Содержание
Как работает вариатор? 7 преимуществ кпп
Конструкцией вариатора предусмотрена плавная передача крутящего момента от двигателя на колеса автомобиля. Что такое вариатор и основное отличие вариаторной коробки от других аналогов – отсутствие передач.
Передаточные отношения здесь меняются как в автоматическом, так и в ручном режиме. Вариатор – это упрощенное название автоматической коробки передач вариаторного типа.
Еще ее обозначают латинскими литерами CVT, расшифровка – Continuously Variable Transmission, дословный перевод – трансмиссия бесступенчатая.
Как работает вариатор
Автомобили, оборудованные вариаторной трансмиссией, внешне очень похожи на машины с коробкой автомат. Что такое вариатор на автомобиле? По аналогии с другими трансмиссиями, в конструкцию коробки передач CVT тоже входят две педали, селектор переключения режимов. Режимы вариатора имеют те же обозначения:
- Р – паркинг.
- R – реверс.
- N – нормаль.
- D – драйв.
На первый взгляд устройство трансмиссий совпадает. Однако, принцип работы вариатора CVT отличается от традиционной АКПП. Здесь полностью отсутствуют фиксированные передачи, нет нумерованных первой, второй и прочих скоростей.
Коробка вариатор обладает огромным количеством передач, переход с одного режима на другой осуществляется совершенно незаметно и плавно. В процессе эксплуатации транспортного средства, оснащенного вариатором, водитель не ощущает рывков, толчков и пинаний.
Независимо от того, трогается машина, разгоняется или тормозит, вариатор постепенно меняет передаточное отношение без резких движений, рывков.
Разновидности коробок-вариаторов
В зависимости от конструкции механизма и области применения, вариаторы CVT подразделяются на следующие виды:
- Клиноременной вариатор.
- Цепной.
- Тороидальный.
Самый распространенный вариант исполнения – клиноременной вариатор.
Немного теории:
чтобы понять принцип действия клиноременной передачи, рекомендуется представить два шкива сложной конструкции, взаимно отдаленные на небольшое расстояние;
каждый шкив вариатора состоит из двух конусообразных дисков, верхушки которых сходятся и расходятся;
оба шкива огибает специальный ремень.
Устройство вариаторной коробки передач
В состав каждого шкива входят по два конуса 20°, которые отцентрированы вершинами относительно друг друга. Клиновидный ремень вариатора входит в меж-конусное пространство. Свое название ремень получил, благодаря оригинальной форме сечения в виде буквы V. Такой профиль позволяет увеличить площадь контакта, силу трения между ремнем и шкивами вариатора.
Сближение конусов приводит к увеличению диаметра шкива. Соответственно, при их разведении – он уменьшается (эффект переменного рабочего диаметра шкива). Шкивы переменного диаметра расположены строго попарно.
Один из них – ведущий (входной), он является продолжением коленчатого вала силового агрегата.
Ведущий шкив вариатора передает вращение на второй (ведомый) шкив, элементы коробки передач, трансмиссию, колеса автомобиля.
Существует термин «радиус основного тона», он характеризует расстояние от ремня до центров клиновидных шкивов. Когда шкивы вариатора разведены и находятся максимально далеко друг от друга, этот параметр минимален.
При максимальном сближении конусов ремень перемещается к наружному краю, увеличивая радиус. Отношение радиусов основного тона, ведущего и ведомого шкивов, регулируется специальным устройством бортового компьютера.
Интересно: Если на одном из шкивов вариатора увеличивается радиус охвата, на другом, он синхронно уменьшается. Благодаря данному эффекту, ремень находится постоянно в натянутом состоянии.
При взаимном изменении радиусов создается бесконечное множество передаточных отношений – от минимального до максимально высокого. Например, если радиус основного тона на ведущем шкиве очень маленький, на ведущем он приближается к максимуму.
При этом скорость вращения выходного вала низкая, что соответствует пониженной передаче автомобиля. Для увеличения скорости машины достаточно сблизить конусы ведущего шкива вариатора.
Изменяя радиусы охвата на ведущем и ведомом шкивах, можно получить бесконечное множество значений передаточного числа вариатора. В коробке передач CVT шкивы, размещенные на ведущем и ведомом валах, оборудованы специальным гидроприводом, при помощи которого конусообразные половинки синхронно сдвигаются/раздвигаются. При этом передаточное число вариатора изменяется в широких диапазонах.
Чтобы обеспечить движение автомобиля в режиме заднего хода, в конструкцию коробки вариатор включен набор шестерен (планетарный механизм). При помощи включения зубчатых зацеплений в заданном порядке, выходной вал вариатора может изменять направление вращения.
Помимо трех основных компонентов, описанных выше, в состав системы электронного управления вариатора также входят различные датчики, микропроцессоры. Бортовой компьютер, встроенный в трансмиссию, управляет положением конусообразных шкивов вариатора, исходя из нагрузок и скорости передвижения транспортного средства.
Устройство клиновидного ремня
Ремень в клиноременном вариаторе CVT отличается сложным устройством. Благодаря использованию новейших материалов, ремни вариаторов очень надежны и эффективны. Вместо цепей и резиновых ремней, огибающих шкивы, в коробках вариатор применяются гибкие металлические ремни клиновидной формы (наборные металлические ленты).
Схема устройства металлического ремня вариатора:
Основой высокопрочного ремня вариатора служат тонкие полоски упругой стали (количество полос равно 9 – 15 штук), которые скреплены при помощи пластин сложной формы. Эти детали имеют форму трапеции, они плотно нанизаны на стальные ленты. Материал изготовления скрепляющих пластин – углеродистая легированная сталь высокой прочности.
Основные преимущества клиновидных стальных ремней:
- Сверхвысокая прочность ремня вариатора.
- Отсутствие эффекта проскальзывания.
- Повышенная жесткость изделия при передаче усилий на сжатие (толкающий ремень).
- Способность передавать максимальный крутящий момент от силового агрегата на ходовую часть.
- При работе вариатора ремень не издает много шума.
-
Общий вид клиновидного ремня CVT:
Интересно: Для технического обслуживания клиновидной цепи вариатора используется специальный масляный состав. Смазочная жидкость способна изменять свои характеристики под воздействием повышенного давления в местах контакта пластин с поверхностью шкива. В результате чего, цепь вариатора CVT передает заданные усилия без проскальзывания и трения даже в условиях маленькой площади контакта.
Особенности управления коробкой вариатором
Когда автомобиль, оснащенный стандартной коробкой автомат, набирает скорость, приходится раскручивать обороты двигателя перед включением каждой передачи. Автомобиль с вариатором разгоняется при постоянных оборотах силового агрегата. На основании программы управления, выбранной водителем, вариатор самостоятельно изменяет передаточное число трансмиссии.
При подъемах на возвышенность, преодолениях преград или торможениях водитель нажимает на педаль газа, а вариатор автоматически снижает передачу. В это время диски шкивов синхронно передвигаются (сходятся/расходятся), занимают заданное положение, чтобы обеспечить требуемую величину момента кручения выходного вала вариатора.
При помощи электроники, коробка вариатор CVT может резко переключаться, например, перескакивая с виртуальной шестой на восьмую передачу. Или, по желанию водителя, можно постепенно переходить на следующий режим с имитацией последовательного переключения.
Где применяются вариаторы CVT
Благодаря простоте конструкции и комфортности управления, коробки передач вариаторного типа устанавливаются на автомобилях известных производителей: AUDI, INFINITY, NISSAN и др.
Вариаторы также нашли широкое применение в следующих механизмах и технических устройствах:
- Сверлильные станки.
- Тракторы и прочие сельхоз машины.
- Мотороллеры.
- Снегоходы.
Коробка вариатор, плюсы и минусы
При сравнении КПП вариаторного типа с классической коробкой автомат, выясняется, что АКПП состоит из многочисленных шестерен, валов, синхронизаторов, муфт, тормозов, гидравлической системы, плиты с масляными каналами и пр. Вариатор отличается простотой конструкции. В его состав входят только три основных компонента: ведущий и ведомый шкивы, а также приводной ремень.
Коробки вариаторы набирают популярность среди автопроизводителей и владельцев автомобилей, благодаря большому количеству достоинств:
- Возможность набирать и снижать скорость без переключения режимов.
- Плавность передвижения автомобиля при изменении скоростей вариатора.
- Стабильность показателей мощности, вне зависимости от скорости машины.
- Существенная экономия топлива.
- Чуткая реакция электронной системы вариатора на изменения характера дороги (движение по скользкой дороге, на подъем, под уклон).
- Отсутствие вынужденного замедления (авто не снижает скорость даже при преодолении подъемов).
- Минимальные потери мощности вариатора, в сравнении с АКПП.
- Отличная динамика разгона.
- Стабильность оборотов двигателя.
- Меньшие выбросы вредных веществ.
- Простота устройства, минимальное количество рабочих элементов.
Благодаря сравнительно небольшому количеству составляющих, вариатор имеет намного меньший вес, чем аналогичная коробка автомат.
Вариаторы обладают простой конструкцией, но это не исключает необходимости регулярного технического обслуживания. Больше всего хлопот и неприятностей доставляет ремень вариатора CVT.
Кроме компьютерной диагностики, здесь требуется производить замену клиновидных или цепных ремней после каждого пробега, равного 50 – 60 000 км. Бывают случаи, когда ремень вариатора нужно менять намного раньше.
Все зависит от марки машины, модели вариатора, условий эксплуатации автомобиля.
Читайте также… Трактора- ДТ 75М: Трансмиссия. Двигатель и габариты
Наряду с очевидными преимуществами, коробка вариатор обладает определенными недостатками:
- Вариатор плохо переносит усиленные нагрузки.
- Его редко устанавливают на внедорожники, которые эксплуатируются на тяжелых трассах.
