Перейти к содержанию

Особенности эксплуатации и обслуживания экскаваторов

Содержание

Особенности эксплуатации и обслуживания экскаваторов


Экскаваторы – наиболее востребованная техника для любых строительных работ, будь то возведение зданий, прокладка коммуникаций или строительство дорог. Карьерный гусеничный экскаватор

незаменим при добыче полезных ископаемых. Разнообразное навесное оборудование делает эти машины практически универсальными.

Одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу

представляет собой достаточно простую конструкцию: тележка с ходовой рамой, на которой расположены гусеничные траки; поворотная платформа, с установленными на ней двигателем, кабиной и стрелой; рукоять ковша и, собственно, сам ковш. В устройстве экскаватора нет ничего сложного только на первый взгляд…

Для компании Case производство

гусеничных экскаваторов является одним из приоритетных направлений. Широкий модельный ряд смело можно назвать воплощением передовых технологий в строительной технике.

ДВИГАТЕЛЬ

Пожалуй, одна из самых важных составляющих любой машины, а для такой мощной и производительной — особенно. На новые гидравлические гусеничные экскаваторы Case

устанавливаются низкооборотные четырех- или шестицилиндровые двигатели с общей топливной магистралью Common Rail. Это позволяет эксплуатировать машину в ненапряженных режимах для повышения надежности и срока службы техники.

Три рабочих режима подстраивают мощность и скорость машины под каждое конкретное применение. Так, например, Auto и Super Power – режим повышенной мощности, позволяют развить более высокие усилия копания.

Возможность работать на низких оборотах приводит к снижению уровня шума, расхода топлива и уменьшению вредного выхлопа. Этому же способствуют большой диаметр вентилятора охлаждения и увеличенный глушитель. Двигатели ISUZU, производимые в Японии, соответствуют высоким международным экологическим стандартам.

Обкатка экскаваторов

Период обкатки чрезвычайно важен, так как в рамках него происходит основная приработка трущихся элементов конструкции. Выполнять рекомендации производителя следует в полном объеме, ведь от этого зависит, будет ли дальнейшая эксплуатация экскаватора беспроблемной. Проще говоря, в этот период закладывается ресурс прочности машины:

  • надежность;
  • экономичность;
  • продолжительность работы.

Порядок действий перед обкаткой экскаватора:

  • удаление пыли и грязи, попавшей внутрь при транспортировке;
  • расконсервация;
  • смазка узлов и компонентов согласно карте смазки (в первые 30 часов производится вдвое чаще, чем указано в карте);
  • осмотр рабочего оборудования и механизмов, цепей, канатов;
  • проверка креплений;
  • подготовка к запуску;
  • оценка уровня масла в картере, гидросистеме, трансмиссии, очистителе воздуха.

Нормальная нагрузка допускается только после полной обкатки.

Перечисленные особенности эксплуатации применимы и для машин, которые прошли капремонт.

ГИДРАВЛИКА

Постоянно усовершенствуя конструкцию, компания Case устанавливает на гидравлический экскаватор

высокоэффективные насосы поршневого типа для максимизации давления и гидропотока. Система регулирования согласовывает мощность двигателя с потребностями гидравлики. Высокий крутящий момент и повышенная скорость разворота башни сокращают рабочие циклы при повторяющихся операциях. А мгновенный отклик на управляющие действия оператора обеспечат высокую производительность.

Совершенная гидравлическая система имеет до 10 программируемых настроек, что позволяет использовать 10 различных орудий без необходимости ручной регулировки гидравлического контура. Переключение с молота на ножницы происходит буквально не выходя из кабины.

