Перейти к содержанию

Как научиться работать на экскаваторе

Содержание

Как научиться работать на экскаваторе

Гидравлические экскаваторы считаются основополагающей техникой при производстве большого количества видов с землеройных работ или при выполнении работ по перемещению масс различного рода грунтов.

Исходя из статистики рост на рынке экскаваторной техники, составляет ежегодно 7-8 процентов. Импорт техники при этом из-за рубежа показывает вполне неплохой рост в 40-45 процентов, из данного числа.

Получается, что поделен весь рынок землеройной техники между иностранными и российскими производителями.

На вопрос, какой при выборе лучше экскаватор – ни один эксперт не сможет дать однозначного ответа. Аргументы здесь просты: дешевле российская техника, а западная надежнее. Попробуем поэтому разобраться в вопросе: как работать правильно на экскаваторе, так при аккуратной работе ломается техника реже, а вот незнание функций управления может обернуться однозначной поломкой.

Управление импортной техникой

Теперь давайте ответим на детальный вопрос: как правильно работать на импортного производства экскаваторе, чтобы не сломать его.

Для начала следует определиться: какой у вас не окажется гидравлический экскаватор – маленький или большой для управления им вам будут необходимы навыки и занятия, а вот физическая сила не потребуется точность.

Обязательно будет присутствовать щиток приборов, как у легкового хорошего автомобиля, который снабдит необходимой информацией обо всех параметрах работы машины. Присутствует на нем:

  • Табло подсчета моточасов
  • Уровень рабочих жидкостей экскаватора
  • Сигнальный индикатор – предупреждение о перегреве
  • Заряд аккумуляторов экскаватора
  • Температура двигателя
  • Показать давления масла
  • тахометр

Функции по управлению экскаватором поделят два джойстика, один отвечать будет за движение в пространстве экскаватора и движение ближней части стрелы, другой за работу ковша и стрелы-манипулятора. Какой бы ни оказалось сложной работа, управление требовать будет практики, которую получить можно на компьютере с программой-симулятором для этого вида экскаватора.

Необходимо знать, что разные виды экскаваторов, в зависимости от завода производителя, располагают индивидуальными схемами управления.

Управление отечественной техникой

Особенности управления российской сборки экскаватором отличаться будет от импортных машин наличием до шести гидрораспределителей связанных напрямую с гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы экскаватора, а также механизмом управления ковшом.

Будут отвечать за поступательное движение техники две педали и руль для шасси на пневмоходу или рычаги для гусеничной машины. Курс теоретического обучения, а также производственная практика являться будут ответом на вопрос как правильно нужно работать на экскаваторе отечественной сборки.

Рытье траншеи является наиболее востребованным видом экскаваторных работ. Роют траншеи для прокладки кабеля, отопления, канализации, водопровода и т.д.

В каждом случае длина, ширина и глубина траншеи будут различными, но остаются общие принципы неизменными. Далее рассмотрим мы основные правила рытья траншей, котлованов и прудов, а также предоставим конкретные советы для отдельных ситуаций.

Разработка грунта экскаватором

Несколько этапов включает цикл работы экскаватора:

  • установка ковша для повторения цикла
  • обратный поворот платформы
  • разгрузка ковша
  • разворот платформы
  • резание грунта

Напрямую зависит скорость выполнения работ от времени выполнения одного цикла, более половины, которого приходится на развороты платформы. Таким образом, уменьшение угла поворота платформы ускоряет значительно рытье траншеи.

При резании грунта должен работать двигатель на полную мощность. Погружение ковша начинать следует по возможности ближе, а его содержимое высыпать в самой дальней точке кузова автомобиля или площадки, которая отведена специально для добытого грунта.

Достигается наибольшая эффективность тогда, когда позволяет глубина копания загрузить полностью ковш. Оптимальный радиус копания (расстояние от корпуса самого экскаватора до места погружения ковша) составляет примерно 70-90 процентов от максимального, который указан в технической документации.

Чтобы сократить еще больше расходы топлива и времени, совмещают несколько операций. К примеру, можно одновременно выполнять разворот платформы с опусканием ковша для последующего копания или с поднятием ковша для разгрузки.

Рытье траншей, котлованов, прудов

Первым делом необходимо очистить забой (площадку, на которой производится работа, расположен экскаватор и дополнительная техника), от пней, крупных камней, мусора и любых других лишних объектов.

Если на большое расстояние необходимо транспортировать грунт, то содержимое ковша высыпают в кузов грузовых автомобилей. Считается оптимальной ситуация, когда помещается в кузове грузовика 3-7 полных ковшей. Производится наполнение кузова сбоку или сзади, перемещение над кабиной ковша запрещено. Должно производиться заполнение равномерно, но ковшом не разрешается разравнивать содержимое кузова.

Должен быть размещен экскаватор на расстоянии не меньше одного метра от края траншеи. Чем глубже траншея и мягче почва, тем технику располагают дальше. Рекомендуется безопасное расстояние, которое глубину рытья превышает на один метр, экскаватор при этом располагают так, чтобы находилась ведущая пара колес дальше от края, чем ведомая.

Требует рытье искусственного пруда предварительного изучения грунта и глубины непосредственного расположения подземных вод. Крайне нежелательно для подобных работ применять старую технику, не удастся таким образом сэкономить, а вот получить большое количество расходов – вполне. Наиболее правильным и разумным вариантом является применение экскаватора, который способен работать на большом расстоянии, это даст возможность сберечь нервы и технику.

При рытье глубоких траншей и котлованов соблюдается общее правило: чем глубина больше, тем откосы делают более пологими. При необходимости укрепляют стенки.

Если в заболоченной местности предстоит работа, то с собой берутся специальные щиты, из которых должна собираться рабочая площадка. Должен превышать размер этой площадки длину самих гусениц.

Соблюдение правил работы, служебных инструкций и техники безопасности дает возможность избежать при работе неожиданных ситуаций, материального ущерба и порчи техники. Будет не лишним составление договора на выполнение работ в определенном объеме.

Техника безопасности

При работе на экскаваторах отечественного и импортного производства необходимо будет ознакомиться с инструкцией по технике безопасности, которая разработана непосредственно для конкретной модели.

Необходимо перед началом первой работы ознакомиться со значением специальной информации, которая расположена на агрегатах и корпусе экскаватора. Во всех опасных местах будут присутствовать таблички предупреждения на машине, и иметь сопроводительные надписи, которые обозначают степень и уровень возможностей опасности:

  • Предостережение, сигнализировать будет о возможной вероятности наступления потенциальной опасности, вследствие которой непринятие необходимых действий обернется потенциально возможными получениями малых или средних увечий.
  • Предупреждение, предназначено для обращения внимания на потенциальную вероятность довольно опасной ситуации, которая может обернуться тяжелой травмой или летальному исходу, если для предосторожности не принять необходимые меры.
  • Опасность, сигнализирует о неотвратимости возникновения особо опасного случая, в случае которого пренебрежение необходимыми мерами безопасности может повлечь за собой тяжелые увечья или смерть.

Таблички, которые имеются на всех экскаваторах, применяют надписи и рисунки для визуального предупреждения и для исполнения являются обязательными.

Не стоит путать таблички по технике безопасности с информационными надписями по правилам эксплуатации экскаватора. Использовать необходимо все знания для исключения несчастных случаев и для правильной работы на экскаваторе.

Перед началом работы оператор (машинист) экскаватора должен получить:

  • Максимально точные указания об условиях работы (наличие препятствий, расположение надземных линий электропередач, наличие подземных коммуникаций и их места прохождения и т.п.).
  • Технологическую карту работы экскаватора.
  • Инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).

Прежде чем начать работу на экскаваторе машинист обязан:

  • убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
  • убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
  • проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
  • получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
  • убедиться в наличии исправного инструмента;
  • убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
  • проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
  • проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
  • смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.

Только после того, как машинист убедиться в полной исправности экскаватора, он с другим обслуживающим персоналом начинает заправку экскаватора. При этом соблюдены должны быть следующие требования безопасности:

  • заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
  • во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
  • после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
  • запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
  • воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.

Требования безопасности при запуске двигателя и во время его работы

Перед непосредственным запуском двигателя должен убедиться машинист в его исправности, а также в исправности всех пусковых устройств двигателя:

  • двигатель, а также жидкотопливный пусковой двигатель не должны иметь течи топлива, масла и воды, также пропусков выхлопных газов в соединениях всасывающих и выхлопных патрубков с блоком двигателя;
  • баллоны со сжатым воздухом и их арматура пневматических пусковых устройств должны быть в полной исправности; утечка сжатого воздуха не допускается;
  • электропроводка и пусковая кнопка электростартера должны быть в полной исправности; при нажатии кнопки электростартер должен немедленно включиться; утечка тока в проводах и клеммах, а также искрообразование не допускаются;
  • рычаги механизмов жидкотопливного пускового двигателя должны легко и надежно переключаться; при положительной температуре наружного воздуха пусковой двигатель должен легко заводиться.

