Содержание
На что способен мотоблок — универсальный помощник на земельном участке
При выборе легкой сельскохозяйственной техники основными критериями становятся конструкция и мощность двигателя, набор навесного оборудования, вес машины, тип горючего.
Возможности мотоблоков легкого и среднего класса
К бытовой агротехнике легкого и среднего класса относятся мотоблоки с двигателем мощностью от 1,5 до 10 лошадиных сил. Такая техника обычно оснащается четырехтактным бензиновым двигателем с воздушным охлаждением. Главным достоинством моторов становится простая конструкция, которую можно обслуживать и ремонтировать самостоятельно. Небольшой вес агрегата (от 25 до 100 кг) позволяет работать с техникой женщинам, пожилым людям, подросткам. В минимальный набор агротехнических работ входят:
- вспашка огородов (с площадью от 10 до 40 соток);
- культивация почвы;
- скашивание злаков и травы;
- посадка и уборка картофеля;
- окучивание огородных грядок.
К базовому сменному оборудованию относятся фрезы, культиваторы с шириной захвата в 80 – 120 см, легкие плуги, способные проводить рыхление земли на глубинах в 15-30 сантиметров. Приобретение дополнительного навесного оборудования позволяет использовать мотор и вал отбора мощности для подключения электрогенераторов, насосов.
В украинских магазинах широко представлены такие бренды легкой агротехники, как «Кентавр», «Вейма», Bizon, Беларусь, «Форте». Высоким качеством, долговечностью эксплуатации отличается продукция французского бренда Pubert.
Легкую агротехнику выпускают и украинские заводы «ДТЗ», «Мотор Сич». Так, среди мотоблоков Мотор Сич пользуются спросом легкая модель «МБ-6» (с мотором 6.5 л.с.) и две машины средней категории (модели «МБ-8», «МБ-9»). К контролю качества побочной продукции авиационное предприятие относится с такой же строгостью как к производству авиадвигателей.
Тяжелый мотоблок – максимум функций
К мотоблокам тяжелого класса относятся бензиновые и дизельные машины с мощностью двигателя выше 10 лошадиных сил. По основным функциям, набору навесного оборудования дизельная и бензиновая агротехника равнозначны. Главным недостатком бензинового ДВС с воздушным охлаждением становится малая продолжительность работы. При работе на вспашке (с низкими оборотами) бензиновый мотор перегревается, требует остановок для охлаждения. Этот фактор снижает производительность работы бензинового мотоблока.
Максимальными функциональными возможностями отличается дизельный мотоблок тяжелого класса. По набору навесного оборудования, агротехническим функциям тяжелый мотоблок с дизельным мотором близок к легкому минитрактору.
Дизель может работать без остановок несколько часов подряд. В этом случае производительность машины зависит только от выносливости владельца.
Улучшены и условия работы оператора. Эту категорию трудно назвать «пешеходным трактором». Водитель сидит в легком кресле или стоит на задней площадке мотоблока.
От мини-трактора тяжелый мотоблок отличается только штанговым управлением, одноосной конструкцией шасси. Двигатель оборудуется прямыми зубчатыми передачами с 4 передними и задней скоростью.
Вал и механизм отбора мощности, конструкция сцепки, кроме основных фрез, позволяют использовать до 15 типов навесных приспособлений:
- плуги;
- косилки;
- бороны;
- навесные опрыскиватели;
- окучники;
- картофелекопалки;
- сеноворошилки;
- снежные отвалы;
- транспортные тележки.
Отдельные производители производят до 50 видов навесных приспособлений, учитывая различные конструкции роторных, сегментных косилок, картофелекопалок. Тяжелые мотоблоки по сравнению с мини-тракторами считаются дешевыми, но дороже чем бензиновые модели. Их рационально использовать на приусадебных участках, полях площадью до двух гектаров. На таких угодьях машина может:
- вспахивать почву всех типов (включая целину, суглинки);
- бороновать вспашку;
- косить травы на луговых сенокосах;
- культивировать посевы;
- сажать овощные культуры;
- окучивать грядки;
- скашивать урожай зерновых;
- поливать огородные растения;
- вносить органические и минеральные удобрения;
- убирать урожаи овощей, картофеля;
- опрыскивать сады и огороды химикатами;
- перевозить на транспортной тележке груз весом до 1500 кг.
