Перейти к содержанию

Какие бывают мотоблоки с валом отбора мощности

Какие бывают мотоблоки с валом отбора мощности

Тип инструмента, необходимого для приусадебного участка, зависит от его размеров, характера грунта и потребностей владельца. Для 5 соток достаточно и механических приспособлений. Для 20–30, да еще и с глинистой почвой, желательно приобрести мотокультиватор, а на фермерских наделах потребуется мини-трактор.

Выбираем мотоблок с валом отбора мощности

Мотоблок с валом отбора мощности: что это такое?

Культиватор с приводом – бензиновым или дизельным, одним валом отбора мощности оборудуется по умолчанию: к нему присоединяются фрезы. Встречаются модели, в которых есть и второй, но он служит лишь для установки еще одной пары ножей. Такой аппарат может использоваться самостоятельно или с прицепным оборудованием – плуг, картофелекопатель, окучник. Все перечисленное является неактивным механическим инструментом и может быть изготовлено своими руками. На фото – культиватор с прицепным оборудованием.

На мотоблоке с валом отбора мощности установлен второй, позволяющий использовать навесное оборудование – ножевую или роторную сенокосилку, снегоуборщик, мотопомпу, клиновый дровокол. Судя по отзывам мотоблок является полноценной заменой трактора, но с меньшими параметрами и весом.

Если культиваторы разделяются на группы по весу, то мотоблоки выпускаются только в классе тяжелых аппаратов – не менее 80–100 кг.

Вал отбора мощности: характеристики

Устройство представляет собой узел, который передает вращение от привода на навесное оборудование, прицепы и другие механизмы. Производится передача двумя способами:

  • напрямую или через механические приспособления – редуктор, клиноременную передачу. На мотоблоках применяется этот метод;
  • через гидравлические системы – в дровокольном станке, например.

На мотоблоках один из валов может быть установлен в передней части для того, чтобы обеспечить работу снегоуборщика или роторной щетки.

По характеру привода, ВОМ разделяется на три типа:

  • зависимый – вращение зависит от работы муфты сцепления, то есть, вал прекращает вращаться при остановке машины;
  • независимый – получает вращение от отдельного вала и выключается независимо от главного сцепления;
  • синхронный – приводится в движение валом, который связан с коробкой передач. Частота вращения ВОМ зависит от передачи. Экономичность решения весьма заметна на посевных работах и при внесении удобрений.

Скорость вращения вала может быть постоянной и переменной.

  • Постоянная не зависит от передачи.
  • Переменная пропорциональна скорости движения аппарата. Благодаря этому устройства с синхронным приводом меньше расходуют топливо.

Тип привода

Большая масса аппаратов и число выполняемых функций исключает установку электрических или аккумуляторных двигателей.

  • Бензиновый – только четырехтактный с отдельной подачей бензина и масла. Он расходует топливо в меньшем количестве и характеризуется большим КПД. Охлаждение воздушное, мощность до 10 л. Агрегат оборудуется датчиками контроля за уровнем масла и топлива. Судя по отзывам бензиновые мотоблоки с валом отбора мощности являются самой популярной сельскохозяйственной техникой. Причем опытные умельцы изготавливают машины своими руками, устанавливая двигатели от мотороллеров и мотоциклов.

  • Дизельный – использует более дешевое топливо, отличается высоким моторесурсом и надежностью. Однако КПД двигателя ниже, поэтому применение его оправдано при большом объеме работ. Для дачников вариант не рекомендуется, а вот фермерские хозяйства предпочитают дизельные тракторы и мотоблоки. На фото представлен образец.

Число передач

На тяжелых аппаратах передача вращения валу производится через редуктор – цепной для относительно легких машин и шестеренчатый для более тяжелых. Количество передач при этом возрастает. Обычно 6: 4 передние и 2 задние. Навесное оборудование требовательнее в этом аспекте, чем прицепное. Так, например, использовать грузовую тележку не разрешается на аппаратах, где менее 4 передних передач.

Преимущества и недостатки

  • Вес – редкий случай, когда большая масса инструмента является достоинством, а не недостатком. Рабочий элемент при рыхлении, окучивании и прочем погружается в почву. И чем плотнее грунт, тем сильнее сцепка фрезы или плуга с землей, тем, соответственно, большее физическое усилие прикладывается для того, чтобы освободить рабочий элемент. Если машина достаточно тяжела, то основная часть усилия осуществляется за счет его массы, если нет – за счет мышц. При этом легкий аппарат не создает должного упора и оператору приходится приложить усилие еще и для удержания самого культиватора.
  • Функциональность – мотоблоки с валом отбора мощности по сути дела являются одноосевыми тракторами, а не культиваторами. Поэтому и количество сельхозработ, которые они выполняют, значительно больше. На фото – аппарат с мотопомпой.
Читайте также:  Самоделки из мотоблока: что и как можно сделать?

