Содержание
Как переделать культиватор в мотоблок — Ваш цветник
Вручную обрабатывать земельные участки долго и трудоёмко, лучше взять в помощники механическое приспособление — мотоблок или мотокультиватор. Новый мотоблок можно приобрести в магазине, а также изготовить собственноручно. Для покупки заводского устройства понадобится немало средств, а вот самоделка обойдётся значительно дешевле, но, конечно, потребует много свободного времени.
Чтобы её собрать и в результате получить полноценную малогабаритную сельхозтехнику, потребуются комплектующие детали, инструмент, элементарные умения и, конечно же, терпение.
Что представляет собой мотоблок
Мотоблок, или мотокультиватор, представляет собой самоходный двухколесный агрегат, который оборудован двигателем внутреннего сгорания. Приспособление свободно движется вперед, а дачник идёт сзади него, держась за рукоятки с различными узлами и элементами управления.
Многие доступные модели обладают несколькими передачами для движения вперед и назад. Чтобы эксплуатация такого изобретения была максимально продуктивной, его оснащают дополнительными орудиями, включая плуг, позволяющий проводить вспахивание и культивацию земли.
Средняя масса мотоблока достигает 100 кг, а мощность двигателя нередко превышает 8 лошадиных сил. За счёт таких особенностей подобное средство может стать незаменимым для вспашки огородной территории.
Следует обратить внимание на тот факт, что все мотоблоки оборудованы специальным приводом для навесного оборудования, который позволяет передавать часть мощности мотора на подвешенную сенокосилку. В основном такой универсальный механизм позволяет справляться с различными сельскохозяйственными работами, включая:
- вспашку земли;
- культивацию;
- транспортировку урожая (в таком случае необходимо обзавестись небольшим прицепом);
- стрижку травы.
С помощью подобных миниатюрных грузовичков жители наших регионов перевозят дрова, удобрения и урожай. В зимний период его можно использовать в качестве инструмента для уборки снега. Даже самая слабая модель беспроблемно тянет груз массой до 400 кг.
Недорогое устройство с большим функционалом
Самодельная машина — это экономный и очень полезный в хозяйстве мотоагрегат. Он способен выполнять всевозможные сельскохозяйственные операции, тем самым освобождая человека от утомительного физического труда. К нему можно подключить даже мотоблочные грабли. На предоставленном ниже видео можно увидеть весь функционал этой чудо-машины.
Подобные самоделки применимы не только в качестве помощника в сельскохозяйственных работах. Ими с успехом пользуются при уборке придомовой территории, а в зимнюю пору — для расчистки снега. Если качественно сделать самодельный мотоблок или мотокультиватор, то эксплуатационные параметры самоделки будут ничуть не хуже, чем у дорогостоящего китайского или отечественного заводского аналога. Если вам не хватает детали, то всегда можно приобрести новые. Не забывайте убирать технику в гараж и проводить техническое обслуживание, чтобы она прослужила дольше.
Что потребуется и как можно переделать
На самом деле поставить мотокультиватор на колеса совсем не сложно:
- Сначала нужно тщательно измерить посадочные размеры выходного вала, уделяя особое внимание его форме (цилиндр или шестигранник), внешнему диаметру и расстоянию до отверстия под шплинт.
- Затем необходимо посетить ближайший садоводческий магазин или заглянуть в интернет, чтобы заказать ступицы (дифференциальные усилители), соответствующие размерам вала культиватора.
- Одновременно можно приобрести и колеса (чем меньше диаметр, тем лучше) для вашего будущего мотоблока. Кстати, зачастую колеса со ступицами и дышлом продаются в едином комплекте, что очень удобно.
- Прикручиваем купленные колеса к ступицам;
- Снимаем фрезы с вала мотокультиватора;
- Устанавливаем колеса на вал редуктора.
Специалисты не советуют модернизировать таким способом маломощные культиваторы весом до 45 килограмм и оборудованные червячным механизмом, так как эта переделка может привести к серьезной поломке.Кроме того, при переделке мотокультиватора в мотоблок не стоит использовать старые автомобильные колеса (слишком большой вес и размеры).
При этом стоит понимать, что культиватор на колесах, на переделку которого потребуется не менее трех тысяч рублей, это может и мотоблок, но не совсем полноценный.
Самостоятельно передвигаться такая техника конечно сможет, а вот с использованием навесного оборудования могут возникнуть серьезные проблемы в том случае, если мотор у культиватора слабый (менее 6 л.с.
), а понижающий редуктор червячного, а не шестеренчатого, ременного или цепного типа.
Поэтому следующим этапом переделки культиватора в мотоблок должна стать замена (при необходимости) редуктора. Стоимость этой детали в магазинах сравнима с ценой на новый культиватор. Однако можно попытаться изготовить простейший редуктор с двумя противоположными валами в домашних условиях, если владелец культиватора обладает навыками хорошего слесаря/проектировщика и имеет в наличии:
- измерительные инструменты (линейка, штангенциркуль);
- запасные части и расходные материалы (подшипники, шестеренки, ремни или цепи, шкивы, валы, прокладки, сальники, труба под подшипники, болты и т.д.);
- сварочный аппарат;
- дрель и сверла разного диаметра;
- «болгарку» или ножовку по металлу;
- набор отверток и тиски.
Если все это имеется, то можно приступать к изготовлению редуктора:
- Рисуем или ищем в интернете подходящий эскиз и рассчитываем передаточное число, беря за основу количество холостых оборотов двигателя плюс 10%.
- Делаем раскройку металлического листа толщиной не менее 5 мм., чтобы получить заготовку крышки и корпуса будущей детали.
- Разрезаем трубу, и при помощи сварки устанавливаем посадочные места под подшипники.
- Собираем корпус и защищаем его лакокрасочным покрытием.
- Монтируем подшипники.
- Изготовляем и обрабатываем валы из круглых стальных прутков.
- Устанавливаем валы с одновременным монтажом звездочек или шкивов, цепей или ремней.
- Изготавливаем прокладку между корпусом и крышкой, а также изолируем валы при помощи сальников.
- Заливаем в корпус смазочный материал (масло) и устанавливаем крышку.
- Размещаем самодельный редуктор на раме культиватора и подключаем к двигателю через выходной вал.
- Настраиваем работу редуктора при включенном двигателе, но без особых нагрузок, чтобы приработались детали.
Самодельный редуктор намного расширит возможности культиватора, который сможет работать практически с любым навесным оборудованием.
На самом деле переделка культиватора в мотоблок потребует от владельца существенных денежных и временных затрат при неясном результате. Поэтому дачникам и огородникам еще на стадии покупки лучше решить, зачем им нужна мини-техника для обработки земли, и только после этого делать окончательный выбор.
Установка редуктора
Базовым элементом создаваемого уменьшителя хода для культиватора является корпус. Непосредственно от него зависит качество всего механизма, обоюдное расположение осей и валов, единый центр вращения подшипников. В нашем случае корпус будет изготовлен из металлического листа при помощи сварки. Чтобы упростить процедуру обслуживания составляющих частей редуктора, одну из стенок необходимо сделать съемной. Упором для подшипников и их точной расточки выступают отрезки трубы внутренний диаметр которой совпадает с внешним диаметром подшипника. После того как обрезки зафиксированы в нужном положении их основательно закрепляют сваркой.
Для изготовления валов используют пруток с круглой формой сечения из качественной стали. Заготовку протачивают до требуемых параметров и придают валу нужную форму. В процессе эксплуатации валы вращаются вместе со звездочками, передавая крутящий момент через цепь и шпонки. Опорой для валов выступают подшипники, которые берут на себя значительные нагрузки в процессе выполнения земельных работ. От того насколько правильно были подобраны подшипники, во многом будет зависеть срок службы и работоспособность созданного редуктора. Самым оптимальным вариантом будет использование подшипников радиальных закрытого типа, которые требуют незначительного обслуживания. Звездочки и цепь, можно купить или использовать со списанной техники.
Очередность сборки понижающего редуктора для мотокультиватора:
- Раскройка металлического листа на составные части корпуса и крышки.
- Разрезка труб.
- Установка посадочных мест для подшипников.
- Изготовление корпуса.
- Покрытие лакокрасочным составом корпус и крышку.
- Монтирование подшипников.
- Механическая обработка валов.
- Монтаж валов с одновременной установкой звездочек и цепи.
- Закрепление крышки корпуса.
После произведенных манипуляций переделанный механизм устанавливают на раму культиватора и проводят ходовые испытания культиватора. Использование самодельного редуктора увеличивает мощность техники, и дает возможность расширить ее область применения.
Что понадобиться для изготовления самодельного адаптера
Для изготовления самодельного адаптера нам понадобится:
- колесная пара;
- стальные уголки, листы железа и трубы;
- кресло для водителя;
- сварочный аппарат;
- крепежные соединения и т.д.
Адаптер для мотоблока Нева, сделанный своими руками, чертежи которого будут представлены позже, можно изготовить, используя этот минимальный перечень. Прежде чем приступать непосредственно к изготовлению устройства, нужно изобразить его схему.
На ней должны быть предусмотрены степени нагрузки разных частей рамы, а также общие размеры устройства. Заняться этим можно самостоятельно, а можно воспользоваться чертежами тех, кто уже с успехом осуществил сборку самодельного адаптера.