При комплектации мотоблока уборочными щетками, навесным снежным отвалом мощность и крутящий момент дизеля позволяют машине проводить уборку снега на подъездных дорогах к дому, убирать мусор на территории усадьбы.
Среди основных производителей тяжелых мотоблоков можно выделить бренды Konner&Sohnen (Германия), Iron Angel (Голландия), Patriot (США), Hyundai, Daewoo (Корея), Garden (Франция), Weima, «Форте» (Китай), «Кентавр», «Мотор Сич» (Украина).
Машины лучших производителей в этом классе оборудуются:
- надежными сварными рамами;
- цепными редукторами;
- реверсными передачами;
- электростартерами;
- площадками или сиденьями оператора;
- регуляторами увеличения культивационного захвата;
- увеличенными колесами с глубоким протектором.
Посоветуйте, какой выбрать мотоблок
К нам часто обращаются покупатели с вопросом, какой купить мотоблок, чтобы не очень дорогой, но мощный и функциональный. Для обработки полей и больших участков земли мы рекомендуем обратить внимание на следующие 3 модели дизельных мотоблоков.
3-х скоростной дизельный мотоблок Bizon 1100 AE-3 LUX
Эта модель считается одним из лучших культиваторов для обработки участков до 2 гектар. Двигатель мощностью 7,0 л.с. с повышенным моторесурсом, оснащен надежной системой воздушного охлаждения, которая защищает мотор от перегрева. Потребление топлива не превышает 1 литра в час, объем топливного бака 3,5 л. Ширина захвата почвофрезы 750-1250 мм, глубина фрезерования почвы 300 мм.
На мотоблок можно устанавливать любое дополнительное навесное оборудование для посадки и уборки картофеля, окучивания и прополки овощных культур, а также легко перевезти урожай с поля.
Улучшенная коробка передач (3 скорости вперед и 1 назад) способствует повышенной маневренности агрегата. Запуск осуществляется с помощью электростартера. В комплектацию от производителя входят: набор фрез, резиновые колеса, аккумулятор, комплект ключей, инструкция по сборке и эксплуатации.
Гарантия 12 месяцев. Купить мотоблок Bizon 1100 AE-3 LUX можно по акции за 19200 грн https://optoweek.com.ua/dizelnyj-motoblok-bizon-1100ae-3-lux-70-ls.
Профессиональный мотоблок Кентавр МБ1012ДЕ 12 л.с.
Мотоблок рассчитан на длительную эксплуатацию и подходит для всего спектра аграрных работ на больших площадях.
Машина оснащена четырехтактным бензиновым двигателем мощностью 12 л.с. с водяным охлаждением. На агрегат можно устанавливать весь спектр навесного оборудования, плуги, окучники, снегоуборщики, косилки и любые прицепы. Мотоблок устойчив, оснащен большими колесами с надежными протекторами, удобным рулем, съемными рукоятками.
Предусмотрено 8 скоростей: 6 вперед, 2 — назад. Ширина обработки почвы регулируется, максимальная ширина — 1 метр.
Мощный и выносливый агрегат простой в использовании и обслуживании. Качественная сборка и комплектующие, прочный редуктор, коробка передач выполнена из чугуна.
Приобрести мотоблок Кентавр МБ1012ДЕ можно за 30 645 гривен https://optoweek.com.ua/motoblok-kentavr-mb1012d-e-35-12-ls.
Хит продаж — мотоблок Weima WM1100A-6
Дизельный мотоблок оснащен двигателем на 6 л.с. и подходит для обработки посевных площадей до 1,5 га. Легко культивирует и вспахивает различные грунты, при этом расход топлива минимальный. 6 передач скоростей (4 вперед, 2 назад), вал отбора мощности, принудительное воздушное охлаждение, регулируемый руль — машиной легко и просто управлять даже неопытным пользователям.
Этот мотоблок является конструктивным аналогом мотоблоков Zirka 105 или Кентавр 2061Д, но производитель разработал новую трансмиссию с пониженным рядом передач, что позволяет облегчить и обезопасить работу.
К преимуществам модели относят многодисковое сцепление в масляной ванне и профессиональный шестеренчатый редуктор — это необходимо для обработки разных почв. Универсальная модель, подходит как для сенокоса, окучивания, посадки корнеплодов, так и для транспортировки грузов или уборки снега. Надежные пневматические шины обеспечивают повышенную проходимость и маневренность.