Сам машинист экскаватора должен заводить двигатель.

Вождение экскаватора для начинающих: права экскаваторщика, сколько стоит учеба, где выучиться, удостоверение, какая категория нужна

Обучением профессии экскаваторщика занимаются специализированные учебные центры. Чтобы получить права на экскаватор, надо не только освоить принципы управления техническим средством, но и владеть знаниями по обслуживанию и ремонту базовой машины и навесного оборудования к ней, иметь навыки слесаря, уметь читать чертежи и схемы деталей и даже разбираться в категориях грунта.

Престиж профессии определяется востребованностью на рынке труда. Экскаваторы пользуются высоким спросом. Эта спецтехника незаменима при разработке горных выработок, карьеров, в сфере гражданского и дорожного строительства.

Оснащенные ковшом машины применяются для копания траншей и котлованов или создания насыпей и отвалов, выемки грунта или обустройства дамб.

Машины используют не только для добычи железной руды, угля и других пород, но и как погрузчики сыпучих материалов в транспортные средства.

Профессиональный машинист экскаватора всегда обеспечен работой и стабильным заработком. И каждый имеющий удостоверение на экскаватор может со временем улучшать разряд, проходя обучение на курсах повышения квалификации. Максимальный профессиональный уровень — 8 разряд.

Как управлять экскаватором

Экскаваторы могут быть универсальными, шахтными и карьерными, колесными и на гусеничном ходу, цикличного действия (одноковшовые) и непрерывного (многоковшовые). Но принцип работы на экскаваторе одинаков для всех видов машин: поворотный ковш загребает грунт, переносит его на нужное расстояние или высоту и высыпает.

Управление экскаватором зарубежного и отечественного производства будет отличаться.

Импортные модели имеют приборную панель управления, на которой отображается вся информация о состоянии и параметрах машины, и 2 джойстика (для движения транспортного средства и манипуляций с ковшом и иным навесным оборудованием). При этом надо учитывать модель и производителя техники, т. к. применяются, как правило, индивидуальные схемы управления. Возможно, придется научиться управлять каждой моделью отдельно.

Чтобы иметь практику управления и освоить вождение экскаватора, для начинающих разработаны компьютерные программы-симуляторы. Такие виртуальные модели экскаваторов учат управлять прямой и обратной лопатами и грейферным ковшом, перегружать сыпучие материалы, дают возможность поупражняться в смене рабочего оборудования.

Экскаваторы российской сборки снабжены гидрораспределителями, которые связаны с механизмом управления ковшом и гидравлическими цилиндрами манипулятора стрелы. Все действия требуют от экскаваторщика физических усилий, т. к. в кабине гусеничной машины есть 2 педали и рычаги, а у моделей с шасси на пневмоходу — руль. Отучиться на экскаваторщика и получить право управлять спецтехникой придется даже тем, кто умеет водить автомобиль любого класса.

Смотрите » Гусеничный мини-экскаватор Kubota K008

Курс теоретического обучения составляет несколько месяцев, затем следует практика, где осваивают детально, как правильно работать на экскаваторе. После прохождения курса, приобретения эксплуатационных и управленческих навыков, сдачи экзаменов выдается удостоверение, в котором указывается рабочий разряд и категория технического средства.

Какие права нужны на экскаватор

Для спецтехники на гусеничном или колесном ходу разработаны специальные категории прав:

  • В — дает допуск к эксплуатации малой гусеничной техники с мощностью до 25,7 кВт;
  • С — для специализированных колесных машин с мощностью до 110,3 кВт;
  • D — подходит для управления мощной спецтехникой колесного типа (свыше 110,3 кВт);
  • Е — для управления мощной гусеничной техникой (больше 25,7 кВт);
  • F — предназначена для управления сельхозтехникой особого назначения.

Чтобы получить удостоверение экскаваторщика для той или иной модели, надо сопоставить категорию и мощность машины, на которой предстоит работать.

Многие предприятия строительной, коммунальной сферы или сельского хозяйства охотно трудоустраивают водителей, имеющих только одну спецкатегорию. Но те фирмы, которые стремятся достичь большей рабочей эффективности, охотно идут навстречу желающим учиться на экскаваторщика. Грамотный работодатель понимает, что взаимозаменяемость специалистов — залог стабильной работы.

Тем, кто хочет обучиться и получить дополнительную категорию, следует учитывать, что при переводе с одного типа машины на другой учеба будет проходить в рамках дополнительной сокращенной программы. Обязательной будет аттестация.

Если на предприятии предполагается перевод машиниста с одной модели экскаватора на другую того же типа, то дополнительного обучения не требуется. Экскаваторщик в такой ситуации должен ознакомиться с особенностями предлагаемого спецсредства, пройти стажировку в течение 5-8 смен и только после этого приступать к самостоятельной работе.

Где отучиться на экскаваторщика

Программы учебы на экскаваторщика были разработаны еще Госкомитетом РФ по профессионально-техническому образованию. Теперь они утверждаются постановлениями Министерства образования.

Сейчас можно выучиться на экскаваторщика или машиниста автопогрузчиков не только в профтехучилищах, но и в учебных комбинатах, на заводах-изготовителях.

Все учебные заведения, которые обучают работе на экскаваторе, должны располагать соответствующей производственной базой для проведения практических занятий. Практическая часть экзамена должна проходить на трактородроме и на специально подготовленном маршруте.

Обучение

К обучению профессии экскаваторщика допускаются лица, достигшие 18 лет, не имеющие медицинских противопоказаний для учебы и дальнейшей работы. Медицинская справка по установленному образцу оформляется на платной основе. Также надо предъявить справку об уплате налога (госпошлины, установленной органами государственного технического надзора).

Смотрите » Универсальные экскаваторы ЕК Кранэкс и Твэкс

Профподготовка проводится в очной форме и должна предусматривать:

  • теоретические занятия в специально оснащенных классах;
  • практические занятия;
  • экзаменационные мероприятия с участием инспекторов Гостехнадзора.
Читайте также:  Навесной экскаватор на базе МТЗ

Программы подготовки машинистов колесных и гусеничных транспортных средств составляются с учетом того, что, помимо навыков управления спецтехникой, выпускник приобретет и знания по обслуживанию и ремонту машины.

Экскаваторщик должен уметь обнаруживать и устранять неполадки, понимать принцип действия оборудования, разбираться в чертежах, горюче-смазочных материалах и нормах их расхода, знать основы электротехники.

Все эти знания по окончании курсов проверяет аттестационная комиссия, в составе которой обязательно должен присутствовать представитель Гостехнадзора. Результат аттестации вносится в протокол. Машинист экскаватора получает удостоверение с указанием типа машины, к управлению которой он имеет допуск. Удостоверение подписывает председатель экзаменационной комиссии.

В учебных центрах курс обучения рассчитан на 300 и больше академических часов и составляет от 2 до 4 месяцев. Цена устанавливается самими центрами, в большинстве учебных заведений получение профессии экскаваторщика обходится в сумму около 7 тыс. руб., каждое последующее повышение разряда — около 2,5 тыс. руб.

Повышение разряда

После получения удостоверения впервые прошедший обучение экскаваторщик имеет право управлять одноковшовой машиной с объемом не более 0,15 м³, т. к. ему присваивается 4 разряд. Чтобы повысить разряд, надо будет пройти обучение по сокращенной учебной программе и сдать экзамен. Обучение на каждый более высокий разряд можно проходить через год работы с предыдущей квалификацией.

Повышение разряда говорит о профессионализме машиниста. Все разряды и оклады специалистов включены в единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий. С каждым разрядом повышается заработная плата, а экскаваторщик получает допуск к управлению более мощной машиной по объему ковша и производительности:

  • 5 разряд — позволяет работать с объемом ковша до 0,4 м³ и на траншейных роторных экскаваторах производительностью до 1000 м³/ч;
  • 6 разряд — ковш до 1,25 м³, производительность — до 2500 м³/ч;
  • 7 разряд — объем до 4 м³, производительность до 4500 м³/ч;
  • 8 разряд — объем до 9 м³, производительность больше 4500 м³/ч.

Мощные экскаваторы необходимы в горной промышленности, они задействованы в открытых карьерах по добыче полезных ископаемых и угольных разрезах. Машинисту для работы на таком гиганте необходимо профессиональное образование (курсов будет недостаточно), часто он трудится в паре с помощником, а обслуживанием крупногабаритной техники занимается бригада специалистов.