Переходим к изготовлению конструкции. Разделим всю работу на несколько основных шагов:
- Нам понадобится квадратный металлический профиль, длина которого должна составлять примерно 1800 мм. Поперек данного профиля нужно приварить такой кусок, но меньшего размера – порядка 600 мм. К этому куску профиля будут крепиться колесные стойки.
- Высота стоек, при этом, должна составлять порядка 300 мм.
- Далее нужно приварить раскосы. Привариваются они к основной раме, а также к колесным втулкам. Угол их расположения относительно рамы можно делать любой, на ваше усмотрение.
- Дополнительно к металлическому профилю привариваем балку. Это нужно для усиления рамы.
- Конструкция рамы для навесного оборудования сваривается из швеллера номер 10. Соединяется он с колесной осью куском квадратной трубы, а швы завариваются сваркой.
- Далее привариваем к раме рычаг управления, обладающий тремя коленами. Соответственно, это 350, 550 и 200 мм. Прикрепляем к этому рычагу еще один размером 800 мм, который будет регулировать усилие. Рычаги соединяются между собой обычными болтами.
Конструкция адаптера
- К основной раме привариваем кусок трубы длиной примерно 300 мм – это будет наша подставка под сиденье. Наверху также завариваем два куса трубы перпендикулярно этой подставке. Это нужно для того, чтобы сидушка была более устойчивой и не оторвалась в процессе работы.
- Сиденье можно взять готовое, либо сделать из куса фанеры, затем оббить его поролоном или другим мягким материалом. Сиденье крепится к поперечным кускам трубы, приваренным к подставке под сиденье, а также к самой подставке. В качестве крепежа используем обычные болты.
- Спереди нужно приваривать механизм сцепки с мотоблоком.
Как мы видим, работа довольно простая, но потребуется навык работы со сварочным аппаратом, т.к. иного метода соединения всех составляющих не существует.
Можно немного усложнить конструкцию, сделав самодельный адаптер к мотоблоку Нева, у которого будет присутствовать рулевое управление. Для этого нам понадобится:
- листы железа;
- стальные трубы и уголки;
- сиденье;
- пара колес;
- сварочный аппарат.
В таком случае, рама адаптера должна быть хорошо сочленена с мотоблоком, чтобы конструкцию не вело по сторонам. В качестве руля можно взять готовое, от старых советских автомобилей (к примеру, от ВАЗа).
Адаптер с рулевым управлением
Переделка культиватора в снегоход – алгоритм выполнения в деталях
Перед тем, как сделать из культиватора снегоуборщик или снегоход, необходимо подготовить приблизительный чертеж, в котором потребуется указать основные элементы конструкции, способ их соединения и последовательность работ. Вся конструкция будет состоять из двух основных узлов – ведомого и ведущего. К ведомой части относится амортизаторы, рулевая колонка и полозья.
Перед началом работы необходимо определиться с тем, какие детали есть у вас в готовом виде, а какие нужно изготовить самостоятельно. Дальнейший алгоритм работы выглядит следующим образом:
- Вначале приступаем к созданию рамы. Чтобы сделать надежный снегоуборщик своими руками, нужно постараться как можно крепче соединить составляющие каркаса. Для этого подойдет сварка. Основой каркаса станут трубы. Как правило, для сварки берутся обыкновенные водопроводные трубы, однако иногда умельцы используют части мотоциклетных рам. С целью избежать грубых ошибок, вначале трубы крепятся посредством точечной сварки. После этого, если конструкция имеет правильную форму, трубы соединяют непрерывным единым швом;
- Далее необходимо приварить к раме кронштейны, которые будут удерживать мотор, полозья, сиденья, рулевую колонку и другие элементы конструкции;
- Далее по плану – изготовление полозьев. В качестве них для снегохода подойдет одна или две широкие лыжи, которые должны быть соединены с рулевой колонкой посредством шарнирного механизма;
- После этого необходимо установить амортизаторы – их в готовом виде можно взять у любого мотоцикла;
Далее устанавливаем мотор и коробку передач. Их необходимо крепить на ведущей части конструкции;
Изготовленный своими руками снегоход сможет развивать скорость в 60–70 км./час. Обязательно соблюдайте правила безопасности при передвижении, так как рельефность участка будет постоянно меняться, особенно, если вы выезжаете в лес.
В каком случае имеет смысл приобрести мотокультиватор, а в каком — мотоблок?
Первый агрегат предназначен только для культивирования земли с помощью фрез. И хотя некоторые модели допускают использование других насадок, тем не менее эти насадки рассчитаны только на обработку почвы, а, кроме того, из-за малого веса мотокультиватора выполнять им серьезные земляные работы утомительно для оператора.
Мотоблоки — агрегаты с широким спектром навесного оборудования: плугом, окучником, культиватором, снегоуборщиком, щеткой, сено- и газонокосилкой, прицепом и др. То есть служат для решения самых разнообразных задач в течение круглого года. Они тяжелее и мощнее мотокультиваторов, поэтому лучше подходят для вспахивания целины и прочих земляных работ.
Какое навесное оборудование, не связанное с обработкой земли, можно приобрести? Существуют насадки для срезания травы — сегментные (фронтальные) или роторные сенокосилки.
Сегментные — традиционное решение, они представляют собой два полотна с заточенными зубьями, одно из которых имеет собственный привод (конструкция напоминает машинку для стрижки волос). Роторные скашивают растительность за счет закрепленных на раме двух режущих дисков.
Эти диски — «плавающие», благодаря чему роторные косилки надежнее сегментных: наехав на препятствие, диски не ломаются (как зубья), а огибают его. К тому же в отличие от сегментной косилки роторная укладывает срезанную траву в ряд, и, чтобы убрать ее, не требуется дополнительного грaбления.
Отметим, что мотоблок с сенокосилкой любого типа не может выступать в роли газонокосилки, поскольку даже незначительная пробуксовка его колеса с направленным протектором способна привести к повреждению газона. Зато такой агрегат прекрасно справляется с грубостебельной растительностью высокой урожайности и может использоваться для скашивания зерновых культур и даже низкорослого кустарника.
Когда мотоблок долго не используется, следует сливать топливо из двигателя: со временем бензин теряет свои свойства, и, если этого не сделать, при запуске мотор будет глохнуть или работать с перебоями
Среди навесных инструментов к мотоблокам —устройства для расчистки снега: лопата (отвал), а также специальный снегоуборщик, имеющий шнекороторный механизм, который захватывает снег и через раструб выбрасывает его на расстояние до 10 м.
Мотоблок с прицепом
Наконец, немаловажный для многих потребителей аксессуар — тележка (прицеп) грузоподъемностью в среднем 300–350 кг, позволяющая перевозить различные грузы. Скорость передвижения машины с тележкой — 10–11 км/ч.
Такова номенклатура дополнительных принадлежностей к большинству моделей мотоблоков. Однако для агрегатов, рассчитанных на профессиональное применение, предусмотрены и другие насадки. Так, для некоторых моделей можно найти измельчитель сучьев, ворошитель сена, специальная фреза, с помощью которой можно за один проход подготовить даже каменистую целину к посадке газона, и др.
Одно из достоинств мотоблоков — большой вес, от 70 до 170 кг с насадкой, благодаря чему нагрузка на руки, плечи и спину оператора меньше, чем при работе с мотокультиватором. Однако это достоинство можно рассматривать и как недостаток, когда появляется необходимость перевезти машину из одного места в другое.
Грохотная картофелекопалка
Изготовление картофелекопалки к самоделке начинают с подготовки кузова каретки, сваренного из проволоки и тонких прутиков. Понять такой процесс поможет представленный здесь эскиз (так же можно воспользоваться видео).
Рис.4. Грохотная картофелекопалка
На оси самоделки перед кареткой устанавливают лопату, сделанную из стального листа и повторяющую форму корпуса картофелекопалки. Сзади к ней приваривают прутики, слегка загнутые к низу.
Для изготовления плуга к мотокультиватору применяют высокопрочную легированную или листовую сталь толщиною не менее 3мм.
Рис.5. Самодельный плуг Рис.5. Самодельный плуг
Сначала на основе чертежа подготавливают лекало и переносят его на картон, а потом – на металл, после чего вырезают при помощи болгарки. Лемех плуга рекомендуется усиливать высокопрочным металлом, например, от дисковой пилы. Отвал и стойку можно сначала сделать отдельно, а затем соединить воедино, как показано на видео.
Такая конструкция менее уязвима и в случае поломки какого-то элемента, будет легко произвести его замену.
Грунтозацепы для самодельного мотокультиватора
Наш культиватор должен как-то ездить. Выберите нужные колеса. Помните, что маленькие колеса будут застревать в земле и мешать работе. Слишком большие колеса самодельному мотокультиватору будет тяжело крутить. Выбранные колеса закрепляются на стальные уголки, которые размещаются на редукторном картере.
Возьмите автомобильные рессоры или просто уголки и вырежьте из них зацепы нужного диаметра. Для того, чтобы получить максимальный эффект, установите угол зацепов на 120°.
Когда закончите работу с соединением всех деталей, вы сможете использовать сделанный мотокультиватор своими руками на протяжении нескольких лет. Если хотите, чтобы агрегат просто разбил цельную землю на большие куски, вам нужно будет идти с ним побыстрее.