Выполнение правил техники безопасности перед началом работы на экскаватора

Техника безопасности при работе со спецтехникой

  1. Перед началом работы машинист экскаватора должен получить:
      точные указания об условиях работы (наличие подземных коммуникаций и место их прохождения, расположение надземных линий электропередач, наличие препятствий и т. п.);
  2. технологическую карту работы экскаватора;
  3. инструкцию по технике безопасности (введенную в действие приказом по строительному управлению).
  4. Перед началом работ на экскаваторе машинист обязан:
      убедиться в исправности машины; работать на не исправном экскаваторе запрещается;
  5. убедиться, что все вращающиеся детали — зубчатые, цепные, ременные передачи, маховики и т. п. — ограждены кожухами или недоступны для рабочих; работать на экскаваторе при снятых ограждениях движущихся или вращающихся деталей запрещается;
  6. проверить состояние сигнала; приступать к работе при неисправном сигнале не разрешается;
  7. получить от машиниста, сдающего смену, сведения о наличии каких-либо неисправностей на экскаваторе и добиться ликвидации этих неисправностей;
  8. убедиться в наличии исправного инструмента;
  9. убедиться в прочности всех соединений (шпоночных, клиновых, болтовых и др.), а также соединений трубопроводов систем управления и при необходимости укрепить их;
  10. проверить исправность тормозов и канатов; работать с неисправными тормозами и канатами запрещается;
  11. проверить исправность рычагов управления и установить их в нейтральное положение;
  12. смазать экскаватор в соответствии с картой смазки, приведенной в инструкции по эксплуатации экскаватора.
  13. Убедившись в исправности экскаватора, машинист вместе с другим обслуживающим персоналом приступает к заправке экскаватора. При этом должны быть соблюдены следующие требования безопасности:
      заправлять двигатель и гидросистему топливом и маслом следует только при естественном освещении; в крайнем случае можно произвести заправку ночью, но при электрическом освещении;
  14. во время заправки машины топливом запрещается курить, пользоваться спичками, керосиновыми лампами и другими источниками открытого огня;
  15. после заправки экскаватора все детали, облитые топливом или маслом, должны быть насухо вытерты, а пролитое возле экскаватора топливо тщательно засыпано песком;
  16. запрещается открывать бочку с топливом, ударяя по пробке металлическим предметом;
  17. воспламенившееся около машины топливо запрещается тушить водой; для тушения загоревшегося топлива следует использовать огнетушитель, который обязательно должен быть на экскаваторе, а также песок, брезент и т. п.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Гусеницы экскаватора могут быть оборудованы стандартной лентой или же, при желании, более широкой и длинной. В линейке Case можно найти модель с удлиненной или более узкой, по сравнению со стандартной, ходовой частью. Ведущие звездочки подвергнуты особой термообработке для увеличения срока службы звеньев гусениц, что вместе с обновленными роликами обеспечивает более высокую износостойкость конструкции. Уплотнения М-обраной формы и пальцы повышенной твердости также продлевают срок службы гусениц.

ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. Установку и перемещение экскаватора вблизи выемки (котлована, траншеи и т.п.) следует осуществлять за пределами призмы обрушения грунта. 3.2. При перемещении экскаватора в пределах строительной площадки своим ходом необходимо выполнять следующие требования безопасности: 3.2.1. При трогании экскаватора с места и при каждом маневре нужно убедиться в безопасности движения и отсутствии людей и препятствий на пути следования. 3.2.2. Движение экскаватора по продольному уклону разрешается с учетом ограничений, указанных в паспорте на экскаватор. 3.2.3. При передвижении экскаватора его стрела должна находиться по ходу движения экскаватора, а ковш приподнят над землей на 0,5 – 0,7 м. 3.3. При движении экскаватора своим ходом нужно соблюдать требования Правил дорожного движения. 3.4. При перевозке экскаватора трайлером необходимо знать следующие требования безопасности: 3.4.1. Перед погрузкой экскаватора на трайлер нужно убедиться в том, что трайлер находится на ровной горизонтальной площадке и надежно заторможен. 3.4.2. Вкатывать экскаватор на трайлер можно при помощи лебедки или своим ходом по надежно устроенному пандусу из брусьев или шпал; настил пандуса следует устраивать с уклоном не более 150. 3.4.3. Перед погрузкой следует поднять ковш экскаватора, чтобы он не мешал движению по пандусу. 3.4.4. Работнику запрещается производить развороты при въезде на трайлер и на его площадке. 3.4.5. Во время перевозки на трайлере в кабине экскаватора запрещается находиться другим работникам. 3.5. При выемке грунта экскаватор должен быть установлен на заранее спланированную площадку; при этом минимальное расстояние от опоры экскаватора до края котлована (канавы) должно составлять от 1 до 6 метров в зависимости от глубины котлована (канавы) и грунта (песчаный, глинистый и т.п.). 3.6. Во время работы экскаватора необходимо убедиться в отсутствии людей в опасной зоне работающего экскаватора, определяемой длиной стрелы и вытянутой рукояти. 3.7. Во время работы экскаватора запрещается: — производить поворот платформы, если ковш не извлечен из грунта; — планировать грунт, очищать площадку боковым движением рукоятки; — очищать, смазывать, регулировать, ремонтировать экскаватор при поднятом ковше; — производить какие-либо работы при нахождении людей в зоне работы экскаватора; — покидать рабочее место при поднятом ковше. 3.8. Во избежание потери устойчивости или возможности опрокидывания запрещается передвижение экскаватора с загруженным ковшом. 3.9. Грунт, извлеченный из котлована или траншеи, следует погружать в транспортные средства или размещать за пределами призмы обрушения. 3.10. Во время работы экскаватора запрещается находиться в зоне действия его стрелы. 3.11. Не допускается разработка грунта методом «подкопа»; разработку грунта необходимо вести таким образом, чтобы в процессе работы не образовывались «козырьки» из грунта. 3.12. Запрещается поднимать и перемещать бревна, доски, балки, крупногабаритные глыбы, не помещающиеся в ковш экскаватора. 3.13. Погрузку грунта в автосамосвал следует осуществлять со стороны заднего или бокового борта. 3.14. Не допускается перемещение ковша экскаватора над кабиной водителя автомобиля. 3.15. Погрузка грунта в автосамосвал допускается только при отсутствии в кабине водителя или других людей. 3.16. При необходимости очистки ковша нужно опустить его на землю и выключить двигатель. 3.17. Во время перерыва в работе или при проведении технического обслуживании экскаватора ковш необходимо извлечь из траншеи, отвести экскаватор от края откоса и опустить ковш на грунт. 3.18. Выполнять работы вблизи подземных коммуникаций, а также в охранной зоне воздушной линии электропередачи допускается при наличии оформленного наряда-допуска, определяющего безопасные условия работы, и под надзором руководителя работ. 3.19. При работе на экскаваторе запрещается: — передавать управление экскаватором людям, не имеющим на это права; — оставлять экскаватор с работающим двигателем; — перевозить в кабине экскаватора людей; — находиться под экскаватором при работающем двигателе или при поднятом ковше. 3.20. При работе на поверхности, имеющей уклон, не следует: — делать резких поворотов экскаватора; — поворачивать экскаватор с заглубленным ковшом; — передвигать экскаватор поперек склона, угол которого превышает указанный в паспорте экскаватора. 3.21. При временном прекращении работы экскаватор должен быть установлен таким образом, чтобы стрела была отведена в противоположную сторону от траншеи, ковш опущен на землю, а под ходовую часть подложены упорные колодки с обеих сторон. 3.22. При необходимости выхода из кабины экскаватора нужно поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и затормозить экскаватор. 3.23. Во время заправки экскаватора топливом работнику и другим людям, находящимся вблизи экскаватора, запрещается курить и пользоваться огнем. 3.24. При техническом обслуживании и ремонте экскаватора нужно осмотреть инструмент, который будут использоваться в работе, и убедиться в его исправности. 3.25. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм; при этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого; рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев; при отвертывании и завертывании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами; при необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками. 3.26. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях. 3.27. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа. 3.28. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев. 3.29. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. 3.30. Используемый при техническом обслуживании или ремонте экскаватора переносной светильник должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

Читайте также:  Особенности аренды мини экскаватора

ОБСЛУЖИВАНИЕ

Техника Case не зря славится своей долговечность и неприхотливостью в обслуживании. Сгруппированные в одном месте фильтры могут заменяться с уровня земли, что значительно сокращает время обслуживания. Фильтр защиты гидравлики позволяет увеличить срок замены гидравлического масла до 5000 часов и исключает необходимость в использовании дополнительных фильтров.

Централизованная электрическая система расположена внутри кабины, позади сидения оператора, что позволяет содержать ее в чистоте и порядке. Электронные компоненты оснащены водонепроницаемыми разъемами для достижения предельной надежности.

Обновленные стрела и рукоять с коваными траверсами гарантируют готовность машины к работе в самых трудных условиях. А втулки с увеличенными интервалами обслуживания обеспечат длительную эксплуатацию без замены и ремонта.

Несомненно, что современные экскаваторы на гусеничном ходу характеристики имеют одни из самых лучших в своем классе. Еще раз подтверждая, что техника Case не зря занимает лидирующие позиции по долговечности, надежности и производительности!