Смотрите » Прицепной экскаватор и навесное экскаваторное оборудование

Необходимые документы для работы

Устроившись на работу, любой экскаваторщик должен перед каждым выездом проходить медицинское освидетельствование и при себе всегда иметь документы:

  • права тракториста-машиниста, в которых стоит отметка «Машинист экскаватора», указана водительская категория;
  • документ, подтверждающий регистрацию транспортного средства;
  • документ, подтверждающий право владения экскаватором или пользования им;
  • путевой лист;
  • талон-допуск;
  • страховой полис.

Полезные советы

Перед началом работы надо изучить все значки, имеющиеся на корпусе и агрегатах каждого экскаватора. Графические изображения и надписи содержат предостережения, предупреждения и сигналы об опасности. Таблички предназначены для визуального напоминания, но их нельзя путать с инструкцией по технике безопасности, которая обязательна для соблюдения.

Первичный инструктаж (вводный) осуществляется при приеме на работу, повторный — не реже 1 раза в квартал. В некоторых ситуациях проводится внеочередной инструктаж (машинист переходит на другую модель спецтехники, ему выдан допуск на опасные работы, он нарушил правила ТБ или стал виновником несчастного случая и т. д.). Специалисты по ТБ фиксируют сведения об инструктаже.

Чтобы работа протекала безопасно, молодые экскаваторщики должны всегда соблюдать правила и прислушиваться к советам опытных коллег. Среди обязательных к исполнению простые, но крайне важные рекомендации:

  1. Перед началом работы экскаваторщик должен подать звуковой сигнал. Так близстоящие коллеги будут предупреждены о том, машина начинает движение.
  2. Рабочая зона экскаватора должна быть по возможности огорожена. Машинист должен следить за стройплощадкой и свободным пространством во время вращения ковша.
  3. Если предстоит работать на уклоне или рыхлых грунтах, то надо предварительно подготовить твердую горизонтальную поверхность, чтобы не допустить опрокидывания техники.
  4. Перед началом работы надо изучить местность. Работать вблизи линий электропередачи или там, где расположены подземные коммуникации, опасно.

Со временем и увеличением профессионального опыта соблюдение правил техники безопасности при работе можно довести до автоматизма. Но машинисты экскаваторов со стажем советуют все же время от времени повторять правила безопасности и знакомиться с теми, которые разработаны для модернизированных моделей спецтехники.

Права на экскаватор: сколько учится, разряды машинистов, стоимость удостоверения, нужные документы

Устроиться на высокооплачиваемую работу невозможно без определенных навыков, знаний и документов об обучении. Права на экскаватор являются подтверждением того, что водитель обладает базовыми знаниями устройства спецтехники, эксплуатации и безопасности. К управлению никогда не допустят человека без удостоверения машиниста-экскаваторщика. Кроме того, учитывают разряд, который отражает квалификацию рабочего.

Основные условия получения ВУ для управления экскаватором

Для управления самоходной техникой не подойдут водителыьские права на легковой или грузовой автомобиль. Требуется удостоверение тракториста-машиниста, где помечают разрешенные виды ТС. Выдается данный документ в Гостехнадзоре после прохождения обучения и сдачи экзамена. Перед тем как стать экскаваторщиком, стоит узнать о категориях, ведь можно открыть одну или сразу несколько:

  • B — машины на колесном и гусеничном ходу с двигателем, мощность которого менее 25,7 кВт;
  • С — машины на колесном ходу с агрегатом мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
  • D — колесные машины, обладающие мощностью двигателя более 110,3 кВт;
  • E – гусеничные машины, имеющие двигатель мощностью от 25,7 кВт.

Стоит напомнить, что 1 киловатт равен 1,3596 лошадиных сил. В правах отмечают не только открытые категории, но и водительский стаж, допуск к определенному виду спецтехники (например, погрузчик) и разряд.

Водитель обязательно должен пройти обучающий курс, а не просто купить права. Управлять спецтехникой тяжело, нередко даже после экзаменов человека не допускают одного к работе — еще некоторое время его сопровождает более опытный водитель.

Обучение должно проходиться в школе, которая имеет на это разрешение (лицензию), собственный автодром, квалифицированных преподавателей.

Организация обязана проводить курс по государственной программе в соответствии с постановлением правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года.

Необходимые документы для обучения

Для того, чтобы открыть категорию B, C, D или E в удостоверении тракториста-машиниста, необходимо подготовить пакет бумаг. Кандидату надо предоставить в обучающую организацию медицинскую справку формы 003-В/у нового образца, паспорт гражданина РФ, документ, несколько фото 3х4 см (количество следует уточнить в школе).

Для сдачи экзамена в Гостехнадзоре требуется предоставить сертификат, подтверждающий прохождение курса. Его может и не быть, если кандидат самостоятельно подготавливался к аттестации. Дополнительно заполняют карточку водителя — бланк выдается перед экзаменом. Какие документы нужны для управления трактором или экскаватором: права, полис ОСАГО, путевой лист, свидетельство о регистрации.

Где учат на машиниста экскаватора

Обучение состоит из занятий по теории и практике. Пройти курсы можно в любом центре, который занимается подготовкой водителей специальной техники. В ходе изучения машинист получает следующие знания:

  • особенности конструкции экскаватора;
  • правила безопасности на рабочем месте;
  • выполнение особых операций;
  • управление спецмашиной;
  • понимание чертежей, карт и другой документации;
  • основы ремонта.

Практическую часть возможно проходить на месте основной работы, если есть такая возможность. Речь идет не о наличии экскаватора нужной производительности, а об инструкторе. Кандидат должен уметь работать прямой и обратной лопатой, драглайном, грейфером — это базовые упражнения для сдачи экзамена. Во время их выполнения внимание обращают на ширину и глубину проходки, вид сыпучих материалов, при этом допускаются минимальные отклонения от принятых показателей.

После обучения и сдачи экзамена водителю присваивается начальный разряд, но чем может управлять машинист экскаватора 4 разряда? Допустимо работать на одноковшовой машине с ковшом, объем которого составляет менее 0,15 м3. При желании можно повысить разряд до 8, с момента переподготовки на предыдущую квалификацию должен пройти минимум один год. Остальные разряды экскаваторщиков представлены в таблице

РазрядЕмкость ковша (м3)Производительность экскаватора (м3/ч)
ПятыйДо 0,4До 1000
ШестойДо 1,25До 2500
СедьмойДо 4До 4500
ВосьмойДо 9Более 4500

Мощные машины используются в карьерах по добыче углях и других полезных ископаемых. Для работы на таком экскаваторе недостаточно только курсов, требуется профессиональное образование. Машинист, как правило, работает вместе с помощником, а для обслуживания техники задействована целая бригада.

Сколько нужно учиться

Длительность обучения зависит в большинстве от уровня: профессиональный, прохождение переподготовки или повышение квалификации. На получение удостоверения государственного образца машиниста экскаватора уйдет около 3-4 месяца.

Не всегда удается пройти аттестацию с первого раза, некоторым требуется несколько попыток. Повышение квалификации и переподготовка занимают намного меньше времени — от 2 до 6 недель. Допустимо обучаться дистанционно или очно-заочно, если нет возможности отрываться от производства.

Однако касается это только теории, так как без практики обойтись нельзя.

Требования к кандидатам

Не каждый человек может управлять мини-трактором, погрузчиком, экскаватором или другой самоходной техникой. Есть определенные требования, предъявляемые к кандидатам. В первую очередь он должен достигнуть совершеннолетия к моменту сдачи экзамена, а также не иметь противопоказаний по здоровью к управлению транспортными средствами. Для работы экскаваторщик обязан хорошо владеть спецтехникой, а именно:

  • знать устройство;
  • уметь проводить ремонтные работы;
  • контролировать техническое состояние;
  • безопасно работать;
  • смело управлять ТС;
  • иметь практические навыки работы на оборудовании.

Кроме того, в ходе обучения изучают чертежи и схемы, которые должен понимать машинист. Необходимо знать об особенностях разных грунтов и сыпучих материалов, чтобы выполнять свою работу качественно и безопасно. К работе допускаются лица, прошедшие медицинское освидетельствование.

Прохождение экзаменов

Права на экскаватор выдаются после успешного прохождения экзаменационных испытаний. Разделены они, как и обучение, на 2 этапа — это теория и практика. Во время теоретической части будущему машинисту нужно ответить на вопросы билета, чтобы показать знания по безопасной эксплуатации машин, ПДД и другим основам.

На практике надо показать навыки вождения и умение обращаться с самоходной машиной, но этот этап включает 2 ступени. Сначала придется отработать упражнения на автодроме, а затем на рабочем маршруте, который подготавливают специально для экзамена. Все данные, полученные во время сдачи практики, заносятся инспектором в протокол.

