Содержание
Мотоблок МТЗ Беларус 09Н
Мотоблок Беларус МТЗ 09Н — флагманская модель Минского Тракторного Завода. Тем не менее, выпускается она в филиале САЗ, поэтому аббревиатура МТЗ постепенно уходит из наименования модели. Машина имеет множество достоинств, которые позволяют ей быть востребованной в сельском хозяйстве, а оснащение МТЗ 09Н двигателем Honda придает ей больше выносливости и работоспособности.
Назначение и области применения
Данная модель разрабатывалась в 1992 году, чтобы заменить МТЗ-05, и до сих пор пользуется огромным спросов среди всего перечня мотоблоков завода, приходя на помощь практически во всех видах с/х-работ, а также для транспортировки грузов, уборки мусора и снега.
Беларусы известны своим распространением не только в странах СНГ и Прибалтики, но даже и в США — есть даже видео работы на мотоблоке МТЗ-09Н с другого материка.
Технические характеристики
Марка двигателя | Honda GX270, Kipor KG280, Lifan LF177 |
Масса мотоблока в состоянии отгрузки с завода (заправлен маслом, укомплектован основным рабочим оборудованием, без ЗИП), кг | 176 |
Номинальное тяговое усилие, кН (кгс) | 1,0 (100) |
Число передач, переднего хода/заднего хода | 4/2 |
Скорости движения, км/ч, переднего хода/заднего хода | 2,6-11,4/3,0-5,35 |
Дорожный просвет, мм | 295±5 |
Колея мотоблока, мм | 450±30, 600±30,700±30 |
Габаритные размеры, мм | 1780 х 846 х 1070 |
Наибольшая масса буксируемого прицепа, кг | 650 |
Радиус поворота при колее 450 мм,м, не более | 1 |
Максимальная вертикальная нагрузка, действующая на сцепное устройство мотоблока от массы груженого прицепа, кг | 50 |
Номинальная мощность, кВт (л.с.) | 6,6 (9)-для 09Н |
Частота вращения коленчатого вала об/мин | 3600 |
Удельный расход топлива, г/квт.ч | 319 |
Заправочные емкости, л: масляный картер бак топливный масляная ванна трансмиссии | 1.1 6 3.5 |
Топливо | А-92 ТУ 38.001.165 |
Пределы температур, при которых может эксплуатироваться мотоблок, °С | от -20 до +30 |
Оснащение и устройство модели
Мотоблок Беларус 09н имеет мощный бензиновый мотор на 9 л.с. объемом 270 см3. В зависимости от конкретной модификации, машина может поставляться с двигателями различных отечественных, китайских японских и производителей других стран.
Агрегат оснащается двумя колесами с пневматическими шинами. Диаметр колес зависит от установленного двигателя.
Коробка передач механическая, ступенчатая с шестернями, которые находятся в постоянном зацеплении. Имеет 4 передних передачи и 2 задних.
Рычаги, переключающие режимы работы, органы управления (газ и сцепление) расположены на рулевой штанге вместе с рычагом управления блокировкой дифференциала.
Также МТЗ 09 имеет вал отбора мощности, используемый в качестве привода для навесного оборудования, такого как кормоизмельчитель, насос или циркулярная пила.
Крепление для сцепки оборудования универсально и дает возможность присоединять навесы даже от прошлых моделей мотоблока.
Двигатель
В интернете можно найти множество отзывов владельцев МТЗ 09Н насчет двигателей старого образца УД-15 или УД-25, которые на данный момент не актуальны и их можно поменять. Сейчас чаще всего вместо них устанавливают моторы Honda или Lifan.
Двигатель Honda GX270 ставится на мотоблок МТЗ 09Н на заводе и считается эталоном для подобной техники, рекомендуемым для установки на замену старым.
- мощность — 9 л.с.;
- объем — 270 см3;
- частота вращения вала — 3600 об/мин.
Lifan LF177 производится в Китае выступает как более дешевая альтернатива Хонде, а по заявленным характеристикам они идентичны. Можно найти большое количество положительных отзывов.
Клапаны
Недостаточно одной установки хорошего двигателя. За его состоянием нужно следить и проводить регулировку клапанов из-за меняющегося в них зазора во избежание дорогостоящего ремонта двигателя.
При большом зазоре в двигатель не поступает нужное количество бензина и он начинает издавать шумы.
Если возникли сомнения, проверьте и установите верный зазор при помощи лезвия для бритья, ширина которого должна быть от 0,1 до 0,15 мм — именно такие цифры у клапанов в нормальном состоянии.
