Содержание
Работа с мотоблоком — Мой мотоблок
Работа с мотоблоком и подготовка его перед эксплуатацией
В данном материале, рассмотрим нюансы по работе с мотоблоком, во избежание каких либо проблем.
Эксплуатацию мотоблока, следует начинать с прочтения приложенной инструкции подготовке мотоблока к работке.
Подготовка мотоблока к работе и запуск
— Перед запуском мотоблока убедитесь в достаточном количестве масла и топлива. Если жидкостей не хватает, долейте их до нужного уровня. Замену масла и топлива, следует производить при выключенном двигателе.
— Перед запуском, убедитесь, что рычаги привода колёс не заблокированы.
— Установите заслонку подачи топлива в открытое положение.
— При запуске холодного двигателя, установите воздушную заслонку карбюратора в закрытое положение.
— Установите выключатель зажигания в положение «Включено».
— Вытяните трос ручного стартера до момента появления сопротивления. Дерните энергично трос ручного стартера. Это необходимо делать, до запуска двигателя.
Остановка двигателя — профилактика поломок
— Для предотвращения повреждений мотоблока и облегчения его последующего запуска, дайте двигателю поработать несколько минут перед остановкой.
— Установите рычаг управления дроссельной заслонкой вниз до минимума.
— Установите выключатель зажигания в положение «Выключено».
— Установите заслонку подачи топлива в закрытое положение.
Общие советы по эксплуатации мотоблока:
— Поддерживайте мотоблок в исправном состоянии, при необходимости проводите профилактические работы.
— Каждый раз перед использованием мотоблока, производите его визуальный осмотр на предмет повреждений, надежности крепления узлов и деталей.
— При работе с мотоблоком, остерегайтесь открытых частей двигателя, во избежание ожогов.
— Все работы по установке, замене и регулировке узлов и деталей, производите только при выключенном двигателе.
— Будьте внимательны при движении мотоблока назад, соблюдайте расстояние от фрез во избежание травм.
— будьте внимательны при обработке твердых и сухих почв, фрезы могут зацепиться за поверхность и резко дернуть мотоблок.
— Не оставляйте мотоблок с включенным двигателем без присмотра.
— Во время работы с мотоблоком, следите, чтобы крышка масляного и топливного бака, были плотно затянуты.
Правильно хранение мотоблока — залог долгой работы
Если Вы, не собираетесь использовать мотоблок длительное время, его необходимо подготовить к хранению.
— Очистить мотоблок от остатков грязи и травы.
— Проверить состояние ремней и шкивов.
— Подготовить двигатель к хранению, заменив масло и проверить его на наличие подтеков.
— Слейте остатки топлива из бака.
— Поместить мотоблок в чистое сухое место.
Видео: мотоблоки в работе
Как пользоваться мотоблоком
Для работы на загородном участке или на собственной даче многие их хозяева приобретают механические устройства, называемые среди любителей мотоблоками. С их помощью удается не только повысить эффективность обработки грядок, но и совершать множество других вспомогательных операций. Чтобы реализовать все эти возможности, сначала потребуется ознакомиться с тем, как работать мотоблоком эффективно, используя весь заложенный в это устройство потенциал.
Описание
Мотоблок представляет собой подвижный силовой агрегат, при необходимости оснащаемый навесным оборудованием. Благодаря этому он может применяться для выполнения самых различных операций, востребованных на приусадебных участках. Это устройство не следует путать с моторизованным культиватором, предназначенным только для обработки земли.
Внешне он выглядит как механизм особой конструкции, состоящий из следующих основных частей:
- Бензиновый двигатель (он может быть дизельным или электрическим).
- Трансмиссия.
- Редуктор и вал отбора мощности.
Помимо основных узлов, в состав устройства входят вспомогательные детали и навесные узлы для дополнительного оборудования.
Принцип работы
Ознакомиться с принципом работы мотоблока можно лишь после того, как изучено его устройство. При этом важно понимание порядка взаимодействия всех составляющих его узлов, который может быть описан так:
- Крутящий момент с двигателя передается на трансмиссию.
- В этом узле он посредством ремня приводит во вращение механические части редуктора.
- И только после этого вращающее усилие передается на вал отбора мощности (колеса или приводной механизм навесного оборудования).
Рассмотренный порядок работы мотоблока позволяет превратить энергию дизельного или бензинового топлива в полезное тяговое усилие.
Как можно использовать агрегат
При наличии в хозяйстве современного мотоблока его пользователю удается совершать самые различные операции, на первый взгляд не имеющие к нему никакого отношения. К таким необычным способам применения механического средства относятся уборка картофеля и очистка территории от снега в зимний период. Помимо этого, его владелец получает возможность проведения следующих рабочих операций:
- Вспашка почвы (для этого заранее следует ознакомиться с тем, как работать мотоблоком с плугом).
- Боронование.
- Окучивание.
- Прополка грядок и уборка урожая.
К этому можно добавить перевозку грузов на небольшие расстояния и использование его в качестве приводного механизма для домашнего фрезерного станка. Работа мотоблока с фрезой – это особый вопрос, для рассмотрения которого потребуется отдельная статья.
Навесное оборудование
Отечественной промышленностью выпускается два вида оборудования для мотоблоков, одно из которых учитывается в его комплектации и предназначается для выполнения основных рабочих операций. Второй вид вспомогательных приспособлений может быть приобретен отдельно за дополнительную плату. К числу входящего в комплект инструмента входят следующие узлы:
- Грунтовые зацепы, представляющие собой стальные ободья, оснащенные шипами (фото ниже).
- Подъемный механизм подвески.
- Плоскорезы для рыхления почвы.
- Специальный мульчер.
- Пресс-подборщик (для формирования тюков сена).
К обязательным составляющим этого агрегата относят подъемный механизм подвески, который при любом положении груза сохраняет горизонтальное положение. Остальные узлы используются по своему функциональному назначению.
Как пользоваться техникой
Прежде чем разобраться с тем, как пользоваться мотоблоком Нева, например, потребуется ознакомиться с рекомендациями по его применению. Согласно им после сборки купленного изделия не нужно спешить с запуском его в работу, следует внимательно изучить прилагающуюся к изделию инструкцию.
Работать с агрегатом допускается только в спецодежде и сапогах с высоким голенищем.
Большое внимание уделяется особенностям работы с тяжелыми моделями, значительный вес которых заметно осложняет управление агрегатом. Перед началом его применения следует внимательно изучить органы управления, а также проверить все узлы на легкость их срабатывания. В процессе вспашки, например, потребуется внимательно отслеживать положение центра тяжести агрегата, который у большинства тяжелых моделей смещен вперед. Во время работы придется прикладывать определенные усилия для того, чтобы удержать мотоблок в горизонтальном положении. При этом должно учитываться навесное оборудование, которое после присоединения обычно снижает дисбаланс и смещает центр тяжести.
В облегченных моделях с небольшим весом в качестве опоры нередко используется регулятор глубины обработки почвы. Его высота выбирается таким образом, чтобы в неподвижном состоянии агрегат оставался устойчивым. В ряде изделий для этих целей служит дополнительное колесо.
Заключение
В заключительной части обзора отметим, что пользоваться купленным в личное пользование мотоблоком можно лишь после предварительного знакомства с его устройством и изучения принципа работы. Для подробного ознакомления со всеми тонкостями обращения с этим агрегатом рекомендуется просмотреть представленные в Интернете видео мотоблока в работе.
Мотокультиватор: полезные советы в работе
Правильная работа с мотокультиватором позволяет фермеру выполнять массу аграрных задач, без труда, в том числе: обрабатывать почву, междурядье, картофель, проводить очистку территории и устанавливать определенную форму грядки. Учтя особенности местности, степень засушливости почвы и особенности работы фрез, владелец сделает работу оборудования более продуктивной и эффективной.
Мотокультиватор предназначен для выполнения различных работ. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с их основными видами, а также с правилами техники безопасности.
Обработка почвы
Преимуществом мотокультиватора является возможность делать перекопку огорода по частям, отдельными грядками к срокам посева.
Выполнять перекопку можно двумя способами двигаясь зигзагом (по рядам в прямом и обратном направлении) или по кругу (начиная от центра и увеличивая круги по спирали). Для прямоугольного огорода удобнее первый способ, для квадратного второй.
Порядок действий при обработке следующий.
- Установить необходимое количество фрез.
- Снять колеса.
- Завести двигатель и прогреть его.
- Нажать рукоятку сцепления.
- Идти за культиватором, направляя его движение.
- Следить, чтобы не оставалось необработанных участков.
Междурядная обработка
Это вторая по важности операция, которую вам предстоит выполнять с помощью мотокультиватора в течение всего сезона. Технически она выполняется так же, как перекопка. Но для успешной обработки междурядий необходимо заранее верно рассчитать их ширину. Для этого надо принять во внимание два параметра: ширину максимального разрастания корневой системы данной культуры и максимальную ширину захвата вашего культиватора. Ширина междурядий (расстояние между средними линиями двух соседних рядов) должна быть равна сумме двух этих параметров. Тогда обработку вы сможете проводить без ущерба для корней растений. А по мере разрастания корневой системы можно уменьшать количество фрез.
