Содержание
Мотоблок своими руками – как сделать простой и надежный механизм. 100 фото лучших идей и вариантов
Все о двигателях для мотоблоков: виды, особенности и принцип работы
В мотоблоках средней и высокой мощности применяется двигатель внутреннего сгорания (ДВС), так как он способен обеспечить большую мощность и автономность от электросетей, что позволяет использовать мотоблок в любых условиях, даже в удалении от источников энергии и цивилизации в целом. Но, как и любой механизм, двигатель тоже подвержен естественному износу, а при нарушении правил эксплуатации он может выйти из строя неожиданно и без возможности восстановления. Если ваш мотоблок перестал работать и в сервисном центре вам сказали, что мотор уже не спасти, то стоит задуматься о покупке нового двигателя. Чтобы правильно выбрать мотор, нужно разобраться в существующих типах ДВС и особенностях их работы.
По свей сути ДВС – это тепловая машина, которая работает за счет сжигания топливной смеси и воздуха в специальной камере сгорания. Основная его задача – выработка и преобразование энергии горения в механическую. Но несмотря на столь общий принцип действия, двигатели имеют разные методы подачи топливной смеси и особенности работы, о которых следует знать перед тем, как купить двигатель для мотоблока взамен отработавшего свой ресурс мотора.
Устройство
Классический двигатель мотоблока – это одноцилиндровый четырехтактный мотор внутреннего сгорания.
Двигатели
Коленчатый вал этого двигателя установлен в двух шариковых коренных подшипниках и с одной стороны имеет посадочный конус под маховик, он же ротор зажигания и вентилятор охлаждения, с другой-коническую или цилиндрическую посадку под шкив или муфту сцепления.
Шатун двигателя мотоблока – это разъемная конструкция, работающая непосредственно по шейке коленвала как подшипник скольжения.
Смазка пары трения осуществляется захватывающим масло выступом на нижней крышке шатуна, принудительная подача масла от насоса не предусмотрена.
Цилиндр установлен под небольшим углом к горизонтали, его рубашка охлаждения отлита за одно целое с картером, и в нее впрессована чугунная гильза. Это решение удешевляет производство двигателя, но делает его ремонт более сложным, так как замена цилиндра невозможна.
Смазка цилиндропоршневой группы осуществляется брызгами масла, создаваемыми шатуном и противовесами коленвала при его вращении. Прежде всего необходимо знать, какое масло лить в мотоблок, какое заливается в редуктор и в 4 тактный мотор.
Более подробно о работе одноцилиндрового двигателя смотрите на видео:
В зависимости от компоновки газораспределительного механизма двигатель может быть:
- Нижнеклапанным (SV) – распредвал расположен в картере и через короткие толкатели приводит непосредственно клапана, расположенные сбоку от цилиндра. Головка цилиндра в таких двигателях – это простая отливка с камерой сгорания специфической (кардиодной) формы.
- Нижнеклапанная компоновка – старейшая, применяемая в наше время, ей почти сто лет. Такие моторы за счет крайней простоты дешевы и надежны, но их главный недостаток – низкая удельная мощность.
- Также часто употребляется неверный термин «двигатель с боковым расположением клапанов», появившийся как буквальный перевод английского side-valveиз-за незнания принятого с 30-х годов ХХ века в русском языке термина «нижнеклапанный».
- Верхнеклапанные (OHV) моторы также имеют распредвал, установленный в картере, но сами клапана уже находятся в головке цилиндра и приводятся в действие длинными штангами через коромысла.
- За счет более компактной и выгодной формы камеры сгорания верхнеклапанные моторы заметно мощнее нижнеклапанных, но вместе с тем просты в сборке и настройке. Это наиболее распространенный тип двигателей в садовой технике.
- Верхневальные (OHC) отличаются тем, что и распредвал у них перенесен в головку цилиндра. Они более сложны по сравнению с моторами OHV, а выигрыш в мощности имеют только на высоких оборотах, что для мотоблоков мало актуально. Тем не менее некоторые производители, например – Subaru-Robin, применяют и эту схему.
Двигатели сравнительно большого объема (от 200 см3, а также дизельные) имеют в составе газораспределительного механизма ручной или автоматический декомпрессор – устройство, на низких оборотах увеличивающее время открытия выпускного клапана, благодаря чему уменьшается усилие для ручного запуска мотора.
Бензиновые двигатели
Поршневые бензиновые двигатели для мотоблока имеют систему зажигания для того, чтобы воспламенять топливную жидкость от искры. Бензиновые моторы могут быть карбюраторными или инжекторными (с системой впрыска). В первом случае приготовление топливной смеси происходит в карбюраторе, где топливо соединяется с воздухом, а затем готовый состав поступает во впускной коллектор. Конечно, сегодня такая система считается отжившей свой век, но все же еще существует мототехника, в которой она применяется.