Регулировка клапанов
- Немного открутите гайку и подложите лезвие под клапан.
- Пару раз проверните маховик — лезвие не должно мешать его движению, но и зазора быть не должно.
Карбюратор
При сбоях в работе двигателя, когда он не выдает нужную мощность, сделайте настройку карбюратора. Также делать это рекомендуется и после зимнего перерыва, чтобы не произошло поломок при выполнении работ.
Болтовые соединения могли ослабнуть при нахождении мотоблока без эксплуатации в течение долгого периода времени.
Регулировка карбюратора
Затяните болты, регулирующие максимальный и минимальный газ, до упора, затем открутите их на пол оборота.
Включите максимальное количество оборотов при помощи рычага управления. РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ ПРИ ЭТОМ НЕ ДОЛЖНА ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ.
При помощи винта, отвечающего за положение дросселя, настройте обороты на холостом ходу — шумов при этом не должно быть.
Настройте подачу горючего в карбюратор при помощи топливных винтов. Если их закрутить, подача топлива уменьшится, есть приоткрутить — увеличится.
Правильная настройка карбюратора
Наиболее простой способ убедиться в правильной работе мотоблока — проверить состояние свечей, являющихся «лакмусовой бумагой» двигателя. Если они чистые — все хорошо, если нет — ищите сбои и проводите ремонт.
Сцепление
Сцепление мотоблока МТЗ Беларус 09Н отвечает за передачу переключения от рычага к КПП, поэтому от его исправности зависит работоспособность машины. Владелец должен уметь производить регулировку сцепления для правильности его работы.
Как определить проблемы со сцеплением
- Если мотоблок ведет и при полностью выжатом рычаге он пытается тронуться, это значит, что регулировочный винт ослаб и его следует затянуть.
- Если все наоборот (сцепление отпущено, а нужное количество оборотов не достигается или мотоблок стоит на месте), винт необходимо ослабить.
Часто владельцы считают, что самостоятельная настройка сцепления — сложный процесс, однако на видео можно заметить, что это достаточно просто.
Регулировка сцепления на мотоблоке
Обкатка
Всем новоиспеченным владельцам Беларуса 09 следует в первую очередь произвести его обкатку. Многие с удивлением и непониманием относятся к этой процедуре: зачем такому мощному мотоблоку нужна обкатка? Но, ознакомившись с инструкцией и отзывами, становится понятно, что делать это обязательно.
Обкатка — залог долгой беспроблемной работы мотоблока. Во время этой процедуры его детали становятся на место, притираются друг к другу и смазываются.
Давайте ознакомимся с важными правилами:
- Во время первой обкатки мотоблок ни в коем случае нельзя использовать на полную мощность и с навесным оборудованием.
- Затем производится обкатка с навесным оборудованием, но не для выполнения работ, а для увеличения веса мотоблока.
- Далее уже можно использовать машину в поле, но работы для начала выполнять вполсилы: для примера — максимальное погружение плуга составляет 20 см, а во время обкатки — 10 см.
Видео обкатки МТЗ 09Н
Каждый владелец должен понимать принцип включения и выключения ВОМ и разобраться с этим на стадии обкатки, т.к. от количества передаваемых оборотов зависит скорость работы навесного оборудования.
Мотоблок оборудован 6-ступенчатой коробкой:
- 4 передних передачи;
- 2 задних.
Скорость движения составляет от 2,6 км/ч на 1 передаче до 11,4 км/ч на четвертой. Таким образом, каждый владелец может выбрать оптимальную скорость для каждого вида работ.
При езде задом Беларус-09Н может развивать скорость до 5,35 км/ч.
Как устроена коробка передач
Ремонт коробки
Если при работе слышен шум в редукторе, первое, что нужно сделать, — проверить количество масла. Если его недостаточно, следует долить.
Уровень масла следует проверять перед каждой поездкой. При использовании без него коробка передач может быть серьезно повреждена. Выбор масла следует производить в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Если со смазочными элементами все в порядке, но шум не ушел, то, скорее всего, вышли из строя шестерни трансмиссии. Их необходимо немедленно заменить. Запрещается работать с неисправными шестернями, так как они могут рассыпаться, и вся трансмиссия может пострадать.
Часто бывает, что передача не включается, а именно 4. Причина банальна. Включается она нечасто и только во время самой сложной работы. Следовательно, в самом рычаге может быть недостаток смазки. Чтобы решить эту проблему, смажьте его маслом на ночь. Никаких уплотнений нет, и масло должно течь и свободно смазывать. Если проблема не исчезнет, вам нужно будет полностью разобрать и смазать все части контрольной точки.