Обработка картофеля
Окучивание проводят аналогично междурядной обработке, но вместо фрез устанавливают окучиватель. Если на междурядьях есть сорняки, необходимо сначала пройти фрезой, а затем уже окучивателем.
Для выкапывания картофеля используют специальное навесное приспособление картофелекопатель. Вместо фрез надевают колеса. Культиватор устанавливают так, чтобы он шел не по междурядью, а над рядом. Сначала обрабатывают нечетные ряды, собирают с них картофель и потом только приступают к четным рядам. Глубина копателя выставляется с помощью регулятора, для этого надо знать глубину залегания картофеля. Сам копатель устанавливают под углом к почве, чтобы он проходил чуть ниже клубней и захватывал их, не повреждая.
- Не допускать переполнения топливного бака.
- Любое техническое обслуживание мотокультиватора проводить только при выключенном двигателе.
- Если во время работы пространство между фрезами культиватора и корпусом редуктора забилось травой или другими посторонними предметами, необходимо немедленно выключить двигатель и удалить мешающие предметы.
- При обработке наклонной местности необходимо продвигаться только поперек склона.
- При любых обстоятельствах запрещается блокировать мотокультиватор посредством отключения двигателя.
Площадь участка для обработки
Прежде чем приобретать мотокультиватор, нужно подсчитать площадь участка, сделать замер узких его частей, оценить качество почвы.С этой информацией вы сможете обратиться за помощью к консультанту в специализированном магазине мототехники он поможет подобрать вариант с оптимальными для вас параметрами.
Форма грядок
Если вы планируете обрабатывать свой огород с помощью мотокультиватора, надо заранее позаботиться об удобной форме и расположении грядок. Маленькие грядки, разбросанные по всему участку среди деревьев и кустарников, не подходят для такой работы. Овощи надо высаживать сплошными параллельными рядами, расположенными вдоль длинной стороны участка. В начале и конце каждого ряда нужно оставить место, чтобы можно было развернуть культиватор и зайти на соседний ряд.
Мощность мотокультиватора
Если вы хотите продлить срок службы мотокультиватора, лучше выбрать агрегат с большей мощностью двигателя при прочих равных параметрах. В этом случае мотор будет работать вполсилы, а следовательно, меньше изнашиваться. Именно от его работы в основном и зависит длительность срока эксплуатации
Очистка участка
Прежде чем приступать к обработке огорода мотокультиватором, необходимо очистить обрабатываемый участок с помощью граблей от мелких камней и веток. Кроме того, надо убрать все посторонние предметы, которые могут помешать работе фрез. Это могут быть камни, доски, крупные ветки, нападавшие в огород с деревьев, деревянные колышки для подвязки, которые могли остаться с прошлого года, какой-либо металлический мусор, куски веревки или проволоки и т. п.
Работа фрез
Управляя мотокультиватором при обработке твердой почвы или целинной земли, нужно быть особенно внимательным. Иногда фрезы резко дергают машину вперед, так что она может опрокинуться. В подобных случаях не следует пытаться удержать культиватор, иначе вы рискуете упасть вместе с ним и попасть под фрезу. Надо убрать руки с рукояток газа и сцепления для срабатывания экстренной остановки. Некоторые модели оснащены специальным рычагом аварийной остановки.
Очень сухая почва
Не рекомендуется вскапывать мотокультиватором слишком сухую почву. Грунт чрезмерно измельчится, влага в нем будет очень плохо удерживаться. Пересушенный грунт следует обильно полить водой за 1-2 дня до обработки. Обработка слишком переувлажненной почвы также будет малоэффективной. На ней образуется большое количество крупных комьев. Кроме того, сама работа культиватора будет затруднена, фрезы станут вязнуть. После сильного дождя обработку откладывают на 1-2 дня.
Задняя скорость
Если мотокультиватор имеет заднюю скорость, ни в коем случае не следует включать ее при заглубленных в грунт плуге, окучивателе, картофелекопателе или других навесных приспособлениях. Несоблюдение этого правила может привести к поломке вашего оборудования. Перед включением задней скорости необходимо наклонить мотокультиватор так, чтобы приспособление вышло из грунта. То же самое требование касается и ограничителя заглубления.
При междурядной обработке
На маленьких площадях или для обработки междурядий нецелесообразно применять тяжелые мотокультиваторы. В таких условиях придется работать только с одной парой фрез, под весом тяжелого агрегата они утонут в почве. При этом скорость их вращения будет недостаточной, поэтому качественного измельчения сорняков не получится. К тому же крупный агрегат трудно удерживать на узком междурядье он будет заваливаться и повреждать растения.
Особенности устройства мотоблока и инструкция по эксплуатации
Мотоблок является самым известным и востребованным видом малой сельскохозяйственной техники и широко используется для решения различных агротехнических задач. Популярность агрегата обусловлена его универсальностью, простотой в использовании и высокими эксплуатационными характеристиками.
Технические характеристики
Главными техническими параметрами мотоблоков являются мощность, тип двигателя, ширина захвата, глубина вспашки и расход топлива.
- Мощность мотора современных моделей варьируется от 3,5 до 15 л. с. Маломощные образцы с двигателями от четырех до шести лошадиных сил используются для сезонных работ на небольших приусадебных участках размеров от 10 до 50 соток. На маленьких дачных огородах площадью 6 соток мотоблоки обычно не используются, и уступают место мотокультиваторам. Модели с мощностью двигателя 6-7 л. с. отлично справляются с полями от 40 соток до 1 га, а образцы тяжёлого класса с моторами по 8-15 л. с. используются на плантациях от 1 до 4 га.
При обработке более масштабных территорий использование мотоблоков считается неэффективным, и в таких случаях требуется помощь мини-трактора.
- Следующим важным рабочим параметром является тип двигателя. Как было сказано выше, бензиновые модели устанавливаются на мотоблоки мощностью до 10 л. с., а дизельные – от 8 до 15 л. с. При этом дизельные агрегаты обладают значительно большим моторесурсом и используются для выполнения тяжёлых земляных работ.
- Не менее значимым техническим показателем является ширина захвата навесного оборудования, которая напрямую влияет на общую производительность мотоблока. Так, модели мощностью в 2,57 кВт способны захватывать по 60 см поверхности, образцы с мотором 2,94-3,6 кВт – 80 см, агрегаты 3,68-4,41 кВт – до 90 см, и тяжеловесы с двигателями от 6,62 до 8,83 кВт – захватывают 100 см.
- Глубина захвата также зависит от мощности двигателя и варьируется от 20 см у маломощных моделей до 35 см у серьёзных образцов.
- Расход топлива разнится в зависимости от модели и в среднем составляет 0,9-1,5 кг/час.
Устройство и принцип работы
Мотоблок представляет собой мобильное колёсное устройство, работающее на базе одноосного шасси, по своей функциональности сравнимое с мини-трактором. Название мотоблок было дано ему в середине 80-х годов прошлого века, притом что до этого технику называли одноосным пешеходным трактором. Старый термин был обусловлен особенностью управления агрегатом, в процессе которого оператор вынужден шагать за ним вслед и держать машину за специальные рукоятки.
За время своего существования агрегат не претерпел каких бы то ни было серьёзных изменений, став промежуточным звеном между мини-трактором и мотокультиватором, вобрав в себя лучшие эксплуатационные характеристики обоих видов.
Современный рынок представляет широкий ассортимент мотоблоков от разных производителей, однако, их конструкция не имеет принципиальных различий. Все агрегаты устроены примерно одинаково и включают в себя двигатель, ходовую часть, трансмиссию и систему управления.
- Двигатель. Современные мотоблоки оснащены двигателями внутреннего сгорания, причём в более лёгких моделях используют бензиновые четырехтактные движки, в то время как образцы тяжёлого класса оборудуются мощными дизельными моторами. Однако на более ранних моделях можно встретить и двухтактные двигатели, но в силу их возраста встречается такие образцы достаточно редко. Моторы, в свою очередь, оснащены системами воздушного охлаждения, зажигания, топливными фильтрами, карбюратором и системой смазки.
Механизм запуска практически во всех моделях представлен двумя видами стартера – ручным и электрическим. Это позволяет завести двигатель в любых температурных условиях, а также после длительного простоя агрегата.
- Трансмиссия, передающая крутящий момент на колёса, служит для изменения скорости агрегата, и состоит из редуктора, дифференциала, сцепления и коробки переключения скоростей. Последняя, в свою очередь, может иметь до шести передних и двух задних передач. Практически все машины оснащены валом отбора мощности, при помощи которого крутящий момент передаётся на вращающиеся элементы навесного оборудования. Дифференциал устанавливается преимущественно на тяжёлых машинах и обеспечивает вращение левого и правого колёс с разной скоростью. Это бывает необходимо при обработке сложных участков и вспашке целинных земель.
