компенсировать увеличенные габариты золотника. Чтобы повысить жесткость пружин, сдерживающих деталь, вытачивают дополнительные шайбы, заранее позаботившись о диаметре в 1,5 мм, и монтируют их между золотником и плунжерами.
- Протачивание крепления крышки с целью улучшения ее крепления с корпусом гидроусилителя. В этом случае необходимо также позаботиться о диаметре, который будет больше на 4 мм по сравнению с диаметром, который предусмотрен для обоймы упорного подшипника. Преимуществом способа является отсутствие необходимости установки прокладок для обеспечения герметичности соединений. Также не потребуется вырезать шайбы под пружины.
Оба способа востребованы на практике, однако они не способны полностью починить узел, если установить их неправильно и не предусмотреть все условия для их надежной эксплуатации. Увеличенные элементы при неправильной регулировке быстро износятся и приведут к отказу ГУРа.
Ремонт рулевой колонки мтз 80 своими руками
Большой люфт руля при работающем двигателе означает, что имеет место износ соединений вала рулевого механизма, возможны увеличенные зазоры в зацеплении зубчатой передачи гидроусилителя руля, шаровых пальцев и рулевых тяг. Возможно ослабли подшипники червяка на валу.
Для исправления создавшейся ситуации на первом этапе проверяют техническое состояние деталей рулевого механизма и рулевых тяг. Нужно устранить зазоры, поменять необходимые детали и отрегулировать механизм.
Чтобы выяснить, какова величина зазоров в зубчатых и червячных зацеплениях механизма рулевого управления, а также определить усилие на ободе руля применяют обычно устройство НИИАТ-402 (см. на рис. 2.3.1).
Рис. 2.3.1. Как определить свободный ход руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — прибор НИИАТ-402; 2 рулевое колесо; 3 — рулевая колонка
Динамометр устройства размещают на руле, а указатель — на рулевой колонке. Поворачивая руль в обе стороны до пропадания зазоров в шарнирах рулевых тяг и в зацеплении рулевого механизма, вычисляют свободный ход руля. Типовой свободный ход рулевого колеса лежит в пределах 25—30°, а приемлемый (допустимый) — 35°.
Чтобы определить, какое усилие развивается на ободе руля, откидывают рулевые тяги от сошки, включают двигатель и при максимальной частоте вращения коленвала тянут на себя одну из ручек динамометра устройства. По размещению на противоположной рукоятке фиксаторного кольца узнают усилие свободного поворота руля. Усилие на руле должно находиться в пределах 30—50 Ньютон.
Если люфт руля выше допустимого значения, начинают регулировать механизмы гидроусилителя. Зазоры в зубчатом сцеплении червяк-сектор (см. рис. 2.3.2) исправляют смещением регулировочной втулки 4, но вначале нужно отвернуть стопорный болт 3. При незначительном изменении свободного хода вала гидроусилителя руля, снимают крышку корпуса (рис. 2.3.3), а далее пластинчатым щупом проверяют зазор между датчиком блокировки дифференциала (упором) и рейкой (рис. 2.3.4). Он обычно должен находится в пределах 0,1—0,3 мм. Зазор доводят до ума с помощью прокладок фланца датчика блокировки дифференциала (рис. 2.3.5). Финишируют эту процедуру регулировкой зацепления червяк-сектор. В чем коварство? Нужно чтобы вращения червяка было свободным, без заеданий.
Рис. 2.3.2. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор поворотом регулировочной втулки МТЗ: 1 — лимб; 2 — стрелка-указатель; 3 — стопорный болт; 4 — регулировочная втулка червяка; 5 — червяк
Рис. 2.3.3. Как снять крышку корпуса ГУР МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус ГУРа; 2 — крышка корпуса ГУРа
Рис. 2.3.5. Как отрегулировать зазор в зацеплении червяк—сектор установкой прокладок МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус ГУРа; 2 — датчик блокировки дифференциала; 3 — регулировочные прокладки
Тяжелый поворот трактора говорит нам о нехватке рабочей жидкости в баке, снижении ее подачи, либо ошибке в регулировки предохранительного клапана. Еще одна причина — износ или разваливание уплотнительных колец силового цилиндра.