Электричество
Беларус 09Н стандартно оснащен обычным стартером. Это не очень удобно, так как в зимний период сложно запустить. А если учесть наши холодные зимы, это становится совершенно непростой задачей.
Вот почему электростартер стал более распространенным. При желании мотоблок можно переоборудовать под него.
Переоборудование на электростартер
- Для этого требуется генератор, который обеспечивает электрический ток для электрического запуска. Для этих целей хорошо подойдет автомобильный генератор.
- Затем старый стартер снимается и на его место устанавливается электрический и подключается к генератору.
Видео установки генератора
Многих владельцев интересует тема света. По умолчанию фары отсутствуют. И разместить их можно только при установке генератора. Напряжения генератора хватает и на стартер, и на свет.
Видео установки фар и их подключения к генератору
Особенности эксплуатации
Мотоблок удобен в использовании, но для продления срока службы нужно внимательно следить за его состоянием:
- осматривать перед каждым использованием на предмет дефектов, в том числе проверять надежность болтовых соединений;
- после работы удалите частицы грязи или снега, чтобы не появилась ржавчина;
- брать топливо с высоты 2 сантиметра, чтобы пыль со дна бака не попала в топливную систему;
- проверьте наличие масла, чтобы не допустить преждевременного износа оборудования;
- использовать масло 10W-30, которое гарантирует эффективную работу мотоблока в любое время года;
- перед заменой масла слейте оставшееся топливо, залейте промывку и дайте машине поработать на холостом ходу;
- летом использовать топливо М-10В2 или М-10Г2, зимой — М-8Г2;
- заливайте масло до полного объема.
Модификации
В 1992 году на МТЗ-09Н устанавливали стандартные заводские двигатели УД-15 или УД-25. Второй был более мощным двухтактным двигателем. Однако на сегодняшний день они уже не могут конкурировать с современными моделями. И есть много видео — отзывов касательно необходимости замены мотора, и как его лучше провести.
Сейчас самым популярным мотором Беларуса-09Н является Honda GX270. Эта модель двигателя предназначена для долговременной и непрерывной эксплуатации. Работает она на высокооктановом топливе (92 или 95). Мощность Honda GX270 составляет 9 лошадиных сил, а максимальная скорость коленчатого вала – 3600 оборотов в минуту.
Также можно встретить модификации с китайскими двигателями Kipor KG280 и Lifan LF177. У них аналогичные заявленные свойства. При этом отзывы о работе Беларуса с такими двигателями хуже и часто выходят из строя.
Двигатели для МТЗ-09Н также поставляются из Чехии. А есть модификация с двигателем Jikov GH1509.
Навесное оборудование
Как уже говорилось выше, мотоблоки Беларус 09Н могут стать универсальной сельскохозяйственной техникой, если использовать навесное оборудование:
- универсальный плуг;
- культиватор;
- борона-культиватор;
- мотоблок прицеп;
- косилка роторная;
- сиденье, позволяющее использовать Беларусь 09Н в качестве минитрактора;
- утяжелители, облегчающие транспортировку грузов;
- откидной клинок;
- снегоочиститель;
- хозяйственная кисть;
- картофелекопалка;
- картофелесажалка;
- грунтозацепы.
Полный набор аксессуаров сделает работу в саду или на ферме настоящим удовольствием. В процессе разработки минитрактора предполагалось, что его основными пользователями являются жители России, которым приходится работать на тяжелых почвах.
Мотоблок может свободно передвигаться по любому типу местности благодаря широким колесам. Легкость управления обеспечивает современная рулевая колонка. А высокопрочный многозубый дифференциал обеспечивает высокую надежность в работе.
Достоинства и недостатки
Главное достоинство мотоблока — наличие бензинового двигателя, способного работать на топливе любого качества.
К другим преимуществам методики можно отнести следующее:
Из недостатков потребители выделяют следующие:
Цены нового и б/у
Мотоблоки 09-Н нельзя купить напрямую с завода, они продаются у официальных дилеров и в розничных магазинах. Цена на @Беларус 09@ сильно зависит от региона поставщика, средняя стоимость нового агрегата составляет:
- 09Н-01 (Хонда) – 80400 руб.,
- 09H-02 (Вейма) – 73150 руб.,
- 09H-02 (Вейма на 13 л.с.) – 82000 руб.,
- 09R-02 – 67200 руб.