По тому же принципу можно также взять для самодельного мотокультиватора двигатель от стиральной машины. Разберите детский велосипед и приспособьте на ваш агрегат звездочки и велосипедную цепь. В итоге получится такой себе самодельный электрокультиватор.
Для чего нужна модернизация культиватора
Стоимость культиватора в несколько раз ниже, чем мотоблока, поэтому многие отдают предпочтение первому варианту.
Однако при выполнении различных задач с землей сталкиваются с проблемой низкой функциональности культиватора, который не ориентирован неглубокое вскапывание почвы или уборку урожая.
Обладая конструкторским навыками можно решить эту проблему переделав культиватор в мотоблок, сэкономив при этом семейный бюджет.
Если применять в работе навесное оборудование вроде окучника, плуга и тому подобного, то понижающая передача крайне необходима. Поскольку вам нужен повышенный крутящий момент на небольших скоростях.
Для этого необходимо разогнать двигатель до более высоких оборотов, поскольку культиватор создан для работы всего с одной фрезой и чтобы предоставить возможность устанавливать на него разноплановые насадки необходимо из него сделать мотоблок.
Чтобы получить на культиваторе пониженную передачу, целесообразно установить на него специальный редуктор. Первоначально кажется, что это сложное техническое устройство, можно сделать только в заводских условиях на специальном оборудование.
Однако на самом деле, переделка передающего механизма, который преобразует угловую скорость в одну или несколько механических передач своими руками не является сложной задачей.
Сначала нужно утвердиться с основными эксплуатационными параметрами силовой установки. В технической документации обозначено число оборотов коленчатого вала. Это основное значение, которое необходимо для осуществления подсчетов при переделке культиватора в мотоблок. Для создания понижающего редуктора на культиватор понадобятся такие инструменты и материалы, как:
- болгарка;
- сварочный аппарат;
- дрель;
- наждачка и сверла;
- линейка;
- тиски;
- молоток;
- металлический лист толщиной примерно 5 мм;
- труба для фиксации подшипников.
Агрегаты с электроприводом
При обработке небольших земельных участков хорошим подспорьем может стать культиватор на электроприводе. Наиболее популярной является промышленная модель «Крот». Как правило, электрокультиватор имеет меньшую мощность, а его использование ограничивается шнуром электропитания. Но все же данная техника весьма популярна среди дачников. При этом многие умельцы предпочитают изготавливать самодельный электрокультиватор своими руками.
Принцип работы
Силовым агрегатом электрокультиватора является электродвигатель, который передает крутящий момент на фрезу колесного типа или другой элемент землеобработки через редуктор. Органы управления техникой располагаются на руле. Чаще всего электрокультиваторы одноколесные
Необходимая глубина рыхления почвы достигается за счет нажима на ручки руля и регулировки высоты сошника. Как правило, она составляет около 25 сантиметров, чего достаточно для культивирования почвы.
Вторая жизнь мясорубки
В качестве основы для самодельного электрокультиватора можно использовать любой электродвигатель, рассчитанный на 220 В, но чаще всего умельцы применяют силовой блок и редуктор от электрической мясорубки.
Единственно, что придется сделать — сбить рабочую насадку и установить на ее место вал (чаще всего для этих целей берут расточенный лом). К валу крепятся колеса-грунтозацепы с ножами, которые легко разбивают и рыхлят землю.
Но в качестве силовых блоков могут применяться и другие виды электротехники, поэтому, если есть желание поэкспериментировать со сборкой электрокультиватора своими руками, чертежи подобной техники можно легко найти в интернете.
Конструктивные особенности
Применяется самодельный мотоблок чаще всего для выполнения несложных, но трудоемких работ:
- вспашка земельного надела;
- окучивание посадок;
- покос травы или ботвы;
- внесение органических удобрений.
Можно модернизировать любой мотоблок с двигателем ЗиД или каким-либо другим, сделать его на больших колесах, с ременным приводом.
Нередко народные умельцы предпочитают собирать заново такие агрегаты, используя старые запчасти от таких механических приспособлений:
- мотопилы типа «Дружба»;
- мотороллера;
- мотоцикла;
- стиральной машины.
Электрический движок тоже может потребоваться в такой технике, например, для создания воздушного охлаждения, поэтому двигатель от пылесоса или небольшого холодильника также может пригодиться.
Если человек владеет инструментом, разбирается в устройстве техники, то сделать мотоблок не представляет большого труда. По материальным затратам это может стоить минимальную сумму, тогда как цены на хороший агрегат начинаются от 300 долларов. Если все сделать правильно, новое устройство, созданное своими руками, может ничем не уступать по надежности и производительности импортным образцам типа мотоблоков «Кайман».
Нередко мастера применяют в качестве движков старые агрегаты от пилы «Дружба». При этом мотоблок является простым в управлении, с ним может работать даже непрофессионал или несовершеннолетний. Силовая установка способна выдержать значительные нагрузки, не заглохнув даже на малых скоростях.
Такой показатель важен при следующих работах:
Даже брендовые мотоблоки не все могут выполнять подобные работы.
Особенности переделки культиватора в снегоход
Культиватор есть в распоряжении почти у каждого фермера. В зимнее время он, по сути, простаивает без дела, поэтому на зиму его мотором можно снабдить самодельный снегоход. Для изготовления транспортного средства, как правило, используются двигатели от культиваторов среднего класса. Мотор должен быть снабжен тягово-сцепным устройством и управлением ручного типа. Такими элементами оснащается, к примеру, культиватор Нева. Он производиться из качественных японских деталей, и стоит сравнительно не больших денег.
Культиватор из бензопилы урал своими руками
Кроме двигателя, для сборки мотокультиватора на базе бензопилы Урал потребуются рамы, промежуточный вал и бак для заправки топливом. Перед началом изготовления оператор должен изучить чертежи, в которых будет описан подробный порядок действий.
Дальнейший процесс сборки выглядит так:
- Сначала нужно снять корпус бензопилы и демонтировать из нее двигатель, заводской бак для горючего и встроенный редуктор, предназначенный для передачи крутящего момента;
- Затем можно переходить к сварке рам. Лучше всего сделать ее из стальных уголков, сечение которых должно составлять 3,2×3,2 см. Опорную конструкцию можно усилить стяжками и распорками, а платформу, необходимую для монтажа двигателя, потребуется оборудовать ребрами жесткости. Готовый каркас должен выдерживать вибрацию мотора и вес установленных на нее механизмов мотокультиватора;
- К усиленным верхним уголкам сваренной рамы, на специально подготовленной платформе, потребуется прикрепить двигатель. Между ним и платформой нужно установить слой плотной резины, которая будет гасить вибрации мотора;
- Непосредственно под платформой с двигателем необходимо установить топливный бак. Он должен крепиться к раме при помощи кронштейнов. Нижнюю часть резервуара необходимо защитить стальной пластиной;
- Далее на передних вертикальных стойках рамы потребуется установить опоры, которыми оборудован промежуточный вал;
- Для фиксации подшипников, расположенных на ходовом валу, нужно соединить опоры, используя для этого продольные уголки;
- Затем нужно укомплектовать мотокультиватор органами управления. Рукоятку можно сделать из перекладины, прикрепив к ней включатели и рычаги;
- Готовый сельхозагрегат нужно оборудовать пневматическими колесами или грунтозацепами. Для этого можно взять 2 колеса от садовой тележки или от автомобиля «Ока». Крепить колеса нужно к оси, в средней части которой должен быть установлен дополнительный редуктор. Его нужно соединить с двигателем при помощи цепного привода.
Самодельные мотокультиваторы из бензопилы Урал выделяются повышенной проходимостью и способностью эффективно вспахивать участки с тяжелой глинистой почвой. Их можно оборудовать разными видами прицепного оборудования, которое позволит использовать самоделки для посадки и сбора картофеля, окучивания кустов и решения других задач на огороде.
Ходовая часть и управление
Ходовая часть — это рама, на которую надо прикрепить все детали мотоблока и колеса. Когда рамы нет, то ее функции выполняет трансмиссия, на нее и следует монтировать мотор и колеса.
На ходовую часть можно ставить детали от машины, например, из заднего моста Жигулей.
Это подходящий вариант для того, чтобы менять расстояние между колесами и устанавливать колею нужной ширины. Если заднего моста от Жигулей нет, то подойдет от Муравья или вездехода.
На мотоблоках принято использовать 2 типа колес:
- Пневматические.
- Утяжеленные металлические, которые имеют грунтозацепы. Они крепятся к колесам болтами или навариваются. Дополнительно на металлические колеса можно навесить другие грузы, чтобы увеличить вес мотоблока и улучшить сцепление с грунтом.
Минитрактор и вездеход из мотоблока
Почти все самоделки из мотоблока делают для повышения комфорта в работе. Действительно, зачем тратить силы, водя «за рога» тяжелый агрегат, когда его можно оседлать, превратив в маневренный минитрактор?
Однако, здесь нужно сделать одно важное замечание. Сев верхом на мотоблок, вы повысите центр его тяжести. Это увеличит риск опрокидывания при крутых разворотах. Для повышения устойчивости нужно сделать достаточно широкую вторую ведомую ось (1-1,2м).
Очень желательно расширить узкую колесную базу самого мотоблока. Сегодня для такой переделки не нужно искать опытного токаря. В продаже имеются готовые втулки (удлинители) которые ставят на ведущий вал для увеличения расстояния между колесами мотоблока.