Дифференциалы моста часто оснащаются системой блокировки, при включении которой оба колеса начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это позволяет мотоблоку преодолевать высокие препятствия и осуществлять транспортировку грузов по бездорожью.
- Ходовая часть мотоблоков представлена крепкой стальной рамой, на которой крепятся основные узлы и колёсные диски. Большинство агрегатов оснащены широкими пневматическими колёсами и дополнительно укомплектованы грунтозацепами. Последние представляют собой металлические обода с глубоким агрессивным протектором. Грунтозацепы предназначены для увеличения веса мотоблока, а также для улучшения его сцепления с землёй во время выполнения тяжёлых земляных работ, например, вспашке.
- Органы управления представлены совокупностью систем, позволяющих изменить направление движения и скорость мотоблока, и включают в себя руль с расположенным на нём рычагом переключения передач, ручками сцепления и газа, а также кнопкой экстренного тормоза. Рычаги управления карбюраторной заслонкой и валом отбора мощности расположены на соответствующих узлах и также хорошо доступны. Сам руль во многих моделях может регулироваться по высоте и глубине выноса, что позволяет настроить мотоблок под свой рост.
Как подготовить к работе?
Сразу после покупки мотоблок нуждается в грамотной подготовке, от правильного проведения которой зависит успех дальнейшей эксплуатации агрегата. Перед тем как завести агрегат, необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации. Обычно там пошагово прописывается каждый этап подготовки к запуску и сам запуск. Однако если агрегат был приобретён с рук и сопроводительная документация на него отсутствует, то для того, следует воспользоваться рядом простых рекомендаций.
Итак, перед первым пуском необходимо протянуть все резьбовые соединения агрегата, проверить уровень масла в бачке и залить бензин в топливный бак. Несмотря на то что большинство современных моделей мотоблоков работает на бензине марки А-92, 95-й бензин в них также с успехом заливается. Исключение составляют двухтактные бензиновые моторы, установленные на старых мотоблоках. В качестве топлива они используют бензин, разведённый моторным маслом в пропорции 4: 1.
Что касается дизельных двигателей, то в летний период следует заливать летнюю солярку, а зимой – зимнюю.
Если этим требованием пренебречь и запустить двигатель при отрицательной температуре на летней солярке, то через короткий отрезок времени топливо загустеет и забьёт топливопровод. Если мотоблок уже не новый, нелишним будет проверить, в каком состоянии находятся свечи зажигания и при обнаружении прогоревших экземпляров их следует немедленно заменить. После того как подготовительные мероприятия будут завершены, мотоблок устанавливают на ровную поверхность, регулируют высоту и вынос руля, а также проверяют плавность хода рычагов газа и сцепления.
Как правильно заводить?
Запуск бензинового и дизельного двигателей выполняется по-разному, поэтому прежде чем к нему приступить, необходимо ознакомиться с некоторыми правилами.
- Бензиновый мотоблок запускают следующим образом: рычаг подсоса устанавливают в положение «Запуск» (Choke), открывают бензиновый кран и 3-5 раз прокачивают с помощью ручного стартера. Затем включают зажигание и ещё раз дёргают за трос стартера. Как только двигатель заработает, рычаг подсоса переводят в режим «Работа» (Run). Если же мотоблок оснащён электрическим стартером, то для его запуска достаточно просто включить зажигание. Электростартер автоматически начинает закачку бензина в карбюратор и никаких дополнительных действий со стороны оператора не требует.
- Дизельные моторы запускаются немного сложнее, что обусловлено склонностью системы к завоздушиванию, а солярки к перемерзанию. Поэтому при запуске дизеля в зимнее время в бак следует заливать топливо соответствующей плотности. Для того чтобы удалить воздух из системы, существует два способа. В первом случае можно 5-7 раз поработать ручным стартером и подобным образом прокачать систему. Если это не помогает, то следует прибегнуть ко второму, более трудоёмкому, но эффективному методу.
Для этого открывают кран подачи солярки, затем поочерёдно раскручивают все соединения топливопровода. Как только в раскрученном соединении появляется солярка, его закручивают и двигаются дальше до самой форсунки. Затем открывают все топливные краны, устанавливают газ в среднее положение и, удерживая пальцами декомпрессор, выжимают его и пару-тройку раз прокачивают. После этого декомпрессор немного оттягивают и постепенно возвращают в начальное положение. Далее на него ещё раз нажимают и сразу же дёргают ручной стартер.
Если всё сделано правильно, то двигатель должен завестись.
Инструкция по эксплуатации
Чтобы мотоблок прослужил как можно дольше, а работа с ним была простой и комфортной, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.
- Обкатку нового мотоблока производят в течение 25 часов, после чего доливают масло в редуктор и полностью меняют смазку в картере. Очередную замену масла выполняют через каждые 50 часов работы.
- Через каждые 100 ч эксплуатации мотоблок очищают от грязи и пыли, меняют масло в редукторе и устанавливают новые ремни, а каждые 300 часов производят смазку тросиков дросселя и сцепления.
- Установка дополнительных модулей, таких как плуг, помпа, фреза, картофелекопалка или косилка должна выполняться при выключенном двигателе и на ровной площадке.
- При пробуксовке колёс на тяжёлых грунтах и глинистых почвах необходимо навешивать на агрегат дополнительные грузы, а при работе с плугом на целине – противовес.
- Управлять мотоблоком лицам моложе 18 лет категорически запрещено.
- Для продления срока службы аккумулятора мотоблока, хранить его нужно при температуре не ниже 10 градусов. В противном случае плотность электролита снижается, а износ пластин, напротив, возрастает.
- Периодически следует проверять воздушный фильтр и натяжение приводного ремня, а также протягивать гайки, которые под воздействием вибрации ослабевают.
- При появлении постороннего стука в двигателе либо при обнаружении других неполадок пользоваться мотоблоком запрещается.
При отсутствии определённых технических знаний и навыков выполнять самостоятельный ремонт сложных узлов и агрегатов не рекомендуется.
О том, как правильно обкатать мотоблок, смотрите в следующем видео.
Как работать на мотоблоке
Правильная работа с мотокультиватором позволяет фермеру выполнять массу аграрных задач, без труда, в том числе: обрабатывать почву, междурядье, картофель, проводить очистку территории и устанавливать определенную форму грядки. Учтя особенности местности, степень засушливости почвы и особенности работы фрез, владелец сделает работу оборудования более продуктивной и эффективной.
Мотокультиватор предназначен для выполнения различных работ. Предлагаем вам подробнее ознакомиться с их основными видами, а также с правилами техники безопасности.
Обработка почвы
Преимуществом мотокультиватора является возможность делать перекопку огорода по частям, отдельными грядками к срокам посева.
Выполнять перекопку можно двумя способами двигаясь зигзагом (по рядам в прямом и обратном направлении) или по кругу (начиная от центра и увеличивая круги по спирали). Для прямоугольного огорода удобнее первый способ, для квадратного второй.
Порядок действий при обработке следующий.
- Установить необходимое количество фрез.
- Снять колеса.
- Завести двигатель и прогреть его.
- Нажать рукоятку сцепления.
- Идти за культиватором, направляя его движение.
- Следить, чтобы не оставалось необработанных участков.
Междурядная обработка
Это вторая по важности операция, которую вам предстоит выполнять с помощью мотокультиватора в течение всего сезона. Технически она выполняется так же, как перекопка. Но для успешной обработки междурядий необходимо заранее верно рассчитать их ширину.
Для этого надо принять во внимание два параметра: ширину максимального разрастания корневой системы данной культуры и максимальную ширину захвата вашего культиватора. Ширина междурядий (расстояние между средними линиями двух соседних рядов) должна быть равна сумме двух этих параметров.
Тогда обработку вы сможете проводить без ущерба для корней растений. А по мере разрастания корневой системы можно уменьшать количество фрез.
Обработка картофеля
Окучивание проводят аналогично междурядной обработке, но вместо фрез устанавливают окучиватель. Если на междурядьях есть сорняки, необходимо сначала пройти фрезой, а затем уже окучивателем.
Для выкапывания картофеля используют специальное навесное приспособление картофелекопатель. Вместо фрез надевают колеса. Культиватор устанавливают так, чтобы он шел не по междурядью, а над рядом.
Сначала обрабатывают нечетные ряды, собирают с них картофель и потом только приступают к четным рядам. Глубина копателя выставляется с помощью регулятора, для этого надо знать глубину залегания картофеля.
Сам копатель устанавливают под углом к почве, чтобы он проходил чуть ниже клубней и захватывал их, не повреждая.
- Не допускать переполнения топливного бака.
- Любое техническое обслуживание мотокультиватора проводить только при выключенном двигателе.
- Если во время работы пространство между фрезами культиватора и корпусом редуктора забилось травой или другими посторонними предметами, необходимо немедленно выключить двигатель и удалить мешающие предметы.
- При обработке наклонной местности необходимо продвигаться только поперек склона.
- При любых обстоятельствах запрещается блокировать мотокультиватор посредством отключения двигателя.