- Сравнительно небольшой срок эксплуатации.
- Трудно найти квалифицированного специалиста по ремонту и восстановлению работоспособности вариаторов.
- В мастерских автосервиса часто предлагают полностью заменить поломанный вариатор на новый дорогостоящий механизм. Стоимость нового вариатора составляет более 30% от общей цены на автомобиль.
Внимание: Многие водители отмечают в поведении вариатора некоторую медлительность при переключении передач – эффект задумчивости. Не всех автовладельцев удовлетворяет задержка в одну-две секунды.
Устройство тороидального вариатора
В отличие клиноременной конструкции, вариатор тороидального типа состоит из двух дисков, выполненных в виде вогнутых криволинейных поверхностей.
Вращение от ведущего элемента на ведомый передается при помощи специального ролика скользящего действия. При его наклоне и перемещении к наружному диаметру ведомого диска происходит увеличение передаточного числа.
Соответственно, при наклоне ролика в противоположную сторону и смещении к центру диска, передаточное отношение вариатора снижается.
Схема устройства и принципа действия тороидального вариатора:
Основные требования к тороидальным вариаторам: высокий коэффициент полезного действия, длительный срок эксплуатации. Чтобы обеспечить выполнение поставленных задач, при изготовлении элементов вариатора используются дорогостоящие материалы, современные технологии.
Тороидальные вариаторы отличаются относительной простотой, однако, такие вариаторы редко применяются в современном автопроизводстве. Это объясняется следующими факторами:
- повышенная требовательность к точности изготовления рабочих элементов;
- прочности поверхностного слоя сопрягаемых дисков и роликов;
- использование дорогих технологий при изготовлении узлов и деталей;
- сложность настроек;
- высокая стоимость специальных смазочных материалов.
Как работает тороидальный вариатор
Глядя на схему тороидального устройства, может показаться, что оно не относится к механизмам вариаторного типа. Здесь отсутствует ременная передача, шкивы не перемещаются относительно друг друга (не сходятся и не расходятся), валы стоят неподвижно. Но, если проанализировать принцип действия данного механизма, получается, что он очень похож на классический вариатор:
- Ведущий диск вариатора прочно сидит на выходном валу двигателя внутреннего сгорания.
- Ведомый – передает вращение на приводной вал главной передачи.
- Ролики передают момент вращения от силового агрегата на ведомый диск.
- Передаточное число изменяется, в зависимости от угла наклона роликов и места контакта с дисками.
Благодаря двум степеням свободы, ролики вариатора могут крутиться вокруг своей оси, а также совершать наклоны в вертикальном направлении. В результате происходит их контакт с дисками на различных уровнях.
Коробка автомат вариатор, фото и видео обзор
Наверное, все пользователи нашего ресурса знают, что такое автоматическая и механическая трансмиссии. Однако, далеко не каждому известно, что представляет собой вариаторная АКПП, каково ее устройство и принцип работы, а также преимущества и недостатки. Мы попробуем разобраться в вопросе: что такое коробка автомат вариатор (АКПП CVT).
Основная информация о АКПП вариатор
Данная АКПП представляет собой передаточное устройство между ДВС и колесами авто. По сути – коробка автомат вариатор CVT, это бесступенчатый агрегат, в котором может быть множество передач.
Ключевым отличием этой трансмиссии от других типов АКПП является то, что вариаторы передач, как их еще именуют на зарубежных ресурсах и в технической документации аббревиатурой «CVT», позволяют плавно менять передачи при вращении ведомого и ведущего валов.
Коробка передач CVT была изобретена более 50 лет назад, примерно в то же время она стала устанавливаться на первые авто, однако по факту активное внедрение этих агрегатов в автомобилестроение произошло не так давно.
Коробка вариатор CVT, как вы уже поняли отличается от обычной АКПП возможностью начать движение на авто и в целом ездить более плавно. Увеличение скорости осуществляется без провалов и рывков, а из подкапотного пространства можно только слышать еле заметный шум.
Автомобиль, оборудованный АКПП CVT, может ускориться гораздо быстрее авто с «автоматом», даже если последняя более мощная, поскольку коробка автомат вариатор не тратит время на переключение передач.
К слову, американские аналитики автомобильного рынка уже доказали на практике, что машины с вариаторными АКПП гораздо быстрее набирают мощность.
На фото вы можете ознакомиться с основными элементами визуально
Коробка автомат вариатор и его устройство
Теперь разберем устройство агрегата. Вариаторные коробки передач состоят из следующих элементов:
- Механизм передачи крутящего момента от двигателя к колесам, который также обеспечивает отсоединение коробки передач от ДВС при включении нейтральной скорости.
- Сама коробка передач вариатор.
- Реверсивная передача (задний ход).
- Устройство управления агрегатом.
Коробка автомат вариатор в зависимости от производителя транспортного средства по устройству может отличаться. Тем более что в настоящее время коробки передач модернизируются постоянно.
Для обеспечения крутящего момента и активации нейтральной скорости в вариаторах может использовать один из механизмов:
Устройство с центральным автоматическим подключением (вариаторы «Трансматик»).
Механизм с электромагнитным подключением и электронным управления (модели «Хайпер»).
Гидротрансформатор (модели КПП автомат «Автотроник», «Хтроник», «Экотроник» и т. д.).
На сегодняшний день сцепление мотора с гидротрансформатором считается одним из наиболее востребованных и распространенных. Это связано с тем, что на практике такие агрегаты доказали высокий ресурс службы – именно практичность гидротрансформаторов позволяет обеспечить наиболее долгий срок эксплуатации агрегата в целом.
Когда КПП CVT только стали появляться, они оборудовались резиновым ремешком. Но такие ремни вариатора были негибкие, соответственно, имели небольшой диапазон регулировки. Да и ресурс их работы составлял не более 50 тыс. км.
Но сегодня большинство CVT передач оборудуются металлической цепью.
Как показали испытания, использование цепей в КПП CVT действительно оправдано – они более прочны, имеют высокий срок службы и при эксплуатации практически не издают шума.
Принцип работы вариатора
Устройство и принцип работы АКПП CVT не позволяет обеспечить реверсивное движение, то есть задний ход. Чтобы это было возможным, коробки передач оснащаются дополнительными механизмами, в частности планетарными редукторами. Сама же коробка передач CVT управляется рычагом.
Что касается принципа работы вариатора, то он заключается в согласованном изменении диаметров ведущего и ведомого валов. В зависимости от режима работы двигателя, диаметры шкивов могут изменяться с помощью привода. К примеру, когда машина трогается с места, диаметр ведущего вала маленький, а ведомого – большой.
При увеличении оборотов двигателя размер ведущего вала начинает увеличиваться, а ведомого – уменьшаться. Таким образом вариатор, уменьшает и передаточное число.
В том случае, если автомобиль продолжает разгоняться, КПП CVT будет работать на наиболее оптимальных оборотах, в результате чего достигается необходимая мощность, а также обеспечивается лучшая динамика транспортного средства в целом.
Правила эксплуатации КПП автомат CVT
Этот пункт является особо важным, ведь при несоблюдении правил эксплуатации срок службы агрегата может быть значительно снижен.
Итак, что нужно учесть при использовании автомобиля в котором установлена коробка передач вариатор:
Время от времени проверяйте уровень трансмиссионной жидкости в КПП.
Коробка автомат вариатор любит хорошее масло, поэтому не забывайте менять его в срок, поскольку эксплуатация коробки передач на некачественном масле только навредит агрегату.
В условиях зимних морозов КПП CVT нельзя сильно нагружать в самом начале езды. Перед тем, как тронуться с места, машину нужно хоть немного прогреть. Поскольку вариаторы – это те же «автоматы», они очень чувствительны к таким нюансам. То же самое касается буксировки транспортного средства, а также его эксплуатации по бездорожью – от этого лучше воздержаться.
При возникновении каких-либо неполадок следует осуществлять диагностику всех разъемов КПП, а проводку желательно прозвонить на предмет обрывов и замыканий.
Следите за функционированием всех датчиков – их состояние мониторит бортовой компьютер, а результаты высвечиваются на приборной панели.
Также мы рекомендуем не заниматься ремонтом вариаторных КПП в домашних условиях. Для этого необходим не только специальный инструментарий и оборудование, но и определенные знания и опыт, которых, как правило, нет у рядового автомобилиста.
АКПП вариатор или бесступенчатая трансмиссия, внутреннее устройство, видео:
Коробка автомат вариатор, преимущества и недостатки
Теперь что касается преимуществ и недостатков. Как и любой другой агрегат, коробка автомат вариатор имеет свои плюсы и минусы.
- Итак, достоинства АКПП CVT:
- Плавная езда на всех передачах, отсутствие рывков и толчков при увеличении или снижении мощности, чтоб обеспечивается бесступенчатым ускорением.
- Коробка автомат вариатор более экономична в результате чего автомобили с АКПП CVT потребляют меньше топлива, чем их «собратья», оборудованные «автоматами».
- Маленький вес агрегата по сравнению с обычным «автоматом».
Еще одним плюсом является то, что машина с вариатором не будет сбрасывать скорость даже при езде в гору. Это достигается в результате реакции всех устройств АКПП CVT на изменяющиеся условия езды.
По сравнению с другими типами КПП, вариаторы могут похвастаться тем, что они имеют более высокий уровень безопасности при езде по скользкому дорожному покрытию.
Как показали результаты многочисленных тестов, машины с вариаторами обладают лучшими динамическими свойствами, нежели традиционные «автоматы». Все потому, что при движении практически не происходит потери мощности. При езде на высокой скорости в машине с вариатором вы будете чувствовать себя более уверенно.
В авто с вариаторами работа мотора в целом улучшена, что способствует ограничению выброса в окружающую среду выхлопных газов. Еще один плюс в пользу экологии.