Стоимость обучение

Цена на обучения в городах России сильно отличается, средняя — от 11 до 16 тысяч рублей. Нередко в школах предлагают дополнительную практику, стоимостью от 2,5-4 тысячи за одно занятие на экскаваторе. Дешевле обходятся дистанционные курсы, но без практики сдать экзамен будет намного труднее.

Управлять тяжелой самоходной техникой без знания особенностей строения и эксплуатации машины, практических навыков невозможно. Чтобы освоить новую рабочую профессию, нужно пройти обучение и, конечно, сдать экзамены в Гостехнадзоре.

Как управлять экскаватором

Строительные машины представляют собой сложные механизмы, управлять которыми не так легко. Поэтому перед тем, как работать с подобной техникой, нужно получить соответствующие разрешения.

Сегодня все чаще для упрощения эксплуатации этих конструкций используют промышленные джойстики российского производства. Данные механизмы упрощают работу со всеми элементами устройства в несколько раз.

Начальный этап

Экскаватор относят к специальной технике, которая оснащена ковшом. Применяют его на карьерах или стройке для погрузки или выравнивания почв. Начинать работу с подобным механизмом следует с выполнения нескольких последовательных шагов:

  • Изначально водителю нужно ознакомиться с основным принципом работы всей системы. Важно определить, какой рычаг за что отвечает. Старайтесь не пропустить любых деталей.
  • Перед тем, как садиться в машину, нужно проверить ее состояние. Обязательно осмотрите экскаватор снаружи, чтобы выявить любые повреждения или дефекты.
  • Завершается подготовительный этап изучением инструкции. Это позволит вам понять алгоритм работы всей системы. Старайтесь сразу запоминать, какой рычаг за что отвечает.

Начинаем движение

Управление экскаватором это сложная процедура, поэтому научиться ездить не получиться сразу. Чтобы добиться качественных показателей, следует руководствоваться такими правилами:

  1. Если вы впервые работаете на экскаваторе, сначала нужно сесть за руль и научиться запускать двигатель. Эти операции производятся только при опущенных на землю рабочих органах.
  2. После получения предыдущих навыков, можно приступать к езде. Процесс управления зависит от типа экскаватора. Так, к примеру, гусеничные механизмы управляются системой рычагов, отвечающих за движение и повороты.
  3. На следующем этапе можно приступать к работе с внешними органами. Начинается процедура с поднятия ковша, а также перемещения его в пространстве. Управление этим механизмом в современных системах производиться с помощью джойстика. Старые же модели оснащаются несколькими рычагами, которые и нужно тщательно изучить, чтобы работать с этой системой.
  4. Завершающим этапом обучения является работа с почвой. Для выполнения подобных операций экскаватор устанавливается на специальные опоры. Хотя в некоторых моделях это не обязательно.

Подготовительные работы

Экскаватор является очень сложным механизмом, поэтому его управление не будет простым и требует определенных навыков. Перед тем, как приступать к данному процессу следует выполнить несколько простых рекомендаций:

  1. В первую очередь необходимо ознакомиться с системой самой машины. Следует выделить рабочие органы и конструкции для управления ими.
  2. Перед началом работ обязательно убедитесь в работоспособности экскаватора. Для этого его следует осмотреть на наличие повреждений и других подобных дефектов.
  3. После этого следует обязательно изучить инструкцию по управлению. Это поможет вам разобраться со всеми кнопками, рычагами и другими элементами.

Приступаем к работе

Процесс управления экскаватора следует начинать с выполнения простых рекомендаций:

  • Сначала следует сесть за руль и завести двигатель, чтобы он прогрелся определенное время. Также при этом убедитесь, что все рабочие органы располагаются на земле.
  • После этого следует отпустить стояночный тормоз и попробовать двигаться вперед на экскаваторе. При этом желательно сразу использовать только маленькие скорости, чтобы привыкнуть к работе устройства.
  • Следующим шагом является изучение работы основных органов. Управляться они могут, как с помощью рычагов, так и джойстиков. Подымать ковш следует медленно, понимая в какую сторону он должен двигаться.

Чтобы пробовать копать, следует выставить экскаватор в заднее положение и расположить на специальные опоры. После этого можно пробовать управлять стрелой и работать с почвой.

Обратите внимание, что экскаваторы могут кардинально отличаться друг от друга, как мощностью, так и системой управления. Если вы хотите научиться качественно работать с такими машинами, тогда желательно пройти специальные курсы, где вы сможете набраться опыта. Только постоянная работа с экскаватором позволит правильно чувствовать его и выполнять самые сложные задачи.

Основы высокопроизводительной работы экскаваторов

Успешное применение экскаваторов зависит не только от вида и сложности земляного сооружения, при строительстве которого они используются, ее мощности и типа рабочего оборудования, но в большой мере также от вида и свойств грунта, который экскаватор должен разрабатывать.

Экскаваторы предназначены для ведения земляных работ в грунтах 1-1У группы. Они могут также разрабатывать и другие группы грунта, например предварительно взрыхленные, скальные и мерзлые грунты (ХШ группы).

Группы грунта характеризуют трудность их разработки. I группа -это наиболее легкие для копания грунты, Ц группа – более трудные для копания грунты, Ш — еще более трудные и т.д. Трудность разработки, грунта зависит от его свойств, плотности, выражающейся в тоннах на кубический метр объема грунта. Чем труднее грунт для разработки, тем меньше производительность экскаватора.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Каждый машинист, приступая к работе, должен знать вид грунта; который ему придется разрабатывать, с тем, чтобы представлять, на какую производительность экскаватора можно рассчитывать в таких условиях.

При взгляде на таблицу видно, что один и тот же грунт может относиться к разным группам, если его состояние изменилось (например, был рыхлый, а стал отвердевшим).

Какое именно земляное сооружение необходимо возвести в данных грунтовых условиях известно машинисту из проекта и технологических карт производства работ.

В них приведены размеры земляных сооружений, расстановка транспортных средств, пути передвижения экскаватора и автотранспорта. Каждому машинисту дается исходя из этих документов определенное задание с указанием срока его выполнения.

И тут ему важно применить такие методы и приемы работ, при которых производительность экскаватора будет наивысшей.

Прежде чем перейти к рассмотрению передовой организации работы экскаваторов с различным рабочим оборудованием, необходимо коротко познакомиться с видами земляных сооружений, на строительстве которых используются экскаваторы.

Размеры и форма земляных сооружений (рис.37) диктуют применение экскаваторов определенных типов с определенным рабочим оборудованием.

Так, большие каналы (рис.37,а) сооружаются преимущественно с использованием оборудования драглайн. Небольшие по ширине и глубине ирригационные каналы строятся многоковшовыми экскаваторами. Планировка откосов у каналов (рис.37,я), насыпей (рис.37,6) и плотин (рис.37,в) ведется экскаваторами с телескопическим оборудованием или драглайном.

При строительстве котлованов (рис. 37,?) больших размеров применяются экскаваторы с оборудованием драглайн и прямая лопата, а при сооружении небольших котлованов – экскаваторы с обратной лопатой. Сооружение больших полувыемок (рис.

Читайте также:  Технические особенности и разновидности прицепных мини-экскаваторов

37,й) (полувыемка — односторонняя выемка на косогоре) осуществляется экскаваторами с оборудованием прямая лопата, а полных выемок — еще и с применением драглайна. Небольшие выемки, например, в дорожном полотне, разрабатываются экскаваторами с оборудованием обратная лопата. Траншеи (рис.

37, е) успешно сооружаются многоковшовыми экскаваторами.

Помимо строительства указанных земляных сооружений большой объем работы выполняют экскаваторы по разработке грунтов в карьерах (рис.37,лг) с погрузкой в автосамосвалы и другие транспортные средства. Это объясняется тем, что в такие земляные сооружения, как насыпи, плотины и др., часто необходимо закладывать специально подобранные в карьерах грунты, а не те, что находятся в непосредственной близости от сооружения.

Рис. 37. Земляные сооружения, при строительстве которых используются торы:
а – канал; б – насыпь; в – плотина; г — котлован; д – полувыемка: е – траншея; ж – карьер

Все перечисленные выше земляные сооружения экскаватор копает постепенно, перемещаясь по мере готовности части сооружения на новое место в пределах проектных габаритов. При этом каждый раз он охватывает такую зону работ, какая достижима для его рабочего оборудования. Зону работы экскаватора называют забоем. Под забоем понимается место расположения экскаватора, место копания грунта и место нахождения автотранспорта или выгрузки грунта в отвал, когда автотранспорт не используется.

