Содержание
Как выбрать мотоблок и навесное оборудование к нему
Уже совсем скоро настанет пора рыхлить почву для посадки культур. Ручные культиваторы уже не столь популярны. Чуть большей мощностью и гораздо более широким спектром задач обладают мотоблоки. Мы подскажем вам, как выбрать мотоблок и навесное оборудование к нему, которые облегчат вам работу в саду и огороде.
Отличие от культиваторов
Мотоблок — промежуточное звено между культиваторами и мини-тракторами. В грубом представлении это двигатель на колесной раме с элементами управления и возможностью подстройки под разные рабочие задачи. Последних действительно много: средний мотоблок предназначен не только для обработки почвы, но также для ухода за огородными культурами, газонами и уборки придомовых территорий от мусора и снега. Особо крупные экземпляры также справляются перемещением тяжелых грузов на небольшие расстояния.
Интересоваться приобретением подобной техники следует при размерах обрабатываемого участка от 6–10 соток, где мотоблок становится главным помощником и никогда не стоит без дела. Преимущество мотоблока в том, что даже мощные агрегаты не являются транспортным средством и не требуют регистрации, но при этом заменяют тракторы легкого класса в выполнении большинства задач. Отсутствие массивной рамы позволяет также работать в теплицах или на узких грядках.
Какой тип двигателя выбрать
В мотоблоках применяется два типа силовых установок: четырехтактные бензиновые ДВС и дизельные двигатели. Вне зависимости от типа мотора, установка может включать коробки передач и раздачи разных конфигураций. Широкое распространение получили коробки с четырьмя передними и одной задней передачей, у более мощных моделей передних передач может быть до шести, задних — до двух.
Дизельные двигатели предпочтительны с точки зрения мощности, как правило мотоблоки от 10 л. с. имеют именно такую установку. Стабильная работа и экономичность — дополнительные достоинства. Однако в холодное время года дизельный мотоблок вводится в работу гораздо медленнее бензинового, а с его обслуживанием справится далеко не каждый.
ДВС на бензиновом топливе имеют гораздо меньшие габариты и вес по сравнению с дизелем той же мощности. Этот вариант оптимален для мотоблоков среднего и легкого класса, где нужен высокий крутящий момент и важна эргономика работы. Устройство бензиновых двигателей у мотоблоков типовое, часто применяются универсальные силовые установки, имеющие полный перечень доступных комплектующих и расходных материалов для ремонта.
Вне зависимости от двигателя, мотоблоки снабжаются разными типами систем охлаждения. В легких маломощных моделях отвод тепла осуществляется ребрами на корпусе двигателя. Такой способ малопродуктивен из-за низкой скорости движения, что в некоторых агрегатах компенсируется вентилятором принудительного обдува.
Начиная с 7–10 л. с. мотоблок должен иметь жидкостное радиаторное охлаждение. Принцип действия и обслуживание этого узла эквивалентны автомобильным системам. Такая опция всегда предпочтительна, ибо множество поломок случается именно ввиду перманентного перегрева.
Мощность и габариты
Мотоблоки можно разделить по трем градациям мощности и для каждой характерны некоторые отличительные признаки.
Легкие мотоблоки не имеют вала отбора мощности, а потому спектр навесного оборудования ограничен штатными и пассивными дополнительными устройствами. Мощность их редко превышает 3,5–4 л. с., вес обычно ограничен 60–80 кг. Такая механизация применима на небольших участках и для работы в теплицах и оранжереях, из типов обрабатываемого грунта допустимы освоенный чернозем и дерново-подзолистые почвы. Ширина захвата около 50 см.
В средней весовой категории мотоблоков находятся модели с силовой установкой от 4 до 10 л. с. Это наиболее распространенный класс устройств, предназначенный для работы на участках площадью от 10 соток. Ширина захвата составляет 60–80 см, как минимум половина оборудования снабжается третьим колесом и сиденьем оператора. Такие устройства оптимальны для вспашки суглинистых и плотных почв, возможна поэтапная обработка целины.
Тяжеловесные мотоблоки имеют вес от 300 кг и мощность более 9–10 л. с. Это настоящие мини-тракторы, которые за один проход обрабатывают полосу шириной 80–100 см и даже больше. Благодаря большому весу, такой технике по силам однозаходная вспашка целины и перевозка грузов на прицепе массой до 1–1,5 тонны. Благодаря устойчивости и стабильной работе силовой установки только такой класс мотоблоков имеет смысл комплектовать автоматическими сажалками и сборщиками корнеплодов.
