Перейти к содержанию

Комбайны дон 1500: виды и их характеристики

Содержание

Комбайны дон 1500: виды и их характеристики

Комбайн Дон 1500 был создан в советское время российским машиностроительным заводом и был признан одним из мощных сельскохозяйственных машин страны.

Выпускается с 1986 года. Работает от дизельного топлива. Название 1500 он получил из-за диаметра молотильного агрегата. У данной техники есть свои особенности, недостатки и преимущества, а также они делятся на два типа: 1500А и 1500Б. Каждый из них имеет сходство и отличия.

Тип машины 1500А

Сначала разработчики создали именно эту модель: самоходную, колёсную, однобарабанную. Все остальные машины были копиями с дополнениями и усовершенствованиями. Весил этот транспорт около 13 тысяч килограмм, разгонялся с максимальной скоростью до 20 км в час. Вращение барабана – 954 оборота в минуту.

На машине имеется домолачивающий агрегат с диаметром барабана 330 мм. С помощью гидравлического двигателя запускалась команда жатки и управление комбайном. Вентиляционная система способствовала очищению зерна и соломы. Соломотряс состоит из пяти кнопок.

Изначально эта техника была создана для уборки зерновых полей. Механизм с эксцентрикой позволяет избежать наматывание массы при уборке урожая. Уже потом её усовершенствовали дополнительными приспособлениями под работу на бобовых, мелкосеменных и рисовых полях, а также для изготовления силоса.

Крепкие шины комбайна дон 1500, его технические характеристики позволяют ему ездить по сложным дорогам даже в слякоть. Для перевозки жаток используется специальная телега. Жатка способна приспосабливаться к любым неровностям на земле, и менять угол положения.

Характеристики типа 1500Б

Через некоторое время после создания типа А разработали комбайн дон 1500б. В эту модель были добавлены новые функции для удобства работы и увеличения производительности техники, которая с выпуском этой модели увеличилась на 18 процентов.

На технику 1500Б устанавливался восьмицилиндровый дизельный двигатель. Он четырёхтактный, охлаждается жидкостью. Такие двигатели славились надёжностью и хорошим качеством.

Их до сих пор выпускает Ярославский завод. Мощность двигателя составляет около 200 кВт. Также коробка передач была модифицирована: создано несколько уровней скоростей для работы в полях под разным уклоном. Скорость в движении по-прежнему могла развиваться до 20 км в час.

Ходовая часть машины состоит из ведущих и управляемых колёс. Управляется техника с помощью моста управляемых колёс. Эти колёса связаны с помощью звеньев рулевой трапеции. Они находятся сзади устройства. Крутящий механизм передаётся с помощью полуосей, которые соединяются с главными приборами редуктора.

Гидравлический цилиндр двигателя управляет поворотами колёс, мотовилом, жаткой, барабаном, поворотом и приводом выгрузного аппарата.

Кабина в машине комфортная, с изоляцией от шума и кондиционером. Руль и кнопки расположены по центру перед оператором. Сиденье очень удобное, регулируется по весу и росту водителя.

Прямо перед сиденьем поставлено два рычага: для выбора скорости и для выбора направления движения. Кнопки для управления жатвой и мотовилом находятся в кабине. Справа от оператора находится автоматическая система контроля, которая сообщает о любой неисправности и регулирует функцию очистки, гидросистемы, молотильного оборудования, наполненности контейнера.

В машине было предусмотрено два камнеуловителя. Механизм резки с пальцами открытого типа немного укоротился, а выгруженный шнек стал более производительным по сравнению с первой моделью. Стало больше и решето наверху. Было создано специальное отдельное устройство для формирования копен. Всё это придало дополнительной функциональности машине.

Общие достоинства комбайна

Есть несколько причин, по которым именно этот тип комбайна стал популярным среди фермеров. После выпуска этих машин многие предпочитали покупать в свои угодья именно Дон 1500:

  1. Крупные габариты барабана позволяют захватить большие площади полей, выполнить больший объём работы за меньший срок.
  2. На топливо комбайна дон много не нужно тратить средств. Топливный капот достаточно большой, из-за этого увеличивается время автономной работы.
  3. Советский комбайн дон 1500 приспособлен к работе на не ровных поверхностях, его устройство реагирует на попадание мусора и камней.
  4. Есть встроенные копнители и разбрасыватели, что значительно облегчает работу людям.
  5. Машиной просто управлять, и регулировать быстро рычаги не составляет труда.
  6. Приспособлен работать даже в дождливую погоду благодаря мощным колёсам со специальными шинами. Даже если погода сырая, зерно не будет на выходе влажным.
  7. Кабинка большая и комфортная. Туда могут поместиться даже двое человек.
  8. Контейнер для зерна достаточно большой и вместительный. Технику не придётся несколько раз прогонять, чтобы отвезти урожай.
  9. Качественная система очистки позволяет получить целое чистое зерно в конце.
  10. Эта техника используется на полях с различными видами культур.