Если на легком или среднем мотоблоке нет дифференциала, то повысить его маневренность и заодно увеличить колесную базу можно, установив блокирующие поворотные удлинители, выполняющие эти функции.
Тот, кто не уверенно работает с железом и не имеет большого опыта в конструировании машин, может сделать минитрактор из мотоблока, купив готовый комплект.
- рама с креплениями для двигателя;
- подножки с педалями;
- сиденье;
- рычаги выключения блокировки полуосей;
- рулевое управление с тягами;
- передняя балка с тормозными дисками и колесными ступицами;
- задняя навеска с ручным подъемным механизмом;
- крылья.
Цена такого комплекта находится в пределах 20-22 тысяч рублей. Особых проблем при переделке мотоблока в минитрактор при наличии перечисленных сборочных единиц не возникает.
В итоге у вас получится самодельный трактор, на котором можно комфортно обрабатывать участок и возить грузы, прицепив тележку. Важным достоинством готового техкомплекта является его конструкция – точно просчитанная и испытанная в работе. При самостоятельной адаптации мотоблока под самодельную тракторную базу большинство узлов придется изготавливать и состыковывать самостоятельно. Этот процесс часто требует переделки и доводки.
Тот, кто своими руками сделал минитрактор, вездеход из мотоблока соберет без проблем. Для этого достаточно поменять стандартные диски на более широкие и установить на них внедрожную резину.
Лучше всего, если базой для такого мини-вездехода станет мотоблок с водяным, а не воздушным охлаждением мотора. Он более вынослив к длительным нагрузкам и меньше перегревается.
Мотоблок из мотоцикла
Здесь мы рассмотрим вариант сборки мотоблока из советского мотоцикла ИЖ Планета 5. В первую очередь демонтируем двигатель. Для оптимизации его работы, систему охлаждения придется немного переделать — сделать ее активной, а не пассивной.
Более легкий запуск возможен, если увеличить тягу. Для этого замените клапан на лепестковый. Так как обороты могут оказаться слишком высокими не будет лишней установка ходоуменшителя.
Раму будущего мотоблока можно сварить самому, но если у вас есть рабочая рама от мотоцикла, то просто модернизируйте ее. Необходимо отрезать вилку переднего колеса и все лишнее. Затем сзади рамы приварить крепление для установки сцепки.
Особо важным компонентом является редуктор. Хорошо подходит для этих целей редуктор из мотоцикла «Муравей». Осталось установить ось на раму и закрепить колеса. Колеса могут быть любыми, но лучше использовать от автомобиля Lada, так как в них высокая проходимость.
Особенности выбора агрегата
При желании выбрать подходящую модель мотоблока обратите внимание на ряд важных параметров. Среди них:
- обрабатываемая площадь;
- тип решаемых задач;
- мощность оборудования.
Что касается показателей мощности, то их выбирают с учетом типа работ, которые будут проводиться на участке. Для сезонной вспашки почвы в осенний период достаточно приобрести агрегат мощностью двигателя 5,5−6 лошадиных сил. Правда, если речь идёт об обработке целины и сухих почв, то вам понадобится приобрести более тяжелую модель с усиленным мотором.
При желании приобрести миниатюрную версию трактора, отдавайте предпочтение продукции от проверенных брендов. Не секрет, что малая техника европейского производства может комплектоваться «родными» силовыми установками более известных производителей, поэтому такой двигатель сможет прослужить будущему хозяину очень долгое время.
Что касается китайской продукции, то она не может похвастаться хорошими показателями мощности, надёжностью и долговечностью. Однако и в этом сегменте можно найти вполне неплохое решение. Просто тщательно изучите репутацию компании, узнайте отзывы реальных покупателей на форумах и порталах для фермеров.
Отличия между мотоблоками
Мощность мотоблоков — 6–9 л.с. (лишь у отдельных моделей тяжелого класса — до 12 л.с.). Разница незначительна и принципиально не влияет на производительность агрегата. Зато она влияет на его долговечность: чем мощнее двигатель машины, тем дольше она прослужит.
Основная часть представленных на рынке мотоблоков как иностранного, так и отечественного производства оснащена 4-тактными двигателями внутреннего сгорания с большим моторесурсом от трех изготовителей — BRIGGS & STRATTON (США), ROBIN-SUBARU и HONDA (Япония). Притом при покупке агрегатов многих фирм можно выбирать мощность и марку двигателя.
На всех современных моделях мотоблоков установлены двигатели не с боковым, а с верхним расположением клапанов, которые работают тише и с меньшей вибрацией. Расход бензина зависит от особенностей эксплуатации устройства, но в среднем составляет 1,5–2 л/ч.
Принципиальное различие между агрегатами — в типе привода навесного оборудования: он бывает ременным или шестеренчатым, причем последний — с валом отбора мощности. Почти у всех российских и у ряда зарубежных мотоблоков привод первого типа. Однако, по мнению специалистов, он не очень надежный: при высоких эксплуатационных нагрузках ремень может проскальзывать и даже рваться.
Срок службы мотоблока зависит от особенностей его эксплуатации, притом у качественных двигателей наработка до первого отказа — не менее 800–1500 моточасов
Конструкция с валом отбора мощности надежнее, а кроме того, присоединять насадки к валу проще и быстрее, чем к ременному приводу (на мотоблоках некоторых моделей сменить насадку можно за пару минут). Еще одно достоинство механизма с валом — он позволяет навешивать на машину фрезу сзади (со стороны оператора), а не вместо колес, как в агрегатах с ременным приводом.
Притом фрезы ряда производителей вращаются в направлении, обратном вращению колес, тем самым упрощая процесс зарывания фрезы в землю и уменьшая нагрузку на спину и плечи пользователя. Между тем некоторые специалисты утверждают, что на практике мотоблоки с ременным приводом за один проход вспахивают землю на большую глубину, чем агрегаты, имеющие вал.
Подготовка к созданию самоделки
Чтобы сделать самодельную сельхозмашину умельцы зачастую используют подручные материалы и отслужившие свой срок узлы мототехники. Так, основой мотоблока нередко служит бензопила, мотороллер или мопед, а когда нужно получить мощный и более функциональный агрегат – устаревшая модель мотоцикла («Восход», «Ява», «Минск»).
Прежде чем приступить к сборке мотоблока либо мотокультиватора просматривают тематическое видео в сети Интернет, подыскивают нужную информацию в журналах, прочих изданиях. Затем подготавливают инструмент и материал, разрабатывают эскизы и чертёжи, где наглядно изображают все функционирующие органы самоделки, включая силовую и ходовую части, системы управления и агрегатирования. Ниже на чертеже показано, как выглядит стандартная конструкция одноколёсного мотокультиватора.
Рис.1. Устройство самодельного мотокультиватора
1– силовой агрегат культиватора; 2– металлический защитный кожух; 3– топливный бак; 4– бобина зажигания; 5– коммутатор; 6– шпилька, фиксирующая наклон навески; 7– болт М-16; 8– ось для монтажа навески; 9– плуг навесной; 10– кронштейн; 11– станина; 12– рукояти; колесо с грунтозахватами.
Нелишним будет сделать кинематическую схему самоделки, отразив в ней порядок взаимодействия рабочих механизмов и показав, как организована трансмиссия.
Чтобы сделать лёгкий мотокультиватор или более тяжёлый мотоблок применяют следующий инструмент:
- электродрель с набором свёрл;
- болгарку и диски по металлу;
- ключи (рожковые, накидные);
- сварочный аппарат;
- тиски.
Материалом для самоделки служат высокопрочные швеллеры, стальные пластины и трубы.
Самодельную раму для мотоблока или мотокультиватора делают сварной, но в то же время очень прочной, так как к ней впоследствии будут прилаживаться все комплектующие самоделки. Для сооружения рамы применяют железные трубы или швеллеры.
Иногда чтобы собрать самодельный мотоблок или мотокультиватор используют переделанную мотоциклетную раму.
Рис.2. Переделанная рама от мотоцикла
1– руль; 2– держатель панели приборной; 3– площадка для установки аккумулятора; 4– швеллер (лонжерон); 5– картер; 6– станина; 7– натяжитель цепи; 8– упор натяжителя цепи; 9– подкос; 10– держатель крепления подрамника; 11– кронштейн, соединяющий культиватор с адаптером или прицепом; 12- поперечина.
От прежней конструкции отсекают переднюю вилку и иные элементы, чтобы те не препятствовали монтажу навесного оборудования на будущий культиватор. Сзади крепят сваркой самодельный механизм для сцепки мотокультиватора с оборудованием, прицепной тележкой. Как правильно самому сделать сцепку, следует посмотреть на видео.
Подготовительные работы
Чтобы из мотоблока сделать минитрактор, необходимо вначале заготовить чертежи и кинематические схемы. Благодаря чертежам можно лучше представить, что за агрегат получится в итоге, а также определиться с необходимым материалом.
Схемы нужны для того, чтобы правильно рассчитать нагрузку на раму, а также тяговое усилие, которое потребуется для выполнения работ на приусадебном участке.
Не последнюю роль играет и расположение двигателя. Лучше всего, если силовой агрегат будет располагаться сзади, сразу за водительским креслом.
Благодаря этому создаётся более надёжное сцепление ведущих колёс с грунтом, а водитель обеспечит добавление веса на передний ведомый мост. В результате этого минитрактор не сможет опрокинуться назад во время пахотных работ на твёрдой почве.