  • Экономичность – возможность регулировать скорость вращения заметно снижает расход топлива.
  • Компактность – габариты устройства намного меньше размеров трактора, найти ему место в гараже куда проще.
  • Стоимость – намного доступнее, чем цена даже мини-трактора при таком же наборе функций.

К недостаткам устройства судя по отзывам относятся только трудности с управлением. Каким бы эффективным двигателем ни был оборудован аппарат, управляется он вручную, что требует усилий. Поэтому перед приобретением рекомендуется опробовать его своими руками.

На видео представлена работа мотоблока с различным оборудованием.

Мотоблок какое сцепление лучше дисковое или ременное

По типу двигателя мотоблоки с ВАО можно разделить на две большие группы:

Бензиновые

Бытовые устройства подходят для работы на даче или небольшом приусадебном участке. Отличаются небольшими габаритами, низкой ценой и малым весом. Бензиновые мотоблоки могут быть оснащены двухтактными или четырёхтактными двигателями мощностью до 10 л. с.

  • Доступная цена
  • Большой выбор моделей
  • Затраты на расход бензина

Дизельные

Такие агрегаты используют владельцы крупных приусадебных участков и ферм. Мощные мотоблоки с валом отбора мощности отличаются надёжностью и хорошей проходимостью. Устройства подходят для регулярного многочасового использования. Мощность двигателя дизельных моделей, как правило, колеблется в пределах 8–12 л. с.

  • Низкая цена на дизельное топливо
  • Высокая мощность
  • Высокий уровень шума
  • Тяжёлый пуск при отрицательных температурах

Культиваторы с ВОМ могут отличаться между собой типом двигателя и весом, мощностью, шириной обработки и рядом дополнительных характеристик.

Сцепление для мотоблока – конструкция и принцип действия

Сцепление абсолютно любой сельскохозяйственной машины состоит из ряда элементов. В конструкцию механизма входит:

  • Устройство постоянного управления;
  • Ведущий узел;
  • Ведомые составляющие.


В конструкцию механизма управления входят отжимной рычаг, соединяемый с диском нажимного действия посредством педальной отводки и тяг. При блокировке устройства сцепления агрегата создается сигнал, который получают отжимные рычаги. Они, в свою очередь, отключают ведомый диск от корпуса нажимного, вследствие чего механизм отключается.

Подшипник в узле сцепления современного мотоблока служит для уменьшения трения, исключая, при этом, соприкосновение рычагов, вращающихся вокруг своей оси, и полностью неподвижной отводки. За возвращения механизмов управления в их изначальное положение отвечает пружина. Отводка, при этом, отталкивается от рычагов на требуемое для окончательного отключения расстояние.

Выбираем мотоблок для сада

Подбирая мотоблок для работ на участке необходимо обратить внимание на следующие параметры.

Мощность двигателя и вес устройства

По мощности все мотоблоки можно условно разделить на 3 группы:

  1. Лёгкие. Оснащены бензиновым двигателем до 5 л. с., подходят для работ в мягком грунте. Чаще всего используются в небольших приусадебных хозяйствах. Небольшой вес (порядка 20–30 кг) не позволяет обрабатывать почву на большой глубине.
  2. Средние. Мотоблоки мощностью до 8 л. с. Могут быть оснащены как бензиновым, так и дизельным двигателем. Весят такие устройства порядка 50 кг, они хорошо подходят для больших участков и мелких фермерских хозяйств.
  3. Тяжёлые. Оптимальны для фермерских хозяйств, способны обрабатывать целину. Оснащаются мощным двигателем (свыше 8 л. с.) и коробкой передач.

Лёгкие мотоблоки редко оснащаются ВОМ – это прерогатива тяжёлых и средних моделей. Маломощные двигатели просто не тянут дополнительное навесное оборудование.

Глубина культивирования

Этот параметр в зависимости от модели варьируется в пределах 20–35 см. Максимальная глубина вспашки зависит от мощности мотоблока – лёгкой модели не провернуть большой пласт земли и от максимального диаметра фрез. Если фрезы небольшие, мотоблок начнёт «зарываться».