Транспортные средства с АКПП CVT имеют более высокий ресурс работы мотора. При постоянном и качественном обслуживании вы забудете про то, чтобы лазить под капот.
Коробка автомат вариатор, недостатки:
Несмотря на то, что по своей конструкции АКПП CVT не особо сложные, они требуют регулярного и качественного технического обслуживания. Здесь же нужно учесть, что обслуживание АКПП CVT по факту может значительно выйти за рамки простой диагностики. Соответственно, ремонт вариаторных КПП обойдется значительно дороже ремонта других типов коробок передач.
При регулярной езде по сельской местности и бездорожью ресурс работы КПП будет снижаться. И это несмотря на то, что коробка вариатор ставтся на кроссоверы и внедорожники.
Если вы столкнулись с поломкой КПП, а ваш автомобиль еще на гарантии, то это еще не значит, что дилер возьмется за его ремонт. Как показывает практика и отзывы автомобилистов, в большинстве случаев дилер решает произвести замену вариатора, чем заняться его ремонтом. Соответственно, обычно это занимает очень много времени, сил, а иногда и финансовых затрат (если машина не на гарантии).
Недешевая рабочая жидкость. Масло для вариаторной коробки передач качественного производства будет стоить недешево, а вот использование дешевой жидкости, не соответствующей требованиям, и вовсе может «убить» коробку. Поэтому, если вы решили купить коробку вариатор (т.е. авто с АКПП CVT), то будьте готовы к финансовым затратам.
Коробка автомат вариатор не должна использоваться в условиях высоких нагрузок. То есть на машине с вариатором лучше не брать никого на буксир, да и в целом такое КПП лучше не грузить.
Имеются в виду прицепы с большими грузами и т.д. Разумеется, если вы съездите «на дачу за картошкой» то ничего страшного с авто не произойдет.
На практике ремонт вариаторов часто осуществляется в результате несоблюдения этих требований.
Забудьте о буксировке на АКПП CVT. Не других автомобилей, а именно вашего авто. Если вы поломались на дороге, то единственным выходом будет вызов эвакуатора. Вариаторные КПП не предназначены для буксировки.
Очень часто автовладельцы с вариаторными КПП сталкиваются с проблемой перегрева коробки передач. В таких случаях выход один – заглушить авто и подождать, пока коробка автомат вариатор не остынет.
Описание и характеристики вариатора: плюсы и минусы вариаторной коробки передач
Вариаторная КПП — особый вид трансмиссии, которым стали оснащаться импортные автомобили не так давно. Из этой статьи вы сможете узнать, какие имеет вариатор плюсы и минусы и что может сломаться в агрегате. А также о правилах эксплуатации и обслуживания автомобилей с такими КПП.
Сначала предлагаем узнать, что такое коробка передач вариатор в машине и как понять принцип ее работы. CVT — это бесступенчатая коробка передач, которая визуально напоминает обычную АКПП, по одному внешнему виду различить эти типы невозможно.
Схема устройства КПП в разрезе
Основные составляющие компоненты агрегата:
- Шкивы КПП. Обычно в коробках передач CVT используется два шкива — ведущий и ведомый. Первый соединяется с силовым агрегатом, передающим крутящий момент на трансмиссию. Второй предназначен для передачи этого момента на ведущие колеса. Конструктивно шкивы состоят из двух конусов, которые монтируются так, что направлены острыми сторонами друг к другу. Во время работы КПП половинки шкивов сдвигаются и раздвигаются посредством использования привода. Между собой эти элементы соединяются при помощи клиновидного ремешка.
- Ремень. Обычно он выполнен в виде стальной ленты, на которую монтируются трапециевидные пластины из металла. В коробках передач CVT Ауди вместо ремешка используется цепь.
- Сервоприводы. Система этих устройств используется для сдвигания, а также раздвигания конусов шкивов. Она управляется центральным процессором, а положение конусных элементов определяется частотой оборотов мотора и скоростью, с которой передвигается машина.
- Управляющий модуль или автоматика. Это устройство предназначено для контроля работоспособности всех систем CVT. Управляющий модуль выполняет функцию определения положения конусов в определенный момент времени. Также автоматика используется для разъединения и соединения коленчатого вала и ведущего шкива.
- Устройство для соединения коленчатого вала и шкива. Такие системы могут быть разными, все зависит от производителя авто. Часто в вариаторных автоматах используются центробежные или электромагнитные сцепления. Производители машин могут оснащать транспортные средства гидротрансформаторными устройствами либо многодисковыми сцеплениями.
Что касается принципа действия, то он заключается в одновременном изменении диаметров шкивов. Их размеры меняются в соответствии с режимом функционирования силового агрегата. Когда транспортное средство начинает движение, диаметр ведущего шкива минимальный, поскольку конические диски полностью разъединены. А размер ведомого шкива наибольший, поскольку конические элементы сжаты.
Когда увеличивается количество оборотов мотора машины, диаметр ведущего шкива начинает возрастать, а ведомого — снижаться, что приводит к изменению передаточного числа.
При увеличении скорости машины трансмиссия автоматически поддерживает необходимое количество оборотов ДВС, что позволяет агрегату реализовать максимальную мощность и обеспечить хорошую динамику транспортного средства в целом.
Схема изменения размеров валов
Ремень вариатора
В зависимости от разновидности агрегата, виды ремешков могут быть разными. Чем плох текстильный ремень для вариатора, так это тем, что его срок службы слишком низкий для работы в таких условиях. Обычные ремешки быстро изнашиваются и обрываются, поэтому разработчики вариаторной коробки передач использовали специальные изделия со сложной структурой.
Вместо ремня может использоваться стальная лента, оснащенная специальным покрытием. Либо же это может быть совокупность лент со сложной структурой и наличием множества металлических элементов в виде трапеции.
Края трапециевидных деталей соприкасаются со шкивами, что позволяет обеспечить хорошие толкающие характеристики и возможность передачи мощности.
При работе в таких условиях обычный ремешок уже износился бы и порвался, а металлическая лента, напротив, становится жесткой.
Вместо ремешка может использоваться стальная цепь, состоящая из множества звеньев. Края этой цепи соприкасаются с конусными элементами.
Для обеспечения нормальной работы цепь должна смазываться специальным средством. Такая жидкость позволяет менять фазовое состояние при высоком давлении в месте контакта с поверхностью шкива.
Благодаря этому цепь позволяет передавать довольно большое усилие без проскальзываний.
Типы вариаторных КПП
Вкратце разберем общие сведения о разновидностях трансмиссий.
Цепные
В цепных устройствах вместо стальной ленты используется цепь, это обеспечивает хорошую гибкость изделия.
В месте соприкосновения цепи с рабочей поверхностью конических элементов появляется высокое напряжение. Но оно компенсируется за счет того, что диски выполнены из подшипниковой стали.
Такие вариаторы характеризуются наиболее низкими потерями при подаче крутящего момента и самым высоким КПД.
О принципе действия цепного вариатора вы можете узнать из ролика, снятого каналом MotorPage.
Клиноременные
Структура этих устройств включает одну либо две ременные передачи. Каждая из них состоит из двух шкивов, соединенных друг с другом посредством клиновидного ремешка.
Сам шкив образуется за счет конических деталей, сдвигающихся и раздвигающихся между собой, что способствует изменению размера шкива. Конусы сближаются за счет величины давления, усилия, подаваемого пружинами, а также центробежной силы.
Диски устанавливаются под углом 20 градусов, это способствует перемещению ремешка по поверхности с минимальным сопротивлением.
Тороидальные
Такие трансмиссионные агрегаты состоят из двух соосных шкивов со сферической поверхностью. Между этими компонентами зажаты специальные ролики. С изменением их положения меняется и передаточное число. Сама передача момента осуществляется благодаря силам трения между роликами и рабочими поверхностями колес.
Основные неисправности
Сколько служит вариатор зависит от правильности управления транспортным средством и нюансов использования этого вида КПП.
Устранение проблем
Какие неисправности могут произойти в работе коробки передач:
- Проблемы с включением передач. Обычно они обусловлены несоблюдением интервала по замене смазочного материала. Надо вовремя менять масло, чтобы не допустить образования в нем продуктов износа. Если жидкость не меняется своевременно, она теряет свои свойства и не может качественно смазывать трущиеся узлы агрегата.
- В вариаторах часто забиваются гидравлические блоки. Из-за этого маслонасос не в состоянии нагнетать оптимальное для системы давление.
- Из-за проблем с падением давления валы не в состоянии правильно сжать или разжать ремешок. В результате он начнет пробуксовывать.
- При буксовке изделия происходит его быстрый износ, что в итоге приводит к обрыву. Если металлический ремень или цепь разлетится по коробке передач, это приведет к поломке других компонентов трансмиссионной системы.
- На работоспособность ремня влияет качество поверхности валов. Если они задираются, это приводит к быстрому износу цепи.
Канал АКПП Технология ремонта обнародовал ролик, в котором продемонстрирована процедура ремонта коробки CVT.
Советы по эксплуатации
Чтобы правильно управлять машиной с вариаторной трансмиссией, надо знать режимы работы агрегата:
- P — режим парковки. Его применение допускается при длительной стоянке авто. Все управляющие компоненты агрегата при активации этого положения блокируются. Автомобиль останавливается педалью тормоза, селектор устанавливается в соответствующее положение, затягивается стояночный тормоз, затем отпускается и опять выжимается тормоз. После выполнения этих действий можно включить рычаг коробки в положение паркинга. Важно соблюдать эту последовательность, поскольку в вариаторных трансмиссиях при парковке выполняется блокировка вала, а не колес.
- D — режим «Драйв». Основное положение в работе любого вариатора. Этот режим используется для езды машины вперед с плавным переключением скоростей.