Процедура тестирования техсостояния гидросистемы управления поворотом МТЗ основывается в вычислении давления подачи, которое развивается насосом. Определяем моменты утечек масла в распределителе и силовом цилиндре унд регулировку предохранительного клапана. Вроде все верно. Требуемые процедуры осуществляют, как правило, без снятия с трактора агрегатов гидросистемы управления поворотом, довольствуясь в наличии такого замечательного прибора как КИ-5473 (направление дроссель-расходомер).
Режимы работы гидросистемы управления поворотом сверяют прибором при номинальной частоте вращения коленвала движка, противодавлении 5,0 МПа по известному манометру прибора и температуре охлаждающей жидкости 50—60° С. Далее не забывают о том, что нужно показания шкалы расходов прибора помножить на коэффициент 0,7 L.
Как проверить подачу рабочей жидкости к гидроусилителю руля? По рисунку 2.3.6 от коробки предохранительного клапана отделяют нагнетательный трубопровод 2 и к нему подключают входной рукав КИ-5473. Сливной рукав помещают в горловину 3 ниже уровня жидкости. Заводят двигатель, доводят давление 5,0 МПа по манометру при номинальной частоте вращения коленвала и по шкале прибора отслеживают подачу рабочей жидкости. При низком уровне подачи, насос необходимо заменить.
При величине подачи не ниже допустимого значения, диагностируют состояние распределителя по количеству утечки масла (рис. 2.3.7).
Рис. 2.3.6. Как проверить насос высокого давления ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82: а — подключение прибора; б — схема проверки; 1 — прибор КИ-5473; 2 — нагнетательный трубопровод насоса; 3 — заливная горловина ГУРа
Чтобы подключить входной рукав прибора, сначала нужно выкрутить технологическую пробку (она расположена сверху коробки предохранительного клапана). Сливной рукав соединяют с баком гидросистемы. Заводят двигатель и при номинальной частоте вращения коленвала крутят руль вправо или влево до упора. Вращаем рукоятку прибора и выставляем давление по манометру 5,0 МПа, по шкале расходов отмечаем показания. При разнице в показаниях прибора при отслеживании подачи рабочей жидкости к распределителю и проверке утечек превышает 5 л/мин, распределитель необходимо ремонтировать.
Давление, при котором происходит срабатывание предохранительного клапана гидросистемы управления поворотом определяют манометром, который вкручивают на место технологической пробки (рис. 2.3.8).
Рис. 2.3.8. Как проверить и отрегулировать давление срабатывания предохранительного клапана трактора : 1 — манометр; 2 — регулировочный винт с контргайкой
Для контроля заводят двигатель трактора и при (номинальной частоте вращения коленвала рукояткой прибора полностью закрывают слив масла Колеса при этом повернуты до отказа. Далее по манометру смотрят фактическое давление, при котором включается предохранительный клапан.
Клапан нужно отрегулировать в случае пониженного либо повышенного давления срабатывания. Для этого выкручивают колпачок, отпускают контргайку регулировочного винта и, держа руль в конечном положении поворота до упора, выкручивают или вкручивают регулировочный винт до получения необходимого давления.
Если вы обнаружили, что появились резкие толчки при повороте трактора, то скорее всего ослабла затяжка гайки золотника гидронавесного распределителя, или же увеличились зазоры рулевых тяг.
Если затяжка гайки золотника ослабевает, появляются колебания передних направляющих колес. Отчетливо ощущается при передвижении на повышенных скоростях. Следует иметь в виду, что вначале нужно отрегулировать зазоры в шарнирах рулевых тяг, и только затем динамометрическим ключом затянуть корончатую гайку золотника распределителя усилием не более 20 Н*м. Дальше ее отпускают до совмещения отверстий под шплинт.
Каковы основные неисправности гидроусилителя руля трактора МТЗ-80, МТЗ-82? Начнем с износа шлицев вала червяка и зубьев сектора. Далее износ зубчатой рейки, износ и нарушение герметичности предохранительного клапана. Износ и несоответствие гидравлической плотности точных деталей (золотников, плунжеров, гильз).
Возможно, что при проверке состояния агрегатов гидросистемы управления поворотом трактора обнаружатся такие неисправности, которые не поддадутся устранению обычными регулировочными операциями. В таком случае, гидроусилитель руля снимают полностью и разбирают для дальнейшей технической экспертизы и замены деталей.
Как все это сделать, как грамотно провести основные операции по разборке-сборке и регулировке гидроусилителя руля МТЗ продемонстрированы ниже на рисунках 2.3.9—2.3.30.