Максимальная ширина культивирования

Этот параметр характеризует способность техники проходить за один заход полосу определённого размера. Чем больше ширина культивирования – тем быстрее агрегат вспашет заданный участок. В зависимости от модели параметр может достигать 170 см. В некоторых мотоблоках ширина культивирования регулируется, давая возможность обрабатывать землю не только на свободных участках, но и в узком междурядье.

Коробка передач

Наличие автоматической или механической коробки передач позволяет менять крутящий момент и скорость движения мотоблока. В зависимости от условий оператор может работать с большим усилием на небольшой скорости либо с меньшим на высокой. Коробка передач позволяет включить задний ход и вытащить агрегат из земли, если он забуксовал или зарылся.

Вес мотоблоков может колебаться от 30 до 500 кг. Малый вес в культиваторах является скорее недостатком, чем достоинством при обработке больших площадей. Лёгкая машина отличается манёвренностью, но меньшей мощностью и слабой устойчивостью. Тяжёлые агрегаты весом под центнер выигрывают за счёт надёжности, мощности и хорошей проходимости, однако, при работе и транспортировке они требуют больших физических усилий.

Сцепление для мотоблока своими руками


Регулярная работа системы сцепления подразумевает постоянное трение ее деталей, из-за чего даже самый надежный механизм рано или поздно приходит в негодность. После этого можно купить новое устройство, или же попробовать сделать самодельное сцепление для сельскохозяйственной машины.

Прежде, чем сделать сцепление на мотоблок, потребуется подготовить определенные детали. Для работы понадобится:

  • Маховик и первичный вал, взятый от коробки передач от советского Москвича;
  • Поворотный кулак и исправная ступица от авто Таврия;
  • Ведомый шкив, укомплектованный двумя ручками;
  • Коленчатый вал от автомобиля ГАЗ-69;
  • Б-профиль.
Читайте также:  Моторы для мотоблока салют

Помимо подготовки запчастей советуем заранее изучить чертежи системы сцепления. В них указано расположение деталей и порядок их монтажа при сборке.


Изготовление механизма сцепления осуществляется в таком порядке:

  1. Сначала сточите используемый коленчатый вал таким образом, чтобы он не касался других внутренних элементов устройства;
  2. Далее насадите на вал штатную ступицу вашего мотоблока;
  3. Проточите в поверхности вала место для установки подшипника. В итоге ступица должна быть установлена без малейших зазоров, а сам шкив должен беспрепятственно вращаться вокруг своей оси;
  4. После этого переверните коленчатый вал и проделайте перечисленные выше действия с обратной его стороны;
  5. Затем проделайте в шкиве 6 отверстий, используя дрель с 5-миллиметровым сверлом. Между отверстиями должна быть одинаковая дистанция. Учитывайте, что в отверстия будут вкручиваться 10-миллиметровые болты, поэтому с обратной стороны шкива также нужно просверлить отверстия;
  6. Установите шкив поверх маховика, и скрепите обе детали болтом. Далее отметьте места, в которых нужно просверлить дырки. Учтите, что они должны совпадать с отверстиями, ранее просверленными в шкиве;
  7. Вытащите шкив и просверлите небольшие дырочки в маховике;
  8. Проточите поверхность внутри маховика и вала так, чтобы детали не прикасались друг к другу;
  9. В механизм должна входить ручка сцепления на мотоблок. Для ее изготовления возьмите трубу, длиной 30 и диаметром около 10 мм, и закрепите ее на шкиве;
  10. Трос сцепления мотоблока можно взять от старой бензопилы, или купить новый шнур, и намотать его на катушку.

Дополнительные функции

Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:

  1. Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
  2. Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.

При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.

Какой лучше выбрать

При выборе модели важны не только перечисленные параметры. Обратить внимание необходимо на разновидность сцепления и вид топлива.

С ремнями или редуктором

Сцепление техники может иметь однодисковую либо многодисковую конструкцию. Существуют модели с ременной передачей. Разновидности с дисками более надежны и устойчивы, поэтому устанавливаются на тяжелые мощные машины. Исходя из задач, которые будет выполнять мотоблок, подбираются модели с ремнем или редуктором.

От редуктора зависит долговечность оборудования. Более дешевые модели оснащаются неразборной деталью. Если она выходит из строя, то придется поменять на новую. Разборные варианты, изготовленные из литого чугуна, подлежат ремонту, поэтому более выгоды.