Не все доверяют отечественной технике, считая иностранную более комфортной и менее громоздкой, но для российских полей фермеры выбирали именно этот зерноуборочный комбайн, ведь дон 1500 создан специально для российских полей, имел высокую производительность и пользовался спросом с момента выпуска.

В современных машинах установлены кондиционеры для жарких и холодных погодных условий. Вместе с выпуском машин создавались и дополнительные запчасти на случай поломки. Если что-то выходило из строя, то за дефицитным товаром не нужно было далеко ехать.

Эти комбайны разработаны для крупных и мелких сельскохозяйственных полей. Благодаря надёжной комплектации они созданы проработать много лет, и владельцы всегда оставались довольными результатами проделанной работы.

Принципиальная схема работы гидросистемы комбайна «Дон»

Назначение и область применения комбайна «Дон 1500»

Комбайн «Дон 1500» используется для уборки всех видов зерновых культур, а также применяется для сбора семян одно- и многолетних трав. Наилучшие показатели работы наблюдаются при эксплуатации на полях, имеющих небольшой уклон (не более 8 °), а также на больших площадях посевов.

Завод-изготовитель предусмотрел возможность применения широкозахватных жаток 6000 мм, 7000 мм и 8600 мм, что значительно больше, чем у других отечественных машин аналогичного назначения. Разработаны всего две модели, которые выпускались последовательно на объединении «Ростсельмаш»: Дон 1500А и Дон 1500Б. Последняя учитывала недостатки работы первой модели.

В период СССР комбайн оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом Харьковского моторного СМД, с 1996 г. в качестве силового агрегата стали использовать восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 (Ярославского моторного завода) мощностью 235 л.с.

Общий вид комбайна «Дон 1500» спереди. Видны широкозахватная жатка, кабина с платформой водителя, размещенная по передней и боковым частям корпуса

Отличительными особенностями этой самоходной сельскохозяйственной машины являются:

  • довольно значительная масса и габаритные размеры, что и определяет широкий захват при уборке сельхозкультур;
  • высокая производительность устройств для скашивания и обмолота зерновых и семенных растений;
  • удачная конструкция барабанов и просеивающих дек с оптимальным соотношением параметров, что обеспечивает надежную сепарацию зерновых с минимальными потерями при обмолоте хлебной массы;
  • применение гидроусилителей позволило создать легкое управление сложной и тяжелой машины при выполнении разных манипуляций с навесным оборудованием;
  • многие регулировки выполняются довольно просто, что позволяет настраивать работу оборудования в оптимальных режимах;
  • наличие широкой и удобной платформы с ограждениями облегчает доступ к агрегатам, размещенным на большой высоте;
  • высоки арочные колеса низкого давления имеют высокую проходимость, что позволят устойчиво перемещаться как по чернозему, так и по почвам с высоким содержанием песка (нечерноземные серые супеси), это расширяет зоны использования комбайна на территории РФ и других государств СНГ;
  • обзор из кабины довольно большой, что позволяет водителю контролировать ход процессов уборки и обмолота зерновых.

Фронтальный вид зерноуборочного комбайна Дон 1500. На фото видны жатка, кабина, громадный бункер для зерна и копнитель

Комбайн DON 1500 – это машина, предназначенная для уборки урожая зерновых культур. В основу ее комплектации вложен мощный 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-238АК с системой принудительного жидкостного охлаждения. Мотор не оснащен турбонаддувом, что существенно упрощает его самостоятельный ремонт. Объемный резервуар для горючего обеспечивает длительную эксплуатацию модели без остановок. Более детально о возможностях машины Дон 1500 расскажет видео.

В конструкции комбайна предусмотрена жатка типа PowerStream. Ширину ее захвата можно регулировать в положениях 6/7/9 м. Скорость вращения режущих ножей составляет 946 срезов в минуту. Мотовило вращается на скорости от 15 до 49 об/мин.

Обмолот обеспечивается барабаном, диаметром 80 см. Частоту его вращения можно регулировать в диапазонах от 445 до 900 об./мин.

Комбайн Дон оснащен надежным 5-клавишным соломотрясом, длиной 4,1 м. Общая площадь сепарации составляет 6,15 м2. За очистку зерна отвечает 6-лопастной вентилятор. Скорость его вращения можно регулировать в диапазонах от 380 до 1000 об./мин.