Площадь участка для обработки
Прежде чем приобретать мотокультиватор, нужно подсчитать площадь участка, сделать замер узких его частей, оценить качество почвы.С этой информацией вы сможете обратиться за помощью к консультанту в специализированном магазине мототехники он поможет подобрать вариант с оптимальными для вас параметрами.
Форма грядок
Если вы планируете обрабатывать свой огород с помощью мотокультиватора, надо заранее позаботиться об удобной форме и расположении грядок. Маленькие грядки, разбросанные по всему участку среди деревьев и кустарников, не подходят для такой работы. Овощи надо высаживать сплошными параллельными рядами, расположенными вдоль длинной стороны участка. В начале и конце каждого ряда нужно оставить место, чтобы можно было развернуть культиватор и зайти на соседний ряд.
Мощность мотокультиватора
Если вы хотите продлить срок службы мотокультиватора, лучше выбрать агрегат с большей мощностью двигателя при прочих равных параметрах. В этом случае мотор будет работать вполсилы, а следовательно, меньше изнашиваться. Именно от его работы в основном и зависит длительность срока эксплуатации
Очистка участка
Прежде чем приступать к обработке огорода мотокультиватором, необходимо очистить обрабатываемый участок с помощью граблей от мелких камней и веток. Кроме того, надо убрать все посторонние предметы, которые могут помешать работе фрез. Это могут быть камни, доски, крупные ветки, нападавшие в огород с деревьев, деревянные колышки для подвязки, которые могли остаться с прошлого года, какой-либо металлический мусор, куски веревки или проволоки и т. п.
Работа фрез
Управляя мотокультиватором при обработке твердой почвы или целинной земли, нужно быть особенно внимательным. Иногда фрезы резко дергают машину вперед, так что она может опрокинуться. В подобных случаях не следует пытаться удержать культиватор, иначе вы рискуете упасть вместе с ним и попасть под фрезу. Надо убрать руки с рукояток газа и сцепления для срабатывания экстренной остановки. Некоторые модели оснащены специальным рычагом аварийной остановки.
Очень сухая почва
Не рекомендуется вскапывать мотокультиватором слишком сухую почву. Грунт чрезмерно измельчится, влага в нем будет очень плохо удерживаться. Пересушенный грунт следует обильно полить водой за 1-2 дня до обработки. Обработка слишком переувлажненной почвы также будет малоэффективной. На ней образуется большое количество крупных комьев. Кроме того, сама работа культиватора будет затруднена, фрезы станут вязнуть. После сильного дождя обработку откладывают на 1-2 дня.
Задняя скорость
Если мотокультиватор имеет заднюю скорость, ни в коем случае не следует включать ее при заглубленных в грунт плуге, окучивателе, картофелекопателе или других навесных приспособлениях. Несоблюдение этого правила может привести к поломке вашего оборудования. Перед включением задней скорости необходимо наклонить мотокультиватор так, чтобы приспособление вышло из грунта. То же самое требование касается и ограничителя заглубления.
При междурядной обработке
На маленьких площадях или для обработки междурядий нецелесообразно применять тяжелые мотокультиваторы. В таких условиях придется работать только с одной парой фрез, под весом тяжелого агрегата они утонут в почве. При этом скорость их вращения будет недостаточной, поэтому качественного измельчения сорняков не получится. К тому же крупный агрегат трудно удерживать на узком междурядье он будет заваливаться и повреждать растения.
Как пользоваться мотоблоком
Для работы на загородном участке или на собственной даче многие их хозяева приобретают механические устройства, называемые среди любителей мотоблоками. С их помощью удается не только повысить эффективность обработки грядок, но и совершать множество других вспомогательных операций. Чтобы реализовать все эти возможности, сначала потребуется ознакомиться с тем, как работать мотоблоком эффективно, используя весь заложенный в это устройство потенциал.
Описание
Мотоблок представляет собой подвижный силовой агрегат, при необходимости оснащаемый навесным оборудованием. Благодаря этому он может применяться для выполнения самых различных операций, востребованных на приусадебных участках. Это устройство не следует путать с моторизованным культиватором, предназначенным только для обработки земли.
Внешне он выглядит как механизм особой конструкции, состоящий из следующих основных частей:
- Бензиновый двигатель (он может быть дизельным или электрическим).
- Трансмиссия.
- Редуктор и вал отбора мощности.
Мотоблок подходит для работ на дачном участке
Помимо основных узлов, в состав устройства входят вспомогательные детали и навесные узлы для дополнительного оборудования.
Принцип работы
Ознакомиться с принципом работы мотоблока можно лишь после того, как изучено его устройство. При этом важно понимание порядка взаимодействия всех составляющих его узлов, который может быть описан так:
- Крутящий момент с двигателя передается на трансмиссию.
- В этом узле он посредством ремня приводит во вращение механические части редуктора.
- И только после этого вращающее усилие передается на вал отбора мощности (колеса или приводной механизм навесного оборудования).
Рассмотренный порядок работы мотоблока позволяет превратить энергию дизельного или бензинового топлива в полезное тяговое усилие.
Как можно использовать агрегат
При наличии в хозяйстве современного мотоблока его пользователю удается совершать самые различные операции, на первый взгляд не имеющие к нему никакого отношения. К таким необычным способам применения механического средства относятся уборка картофеля и очистка территории от снега в зимний период. Помимо этого, его владелец получает возможность проведения следующих рабочих операций:
- Вспашка почвы (для этого заранее следует ознакомиться с тем, как работать мотоблоком с плугом).
- Боронование.
- Окучивание.
- Прополка грядок и уборка урожая.
К этому можно добавить перевозку грузов на небольшие расстояния и использование его в качестве приводного механизма для домашнего фрезерного станка. Работа мотоблока с фрезой – это особый вопрос, для рассмотрения которого потребуется отдельная статья.
Навесное оборудование
Отечественной промышленностью выпускается два вида оборудования для мотоблоков, одно из которых учитывается в его комплектации и предназначается для выполнения основных рабочих операций. Второй вид вспомогательных приспособлений может быть приобретен отдельно за дополнительную плату. К числу входящего в комплект инструмента входят следующие узлы:
- Грунтовые зацепы, представляющие собой стальные ободья, оснащенные шипами (фото ниже).
- Подъемный механизм подвески.
- Плоскорезы для рыхления почвы.
- Специальный мульчер.
- Пресс-подборщик (для формирования тюков сена).
К обязательным составляющим этого агрегата относят подъемный механизм подвески, который при любом положении груза сохраняет горизонтальное положение. Остальные узлы используются по своему функциональному назначению.
Как пользоваться техникой
Прежде чем разобраться с тем, как пользоваться мотоблоком Нева, например, потребуется ознакомиться с рекомендациями по его применению. Согласно им после сборки купленного изделия не нужно спешить с запуском его в работу, следует внимательно изучить прилагающуюся к изделию инструкцию.
Работать с агрегатом допускается только в спецодежде и сапогах с высоким голенищем.
Большое внимание уделяется особенностям работы с тяжелыми моделями, значительный вес которых заметно осложняет управление агрегатом. Перед началом его применения следует внимательно изучить органы управления, а также проверить все узлы на легкость их срабатывания.
В процессе вспашки, например, потребуется внимательно отслеживать положение центра тяжести агрегата, который у большинства тяжелых моделей смещен вперед. Во время работы придется прикладывать определенные усилия для того, чтобы удержать мотоблок в горизонтальном положении.
При этом должно учитываться навесное оборудование, которое после присоединения обычно снижает дисбаланс и смещает центр тяжести.
Китайские дизельные мотоблоки
В облегченных моделях с небольшим весом в качестве опоры нередко используется регулятор глубины обработки почвы. Его высота выбирается таким образом, чтобы в неподвижном состоянии агрегат оставался устойчивым. В ряде изделий для этих целей служит дополнительное колесо.
Заключение
В заключительной части обзора отметим, что пользоваться купленным в личное пользование мотоблоком можно лишь после предварительного знакомства с его устройством и изучения принципа работы. Для подробного ознакомления со всеми тонкостями обращения с этим агрегатом рекомендуется просмотреть представленные в Интернете видео мотоблока в работе.
(Не)легкая работа мотоблоком
Работа мотоблоком сводится к ряду нехитрых процессов. Двигатель приводит в движение вал, который, в свою очередь, двигает оборудование, в том числе навесное. Работа человека сводится лишь к перемещению машины и слежению за правильным ее поведением. Однако такая простота гарантирована далеко не всегда. Чтобы почувствовать всю прелесть обладания культиватором, придется приноравливаться: учиться правильному общению с техникой.
Работа мотоблоком
Мотоблок нельзя запрограммировать, он не определяет ни глубину почвы, ни скорость своего движения. Полный контроль за агрегатом берет на себя человек.
И зачастую помимо принятия волевых решений ему приходится еще и прикладывать немалые мышечные усилия, к примеру, чтобы формировать культиватором ровную колею.
Всё дело в том, что эффективность мотоблока, равно как и полную эффективность его навесного оборудования, почувствовать можно только в идеальных условиях. А они встречаются нечасто.