Лучшими считаются шестеренчато-цепные и шестеренчатые редукторы. Червячные элементы быстро нагреваются. При работе со сложным грунтом придется останавливаться через каждые полчаса, иначе техника выйдет из строя.

Дизельный или бензиновый

Современные мотоблоки работают на двух видах топлива, поэтому придется решить, какой подходит больше: бензиновый или дизельный.

Бензиновые обладают высокой мощностью и производительностью. Устройства менее шумные и более легкие по сравнению с дизелем. В процессе работы выделяют меньше выхлопных газов. Ремонт оборудования не слишком дорогостоящий. Сегодня техника, работающая на бензине, пользуется наибольшей популярностью.

Дизельные агрегаты мощнее, обладают высокой проходимостью, подходят для обработки больших территорий. Топливо расходуется экономно, стоит дешевле. К минусам стоит отнести высокую цену устройств, шумность, большой вес.

Мотоблоки – универсальная техника, которая подходит для выполнения практически любых земляных работ. С ними работа фермеров и дачников станет намного проще и эффективнее. При выборе подходящей модели необходимо учитывать технические характеристики изделий и задачи, которые предстоит решать при помощи оборудования.

Рейтинг лучших российских моделей

В продаже можно встретить десятки мотоблоков, отличающихся по конфигурации и характеристикам. На отечественном рынке лучшими считаются следующие тяжелые дизельные мотоблоки российского производства с валом отбора мощности и дифференциалом (устройством, распределяющим нагрузку) и лёгкие бензиновые модели.

Нева МБ-23-Y (MX300)

  • Глубина обработки — 25 см
  • В комплекте 4 фрезы
  • Шестерёнчато-цепной редуктор
  • Ширина культивации — 85 см
  • Вес устройства — 86 кг
  • Четыре передних передачи, две задних
  • Дифференциал блокируется
  • Затруднён доступ к рычагу МККП

Самый надёжный мотоблок с валом отбора мощности среднего класса оборудован 4-тактным двигателем мощностью 13 л. с. Вал отбора мощности соединяется с двигателем при помощи ременной передачи. Универсальное устройство совместимо с различными насадками, модель подходит для обработки почвы на небольших и средних участках до 20 соток.

Салют 100-X-M1

  • Совместим с большим количеством дополнительных приспособлений
  • Трёхступенчатая МКПП, есть задний ход
  • Ширина обработки почвы 90 см
  • Глубина культивации 30 см
  • Шестерёнчатый редуктор
  • Тяжело идёт по целине

Лёгкий и манёвренный мотоблок мощностью 6,5 л. с. хорошо подходит для небольших садовых участков. Модель оснащена 4-тактным одноцилиндровым бензиновым двигателем Honda GX200. Небольшие габариты и вес 75 кг позволяют перевозить мотоблок в багажнике автомобиля.

Читайте также:  Роторные косилки «Заря» для мотоблока Салют: характеристики и отличия

Беларус 09Н-02

  • Шлицевое соединение вала отбора мощности
  • Ширина обработки почвы регулируется в пределах 45–70 см
  • Вес — 176 кг
  • Шестерёнчатый редуктор
  • Шестиступенчатая МКПП (4 передних и 2 задних)
  • Передачи самопроизвольно срываются на нейтраль

Профессиональный тяжёлый мотоблок подходит для обработки больших территорий. Агрегат оснащён одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем мощностью 9 л. с. Дополнительные приспособления (прицеп) позволяют использовать мотоблок не только для обработки земли, но и для перевозки тяжестей.

Регулировка сцепления

Следует отметить, что при работе нужно соблюдать определенные рекомендации, дабы избежать преждевременных поломок и ненужных проблем, возникших из-за неправильного обращения с техникой. Педаль сцепления необходимо и нажимать, и отпускать плавно, без резких движений. В противном случае двигатель может просто заглохнуть, тогда вам потребуется потратить лишнее время и силы, чтобы запустить его вновь. При эксплуатации мотоблока возможны следующие неполадки, связанные с механизмом сцепления.

  • При полностью выжатом сцеплении техника резко начинает ускоряться. В этой ситуации попробуйте просто подкрутить регулировочный винт.
  • Педаль сцепления отпущена, но агрегат не двигается или движется с недостаточной скоростью. Слегка ослабьте винт регулировки и протестируйте ход мототехники.