Необходимые материалы и инструменты
Для работ потребуются следующие материалы:
- Мотоблок Нева. Он представляет собой основу всей будущей конструкции.
- Пара дополнительных колёс вместе с осью. Выбирать колёса необходимо очень тщательно. Если они будут слишком маленького диаметра, то машина может опрокинуться, а чересчур большой может негативным образом повлиять на управляемость. Оптимальный радиус колёс — 14–18 дюймов. Идеальным вариантом будут шины от легкового автомобиля «Волга» старого образца.
- Подшипники для установки рулевой колонки и колёс.
- Металл для создания рамы. Рекомендуется использовать трубу, швеллер или уголок.
- Элементы для крепежа: гайки, болты и шайбы.
- Расходные элементы: диски для болгарки, свёрла, электроды.
- Смазочный материал: литол или солидол.
Чтобы сделать мини-трактор из мотоблока, потребуются следующие инструменты:
- Сварочный аппарат.
- Дрель.
- Болгарка.
- Набор гаечных ключей.
Самодельный мотоблок по инструкции архипова
Конструкция такого мотоблока выполнена в виде самоходного двухколесного агрегата, который поставляется с двигателем от мотороллера ВП-150М. Эта модель мотора обладает таким конструктивным характером, что при повышенных нагрузках происходит принудительное охлаждение головки цилиндра с помощью воздуха.
Если соблюдать инструкцию Архипова, то на следующем этапе придётся изготовить сваренную из труп П-образную раму, а затем выточить на токарном станке колесную ось. Для основной и регулирующих тяг следует создать 3 шарнира, которые будут выполнять роль соединяющих элементов между мотоблоком, рулем и плугом.
В свою очередь, раму агрегата оборудуют стальной трубой с осью, используя сварочный аппарат. Это позволит осуществить натяжение тросов, идущих к коробке переключения передач. Само натяжение обеспечивается с помощью качающего коромысла. Переключение передач осуществляется с помощью приваренного отрезка стальной трубы.
Что касается аналогов подобной разработки, то их действительно очень много, правда, оригинальная версия обладает некоторыми бесспорными достоинствами.
Преимущества мотоблока Архипова:
- Наличие шарнирного соединения. Не секрет, что большинство обрабатывающих приспособлений и тягачей оборудованы жестким соединением, что негативно сказывается на маневрировании агрегата, усложняя работу с ним. Все элементы разработки Архипова соединены между собой с помощью шарниров. За счёт такого параметра появляется возможность менять направление движения в процессе работы без вынимания плуга из борозды.
- Смещение оси к направлению движения. При обрабатывании почвы с помощью мотоблока у многих дачников возникает такая проблема, как постепенное смещение агрегата в сторону под воздействием сопротивления. Чтобы выравнивать борозду, приходится прикладывать много усилий. Для компенсации заноса мастер разместил ось плуга под небольшим углом в сторону движения. Выполняя работу, конструкция слегка смещается влево, а необходимое направление регулируется посредством шарниров тяги.
- Уровень глубины пахоты. В большинстве существующих моделей мотоблоков глубина погружения рабочего элемента обусловлена опусканием или подъёмом плуга. В случае с данной разновидностью её изменяют автоматическим образом. Для регулировки изменяется угол плуга по отношению к борозде. В свою очередь, конструкцию оборудуют полевой доской, выполняющей роль подъёмной силы при произвольном зарывании плуга в землю. Если же проблема проявляется противоположным образом, и лемех появляется над поверхностью земли, то угол атаки вновь погружается в землю на конкретную глубину.
Начинать сборку агрегата нужно с обустройства ходового вала. Затем его оснащают корпусом с подшипниками, приваривают звездочку и фиксируют обгонные муфты, которые выполняют роль дифференциала. Затем конструкцию снабжают колесами и рамой с телескопической тягой, плугом и рулем.
Сборка мотоблока Рысь — видео об эксплуатации
Обзор мотоблоков Рысь. Модельный ряд. Навесное оборудование и обслуживание
Обзор мотоблоков Рысь
Мотоблоки Рысь считаются недорогой и надежной сельскохозяйственной техникой, которая была разработана с учетом фермерских потребностей.
Производятся данная техника белорусско-российскими специалистами. Они предлагают своим покупателям недорогую технику с высокими техническими характеристиками.
Модельный ряд мотоблоков Рысь пока не особо велик, но, все же имеет свои нюансы.
Модельный ряд
На сегодняшний день производитель предлагает всего 4 модификации своей техники: МБР-7, МБР-8, МБР-9 и МБР-16. Цифра через дефис отвечает за количество лошадиных сил.
Чем больше мощность двигателя, тем тяжелее работы он в состоянии проводить.
Все мотоблоки Рысь работают на бензине марки АИ-92 или АИ-95. Несмотря на то, что есть возможность заливать АИ-80, делать это не рекомендуется, поскольку есть большая вероятность забивания топливных фильтров и дальнейшего выхода из строя топливной системы.
Из особенностей в технических характеристиках покупатели выделяют следующее:
- Низкий уровень шума во время эксплуатации;
- Экономичность потребления ГСМ;
- Прочная рама;
- Большая мощность;
- Широкий спектр применения при агрегатировании навесного оборудования;
- Отличное управление и маневренность;
- Возможность компактно сложить устройство во время транспортировки, путем отсоединения рулевой штанги;
- Поворотный руль на 360 °.
Как мы видим плюсов у данной техники достаточно много, так что не удивительно, что многие потребители выбирают именно Рысь.
Более подробные технические характеристики каждой модели представлены в таблице ниже:
МБР-7
МБР-8
МБР-9
МБР-16
глубина обработки (см)
Навесное оборудование
Популярность мотоблоков Рысь обусловлена их низкой стоимостью и большим спектром применения. Они способны обрабатывать участки средних и больших размеров. Благодаря установке сцепки универсального типа, можно использовать навесное оборудование от других производителей.
Давайте рассмотрим наиболее распространенные навески, которые применяются совместно с мотоблоками Рысь.
Фреза
Это базовое навесное оборудование, которое входит в заводской комплект поставки. Фрезы используются для придания однородности верхнему пласту грунта и увеличения урожайности. Их ширина описана в технических характеристиках каждой модели.
Инструкция по эксплуатации содержит подробное описание сборки.
Ей нельзя пренебрегать, поскольку в случае нарушения данного процесса, есть большой риск их отсоединения и нанесения травмы оператору.
Если необходимо обработать каменистые или целинные земли, то для этих целей применяется плуг.Во время вспашки делается колея, а затем, одно колесо помещается в нее, выставляется уровень погружения плуга и продолжается работа.
Наиболее распространенным считается оборотный плуг, он во время вспашки несколько раз проворачивает землю, разбивает комья и только потом отбрасывают в сторону.
Косилки
Мотоблоки Рысь поддерживают работу с роторными косилками. Они устанавливаются впереди устройства и позволяют срезать траву средних размеров и небольшие кустарники.
Перед началом работы с роторными косилками, следует обязательно убедиться в надежной фиксации ножей, поскольку во время эксплуатации они раскручиваются и могут нанести вред здоровью оператора!
Картофелекопалка и картофелесажалка
Посадка и сбор картофеля всегда было трудоемким делом. Для автоматизации этого процесса используется соответствующее навесное оборудование с мотоблоком Рысь. Картофелесажалка выполнена в следующей конструкции: спереди расположен плуг, который делает траншею, а сзади специальное устройство с баком, из которого при помощи конвейерной ленты берется картофель и высаживается в землю. Сзади агрегата траншея закапывается при помощи двух окучников.
Картофелекопалка служит для выкапывания картошки. Наиболее популярными являются грохотные варианты. У них спереди располагается нож, который подрезает слой земли и направляет его на грохот, где он разбиваются, и на поверхности земли остаются только плоды картофеля.
Окучники
Картофель является требовательной культурой и работы по уходу за ней также требуют больших физических затрат, чтобы их уменьшить применяется мотоблок Рысь вместе с окучниками. Они представляют собой два диска, которые отбрасывают землю вместе с травой с междурядий на кусты культуры. Таким образом, происходит не только окучивание, но и прополка картофеля.
Снегоуборщики и отвал лопата
В зимнее время года не стоит ставить мотоблок Рысь на консервацию он может помочь в уборке территории от снега.
Для этого есть два варианта снегоуборочного оборудования:
Эта навеска представляет собой специальный ковш, который подбирает пласт снега и направляет его к ротору, где он раскручивается и отбрасывается в сторону. Дальность выброса зависит напрямую от мощности, чем она больше, тем дальше улетит снег.
- Отвал лопата
Однако снегоуборщики стоят достаточно много, что многим является не по карману. Бюджетным навесным оборудованием для уборки снега является отвал-лопата, которая просто убирает снег в сторону. Она чаще всего применяется владельцам дач или частных домов, где есть необходимость очистить дорожку для пешеходов или автомобилей.
Колеса, грунтозацепы и гусеницы
В стандартную комплектацию мотоблока Рысь входят качественные шины с агрессивным протектором, которые обеспечивают надежное сцепление с поверхностью.
Однако, при обработке целинных земель или проведения тяжелых работ, мотоблок может проскакивать какие-либо участки или буксовать с плугом. Чтобы облегчить эти работы и улучшить ход машины, можно установить грунтозацепы.