До демонтажа гидроусилителя руля отлейте рабочую жидкость и открутите гайку поворотного вала 4. А уже в процессе сборки гидроусилителя внимательно смотрите на усилия затяжки гаек, четкость и однозначность совмещения меток поворотного вала, сектора и рейки, и обратите внимание на регулировку вертикального перемещения поворотного вала.
Сборка-разборка и прочие регулировочные операции, которые осуществляют при ремонте гидроусилителя руля, не совсем просты и требуют использования контрольно-испытательного стенда по завершению сборки для настройки всех парметров.
Отремонтированный гидроусилитель руля доводят до ума на контрольно-испытательном оборудовании КИ-4896М. При отладочных работах смотрят свободный ход руля при зафиксированном вертикальном вале ГУРа. Диапазон должен находится в пределах 4—6°. Оценивают работу гидроусилителя под нагрузкой при давлении на входе 5—6 МПа. Механическое напряжение на ободе руля не должно превышать 50 Ньютон.
Рис. 2.3.10. Из чего состоит гидроусилитель руля (ГУР) трактора МТЗ-80, МТЗ-82: а — общий вид; б — взаимное расположение деталей 1 — корпус усилителя; 2 — рейка; 3 — силовой цилиндр; 4 — поршень; 5 — предохранительный клапан; 6 — золотник; 7 — поворотный вал; 8 — верхняя крышка корпуса гидроусилителя; 9 — регулировочный болт поворотного вала; 10 — сектор; 11 — червяк рулевого механизма; 12 — датчик блокировки дифференциала; 13 — сливной патрубок; 14 — рулевая сошка
Рис. 2.3.9. Спрессовка рулевой сошки трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — наставка; 2 — рулевая сошка; 3 — сливной патрубок; 4 — гайка поворотного вала
Рис. 2.3.11. Расположение деталей датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1, 10 — болты; 2 — крышка; 3 — пружина; 4 — золотник; 5 — толкатель; 6 — кольцо; 7, 9 — корпуса; 8 — клапан; 11— кран
Рис. 2.3.12. Снятие трубки подвода масла от распределителя трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — трубка подвода масла; 2 — корпус ГУРа; 3 — сетчатый фильтр; 4 — редукционный клапан
Рис. 2.3.13. Снятие поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — корпус ГУРа; 2 — поворотный вал с сектором
Вис. 2.3.15. Спрессовка сектора с поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.16. Как снять датчик блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.17. Как снять крышку датчика блокировки дифференциала трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.18. Снятие стопорного кольца и рейки трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.19. Снятие гидроцилиндра ГУРа трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.20. Отворачивание гайки крепления и снятие поршня
Рис. 2.3.21. Как снять распределитель трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.22. Снятие предохранительного клапана и червяка в сборе трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.23. Снятие стопорного кольца крепления подшипника червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.24. Спрессовка подшипников червяка трактора МТЗ-80, МТЗ-82
Рис. 2.3.25. Выпрессовка втулки поворотного вала трактора МТЗ-80, МТЗ-82: 1 — втулка; 2 — цапфа; 3 — винт съемника
Рис. 2.3.26. Затяжка корончатой гайки червяка
Рис. 2.3.28. Совмещение меток на среднем зубе сектора и рейке: 1 — метки; 2 — рейка; 3 — сектор
Рис. 2.3.29. Затяжка гайки поршня
Рис. 2.3.30. Регулировка вертикального перемещения поворотного вала: 1 — регулировочный болт; 2 — контргайка
Ремонт рулевой колонки мтз 80 своими руками Ссылка на основную публикацию
- Самосвал своими руками
Регулировка
Настраивать узел можно только в том случае, если все его элементы исправны. Правильность настройки определяется фактором в виде надежной и безопасной работы усилителя во время управления трактором. Наладка проводится в несколько этапов, и каждый из них стоит рассмотреть подробно.
Регулировка червяка
До проведения регулировки необходимо проверить исправность рулевых тяг и надежность крепления привода руля. Также следует проверить состояние свободного хода рулевого колеса, показатель которого не должен быть больше 30 градусов, если двигатель работает. Если были обнаружены неисправности, необходимо их устранить и только после этого прибегать к наладке.
- Сначала с помощью домкрата поднимают передний мост, а также демонтируют сошку, отсоединяя ее от рулевых тяг.
- После ослабляют болт, который отвечают за эксцентриситет втулки.