Заводские параметры модели включают:

  • мощность – 235 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 540 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 165 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 м3;
  • масса вместе с жаткой – 12,59 т.

Этот комбайн Дон можно использовать при любых условиях. Его жатка оснащена специальным копирующим устройством и уловителями камней. Благодаря этой особенности машина может эксплуатироваться даже на очень сложных участках.

Общие сведения

Несмотря на то что зерноуборочные комбайны Дон, Нива и Енисей создавались ещё в прошлом веке, их технические характеристики почти не изменились. Основной особенностью этих комбайнов является скребковый транспортёр, благодаря которому процесс уборки и обработки зерновых культур происходит без вмешательства человека.

Комбайн Дон 1500б

В своё время комбайн Нива произвёл настоящий фурор в области сельского хозяйства. Устройство комбайна позволяло ему совмещать функции жатки, молотилки и веялки. Единственным недостатком машины являлась низкая производительность.

Новый самоходный зерноуборочный комбайн Енисей, был более практичным в эксплуатации и показывал хорошие результаты работы по сравнению с предыдущей моделью. Даже в наши дни, Енисей считается самой бюджетной сельскохозяйственной машиной. Но за высокие показатели производительности, приходится платить быстрой изнашиваемостью деталей.

Дон по праву считается самым удачным проектом машиностроения СССР. Производительность комбайна во многом превосходит западные и отечественные аналоги. Дон 1500а и 1500 б, оборудованы валкоукладчиком, копнителем и измельчителем.

Справедливости ради стоит отметить, что хотя «Дон» превосходит западные машины по производительности, но уступает им по срокам эксплуатации. В среднем этот показатель на 10 лет ниже, чем у европейских и американских агрегатов.

Технические характеристики

Наименование показателейЕдиницы измеренияЧисленные значения
Габаритные размеры комбайна:
длинамм12200
ширина (с самой маленькой жаткой)мм6100
высотамм3980
Массакг13400
Объем бункера для зернал6000
Скорость выгрузки зерна шнековым транспортеромкг/мин2500
Количество клавиш соломотрясашт.5
Суммарная длина соломотрясам4,1

Эта модель может работать с жатками разной ширины и комплектации. Она одинаково хорошо показывает себя в разных условиях. Модель показывает устойчивость на участках под уклоном.

Машина способна работать в режимах прямого и раздельного комбайнирования. В ее конструкцию входит механизм для уборки незерновой части культур и сбора стеблей в валки.

Читайте также:  Как выбрать домашний тестомес

Для отделения зерна от стеблей в комплектации комбайна Дон предусмотрена молотильно-сепарирующая система. Она снижает дробление и обрушивания зерна. Улучшенная конструкция молотилки дает возможность использовать ее при высокой скорости подачи зерновой массы.

Параметры модели включают:

  • мощность – 280 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 516 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 180 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 л3;
  • масса вместе с жаткой – 14 т.

Достаточно большой вес позволяет этому комбайну Дон показывать высокую устойчивость на участках под уклоном. Качественные запчасти делают машину максимально надежной при работе под высокими нагрузками.

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31А
Скорость (транспортная, максимум)22км/ч
Скорость (рабочая, максимум)10км/ч
Производительность14000кг/ч
Скорость вращения барабанаот 512 до 954об/мин
Диаметр барабана0,8м
Длина барабана1,484м
Захват жатки6,7 или 8,6м
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем)13т
Объем зернового бункера6м3
Намолотот 6 до 8кг
Ширина молотилки1,5м
Высота4м
Ширина8,05м
Длина (с делителем и копнителем)11м

Устройство и комплектация

При создании механизма производитель ориентировался на классическую бильную схему обмолота. В комплектацию Дон 500 входит:

  • жатка (размер 5, 6, 7 и 8,6 м);
  • кабина;
  • наклонная камера (с цепочно-планочным транспортером);
  • гидросистема;
  • молотильный механизм(с барабаном, подбарабаньем, соломотрясом, отбойным битером, домолачивающими устройствами и распределительным шнеком);
  • ходовая система;
  • бункер;
  • силовая передача;
  • копнитель;
  • двигатель;
  • капот, либо измельчитель;
  • элементы управления;
  • электронная система контроля.

Молотилка в ширину составляет 1,5 м, агрегат удачно совмещается с жаткой ПСП-10. Этот же элемент может замещаться платформой-подборщиком. Все комбайны оснащены пневматическими колёсами (передние – ведущие).

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.