Выбрав сельскохозяйственную агротехнику по собственным финансовым возможностям, размеру участка, спектру основных работ, вы сможете облегчить труд, быстрее проводить основные агротехнические операции.
Зачем нужен мотоблок?
Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности
Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.
Что из себя представляет мотоблок
Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами. Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы. Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.
Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.
К достоинствам данного оборудования можно отнести:
- Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
- Отличную маневренность.
- Низкий расход горючего.
- Минимальное уплотнение почвы при работе.
- Недорогой ремонт.
- Сравнительно дешевое навесное оборудование.
Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве. Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.
На мотоблок можно поставить:
- Роторную или сегментную косилку.
- Грабли.
- Плуг.
- Культиватор.
- Картофелесажалку.
- Картофелекопалку.
- Фрезу.
- Пульверизатор.
- Разбрасыватель удобрений.
- Прицеп.
- Снегоочиститель и пр.
Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной. Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать. На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.
Разновидности техники в зависимости от мощности и габаритов
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
- Легкие.
- Средние.
- Тяжелые.
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.
Легкие
Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся. Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи. При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.
Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.
Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции. По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом. Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.
Средние
Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.
Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.
Тяжелый мотоблок
Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки. Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители. Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.
Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.
Какой двигатель лучше
Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.
Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.
Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.
Количество передач
Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.
У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.
Вал отбора мощности
Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.
Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.
У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.
Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.
Всё о мотоблоках: устройство, виды, какой выбрать для дачи
Мотоблок является довольно популярной разновидностью продуктивного малогабаритного трактора. Этот механический одноосный агрегат используется для обработки земли, а помогает ему в этом специальное навесное оборудование.
Само понятие стало актуальным еще в 80-е годы, ведь в тот период началось активное развитие аграрной сферы. Мотоблок сконструирован очень грамотно, поскольку во время работы человек без особых физических усилий может управлять машиной.
Зачем нужен мотоблок: детальное знакомство с возможностями агрегата
Даже если приобрести недорогой и надежный мотоблок, человек получит хорошего представителя сельскохозяйственной/садовой техники. Разнообразие выполняемых задач просто впечатляет. Для чего нужен этот мини-трактор? Для того, чтобы:
- культивировать землю;
- осуществлять обработку почвы;
- садить культуры;
- ухаживать за клумбами;
- собирать урожай;
- пропалывать землю между грядками;
- избавлять почву от мусора;
- убирать снег;
- перевозить груз;
- рыхлить землю;
- окучивать грядки;
- косить газон;
- распиливать древесину;
- собирать сено и т. п.
Естественно, все это возможно только с помощью специального дополнительного оборудования, которое подходит для определенных марок мотоблоков и соответствует их рабочим параметрам, весу и мощности.
Устройство мотоблока
Важный момент: практически все машины имеют одинаковое устройство и отличаются только мелкими деталями. Чтобы у человека было базовое представление о конструкции, следует отметить, что «земельный помощник» состоит из ходовой части, двигателя, органов управления и трансмиссии. Нужно рассмотреть схему мотоблока на примере модели МТЗ-05:
Что касается двигателя, то в этом плане современные производители отдают предпочтение классическим вариантам внутреннего сгорания. Множество не особо мощных изделий сопровождаются четырехтактными бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, а на более тяжелые варианты устанавливаются дизельные двигатели.
Одноцилиндровый четырехтактный двигатель (бензиновый) может использоваться в тех агрегатах, которые рассчитаны на небольшую обрабатываемую территорию и маленький сад. Он состоит из:
- кривошипно-шатунного механизма;
- системы управления;
- распределяющего газ механизма;
- составных деталей;
- системы смазки, зажигания, охлаждения;
- системы запуска, отвода отработанных газов, подачи воздуха.
Что касается трансмиссии, то ее основной задачей является передача вращающего движения от двигателя к колесам. Также она определяет направление и скорость передвижения.
Редуктор осуществляет изменение передаточного отношения и передачи вращения от шкива редуктора к колесам. Следует рассмотреть схему указанного компонента более детально.
Благодаря коробке передач происходит переключение скоростей. Зачастую это 6 (вперед) и 2 (назад).