- Крутят втулку до достижения упора, обеспечивая максимальное сцепление червяка с сектором.
- Вращают руль, определяя показатель зацепления. Делать это необходимо при включенном двигателе. Дополнительно в это время увеличивают зазор, продолжая вращать втулку против часовой стрелки.
Последний шаг заключается в затяжке болта, который крепит втулку к конструкции узла. После останется только снять мост трактора с домкрата и подключить сошку к тягам руля.
Регулировка гайки червяка
Посредством прокрутки гайки червяка удается провести нивелирование зазора, который возникает между двумя элементами: обоймами и золотником. Зазор появляется из-за выработки ГУРа или ослабления крепежного элемента. Чем больше зазор, тем хуже свободное управление руля, и в конце такая неисправность может повлечь за собой поломку узла.
Регулировка происходит следующим образом:
- Сначала демонтируют крышку корпуса узла путем откручивания болтов.
- Далее крепят распределитель с помощью двух болтов, располагать которые нужно по диагонали корпуса. При этом толщину фланца крышки восстанавливают за счет подложек из шайб или гаек.
- Третий шаг заключается в затяжке регулировочной гайки. Ее зашплинтовуют до тех пор, пока золотник не упрется в обоймы, предусмотренные в подшипниках.
- После проворачивают сферическую гайку конструкции, пока она не совпадет с отверстием, которое находится на валу. Когда это произойдет, гайку затягивают.
- Снимают установочные болты, которые укреплялись шайбами, и возвращают крышку на место, дополнительно предусмотрев замену прокладки.
- Четыре болта крепления крышки закручивают обратно.
С помощью правильной затяжки удается обеспечить плотное прилегание золотника к поверхности обойм, предусмотренным в подшипниках. Таким образом, элемент возвращается в нейтральное положение в случае прекращения поворота, и зазор между деталями исчезает. Стоит отметить, что перетягивать элементы конструкции не рекомендуется, так как это может повлечь за собой износ.
Регулировка хода золотника
Чтобы отрегулировать ход золотника, необходимо использовать прокладки, которые устанавливают между:
- Распределителем и корпусом усилителя.
- Распределителем и поверхностью крышки сферической гайки.
Если поворот влево требует от тракториста дополнительных усилий, то потребуется установить еще одну прокладку, толщина которой должна лежать в пределах от 0,5 до 1 мм. Ее монтируют в пространство между колонкой и распределителем. В случае, когда не удается обеспечить нормальный поворот вправо, прокладка устанавливается под крышкой гайки в форме сферы. За счет такой регулировки удается выровнять ход детали.
Когда регулировка будет выполнена, потребуется проверить давление в системе и подкрутить ряд гаек и пружин, если показателя давления будет недостаточно. Эксплуатация МТЗ-80 требует ответственного подхода и регулярной диагностики узла ГУРа.
Для качественной и надежной эксплуатации грузового транспортного средства МТЗ-80 производители поместили в конструкцию трактора усилитель руля – ГУР. Он представляет собой узел, функция которого заключается в передаче вращений на рулевую сошку, которые конструкция получает от рулевого колеса. Вращения облегчают усилие во время поворота в случае управления транспортным средством на неровных дорогах. Усиление рулевого управления трактора МТЗ достигается за счет увеличения давления, которое возникает из-за нагнетания жидкости.
Во время поездки внутри узла могут возникнуть проблемы, которые способны привести к выходу из строя конструкции. Чтобы предотвратить такое развитие событий, стоит разобраться с тем, как проводить регулировку и ремонт ГУР.
Ремонт рулевого управления трактора МТЗ-80
Для качественной и надежной эксплуатации грузового транспортного средства МТЗ-80 производители поместили в конструкцию трактора усилитель руля – ГУР. Он представляет собой узел, функция которого заключается в передаче вращений на рулевую сошку, которые конструкция получает от рулевого колеса. Вращения облегчают усилие во время поворота в случае управления транспортным средством на неровных дорогах. Усиление рулевого управления трактора МТЗ достигается за счет увеличения давления, которое возникает из-за нагнетания жидкости.
Во время поездки внутри узла могут возникнуть проблемы, которые способны привести к выходу из строя конструкции. Чтобы предотвратить такое развитие событий, стоит разобраться с тем, как проводить регулировку и ремонт ГУР.
Как устроен ГУР?