Работа на разных типах почв
На легких, песчаных почвах мотокультиватор с плугом будет просто закапываться колесами в землю и не будет задавать никакого поступательного движения всему агрегату.
На тяжелых, глинистых почвах мотопомощник будет вхолостую месить грязь. Ситуацию могут изменить навесные грузы, или бетонирование грунтозацепов, только, все равно картина будет более чем красноречива – пахарь пашет и буквально тащит технику на себе.
На земле, возделываемой впервые, работа мотоблоком очень сильно тормозится за счет большого количества корней самых разных растений. Все части, находящиеся в земле, переворачиваются культиватором и частенько накручиваются на его фрезы.
Работнику приходится останавливать процесс и тратить время на снятие корней. Некоторые хозяева видят выход в заточке фрез.
Но такие действия приводят к тому, что измельченные корни так и остаются в земле, обеспечивая владельцев участка проблемами с сорняками на ближайшие годы.
Так где же эти идеальные условия, при которых мы можем почувствовать полезность мотоблока? Это в первую очередь культивирование (вспашка) почвы на дачных участках для подрезания сорняков и аэрации, где грунт возделывался годами. Данная операция выполняется фрезами, которые надеваются вместо колес.
Обслуживание мотоблока
Культиватор постоянно работает с почвой, а это дело в прямом смысле пыльное. Грязь каждый раз налипает на фрезы или плуг. Ее постоянно приходится счищать, чтобы отсрочить процесс ржавления оборудования. Кроме этого пыль постоянно засоряет ременную передачу и проникает практически в любые отверстия. Поэтому обслуживание мотоблока обязательно включает очистку от пыли бензинового бака, ремней, смены масла в фильтре.
С маслом может возникнуть иная проблема. В некоторых моделях свеча зажигания недостаточно хорошо изолирована, и моторное масло в процессе работы культиватора может эту свечу заливать. Как результат – остановка работ и внеплановый ремонт.
Что полезно знать о мотоблоке новичку
Мотоблок отлично показывает себя при перевозке грузов в прицепах по дорогам общего пользования, ведь он может развивать приличную скорость до 35км/ч.
И мотоблок, и менее габаритный культиватор не могут похвастаться маленькой массой. Это не должно быть сюрпризом. В начале освоения техники работать с ней будет тяжело.
Также придется привыкать к вибрации, от которой могут немного помочь только наработанный опыт и хорошо подобранные толстые перчатки.
Для запуска техники придется потратиться на два вида масла, бензин и мелкие комплектующие, в частности, свечу зажигания. В дальнейшем обслуживание мотоблока сведется в основном к покупке бензина и ежегодной технической профилактике. При правильной эксплуатации работа с мотоблоком гарантированно принесет удовлетворение и удовольствие от быстро и качественно проделываемых манипуляций.
Мотоблок, который умеет почти все
Среди садово-огородной техники есть особая категория − мощные труженики полей, которые могут справиться с самой сложной работой. Сегодня мы поговорим о мотоблоках и о том, во что можно превратить знакомый агрегат при помощи навесного оборудования.
Для обработки крупных участков земли, превышающих стандартные дачные наделы, а также небольших фермерских хозяйств нужна хорошая многофункциональная техника. Давайте поговорим о том, как выбрать самый производительный и вместе с тем экономичный вариант. Лучше всего в данном случае остановить свой выбор на мотоблоке. Оказывается, ему под силу почти все садово-огородные работы. К тому же он может отлично их совмещать.
Для земельного участка площадью 15 соток, достаточно мотоблока мощностью 3-4 л.с., 20-30 соток – 4-5 л.с. и т.д.
Что такое мотоблок?
В понимании многих дачников мотоблок часто отождествляется с культиватором. На самом деле, это абсолютно разные виды техники. Мотоблок – это скорее разновидность мини-трактора.
Его двигатель имеет большую по сравнению с культиваторами мощность (5-20 лошадиных сил), что позволяет мотоблоку использовать в качестве движителя колеса на оси. При достаточной мощности он может использоваться в качестве транспортного средства.
К тому же для этого вида техники можно использовать различное навесное оборудование.
Умелые дачники превращают мотоблок в транспортное средства
Какое навесное оборудование может быть у мотоблока?
В продажу мотоблоки поступают, как правило, с ограниченным набором оборудования, чтобы не увеличивалась базовая стоимость модели. Но существует множество приспособлений, которые можно купить дополнительно.
•Прицеп для мотоблока. Бывает двух видов: грузовой (тележка) и прицеп-адаптер. На тележке в зависимости от мощности можно перевозить до 500 кг грузов. А прицеп-адаптер состоит из сидения и рамы, на которую сзади можно цеплять дополнительное оборудование. Например, борону.
Сидение же позволяет оператору управлять техникой с комфортом и при ограниченных физических возможностях. Можно также использовать в этом случае мотоблок в качестве полноценного транспортного средства.
Разумеется, для дальних поездок прицеп не предназначен (да и ресурс двигателя будет сильно сокращаться), но в нем можно перевозить различные грузы (удобрения, урожай) в пределах собственного хозяйства.
мотоблок с грузовым прицепом
• Фреза-культиватор. Одна из самых популярных насадок. Она вспахивает землю и разбивает крупные комки. Можно цеплять разное количество фрез, регулируя таким образом ширину обработки почвы. В отличие от культиватора, фрезы мотоблока не зарываются в землю полностью. Этому препятствуют колеса.
Фреза-культиватор иногда устанавливается сразу, а иногда идет в качестве аксессуара
• Плуг для мотоблока. Как и фреза-культиватор, он используется для вспашки земли. Однако при этом остаются крупные пласты, как после трактора. Плуг целесообразно использовать в тех случаях, когда нужно быстро вспахать ранее не обрабатываемую землю, отделить пахотой один дачный участок от другого.
Плуг для мотоблока позволяет распахать целину
• Борона. Этим инструментом можно разбивать крупные комья земли после плуга, убирать камни, сгребать сорняки.
• Окучник. Название этого приспособления говорит само за себя. Производители изготавливают окучник в двух вариантах: дисковый и V-образный лемех. Дисковые окучники цепляются впереди мотоблока или по бокам. Они вращаются и не создают дополнительного сопротивления при работе. Лемех цепляется, естественно, сзади и дает возможность производить несколько операций одновременно за счет оборудования, навешенного спереди.
Окучники в основном используются для возделывания картофеля
• Лопата-отвал. По сути, представляет собой уменьшенный вариант бульдозерного ножа. При помощи него можно растащить кучу песка, щебня, земли, сгрести снег.
• Шнекороторный снегоуборщик. Применяется для качественной уборки снега, когда последнего много и лопатой-отвалом нужного эффекта не добьешься. Кроме того, это оборудование легко разбивает слежавшийся снег, ледяную корку и отбрасывает их на расстояние до 20 метров. Само собой, такой снегоуборщик на мотоблок стоит приобретать только в тех районах, где количество осадков соответствующее.
• Картофелекопалка. Назначение этого инструмента одно – собирать урожай картофеля без повреждения корнеплодов. По своему устройству они могут различаться (вибрационная, транспортерная), но суть остается одна: цепляется на мотоблок сзади, во время работы одним краем уходит в землю на глубину чуть больше посадки картофеля и поднимает на поверхность корнеплоды. Благодаря вибрации они очищаются от земли. Остается пройти и подобрать картошку.
• Картофелесажалка. Приспособление значительно ускоряет процесс посадки картофеля. Состоит из емкости для посадочного материала и механизма, который выполняет три функции одновременно: роет ямку, погружает туда картофелину и закапывает ее.
• Косилка. Бывает роторная и ножевая. Ножевая менее мощная, но зато с ней можно косить траву между деревьями и кустами. Газонокосилка на мотоблок позволяет не столько наводить красоту на газонах большой площади, сколько заниматься заготовкой сена.
• Измельчитель веток. Очень полезный инструмент, благодаря которому снижаются отходы в садоводчестве. Ведь после обрезки деревьев или после полного их удаления остается много мелких веток. На дрова они не годятся и часто сжигаются в костре.
Однако благодаря измельчителю можно получить щепу, которую потом можно использовать в качестве мульчи или бросить в компост.
• Роторная щетка. С таким приспособлением, установленным на мотоблок, можно подметать большие территории, очищать асфальт или плитку от загрязнений, льда.
Кроме того, это позволит выполнять подобные работы людям с ограниченными физическими возможностями.
Навесное оборудование и мощность
Не стоит упускать из виду факт, что любое оборудование, присоединенное к мотоблоку, увеличивает нагрузку на двигатель. Все виды можно условно разделить на неподвижное (плуг, лемех, лопата, борона), механическое (фрезы, косилки, щетка, измельчитель), а также смешанного типа (шнекороторный снегоуборщик, картофелекопалка, дисковый окучник, прицеп) оборудование.
Первый тип во время применения создает значительное сопротивление от трения. И мотоблоки небольшой мощности (например, до 10 л. с.) могут хуже справляться с работой, их ресурс будет сокращаться из-за большой нагрузки на двигатель.