Запас мощности при выборе сельхозтехники очень важен, оборудование не должно работать на износ. Обратите также внимание на износостойкость силовой установки, для большинства мотоблоков она составляет от 2,5–4 тысяч моточасов и выше. Но, возможно, вы не захотите переплачивать за сверхнадежную импортную моторную часть.
Что определяет удобство работы
Первоочередное значение в мотоблоках средней и высокой мощности имеет возможность принудительной блокировки дифференциала. Без этой опции разворот на месте и прямое движение по пахоте будут очень затруднительными.
Следует отдавать предпочтение технике с педально-рычажными органами управления. Наличие тросовых передач может провоцировать регулярные поломки во время работы. Обязательно наличие аварийного рычага, блокирующего коробку для остановки как колес, так и вала отбора мощности.
Отдельные представители среднего и тяжелого класса мотоблоков имеют бортовую электросеть, которая также может включать аккумулятор и систему электрического запуска. Это весьма полезное дополнение, но лишь при условии регулярного использования техники. В ином случае предусмотрите необходимость периодической разрядки-зарядки и зимнего хранения аккумулятора.
Вам должно быть удобно обращаться с техникой. Здесь играет роль правильная балансировка по колесной оси, наличие регулируемых рамы и ручки, а для трехколесных вариантов также сиденья и органов управления. Есть еще много деталей: уровень шума, реальная тягловая способность — все, что определяет эргономику, вы отметите при пробном пользовании техникой в магазине.
Фирменная и сторонняя обвеска
Сам по себе мотоблок не так интересен, как устройство, в которое он превращается с установкой дополнительного оборудования. Максимум, что можно найти в стандартной комплектации — пассивная фреза, иногда присутствует лопата-отвал. Список так называемого пассивного оборудования, не требующего источника вращательного движения, достаточно скромен: окучники, пропольники, бороны, плуги с числом корпусом до трёх и все, что касается обработки почвы.
С применением активного оборудования спектр решаемых мотоблоком задач еще сильнее расширяется. Для активного оборудования необходим вал отбора мощности — шлицевый или шкиво-ременной. Из наиболее удачных и полезных вариантов такой обвески можно привести активные почвофрезы, роторные косилки, разбрасыватели удобрений, распылители, сажалки и сеялки, сборщики корнеплодов — все для упрощения изнурительных полевых работ.
При выборе как активного, так и пассивного оборудования обращайте внимание на тип системы сцепки. Для большинства известных брендов СНГ и запада есть исчерпывающий ассортимент совместимого оборудования от производителя. Если вы сочли родное оборудование недостаточно совершенным, обратите внимание на различные адаптеры или займитесь самостоятельным изготовлением системы регулируемой сцепки.
Не забывайте и о специальных дополнительных устройствах: полуприцепах и прицепах-самосвалах, третьих колесах, а если вы нацелены на всесезонное использование — грунтозацепах с отдельной осью и дифференциалом.
Как делается гидравлика на мотоблок своими руками: установка НШ-10 и НШ-16
Работа с мотоблоком на больших площадях весьма затруднительна за счет того, что приходится постоянно ходить за ним. Это изнурительно физически, плюс необходимо направлять его в нужном направлении. С весом конструкции около 150 кг, это тяжело.
Мотоблок МТЗ-09Н
Облегчить процесс поможет адаптер — конструкция, которая подсоединяется к мотоблоку, и позволяет производить управление мотоблоком сидя. А все навесное оборудование уже далее присоединяется к нему. То есть Вы, фактически, получаете «мини-трактор» с несколько меньшими возможностями.
От производителя
От официального сморгонского завода такие машины не представлены, но другие производители предлагают Вам свои адаптеры.
Аналоги
Есть несколько вариантов аналогов адаптеров для мотоблока МТЗ от других производителей.
Пахотный модуль Целина
Самые объемные и частые работы на Беларусе связаны с обработкой земли и ее окучиванием. Пахотный адаптер устанавливается на мотоблок МТЗ-09Н, и позволяет подсоединить к нему фрезу, борону, окучник и плуг. Это значительно облегчит все рабочие процессы и плюс к этому управлять им вы будете сидя.
Адаптер Целина ПМ-05
Особенность адаптера Целина ПМ-05:
- Данный адаптер снабжен пневматическими колесами размером 4×10. Предусмотрен ленточный тормоз на задние колеса, что помогает сделать управление более универсальным.
- Размер колеи составляет 62 см.
- Максимальная рабочая скорость составляет 10 км/ч. Большинство навесного оборудования работает с меньшей скоростью, поэтому этой скорости достаточно.
- Весит пахотный адаптер 50 кг.