- N — нейтральная передача. Ее нельзя включать при стоянке в пробках. Активация нейтральной скорости допускается при постановке машины на спуске.
- L. При активации этого режима обеспечивается работа силового агрегата на повышенных оборотах, при этом эффективность торможения мотором будет максимальной. Использование положения L допускается при езде в тяжелых условиях, к примеру, на подъемах или по сельской местности.
Фотогалерея
Фото дефектов вариаторной ленты приведены ниже.
1. Расслоение вариаторной ленты в результате износа
2. Обрыв металлического ремня вариаторной КПП Загрузка …
Преимущества и недостатки
Рассмотрим основные плюсы и минусы вариаторов и неважно, о каком автомобиле идет речь, будь то Ауди или Митсубиси.
- Экологичность агрегата. Автомобили с вариаторными КПП выбрасывают в воздух меньше ядовитых веществ, вредных для окружающей среды.
- Экономия горючего, если сравнивать с автоматическими коробками передач.
- Плавное переключение передач. Благодаря этому машина едет без рывков и толчков.
- Возможность стабильной поддержки оборотов силового агрегата, что увеличивает его ресурс эксплуатации.
- При разгоне машины с CVT ускорение происходит постоянно.
- Если сравнивать с классическим автоматом, то вариаторной коробке требуется меньше времени для разгона транспортного средства.
- Надежность. В вопросе надежности вариаторные КПП значительно уступают классическим автоматам. Это обусловлено чувствительностью таких коробок передач к ошибкам в эксплуатации.
- Необходимость прогрева агрегата при минусовых температурах. Учтите, что зимой CVT прогревается дольше.
- Износ ремешка или цепи. Как бы вы правильно ни использовали вариатор, этот элемент все равно изнашивается. Соответственно, требуется его периодическая замена.
- Необходимость регулярной смены трансмиссионной жидкости. Чтобы масло могло выполнять функции, его уровень должен быть в норме.
- Более высокая стоимость ремонта по сравнению с другими типами КПП.
- Вариаторные коробки передач сильно зависимы от работоспособности контроллеров и датчиков.
- Эксплуатация авто с CVT не допускается в условиях бездорожья. По отзывам такие агрегаты более чувствительны к агрессивной езде.
Видео «Процесс разбора и ремонта вариаторной коробки»
Канал АКПП Технология ремонта предоставил ролик, в котором описан процесс разбора и ремонта трансмиссионного агрегата.
Какая коробка передач лучше: автомат, вариатор или механика?
Заводы-изготовители выпускают автомобили с разными КПП, и среди автовладельцев не утихают споры, какая коробка передач лучше: механическая, автоматическая или вариаторная. Каждый год появляются новые модели с модернизированными коробками, увеличенным количеством передач, лучшей скоростью переключения. Но принцип их работы и эксплуатации остается прежним.
Виды коробки передач
КПП – коробка переключения передач – выполняет передачу крутящего момента двигателя на колесную ось. Она обеспечивает необходимую скорость движения и высокую управляемость автомобиля. Тип коробки переключения передач зависит от вида трансмиссии автомобиля.
Выделяют механическую, автоматическую, вариаторную, роботизированную коробки передач. В некоторых модификациях АКПП предусмотрена имитация ручного управления – такие коробки имеют название «типтроник», «стептроник».
Принцип работы и устройство механической коробки передач
Механическая коробка переключения передач относится к классическим ступенчатым коробкам. Ступенью, или передачей, называется пара взаимодействующих шестерен. В механической коробке используются зубчатые шестерни – планетарные передачи.
Коэффициент передачи (передаточное число) определяется соотношением числа зубьев взаимодействующих шестерен. Самое большое – на первой передаче. В зависимости от числа ступеней механическая коробка передач может быть четырехступенчатой, пятиступенчатой, шестиступенчатой и т. д. Самая распространенная – пятиступенчатая МКПП.
Передача крутящего момента от двигателя к трансмиссии в МКПП выполняется ступенчато с помощью фрикционного сцепления, которое управляется педалью. Выбор передачи выполняется вручную с помощью рычага селектора.
Принцип работы и устройство роботизированной коробки передач
Роботизированная коробка (народное название – «робот») создана на основе МКПП. Функции сцепления и переключения передач в ней автоматизированы. Но «робот» не относится к автоматическим коробкам, по принципу работы он ближе к механической КПП. Единственное, чем похожи «робот» и автомат, – отсутствие внешней детали сцепления.
Роботизированная коробка состоит из обычной механической коробки, акутаторов – устройств выжима сцепления и переключения передач, внешних датчиков и блока управления. РКПП имеет двойное сцепление для устранения провала между передачами.
Управление работой РКПП выполняет водитель с помощью переключения рычажка и бортового компьютера. Переключение передач происходит под действием команд блока управления, по ступеням, как в МКПП.
Принцип работы и устройство АКПП
Автоматическая коробка имеет и другое название – «гидромеханическая коробка». Основными компонентами автомата являются гидротрансформатор и механическая коробка переключения передач. Гидротрансформатор регулирует и передает крутящий момент с двигателя на механическую коробку. Он также выполняет роль сцепления.
Работа автоматической коробки основана на перемещении рабочей жидкости, которая приводит в движение лопасти колес гидротрансформатора и задействует муфты. Роль передачи выполняет планетарный ряд с зубчатых шестерен. Непосредственно переключение передач между планетарными редукторами выполняют муфты.
Работа всей коробки-автомата контролируется электронным блоком управления с заводскими настройками. Выбор необходимой передачи происходит автоматически. Водителю необходимо только установить режим работы коробки в начале движения.
АКПП с ручным управлением
В некоторых автоматических коробках реализована имитация ручного управления. Такие КПП имеют название «типтроник» или «стептроник». Управление коробкой происходит в двух режимах: полный автомат или ручной. Ручной режим имитирует управление КПП спортивного автомобиля, но при этом не требует от водителя особых спортивных навыков.
Принцип работы и устройство вариатора
Вариатор называть коробкой переключения передач не совсем правильно, так как передачи в нем отсутствуют, а крутящий момент изменяется плавно и непрерывно.
Более правильное название – «непрерывно меняющаяся трансмиссия» (CVT). Так как педаль сцепления в автомобилях с вариатором отсутствует, его условно относят к автоматическим коробкам.
Однако принцип работы вариатора сильно отличается от работы обычных автоматов.
Изменение и передача крутящего момента выполняются с помощью клиновидного ремня и конусовидных шкивов. Контроль за работой вариатора выполняется блоком электронного управления. Для работы вариатора необходима трансмиссионная жидкость. Непосредственно управление вариаторной передачей выполняется с помощью рычага селектора, режимы которого похожи на автоматическую коробку.
Плюсы и минусы разных коробок передач
Каждый вид коробки передач имеет свои полюсы и минусы. Они отличаются расходом топлива, КПД, временем разгона и комфортностью вождения. Каждый водитель может выбрать тот вид коробки, который наиболее соответствует его стилю вождения.
Плюсы автоматической коробки передач
Плюсы автоматической коробки в том, что она снижает нагрузку на водителя, отсутствует педаль сцепления и нет необходимости постоянно переключать передачи. Такой тип коробки отлично подходит для автоледи, начинающих автолюбителей, для движения по загруженным городским магистралям, в пробках и заторах, в интенсивном городском потоке.
Автоматическая КПП позволяет наслаждаться ездой, освобождает время для того, чтобы следить за участниками дорожного движения. Управление автомобилем с коробкой-автоматом для начинающих автолюбителей и людей с низкой скоростью реакции более комфортно, чем с МКПП, а также более безопасно.
Минусы АКПП
Из минусов автоматической коробки можно отметить высокий расход топлива, низкий коэффициент полезного действия гидротрансформатора, более длительное время для разгона автомобиля до максимальной скорости.
Автомобиль с автоматической коробкой не подойдет любителям спортивного стиля вождения, а также для движения по бездорожью. Также автомобили с коробкой-автоматом не рекомендуется длительно буксировать и заводить «с толкача».
Важно помнить, что автомат быстро выходит из строя при неправильной эксплуатации или нерегулярном техобслуживании. Для стабильной работы автоматической коробки требуются специальное масло и его регулярная замена.
Плюсы МКПП
Механическая коробка – надежная конструкция, проверенная временем. Она идеально подходит для любителей спортивного стиля вождения и езды по бездорожью. МКПП позволяет быстро подстроиться под условия дорожного движения. Механическая коробка передач имеет большой рабочий ресурс, высокий КПД и меньший вес по сравнению с другими типами коробок.
Переключать скорости с помощью механической коробки, в отличие от автомата, можно во время движения. Также автомобили с механической коробкой потребляют на 10-15 % меньше топлива.
Ремонт и обслуживание МКПП обходятся дешевле, чем автомата или вариатора. Автомобиль на механике можно буксировать, заводить «с толкача», а также можно запустить двигатель при неисправном зажигании или аккумуляторной батарее.
Минусы МКПП
Управление механической коробкой требует определенных навыков и высокой скорости реакции от водителя. Поэтому для новичков механическая коробка может показаться очень неудобной. Также при некорректном переключении передач возможна серьезная перегрузка мотора.
При движении в интенсивном городском потоке и в пробках водитель автомобиля с МКПП быстрее устает. Кроме того, время между переключением передач по сравнению с АКПП увеличено. В то же время эти минусы легко нивелируются, если водитель имеет большой опыт, высокую скорость реакции и хорошо чувствует свой автомобиль.
Плюсы вариатора
Вариатор – идеальный выбор для новичков. Постоянно и плавно меняющийся крутящий момент позволяет быстро адаптироваться к дорожным условиям, не требует повышенной сосредоточенности водителя на переключении и выборе передачи.