Размеры забоя выбираются такими, чтобы экскаватор мог работать с наивысшей производительностью, т.е. с минимальными затратами времени на наполнение ковша грунтом, поворот к месту выгрузки грунта, выгрузку грунта и возвращение ковша в исходное для копания положение.

Чтобы обеспечить высокую производительность экскаватора, машинист должен выполнять следующие общие для всех типов экскаваторов условия:1. Выбирать форму и ширину забоев такими, при которых угол поворота экскаватора к месту выгрузки грунта не превышал бы 70°- При этом учитывать, что чем меньше угол поворота ковша, тем меньше времени будет’затрачено на поворот.

Так как этот угол зависит от положения автотранспорта, то следует предусматривать наиболее выгодные для работы экскаватора пути подъезда автотранспорта и очередность его загрузки.2. Высоту или глубину забоев необходимо выбирать с таким расчетом, чтобы ковш был заполнен “с шапкой” за одно движение ковша.

Величина “шапки” над ковшом, как известно, зависит от угла естественного откоса грунта (у сухого песка 25-35°, у сухой глины – 40—45°); за счет “шапки” объем грунта в ковше увеличивается на 20—25%.3. Выбирать длину забоя такой, чтобы число перемещений экскаватора было минимальным, так как маневрирование и перебазирование машины вызывает потери ее производительности.

Тщательно подготавливать дно забоя, по которому перемещается экскаватор, сглаживания излишние неровности, убирая камни и валуны, обеспечивая дну уклон для предотвращения скапливания грунтовых и поверхностных вод.

Машинист не должен пытаться загрузить в ковш крупные камни, валуны, обломки скальных пород, затрачивая на это полезное время работы. Их либо обходят, либо отодвигают ковшом в сторону.

Плохие грунтовые условия в забое могут усложнить движение автотранспорта, создать паузы в его загрузке и тем самым снизить производительность экскаватора при работе в забое.

5. Стремиться к уменьшению времени рабочих операций.

Если, например, у одноковшовых полноповоротных экскаваторов время полного рабочего цикла (копание – перенос грунта – выгрузка – возвращение ковша в исходное для копания положение) занимает от 10 (небольшие экскаваторы и легкий грунт) до 30 с (большие машины и тяжелый грунт), то сократить время цикла можно благодаря сокращению времени наполнения ковша, совмещению поворота ковша на выгрузку с его подъемом на высоту выгрузки, совмещению окончания поворота с началом выгрузки грунта (особенно при выгрузке в отвал), совмещению возвратного поворота порожнего ковша с его опусканием к месту копания в забое.

Эти рабочие приемы, экономящие по нескольку секунд на каждом цикле, дают большой эффект в течение всей смены. Передовые машинисты берегут, совмещая операции, до 5-6 с на одном цикле.

6. Стремиться к сокращению непроизводительных простоев экскаватора, связанных с техническим обслуживанием машины, очисткой ковша, заправкой горючесмазочными материалами и др.

Техническое состояние зависит от того, насколько своевременно и тщательно машинист проводит техническое обслуживание, смазку, регулировку узлов и мелкий ремонт экскаватора. Работать можно только на полностью подготовленной и исправной машине.

Затраты времени на передвижение экскаватора в забое могут быть сокращены благодаря выбору минимального пути движения и маневрирования машины, а также увеличению скорости ее движения.

Ковш экскаватора необходимо регулярно очищать, так как налипший на внутренние стенки и днище ковша грунт уменьшает его вместимость. Однако проводить очистку лучше в период планируемых простоев экскаватора (при заправке топливом, плановой профилактике и пр.) или при технологических простоях машины (подготовке забоя), а также при возможных организационных простоях (отсутствие автотранспорта).

Заправлять экскаватор топливом и маслом нужно до начала рабочей смены. Дозаправку лучше всего производить во время планируемых остановок.

7. Использовать мощность экскаватора и его конструктивных возможностей как можно более полно исходя из конкретных условий работы в забое. Так, если позволяет грунт и достаточна мощность двигателя, надо копать с максимально возможной толщиной стружки. Это даст возможность сократить путь движения ковша, а следовательно, и время копания.

8. Поддерживать в хорошем состоянии режущие части ковша (зубьев или сплошных режущих кромок у ковшей без зубьев). Они должны быть острыми и не иметь повреждений. Необходимо своевременно производить профилактический ремонт режущих частей ковша и восстанавливать их первоначальные размеры.

Нужно также следить за правильной установкой угла резания ковша по отношению к грунту, так как от этого зависит усилие, затрачиваемое на копание грунта. Неправильно установленный угол резания ковша ведет к непроизводительной перегрузке двигателя экскаватора.

Для нормальной разработки грунтов рекомендуется устанавливать между верхней поверхностью зубьев и поверхностью грунта угол, равный 25—45°. У экскаватора с канатным приводом это достигается переменой места крепления ковша на рукояти.

На гидравлической машине угол резания устанавливается наклоном ковша с помощью гидроцилиндра.

9. Организовать рациональное движение автотранспорта и мест загрузки с помощью указывающих вешек ограничительных брусьев и др.

10. Аккуратно выгружать из ковша, не допускать касания ковша о кузов автосамосвала.

11. Следить за тем, чтобы полный рабочий цикл экскаватора (копание – поворот ковша на выгрузку – выгрузка – возвращение ковша в исходное положение) был в пределах 11-19 с при копании легких грунтов Ц- 1] группы) с поворотом на угол до 90° и 14-30 с при копании средних и тяжелых грунтов (Ш

!У группы) с теми же углами поворота (меньшие секунды относятся к экскаваторам с меньшей вместимостью ковша).

12. Полностью (но не излишне) загружать автотранспорт, так как недогрузка снижает эффективность его использования, а перегрузка приводит к поломкам автомобилей. Для этого машинист экскаватора должен знать, какой объем грунта помещается в кузов самосвалов различных марок.

13. Сообщать водителям автотранспортных средств с помощью звукового сигнала о конце загрузки, чтобы обеспечить своевременный отъезд загруженного транспорта и подъезд порожнего, и, следовательно, о бесперебойной работе экскаватора.

Размеры и форма забоя зависят в первую очередь от размеров экскаватора вида и размеров его рабочего оборудования и вида автотранспорта. Так, у экскаватора с оборудованием драглайн, снабженного длинной стрелой, забой имеет большие размеры по площади, чем у экскаватора с оборудованием прямая лопата, предельная удаленность ковша которого небольшая. Самые маленькие забои, как правило, у небольших многоковшовых и навесных одноковшовых экскаваторов.

Но размеры забоя зависят также от величины тех земляных сооружений, которые необходимо построить. Есть прямая связь между размерами сооружений, габаритами экскаватора и его рабочими параметрами (вместимостью ковша, мощностью и пр.). Чем значительнее земляные работы, тем мощнее и крупнее требуются для них экскаваторы.

Приступая к работе в забое, машинист должен заранее продумать, как достичь на экскаваторе наивысшей производительности в данных конкретных условиях, и соответствующим образом подготовить машину к работе.

Помимо общих требований и приемов, которые относятся ко всем экскаваторам в целом, экскаваторы каждого типа с конкретным рабочим оборудованием (прямая лопата, обратная лопата и т.д.) для высокопроизводительной работы требуют определенных, специфичных именно для них приемов и организации работы в забое. Эти вопросы рассматриваются в следующих главах.

Рекламные предложения:

Читать далее: Применение экскаваторов с рабочим оборудованием прямая лопата

Категория: — Экскаваторы

→ Справочник → Статьи → Форум

Должностная инструкция машиниста экскаватора: образец :

Строительство, сельскохозяйственные, земельные и дорожные работы — где только не используется спецтехника! Самые различные машины со специфическим назначением, агрегатами и устройствами, разного размера: от маленьких погрузчиков-паллетов до карьерных Белазов. Для управления каждой из них нужны особые умения и навыки. В этой статье рассматривается должностная инструкция машиниста экскаватора: чем он занимается, где необходима его работа, что нужно для того, чтобы им стать.

Чем занимается машинист экскаватора

Экскаватор — вид самоходной специализированной техники, оснащен одним или несколькими управляемыми ковшами, передвигается на колесном или гусеничном ходу. Управление этой техникой — обязанность машиниста. Это не только водитель, но и ремонтник, и манипулятор в одном лице.

Используются эти машины и в работе по городу, и на отдельных строительных объектах, и за пределами поселений. Основная задача экскаватора — разработка грунта, полезных ископаемых, рытье каналов и траншей, погрузка сыпучих грузов.

Должностная инструкция машиниста экскаватора подразумевает умение работника работать со всеми видами пород и в любых условиях окружающей среды, будь то огромное поле с вязкой почвой или многомиллионный город с вечными пробками.