Ходовая часть очень напоминает раму с закрепленными на ней колесами и базовыми узлами мотоблока. Сами же органы управления состоят из рулевой колонки, тяги переключения скоростей, рычагов управления газом, сцеплением и т. п.
Чтобы работа мотоблоком на огороде от посадки до сбора урожая была комфортной и результативной, следует выбрать среди разновидностей мотоблоков именно те, которые смогут продуктивно выполнять поставленные перед ними задачи.
Виды мотоблоков
Современный ассортимент устройств настолько велик, что прежде чем сделать окончательный выбор мотоблока, следует внимательно изучить все о мотоблоках и оборудовании к ним. Если оценивать по весу и мощности, следует выделить:
Легкие
Агрегаты такого плана довольно распространены среди владельцев маленьких земельных участков. Устройства зачастую не особо мощные (не больше 4 л. с.), а это значит, что обрабатывать они смогут землю на глубине не больше 20 см.
Малый вес (около 20-30 кг) и небольшие габариты способствуют отличной маневренности, но нередко для лучшей устойчивости такие изделия необходимо утяжелять навесным оборудованием. Выбрать подобную технику для огорода и сада можно только в том случае, если у человека несколько десяток соток земли, не больше.
Средние
Подобные варианты также известны как полупрофессиональные мотоблоки. Их вес зачастую варьируется в пределах 40-60 кг, поэтому транспортировать такой агрегат вручную будет довольно сложно.
Отличаются наличием четырех фрез и способностью выкапывать корнеплоды. Мощность устройства – 5-6 л. с., поэтому даже в зимнее время можно успешно его эксплуатировать, приспособив в качестве снегоуборочной машины. Для дома подобный вариант будет идеальным.
Тяжелые
Будучи профессиональными мотоблоками, такие машины имеют внушительные размеры и вес, который нередко превышает 100 кг. Они выдерживают невероятные нагрузки, отлично справляются с самым тяжелым грунтом, отличаются высокой мощностью (до 13 л. с.) и могут выполнять задачу классического транспортного средства, перевозя довольно объемные и тяжелые грузы.
Если отталкиваться от вида двигателя, тогда актуальным становится распределение мотоблоков на бензиновые и дизельные.
Бензиновые: особенности
- небольшой вес и цена;
- низкий уровень шума;
- отсутствие проблем с функциональностью из-за не особо приятных погодных условий;
- практически неощутимая вибрация руля.
Следует отметить, что ухаживать за таким устройством довольно просто, так же как и ремонтировать его.
Дизельные: особенности
- экономный расход дизельного топлива;
- максимальная устойчивость и высокий уровень сцепления с землей;
- присутствует возможность водяного и воздушного охлаждения;
- простота ремонтного обслуживания;
- надежность.
Такой агрегат стоит недешево, но цена топлива позволит быстро окупить приобретение и наслаждаться его продолжительной эксплуатацией.
Как выбрать надежный мотоблок для дачи и огорода? Какими критериями руководствоваться?
Если вопросы: «Что выбрать? Какой мотоблок лучше? Как грамотно подобрать «огородного помощника» и не прогадать?» являются актуальными для вас, тогда следует прислушаться к описанным ниже советам.
- Для начала необходимо определиться с условиями, в которых будет работать агрегат. Конструктивная специфика должна полностью соответствовать площади участка;
- Чтобы качественно обработать целинные земли, следует выбрать профессиональные модели, обладающие большим весом и мощностью, поскольку легкие модели будут «прыгать» и приносить дискомфорт оператору;
- Лучшим выбором для постоянно обрабатываемой почвы станут легкие мотоблоки, поскольку они смогут свободно передвигаться, а не грузнуть как тяжелые;
- Следует определиться с видами выполняемых работ, ведь большие мотоблоки отлично подойдут для работы с навесным оборудованием, тогда как для акцентирования на фрезах нужно выбрать варианты попроще;
- Если человек планирует чаще всего использовать заднее дополнительное оборудование, ему нужно выбрать модели весом более 100 кг. Поклонникам маневренности и удобства лучше накопить средств и купить модели с валом отбора мощности и активной фрезой;
- Всегда обращайте внимание на характеристики и не игнорируйте информацию, представленную в инструкциях по эксплуатации, поскольку каждый мотоблок имеет свои особенности.