Корпус гидроусилителя рулевого управления выполнен из чугуна и размещен на брусе автомобильной рамы. По сторонам от узла расположен радиатор управления и стенка капота. ГУР – это мощный механизм, оборудованный червячным редуктором.
Дополнительно конструкция узла оснащена:
- гидросистемой;
- золотником, за счет работы которого удается достичь нужного давления и облегчить поворот;
- шестеренчатым гидронасосом;
- цилиндром;
- клапаном предохранителя.
В движение конструкции приводит вращение шестерни, и в первую очередь начинает двигаться гидронасос, за которым следуют остальные элементы.
Принцип работы
В корпусе ГУР предусмотрен червяк, который дополнительно обвязывают витки. На торцевой части установлен золотник. На концах детали предусмотрены подшипники для упора конструкции. В подшипники в процессе эксплуатации узла упираются плунжеры, создавая давление. В свою очередь, с другой стороны пружины упираются в корпус, детали которого также являются частью конструкции усилителя.
За счет работы пружин удается зафиксировать положение золотника, предотвращая его смещение в разные стороны. Когда водитель трактора начинает вращать колеса, совершая маневр, сектор узла движется под воздействием червяка, который вращается витками. В результате происходит поворот вала сошки.
В процессе вращения в колесах возникает сопротивление, которое принимает червяк. Это вращение создает определенное усилие, под действием которого червяк передвигается вперед или назад по одной оси в зависимости от того, какой маневр осуществляет водитель.
Во время движения червяка одновременно с ним задействуется золотник распределителя усилия узла, который также начинает передвигаться вдоль оси. Движение золотника воздействует на потоки масла, распределяя их подачу в полости.
Если автомобиль движется прямо, золотник находится в нейтральном положении, подпираемый пружинами. Давление поступает в корпус ГУРа, который одновременно является гидробаком системы узла.
При вращении руля усилие, подаваемое на гидроусилитель, заставляет перемещаться червяк, который, в свою очередь, меняет положение золотника. С помощью предусмотренных на золотнике поясков происходит открытие магистралей полостей внутри цилиндра. В зависимости от того, в какую сторону был осуществлен поворот, одна принимает масло, а вторая становится сливом для жидкости.
Давление внутрь полости с маслом подается золотником только в том случае, когда руль начинает вращаться. Как только колесо останавливается, червяк прекращает движение, а вместе с ним тормозит и золотник, который с помощью пружин принимает изначальное положение. Масло сбрасывается в полость, которая отвечает за слив.
Дополнительные элементы
В конструкции узла предусмотрен поршень, который во время движения оказывает воздействие на рейку. Поршень связан с одним из секторов гидроусилителя и отвечает за нагнетание давления внутрь цилиндра. При подаче в одну из полостей давления за счет работы золотника происходит одновременная передача усилия рейке, которая начинает двигать сектор.
Стандартный показатель давления в гидросистеме составляет 2-4 мПа. Если владелец трактора решит повернуть руль до максимума, то давление способно подняться до 8 мПа.
не поворачиваются колеса на мтз 82 регулировка гура
Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.
подскажите по гидравлике гура, что там и как надо регулировать на мтз 82. проблема в повороте руля, в право он вообше не крутится, а в лево на половину. свободный ход 1.5 оборота у руля. и когда влево кручу колеса чуть позже поворачиваются, чем рулевое колесо.
Что то там у тебя развалилось конкретно. Сними вехнию крышку,посмотри гайку на сошке ,снизу,проверь люфт на шлицах,болтатся не должно! сверху также проверь сектор,посмотри зацепление сектор-червяк.
это уже все сделал. гайка на месте, шлицы не болтаются, зацепление сектор червяк болтается, но не критично. не могу совсем разобраться, как эта система работает и почему руль не крутиться.
у меня такое было, не поворачивал в одну сторону разбило упорный подшиник, в распределителе гура, спереди надо снять крышку на 4 болтах
подшипники все целые, зацепление нормальное и с червячной и с цилиндром. люфтов нет. а что там стоит за датчик блокировки, какую функцию она выполняет? может быть в ней проблема?
Если всё нормально,то проверь как поворотные кулаки,то есть бортовые передачи.коли 82,поворачиваются.
сейчас все разобрал, прочистил, собрал назад, ситуация изменилась, получается в одну сторону крутится почти на два оборота, а в другую где то на 0,8 оборота. и проблема с запаздыванием осталась. руль крутонешь, колеса чуть позже. на ходу не пробовал правда. сколько вообще оборотов руля должно быть в каждую сторону?