Хорсам ИС-2
Этот адаптер производится ОАО «ГМЗ» и представляет собой мини прицеп с сиденьем и рулем. Он предназначен для работы на садовых, огородных и приусадебных участках в любом климатическом поясе.
Адаптер Хорсам ИС-2
При помощи этого адаптера мотоблок МТЗ превращается в полноценный «мини трактор». Рабочее место оператора сделано с максимальным комфортом и универсальностью, руль выполнен в стиле мотоциклов.
Важно! Стоит понимать, что это не автомобиль, и нельзя применять его на дорогах общего пользования
При этом на него вынесены все основные рычаги управления Беларусом: газ, тормоз, сцепление, переключение передач (в том числе и задней), включение и выключение двигателя. И все это расположено грамотно и в управлении хорсом не возникает никаких проблем.
Кроме пахотной модели он совместим с большим количеством работоспособного навесного оборудования, таким, как:
- Плуг, культиватор, окучник, борона;
- Картофелесажалка/выкапыватель;
- Ковш, отвал, снегоуборочное оборудование
- Всевозможные косилки и др.
Картофелесажалка КС-1 Картофелекопалка КМ-1 Окучник ОК-2 Плуга ПУ-00.000-01 Культиватор-борона КБ-00.000 Отвал Снегоубощик СМ-0,6 Косилка роторная КРМ-1
Более подробно об ассортименте совместимого оборудования Вы можете узнать в статье на нашем сайте: обзор навесного оборудования для мотоблока МТЗ
К преимуществам Хорса можно отнести:
- Компактные размеры;
- Удобное рулевое управление;
- Небольшая масса (всего 70 кг);
- Одинаковый размер колеи задних и передних колес (70 см).
Самодельный вариант
Адаптер не является сложной конструкцией, и при желании можно изготовить даже самодельный вариант типа Хорса. Но все же более часто встречаются обычные адаптеры, в виде сиденья, для подсоединения к мотоблоку сзади.
Схема самодельного адаптера
Устройство самодельного адаптера
- Самодельный адаптер для Беларуса изготавливается при помощи стального профиля, длинной примерно 170-190 см.
- Перпендикулярно ему приваривается еще один такой же профиль длиной 50-60 см. Этот профиль будет отвечать за размер колеи. Если Вам необходимо более узкая борозда, уменьшите ее, если большая, то наоборот увеличьте.
- На концах перпендикулярной базы прикрепите колесные стойки. Их высота обычно находится в пределах от 25 до 40 см.
- После этого к втулкам привариваются дополнительные ребра жесткости – раскосы. Выбирать их размеры следует исходя из угла наклона конструкции.
- Следующим этапом является изготовление рамы для соединения с навесным оборудованием. Ее боковые направляющие присоединяются к стойкам колес болтами.
- К середине колесной рамы, где соединялись два профиля, устанавливается сиденье. Его необходимо поставить чуть выше рамы, чтобы можно было удобно расположить ноги во время движения самодельного адаптера с мотоблоком МТЗ. Подойдет любое, которое есть под рукой, главное, чтобы было удобным.
- Дальность установки сиденья необходимо выбирать исходя от того, где будет расположен руль.
Видео обзоры
Обзор адаптера Хорсам ИС-2
Обзор изготовления самодельного адаптера на мотоблок МТЗ
Отзывы
Вот несколько отзывов, которыми поделились на форумах опытные владельцы адаптеров:
MartinM:
«На ровном участке при езде с адаптером проблем вообще никаких не возникает, точно так же, как и при обработке почвы плугом или фрезами. Единственным нюансом возникло движение Беларуса с адаптером и прицепом. При большом весе груза в прицепе, и наезде на кочку, мотоблок встает на дыбы. Если увеличить скорость такой проблемы не наблюдается.»
Andrey-67:
«Если Вы спросите, какой адаптер лучше, купленный или готовый, то однозначного варианта нет. С одной стороны Хорс хорош тем, что все практически готово. Но с другой стороны это все готово необходимо подгонять под свой МТЗ и свои потребности. Да и цена на него не маленькая. Лучше изготовить самостоятельно. Да это дольше, но зато он будет ориентирован под Вас и всегда можно будет подкорректировать его работу»
Необходимые инструменты
Перед тем, как решиться на переделывание мотоблока в минитрактор, нужно удостовериться, что у вас есть в наличии необходимый инструментарий, который может понадобиться в процессе работы. Вот ориентировочный список того, что нам нужно:
Сварочный аппарат
- сварочный аппарат;
- болгарка;
- электрическая дрель;
- молоток;
- отвертки;
- гаечные ключи (накидные и торцевые);
- различные крепежные элементы;
- угольник;
- струбцины;
- круги и сверла по металлу;
- электроды.