Второй тип может успешно использоваться на блоках любой мощности, и от двигателя будет зависеть только производительность.
Третий тип также можно использовать на всех мотоблоках, однако производительность техники будет зависеть от мощности двигателя. Естественно, при перегрузках (плотная почка или, например, большой вес груза на прицепе) приведут к сокращению ресурса двигателя и мотоблока в целом.
Мотоблок может выполнять практически любые виды работ и стать незаменимым помощником на участке
***
Благодаря своей многофункциональности и мощности, при разумном подходе мотоблок может не только сократить время на проведение тех или иных работ на участке, но также сэкономит деньги на покупку дополнительной техники и позволит обходиться с минимальным количеством помощников или вовсе без них.
Как правильно работать мотокультиватором
Предположим, чтобы избежать самой тяжелой работы на приусадебном участке или на даче, вы купили мотокультиватор. Сразу же возникает вопрос, как им правильно пользоваться. Первый шаг — внимательно изучить прилагаемую к нему инструкцию. Некоторые особенности двигателей и других функциональных узлов можно узнать только из инструкции. В данной статье рассматриваются только общие правила работы с любым мотокультиватором.
Первоначально с агрегата и его приборов удаляют внешнюю консервационную смазку. Ветошью, смоченной в бензине, протирают детали с металлическим покрытием и обязательно затем протирают насухо. Потом культиваторы надо «обкатать».
Как и в любых механизмах, движущие детали в них должны «притереться», двигатель должен прогреться, «привыкнуть» к нагрузке. Начинайте с легких задач, малых скоростей, только двух фрез, постепенно увеличивая нагрузку. 5-10 часов щадящего режима может быть вполне достаточно.
Затем можно прибегнуть к увеличению скорости (частоты вращения двигателя) и добавить количество фрез.
Подготовительные действия
Перед началом работы необходимо:
- Подготовить участок. Очистить его от камней и больших веток, которые могут серьезно повредить культиватор. Уберите и стекла, вылетая из-под вращающихся элементов, они могут вас серьезно поранить.
- Установить необходимую для выбранной операции насадку.
- Проверить рабочее состояние культиватора (см. ниже).
Прежде всего, осмотрите крепление всех движущихся частей и установите необходимую высоту ручки. Затем при помощи специального щупа проверьте уровень масла в двигателе. Культиватор будет работать долго и слаженно, если применять горючее и масло, которые рекомендуются в инструкции, и своевременно менять масло — через каждые 25-50 часов работы. Не забывайте чистить воздушный фильтр.
После успешного завершения подготовительного процесса переходите к следующему этапу.
Обращение с культиватором во время работы
Во время работы с культиватором обязательно следите за своими конечностями, чтобы они не были близко возле движущихся частей культиватора. Работать лучше в закрытой обуви: высоких ботинках, а еще лучше – в сапогах. Шлепанцы или вьетнамки приберегите для других целей, здесь они повышают риск травматизма. Вспахивание земли желательно проводить в очках и перчатках.
После включения культиватор нет необходимости толкать, его просто выставляют в нужном направлении. Когда агрегат застопорится в земле, слегка покачайте его с одной стороны в другую, с вашей малой помощью он продолжит движение. Чтобы не утаптывать только что обработанную землю, поверните ручку и идите рядом со вспаханной полосой.
При работе культиватором на влажной земле получаются большие комья. Почву тогда трудно рыхлить, и земля налипает на фрезы. Когда земля очень сухая, глубина обработки резко снижается. В таком случае проходят полосу сначала на малой глубине, повторяя ее прохождение до необходимой. Поэтому работать лучше всего с умеренно влажным грунтом. Низкая скорость движения культиватора при больших оборотах фрезы позволяет более тщательно обработать грунт.
Когда земля мягкая, для рыхления почвы лучше всего подойдет насадка в виде якоря. С культиватором удобнее передвигаться рядами либо зигзагами.
Вспаханный культиватором участок
Несколько советов, как правильно обращаться с культиватором
- Если на участке много мелких камушков, проводите работу на меньших скоростях.
- Мотоблок будет долго служить при условии регулярного техобслуживания. Замена масла, очистка агрегата, заточка фрез — залог «здоровья» вашего культиватора. Нельзя экономить на масле. При заливании не подходящего масла в процессе работы образуется твердый осадок, который забивает узлы агрегата. В результате культиватор может выйти из строя. И тогда затраты на его ремонт значительно превзойдут ту экономию, которую вам удалось достичь на замене масла. Это касается и бензина.
- Важно: Заливать горючее можно только при остановленном и остывшем двигателе. После заправки проверяйте герметичность топливного бака.
- Все настройки следует также проводить при выключенном двигателе.
- Если при работе вы почувствуете вибрацию — это сигнал о начавшихся неполадках. Стоит остановить двигатель, обнаружить причину (скорее всего ослаблено крепление деталей) и устранить ее.
- Междурядья в огороде не всегда идеальны. Дабы не повредить растения можно снизить полосу культивации, сняв внешние фрезы.
- Мощные мотокультиваторы могут двигаться не только вперед, но и назад. При необходимости смены направления движения, выдержите паузу до остановки фрез.
- Культиватор должен двигаться плавно и равномерно. Если он зарывается в землю, то необходимо отрегулировать положение колес или поменять фрезы местами.
- После использования агрегата протрите все его металлические части тряпкой. При необходимости промойте фрезы с последующим вытиранием насухо.
Меры безопасности во время работы с культиватором
Во избежание несчастных случаев:
- Не доверяйте детям управление культиватором.
- Не допускайте к работе людей, которые не знакомы с правилами обращения с ним.
- Следите, чтобы рядом с работающим агрегатом не было других людей или животных.
- Соблюдайте безопасное расстояние до вращающихся элементов.
- Используйте специальную крепкую одежду, обувь и перчатки. Шнурки, тесемки, полы одежды – ничего не должно болтаться при движении.
Вспаханный культиватором участок
Окучивание картофеля мотоблоком
Картофель — одна из самых востребованных культур, и правильный уход за ним — залог хорошего урожая. Не секрет, что одной из самых трудоемких задач при выращивании картофеля является его окучивание. Но в наше время, когда всё больше владельцев земельных участков механизируют земельные работы, эта задача очень упрощается, благодаря возможности окучивания картофеля мотоблоком.
Владельцы малой сельскохозяйственной техники отмечают, что после плуга и лебедки именно окучник является важнейшим навесным оборудованием. В этой статье мы рассмотрим, как агрегируется мотоблок с окучником, как работает это удобнейшее приспособление и как с его помощью максимально облегчить уход за картофелем.
Окучивание картофеля довольно трудоемкий процесс, однако мотокультиватор поможет вам с этим
Особенности окучников
Имея в хозяйстве окучник для картофеля, владелец земельного участка очень облегчает себе такие задачи, как окучивание мотоблоком картофеля, уход за морковью, свеклой, репой, рыхление грунта, уничтожение сорняков. При помощи этого устройства можно выполнить и задачу частичной механизации посадки корнеплодов — нарезать борозды, а затем при обратном движении засыпать предварительно уложенные в них клубни.
Устройство и принцип работы
Само приспособление представляет собой металлический клин, оснащенный крыльями или установленные на раме вращающиеся диски. Окучники для картофеля крепятся к мотоблоку посредством предусмотренных для этого креплений. Прежде всего, устройство позволяет с минимальной затратой усилий посадить картошку мотоблоком.
Благодаря тому, что при проходе в одном направлении прокладывается борозда, а при обратном – она равномерно засыпается на необходимую для данных культур высоту, существенно облегчается посадка. По мере необходимости это же оборудование помогает рыхлить, окучивать и уничтожать сорняки.
В данном видео рассмотрим окучивание картофеля мотоблоком:
Какие бывают окучники
Существует несколько видов оборудования для окучивания картофеля. Они различаются по конструкции и принципам работы. Чтобы определиться, какой окучник лучше для мотоблока, рассмотрим наиболее часто встречающиеся конструкции.
Однорядный
Однорядное устройство не предусматривает возможность регулировки. Оно имеет вид двух пластин, расположенных клином, образующим своеобразное ребро жесткости. Такое приспособление нарезает одну борозду за один проход. Преимуществом можно считать простоту конструкции, благодаря чему можно собрать окучник своими руками без затруднений и лишних затрат. Этот вариант оборудования имеет наибольшую популярность, особенно в районах с легкими типами грунта.
Двухрядный
Двухрядный окучник — это регулируемое устройство, которое предусматривает нарезку двух борозд по обеим сторонам движущегося агрегата. Расположение регулируемых компонентов позволяет настраивать оборудование по желаемой ширине борозды и уровню заглубления. Благодаря этому посадка картофеля мотоблоком с двухрядным окучником существенно упрощается.
Дисковый
Дисковый окучник на мотоблок имеет в своей конструкции Т-образный поводок, винтовые регуляторы и два диска, направленные под углом друг к другу и имеющие равные углы наклона.