Возможные поломки
Продукция Минского тракторного завода – это качество исполнения, а также превосходные технические характеристики. Однако, несмотря на заявленный производителем долгий срок службы в процессе эксплуатации трактора может понадобиться ремонт ГУРа и проведения ряда регулировок узла рулевого управления.
Среди наиболее распространенных неисправностей и поломок:
- тугое управление руля;
- невозможность повернуть руль трактора;
- возникновение задержек в работе узла управления.
Чтобы устранить неисправность своими руками, стоит разобрать узел и провести дефектовку и регулировку отдельных элементов, а также заменить при необходимости сломанные детали. После ремонтных работ необходимо вернуть узел рулевого управления на место и проверить качество починки.
Переоборудование гидроусилительного управления на гидрообъемное
В последние годы отмечается устойчивый рост оснащения тракторной техники гидрообъемными системами рулевого управления и переоборудования моделей с ГУР на ГОРУ.
Тенденция объясняется преимуществами гидрообъемного управления и относительной несложностью модернизации.
Переоборудовать гидроусилительную систему управления в гидрообъемную можно, используя один из вариантов предлагаемых поставщиками комплектов деталей для такого переоборудования.
Обычно в состав комплекта деталей входят:
- поворотный гидроцилиндр;
- правый и левый поворотные рычаги;
- насос дозаторного типа;
- штуцеры;
- шланги, рассчитанные на транспортировку рабочих жидкостей под высоким давлением;
- рулевая тяга;
- соединительные и крепежные элементы.
Многие собственники тракторной техники, переоборудуя гидроусилительную систему управления в гидрообъемную, используют в качестве емкости для рабочей жидкости корпус гидроусилителя.
Использование такого подхода позволяет:
- Упростить пользование блокировкой дифференциала задних колес.
- Сохранить весовой баланс трактора.
- Отказаться от дополнительных балластов, необходимость в которых возникает при демонтаже гидроусилителя.
- Исключить попадание масла при утечке из насоса-дозатора в грунт. При использовании корпуса ГУР в качестве емкости для рабочей жидкости протекающее из насосно-дозаторного устройства масло попадает в нее.
Ремонт узла
Существует несколько возможных развитий сценария починки узла усилителя рулевого управления. Они зависят от типа поломки или возникшей неисправности.
Утечка масла и разгерметизация
Первый критерий, демонстрирующий наличие неисправности в узле, — это отсутствие герметичности уплотнений гидросистемы. Герметичность обеспечивает сохранность рабочего давления во время работы узла, а также предотвращает изменение величины усилия, которое действует на органы усилителя.
Если в ГУРе обнаружена утечка масла, осуществляется замена:
- сальников;
- колец;
- прокладок, которые предусмотрены комплектом усилителя.
Исправность соединения деталей узла обеспечивает нормальную работу конструкции, предотвращая возникновение заклинивания или поломки.
Изменение рабочего хода
Стандартный показатель рабочего хода золотника, если рассматривать классическое движение детали в одну сторону, составляет 1,2 мм. Этого хватает, чтобы полностью открыть каналы для впуска и выпуска рабочей жидкости. Если ход нарушается, а конструкция отклоняется в любую сторону, распределитель перестает справляться со своей функцией.
Результатом неисправности становится отсутствие достаточного количества рабочей жидкости в полости, что приводит к невозможности создания необходимого количества гидравлического усиления.
Одна из причин возникновения такой неисправности – недопустимые люфты, которые возникают при некачественном соединении сборочных единиц. В сумме эти люфты негативно влияют на перемещение золотника вдоль оси. Поэтому важно отслеживать:
- Состояние крепления деталей между собой.
- Величину зазоров, образующихся в зацеплениях.
Если неправильно отрегулировать люфт и допустить изменение показателей, конструкция узла быстро износится, что приведет к поломке зубьев, витков, червяка. В случае выхода деталей из строя следует осуществить их замену новыми элементами.