Инжекторные двигатели в свою очередь могут подразделяться еще на два вида – на моновпрысковые или с распределенным впрыском. Первые предполагают наличие только одной форсунки, которая спрыскивает топливо во впускной коллектор, откуда оно распределяется по цилиндрам. Во вторых же используется целая система форсунок – по одной на каждый поршень. Такая система позволяет увеличить мощность ДВС, и при этом снизить потребление топлива и токсичность выхлопных газов.
Из перечисленных систем впрыска выросло совершенно новое поколение ДВС – двигатели с прямым впрыском. Их отличием от предыдущих модификаций является раздельная подача в камеру сгорания топлива и воздуха, а также установка форсунки не над впускными клапанами, а прямо в цилиндре. Это позволяет делать прямую подачу топлива в несколько этапов подвпрыска и достичь полного сгорания топливной смеси, даже если она бедная. Расход топлива и токсичность выхлопа при этом становятся минимальными.
Технология сборки
Из уголков делаете поперечины, которые будут устанавливаться сзади и спереди. Их соединяют вертикальными профилями с прямоугольным просветом. Получите решетку.
К продольным прицепите такие же четыре стойки – крепеж для бортов.
К решетке привариваете сталь 0,3 мм, борта делаете из 0,2 мм.
К поперечным балкам привариваете лонжероны. На них крепите рессоры от «москвича», «жигулей – классики». Середины рессор соедините с колесной балкой.
Приварите в передней части «дышло» для не жесткого сцепления с мотоблоком.
Дизайн участка своими руками — практическое руководство по ландшафтному дизайну. Основные правила и рекомендации экспертов
Полив своими руками: капельная система полива из подручных материалов. 90 фото и пошаговая инструкция по созданию системы
Фонтан своими руками — поэтапное изготовление декоративного фонтана для дома и сада
Сидение устанавливают либо на удлиненном дышле, либо в кузове прицепа. Оно – от переднего места любого легкового автомобиля, или сваренное самими и оборудованное мягкой подушкой и спинкой.
Дизельные двигатели
Моторы на дизельном топливе по своему конструктиву существенно отличаются от бензиновых, и в первую очередь – системой зажигания. Если в бензиновом ДВС за поджиг топливной смеси отвечает искра, то в дизельном воспламенение топлива происходит путем сжатия. Происходит это следующим образом: сначала в цилиндрах сжимается воздух (в процессе сжатия происходит нагрев), а в момент достижения пикового давления в камеру сгорания происходит впрыск солярки, которая под действием температуры и давления воспламеняется.
К плюсам дизельных ДВС можно отнести высокую экономичность, хороший КПД и максимальный крутящий момент даже при низких оборотах. Кроме того, дизельные двигатели для мотоблока обладают большей тягой, чем бензиновые, и их не нужно крутить на стартере. Правда, есть у дизеля и несколько недостатков – это большая масса из-за использования высокого давления в системе поджига, чувствительная топливная система и более низкая скорость на максимальных оборотах.
Тактность ДВС
Двигатель внутреннего сгорания может быть двухтактным или четырехтактным. Один такт представляет собой последовательность впуска топливно-воздушной смеси, ее сжатие, сгорание заряда, рабочий ход поршня и выпуск выхлопных газов из камеры сгорания. Этот принцип актуален и для дизельных, и для бензиновых моторов с поправкой только на конструкционные особенности системы подачи и поджига топлива.
Давайте разберемся в основных отличиях двухтактных и четырехтактных двигателей:
- У двухтактных моделей выше удельная и литровая мощность;
- Двухтактные модели легче и дешевле, чем четырехтактные, и у них более простая конструкция;
- Набор оборотов происходит быстрее у двухтактных моделей;
- Для двухтактных двигателей требуется разводить масло в бензине, а для четырехтактных – нет;
- Четырехтактные двигатели сложнее обслуживать из-за газораспределительного механизма и сложной системы смазки;
- Рабочий ресурс у четырехтактных ДВС больше, чем у двухтактных, при этом они более экологичны и экономичны;
- Четырехтактные моторы работают намного тише, чем двухтактные.
Теперь вы знаете все необходимое о двигателях внутреннего сгорания, чтобы сделать правильный выбор!
Гусеницы на мотоблоке
Крестьяне, дачники работают в поле, на огороде чуть ли не до первого снега без морозов. Въехать на такую почву или выехать на асфальт или грейдер мотоблоку с прицепом непросто. Для наглядности сделайте фото мотоблока своими руками.
Усовершенствуют тяговую силу установкой своеобразных гусениц из транспортерной ленты или старых покрышек. Но тут необходим некоторый опыт или подсказка умельцев.
Проще в такую погоду надевать на шины цепи для легковых автомашин. Выехали из грязи, снега на асфальт – снимите цепи, и домой без происшествий.