Купить б/у МТЗ 09Н довольно сложно, потому что предложений, которые могут говорить о надежности и долговечности мотоблока, очень мало — его все еще не хотят продавать. Еще есть возможность найти тяжелые агрегаты, их стоимость будет в среднем 39 тысяч рублей. Чаще всего продают старые МТЗ-05.
Аналоги
Выбирая аналог МТЗ-09Н, необходимо отталкиваться от стоимости и характеристик.
Ближайший вариант — китайский Grasshoppe. Он дешевле, но отзывы владельцев хуже, чем о Беларусе.
Чуть послабее, на 8 лошадиных сил, можно подобрать мотоблоки Зубр, Нева и Кентавр.
Поскольку их характеристики ниже, стоимость также немного ниже. Однако рейтинги их производительности лучше.
Отзывы владельцев
Мнения владельцев мотоблока Беларус 09Н о работе этой техники разошлись. Некоторые называют его незаменимым помощником для любого фермера и дачника, а среди преимуществ выделяют экономичный и надежный агрегат и универсальность. Модель достаточно мощная, чтобы выполнять большинство операций, а хорошо рассчитанный вес позволяет ей работать без заметного проскальзывания практически на любой почве.
Многие владельцы называют Беларус 09Н самой надежной техникой в своем сегменте. Блокировка рулевого управления и отличное сцепление колес с землей позволяют управлять моделью без особых усилий. Для этого мотоблока крайне важна правильная регулировка. В этом случае вы можете просто загнать его в колею и пойти навстречу с техником на другой стороне площадки. Машина всю работу сделает сама.
Опять же, серьезных проблем в обслуживании модели не возникнет, так как претензий к топливу у нее нет. Некоторые трудности возникают только при выходе из строя силовой установки. Подобрать фирменные запчасти или замену к ним очень сложно. В предыдущих мотоблоках МТЗ использовались агрегаты попроще (УД-15), что облегчало работу.
При этом модель остается «неубиваемой». Огромные нагрузки и тяжелые условия работы не станут препятствием для «МТЗ 09Н». Ресурс этого мотоблока поистине впечатляет.
Владельцы Беларус 09Н отмечают и более очевидные недостатки. В своем сегменте мотоблок стоит достаточно дорого и значительно превосходит по цене своих конкурентов. Среди других отрицательных моментов владельцы выделяют:
- долгую установку навесного оборудования;
- проблемы с отключением блокировки дифференциала;
- затруднение переключения передач.
Последняя проблема характерна для большинства отечественных и импортных мотоблоков, так как передачи в них рассинхронизированы.
Опять же, не всем нравится внешний вид модели МТЗ Беларус 09Н, напоминающий старый советский минитрактор. Современные аналоги (Нева, Зубр) кажутся намного солиднее. Однако в качестве приоритетов производитель выбрал совсем другие параметры — надежность и мощность. По их словам, Беларус 09Н — один из лидеров в своем сегменте.
Технические характеристики и преимущества мотоблока Беларусь МТЗ 09Н
Представителем самой маломощной техники, выпускаемой Минским тракторным заводом, является самоходный мотоблок МТЗ 09Н с ходовой формулой 2х2. Основой для выпуска стал ранее выпускаемый заводом мотоблок МТЗ 05. Машина предназначена для выполнения сельскохозяйственных, транспортных и коммунальных операций при использовании на небольших площадях в частных хозяйствах и коммунальном обслуживании предприятий.
Устройство и характеристики
Мотоблок представляет собой одноосную тележку с трансмиссией в чугунном корпусе и присоединённым к ней двигателем. Все узлы мотоблока — двигатель, сцепление, коробка передач и ведущий мост объединены в жёсткую конструкцию. Ходовые колёса получают привод через колёсные редукторы в составе механизма ведущего моста с дифференциалом. Задняя часть корпуса моста снабжена выходом для осуществления присоединения привода активного оборудования от ВОМ (навесных почвообрабатывающих фрез, косилок, снегоуборщиков, щёток и другого оборудования). Также на задней стенке корпуса трансмиссии размещено прицепное устройство.
Двигатель
Одноцилиндровый, бензиновый, четырёхтактный агрегат воздушного охлаждения Honda GX 270:
- Мощность – 6,3 кВт/ 8,6 л.с.
- Рабочий объём – 270 см³
- Удельный расход топлива – 313 г/ кВт в час.