Изменение крутящего момента в вариаторе происходит плавно, без рывков и толчков, которые чувствуются при переключении передач в других типах коробок и иногда пугают неопытных водителей. Еще один плюс: вариатор имеет максимальный КПД, так как позволяет использовать максимальную мощность двигателя.
Минусы вариатора
Вариатор при неправильной эксплуатации и несвоевременном техобслуживании быстро выходит из строя. Ремонт вариатора или его замена – очень дорогостоящая процедура.
Вариаторная трансмиссия часто перегревается, большинство современных автомобилей имеет вариаторы с собственной системой охлаждения.
Также для многих автолюбителей психологически некомфортно управлять автомобилем с вариаторной КПП, так как отсутствует ощущение переключения передач.
Какую коробку передач выбрать?
Выбор коробки передач зависит от личных предпочтений, предполагаемых условий эксплуатации, бюджета покупки. Также многие автовладельцы выбирают коробку исходя из соображений комфорта и уверенности в своем опыте.
Условия эксплуатации
Тип трансмиссии необходимо выбирать в зависимости от условий эксплуатации. Для сельских дорог, загородных путешествий в стиле «офф-роуд» лучше выбрать механическую коробку переключения передач. Если автомобиль приобретается исключительно для движения в городе или по асфальтированной трассе, лучше выбирать автомат или вариатор.
Стиль вождения
Любителям спортивного стиля вождения, тем, кто любит резко стартовать с места и переключать передачи во время движения, подойдет только механическая коробка. Если же вы предпочитаете размеренную и спокойную езду, выбирайте автоматическую или вариаторную трансмиссию.
Опыт водителя
Многие новички пугаются сложностей управления механической коробкой, поэтому выбирают автоматическую коробку передач, управлять которой очень легко. Также автоматическая коробка подойдет для водителей с низкой скоростью реакции или очень возрастных автовладельцев.
В то же время механическая коробка требует определенных навыков от водителя. Но это вовсе не означает, что новичок с ней не справится. Если вы уверены в своих силах, чувствуете автомобиль и понимаете принцип работы МКПП, можете смело выбирать автомобиль на механике.
Личные предпочтения и комфорт
Многие выбирают автомат, потому что он снижает нагрузку на водителя и делает управление автомобилем более комфортным. В то же время поклонники механики утверждают, что, только переключая передачи вручную, чувствуешь себя настоящим водителем и можешь наслаждаться вождением.
Экономичность
Автомобиль с автоматической коробкой передач требует дополнительных расходов. Придется больше тратить средств на топливо, регулярно проходить ТО и покупать специальную рабочую жидкость для автомата. Автомобили с автоматической коробкой стоят дороже механики.
Механическая коробка не требует серьезных финансовых вливаний, она более эффективна и экономична. Расход топлива меньше на 10-15 %, а ремонт и техобслуживание относительно недорогие.
Предложения производителя
Автозаводы нередко производят автомобили с одним видом КПП. Конкретные модели машин могут выпускаться только с механической коробкой или вариатором. И если вы хотите именно эту модель, придется смириться с ограничением по выбору типа коробки.
Особенности техобслуживания и ремонта коробки передач
Независимо от типа коробки передач важно регулярно проходить плановый техосмотр. Плановое техобслуживание должно проводиться не реже 1 раза в год, а лучше каждые 30 тыс. км. Если не соблюдать эти простые правила, коробка переключения передач быстро выйдет из строя. Плановая диагностика позволит вовремя выявить и устранить мелкие неисправности.
Если же неисправности коробки серьезные, то хороший автосервис вряд ли возьмется за ее ремонт и предложит коробку сразу заменить, так как ремонт трансмиссии – дорогостоящая и не всегда эффективная процедура.
Если вы ищете, где пройти диагностику, плановое техобслуживание, купить и заменить коробку передач, – обратитесь в «Доступный сервис».
В нашем сервисе вы можете сразу пройти плановое ТО, узнать о состоянии трансмиссии и других узлов автомобиля, приобрести необходимые запчасти и расходные материалы. Мы обслуживаем автомобили с любым типом трансмиссии – автоматической, механической или вариаторной.
Всегда в наличии большой выбор запчастей, жидкостей и масел для легковых и грузовых автомобилей любой марки, года выпуска. Если вам требуется новая коробка переключения передач, вы можете заказать оригинальный или качественный аналоговый агрегат. Профессиональный консультант поможет сделать правильный выбор.
Ремонтные работы проводят квалифицированные специалисты. На все работы действует гарантия. Также предоставляются скидки. Для корпоративных клиентов особые условия.
Получить подробную информацию, узнать стоимость и наличие запчастей можно по телефону: 8 (391) 219-55-00. «Доступный сервис» находится по адресу: Красноярск, Северное шоссе, 17д, стр. 19.
Коробка передач CVT: что это такое?
С развитием автомобилестроения все больше вариантов и нововведений деталей конструкции придумывают производители. Этот нюанс не обошел и коробку передач. Сначала была прямая, потом механическая на две, три, четыре ступени и так далее, затем стали появляться коробки автомат, которые стали весьма популярными.
Но прогресс не стоит на месте. Следующим поколением автоматических коробок переключения передач стали бесступенчатые КПП, или вариаторы. В этой статье рассмотрим, что такое вариатор, его функции и принцип работы, чем он отличается от обычной коробки автомат, а также плюсы и минусы.
Что такое коробка CVT?
Итак, коробка передач CVT — что это такое?
CVT – это вид трансмиссии, которая переключает передачи плавно, без участия водителя. Ее еще называют следующим поколением коробки автомат. Она меняет передаточное число незаметно и беспрерывно. В последнее время автопроизводители все больше работают над совершенством и разработкой новых вариантов вариатора.
Принцип работы
Вариативная КПП состоит всего с трех элементов:
- ремень, который может быть резиновый, металлический или полевидный (специально сделан и разработан, в основе которого лежит твердый метал, прочная резиновая обмотка и пропитан специальным веществом, которое имеет свойство охлаждать ремень);
- ведомый шкив. Вращается за счет ведущего шкива и передает вращение на карданную передачу;
- ведущий шкив. Он связан в коленвалом и вращает ведомый шкив.
Типы вариаторов
- гидромеханическая. Составляющей этой КПП является гидромуфта и механическая часть коробки;
- электрическая. Состоит из электромоторов, которые установлены на каждое колесо;
- вариативная. Состоит из механической КПП, по принципу передачи передаточного числа с помощью регулируемых валов и ремня.
Чем отличается вариатор от автоматической коробки передач?
Автоматическая коробка изменяет частоту вращения коленвала, вариатор этого не делает, весь процесс происходит на одном количестве оборотов двигателя. Таким образом в техническом плане отличаются эти КПП.
В плане ощущений при переключении автомата слышится щелчок или толчок при смене передачи, на вариаторе же это отсутствует, поскольку переключения скоростей нет. Также отсутствует звук набирания оборотов ДВС, как и при езде на коробке автомат.
Еще одним отличием является то, что на АКПП есть определенное количество передач, а на вариаторе оно отсутствует. По большому счету вариатор имеет бесконечное число ступеней.
Плюсы и минусы CVT
Основными достоинствами являются:
- высокая динамика движения;
- экономия горючего;
- плавный разгон;
- отсутствие толчков при переключении передачи;
- отсутствие шума коробки и ДВС;
- не требует переключать передачи;
- надежность и простота конструкции;
- легкий ремонт и обслуживание;
- небольшой вес;
- стоимость ниже обычной АКПП;
- увеличенный срок эксплуатации.
Недостатки CVT:
- низкий темп набора скорости;
- нужно лить только масла, которые охлаждают, поскольку высокая сила трения;
- требуется бережное отношение к ремню или цепи;
- обслуживание вариатора дороже, нежели других КПП;
- каждые 130-140 тыс. км нужно менять ремень;
- малое количество времени бесперебойной работы.
Взглянув на все плюсы и минусы можно сказать, что вариатор имеет много положительных моментов, но и не меньше отрицательных. При бережной эксплуатации и своевременном ТО, CVT прослужит долго и надежно.
По мнению многих экспертов эта КПП идеально подходит для девушек и людей с ограниченными физическими возможностями.
Предложения производителей в вариативных коробках
На данном этапе несколько производителей работают над совершенствованием бесступенчатой коробки. Основной проблемой остается ремень и цепь, которые имеют повышенный износ.
Компания Toyota разработала новый вид цепи, который состоит из легкого и прочного метала, а сверху покрыт резиной высокого качества. Весь этот элемент покрывают специальным полимером, который служит для снижения нагревания.
Этот ремень для коробок CVT сейчас только на стадии тестирования, но производитель обещает в случаи успешных испытаний запустить его в массовое производство, что значительно повлияет на время проведения ТО и износ деталей.
Также Форд запустил новый вид ремня для CVT на основе секретного полимера. Срок службы данной детали по техническим данным составляет 200 000 км, что на 50 тыс. км больше, нежили существующие.
Вывод
Рассмотрев все, от конструкции до технологии, можно сказать, что на данном этапе содержание CVT КПП обходится довольно дорого и ее нужно эксплуатировать в бережном режиме. Но производители обещают устранить этот недостаток, что в свою очередь повлияет на стоимость и срок эксплуатации.
СVT, вариатор, бесступенчатая коробка передач — что это такое?
CVT, вариаторная трансмиссия и она же бесступенчатая коробка передач является особой разновидностью автоматической коробки передач. Благодаря своей конструкции «вариатор» обеспечивает больший коэффициент полезной мощности, лучшую экономию топлива и более мягкое управление, по сравнению с другими типами коробок-автоматов.
Как управлять автомобилем с бесступенчатой коробкой передач (CVT)
Управляется автомобиль с вариаторной трансмиссией также, как и с любой другой автоматической коробкой передач: отсутствует педаль сцепления и переключение идёт по схеме P-R-N-D-L.