Диски устанавливаются на раму и в процессе работы агрегата захватывают почву, подсыпая ее к растениям. Конструкция устройства позволяет регулировать ширину борозды и угол наклона, благодаря чему гребни получаются заданной ширины и высоты.
Эта конструкция, судя по отзывам пользователей, имеющих опыт работы с дисковым окучником, показывает особенно высокую эффективность.
Пропеллерный
Пропеллерный, или активный, окучник роторного типа работает по совершенно другому принципу. Его конструкция предусматривает вместо колес или фрез установку роторов, имеющих параллельные зубцы. Использование особенно эффективно в качестве навески на агрегат, имеющий две передних скорости. Расположенные на перекладине устройства пропеллеры очень удобны для посадки, рыхления, прополки и окучивания корнеплодов. Кроме того, с его помощью можно собирать урожай и культивировать грунт.
Листерный
Это наиболее простая конструкция, не предусматривающая регулировки окучника на мотоблоке. Ширина борозды у него фиксированная. Устройство состоит из двух крыльев, соединенных под углом и чуть раздвинутых.
Обычно готовые приспособления этого типа имеют ширину захвата 25-30 см, из-за чего пользуются не самой высокой популярностью среди пользователей.
Чаще владельцы земельных участков, избирающие эту конструкцию, делают ее самостоятельно, но с учетом особенностей технологии выращивания картофеля, требующей давать на междурядья расстояние в 50-60 см.
Рабочая часть приспособления крепится на тонких стойках, благодаря чему уменьшается нагрузка на агрегат при погружении в грунт. Кроме того, нередко устройство собирается из клиньев, имеющих не прямую, а вогнутую форму — это предотвращает чрезмерное выворачивание и высыхание земли.
Подготовка к работе
Эффективность навесных приспособлений к мотоблоку напрямую зависит от правильности их эксплуатации. В их использовании нет ничего сложного, однако есть ряд моментов, с которыми полезно ознакомиться перед тем, как окучивать или производить другие работы при помощи устройства.
Настройка
Настройка окучника на мотоблок, как и все особенности работы этого устройства, подробно описана в любом пособии для дачников, и освоить их не составляет труда даже новичку. Однако всегда есть нюансы, которые на бумаге не предусмотреть. Прежде всего, индивидуальная настройка необходима потому, что в каждом отдельном случае имеет место свой объем факторов, характеристики грунта, погода, конструкция и качество заточки рабочих частей устройства и так далее.
Не последнюю роль играют и технические характеристики самого агрегата. Поэтому перед первым выездом на грядки имеет смысл опробовать приспособление на целине с теми же особенностями грунта. Делая такие пробные проходы, есть возможность ощутить особенности «поведения» техники, отработать угол наклона, настроить глубину, скорость движения.
Используйте специальные насадки на мотоблок для окучивания картофеля
Регулировка
Отрегулированное устройство предусматривает, прежде всего, точность его направления относительно полосы. Перед тем как настроить дисковый окучник, нужно расположить агрегат параллельно бороздам с нужным углом наклона и шириной грядки. Выверенные заранее параметры работы обеспечат ее эффективность.
Угол наклона регулируется при помощи специального винтового приспособления, наклоняющего приспособление относительно агрегата. Угол определяет и глубину вспашки. Помимо этого, при помощи отверстий креплений окучника проводится дополнительная настройка. Если используется регулируемое приспособление, на этом этапе необходимо установить ширину борозды.
Нижние части дисков раздвигаются на расстояние от 40 до 70 см, в зависимости от ширины заданного ряда. Кроме того, при настройке ширины необходимо следить и за углом наклона — регулируемые части должны быть абсолютно симметричны. Далее агрегат устанавливают на участок таким образом, чтобы борозда проходила ровно между дисками. Проход осуществляется по междурядью, не задевая растения.
Установка
Теперь разберемся, как установить окучник на мотоблок. Первым делом монтируется окучник с рамой: стойка приспособления вставляется в замок и закрепляется при помощи двух болтов. К собранному устройству присоединяется сцепка (та же, что и для плуга). Получившаяся конструкция подсоединяется к мотоблоку. Угол наклона навески по ходу движения регулируется при помощи винта сцепки.
Инструкция по окучиванию картофеля
В течение всего сезона требуется произвести три окучивания. Процесс этот заключается в подсыпании почвы к стеблям картофеля. Делается это для дополнительного обеспечения корнеплодов кислородом, а заодно и для устранения сорняков. Кроме того, окучивание предотвращает замерзание клубней при сильном понижении температуры воздуха и ускоряет их рост.
Первое окучивание проводится при достижении растениями высоты 15 сантиметров (в средней полосе это примерно в середине мая). Высота подсыпаемого слоя почвы не должна превышать 10 сантиметров, иначе развитие клубней будет затруднено.
Повторное окучивание производят по достижении растениями высоты 20-25 см, то есть примерно через полторы-две недели после первого окучивания.
Третий раз эти работы проводятся еще через полторы-две недели, но высота подсыпаемой почвы должна быть как можно больше. Отметим, что некоторые владельцы приусадебных участков третье окучивание не производят, тем не менее, делать его нужно. Для того чтобы детальнее ознакомиться с окучиванием картофеля мотоблоком, посмотрите видео.
Инструкция по посадке картофеля
Прежде чем приступать к посадке, необходимо подготовить грунт. Участок должен быть вспахан при помощи плуга или фрезы и затем боронован тем же мотоблоком или вручную при помощи грабель. Впрочем, если глубина вспашки достигает 20 см, то бороновать не обязательно.
Следующим этапом подготовки является разметка рядов: их ширина должна быть около 60-65 см и определяется сортом картофеля. Далее готовятся лунки для закладки посадочного материала, и можно приступать к посадке.
Сажать картофель можно при помощи двух навесных устройств — картофелесажалки и окучника. Принципы их работы очень отличаются, однако, независимо от того, какое оборудование используется, необходимо помнить, что расстояние между клубнями должно быть минимум 20-30 см, а заглубление — на 10-15 см.
Если посадка производится при помощи регулируемого окучника, перед посадкой сдвиньте отвалы, таким образом, максимально расширив захват. Колея должна быть по ширине не меньше 60 см. Нарезаются борозды, затем в лунки раскладывается посадочный материал. Завершив этот этап, на мотоблок нужно установить колеса, но оставить прежнюю ширину колеи. Обратным проходом засыпают клубни землей.
Если земельный участок достаточно велик, продуктивнее использовать для посадки картошки картофелесажалку. Это устройство включает в себя бороздодел, транспортер, распределитель посадочного материала и дисковый окучник. Благодаря этому для посадки достаточно одного прохода — агрегат готовит лунки, через заданные расстояния укладывает клубни в грунт и сразу засыпает их.
Как сделать окучник своими руками
Теперь разберемся, как сделать самодельный окучник на мотоблок. Перед тем как приступать к сборке, следует решить, какой будет конструкция будущего устройства. Для этого нужно учитывать свойства грунта, технические особенности мотоблока и личные пожелания владельца к будущему фронту работ для своего агрегата. Так, если вы предусматриваете сразу несколько областей применения, имеет смысл заложить в конструкцию регулируемые крылья, позволяющие задавать ширину борозды.
Для того чтобы собрать дисковый или любой другой окучник для мотоблока своими руками, нужны следующие материалы:
- листовая стать (от 3 мм толщиной);
- металлические штыри для изготовления стоек;
- поводок;
- талрепы;
- болты для крепления, шайбы и гайки;
- стопоры;
- диски (или клинья для изготовления отвалов).
- аппарат для сварки;
- электроды;
- болгарка;
- ключи;
- молоток.
Окучник для мотоблока своими руками – чертежи и видео.
Далее следует выполнить следующие шаги:
- Позаботиться о чертежах — нарисовать самостоятельно или найти подходящую конструкцию в интернете.
- Сделать по чертежам макет из бумаги.
- Аналогичным образом сделать заготовки из листовой стали.
- Выгнуть заготовки таким образом, чтобы внешний край оказался параллельным линии радиуса.
- Сварить части.
- Устранить неровности швов при помощи болгарки.
- Убедиться в том, что все крепления произведены надежно.
- Произвести повторную сварку и зачистить края болгаркой.
- Соединить конструкцию в Т-образную форму: собрать стойки, поводок и талрепы при помощи болтов и сварить.
- Диски (подвижные отвалы) соединить при помощи переходников.
- Провести регулировку активных частей.
- Зафиксировать приспособление к мотоблоку.
: окучник для мотоблока Ока.
Мотоблок. Виды и работа. Применение и как выбор. Особенности
Мотоблок – это универсальное самоходное рабочее транспортное средство на базе одноосного шасси, выполняющее функции малогабаритного трактора. Эта техника также называется пешеходным или одноосным трактором. Она широко используется в сельском хозяйстве и для выполнения различных коммунальных работ по благоустройству территории.
Что из себя представляет мотоблок
Мотоблоки представляют собой самоходное транспортное средство, которое оснащается бензиновым или дизельным двигателем. Он устанавливается на легкое шасси, имеющее одну ось с двумя колесами.