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К выполнению работы на экскаваторе допускается работник не моложе 18 лет, имеющий удостоверение на право управления экскаватором, прошедший медицинский осмотр, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья, имеющий необходимую теоретическую и практическую подготовку, прошедший вводный и первичный на рабочем месте инструктажи по охране труда и обучение по программе для подготовки машиниста экскаватора, аттестованный квалификационной комиссией и получивший удостоверение. 1.2. Работник, эксплуатирующий экскаватор (далее – работник), должен пройти специальный инструктаж и получить группу I по электробезопасности. 1.3. Работник имеет право работать только на том типе и конструкции экскаватора, который указан в удостоверении. 1.4. При переводе работника с одной модели или конструкции экскаватора на другую, он перед назначением на должность должен пройти обучение и аттестацию. 1.5. Работник, имеющий на руках удостоверение на право работы на экскаваторе и допущенный к самостоятельной работе, должен знать: руководство по эксплуатации экскаватора. Правила дорожного движения. Порядок производства работ экскаватором вблизи линии электропередачи. Правила, нормы и инструкции по охране труда и пожарной безопасности. Правила пользования первичными средствами пожаротушения. Способы оказания первой помощи при несчастных случаях. Правила внутреннего трудового распорядка организации. 1.6. Работник, независимо от квалификации и стажа работы, не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. 1.7. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ. 1.8. Работнику запрещается выполнять работы, к которым он не допущен в установленном порядке, а также пользоваться инструментом и оборудованием, с которыми он не имеет навыков безопасного обращения. 1.9. Во время работы на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие, в основном, следующие опасные и вредные производственные факторы: — потеря устойчивости и опрокидывание экскаватора (например, при обрушении грунта выемки); — нахождение рабочего места на значительной высоте от земли (кабина машиниста экскаватора); — электрический ток, случайное замыкание которого может пройти через тело человека, например, при работе в зоне линии электропередачи; — высокое нервно-эмоциональное напряжение при управлении экскаватором; — острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхностях деталей и узлов экскаватора и инструмента; — неблагоприятный микроклимат в кабине экскаватора; — повышенный уровень шума и вибрации при работе экскаватора; — недостаточная освещенность рабочего места и рабочей зоны; — повышенная загазованность воздуха отработанными газами двигателя экскаватора. 1.10. Работник должен пользоваться спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов. 1.11. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работник обязан сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью. 1.12. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, вызвать врача или доставить пострадавшего к врачу, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает угрозу жизни и здоровью окружающих. 1.13. Работник должен уметь оказать первую помощь, пользоваться медицинской аптечкой. 1.14. Работник должен соблюдать установленный для него режим рабочего времени и времени отдыха. 1.15. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушений со стороны других работников. 1.16. Курить и принимать пищу разрешается только в специально отведенных для этой цели местах. Перед едой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. 1.17. Не допускается выполнять работу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества на рабочем месте или в рабочее время. 1.18. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение связано с причинением материального ущерба, то виновный может привлекаться к материальной ответственности в установленном порядке.

Читайте также:  Аренда мини-экскаватора в Москве и Московской области

Оформление необходимых на перевозку экскаваторов документов

Перевозка экскаватора осуществляется специально оборудованными машинами (автопоезд), возможна также транспортировка водным транспортом или железной дорогой. Любой вид транспортировки должен соответствовать установленным инструкциям и не нарушать правила дорожного движения. Существуют специальные организации, которые занимаются транспортировкой дорожно-строительной, крупногабаритной техники. Рекомендуется воспользоваться их услугами, чтобы не возникал вопрос о целостности техники.

Еще, одним из важных фактов, в учете работы экскаватора, является выдача сопровождающих бумаг. Путевой лист экскаватора выдается ответственным сотрудником на день, на смену либо декаду. С помощью данного листа ведется контроль работы экскаватора, время простоя, маршрут. Вся эта информация записывается с обратной стороны листа. Он подписывается прорабом или машинистом, или начальником участка. Данный документ является основанием при расчете и начислении заработной платы сотрудникам.

Лидеры рынка: поиск новинок и традиционные решения

Лидирующие позиции на современном рынке спецтехники занимают такие бренды, как «Caterpillar», «JCB», «Volvo», «Hyundai», «Komatsu». Производители этих гусеничных гигантов постоянно находятся в поиске новых технических решений, способных привлечь покупателя, расширяют опционал продукции, увеличивают производственные мощности.

К примеру, интересной конструкторской новинкой от «JCB» стало внедрение в конструкцию агрегата специального гидравлического механизма, осуществляющего подъем кабины, что существенно расширяет границы обзора для машиниста, и, соответственно, расширяет функциональный потенциал машины.

Таким образом, если вас интересует определенный экскаватор полноповоротный гусеничный, фото данной модели всегда можно найти на страницах интернет-каталогов производителей, либо компаний, занимающихся реализацией данной продукции. Ознакомившись с его базовыми техническими характеристиками и приблизительной стоимостью, вы сможете сделать окончательный выбор относительно рентабельности такой покупки.