Преимущества и недостатки

К числу преимуществ механизма можно отнести:

  1. Высокую производительность;
  2. Шины низкого давления, имеющие высокие грунтозацепы (агрегат не застревает);
  3. Экономичную модель мотора;
  4. Молотильный барабан с самым большим в мире диаметром;
  5. Возможность предотвращения забивки при помощи системы скоростного сброса;
  6. Три различных размера жатки на выбор (меняются быстро и легко);
  7. Увеличенный размер бункера для зерна;
  8. Долговечность и высокую надёжность;
  9. Доступность и невысокая стоимость запасных деталей.

Обязательно почитайте: Комбайн Акрос 550

Кроме того, незначительный ремонт этого комбайна может провести почти любой механизатор. Отзывы пользователей выявляют один значимый недостаток: находящийся в кабине оператор попадает под поток горячего воздуха, исходящего от близко расположенной силовой части. Это может сильно сказываться на комфорте работающего человека.

Зерноуборочная машина РСМ-10Б «Дон»-1500Б

В конструкции этой машины предусмотрен мощный дизельный 4-тактный двигатель ЯМЗ-238АК. Мотор оборудован системой прямого впрыска горючего. Турбонаддув в комплектации отсутствует.

Главная особенность модели – это нетипичная КПП. Она не переключает скорости, а позволяет настроить машину для работы в конкретных условиях. Первая передача переключает комбайн в режим передвижения с пустым бункером. Вторая – нужна для настройки машины на уборку урожая на полях с уклоном 0–4 градуса. Третья передача необходима для возможности собирать зерно на угодьях с наклоном 4–8 градусов.

Ходовая часть модели включает в себя ведущий и ведомый мосты. Крутящий момент от мотора на редукторы ведущих колес передается через полуоси. Последние соединены с редукторами при помощи втулок.

Параметры комбайна включают:

  • мощность – 235 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 540 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 165 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 м3;
  • масса вместе с жаткой – 13,44 т.

Комбайн Дон оборудован просторной кабиной с качественной шумоизоляцией и большим радиусом обзора. Рулевая колонка расположена в центре кабины, а рычаги переключения рабочих механизмов – справа от оператора.

Жатки комбайна выпускаются в нескольких исполнениях. Их выпускают с шириной захвата от 6 до 8,6 м. Есть и небольшие партии, где применяют роторные скашивающие рабочие органы. Такими жатками оснащают комбайны, используемые для уборки семян с многолетних трав.

Комбайн «Дон 1500» с жаткой роторного типа. На фото видны особенности устройства ротора с ножами центробежного типа. Здесь нет противорежущих пластин, скашивание выполняется за счет высокой поступательной скорости ножа, движущегося вращательно вокруг оси и поступательно за счет перемещения всей машины

Для уборки кукурузы используются жатки от комбайнов СК-5 «Нива». Переделке подвигается система навески, а также устанавливают дополнительные сменные звездочки для цепного привода механизмов. Показатели при уборке кукурузы несколько хуже, чем при использовании СК-5, но зато не нужно приобретать или арендовать дополнительную сельскохозяйственную машину.

В некоторых фермерских хозяйствах Ростовской области и Краснодарского края используют опыт рисоводов Узбекистана. Комбайн «Дон 1500» устанавливают на полугусеничный движитель. Таким преобразованием добиваются возможности уборки риса.

Известно, что на рисовых чеках влажность почвы сохраняется довольно высокой даже после созревания риса. Уборку можно выполнять методом прямого комбайнирования. Постановка на гусеничный ход позволяет перемещать тяжелую машину по слабому грунту.

Комбайн «Дон 1500» на полугусеничном ходу. На фотографии видны специальные гусеничные опоры, используемые для движения в условиях рисосеющих хозяйств

На зерноуборочном комбайне широкая жатка при скашивании хлеба устанавливается на специальные башмаки. Они опираются на грунт и гарантируют стабильную высоту среза всех растений. Очевидный плюс в работе, но оказывается – это усложняет подготовительные работы по планировке полей для использования комбайна «Дон 1500».

Возможные ошибки при использовании комбайна на уборке зерновых:

  • Ошибка # 1. Применение комбайна на полях, имеющих большие уклоны, приводит к тому, что широкая жатка отрывается от поверхности с одной из сторон. Скашивание происходит на высоте расположения колоса – это ведет к потерям зерна.
  • Ошибка # 2. Применение комбайна на полях, где не проведена предварительная планировка или качество боронения низкое. В результате также возникают отрывы краев жатки с одной из сторон. Вероятность скашивания на большой высоте увеличивается. Повышается вероятность опрокидывания сельхозмашины.