Это довольно стандартный набор того, что наверняка понадобится нам в процессе сборки готовых комплектов для переделки мотоблока в минитрактор.
Здесь речь не идет о тех материалах, которые нужны бы были в случае, если бы изготавливать недостающие части рамной конструкции нам бы пришлось самим.
Благо, сейчас нет недостатка в предложениях о покупке готовых наборов.
Прицепы
Прицепы являются неотъемлемой частью любого Беларуса и позволяют перевозить грузы на расстояния.
От производителя
Сморгонский завод предлагает купить такое транспортное средство у них.
Прицеп ПМ-00.000 — это стандартный вид прицепа, который присоединяется к мотоблоку при помощи сцепки. На переднем борту установлено сиденье для удобного передвижения с грузом и управление рулем Беларуса.
Прицеп ПМ-00.000
Особенность прицепа ПМ-00.000
- Максимальная грузоподъемность его составляет 300 кг. А сама масса прицепа — 200 кг.
- Прицеп оборудован пневматическими колесами. Дорожный просвет составляет 27 см. А размер колеи – 120 см.
- Кузов выполнен из высококачественной стали. Его общая площадь составляет 2,36 м2, или 0,705 м3 в объеме.
- Габаритные размеры прицепа: 308 см в длину, 151 см в ширину и 92 см в высоту.
У этой телеги есть небольшой недостаток. Его платформа приварена к раме. И выгружать груз приходится самостоятельно.
Если транспортировать сыпучие вещества (например, зерновые культуры) намного удобнее самосвальные варианты.
Аналоги
У других производителей есть более усовершенствованная модель — прицеп МП-480.
Ее грузоподъемность составляет 500 кг. Каркас дополнительно усиливается для придания прицепу более стабильных эксплуатационных свойств и недопущения опрокидывания во время работы.
Прицеп МП-480
Особенность прицепа МП-480
- Обладает откидным бортом, благодаря которому можно с легкостью высыпать груз из прицепа.
- Если высоты кузова не хватает, то можно дополнительно нарастить ее при помощи специальных щитов, которые идут в комплекте с телегой.
- Под сидением расположен удобный ящик для перевозки различных инструментов, что позволяет всегда держать их под рукой и при необходимости провести ремонтные работы с телегой.
Есть большое количество прицепов на разный вкус и цвет, например: ТМ-360 и 350 производства Беларусмаш, ТМ 500-700 акимовского металлургического завода и т.д. Но их конструкции схожи между собой.
Прицеп ТМ-500 Прицеп ТМ-350 Прицеп ТМ-360
Единственное отличие — самосвальный он или нет. При выборе прицепа обязательно учитывайте этот момент.
Самодельный вариант
На самом деле нет ничего лучше, чем то, что изготовлено своими руками. А с прицепом и проблем никаких нет. И особых навыков иметь не нужно. Если есть под рукой шасси, металл, болгарка и сварочный аппарат, то можно изготовить прицеп самостоятельно.
Схема изготовления прицепа
Устройство прицепа
- Для начала необходимо сделать раму. Для рамы лучше всего использовать квадратную трубу.
- После переходим к кузову. Во время сборки кузова необходимо предусмотреть возможность откидывания бортов, это значительно облегчает погрузочно-разгрузочные работы. А при желании можно даже сделать самосвальный вариант, чтобы и выгружать не нужно было.
- Затем просто собрать это все воедино, и установить удобное сиденье впереди, поскольку без него езда на мотоблоке МТЗ с прицепом будет невозможна. Дальность сиденья необходимо рассчитать в зависимости от положения руля, чтобы управление было удобным.
Если Вас заинтересовал вопрос изготовления самодельной тележки для Беларуса, то можно посмотреть на форумах, там есть большое количество информации, которая касается чертежей, схем, размеров прицепов, объясняются нюансы сборки самосвальных и обычных телег и многое другое.
Видео обзор
Обзор работы самосвального прицепа на МТЗ-08МТ
гидравлика на мотоблок
Ставим гидравлику на мото-блок,
Маладэц. На самом деле, без издевки. Что за насос, клапан?? Коротче подробности, подробности. А он. А она. А он.
Нужная тема.Желательно снимок подвески.
Маладэц. На самом деле, без издевки. Что за насос, клапан?? Коротче подробности, подробности. А он. А она. А он.
насос НШ-10 а распределитель с трактора Т -16,25 ну как-то так )
Нужная тема.Желательно снимок подвески.
НШ-10 бак КРАЗ с усилителя руля.