На отечественном рынке представлен невероятный выбор мотоблоков, поэтому каждый, кто поставит перед собой цель приобрести действительно надежный и функциональный агрегат, сумеет отыскать соответствующую всем требованиям модель. Главное серьезно подойти к этому вопросу и иметь представления о том, какими возможностями обладает механический помощник.
Мотоблок — что это такое и какие они бывают
Запись дневника создана пользователем CaimanTeh, 16.03.16
Просмотров: 11.283, Комментариев: 2
Мотоблок это одноосное самоходное сельскохозяйственное орудие с возможностью временного подключения и использования активного навесного оборудования, приводящегося в в действие от двигателя мотоблока.
Именно такова моя позиция, ни больше и не меньше. И сейчас я буду эту позицию объяснять.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА МОТОБЛОК
В общетехническом плане, слово «мотоблок» означает единый агрегат в который встроены следующие элементы: двигатель, сцепление и трансмиссия. Например, в танке Т-80 силовая установка называется именно «мотоблок» — это агрегат который можно отключить и вынуть из отсека.
При форумных обсуждениях «чей мотоблок круче» наблюдается сползание в сторону меряния размерами — масса, кубатура двигателя, сколько тянет и т.п. Стремление мотоблководов возвыситься над своими собратьями вполне понятно, однако такой подход не является техническим. Такой подход очень похож на мерянье автомобилями и небрежное «да это не автомобиль, а так», но ведь мы все понимаем, что и то и то является автомобилем.
Так же и с мотоблоками. Владельцы дизельных мотоблоков могут не считать бензиновые мотоблоки «мотоблоками». Владельцы аппаратов массой больше центнера — презрительно отзовутся об аппаратах массой 70-80 килограмм. А уж владельцы мотоблоков с ВОМ и вовсе могут считать мотоблоки с дополнительным шкивом «перекультиваторами» или «недомотоблоками». И у всех у них будет много красочных и эмоциональных обоснований, не имеющих ничего общего с технической стороной вопроса.
А техническая сторона вопроса очень проста — мотоблока от мотокультиватора отличает наличие вывода трансмиссии для подключения дополнительного оборудования.
В качестве примеров буду использовать мотоблоки из линейки Caiman, благо у нас весь спектр от и до.
По типу двигателя:
- мотоблок с бензиновым двигателем
- мотоблок с дизельным двигателем (ну ладно, согласен, в линейке Caiman нет мотоблоков с дизельным двигателем. Как пример подойдёт и дизельный MasterYard QUATRO JUNIOR DIESEL TWK+ )
- мотоблок с электрическим двигателем (добавляю из простого занудства. сам не видел, но раз есть электрические снегоуборщики, газонокосилки, культиваторы и тракторы, то нельзя исключать и появление электрических мотоблоков)
По типу подключения активного навесного оборудования
- Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)
- Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)
(ещё я предпочитаю делить их по критерию «заднее расположение фрез» и «нижнее расположение фрез». Это деление работает в условиях современного российского рынка, но технически оно не тождественно классификации по типа подключения навесного оборудования)
Мотоблоки с валом отбора мощности (ВОМ)
Данный тип мотоблоков ещё назывался «пеший трактор» или «одноосный трактор».
Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman 320-330-340 (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/191635/ )
У него всегда присутствуют колёса и фрезы подключаются сзади к валу отбора мощности. Если снять фрезы, то можно подключить грохотную картофелекопалку. Если перевернуть ручки на 180 градусов, то вал отбора мощности оказывается спереди и к нему можно подключить косилку, снегоотбрасыватель, подметальную щётку.
При переворачивании ручек на 180 градусов, нужно не забыть переставить колёса (или грунтозацепы) местами, так что бы рисунок протектора был направлен «стрелочками вперёд»
Исключения из правил
На российском рынке много разных видов мотоблоков с ВОМ и большинство из них обладает следующими характеристиками:
- двигатель расположен близко к земле
- вал отбора мощности один и расположен сзади
- ручки поворотные
- трансмиссия автомобильного типа встроенным дифференциалом
Но, возможны варианты и исключения из этих правил.
Мотоблоки с дополнительным шкивом (вторым ручьём)
Самый массовый тип мотоблока на российском рынке, конструктивно близок к мотокультиватору.