В зимнее время года для передвижения мотоблока рекомендуется применять гусеничный модуль, он улучшает сцепление, за счет увеличение площади контакта машины с поверхностью.
Утяжелители
Недостаток в виде маленького веса у мотоблоков Рысь можно компенсировать за счет установления дополнительного веса – утяжелителей. Они изготавливаются в форме блинов и вешаются на колесную ось.
Прицеп
Мотоблоки Рысь могут производить перевозку грузов благодаря установке прицепов. Выбор его конфигурации напрямую зависит от перевозимого груза:
- Прицепы с высокими бортами используются при транспортировке объемного груза;
- Самосвальные варианты применяются при перевозке сыпучих предметов;
- Длинные тележки используются при необходимости перевезти длинные трубы или срубы деревьев.
Адаптер
Главным недостатком мотоблока является то, что за ними приходится передвигаться стоя. Из-за этого наступает быстрая усталость. Чтобы облегчить этот процесс можно воспользоваться адаптером, который подсоединяется сзади и предоставляет возможность управления устройством сидя.
Самодельные варианты
Сейчас многие фермеры ощущают острую нехватку денежных средств. Поэтому они изготавливают навесное оборудование своими руками.
На форумах есть большое количество видео инструкций, которые пошагово объясняют процесс их изготовления.
Ведь лишний металл есть почти в каждом хозяйстве, а если руки умеют обращаться с инструментом, то и проблем с их изготовлением не возникнет.
Инструкция по эксплуатации
Каждый новый владелец должен начинать работу с мотоблоком Рысь с изучения инструкции по эксплуатации. Это поможет понять принцип приведения устройства в работу и обращения с ним. Давайте рассмотрим основные аспекты руководства пользователя.
Первый пуск и обкатка
- Поставляется мотоблок Рысь в разобранном состоянии.
- Все начинается со сборки машины. Этот процесс подробно расписан в инструкции по эксплуатации.
- Затем, необходимо залить не только топливо, но и моторное масло.
- После этого наступает режим обкатки мотоблока. Длится этот период около 8-9 часов и смысл его заключается в том, чтобы дать поработать двигателю при минимальной нагрузке. Благодаря этому все составляющие мотора смажутся и притрутся между собой.
- Рекомендуется во время обкатки постоянно переключать передачи, чтобы рычаг КПП начал работать без сбоев и вылетов.
- После этого следует заменить моторное масло, поскольку в нем соберется большое количество сторонних примесей.
Обслуживание
Для продления ресурса работы мотоблока Рысь за ним необходимо ухаживать и следить за его состоянием.
- Перед каждым выездом следует проверять наличие топлива и моторного масла, визуально оценивать состояние машины на предмет выхода из строя деталей, проверять надежную фиксацию навесного оборудования.
- Замена моторного масла должна происходить спустя 25 часов работы мотоблока Рысь. Производитель рекомендует заливать смазочный материал с классификацией 10W-30.
Замена трансмиссионного масла должна происходить дважды в год: весной и осенью.
Ремонт неисправностей
Рано или поздно любая техника выходит из строя. Бывают мелкие поломки, которые можно решить самостоятельно в гараже, а бывают более крупные выходы из строя, когда следует обратиться в сервисный центр для их решения.
Давайте рассмотрим наиболее популярные неисправности и пути их решения, с которыми встречается каждый владелец мотоблока Рысь.
Неисправность
Решение
Если двигатель не запускается:
Двигатель выдает не стабильные обороты
Как мы видим, пути решения интуитивно просты. Главное выявить причину поломки.
Видео обзор работы
Ниже представлен видео обзор работы мотоблока Рысь с фрезой:
У многих владельцев возникают проблемы при сборке фрез. Чтобы понять разницу между возможными вариантами этого навесного оборудования и ознакомиться с правильной последовательностью их сборки, предлагаем посмотреть следующий видео обзор:
Отзывы владельцев
Вот что пишут о мотоблоках Рысь на форумах посвященных малой сельскохозяйственной технике:
Александр:
«Мотоблок Рысь мне достался в виде подарка на день рождения. Я как-то раньше даже не знал о такой технике. Поискал я в интернете информацию о данном мотоблоке, но ее оказалось не много. Единственное, что было хорошо расписано, так это технические характеристики. Вроде достойная машина. У меня участок в 15 соток. И сейчас я активно применяю его в видео окучника и культиватора (фрезы были в наборе). Однако во время работы на нем уж слишком большая вибрация идет… А вот поворотная рукоять это хорошо, можно обработать даже самые труднодоступные места. В среднем расходует 1,5 литра в час»
Виталик:
«Я стал владельцем мотоблока Рысь в 2016 году. За весь период эксплуатации, особых поломок не наблюдал. Но по мелочам ломается много. Благо фирменные запчасти можно найти на железячном рынке без проблем. На выдаваемой мощности это ни коим образом не сказывается. А вот мотор регулярно перегревается и явно не предназначен для длительного применения. Запчасти то дешевые, а мотор если полетит, то легче будет новый мотоблок взять.
Плюсы: Мощность, низкий расход ГСМ, эффективность.
Мотоблоки «Рысь»: характеристика, модели и особенности эксплуатации
Мотоблоки «Рысь», которые производятся в России, считаются надежной и недорогой техникой, используемой в сельском хозяйстве, а также в частных фермерских владениях. Производители предлагают пользователям высокотехнологичную технику, которая отличается хорошими характеристиками. Модельный ряд данных агрегатов не так велик, но они уже успели завоевать популярность при выполнении тех или иных работ.
Модельный ряд и характеристики
В настоящее время производители предлагают своим покупателям 4 модификации техники:
Все мотоблоки оснащаются при этом силовыми агрегатами, работающими на бензине.
Среди основных характеристик машин можно выделить такие:
- экономное потребление топлива;
- большая мощность;
- низкая шумность во время работы;
- прочная рама;
- манёвренность и удобное управление;
- широкий спектр навесных приспособлений;
- возможность трансформации изделия для перевозки.
Как видно, достоинства данного вида техники большие, а потому это говорит о ее популярности среди отечественных пользователей.
Подробный обзор разновидностей
МБР 7-10
Этот вариант мотоблока относится к тяжелым видам техники, которая может легко обрабатывать большие участки земли. Непрерывность работы агрегата на участке для предупреждения выхода его из строя не должна превышать 2 часов, так говорится в инструкции по эксплуатации. Используются агрегаты для обработки приусадебных территорий, участков земли на даче и прочее. Удачное размещение главных элементов управления делает такой мотоблок легкоуправляемым, маневренным и эргономичным.
Оснащается техника бензиновым мотором на 7 лошадиных сил и имеет воздушное охлаждение. Запуск двигателя производится при помощи стартера. С помощью мотоблока можно выполнять такие виды работ:
- пропалывать участки;
- фрезеровать;
- вспахивать;
- рыхлить;
- окучивать.
При использовании навесного оборудования можно применять данную технику для сбора урожая или посадки картофеля. Вес машины составляет 82 кг.
Особенности эксплуатации
Перед покупкой важно произвести сборку агрегата согласно инструкции и обкатать его. Обкатка должна выполняться сразу же после покупки устройства, и она должна длиться не менее 20 часов. Если после этого машина работает без сбоев в основных узлах, то обкатку можно считать завершенной и в дальнейшем использовать технику для выполнения различных функций. Также важно сразу после обкатки слить отработанное масло и поменять топливо в баке.
После проведения различных видов работ рекомендуется выполнять следующие действия:
- очищать от грязи рабочие детали;
- проверять надежность закрепления соединений;
- проверять уровень топлива и масла.
Данная техника относится к тяжёлым агрегатам и имеет сбалансированную конструкцию, а также большие колёса, что позволяет устройству не пробуксовывать и не грузнуть в болоте. Благодаря таким характеристикам техника отлично справляется с поставленными задачами, а также при необходимости ее можно оснащать навесным оборудованием от различных производителей.
Преимущества:
- запуск мотора производится ручным стартером;
- большой диаметр поршневого элемента, что обеспечивает высокую мощность агрегата;
- многодисковое сцепление;
- большие колёса;
- большой захват ширины обрабатываемой поверхности;
- все металлические части покрыты антикоррозийным составом.
Мотоблок потребляет до 2 литров топлива в час, а весит 120 кг. Одного бака хватит для выполнения работ на протяжении 14 часов.
Особенности эксплуатации
Чтобы увеличить моторесурс данных аппаратов, за ними необходимо правильно ухаживать и периодически проводить ТО. Перед выездом на участок нужно проверять наличие масла в двигателе и топлива в баке. Также стоит визуально оценивать состояние машины и проверять фиксацию оборудования перед каждым выездом. Через 25 часов работы на аппарате надо полностью заменять масло в моторе и использовать при этом состав 10W-30, который рекомендуется производителем. Масло в трансмиссии меняется только 2 раза в год.
Основные неисправности и их устранение
Любая техника, независимо от производителя и стоимости, может со временем выходить из строя. Это случается по разным причинам. Бывают как мелкие поломки, так и более сложные. В первом случае проблему удается решить самостоятельно, а когда из строя выходят отдельные узлы, то следует обращаться в сервисный центр или к другим специалистам для их решения.