решил поиграться с колесами ,стало болты обрезать когда нагрузка.Ну по сравнению с стоковыми *Огонь*
решил поиграться с колесами ,стало болты обрезать когда нагрузка
пора настоящий минитрактор делать
Трактор Т2 я не ленивый, я — энергосберегающий. в Сибири пельмени без водки едят только собаки.
Добрый день уважаемые форумчане. Хотелось бы установить гидравлическую систему но ничего об этом не знаю. Подскажите какое оборудование необходимо для установки гидравличесокой системы. Необходимо установить один гидравлический насос.
Добрый день уважаемые форумчане. Хотелось бы установить гидравлическую систему но ничего об этом не знаю. Подскажите какое оборудование необходимо для установки гидравличесокой системы. Необходимо установить один гидравлический насос.
— собственно сам насос (НШ-10, а лучше с ГУР ЗИЛ, или еще лучше с ГУР УАЗ). — гидробак с фильтром. — гидрораспределитель (зависит от предназначения, если необходим плавающий режим, то Р-80, если без плавающего, то сейчас много «иномарочных» по доступной цене. откройте мануал по любому советскому трактору и изучите раздел по гидросистеме — там все просто и понятно описано.
Трактор Т2 я не ленивый, я — энергосберегающий. в Сибири пельмени без водки едят только собаки.
Самодельный культиватор для мотоблока своими руками. Для минитрактора
Чтобы изготовить самодельный культиватор для минитрактора или для мотоблока своими руками понадобятся металлические пластины, квадратные , размером 15*15 сантиметров, прямоугольные – 25*4 сантиметра и стальная труба. Начинать изготовление культиватора нужно с фрез.
Чтобы фрезы получились надежными и подходили для обработки всех видов грунта, а не только рыхлого чернозема их нужно собирать при помощи болтов – в заготовках нужно высверлить отверстия, количество которых зависит от размера металлических полос, что будут выполнять функцию лезвий.
Чем больше их длина, тем больше необходимо отверстий для того, что бы надежно их закрепить. Далее, полосы закрепляются на заготовках, по кругу накладываясь друг на друга, и зажимаются болтами.
Для этих соединений можно также применять сварку , но в таком случае они не будут достаточно прочными, а ремонт и замена ножей будет сложным процессом. Сварка здесь применяется для того, что бы соединить фрезы вместе. Для этого в заготовках делаются отверстия, диаметр которых должен соответствовать внешнему диаметру трубы.
Фрезы надеваются поверх нее и фиксируются прихватками, или короткими швами. Это изделие теперь можно надевать на вал минитрактора и использовать по назначению.
Культиватор для мотоблока своими руками чертежи. Ручной культиватор своими руками
Простейший вариант изготовления культиватора в домашних условиях. Это небольшая конструкция, возможностей которой хватит на захват полосы шириной 20 см. Основу приспособления составит ручка в виде металлической трубы диаметром 2,4 см. Длина элемента подбирается специально под рост пользователя. На нижней части трубы необходимо установить прочную ось из дерева. К ней и будут крепиться обрабатывающие органы. Несмотря на простоту конструкции, самодельные ручные культиваторы могут дополняться колесами. Их можно вырезать из металлического листа толщиной 0,3 см и зафиксировать с помощью гаек.
Есть и другой вариант конструкции, предполагающий основу в виде ленты из пружинистого металла. В данном случае параметры заготовки должны быть следующими: длина — 5 см, ширина – 2 см, и толщина – примерно 2 мм. К этой части крепится деревянная ручка, посредством которой будет осуществляться обработка. Лента подвергается сгибам, поэтому ей можно придать форму петли, после чего сделать двухстороннюю обточку краев напильником. По диаметру петля может быть любой, этот параметр рассчитывается исходя из площади огорода.
О изготовителе
Минский тракторный завод наверняка знаком для каждого, ведь продукция компании уже много десятилетий находится на рынке сельскохозяйственной техники. Время от времени производитель выпускает новые модели, которые не уступают по технологиям своим заграничным аналогам. При этом стоимость товаров от Минского завода значительно ниже, что не может не привлекать покупателей. К примеру, мотоблок Вейма можно купить недорого. Покупатель может рассчитывать на долгий срок эксплуатации товара, а также на надежное выполнение всех задач. Кроме того, компания выпускает большое количество запчастей и деталей на тот случай, если через определенное количество времени они пришли в негодность.
Источник https://www.rmnt.ru/story/garden/kak-vybrat-motoblok-inavesnoe-oborudovanie-knemu.1115366/
Источник https://gp-prsmah.ru/servis/pruzhinnyj-kultivator-dlya-motobloka.html
Источник
Источник