Типичным представителем данного класса является мотоблок Caiman Vario (ветка обсуждения здесь https://www.forumhouse.ru/threads/308928/ )
Культиваторные фрезы располагаются под двигателем и получают вращение через узкий цепной редуктор. Фрезы можно снять и заменить на колёса. В передней части мотоблока находится дополнительный шкив который, с помощью ременной передачи, питает навесное оборудование — косилку, снегоотбрасыватель, щётку.
Активную картофелекопалку на него не повесить, только «дельфина», но вот активная картофелесажалка с приводом от собственных колёс — легко. (у нас она в ассортименте есть, но сфотографировать сейчас не могу)
В отличии от мотоблока с ВОМ, переворачивать ручки на 180 градусов не нужно, а значит переставлять колёса местами не придётся.
Исключения из правил
На российском рынке тьма тьмущая мотоблоков с дополнительным шкивом и большинство из них имеет следующие характеристики:
- двигатель расположен высоко над землёй
- узкий длинный редуктор (цепной, червячный или шестерёнчатый)
- дополнительный шкив один и расположен спереди
- есть реверс
Но, возможны варианты и исключения из этих правил.
Мотокультиваторы или как сделать мотоблок своими руками
Мотокультиваторы включены в этот список по очень простой причине — они легко превращаются в мотоблоки с дополнительным шкивом.
Хорошим примером является всё тот же Caiman Vario — при выходе на российский рынок ош шёл в комплектации «мотокультиватор», но под кожухом у него было место под двойной шкив и съёмная передняя часть шкива.
Можно было взять штуку под названием «Комплект двойных шкивов для Vario + скоба (8000020124)» (скоба нужна что бы не дать соскочить ремню со второго ручья) и мотокультиватор Caiman Vario становился мотоблоком.
Вот сейчас непременно найдётся человек со здоровенным мотоблоком, массой за центнер с настоящим валом отбора мощности о 3 шлицах, презрительно цыкнет и скажет «да вы такую на любой мотокультиватор насадите и скажите что это мотоблок».
Приятель, мы рады что у тебя он такой большой и с такими козырными шлицами, но дело ведь не в размерах аппарата, а в умении им пользоваться.
И если кто-то насадит двойной шкив на Caiman Nano и прицепит к нему снегоотбрасыватель от электролопаты Monferme, то я скажу что это настоящий мотоблок. Независимо от массы, мощности и размеров.
Важно: не все мотокультиваторы можно превратить в мотоблоки. Есть такие, например мотокультиватор Caiman Roto, которые как выглядят как мотоблоки, но являются строго мотокультиваторами
МОТОБЛОКИ ПО ОШИБКЕ НАЗЫВАЕМЫЕ КУЛЬТИВАТОРАМИ
Это последнее прибежище владельцев тяжёлых мотоблоков, не готовых смириться с тем что презренные перекультиваторы носят то же название что и их АГРЕГАТИЩИ.
Примеров у них всего два:
- советский «Мотокультиватор МК-1 Крот»
- наш «Культиватор Caiman Quatro Junior»
Сколько страсти и отчаяния вкладывают они в крик души «У Крота тоже есть второй ручей, но его никто и никода не называл мотоблоком»
Предлагаю уже раз и навсегда закрыть этот вопрос — «Мотокультиватор МК-1 Крот» это мотоблок. Своё каталожное название «Мотокультиватор» и соответствующую аббревиатуру «МК» он носит по традиции. А мотоблоком его называют почти с самого начала, то есть без малого 30 лет.
ИСТОРИЯ МОТОБЛОКА КРОТ В ЦИТАТАХ
Новое в жизни, науке, технике: Серия Сельское хозяйство (1987)
А в журнале «Садоводство и виноградарство Молдавии» за 1987 год есть объявление рекамирующее мотокультиватор «Крот». Описание мотокультиватора «Крот», его характеристики. Вот только называется оно «Мотоблок Крот» и заканчивается словами «Цена мотоблока — 275 руб»
То есть, его сперва выпустили как мотокультиватор и назначили аббревиатуру «МК-1», а потом преобразовали в мотоблок. И записывали в один ряд с другими советскими мотоблоками
Второй пример из той же серии. Он не настолько эпичен как история Крота, но его можно предъявлять мне — «Вон, у вас же эта модель называется КУЛЬТИВАТОР».
Да, мотоблок Caiman Quatro Junior называется у нас культиватором, однако находится он в разделе «Мотоблоки» и следующая за ним модификация Caiman Quatro Max называется уже мотоблоком.