Не все поля у одного фермера могут быть идеальными для использования комбайна «Дон 1500». Некоторые могут иметь большой уклон, что не позволит использовать все преимущества данной машины. Но и здесь находят выход.

  1. Зерновую массу скашивают в валки, затем, не давая просыхать этой массе, рулонным подборщиком собирают скошенное и отвозят на край поля. Здесь комбайн ставят стационарно. Саму же хлебную массу подают на подборщик жатки.
  2. Зерновая масса поступает на подъемный транспортер, а далее движется молотильно сепарирующее устройство.
  3. Внутри комбайна выполняется обмолот и сепарирование.
  4. В результате солома собирается в транспортном прицепе, ее туда выбрасывает вентилятор в измельченном виде.
  5. Зерно подается в бункер, где накапливается, а потом шнеком подается в кузов транспортного средства, вывозящего его на зерновой ток.

При подобной организации работ задействуются много машин. Нужно ритмично выполнять несколько операций, попутно организуя движение транспортных средств. Такой опыт проведения работ впервые был осуществлен в предгорной зоне Ставропольского края. В дальнейшем были сопоставлены результаты работы звеньев по уборке зерновых с использованием нескольких сельхозмашин. В таблице показаны основные результаты работы.

Показатели уборки пшеницы на неудобьяхТип используемого комбайна (раздельное комбайнирование)
СК-5 «Нива»«Дон 1500»JOHN DEERE
Удельный расход топлива на одну тонну зерна, кг/т14,318,416,2
Количество задействованных единиц сельхозтехники, шт.132
Производительность уборки, т/час6,212,49,2
Приведенные затраты на 1 т при уборке, руб./т480620545

Из представленных данных видно, что реальные затраты при использовании комбайна СК-5 «Нива», но производительность труда выше при применении «Дон 1500». Поэтому, если количество дней для уборки ограничено погодными условиями, то для сохранения урожая и его своевременной уборки нужно организовывать уборочно-транспортные звенья, где главный агрегат используется в качестве стационарного устройства для обмолота зерновой массы, а остальные способствуют своевременному скашиванию и подвозу зерновой массы на переработку.

Организация уборочно-транспортных звеньев – это творческая работа. Возможны самые разные комбинации машин. Главное определить свои приоритеты, а потом просчитать варианты их исполнения. Бывает выгодно скашивать одними машинами, а перерабатывать другими. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Организация уборочно-транспортного звена при раздельной уборке зерновых. Видно, что ритмичная работа возможна при соблюдении ряда условий, например, примерного равенства по производительности используемых сельхозмашин

Двигатель

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Такую систему используют для более плавного разворота на мягком и влажном грунте. На твердых дорогах раздельное торможение применять не рекомендуется.

Гидравлика

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.

Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Читайте также:  Характеристики и устройство зерноуборочного комбайна Ростсельмаш РСМ 161

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.

Схема цепных передач комбайна Дон-1500

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

В передней части жатки расположены башмаки для копирования рельефа. При работе их можно поставить в одно из четырех положений. Транспортируют жатку на специальной тележке.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Этот комбайн «Дон» считается приемником выше рассмотренного. После определенных доработок и исправления ошибок, в этом варианте получилось добиться улучшенных силовых показателей и увеличенной в 5 раз производительности с прежним расходом горючего. Благодаря этому комбайн от «Ростсельмаша» «Дон»1500Б входит в список самых мощных среди техники этой специализации. В 2004 г. получил продолжение в комбайне «Дон» 141, составляющим с ним один класс мощности.

Преимущества

  • оснастка нетурбированным 8-цилиндровым 4-тактным дизелем «ЯМЗ»-238;
  • удвоенное число отсеков для улавливателя камней;
  • крупногабаритный коленвальный кривошип, что снизило его частоту вращения
  • на треть по сравнению с 1500-й маркой расширенная площадь решет для очистки;
  • широкий диапазон скоростей измельчительного блока;
  • большой шнек для выгрузки;
  • точный ножевой механизм, в котором используются открытые короткие пальцы;
  • дополнение конструкции комбайна специальной декой, устраняющей слипание семян и позволяющей работать с влажным материалов;
  • эргономичная кабина, откуда производится регулировка жатки и других рабочих узлов.

Приобретение комбайна для нужд фермерского хозяйства

Комбайн «Дон 1500» удобен и довольно производителен в работе. Но рекомендовать его можно не во все фермерские хозяйства. Основные условия, при которых выбор его будет обоснованным:

  • наличие больших площадей пашни (более 1000 га);
  • все посевы имеют уклон не более 4…5 °;
  • урожайность зерновых стабильно выше 20 ц/га;
  • созревание происходит дружно, разрыв между достижением молочно-восковой спелости и потребительской спелости не более 15 дней.