Если двигатель работает нестабильно, для устранения поломок необходимо выполнить такие действия:
- проверить контакты на свече и почистить ее при необходимости;
- почистить топливопроводы и залить чистый бензин в бак;
- почистить воздушный фильтр;
- проверить карбюратор.
Работы по замене двигателя на агрегате на гусеничном ходу производятся в обычном порядке, как и на любых других видах техники. Для этого рекомендуется отсоединить все элементы управления от мотора, открутить болты его крепления к раме, поставить новый агрегат на место и закрепить его там.
Если будет устанавливаться новый мотор, то рекомендуется также перед использованием произвести обкатку, а дальше его эксплуатацию выполнять в соответствии с указанными выше правилами.
Навесное оборудование
Популярность данного вида техники обуславливается не только его доступной стоимостью, но также и возможностью устанавливать различные навесные приспособления, чтобы увеличивать функциональность МБ.
- Фреза. Поставляется изначально в комплекте с мотоблоком и предназначена для обработки верхнего шара грунта, что делает его более мягким и способствует увеличению урожая. Ширина фрезы для каждой модели мотоблока бывает разная. Описание есть в инструкции по эксплуатации.
- Плуг. С его помощью можно обрабатывать целинные или каменистые земли, вспахивания их.
- Косилки. Обычно продаются роторные косилки, которые имеют различную ширину и устанавливаются спереди рамы. Перед началом работ с такими приспособлениями рекомендуется проверить надежность фиксации ножей, чтобы не причинить себе вред.
- Устройства для посадки и уборки картофеля. Чтобы процесс автоматизировать, используется навесное приспособление, которое устанавливается на мотоблок «Рысь». Эта конструкция имеет определенную форму и устройство, благодаря чему выкапывает картофель и выкидывает его на поверхность грунта. Траншеи, которые получаются в процессе, закапываются окучниками.
- Снегоуборщик. Благодаря такому оборудованию можно производить очистку территории от снега в зимний период. Навеска представляет собой ковш, который может собирать снег и откидывать его в сторону.
- Гусеницы и колёса. В стандартной комплектации мотоблоки «Рысь» поставляются с обычными колесами, но при необходимости их можно поменять на гусеницы или грунтозацепы, что позволит выполнять работы в болотистой местности или же в зимнее время.
- Утяжелители. Так как вес моделей относительно небольшой, то для улучшения сцепления колес с землей их можно утяжелять. Производится такое устройство в виде блинов из металла, которые можно вешать на раму.
- Прицеп. Благодаря ему можно перевозить габаритные грузы. Прицеп крепится сзади к раме.
- Адаптер. Мотоблоки «Рысь» не имеют места для оператора, а потому ему необходимо идти сзади устройства. Из-за этого человек быстро устает. Чтобы облегчить процесс работы с данными устройствами, можно применять адаптер, который устанавливается на раму и даёт возможность сидеть на нём оператору.
Также в настоящее время можно встретить много самодельных вариантов дополнительного оборудования. Все устройства при необходимости можно приобрести в интернете или изготовить самостоятельно.
Обзор мотоблока «Рысь» смотрите далее.
Все права защищены, 14+
Запрещено использование любых материалов без нашего предварительного письменного согласия.
Мотоблок Рысь МБР7-10. Обзор, характеристики, отзывы
Содержание
Мотоблок Рысь МБР7-10
Рысь МБР7-10 относится к тяжелым мотоблокам, с легкостью обрабатывающим даже целину. Непрерывная работа мотоблока на участке не должна превышать 2 часов, согласно инструкции. В промышленных целях данное устройство не используют.
Сфера применения мотоблока МБР7-10: дачные участки, приусадебные территории и огороды. Классическая компоновка главных элементов МБР7-10 делает мотоблок эргономичным, маневренным, легко управляемым.
Описание
Оснащен четырехтактным двигателем мощностью в 7 л.с. с воздушным способом охлаждения. Запуск мотора производится с помощью ручного стартера.
Данный мотоблок можно выполнять сельскохозяйственные и агротехнические работы на площадях до 30 соток.
Рысь МБР7-10 способен выполнять:
- вспахивание,
- фрезерование,
- рыхление,
- прополка,
- окучивание.
Устройство можно использовать как вспомогательную технику для сбора урожая, а также в качестве агрегата для посадки корнеплодов при адаптации соответствующего навесного оборудования. Ширина захвата почвы под обработку — 80 см, вес устройства — 82 кг без навесного оборудования.
Характеристики
Правила эксплуатации
Сбоку мотоблока проводят согласно инструкции. Важным периодом в начале работы с агрегатом является его обкатка.
Обкатка выполняется с момента первого включения и длится порядка 10-20 часов на 2/3 мощности двигателя.
Окончание обкатки можно считать выполненным, если машина работает без сбоев, выполняет все заявленные в инструкции функции и не издает посторонних шумов при работе.
После обкатки следует слить отработанное масло и топливо из двигателя, заменить масло в редукторе. Далее, разрешается начинать работать с мотоблоком, нагружая его в полную силу.
После каждой эксплуатации машины следует выполнять такие действия:
- очистка от грязи рабочих деталей: цилиндра, фрез, защитных крыльев и колес;
- проверка уровня масла, топлива, при необходимости доливка до нормы;
- качества закрепления всех соединений.
Запуск производят на ровной поверхности. Для мотора используют высокооктановый бензин и масло любых производителей, полусинтетическое или синтетическое для холодного времени года, минеральное — для лета. Например: 10W30, 10W40, SAE30 (Mobil, Viking, Universal, Shell и т.д).
Для редуктора: масла трансмиссионные SAE 75W-80, 75W-70 (Motul, Castrol, Elf и т.д).
Важно! Хранят мотоблок пустым, без топлива и масла в емкостях.
Комплектация мотоблока Рысь МБР7-10:
- мотоблок в упакованном виде;
- колеса (2 шт);
- сошник с креплением;
- защитные крылья для монтажа над колесами;
- универсальная сцепка для прикрепления навесного оборудования.
Видео обзор
Если вы являетесь обладателем мотоблока Рысь МБР7-10, вы можете добавить ссылку с видео-обзором работы этого устройства в комментариях.
Отзывы владельцев
На форумах можно встретить много положительных отзывов о данной модели. Владельцы отмечают функциональность, мощность и высокую работоспособность агрегата. Из минусов, можно выделить его шумность и сильную вибрацию.
Александр, Воронежская обл.:
«Мотоблок выбирал долго, я придирчивый покупатель, поэтому для меня важно полностью выяснить все детали работы. Рысь МБР7-10 мне понравилась и по техническим параметрам, и по внешнему виду: внушительный аппарат, колеса большие. Читал отзывы, что якобы такие колеса, как в базовой комплектации, не очень подходят, и нужны побольше. Скажу, что это полная ерунда! С базовой комплектацией всё в порядке. Машина мощная, работает как бешеная, только успевай управлять и направлять. Некоторые также грешат на вес, мол, не сильно тяжелый, надо довешивать утяжелителями. Я обрабатывал 30 соток, мотоблок работает прекрасно! Не верьте негативным отзывам, проверяйте сами и работайте по инструкции, тогда проблем не будет».
Дмитрий, Рязань:
«Рысь — белорусский мотоблок, когда покупал, мне некоторые советовали брать что-то попроще и подешевле, так как участок всего 10 соток. Но я хотел оборудование мощное и такое, чтобы не тратиться постоянно на запчасти. МБР7-10 у меня уже третий год. Хотелось бы написать подробнее, может быть мой отзыв будет полезен тем, кто еще думает, что к чему. Итак, сначала достоинства: умеренная цена, в районе 25 тысяч рублей, за тяжелый мотоблок с таким мотором это, считаю, не дорого. Хорошие фрезы, берут на ура любую землю, но после каждого прохода нужно чистить, если земля мягкая или сырая. Устойчивый, приземистый. Недостатки: ременное сцепление. На таком «тяжеловесе» можно было что-то посовременнее. Фрезы наматывают траву, нужен покос перед фрезерованием. Шумный двигатель, ощутимая вибрация, устают руки после 30 минут работы, приходится делать перерывы.
В целом, по характеристикам претензий нет вообще. Хороший, надежный мотоблок для любой почвы. Рекомендую всем, кто действительно хочет работать на участке и получать хороший результат!»
Мотоблоки Рысь
«Рысь» — совместный российско-китайский проект, вобравший в себя лучший инженерно-конструкторский потенциал каждой из стран. Впервые заявила о себе не больше десятилетия назад и продолжает удивлять мировой рынок как перспективный производитель садового и огородного бензоинвентаря.
Сегодня его представляют бензогенераторы, мотокосы, снегоочистители, сучкорезы и бензопилы с широким модельным рядом. Огромную популярность у потребителей приобрели мотоблоки «Рысь», которым и будет посвящена данная статья.
Все о мотоблоках «Рысь»: сфера применения, особенности и разновидности
Мотоблоки «Рысь» — полностью механизированные устройства, относящиеся к категории тяжелой агротехники. Демонстрируют чрезвычайную выносливость при эксплуатации в крупных землевладениях – площадью от 10 соток. Незаменимы в приусадебном хозяйстве, где функционально замещают сразу несколько сельхозагрегатов – окучник, картофелекопалку, борону, грузовик, снегоуборщик, коммунальную машину и т.д.