Кардинальное отличие CVT только в том, что она не имеет ступеней передач (скоростей), как другие АКПП. Бесступенчатая автомат-коробка понижает или повышает обороты двигателя в зависимости от скорости автомобиля.
Вы не услышите от неё характерных для АКПП звуков или ощущений при работе, ведь её задача — регулировать обороты двигателя в изменяющемся скоростном режиме.
Единственное, к чему следует привыкнуть водителям автомобилей, оснащённых CVT, это к ощущениям, что при работе педалью акселератора обороты двигателя нарастают и замедляются с запозданием. Это чувство нормально, так как умная CVT оптимизирует обороты двигателя, а для этого необходим период времени.
Как работает вариаторная автомат-коробка
Есть несколько конструкций вариаторной трансмиссии, но в большинстве автомобилей она использует пару шкивов переменного диаметра в виде противостоящих конусов, между которыми проходит зубчатый ремень или цепь. Один шкив соединён с двигателем (входной шкив), а другой — с ведущими колесами (выходной шкив). Половины этих шкивов являются подвижными.
Когда половины этих шкивов приближаются навстречу друг другу, зубчатый ремень или цепь начинают подниматься вверх к большим диаметрам шкивов.
Отношение передачи(скорости) напрямую зависит от изменяемого диаметра шкивов, нечто похожее вы можете увидеть на велосипеде: металлическая цепь переходит на какую-либо шестерню со своим диаметром в зависимости от выбранной скорости.
При условии, когда диаметр входного шкива меньше диаметра выходного, получается низкое отношение, которое пригодно для движения на низких оборотах. При ускорении автомобиля, диаметры этих шкивов понижаются, чтобы уменьшить обороты двигателя, так как увеличивается скорость автомобиля.
Это похоже на работу обычной механической коробки или автоматической, но если в обычных передачах передаточное отношение изменяется благодаря прямому воздействию на выбор скоростей(передач) от самой низкой до самой высокой, то в коробке CVT передаточное отношение изменяется самостоятельно, в зависимости от оборотов двигателя.
Преимущества бесступенчатой коробки передач
- Двигатели не достигают предельных оборотов на всех скоростях, благодаря системе CVT. Она рассчитывает и поддерживает наиболее высокую полезную работу двигателя, учитывая мощность двигателя, вращающий момент и расход топлива.
- Во время движения водителю не стоит беспокоиться о том, когда надо переключить передачу — система все сделает сама.
Недостатки вариаторной трансмиссии
- Самая большая проблема — адаптация самих водителей к этой системе. Водители не сразу привыкают к необычным шумам при работе двигателя, к работе двигателя на повышенных оборотах, к плавному и одновременно быстрому ускорению.
- Второй минус — автомобиль с вариаторной трансмиссией стоит заметно дороже автомобиля с традиционной АКПП. Это подтвердят автодилеры и услуга оценки автомобиля в Москве ЮАО. За дополнительный комфорт и новейшие технологии, реализованные в автомобиле, приходится переплачивать.
- Не столько минус, сколько важное замечание — вариаторная трансмиссия требует аккуратной эксплуатации и регулярного качественного обслуживания.
При всем своем удобстве, CVT стала более-менее популярной не так давно. Ранние версии вариаторов были ненадежны из-за резиновых ремней. Позже ремни были заменены плоской металлической цепью. Кроме того, для установки вариаторов было ограничение по мощности двигателя (до 100 л.
с), так как в случае установки на более мощные двигатели, трансмиссия быстро выходила из строя. И только новейшие технологии позволили создать такие вариаторные трансмиссии, которые можно было установить на мощные двигатели, например, на автомобиль Nissan Maxima с 290 л.
с, производитель которого заявляет, что надежность и долговечность его CVT не хуже, чем у обыкновенных передач. Стоит заметить, что CVT используют и другие производители автомобилей — известно, что Audi, Toyota, Mercedes-Benz тоже разработали свои CVT.
Подводя итоги, можно сказать, что бесступенчатая коробка — вариатор — в современном исполнении полным ходом завоевывает поклонников.
Вариатор ходовой части назначение устройство работа регулировки
Вариатор ходовой части назначение устройство работа регулировки
Регулировки вариатора ходовой части комбайнов Колос, Нива, Сибиряк
Регулировка положения блока вариатора. Параллельность плоскостей шкивов блока вариатора относительно плоскости шкива установленного на хвостовике коленчатого вала двигателя и ПЧ скости приемного шкива коробки передач, регулируют изменение длины растяжек 4 к 18 (рис. 46), поддерживающих ось 17 вилки
Длину растяжек регулируют гайками 16, навернутыми на резьбовые концы растяжек.
Регулировка диапазона перемещения блока шкивов. На комбайнах «Нива» и «Колос», чтобы избежать перенатяжения ремней и перегрузки других сборочных единиц и деталей привода ходовой части, регулируют положение упоров устройства, ограничивающего силовое действие гидроцилиндра управления вариатором на систему привода. Для этого вывертывают упорные винты 1 и 3 (рис. 46), запускают двигатель и ручкой управления, расположенной в кабине, перемещают блок шкивов в верхнее положение до тех пор, пока ремень 8 от шкива двигателя не выйдет на максимальный диаметр.
Глушат двигатель и ввертывают нижний упорный винт 1 до прикосновения с упором 2 рычага 19. Вновь запускают двигатель 8 переводят блок шкивов в нижнее положение до выхода ремня 9 от приемного шкива коробки передач на максимальный диаметр. глушат двигатель и ввертывают верхний упорный винт 3 до соприкосновения с тем же упором. Запустив двигатель, переводят блок шкивов в промежуточное положение, дополнительно ввертывают оба упорных винта 1 и 3 на один оборот и фиксируют их контргайками. Положение упоров следует регулировать каждый раз после очередного натяжения ремней.
Па комбайне «Сибиряк» диапазон перемещения блока шкивов регулируют так же, как и на комбайнах «Нива» и «Колос», только вместо упорных винтов 1 и 3 оперируют гайками-ограничителями, расположенными на штоке, шарнирно закрепленном на раме молотилки.
Рис. 45. Регулировка муфты сцепления редуктора пускового двигателя: 1 — рычаг; 2 — пружина; 3 — упор; 4 — шлицевой валик; 5 — стяжной болт; б — упорная планка; 7 — выступ.
Рис. 46. Вариатор ходовой части:
1 и 3 — упорные винты; 2 — упор; 4 и 18 — растяжки; 5 — упорная косынка;
6 — вилка; 7 — диск; 5 и 9 — ремни; 10 — стяжной болт; 11, 15, 14, 16 — гайки; 12 — паз; 13 — натяжной винт; 17 — ось; 19 — рычаг.
Вариатор
Типы вариаторов
Лобовой вариатор
Принципиальная схема вариатора с перекрещивающимися валами (или лобового) показана на рисунке.
Ось ведомого вала перпендикулярна оси ведущего. На ведущем валу закреплен диск. Каток с фрикционными накладками установлен на шлицах ведомого вала. Получается, что каток может линейно перемещаться вдоль оси ведомого вала. Если каток вариатора прижат диску то вращение будет передаваться от ведущего вала к ведомому. Причем соотношение скоростей в вращающих моментов будет зависеть от расположения точки касания.
Чем ближе эта точка к центру тем медленнее будет вращаться выходной вал, и тем выше будет вращающий момент на нем.
Передаточное отношение вариатора (отношение, угловых скоростей, частот вращения, моментов) можно вычислить по формуле:
Диапазон регулирования лобового вариатора определяется минимальным и максимальным значением Х:
Представленная конструкция вариатора позволяет реализовать изменять и направление вращения ведомого вала. Если точку касания диска переместить в противоположную сторону от центра ведущего диска, то направление вращения ведомого вала изменится.
Вариатор с раздвижными конусами
Вариаторы этого типа получили широкое применяют в трансмиссиях автомобилей, мотоциклов, станков. Устройство вариатора с раздвижными конусами показано на рисунке.
Валы установлены в корпусе на подшипниках. Оси вращения ведущего и ведомого валов расположены параллельно.
На ведомом и ведущем валу расположены конические диски, которые могут перемещаться вдоль осей вращения.
Между дисками зажат стальное или армированное резиновый ремень. При вращении ведущего вала, вращение через ремень передается ведущему валу.
Получается, что диски образуют два шкива, между которыми расположен ремень, благодаря конструкции рабочий диаметр шкивов может изменяться, а значит будет меняться и передаточное отношение.
Отношение частот вращения валов вариатора будет зависеть от расположения точек касания дисков и конуса.
Чем дальше точка касания от оси вращения ведущего вала, и чем ближе к оси вращения ведомого, тем выше будет частота вращения ведомого вала.
Передаточное отношения вариатора с раздвижными конусам можно вычислить по формуле:
Диапазон регулирования можно вычислить, используя зависимость:
Вариатор с постоянными конусами и промежуточным диском
Устройство вариатора показано на рисунке.
На ведомом и ведущем валу вариатора закреплены конические барабаны, между которыми, на оси расположен каток. С помощью винта каток может перемещаться по оси. Пружина позволяет обеспечить надежное прижатие барабанов и катка.
Передаточное отношение вариатора будет зависеть от расположения точки касания катка и барабанов:
Диапазон регулирования будут определяться как:
Торовый вариатор
Конструкция торового вариатора показана на рисунке.
На валах расположены торовые чашки со сферическими поверхностями. Между чашечками установлены ролики, через которые вращающий момент передается от ведомого вала к ведущему.
Регулирование передаточного отношения осуществляется за счет изменения угла наклона роликов. Если ролики перпендикулярны дискам, то передаточное число будет равно 1.