Увеличение расстояния между деталями
В процессе эксплуатации между отдельными элементами, в которых не требуется обеспечение герметичности, могут увеличиться зазоры. Трактористы рекомендуют задействовать два способа нивелирования возникших зазоров:
- Увеличение габаритов золотника вдоль одной оси. Для этого протачивают элемент и дополнительно вытачивают специальные втулки-шайбы подходящей ширины. Диаметр посадки шайб должен соответствовать диаметру выточки золотника с внутренней стороны. Усовершенствованную деталь устанавливают в конструкцию узла, предварительно подложил прокладки для организации герметичного соединения. Примечательно, но именно за счет прокладок удается компенсировать увеличенные габариты золотника. Чтобы повысить жесткость пружин, сдерживающих деталь, вытачивают дополнительные шайбы, заранее позаботившись о диаметре в 1,5 мм, и монтируют их между золотником и плунжерами.
- Протачивание крепления крышки с целью улучшения ее крепления с корпусом гидроусилителя. В этом случае необходимо также позаботиться о диаметре, который будет больше на 4 мм по сравнению с диаметром, который предусмотрен для обоймы упорного подшипника. Преимуществом способа является отсутствие необходимости установки прокладок для обеспечения герметичности соединений. Также не потребуется вырезать шайбы под пружины.
Оба способа востребованы на практике, однако они не способны полностью починить узел, если установить их неправильно и не предусмотреть все условия для их надежной эксплуатации. Увеличенные элементы при неправильной регулировке быстро износятся и приведут к отказу ГУРа.
Состав системы
Работа системы рулевого управления базируется на взаимодействии рулевого механизма, выполняющего функцию передачи управляющего воздействие от руля оператора с рулевым механизмом, преобразующим переданное ему усилие в поворот колес.
В систему управления направлением движения колесной тракторной техники входят:
- Установленная на переднем мосту рулевая трапеция, образованная двумя соединенными друг с другом сошкой поперечными тягами, концы которых контактируют с поворотными рычагами;
- Соединенные карданными шарнирами последовательно расположенные рулевой, промежуточный, средний и передний валы, передающее вращение рулевого колеса гидравлическому усилителю;
- Закрепленное на размещенном в трубе рулевой колонки переднем валу рулевое колесо с изменяемой высотой и наклоном;
- Рулевая колонка с механизмами, обеспечивающими наклон и изменение высоты рулевого колеса;
- Смонтированные в одном корпусе, расположенном впереди радиатора, рулевой механизм и гидроусилитель, осуществляющий промежуточную гидравлическую и механическую связь руля оператора с колесами трактора;
- Обеспечивающий работу гидроусилителя гидравлический контур, в который входят насос шестеренчатого типа, распределитель рабочей жидкости, силовой цилиндр и датчик, выдающий команду на блокировку дифференциала заднего моста;
- Рулевой механизм, состоящий из червяка, размещенного в опирающейся на два радиальных подшипника эксцентричной втулке; двухвенцового сектора, находящегося в постоянном контакте с червяком и рейкой, соединенной со штоком силового цилиндра; и укрепленного в хвостовой части червяка, золотника;
- Передающие перемещение сектора к узлам рулевой трапеции поворотный вал и сошка.
Установка насоса-дозатора вместо гидроусилителя
Одно из преимуществ гидрообъемного управления – возможность установки соединяемого с рулевой колонкой и силовым цилиндром гибкими трубопроводами насоса-дозатора в различных частях машины.
Чаще всего насосно-дозаторное устройство устанавливают на корпус гидроусилителя или на крышку клапанов головки цилиндров, используя для фиксации насоса их элементы крепления.
Упрощенная последовательность переоборудования оснащенного ГУР трактора на гидрообъемное управление (вариант с использованием гидроусилителя в качестве емкости для рабочей жидкости гидроруля):
Рулевое управление ск 5 нива
Посадку шарика 8 в гнездо шпинделя 7 производят с образованием пояска шириной 0,3 мм.
Пользуясь схемой рис. Независимо от работы шестеренчатого насоса НШЕ насос-дозатор обеспечивает прямопропорциональную зависимость между объемом масла, подаваемого им в гидроцилиндр управляемых колес, и углом поворота рулевого колеса.
При вращении против часовой стрелки рулевого колеса и связанного с ним ведущего вала насоса-дозатора, плавающего валика и сателлита зубья сателлита перекатываются по роликам, входят и выходят из рабочих полостей, образованных сателлитом и обоймой роликов, изменяя их объем.
Масло, вытесняемое роликами из рабочих полостей, проходит через отверстия диска 11 см. С осевыми каналами втулки 12 связана полость в корпусе насоса, в которую ввернут один из штуцеров 3. Таким образом, в зависимости от направления вращения рулевого колеса масло то нагнетается через один из штуцеров, то всасывается через этот же штуцер из распределителя рулевого управления.