Все это достигается установкой вспомогательного навесного оборудования благодаря которому моноблоки «Рысь» способны:
- рыхлить и пахать поверхностный слой почвы;
- удалять нежелательную растительность механическим способом;
- выравнивать территорию;
- вносить и заделывать минеральные и органические удобрения;
- выкашивать травянисто-кустарниковые ценозы в культурных ландшафтах;
- окучивать агрокультуры;
- убирать снег и наледь;
- собирать урожай корнеплодов;
- высевать и заделывать в грунт зерновые, зернобобовые, мелкосеменные, овощные посевы;
- транспортировать грузы на расстояния (в основном, весом до полтонны).
«Плюсы» мотоблоков «Рысь»:
- высококачественные и износостойкие запчасти унифицированного типа;
- долговечная ременная передача;
- двухмерная регулировка рулевой колонки;
- конкурентные показатели ширины и глубины вспашки – до 100 см и 36 см соответственно;
- максимально полная комплектация, позволяющая сразу после покупки приступить к культивации земельного участка;
- идеальная приспособленность для значительных площадей и почв любого гранулометрического состава;
- совместимость с дополнительными навесками для многоцелевого использования техники.
Не лишены мотоблоки «Рысь» и недостатков. Главным из них является наличие ременного шкива. При своей дешевизне и нетребовательности к смазке он чаще других типов передач нуждается в замене и дополнительном обслуживании.
Другими «минусами», согласно отзывам покупателей, можно назвать:
- отсутствие блокировки дифференциала – неравноценная нагрузка на колесную часть усложняет поворотность культиватора;
- неприспособленность фары для работы в темное время суток.
Все мотоблоки «Рысь» можно классифицировать на:
- Легкие – с мощностью до 7 л.с.;
- Тяжелые – развивают от 7 до 10 л.с.;
- Сверхтяжелые – генерируют усилие в 13-16 л.с.
Внутреннее устройство мотоблоков «Рысь»
Данные мобильные устройства имеют типичную компоновку рабочих узлов и деталей.
Ключевыми рабочими органами по схеме являются:
- редуктор;
- дуговой элемент;
- основной шкив;
- шкив заднего хода;
- рычаг;
- переднеприводный шкив;
- ременная передача;
- ремень реверса;
- регулировочный блок для рулевой колонки;
- , рычаг для передней передачи;
- тумблер для реверсирования;
- редукторный шкив.
Кроме этого, немаловажными частями мотоблоков «Рысь» выступают:
- две ручки с интегрированным блоком управления;
- бензобак;
- выдвижная опора для вертикального хранения;
- 2 защитных щитка, снижающие вероятность производственного травматизма.
Рассмотрим самые востребованные модели этих мотоблоков.
Мотоблок «Рысь» МБР 7-10
Культиватор, рассчитанный на бытовое использование. Станет идеальным помощником на земельных участках с площадью от 10 соток. Для установки навесных адаптеров не требует покупки утяжелителей: его веса и двигательной мощности хватит для работы со всеми их разновидностями. За счет настраиваемого под рост оператора руля эксплуатировать мотоблока не только комфортно, но и легко.
Особенности:
- продольно расположенный китайский мотор «Лифан» 170F емкостью 206 см3;
- надежная система охлаждения и защиты от перегрева;
- вместительные емкости для поддержки жизнеспособности культиватора;
- 3-ступенчатая трансмиссия с 1-й задней передачей;
- ручной стартер;
- пневмошины с грубым протектором типа «елочка».
Технические характеристики:
- Мощность – 7 л.с.;
- Топливный бак – 4,8 л;
- Картер – 600 мл;
- Вспашка (шир./глуб.) – 1,2/0,35 м;
- Сечение фрез – 32 см;
- Вес – 82 кг.
Мотоблок «Рысь» МБР-8
8-сильный мотоблок, оборудованный 4-тактным бензиновым двигателем «Lifan» 170F с принудительной системой охлаждения. В качестве трансмиссии используется дисковое механическое сцепление и шестеренчатый редуктор, позволяющие перемещаться в пространстве на одной из 3 скоростей. Есть функция реверсирования, увеличивающая маневренность агрегата на поле. Имеет вал отбора мощности, позволяющий работать не только с прицепным, но и активным навесным оборудованием (коммунальной щеткой, роторным снегоочистителем).
Достоинства:
- отличная развесовка конструкции для работы на площадях с топографическими неровностями;
- простота управления и обслуживания;
- вертикальная и горизонтальная настройка рулевого блока;
- 32-см фрезы, совершающие 93 об./мин;;
- надежный редуктор, который выдерживает повышенные нагрузки;
- мощная конструкция с грузоподъемностью до 450 кг.
Эксплуатационные параметры:
- Бак для горючего – 7 л;
- Параметры обработки – 120/35 см;
- Маслобак – 0,9 л;
- Расход бензина – 1,8 дл/ч;
- Колеса – 4 х 10;
- Масса – 120 кг.
Мотоблок «Рысь» МБР-9
Характерный представитель тяжелой серии. Благодаря сбалансированному конструктиву и пневматическим колесам большого диаметра агрегат не пробуксовует и не прогрызает даже в глинистой почве. Эффективно справляется с поставленными задачами при обработке целины. За счет универсальной сцепки и ВОМа устройство совместимо с разнообразными адаптерами как собственной, так и других торговых марок.
Преимущества:
- 270 см3 цилиндр, позволивший поднять силовой потенциал мотора на 1 л.с.;
- запуск от ручного стартера;
- многодисковое сцепление, точнее передающее крутящий момент;
- оптимальные параметры вспашки – почвофрезы за один проезд мотоблока захватывают полосу шириной 95 и глубиной 38 см;
- большая протекторная колесная база для маневренной эксплуатации в заболоченной местности;
- антикоррозионное покрытие корпуса и деталей устройства.
Технические характеристики:
- Тяга – 9 л.с.;
- Масляный резервуар – 900 мл;
- Бак для топлива – 7 л;
- Энергопотребление – до 2 л/ч;
- Вес – 120 кг.
Мотоблок «Рысь» МБР-16
Открывает линейку самых производительных мотокультиваторов «Рысь» с тягой 16 л.с. От старшей МБ-серии отличается 32 мм валом и проходимыми 12 дюймовыми колесами. За счет фрикционного сцепления и шестеренчатого редуктора аппарат развивает конкурентную мощности, которая согласно отзывам покупателей, позволяет адаптировать его для ежедневной работы продолжительностью около 13 ч. Может эксплуатироваться как на ровных поверхностях, так и на полях, расположенных под незначительным (до 10 0) уклоном.
Особенности:
- мотор «Лифан» 190F с системой принудительного охлаждения;
- задний ВОМ, закрываемый специальным кожухом;
- наличие подпружиненной подножки для устойчивости;
- 3-скоростная коробка передач с 1-й задней передачей;
- эргономичное расположение рычагов управления;
- компактность для транспортировки легковым автомобилем.
Эксплуатационные свойства:
- Мощность – 11,8 кВт;
- Картер – 1,1 л;
- Бензобак – 7 л;
- Захват фрезами – 1,2/0,35 м;
- Диаметр шин – 6.00-12;
- Вес – 0,13 т.
Заводская комплектация мотоблоков «Рысь»:
- Мотоблок со съемной рулевой колонкой;
- Почвофрезы – 8 секций (2 х (3+1);
- Предохранительные крылья – 2 шт.;
- Съемные колеса – от 4 х 10 до 6 х 12;
- Удлинители колесных осей (2 втулки);
- Сошник и диски для защиты растений – только в МБР-серии;
- Инструкция по эксплуатации.
Как продлить моторесурс культиваторов «Рысь»?
Долговечность каждого технического средства определяется бережностью ухода и регулярностью обслуживания.
Для того, чтобы данный мотоблок прослужил на славу, необходимо:
- детально изучить описание конкретной модели и выполнять все требования производителя, изложенные в руководстве пользователя;
- приступать к работе только после проверки исправности его рабочих узлов;
- заправлять агрегат бензином с октановым числом не ниже 92;
- использовать масла, рекомендованные заводом-изготовителем – например, для весеннелетнего периода – «Briggs & Stratton» SAE 30, «OREGON» 10W40 или «Viking» HD 10 W-30 – для зимы.
Отдельное внимание следует уделить обкатке – приработке запчастей, что актуально только для вновь приобретенных абсолютно новых мотоблоков «Рысь». Этот период длится около 8 ч и должен увеличить надежность соединений и адаптировать мотоблок к работе.
Процесс обкатки начинают со сборки конструкции в соответствии с инструкцией по эксплуатации, после чего:
- затягивают болтовые и винтовые стяжки;
- в течение нескольких минут прогревают мотор, после чего холостой ход сменяют небольшой нагрузкой;
- постепенно нагружают культиватор, давая ему обработать почву на небольшую глубину (до 10 см). Для этого желательно включить вторую передачу;
- недопустимо работать на скорости с отключенным сцеплением.
После обкатки проверяют уровень масла, меняют масляные фильтры, доливают горючее и приступают к полноценной работе.
Источник https://npfgeoprom.ru/tehnologii/kak-peredelat-motokultivator-v-motoblok.html
Источник https://xn--80aab7agyldnd.xn--p1ai/motobloki/sborka-motobloka-rys-video-ob-ekspluatatsii.html
Источник
Источник