Двухступенчатые вариаторы
Для диапазонов регулирования выше 10 рекомендуется применять двухступенчатые вариаторы, содержащие две фрикционные передачи. Разработаны конструкции с регулированием двух и четырех шкивов. В зависимости от способа перемещения дисков различают:
КПД двухступенчатых вариаторов с плавающими дисками не составляет 60-85%. Применение схемы с четырьмя принудительно перемещаемыми дисками позволяет повысить КПД вариатора.
Применение вариаторов
Вариаторы используют в качестве бесступенчатой трансмиссии:
Надежность вариаторов
Другой важной задачей является поддержание хорошего качества поверхности и геометрии дисков.
Ресурс ремня вариатора
Для повышения надежности работы вариатора для производства ремней используются современные износостойкие полимеры, композиционные материалы, применяется армирование, также разрабатываются конструкции с металлическими «цепными» ремнями.
Масло для вариатора
Правильное подобранное масло позволяет значительно повысить ресурс и надежность вариатора.
Масло, залитое в вариатор должно обеспечивать следующие функции:
Важным фактротом надежности вариатора является и своевременная замена масла. На современных автомобилях масло в вариаторе рекомендуется менять не реже, чем каждые 30 тысяч километров пробега.
Вариатор ходовой части комбайна «Дон-1200»
Вращательный привод на ведущие колёса осуществляется посредством промежуточной клиноремённой передачи и одноконтурного вариатора.
Движение от ведущего шкива, который установлен на коленчатом валу двигателя, передаётся на шкив, совмещённый с неподвижным диском (9).
В конструкцию вариатора привода ходовой части входят:
— ведущий шкив, смонтированный на рамке. Рамка жёстко закреплена на боковине рамы молотилки комбайна и может передвигаться для натяжения ремней.
— ведомый шкив, установленный на приводном валу моста ведущих колёс.
В состав ведущего шкива вариатора входит неподвижный диск (9) со шкивом промежуточной передачи, который закреплён на валу (18); подвижный диск (10), цилиндр (14), кольцевым поршнем которого служит ступица (17). Вал (18) ведущего шкива устанавливается в рамке (1) и наружной плите (2) на подшипниках (7) и (15). Жидкость подаётся к гидроцилиндру через штуцер (4), смонтированный в валу (18) на подшипниках (6).
Конструкция приводного вала с ведомым шкивом вариатора включает в себя: диск (26), жёстко закреплённый на полом валу (32); подпружиненный диск (27), который установлен на полом валу с возможностью проворота и осевого перемещения; ступицу (31), которая жёстко соединена с полым валом; два спиральных кулачка (28) и (33), укреплённых на ступице (31) и диске (27); шлицевую муфту (20) с плавающим валом (24), который соединён со ступицей (31) при помощи шлицев. Полый вал (32) монтируется на двух подшипниках (22) и (25) в корпусе (23), который крепится к балке моста ведущих колёс болтами.
Приводной вал соединён с валом сцепления коробки диапазонов шлицевой муфтой (20).
Путём передвижения рычага (расположен в кабине на рулевой колонке) можно изменить режим работы вариатора. Когда рычаг установлен в позицию, соответствующую увеличению скорости комбайна, происходит поступление жидкости под давлением в гидроцилиндр (14) и перемещение диска (10) в сторону сближения с диском (9), вытесняя вариаторный ремень на большой диаметр. При этом синхронно уменьшается диаметр, который соответствует расположению ремня на ведомом шкиве вариатора. Когда рычаг устанавливается в позицию, обусловливающую снижение скорости комбайна, происходит падение давления в полости гидроцилиндра. Под действием пружины ведомого шкива вариатора диск (27) передвигается в сторону диска (26). Увеличивается диаметр, на котором располагается ремень, и жидкость из гидроцилиндра ведущего шкива вытесняется на слив.
В сочетании с коробкой диапазонов вариатор позволяет обеспечить скорость комбайна 0,7-21 км/ч. Скорость плавно изменяется в пределах одной передачи.
Как устроен и работает бесступенчатый вариатор
Вариаторная коробка переключения передач представляет собой бесступенчатую КПП. Это «страшное» слово пришло к нам из-за границы, поскольку отечественные авто не оборудованы ей. Если вы решили приобрести себе автомобиль, на котором установлен вариатор, отзывы следует заранее почитать в интернете или поспрашивать о такой коробке у знакомых автомобилистов. Все тонкости использования такого агрегата нужно знать до покупки транспортного средства.
Вариатор – бесступенчатая трансмиссия
Среди разновидностей трансмиссий выделяется бесступенчатый вариатор, отвечающий за передачу крутящего момента. Сначала небольшая историческая справка.
История вариатора
Когда речь заходит о предыстории вариаторного устройства, упоминается личность Леонардо да Винчи (1452–1519). В работах итальянского художника и ученого можно найти первые описания серьезно поменявшейся к XXI веку бесступенчатой трансмиссии. Мельникам Средневековья также был известен положенный в основу устройства принцип. Используя ременную передачу и конусы, мукомолы вручную воздействовали на жернова и изменяли скорость их вращения.
До появления первого патента на изобретение прошло без малого 400 лет. Речь идет о запатентованном в 1886 году в Европе тороидальном вариаторе. Успешное использование вариаторных трансмиссий на гоночных мотоциклах привело к тому, что в начале XX века в рамках соревнований вводился запрет на участие оснащенной вариаторами техники. Для сохранения здоровой конкуренции подобные запреты давали о себе знать на протяжении всего прошлого столетия.
Первое применение автомобильного вариатора датировано 1928 годом. Тогда усилиями разработчиков британской компании Clyno Engineering был получен автомобиль с трансмиссией вариаторного типа. Ввиду неразвитости технологии машина не отличалась надежностью и высокой эффективностью.
Новый виток истории произошел в Голландии. Владелец концерна DAF Ван Дорн разработал и внедрил конструкцию Variomatic. Продукция завода – это первый вариант массового применения.
Сегодня всемирно известные компании из Японии, США, Германии активно практикуют установку бесступенчатых трансмиссий на автомобили. Чтобы отвечать условиям времени, устройство постоянно совершенствуется.
Что такое CVT
Аббревиатура CVT – это Continuous Variable Transmission. В переводе с английского это означает «непрерывно изменяющаяся передача». На деле непрерывность проявляется тем, что смена передаточного числа никак не ощущается водителем (отсутствует характерные толчки). Передача крутящего момента от мотора к ведущим колесам реализуется без использования ограниченного количества ступеней, поэтому трансмиссию называют бесступенчатой. Если в маркировке комплектации авто встречается обозначение CVT, то речь идет о том, что используется вариатор.
Виды вариаторов
Элементом конструкции, отвечающим за передачу крутящего момента от ведущего вала к ведомому, могут быть клиновидный ремень, цепь или ролик. Если в качестве основания для классификации выбрать указанную конструктивную особенность, то получатся следующие варианты CVT:
- клиноременный;
- клиноцепной;
- тороидальный.
Указанные виды трансмиссий применяются преимущественно в автомобильной индустрии, хотя вариантов устройств, отвечающих за плавное изменение передаточного отношения, гораздо больше.
Зачем нужна бесступенчатая передача
Благодаря бесступенчатой передаче ДВС в любой момент своей работы будет передавать крутящий момент без задержек. Такие задержки происходят при изменении передаточного отношения. Например, когда водитель переводит рычаг МКПП в другое положение или автоматическая коробка передач выполняет свою работу. За счет непрерывной передачи авто плавно набирает скорость, возрастает КПД мотора, достигается определенная экономия топлива.
Устройство вариатора
Вариатор, или по-английски continuously variable transmission (CVT), внешне представляет собой ту же автоматическую коробку передач. С виду невозможно определить, что в машине установлен именно он, ведь рычаг его ничем не отличается от рычага обычной классической АКПП, даже режимы трансмиссии те же: P, R, N, D. Однако принцип работы вариатора совершенно другой, в нем нет привычного, фиксированного количества передач, таких как 1-я, 2-я и так далее. Передач в вариаторе огромное множество, они постоянно варьируются, отсюда и название самого устройства. Именно поэтому нет никаких толчков ни при трогании автомобиля с места, ни при переходах с одних оборотов на другие. Вариатор в процессе езды машины, по мере ее разгона и замедления, плавно и аккуратно меняет передаточное число.
Устройство и принцип работы вариатора
Вопросы о том, каково устройство вариатора и каков принцип его работы, будут разобраны подробнее. Но сначала необходимо обозначить, каковы основные элементы конструкции.
Основные компоненты
В состав вариаторной трансмиссии входят ведущий и ведомый шкивы, соединяющий их ремень (цепь или ролик), система управления. Шкивы расположены на валах и выглядят как две половинки конической формы, обращенные друг другу вершинами конусов. Особенность конусов состоит в том, что они могут сходиться и расходиться в заданном диапазоне. Точнее, двигается один конус, а другой остается неподвижным. Движение шкивов на валах контролируется системой управления, которая получает данные от бортового компьютера автомобиля.
Также основными компонентами CVT являются:
- гидротрансформатор (отвечает за передачу крутящего момента от двигателя на первичный вал трансмиссии);
- гидроблок (подает масло к вращающимся шкивам);
- фильтры для защиты от выработки металла и отложений;
- радиаторы (отводят тепло от коробки);
- планетарный механизм, обеспечивающий реверсное движение авто.
Клиноременный вариатор
Клиноременной вариатор представлен двумя сдвигающимися и раздвигающимися шкивами, соединенными металлическим ремнем. За счет уменьшения диаметра ведущего шкива происходит одновременное увеличение диаметра ведомого, что свидетельствует о понижающей передаче. Увеличение диаметра ведущего шкива дает повышающую передачу.
Изменение давления рабочей жидкости влияет на перемещение конуса ведущего шкива. Ведомый шкив меняет диаметр благодаря натянутому ремню и возвратной пружине. Даже незначительное изменение давления в трансмиссии сказывается на передаточном отношении.