И «Мотокультиватор МК-1 Крот» и «Культиватор Caiman Quatro Junior» являются мотоблоками и это технический факт.
А названия? Ну, так сложилось исторически.
Мотоблоки любых типов и мотокультиваторы можно использовать с множеством навесного оборудования не требующего подключения к ВОМ или дополнительному шкиву.
Окучники разных видов и плуги. В том числе оборотные
Бульдозерный отвал летом
Бульдозерный отвал зимой (кстати, на видео — мотокультиватор, а не мотоблок)
Можно даже с прицепом
Успешного сельскохозяйственного сезона!
Занимайтесь урожаем на грядках, а не киданием виртуальных какашек в тех у кого меньше кубиков!
Тут возникли сомнения в возможности работы миникультиваторов с окучником
Подрезчик кромок газона, аэратор/щелеватель, грунтозацепы и окучник — официальные штатные дополнительные навески для миникультиваторов нашего любимого французского производителя.
Вот старое видео с миникультиватором-одноклассником культиватора MasterYard MB 87L. Можете сами посмотреть его характеристики — http://www.shop.unisaw.ru/catalog/384142/
Видео старое и вытащено из архива, прошу прощения за качество — https://www.youtube.com/watch?v=nWO88VxbyxU
Есть ограничения на тип и степень обработанности почвы, но ничего невозможного в таком использовании миникультиватора нет.
Помощники при обработке почвы: выбираем мотоблок или культиватор
Зачем необходимо обрабатывать почву
Существует несколько причин вспахивать и культивировать землю:
Засоление и нехватка кислорода
Верхний пласт земли подсыхает, а в глубоких слоях влага задерживается и откладывается соль. От этого зависит урожайность. Если верхний слой рыхлить и переворачивать, то почва получает кислород. Он необходим для важных микроорганизмов.
Сорняки и вредители
После вспашки корни сорняков отмирают на солнце или погибают от повреждений.
Эрозия почвы или чрезмерное ее уплотнение
Ветровая эрозия «выдувает» плодородную часть земли. Уплотнение почвы приводит к сдавливанию пор, которые должны проводить воду и воздух. Это препятствует росту корней.
Раньше дачники для таких земляных работ применяли лопату или использовали лошадей. Ручные культиваторы неплохо справляются с задачами на негабаритных дачных участках с ухоженной почвой, небольших клумбах и грядках. На твердой земле пользоваться ручным инструментом затруднительно. Так работать не каждый осилит физически. Поэтому на современных дачах, в больших садах и огородах применяют мотоблоки, культиваторы и мини-тракторы.
Механизация ручного труда дает множество преимуществ, среди которых экономия времени, сил и эффективное проведение таких работ как:
- вспашка земли;
- культивация;
- заготовка борозд для посадки;
- окучивание;
- выкапывание корнеплодов.
В чем различие между культивацией и вспашкой
Если во время вспашки участка земля переворачивается пластами, то в случае с культивацией происходит ее разрыхление на определенную глубину, тем самым плодородный слой почвы остается на месте.
При проходе культиватором верхний пласт почвы рыхлится и крошится, в результате происходит перемешивание земли. После участок выравнивается и визуально увеличивается. Во время культивации также подрезаются корни вредоносных растений и сорняков. Особенно это необходимо после зимы, когда из-за давления снега и влаги почва уплотняется.
Важность пахотных работ на даче дополняется трудоемкостью. Это физически тяжелый труд, поэтому выбор правильного устройства-помощника способен значительно облегчить задачи на земельном участке. Так, 10 соток земли можно обработать не за 2 дня, как вручную, а за 2-3 часа. Так что же купить: мотоблок или культиватор?
Какие бывают виды мотоблоков
Мотоблок – упрощенная версия мини-трактора. Благодаря колесной тяге в движение приводятся насадки, а самой техникой управляют, следуя за ней. Мотоблок состоит из двигателя, прикрепленного к двухколесной оси. Две рукоятки необходимы для управления агрегатом. На них расположены рычаги газа, сцепления и переключения скоростей.
Источник https://optoweek.com.ua/blog/na-chto-sposoben-motoblok
Источник https://vyazemvishivaem.ru/blagoustrojstvo-doma/zachem-nuzhen-motoblok.html
Источник
Источник