Назначение

Агрегат подходит для работы в поле с уклоном более 8˚ в любом климатическом поясе. Используя его можно убирать созревшую пшеницу, рожь, овёс и прочие зерновые культуры. Если поменять механизм обмолота и оборудовать комбайн дополнительными приспособлениями, то его в равной степени можно будет применять для сбора:

  • урожая сои или кукурузы;
  • травяных семенников и крупяных культур;
  • соломы и половы (используется копнитель).

Дополнив конструкцию измельчительным устройством, можно производить загрузку получаемой массы в прицепленную к комбайну тележку, а после разбрасывать её в нужных частях поля.

Комбайн Дон 1500 Б

Комбайн Дон-1500 — надежная классика от «Ростсельмаша»

Комбайны «Дон» — одни из лучших проектов отечественного . Первая самоходная комбинированная машина с его маркировкой сошла с конвейера свыше 30 лет назад, за период которых их технические особенности практически не претерпело модернизации. Многие из них легли в основу новых серий машин – «Акрос» и «Вектор», обрабатывающих до 500 га посевов за сезон.
Не смотря на стремительное обновление производства популярность комбайнов «Дон» от Ростовского машиностроительного завода высока и по сей день. Модельный ряд комбайнов «Дон» представлен несколькими модификациями техники для уборки зерна и кормов, об особенностях которых мы поговорим далее.

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Всего выпускается 24 вида и более 150 моделей и модификаций различной техники. В России доля рынка компании превышает 65%, а доля мирового рынка в 2020 году составила 21%. В настоящее время в состав «Ростсельмаша» входят 13 предприятий в разных странах мира, на которых трудятся более 11 тысяч человек!

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.


Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Не смотря на то, что завод был полностью разрушен, на десятый день после освобождения, на его руинах, под открытым небом работало уже 33 станка. К 1947 году завод был практически отстроен заново, а конструкторы «Ростсельмаш» представили стране модернизированный комбайн «Сталинец-6»

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов «СК-3» в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к «СК-4», эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых «Дон-1500», именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

  • Жатка с шириной захвата – 6; 7; 8,6 м.
  • Ширина подборщика – 3,4 м.
  • Производительность по зерну с капотом/копнителем – 13,3/11,5 (т/час.)
  • Скорость рабочая I/II – 0 до 5/ 0 до 10 (км/ч.)
  • Скорость транспортная – до 20 км/ч
  • Молотилка длина/ширина/диаметр барабана – 1485/1500/800 мм.
  • Шнек выгружной, производительность – до 2,5 т/мин.
  • Бункер для зерна, объем – 6 м/куб.
  • Агротехнический просвет – 390 мм.
  • Колея ведущих/управляемых колес – 2800/2900 мм.
  • Масса с 6-и метровой жаткой и копнителем – 13440 кг.

Двигатель комбайна Дон-1500Б

ЯМЗ-238АК

Комбайны «Дон-1500б» оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На «Дон-1500б» устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

  • Мощность – 173(235) КВт (л.с.)
  • Частота вращения – 2000 об.мин.
  • Крутящий момент – 932 Н.м.
  • Расход топлива – 162 г/л.с.ч.
  • Масса – 1250 кг.

Эта модификация двигателя создавалась специально для героя нашего повествования, но несмотря на то, что комбайн уже не выпускают, двигателя все еще пользуются спросом. Поэтому при необходимости вы легко сможете заказать себе новенький 238-й.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах «Дон-1500б» устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

  1. Для уборки на полях с уклоном от 4 до 8 градусов.
  2. Для уборки на полях с уклоном от 0 до 4 градусов.
  3. Транспортное движение с порожним бункером.

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины «Дон-1500б» в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста. Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Ходовой механизм

Управление ведущим мостом комбайна происходит с помощью гидравлики, а это, в свою очередь, позволяет регулировать скорость передвижения бесступенчато, вне зависимости от скоростного диапазона. Именно этот факт обеспечивает хорошую маневренность машине. Гидромотор установлен на валу КПП (она механическая, трехходовая, имеет 4 режима во время перемещения вперед и один для движения назад).

Читайте также:  Принцип работы зерноуборочного комбайна

Ведомый мост тоже приводится в действие гидравликой. Сцепление комбайна выполнено сухим, однодисковым, с пружиной диафрагменного типа. Шины машины оснащены глубокими протекторами, которые обеспечивают ей превосходную проходимость и самоочищение.