В каких отраслях используются экскаваторы

Мечта всех маленьких мальчиков — работа на огромных спецмашинах. Такая работа тождественна чуть ли не труду супергероев в детских глазах. А чем же на самом деле занимаются эти люди? Что предписывает должностная инструкция машиниста экскаватора в реальных условиях труда? В каких отраслях необходима работа данного специалиста и управляемой им техники? Это прежде всего:

  • Строительство. Выкопать котлован под новое здание, погрузить грунт в грузовик, чтобы вывезти с территории, погрузить в тот же грузовик щебень, необходимый на стройке, и прочее.
  • Дорожные работы. Снять старое асфальтовое покрытие, погрузить его в грузовую машину, погрузить новую бетонную или асфальтовую смесь, выкопать траншею для замены труб или прокладки подземных коммуникаций.
  • Карьерные работы. Разработка месторождений полезных ископаемых, погрузка руды.
  • Сельскохозяйственные работы. Работа в поле, на зерновых складах и прочее.

Где только не используется данная спецтехника! Отдельную машину вызывают и владельцы частных домов для собственных нужд, и муниципальные службы. Даже очистка водоемов или создание искусственных водохранилищ не обходится без работы данного специалиста.

Основные положения инструкции

Должностная инструкция машиниста экскаватора подразделяется на несколько разделов. В каждом из них освещаются важные трудовые моменты данного специалиста. Первый раздел — основные положения должностной инструкции машиниста экскаватора 2017 года — наиболее новой версии документа на данный момент.

Машинист экскаватора назначается на должность и увольняется с нее по приказу руководителя компании. Если в компании есть должность главного инженера, обычно подбором кандидатов на это место и их тестированием занимается именно это должностное лицо.

Относится машинист экскаватора к категории рабочих. Для его трудовой деятельности не требуется высшее образование. Однако для работы по этой специальности необходимо получение специального удостоверения о присвоенном работнику разряде. Зависит разряд от опыта, длительности работы и умений.

Задачи и функции работника

Должностная инструкция машиниста экскаватора-погрузчика предписывает работнику следующие задачи и функции в процессе труда:

  • разработка грунтов, полезных ископаемых, горных пород;
  • осуществление работ, связанных с погрузкой и разгрузкой сыпучих грузов, вскрытием дорожных покрытий, переэкскавацией;
  • перемещение грузов в пределах складских помещений или карьеров;
  • управление экскаватором и его техническими узлами, планировка работы;
  • регулировка и настройка технических узлов и механизмов машины;
  • обеспечение технически правильной работы машины и механизмов, соблюдение технологий различных работ;
  • погрузка породы и очистка от нее транспортных средств, железнодорожных составов;
  • очистка железнодорожных путей от завалов;
  • разработка грунта послойно или по сортам;
  • проверка заземления и подключения силовых кабелей;
  • заправка горючим, смазочными материалами, техническими жидкостями и водой экскаватора;
  • постоянное наблюдение за состоянием деталей, технических узлов, показателями на приборной панели, прочностью страховочного оборудование;
  • регулярный технической осмотр состояния машины, ремонт и очистка по мере необходимости.

Образование, знания и умения работника

Согласно должностной инструкции, для машиниста экскаватора одноковшового и других разновидностей машин не требуется высшего образования. Обучают этому ремеслу в техникумах, колледжах и ПТУ. То есть вполне достаточно среднего профессионального образования с получением по окончании обучения удостоверения с указанным разрядом. В процессе обучения специальности работник должен получить следующий набор навыков и знаний:

  • особенности устройства обслуживаемой техники, ее разновидности;
  • технические характеристики экскаваторов разных видов;
  • принципы работы отдельных частей машины;
  • правила балансировки, правильного положения и установки в рабочее состояние;
  • режимы работы, при которых достигается наиболее рациональный расход ГСМ, топлива и износ технических узлов;
  • правила разработки различных пород в различных окружающих условиях;
  • умение различать грунт, породу, полезные ископаемые;
  • правила передвижения в различных условиях: городские, полевые, пересеченная местность, складские помещения;
  • правила работы с различными породами, умение их отличать и выбирать способ работы, знание физических свойств конкретных пород, грунта;
  • правила погрузки в различные транспортные средства;
  • умение вести техническую и отчетную документацию;
  • умение оперативно выявлять причину поломки и устранять ее;
  • правила техники безопасности.

Ниже приведен отрывок из должностной инструкции интересующей нас профессии.

Личные качества работника

Любая работа требует от претендента определенных личных качеств, которые помогают в трудовой деятельности, а иногда являются неотъемлемым условием приема соискателя в организацию. Должностная инструкция машиниста экскаватора в строительстве и других сферах рекомендует принимать на работу претендентов со следующими чертами характера и физическими показателями:

  • ответственность;
  • исполнительность;
  • физическая выносливость и сила;
  • устойчивость к тяжелым погодным условиям;
  • быстрая реакция на внешние раздражители.

Обязанности работника

Машинист экскаватора имеет ряд обязанностей перед своим работодателем, законодательством и обществом в целом. Общий спектр обязанностей можно представить следующим списком:

  • выполнение всех задач и функций, предусмотренных данной должностной инструкцией, а также трудовым договором;
  • выполнение требований техники безопасности на рабочем месте;
  • выполнение требований противопожарной безопасности;
  • выполнение требований по работе с машиной, технических требований ее производителя;
  • соблюдение норм и правил законодательства (трудового, административного, уголовного и других);
  • четкое выполнение инструкций непосредственного начальника.

Права работника организации

Помимо обязанностей, у работника имеется ряд прав, которые должен соблюдать работодатель. Если установленные права не принимаются к сведению, работник может пожаловаться в трудовую инспекцию и даже обратиться в суд. Машинист экскаватора имеет право на:

  • ежегодный оплачиваемый отпуск, больничный в случае заболевания, дополнительный неоплачиваемый отпуск в случае необходимости;
  • наличие и исправность оборудования, необходимого в работе;
  • наличие инструментов и запасных частей, топлива и смазочных жидкостей, необходимых для выполнения должностных обязанностей;
  • соблюдение норм техники безопасности и пожарной безопасности со стороны работодателя;
  • возможность участвовать в принятии решений по улучшению трудового процесса.

Ответственность работника

В зависимости от проступка и степени виновности к работнику могут быть применены санкции различного вида и степени тяжести. Машинист экскаватора — человек, управляющий техническим устройством повышенной опасности.

При этом опасна не только сама машина (своими габаритами и специальными техническими узлами), но и последствия неправильной работы на ней. Если работник просто прогулял работу, не вышел или опоздал без уважительной причины, ему может быть объявлен выговор.

Если ситуация повторяется систематически — штраф, удержание заработной платы, а также увольнение.

В случае причинения вреда материальным ценностям, принадлежащим работодателю, муниципальным и государственным структурам, другим физическим и юридическим лицам, работника могут обязать возместить ущерб, а также применить административное и даже уголовное наказание по решению суда.

Разряды профессии

Степень профессиональной подготовки и условия работы позволяют разделить специалистов по нескольким разрядам. Существует в этой профессии 4, 5, 6, 7 и 8-й разряды. Каждый из них дает специалисту допуск к работе с определенной разновидностью экскаватора.

Так, машинист с четвертым разрядом может управлять экскаватором с одним ковшом вместимостью до 0,4 кубического метра. Должностная инструкция машиниста экскаватора 5 разряда немного шире в плане подконтрольной техники.

С пятым разрядом можно управлять машиной, обладающей следующими характеристиками:

  • экскаватор с одним ковшом, объем которого находится в пределах от 0,4 до 2,5 кубического метра;
  • экскаватор с удлиненным оборудованием и ковшом, объем которого составляет 2 кубических метра;
  • цепной или роторный многоковшовый экскаватор с максимальной производительностью до тысячи кубических метров в час.
Читайте также:  Экскаватор (EN: Excavator) обои, картинки, скачать 53 обои на рабочий стол. Красивые бесплатные фото для рабочего стола

Должностная инструкция машиниста экскаватора 6 разряда еще больше расширяет список оборудования, которое может использовать работник:

  • экскаватор, оснащенный одним ковшом с объемом до 4,6 кубического метра;
  • машина, на которую установлено удлиненное оборудование с одним ковшом до 4 м3;
  • роторный и цепной экскаватор с несколькими ковшами, обладающий производительностью до 2500 м3;
  • многоковшовый экскаватор с установленным специализированным оборудованием.

Чем выше разряд машиниста, тем выше его профессионализм, тем большим опытом он обладает.