При странных шумах, треске, стуке, раздающихся из области редуктора, немедленно остановите агрегат. Наиболее частыми причинами такой ситуации считаются малый уровень масла или его некачественность. Перед тем как начать работать на мотоблоке, обязательно проверяйте наличие и количество масла. Замените/долейте масляную жидкость и запустите агрегат. Если шумы не прекратились, остановите мотоблок и пригласите специалиста для осмотра вашей техники.

Если у вас возникли неполадки, связанные с переключением скоростей, протестируйте сцепление, отрегулируйте его. Затем осмотрите коробку передач на предмет износившихся деталей и проверьте валы – возможно, стерлись шлицы.

Рейтинг лучших китайских моделей

Производители из Поднебесной активно демпингуют в этом секторе рынка, выпуская дешёвые китайские мотоблоки с валом отбора мощности и навесным оборудованием, сопоставимые по своим характеристикам с европейскими и российскими моделями.

CHAMPION BC1193

  • МКПП (2 передние передачи и задний ход)
  • Шлицевое соединение с ВОМ
  • Шестерёнчатый редуктор
  • Ширина обработки почвы — 110 см
  • Глубина культивирования 30 см
  • Хорошо пашет только ранее обработанную землю

Средний мотоблок оснащён бензиновым 4-тактным одноцилиндровым двигателем. Внушительные колёса диаметром 12 дюймов обеспечивают широкую проходимость. Веса прибора (132 кг) зачастую не хватает для глубокой проработки почвы, поэтому эксплуатируют мотоблок вместе с утяжелителями.

Weima WM1100BЕ

  • Ширина обработки почвы меняется в пределах 80–130 см
  • Глубина культивирования 30 см
  • Шлицевое соединение вала
  • МКПП с 3 передачами (2 передних и 1 задняя)
  • Масса — 135 кг
  • Тяжело разворачивать в конце полосы

Массивный, самый надёжный в своём классе мотоблок оснащён дизельным 4-тактным двигателем мощностью 9 л. с. В комплекте с прибором идут 8 фрез диаметром 35 см. Имеется электростартер, который облегчает запуск мотора в холодное время года. Производительная модель отлично подходит для культивации участков площадью от 10 соток. Колёса диаметром 12″ обеспечивают хорошую проходимость, однако, большая ширина агрегата 78 см снижает его манёвренность.

Выбор типа редуктора

Этот узел является одним из важнейших в устройстве. При помощи него возникает и передается потенциал крутящего момента. От того, какой именно редуктор установлен в аппарате, будет зависеть сложность его эксплуатации и обслуживания. К тому же, разные типы редукторов шумят по-разному. Переключение скоростей тоже зависит от того, какой редуктор установлен в системе.

  1. Редуктор червячной конструкции. Обычно устанавливается на одноступенчатой КПП, которую можно встретить в самых легких моделях. Наличие червячной передачи хорошо уже тем, что при эксплуатации даже на повышенных нагрузках такая коробка издает гораздо меньше шума. ДВС, управляемой при помощи червячной передачи, установленной в КПП, работает мягкой и плавно, без рывков. Весомым недостатком является короткий срок работы: к сожалению, такой тип редуктора довольно быстро изнашивается.
  2. Редуктор с цепным механизмом. Данный вид редуктора более надежный, чем предыдущий. Устанавливается цепной редуктор в основном на мотоблоки среднего и тяжелого класса. Ось двигателя оснащается ведущей звездочкой, а рабочий вал ведомой. Их соединение осуществляется при помощи обычной цепи, которую необходимо смазывать и подтягивать. В случае изменения передаточного числа изменяется усилие рабочей оснастки. Это очень удобно, т.к. есть возможность выбирать мощность, которая требуется для выполнения разного рода задач. Цепные редукторы встречаются как разборные, так и одноразовые. В случае если на модель устанавливается обслуживаемый тип редуктора, то некоторые его части (звездочка) можно без труда заменить. Существенный недостаток таких редукторов – шумная работа.

Выбор не столь велик, как может показаться. Впрочем, не стоит забывать, что какой именно устанавливается редуктор, зависит от массы самого аппарата. Все легкие мотоблоки оснащаются червячными редукторами. Средние и некоторые тяжелые – цепными. И только все тяжелые, являющиеся, по сути, небольшими полноприводными тракторами, оборудованы шестеренчатыми редукторами.

Источник http://fermerteh.ru/motobloki-s-valom-otbora-moshnosti

Источник https://avto-layn.ru/selskohozyajstvennaya/motoblok-s-korobkoj-peredach.html

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]