Особенности устройства мотоблока и инструкция по эксплуатации
Мотоблок является самым известным и востребованным видом малой сельскохозяйственной техники и широко используется для решения различных агротехнических задач. Популярность агрегата обусловлена его универсальностью, простотой в использовании и высокими эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики
Главными техническими параметрами мотоблоков являются мощность, тип двигателя, ширина захвата, глубина вспашки и расход топлива.
- Мощность мотора современных моделей варьируется от 3,5 до 15 л. с. Маломощные образцы с двигателями от четырех до шести лошадиных сил используются для сезонных работ на небольших приусадебных участках размеров от 10 до 50 соток. На маленьких дачных огородах площадью 6 соток мотоблоки обычно не используются, и уступают место мотокультиваторам. Модели с мощностью двигателя 6-7 л. с. отлично справляются с полями от 40 соток до 1 га, а образцы тяжёлого класса с моторами по 8-15 л. с. используются на плантациях от 1 до 4 га.
При обработке более масштабных территорий использование мотоблоков считается неэффективным, и в таких случаях требуется помощь мини-трактора.
- Следующим важным рабочим параметром является тип двигателя. Как было сказано выше, бензиновые модели устанавливаются на мотоблоки мощностью до 10 л. с., а дизельные – от 8 до 15 л. с. При этом дизельные агрегаты обладают значительно большим моторесурсом и используются для выполнения тяжёлых земляных работ.
- Не менее значимым техническим показателем является ширина захвата навесного оборудования, которая напрямую влияет на общую производительность мотоблока. Так, модели мощностью в 2,57 кВт способны захватывать по 60 см поверхности, образцы с мотором 2,94-3,6 кВт – 80 см, агрегаты 3,68-4,41 кВт – до 90 см, и тяжеловесы с двигателями от 6,62 до 8,83 кВт – захватывают 100 см.
- Глубина захвата также зависит от мощности двигателя и варьируется от 20 см у маломощных моделей до 35 см у серьёзных образцов.
- Расход топлива разнится в зависимости от модели и в среднем составляет 0,9-1,5 кг/час.
Устройство редуктора мотоблока
Редуктор предназначен для изменения передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Ниже приведена схема редуктора.
Устройство редуктора:
1. Вал 2. Крышка подшипника 3. Корпус редуктора 4. Вал промежуточный 5. 6. Блок звездочек 7. Вал промежуточный 8. Цепь 9. Блок звездочек 10. Вал промежуточный 11. Цепь 12. Пробка слива масла 13. Ручка переключения 15. Вал входной 16. Звездочка входная 17. Цепь 18. Гайка 19. Цепь 20. Цепь 21. Подшипник шариковый радиальный.
Устройство и принцип работы
Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.
За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.
Как подготовить к работе?
Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск. Однако если агрегат был приобретён с рук и сопроводительная документация на него отсутствует, то для того, следует воспользоваться рядом простых рекомендаций.
Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается. Исключение составляют двухтактные бензиновые моторы, установленные на старых мотоблоках. В качестве топлива они используют бензин, разведённый моторным маслом в пропорции 4: 1.
Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.
Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить. После того как подготовительные мероприятия будут завершены, мотоблок устанавливают на ровную поверхность, регулируют высоту и вынос руля, а также проверяют плавность хода рычагов газа и сцепления.
Как правильно заводить?
Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.
- Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.
- Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.
Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.
Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.
Как устроен мотоблок?
Как потомок трактора, мотоблок состоит из тех же принципиальных узлов: двигатель, трансмиссия, редуктор и вал отбора мощности.
Двигатели бывают бензиновыми и дизельными. Дизель дороже, но ценится больше: огромное тяговое усилие, высокая экономичность и отличная надежность. Однако такой двигатель тяжелее и дает сильные вибрации на рукоятки управления – нужна хорошая виброзащита рук.
Но и бензиновый двигатель имеет свои плюсы! Он легче, более маневренный и лучше заводится в холода – неоценимое качество для осенней вспашки или уборки снега.
Трансмиссия передает крутящий момент от двигателя на рабочие органы устройства. Она определяет количество передач. У простых мотоблоков их только две – передняя и задняя. Техника посерьезнее имеет заднюю и две передних передачи: одну силовую для тяжелой работы, и одну транспортную – на ней скорость больше. У дорогих агрегатов 3-4 передних передачи, которые можно переключать, чтобы не перегружать двигатель.
Редуктор отвечает за передачу мощности. От него зависит надежность и долговечность мотоблока. Выгоднее брать разборной вариант – его можно обслужить, отремонтировать или заменить.
Вал отбора мощности служит для работы навесного оборудования. У дешевых моделей его нет, поэтому и функции их ограничены. У остальных вал может быть впереди или сзади – учитывайте это при выборе навесных агрегатов.
Источник https://dosaafvlg-kotovo.ru/elektroinstrumenty/dlya-chego-nuzhen-motoblok.html
Источник
Источник
Источник