Должностная инструкция помощника машиниста экскаватора

Порой в работе без помощника просто не обойтись. Чем сложнее техника, тем больше «рук» требуется для управления ею и контроля за показаниями приборов. При выполнении определенных типов работ машинисту дают помощника, который находится в его полном подчинении и обязан выполнять все его инструкции.

Функций у помощника гораздо меньше, чем у машиниста. Обычно на эту должность берут учащихся последних курсов, стажеров или работников без опыта. Должностная инструкция помощника машиниста экскаватора ЭКГ подразумевает за работником меньшую ответственность в работе с данной техникой, при условии, что им были в точности соблюдены все указания непосредственного начальника.

5 советов, как улучшить работу экскаватора-погрузчика

Многие владельцы и пользователи спецтехники считают, что современные экскаваторы-погрузчики – самая универсальная машина.

Ее многофункциональность важна, особенно в случае, когда покупатель ограничен в средствах, а на стройплощадке требуется большой количество разнообразной специализированной техники. Благодаря многочисленным инновациям, экскаватор-погрузчик все больше расширяет свои возможности.

Кроме высокой производительности современных машин-универсалов, повысить эффективность работы поможет обучение операторов приемам грамотной эксплуатации техники.

1. Инструкция по эксплуатации

В первую очередь необходимо изучить руководство по эксплуатации техники. В инструкции указываются не только технические характеристики и ограничения по применению машины, но и грамотные приемы работы, которые позволят использовать экскаватор с наибольшей производительностью. Не все операторы имеют представление, о том, как с максимальной выгодой реализовать мощности машины.

Некоторые пользователи считают, что достаточно запустить силовой агрегат на полную мощность, чтобы повысить производительность машины. Но некоторые модели экскаваторов выдают оптимальный результат на неполной мощности. К примеру, при выемке грунта, когда используется только оборудование машины, нет необходимости выводить силовой агрегат на полную мощность. При режиме 3/4 мощности, и выемке такого же количества грунта, экономия топлива составит до 30%.

2. Приемы работы

На производительность экскаватора влияет точная координация движения при управлении оборудованием машины. Оператор, не рассчитавший оптимальный порядок действий, рискует потерять массу времени на одной операции. К примеру, вместо того, чтобы совершить движение ковша по кратчайшей траектории от точки до точки, оборудование поднимается на слишком большую высоту, а затем опускается вниз по дуге.

По мнению специалистов, оператор должен почувствовать машину, а умение грамотно координировать движение с помощью рычагов управление приходит с опытом. Операторы с многолетним навыком рекомендуют, в первую очередь, научиться управлять рычагами плавно и с большей точностью. Стоит исключить резкие движения, а рычаг, как бы слегка покачивать в стороны. Необходимо обратить внимание и на точную установку положения ковша.

Производительность техники может снижаться, когда оператор поднимает экскаватор на аутригерах, а передние колеса при этом не касаются земли. Таким образом, уменьшается глубина выемки и снижается устойчивость машины. Подъем экскаватора на такую высоту и последующие действия оператора для достижения устойчивости машины требуют больших затрат времени.

Оптимальная высота подъема на аутригерах – когда задние колеса слегка отрываются от земли, а передние остаются на грунте. Если оператор работает с тяжелым материалом, к примеру с каменистым грунтом, не нужно совершать выемку на максимальной глубине, погружая оборудование резко, с размахом. Мощность гидросистемы может не соответствовать заявленным усилиям.

3. Безопасность работы

Двигаясь по рабочей площадке, в процессе выемки грунта и выполнении других операций, водитель экскаватора-погрузчика обязан внимательно следить за зоной работы машины.

Если возникает риск задеть какой-либо объект или других людей на стройплощадке, следует немедленно остановить работу.

Когда предстоят манипуляции, связанные с укладкой труб и прочих конструкций или выемка грунта вблизи коммуникаций, рекомендуется использовать режим с минимальной скоростью движений. Обороты двигателя — от 1500 до 1800 об/мин.

При подъеме тяжелых грузов, а также их перемещении, безопасность работы обеспечивается с помощью аутригеров. Установка опор сопровождается выравниваем и фиксацией устойчивого положения машины. Чтобы грамотно использовать аутригеры, пользователь экскаватора обязан знать массу перемещаемого материала. Допустимый вес груза указывается производителем техники в инструкции по применению. Следует обратить внимание на правильное и надежное крепление, поднимаемого груза.

Также необходимо избегать перемещения по склонам. Угол наклона машины при эксплуатации не должен превышать значений, которые устанавливает производитель техники. Специалисты рекомендуют держать груз таким образом, чтобы и центр тяжести был ниже, и экскаватор был устойчивее. Водитель, приступая к работе, обязан использовать ремень безопасности. Покидая машину, оператор должен поставить экскаватор в устойчивое положение, а двигатель выключить.

4. Регулярно проводить ТО

Еще один немаловажный фактор эффективного использования техники – бесперебойная работа машины. Избежать временные и материальные затраты на ремонт экскаватора-погрузчика поможет регулярное ТО.

График технического обслуживания машины составляется с учетом особенностей конкретной модели, поскольку экскаватор-погрузчик имеет достаточно сложную конструкцию, состоящую из большого количества разнородных комплектующих.

К примеру, экскаваторы-погрузчики оснащаются, как дизельным, так и бензиновым силовым агрегатом. Принимая во внимание эти и другие особенности машины, составляется оптимизированный график ТО.

Необходимые работы в рамках сервисного обслуживания, а также периодичность их проведения указываются в инструкции по эксплуатации экскаватора.

С каждой новой разработкой или модификацией производители стараются увеличить надежность техники и межсервисный период, но регулярное ТО всегда остается важным условием для обеспечения эффективного применения машины и ее многолетней эксплуатации.

Небрежное отношение к технике, ее несвоевременное ТО влечет за собой вывод из строя экскаваторов, даже самых именитых брендов.

5. Регулярные осмотры машины

Помимо регулярного ТО, необходимо проводить ежедневный визуальный осмотр машины. Оператор проверяет технику на видимые повреждения в начале или конце рабочего дня. Например, если наблюдаются следы подтекания жидкости, следует проверить герметичность и изношенность РВД.

С течением времени РВД стареют, материал теряет свои свойства. Обнаружив любые внешние повреждения, водитель обязан удостовериться, что они не повлекли за собой внутренних поломок. В любом случае, следует тщательно проверить внутренние узлы машины и устранить неисправности.

Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!

Что должен знать машинист экскаватора и как пройти обучение

Обучение на экскаватор проводится в специализированных учцентрах. Для освоения данной профподготовки предусмотрена определенная программа спецкурсов.

Курсы машиниста экскаватора составляются с целью получения навыков по управлению техсредством, передвигающимся посредством колесного или гусеничного типа хода.

Также на курсах обучения проводится практика грунтовых разработок с помощью ковша (перемещению самого ковша), изучается теория по эксплуатационным правилам, рассматривается возникновение неполадок, их причины и методы исправления неполадок. Курсы на экскаватор являются комплексными и состоят из:

— занятий теоретического типа в специально оснащенных классах; — практики, где обучаются эксплуатационным и управленческим навыкам;

— экзаменационных мероприятий, проводимых инспекцией.

Требования к кандидатам на должность машиниста экскаватора

Обучение предусматривает наличие у лица, успешно окончившего курсы, профессии с категориями «В», «С», «D», «Е». Подготовка машинистов экскаватора проходит в очной форме посещения занятий, продолжительность курса, зависимо от индивидуальных отличий в программах учебных центров, составляет от 750 до 1050 часов, что приблизительно рассчитано на срок от двух месяцев. Цена на обучение машинистов экскаватора может быть от семи с половиной до тринадцати тысяч рублей.

На курсы машиниста экскаватора допускаются лица, достигшие восемнадцатилетнего возраста, у которых нет противопоказаний для занятий с медицинской стороны.

После завершения обучения на копатель погрузчик, получивший профподготовку, должен понимать, кроме устройства, теххарактеристик, а также принципа действия оборудования, все требования правильного считывания чертежей, а также правила, относящиеся к безопасности труда.

Помимо этого, необходимо иметь достаточно ясное представление о вспомогательном инструменте, контрольно-измерительных приборах, различных приспособлениях и оборудовании. Также нужно разбираться в видах горюче-смазочных материалов и нормах их расхода, владеть основами электротехники и материаловедения.

Необходимый минимум для получения права управления экскаватором

Чтобы получить права на экскаватор погрузчик, надо владеть управлением спецтехническим устройством, проводить при необходимости его обслуживание и ремонт, держать под контролем техсостояние базовой машины вместе с навесным оборудованием.

Кроме того, нужно иметь понятие о слесарных и сборочно-разборочных работах, монтаже и демонтаже навесного оборудования.