Рулевое управление комбайна Дон-1500Б

Управляется комбайн «Дон-1500б» с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.

Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.

Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.

Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.

Ремонт

Ремонтные работы, проводимые с комбайном, следует осуществлять на основе соответствующей технической документации, утвержденной заводом-производителем. При выполнении текущего технического обслуживания, ремонта и даже стандартного визуального осмотра следует непременно придерживаться последовательности, которая позволит не только провести качественно указанные виды работ, но и обезопасить ремонтный персонал или водителя машины от возможных травм. Комбайн очень удобен еще и тем, что все его детали унифицированы и стандартизированы, и потому замена выведшего из строя узла значительно упрощается. При этом подбор новой детали займет минимум времени.

Кабина комбайна Дон-1500Б

Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.

Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.

Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Справа от водителя расположены два рычага:

  • Рычаг выбора одного из трех режимов работы коробки диапазонов скоростей.
  • Второй рычаг для выбора направления движения, вперед либо назад. Так же на рукоятке рычага расположены кнопки управления жаткой и мотовилом.

Так же справа от водителя расположена панель с различными элементами контроля и управления всеми рабочими органами комбайна. Главным ее элементом является АСК (автоматическая система контроля). АСК отслеживает все основные параметры работы двигателя, гидросистемы, молотильного оборудования, выгружного шнека, механизмов очистки зерна и наполненности бункера. О любых неисправностях система оповещает оператора световым и звуковым сигналом.

Отрицательные качества

К счастью, недостатков у машины весьма немного, а точнее, их всего лишь два:

  • По причине близкого расположения силовой части к кабине оператора на водителя попадает поток горячего воздуха.
  • Заграничные комбайны все-таки обладают более высоким уровнем надёжности и комфорта, а также имеют большее количество различных вспомогательных функций, что сказывается и на их цене.

Система гидравлики комбайна Дон-1500Б

Гидравлика на «Дон-1500б» представлена тремя независимыми системами:

  • Основная.
  • Рулевого управления.
  • Привода ходовой части.

О двух последних системах из этого списка уже кратко упоминалось выше, а на основной системе остановимся более подробно.

В системе используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана.

При подаче питания на реле определенного гидроклапана, он перекрывает поток создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, временно открывая магистраль выбранного потребителя.

Жатка комбайна Дон-1500Б

Наклонная камера закрепленная на молотилке, служит основанием для крепления жатки с помощью пружин и шарниров. В состав жатки входят: механизм приводов, резки и уравновешивания, шнек, делители и мотовило, которое крепится к жатке с помощью четырех сошек.

Передняя часть жатки оснащена башмаками для повторения рельефа. Башмаки могут выставляться в одно из четырех рабочих положений, в зависимости эксплуатации. Механизм резки выполняется либо с открытыми, либо сдвоенными пальцами.

Мотовило управляется двумя синхронизированными гидроцилиндрами, расположенными по бокам. Регулировка наклона граблей мотовила происходит автоматически. Шнек на жатке комбайна «Дон-1500б» увеличенного размера 590 мм.

Модификации комбайна Дон-1500Б

Модельный ряд комбайнов «Дон-1500» не велик. Основными серийными моделями были базовый «Дон-1500А» и улучшенный «Дон-1500Б».

Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:

  • В первую очередь был установлен новый, более современный и мощный, V-образный, 8-и цилиндровый ЯМЗ-238ак, мощностью 235 л.с. Против рядного, 6-и цилиндрового, СМД-31А с наддувом, мощностью 225 л.с.
  • Увеличенная производительность выгружного шнека.
  • Модернизированный механизм резки с пальцами открытого типа.
  • Привод жатки получил реверс.
  • Количество люков камнеуловителей увеличилось до двух.
  • Увеличенная площадь верхнего решета.

В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.

Видео

Первые глобальные изменения семейства бренд реализовал в версии Дон 1500Б. Именно она считается наиболее качественной и производительной. Комбайн получил мощный мотор ЯМЗ-238 АК с турбонаддувом. Агрегат разрабатывался специально для данной серии. Среди конструктивных изменений следует выделить уменьшение размера барабана для измельчения, увеличение числа режущих ножей и оптимизацию размещения внутренних узлов. Также Дон 1500Б оборудовали подборщиком, позволяющим разделять срезанный урожай, повышая качество собранного зерна. Модернизация увеличила производительность техники на 20%. Характеристики комбайна актуальны и в настоящее время.

Выпуск Дон 1500Б завершился в 2006 году. В модельном ряду компании Ростсельмаш семейство заменили более современными комбайнами Vector и Acros.