- Частота вращения – 3600 об/мин
- Ёмкость бака – 6 л
Трансмиссия
Весь механизм, включая коробку передач, сцепление и ведущий мост смазывается разбрызгиванием масла вращающихся частей от общего объёма масляной ванной, образованной картером трансмиссии и присоединённым корпусом сцепления.
Механизм сцепления выполнен в виде многодисковой, постоянно-замкнутой, фрикционной муфты, работающей в масле. По конструкции и типу механизм схож с муфтой мотоцикла.
Коробка передач механическая представляет собой редуктор с прямозубыми цилиндрическими шестернями. Своим переключением КПП обеспечивает 4 передачи переднего хода и 2 — заднего хода.
Формирование скорости движения:
- Вперёд – 2,6 -11,4 км/час
- Назад – 3 — 5,35 км/час
Ведущий мост встроен в общий корпус трансмиссии имеет механическую блокировку дифференциала. Привод колёс осуществляется через полуоси в отдельных корпусах на бортовые редукторы, выполненные в виде прямозубой цилиндрической пары шестерён. Для увеличения сцепных качеств ступицы ходовых колёс оборудованы утяжелителями.
Габариты и масса
- Длина – 1780 мм
- Ширина – 846 мм
- Высота – 1070 мм
- Регулируемая колея – 450, 600, 700 мм
- Агропросвет – 270 мм
- Минимальный радиус поворота – 1 м
- Масса – 176 кг
- Наибольшая масса буксируемого прицепа -650 кг
Органы управления
Управление машиной осуществляется через жёстко соединённую с общим корпусом КПП и ведущего моста колонку с двумя рукоятками. Рукоятки снабжены ручным выжимным рычагом управления муфтой сцепления и рукояткой регулировки подачи топлива с тросовым приводом. Для удобного управления в реверсном режиме, колонку с рукоятками можно развернуть в противоположном направлении, например, для работы с роторной косилкой или шнековым снегоуборщиком.
На верхнем крае колонки установлены два рычага переключения передач и рукоятка включения блокировки дифференциала. Одним рычагом пользуются для выбора скорости, другим для переключения направления движения «вперёд-назад». Последние версии машины оборудованы датчиком, блокирующим электросеть зажигания при включённой передачи.
Включение вала отбора мощности осуществляется рычагом, размещённым непосредственно на корпусе трансмиссии при механическом включении в зацепление зубчатого блока, соединяющего привод.
Старт двигателя осуществляется ручным тросовым устройством, передающим вращательный импульс непосредственно на коленчатый вал двигателя.
Преимущества
Мотоблок имеет достаточно надёжную конструкцию как трансмиссии, так и силового агрегата. Учитывая то, что трансмиссия досталась мотоблоку от своего предшественника (МТЗ 05) надёжность конструкции данного устройства доказана более 40 летним стажем практической проверки. Владельцы старой версии мотоблока (МТЗ 05) до сих пор успешно эксплуатируют данную технику, произведённую с 1978 года, без нареканий. Японский двигатель Honda GX 270, установленный в место мотора УД-15, дополнительно повысил техническую живучесть новой версии мотоблока.
Мотоблок МТЗ 05
К положительным моментам конструкции можно отметить, что свою достаточную функциональность мотоблок получает от рационально сконструированной трансмиссии в одном компактном корпусе, где нет дополнительных вращающихся частей вне его основного картера. Это обеспечивает механизму мотоблока защиту от абразивного и коррозийного воздействия окружающей среды и максимальное сохранение его ресурса.
В отличии от своих конкурентов МТЗ 09Н имеет хорошую конструкционную массу (176 кг) с рациональным распределением баланса. Такая компоновка обеспечивает хорошие сцепные показатели ходовой части, устойчивый ход и заглубление рабочих органов при обработке почвы, комфортное управление без приложения дополнительных усилий оператором. Изменение колеи расширяет возможности применения машины в обработке посевов различных пропашных культур.
Кроме комфортного управления на малых обрабатываемых участках сложной формы благодаря наличию передач заднего хода, дополнительную популярность мотоблоку обеспечила возможность его преобразования в полноценную, двухосную, самоходную машину в комплексе с адаптером, где мотоблок своим прицепным устройством соединяется с одноосным адаптером, образуя подобие шарнирно-сочленённой ломающейся рамы сформированной машины.
Источник https://minitehno.ru/motoblok-mtz-belarus-09n/
Источник https://vseomtz.ru/traktora-belarus/motoblok-mtz-09n
Источник
Источник