Устройство ремня
Ремень CVT в форме ленты состоит из металлических тросов или полос. Их количество может доходить до 12 штук. Полосы находятся друг над другом и скрепляются между собой при помощи стальных скоб. Сложная форма скоб позволяет не только скрепить полосы, но и обеспечить необходимый для работы трансмиссии контакт со шкивами.
Защита от быстрого износа обеспечивается покрытием. Оно же не дает ремню проскальзывать по шкивам во время работы. В современных автомобилях нерентабельно применять кожаные или силиконовые ремни по причине малого ресурса детали.
Клиноцепной вариатор
Клиноцепной вариатор похож на клиноременной, только роль передатчика между ведущим и ведомым валами играет цепь. За передачу крутящего момента отвечает торец цепи, который касается конической поверхности шкивов.
Благодаря большей гибкости клиноцепной вариант CVT обладает высоким КПД.
Принцип его работы точно такой же, как у трансмиссии с ременной передачей.
Устройство цепи
Цепь состоит из металлических пластин, каждая из которых имеет соединительные ушки. За счет подвижного соединения между собой пластины в конструкции цепи обеспечивают гибкость и сохраняют крутящий момент на заданном уровне. За счет расположенных в шахматном порядке звеньев цепь имеет высокую прочность.
Усилие на разрыв у цепи выше, чем у ремня. Пластины с ушками изготавливают из сплавов, противостоящих быстрому износу. Замыкаются они при помощи вкладышей, форма которых является полуцилиндрической. Конструктивная особенность цепей – они могут растягиваться. Этот факт сказывается на работе бесступенчатой трансмиссии, поэтому требует пристального внимания во время проведения планового ТО.
Тороидальный вариатор
Тороидальный тип коробки передач CVT встречается реже. Примечательная особенность устройства состоит в том, что вместо ремня или цепи здесь используются вращающиеся ролики (вокруг своей оси, маятниковыми движениями от ведущего шкива к ведомому).
Принцип работы заключается в одновременном передвижении роликов по поверхности половинок шкивов. Поверхность половинок имеют форму тороида, откуда и название трансмиссии. Если контакт с ведущим диском реализуется на линии наибольшего радиуса, то точка контакта с ведомым диском будет лежать на линии наименьшего радиуса. Такое положение отвечает режиму повышающей передачи крутящего момента. При перемещении роликов к ведомому валу происходит понижение передачи.
Коробка передач вариатор
Автомобильная промышленность неуклонно развивается, постоянно предлагает новые инженерные решения. Ведущие компании в области производства автомобильного транспорта неуклонно ведут работу над разработкой принципиально новых агрегатов. Цель замены уже привычных и в некоторой степени конструктивно устарелых узлов предельно ясна – сделать машину более комфортной, облегчить вождение и улучшить качество поездок в целом. Так появилась вариаторная коробка передач или же просто вариатор.
Первый автомобиль с вариатором был произведен еще в 50-х годах прошлого столетия, но массовое распространение эта трансмиссия получила сравнительно недавно. Сегодня многие производители сделали акцент на производстве авто именно с вариатором, роботом или обычным автоматом. Хотя традиционная механика все еще хорошо сбывается, но число реализуемых автомобилей с МКПП постепенно снижается. В этой статье подробно расскажем, что такое вариатор, и каков его принцип работы.
Вариаторная коробка: что это такое?
В англоязычной среде этот вид трансмиссии именуется как CVT, что обозначает Continuously Variable Transmission. Если перевести расшифровку с английского на русский язык, то станет понятен главный принцип, на котором основана работа вариатора – бесступенчатая трансмиссия.
Отличия от автомата
Мы привыкли, что механика может включать шесть передач, а обычный гидротрансформаторный автомат на сегодняшний день от шести до восьми. В этом заключается главный недостаток ступенчатых коробок – число передач ограничено. Все дело в том, что двигателю постоянно приходится преодолевать нагрузку – силу инерции. Даже во время движения по абсолютно ровной дороге агрегат подвержен внешнему сопротивлению, и только достигая оптимального соотношения количества оборотов и передаточного числа, он развивает скорость. С переходом на повышенную передачу водитель ощущает кратковременную потерю мощности и рывок автомобиля.
Отличие вариатора от классической АКПП — видео
В вариаторе бесчисленное количество передач. Передаточные числа изменяются плавно, благодаря чему водитель машины с CVT не ощущает рывков в момент перехода на повышенную скорость. В некотором смысле автомобиль с вариаторной коробкой напоминает электромобиль: он плавно начинает движение, постепенно набирает скорость, а сама трансмиссия работает практически бесшумно. За счет того, что в вариаторе нет ступеней, передача усилия от двигателя к колесам происходит более точно. В момент перехода на высокую скорость нет разрыва потока мощности. Управлять таким автомобилем сплошное удовольствие. Особенно популярны машины с CVT среди начинающих водителей. Бесступенчатая трансмиссия не реагирует на манеру вождения, поэтому ситуации, когда глохнет мотор в начале движения, полностью исключены. Когда водитель жмет педаль «в полик», авто с вариатором молниеносно ускоряется, что также многим нравится.
Плюсы и минусы вариаторной коробки
Аналогично механике или автомату бесступенчатая коробка передач обладает положительными сторонами и недостатками. В качестве плюсов отмечаются:
- комфортное передвижение на авто (положение «D» на селекторе выставляется перед началом движения, двигатель разгоняет и замедляет автомобиль без характерных для механики и автомата толчков);
- равномерная нагрузка на мотор, которая сочетается с точной работой трансмиссии и способствует экономии горючего;
- сниженное количество выбросов вредных веществ в атмосферу;
- динамичный разгон машины;
- отсутствующая пробуксовка колес, что повышает безопасность (особенно если речь идет о езде в гололедицу).
Из минусов бесступенчатой трансмиссии обращают на себя внимание:
- конструктивное ограничение на сочетание вариатора с мощными ДВС (пока можно говорить лишь о нескольких экземплярах автомобилей с таким тандемом);
- ограниченный ресурс даже при регулярном ТО;
- дорогой ремонт (покупка);
- высокие риски при покупке б/у авто с CVT (из серии «кот в мешке», поскольку доподлинно неизвестно, как прежний владелец эксплуатировал продаваемый автомобиль);
- небольшое количество сервисных центров, в которых мастера взялись бы за починку устройства (все о вариаторах знают единицы);
- ограничение на буксировку и использование прицепа;
- зависимость от контролирующих датчиков (бортовой компьютер в случае неисправности будет давать некорректные данные для работы);
- дорогое трансмиссионное масло и требование постоянного контроля его уровня.
Как правильно эксплуатировать вариаторную коробку
Ранее мы уже упомянули, что ремонт вариаторной коробки передач – это серьезная проблема, которая отнимает очень много времени, сил и средств. Поэтому, дабы избежать вышеперечисленных хлопот, автолюбителям следует заранее узнать: как ездить на вариаторе Митсубиси Аутлендер, чтоб его износ был минимальным. А поспособствовать этому могут следующие советы:
- Избегайте плотных транспортных потоков и бездорожья (на практике вариатор уже неоднократно доказал свою неустойчивость к высоким нагрузкам, поэтому испытывать его в подобных условиях категорически не рекомендуется);
- Не используйте кроссовер в качестве буксира для других автомобилей;
- Своевременно проходите обслуживание коробки (по паспорту, вариатор требует замены масла после каждых 60 тыс. километров пробега);
- Не перегревайте КПП (при перегреве коробки на панели Митсубиси Аутлендер будет загораться лампочка CVT. Если же данный сигнал игнорировать, то поломка КПП не заставит себя долго ждать);
- Используйте только качественное масло и качественный бензин (некачественные технические жидкости способствуют быстрому износу конуса вариатора, из-за чего ремень, во время переключения, будет периодически проскальзывать).
При этом, всем владельцам японского кроссовера желательно знать: какой вариатор стоит на Митсубиси Аутлендер. Ведь в случае его поломки, появляется высокая вероятность того, что механизм придется заменить полностью. А покупать, в таком случае, нужно только оригинальную КПП от фирмы Jatco (модель JF011E). Так как на аналоги китайского происхождения производитель гарантии не дает.
Ресурс вариатора
Нюансы эксплуатации (дорожные условия, стиль вождения) и частота проведения ТО вариаторной трансмиссии влияют на ресурс устройства.
При несоблюдении предписаний производителя, нарушении регламента регулярного обслуживания рассчитывать на длительный срок службы бесполезно.
Ресурс составляет 150 тысяч км, больше трансмиссия, как правило, не выхаживает. Есть единичные случаи, когда CVT в рамках гарантийного ремонта менялась на автомобилях, не прошедших 30 тысяч км. Но это исключение из правила. Главный узел, влияющий на срок службы, – ремень (цепь). Деталь требует водительского внимания, поскольку при сильном износе вариаторная коробка может полностью сломаться.
Выводы
Когда речь заходит об автомобилях, на которых действует бесступенчатая передача крутящего момента, возникает повод для негативных оценок. Причина – узел требует регулярного обслуживания, а ресурс его невелик. Вопрос о том, покупать ли авто с CVT, каждый решает самостоятельно. У трансмиссии есть преимущества и изъяны. В заключение можно дать предупреждающий комментарий – при покупке б/у авто, на котором стоит вариаторная коробка, нужно быть предельно внимательным. Владелец подержанной машины может скрыть особенности эксплуатации, а вариатор в этом плане – чувствительный вариант механической передачи.
Источник https://proautomarki.ru/kak-rabotaet-variator-7-preimyshestv-kpp/
Источник https://crack-forum.ru/variator-hodovoy-chasti-naznachenie-ustroystvo-rabota-regulirovki/
Источник https://truescooters.ru/korobka-peredach/korobka-variator.html
Источник