Дон 1500Б предназначен для уборки колосковых и зерновых культур методом прямого и раздельного комбайнирования. Дополнительные приспособления позволяют собирать крупяные мелкосеменные культуры, зернобобовые, кукурузу на зерно, подсолнечник, зерностержневую смесь, сою и семенники трав.

Для сбора незерновой части техника оснащается универсальным измельчителем, копнителем, капотом и измельчителем-разбрасывателем (опционально). Также для комбайна доступны универсальные жатки и платформа-подборщик. Дополнительные устройства позволяют укладывать солому и мякину в валок или разбрасывать равномерно по площади поля.

Сбор мелкосеменных, крупяных культур, зернобобовых и зерновых колосовых выполняется с максимальным качеством. Дон 1500Б способен работать на неровной поверхности с предельным углом уклона до 8 градусов. Технику можно использовать в любых климатических поясах.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн «Дон-1500б» не стал исключением.

  • Неплохая проходимость на мягких, влажных грунтах, благодаря широким колесам с высоким протектором.
  • Двигатель ЯМЗ.
  • Мощный молотильный механизм с большим диаметром барабана позволяют работать с длинными и влажными колосьями.
  • Три разных размера жатки, с хорошим механизмом копирования неровностей рельефа.
  • Бункер для зерна большого объема.
  • Широкая дилерская сеть «Ростсельмаш», доступность запчастей и ремонтопригодность.
  • В кабине очень жарко, далеко не все комбайны комплектовались кондиционером, а если быть честным единицы. В дополнение к этому, расположенная почти вплотную к кабине силовая установка, значительно увеличивала шумность, и дополнительно нагревала ее превращая жару в настоящее пекло.
  • Не уступая импортным аналогам в производительности по многим параметрам, все же уступает в надежности и сроках эксплуатации.
  1. В разгар уборочной приобрел Дон-1500Б за 850 000р. Год хоть и свежий 2006, состояние было средненькое, но так сказать стабильное. Предстояло убрать 260 Га зерновых и 100 Га подсолнечника. Был приятно удивлен, с площадями справился без труда и без поломок, обрыв ремней в расчет не беру – это расходники.
  2. В целом машиной доволен, в заводском варианте конечно тот еще геморрой и душегубка, но если подшаманить под себя, работать можно. Главное, это отличная производительность, по доступной цене. Только кондиционер поставить и сразу многие недочеты уходят на задний план! А в целом мужики, что только не делают с ними, возможности тюнинга весьма обширны. Ставят удлиненный решетный стан, доработанные жатки и многое другое. В общем как и к любой советской технике, нужно руки приложить.

Достоинства

«Дон-1500Б», технические характеристики которого делают его одним из лидеров продаж на рынке сельхозтехники, наделен следующими неоспоримыми положительными качествами:

  • На его колесах установлены шины с низким давлением и высокими грунтозацепами. Это позволяет агрегату не погружаться даже в очень влажную и вязкую землю в процессе длительной работы.
  • Мотор комбайна весьма экономичен.
  • Внушительный диаметр молотильного барабана позволяет хорошо обрабатывать даже влажные колосья достаточно больших размеров.
  • Для защиты молотильного механизма от засорения предусмотрена специальная система опускания так называемого подбарабанья и его скоростной сброс.
  • Есть возможность монтировать жатки трёх размеров. Причем конструкция этого рабочего органа настолько продумана, что позволяет хорошо копировать все имеющиеся неровности почвы. Замена жатки происходит быстро и без каких-либо трудностей для персонала.
  • Эргономичная, просторная кабина водителя, которая хорошо защищена от шума, влаги и пыли. Также в ней установлен кондиционер для поддержания нормального микроклимата и обеспечения комфортных условий работнику.
  • Увеличенный размер зернового бункера. Такая особенность позволяет реже подгонять автомашины для перевозки урожая к комбайну, что также приводит к экономии топлива во время сбора урожая.
  • Комбайн специально разрабатывался для отечественной сельскохозяйственной отрасли и потому зачастую гораздо эффективнее в работе, по сравнению с зарубежными аналогами. Запчасти для сельхозтехники данного типа также имеют относительно невысокую стоимость.
  • Простота и лёгкость ремонта. Многие механизаторы очень часто самостоятельно ремонтируют машину в полевых условиях, не прибегая к посторонней помощи.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продовца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700-1500 тыс. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.

Источник https://traktorspec.ru/kombajny/don-1500.html

Источник https://grandfart.ru/avtomarki/don-500.html

Источник https://minitraktor34.ru/selhoztehnika/don-1500.html

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]