Машинист экскаватора, обучение которого прошло успешно, по окончании курса требует от получившего профессию умения читать элементарные схемы и чертежи, определять категорию грунта и возможности его разработки.

Права на экскаватор выдаются после проведения квалификационных экзаменов, соответствующих положенному аттестационному порядку. Итоговый экзамен проводится с подачей всех необходимых документов. Первая часть экзамена проводится по теории, после ее сдачи назначается следующий экзаменационный этап – практический.

На теоретическом этапе экзамена проверяется качество полученных знаний относительно безопасности эксплуатации (оборудования, машин) и правил движения на дороге. Практический этап экзаменов показывает результативность прохождения курсов относительно навыков вождения и рабочей эксплуатации машин с оборудованием.

Практическая часть экзамена сдается в двух вариациях : сначала на трактородроме, затем – на специально подготовленном рабочем маршруте.

Права машиниста экскаватора могут быть выданы только после успешной сдачи практического экзаменационного этапа и занесения этого факта в протокол. Для последующей работы оператора базовой машины требуются документы, включающие в себя права определенной категории на управление спецтехникой, медсправку и документы для подтверждения личности.

Обучение на экскаватор погрузчик проводится в трех вариантах уровней: подготовка профессионального уровня, переподготовка и повышение квалификации. Самым продолжительным по срокам является первый уровень, второй занимает времени вполовину меньше, а самые быстрые – курсы по повышению квалификации. Получение профессии является гарантом приобретения востребованной работы.

Как я получил 280 000 рублей за 2 месяца копая траншею в деревне

Способность людей зарабатывать на пустом месте и строить новые источники заработка всегда вызывала у меня восторг. Среди моих друзей тоже есть такой человек — его зовут Михаил Журавский.

Миша не перестает меня удивлять. Он неугомонный предприниматель и если вы еще не читали две предыдущие истории его заработка, то очень советую.

Первая была про 3D-принтер, который он окупил за месяц и успел набрать заказов не десятки тысяч. Вторая — про покупку квартиры для сдачи в аренду в Болгарии. Сегодня история о том, как его запасливость вылилась в очередную историю заработка. Передаю ему слово.

Откуда у меня взялся экскаватор

В 2009 году при постройке собственного дома, за 800 000 рублей был приобретен маленький новенький японский экскаватор HANIX H15-B Plus.

Времена были докризисные, денежные, желание постоянно приглашать на земляные работы помощников из бывших азиатских республик СССР не было. Технику всегда любил, да и продать её можно после окончания работ — инвестиции типа.

Машинка оказалась востребованной и после окончания строительства. Участок наклонный, лопату не перевариваю как класс, и для миниэкскаватора частенько находилась работа. Даже слежавшийся грунт перед вспашкой рыхлил ковшом в помощь мотоблоку.

Кризис 2008 года настолько втянулся в своё дело, что кубышка былых сытных времен, как-то быстро подошла к концу. На работу особо не берут – возраст, да и работал всё время на себя, не хочется коней на переправе менять.

Продавать технику с минимальным пробегом на низком рынке – себе в убыток, поэтому осмелился на подачу объявления в газету бесплатных объявлений об оказании услуг по рытью траншей с помощью миниэкскаватора в Волоколамском районе.

Кому нужна такая услуга и нужна ли вообще?

Габариты экскаватора позволяют проезжать в калитку метровой ширины, копать на глубину 2,2 метра, планировать отвалом грунт. Вес экскаватора 1,6 тонны, расход топлива 2,5 литра в час максимальный. Ширина ковша – 220 мм.

Себе и соседям копал:

  • котлован под септик и кессон для скважины;
  • траншеи под газовые, электрические и водяные коммуникации;
  • котлован под газгольдер;
  • фундаменты;
  • планировочные работы;
  • обкопка установленных колодезных колец для сооружения глиняного замка;
  • вывоз грунта с участков после копки колодцев.

Рассудив, что и другим дачевладельцам такие услуги могут потребоваться, дал объявление. Опыта заработка с помощью спецтехники не было. Обычно соседи покупали дизтопливо, рассаживались посмотреть как чудо техники копает, потом вместе ели шашлык.

Первый клиент

Первый же звонок выявил упущенный ранее вопрос доставки экскаватора до места работы. Благо был прицеп-платформа из-под катера, требуемой грузоподъемности, и категория прав от E к В.

Доехал «недалеко» благополучно, на месте выкопал траншею, длиной метров 20 и глубиной полтора метра от колодца до дома. За день заработал 8.000 рублей выручки, плюс к первоначальной стоимости работ добавил стоимость доставки (равную двойному расходу топлива) — 2000 рублей. Затраты на топливо составили порядка 1000 рублей, вместе дизелем для машины, расстояние было 15 км от базы в одну сторону.

Заказчику очень понравилось, что машинка негромкая и компактная, закапывал траншею он уже сам. Траншея получается очень узкая, часть ее нужно засыпать песком и щебнем. Для дренажных канав появляется существенная экономия на покупке засыпки.

Судите сами: человек с лопатой, может выкопать траншею такой же ширины до метра глубиной. Если нужно глубже, то ширина уже минимум 40 см, иначе плечи не помещаются, выбрасывать грунт неудобно. И живая сила копает более широкие траншеи, а значит и требующие больших затрат на засыпку песком или щебнем. Это тоже существенное преимущество экскаватора перед ручным трудом.

Коммерция набирает оборот

Заработок воодушевил, следующий заказ был на копку котлована для ленточного фундамента, когда за день получилось «накопать 11 рублей», и через неделю у этого же заказчика еще 7, когда потребовались траншеи от колодца в дом. Затраты на 18000 выручки были порядка 2.5 тысяч с дорогой.

В то лето 2016 года, экскаватор смог на такой мелочи на районе – не далее 40 км от базы, выручкой принести порядка 140.000 рублей, начиная с середины апреля, когда оттаял грунт, до начала сентября, когда дети в школу пошли, и с дачи уехали в город. Затраты были порядка 25.000 рублей, в которые вошла одна смена масла двигателя и фильтр. Выездов было около десяти, иногда с ночевкой экскаватора на объекте.

Немногочисленные конкуренты обычно запрашивают от 1000 рублей моточас, но так как клиенты не всегда понимают, что это такое, а объем вынутого грунта для миников не актуален (они проигрывают в производительности обычным экскаваторам-погрузчикам типа JCB, HITACHI), то договаривались по цене всей работы. Меньше 5.000 рублей не выезжал.

Мелких запросов было всего несколько, их заказчикам выгоднее нанять ребят с лопатами, чем оплачивать перегон. Три объекта были, где экскаватор оставался ночевать на объекте, а оператор в моем лице, ехал домой, и утром возвращался вновь. Если территория была охраняемой, разумеется.

Экскаватор ухоженный, проблем не доставлял, но шприцевать соединения приходилось ежедневно после работы — это залог долговечности использования и демонстрирует «кормильцу» благосклонность и уход хозяина.

Зимний кошмар экскаваторщика

По осени объявление снял, но в ноябре один из летних клиентов выкатил заказ на 280.000 рублей – копку траншеи зимой через деревню, общей длиной примерно 1,5 км, по центральной улице.
Так как раньше, по причине летней загруженности, прокопать траншею было нельзя, то это дело перенесли на зиму, и промерзшая зима показала, кто в доме хозяин.

Почему я в следующий раз дважды подумаю прежде чем брать зимний заказ

Траншея копалась два с лишним месяца, с отогревом земли кострами. Экскаватор на уклонах дважды заваливался – разбили стекло. Неоднократно проваливался в траншею – выдергивали другим трактором. Постоянные разборки с оставшимися жителями, которым не нравился то дым, то траншея перед домом. До мордобоя не доходили исключительно в силу воспитанности экскаваторщика, и, возможно, его роста под два метра при соответствующем весе и многолетнем увлечении борьбой самбо.

Самым неприятным было то, что совершенно неясно было, как поведет себя земля. Где-то копалось легко без отогрева. В иных местах пришлось долбить перфоратором смерзшийся щебень под асфальтом. Пару раз лопнувший рукав высокого давления был сущей мелочью на фоне борьбы с природой.

В-общем, перерасход топлива, частично компенсированный заказчиком, необходимость пропускать работу в выходные дни из-за проблем с местными, безнадега от низкой производительности по морозному грунту и недостаток веса мощности экскаватора именно для зимних условий, подпортили впечатления от неплохого заказа.

Источник https://mzoc.ru/prochie/kak-nauchitsya-rabotat-na-ekskavatore.html

Источник http://capitalgains.ru/biznes/istorii-uspeha/kak-ya-poluchil-280-000-rublej-za-2-mesyatsa-kopaya-transheyu-v-derevne.html

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]