Конструктивные отличия гидроавтоматических систем копнителя комбайнов СК-5 и СК-6
Собрать насос и установить на комбайн в последовательности, обратной разборке. Приступить к разборке распределителя гидрообъемного рулевого управления. Подбор золотника к корпусу производится по размерным группам, иногда производят притирку золотника. Зазор в этом сопряжении должен быть 0,—0, мм. Золотник должен перемещаться в корпусе под действием собственной массы или при легком нажиме руки.
Амплитуда колебания золотника 4 мм. При постановке распределителя на комбайн обратить внимание на то, что крышки распределителя соединяются с трубопроводами от насоса-дозатора.
Центральный штуцер 15 соединяется с трубопроводом нагнетания от насоса НШЕ, а штуцер 7 на противоположной стороне корпуса —с маслобаком. Штуцера 13 соединены трубками с гидроцилиндром управляемых колес.
Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах
Гидрофицированные системы копнителя Б ставятся на комбайны СКД-5 с г. Момент на вращение вала не превышает 0,3 кгс-м усилие 1,5 кгс на плече мм.
Давление подводят в течение 5 мин одновременно в оба штуцера. При испытании проверяют отсутствие утечки масла через уплотнительные кольца, а также потение корпуса. Объемный к.
В насосе-дозаторе сквозные овальные отверстия золотника соединены с центральным каналом, а пазы сообщаются с расточкой в корпусе, условно показанной на схеме рис. Оба канала соединены с распределителем на схеме не показано. Между обоймой, роликами и сателлитом образуется семь рабочих камер. При вращении сателлита его зубья скользят по роликам, входят или выходят из рабочих камер, изменяя объем рабочих полостей.
Фильтр гидравлической системы самоходного шасси Т-16М
При вращении сателлита, например, против часовой стрелки, в положениях I, II и III уменьшаются соответственно рабочие объемы камер 2. В других рабочих камерах объемы остаются без изменения или увеличиваются.
При вращении сателлита против часовой стрелки масло, вытесняемое из рабочих камер, поступает в осевой канал вращающегося золотника и далее через распределитель в одну из полостей гидроцилиндра.
Давление во всех рабочих камерах, из которых вытесняется жидкость, одинаково и равно давлению, необходимому для поворота управляемых колес гидроцилиндром.
В рабочие полости, в которых увеличивается объем, при том же вращении сателлита масло поступает из кольцевого канала вращающегося золотника. В этот канал масло поступает из распределителя. На рисунке 69 показано, что жидкость, вытесняемая зубьями сателлита из рабочих камер обоймы с роликами, поступает только в осевой канал вне зависимости от положения сателлита.
Это достигнуто в результате того, что вращение сателлита синхронизировано с вращающимся золотником. При вращении сателлита по часовой стрелке поток жидкости из камер обоймы с роликами меняется на обратный, и жидкость, вытесняемая из рабочих камер, поступает в кольцевой канал.
Принципиальная схема действия гидросистемы рулевого управления комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос»
Собирают насос-дозатор из деталей, не имеющих на трущихся и сопрягаемых поверхностях и канавках под уплотнительные кольца рисок, забоин, заусенцев или других механических повреждений. Заводской нивовский дозатор имеет 2 штуцера для присоединения маслопровода и работает он в паре с распределителем ГА и клапаном которые, кстати,.
Для того, чтобы поставить насос-дозатор на комбайн Нива СК-5 Вам необходимо приобрести комплект установки. В него входят:.
Комплект переоборудования рулевого управления на насос-дозатор Нива СК-5
Дозатор устанавливается в штатные отверстия вместо старого вместе с вал-стаканом. В кабину выходит лишь корпус с валом и отверстием под шплинт. Рукава высокого давления присоединяются напрямую от дозатора к гидроцилиндру, напорной магистрали и сливной. При этом можно выбросить в металлолом Дозатор, распределитель с клапаном.
Для долгого срока службы дозатора рекомендуется промыть фильтр общего гидробака и заменить гидравлическую жидкость на новую. Регистрация Забыли пароль?
Источник https://traktoramira.ru/remont-i-obsluzhivanie/rulevoe-upravlenie-mtz-82.html
Источник https://minitraktor34.ru/selhoztehnika/gur-mtz.html
Источник https://agronom-world.ru/rulevoe-upravlenie-sk-5-niva.php
Источник