Управление средством осуществляется двумя длинными ручками, которые необходимо постоянно удерживать в руках. При применении мотоблока, на оператора оказывается значительная физическая нагрузка, поскольку осуществление поворотов обеспечивается в результате применения силы.
Кроме этого, при переездах для поддержания равновесия мотоблока на двух колесах необходимо надавливать или приподнимать его за рукояти.
Запуск двигателя мотоблока осуществляется шнурком, по тому же принципу, что и бензопилы, или элетростаретером. Техника оснащается коробкой передач, которая позволяет регулировать скорость движения. Колеса вращаются как вперед, так и назад.
К достоинствам данного оборудования можно отнести:
- Низкую цену в сравнении с мини-трактором.
- Отличную маневренность.
- Низкий расход горючего.
- Минимальное уплотнение почвы при работе.
- Недорогой ремонт.
- Сравнительно дешевое навесное оборудование.
Данная техника является практически универсальной, поскольку с ее помощью можно выполнять подавляющее большинство работ в сельском и коммунальном хозяйстве.
Это обеспечивается благодаря особой конструкции, которая позволяет устанавливать различное навесное оборудование.
На мотоблок можно поставить:
- Роторную или сегментную косилку.
- Грабли.
- Плуг.
- Культиватор.
- Картофелесажалку.
- Картофелекопалку.
- Фрезу.
- Пульверизатор.
- Разбрасыватель удобрений.
- Прицеп.
- Снегоочиститель и пр.
Стоит обратить внимание на то, что далеко не каждая разновидность мотоблока является полностью универсальной.
Чтобы можно было установить определенное навесное оборудование, необходимо чтобы техника обладала достаточной мощностью. В связи с этим перед покупкой определенной модели необходимо ознакомиться не только с ее характеристиками, но и техническими требованиями навесного оборудования, которое планируется на нее устанавливать.
На рынке предлагаются как очень мощные мотоблоки, так и довольно слабые, которые предназначены для узкоспециализированных несложных работ.
В зависимости от мощности и габаритов мотоблоки разделяют на три категории:
Каждая разновидность имеет свои достоинства и недостатки, В связи с этим сложно сказать, какой тип мотоблока лучше. Все зависит только от индивидуальных требований, которые будут выставляться к технике в дальнейшем.
Легкие
Будут достаточными для обработки небольшого участка площадью до 20 соток. Это самые дешевые агрегаты, которые весят немного и не занимают полезное пространство в гараже или в другом месте, где они хранятся.
Подобная техника оснащается слабым двигателем, поэтому не может выполнять сложные задачи.
При сильной нагрузке, которая оказывается при работе в плотной земле, колеса мотоблока просто проворачиваются, поскольку легкое шасси не может утащить погруженное в почву оборудование, по причине своего малого веса.
Такая техника очень маневренная, поэтому ее удобно использовать для прополки сорняка между узкими рядами различных огородных и садовых растений. На такой мотоблок можно поставить плуг, рыхлитель или грабли. При этом следует учитывать, что на твердой почве такая техника вряд ли сможет потащить плуг. В большинстве случаев подобные виды используют для того, чтобы подготовить участок фрезами перед вспашкой, окучить растения или провести прополку.
Легкие аппараты зачастую оснащаются двухтактным бензиновым двигателем. В связи с этим горючее в бак заливается вместе с маслом, которое нужно добавлять в строгой пропорции.
По этой причине возникает ряд затруднений, поскольку нужно будет держать при себе измерительную тару, чтобы подготовить правильную горючую смесь. Иногда техника с двухтактным двигателем имеет более совершенную конструкцию, когда предусмотрен специальный бачок для заправки маслом.
Агрегат самостоятельно подготавливает смесь и впрыскивает в камеру сгорания двигателя бензин с маслом, что намного удобнее, чем ручное замешивание топлива.
Средние
Мотоблоки среднего класса стоят дороже легких, но при этом имеют более широкие возможности. К ним уже можно подсоединять прицеп, чтобы перевозить различные грузы, в том числе и урожай с участка. Такой техникой можно пахать землю плугом, а также она вполне справится с картофелесажалкой и картофелекопалкой. Она обладает достаточной мощностью для выполнения практически любых задач и вполне справится с участками до 50 соток.
Нужно учесть, что хотя это оборудование практически полностью универсально, но все же его технические характеристики не рассчитаны для работы в промышленных масштабах. Первым недостатком данных устройств является воздушное охлаждение, поэтому при многочасовой работе двигатель сильно прогревается. Если нужно обрабатывать небольшой участок, это не проблема, но для сада в несколько гектаров, такого аппарата будет недостаточной.
Тяжелый мотоблок
Самый дорогой и затратный в обслуживании. Они оснащаются мощными двигателями, которые имеют значительный расход горючего. При этом данная техника сможет выполнить абсолютно любые задачи, на которые вообще способны мотоблоки.
Она сможет возить прицепы с грузами в несколько тонн, также с ее помощью можно убирать большое количество снега. К таким мотоблокам подсоединяются дровоколы и веткоизмельчители.
Они справятся с опрыскивателями, щетками для подметания и широкими косилками для травы.
Выбирая тяжелый мотоблок, следует учитывать, что он габаритный, поэтому потребует места в гараже не меньше чем половина легкового автомобиля. У данных аппаратов водяное охлаждение, поэтому их обслуживание более трудоемкое, поскольку требуется не только контролировать уровень смазки в двигателе и горючего в баке, но и следить за радиатором, чтобы он всегда был заполнен.
Какой двигатель лучше
Мотоблоки могут оснащаться бензиновым или дизельным двигателем. Бензиновый может быть двухтактный или четырехтактный. Самыми популярными являются дизельные мотоблоки. Это обусловлено тем, что такой тип двигателя имеет высокий КПД. Себестоимость использования дизельной техники ниже, чем бензиновой в связи с экономичностью потребления горючего.
Бензиновые моторы намного легче, чем дизельные. В связи с этим если требуется легкий мотоблок, способный быстро маневрировать между узкими рядами высаженных растений, то бензиновый будет более предпочтителен. Особенно это проявится, если техника перевозится на автомобильном прицепе и ее погрузкой, и выгрузкой занимается один человек.
Двигатели на бензине гораздо легче запускаются. Их можно завести даже в мороз, что нельзя сказать о дизельных моделях. При этом выбирая последние можно экономить на горючем, что особенно важно, если техника работает много и постоянно. Отдавая предпочтения дизелю, следует понимать, что мотоблок будет сильно вибрировать, что неприятно для рук и суставов.
Количество передач
Важным критерием при выборе мотоблока является количество передач. Простые машины имеют всего 2 скорости. Одна обеспечивает движение техники вперед, а вторая – назад. В этом случае регулировка оборотов колес осуществляется только с помощью ручки газа. Это очень неудобно, поскольку фактически мотоблок движется одинаково, что во время работы, что при переезде.
У средних мотоблоков обычно имеется 3 передачи. Две едут вперед, а одна назад. На первой осуществляется выполнение тяжелой работы, а вторая используется для переезда. Более низкая передача понижает крутящий момент двигателя, поэтому риск того что техника остановится во время работы в результате увеличения нагрузки минимизируется. У тяжелых мотоблоков обычно имеется 3-4 передачи вперед. На повышенной передаче техника двигается со скоростью около 10 км в час.
Вал отбора мощности
Представляет собой выступающий из корпуса мотоблока хвостовик, предназначенный для подсоединения различного навесного оборудования, которое имеет механизм вращения. Вал является обязательным для обеспечения работы косилки, картофелекопалки со встряхиваемым механизмом, помпы и пульверизатора. Он передает вращательное движение на прицепное оборудование от двигателя. Фактически мотор крутит колеса и сам вал.
Легкие мотоблоки не оснащаются валом, поэтому технологически не могут работать с многими разновидностями навесного оборудования. Вал может находиться в передней или задней части мотоблока. В связи с этим подбирая навесное оборудование нужно ориентироваться по данному факту, поскольку провести подключение передней навески к выступающему позади валу невозможно.
У большинства мотоблоков не имеется отдельного переключателя для включения вала. Он вращается постоянно, как только запускается двигатель. Выступающий хвостовик вала закрывается крышкой, которая прикручивается болтами, поэтому если нет необходимости в использовании отбора мощности, исключается вероятность несчастного случая в результате наматывания одежды на вращающийся механизм. У более дорогостоящих моделей имеется специальный рычаг для включения и отключения вала.
Многие мотоблоки китайского производства не имеют вала, а оснащаются вращающимся шкивом с ременной передачей. Это тоже вполне неплохая конструкция, которая эффективно передает мощность вращения двигателя на навесное оборудование.
Источник https://xn--80aab7agyldnd.xn--p1ai/populyarnye-stati/rabota-s-motoblokom-moj-motoblok.html
Источник https://mzoc.ru/promyshlennaya/kak-rabotat-na-motobloke.html
Источник
Источник