Уход за ходовой частью экскаватора

Как и любая строительная техника, экскаваторы оснащаются шасси, которые позволяют данной технике самостоятельно передвигаться по объекту и добираться до него. Если рассматривать типы шасси экскаваторов, то они бывают следующих видов:

  • Пневмоколесные – в данном случае, производитель применяет колесную базу от различных автомобилей, другой спецтехники или телег;
  • На гусеничном ходу – используются стандартизированные или большие гусеницы;
  • Комбинированные шасси.

В последнем случае, земляная машина имеет сложную и специфичную конструкцию. Такую технику используют для узкоспециализированных работ.

В отличие от моделей на колесах, экскаваторы на гусеницах обладают высокой проходимостью, что позволяет использовать технику в условиях полного отсутствия дорог.

Особенности экскаваторов с гусеничным шасси

Ходовая часть на гусеничном экскаваторе необходима для установки платформы с поворотным механизмом экскаватора. Она представляет собой массивную рабу с установленной опорой и зубчатым венцом. В комплекте гусеничного шасси есть следующие узлы и модули:

  • Два кожуха (правый и левый);
  • Комплект катков;
  • Устанавливается механизм привода;
  • Гидравлические элементы;
  • Пара гусениц;
  • Усиленная рама;
  • Колеса со специальным механизмом для натяжки гусениц.

Гусеницы начинают свой ход при включении гидромотора, который передает свою силу на механизм привода. Также, каждый гусеничный экскаватор оборудуется тормозами, что исключает его непроизвольное движение. Чтобы изменить направление хода, стопориться правая или левая гусеница и машина поворачивается в заданном направлении.

Типичные поломки гусеничной ходовой части

Чтобы не потребовался ремонт гидравлики машины, необходимо осуществлять своевременный уход за гусеничной ходовой. Среди самых распространенных неисправностей экскаваторов на гусеничном ходу можно выделить:

  • Неисправности с гидравликой агрегата;
  • Ломаются зубья на ведущих колесах;
  • Повреждаются траки и пальцы в процессе износа;
  • Происходят утечки рабочих масел и жидкостей в подвижных узлах;
  • Нередко, срабатывают предохранители и другие защитные модули.

Если у вашего экскаватора все же появились проблемы с гидромотором или гидронасосом, обращайтесь в наш сервис по ремонту гидравлики в Ростовской области. Мы приведем вашу спецтехнику в порядок.

Эксплуатация экскаваторов – правила обслуживания

Специалисты обращают внимание на тот факт, что эксплуатация такой сложной техники как экскаватор на гусеничном ходу должна производиться при строго соблюдении инструкций и руководства пользователя. Работать на такой технике разрешается исключительно специалистам с соответствующей квалификацией. Используя экскаватор, необходимо регулярно выполнять следующие действия:

  • Осуществлять контроль за исправным состоянием всех деталей, гидравлики и других узлов;
  • Регулярно осуществлять плановое и внеплановое ТО;
  • Оперативно реагировать и устранять поломки;
  • Не допускать перегрузки узлов и не превышать предельно возможных нагрузок на них.

Баланс натяжения и ширины гусениц

На прямую на износ ходовой части экскаватора влияет настройка натяжения гусениц и выбор их ширины.

Везде нужно искать золотую середину. При слабом натяжении гусениц может возникнуть биение на высоких скоростях, из-за чего увеличивается износ зубчатых колес и втулок.

Если натяжение гусениц слишком сильное, то увеличивается нагрузка на шасси и компоненты трансмиссии, плюс появляется потеря мощности.

Что касается ширины гусениц, то и тут нужно искать баланс. Если поставить слишком узкие, то не будет хватать проходимости и управляемости, а на поворотах экскаватор станет проскальзывать, и на верхней части траков будет собираться грунт, который будет попадать в элементы ходовой.

Широкие гусеницы повысят проходимость и увеличат нагрузку на компоненты шасси. Широкие траки могут легче ломаться или деформироваться, из-за того что идет большая нагрузка на соединения гусениц.

Вывод

Соблюдая эти простые требования, пользователь сможет существенно продлить «жизнь» экскаватору, увеличить срок службы приводов, инструментов и сделать машину надежным и верным помощником в работе.

Прежде чем ввести новый экскаватор в эксплуатацию, изначально производится его обкатка на холостом ходу под минимальными нагрузками. По регламенту, земляная машина должна проходить обязательное техническое обслуживание, в процессе которого проверяется исправность всех узлов и механизмов, при необходимости меняются шланги, и производится замена всех жидкостей. Каждый производитель устанавливает собственный регламент и периодичность проведения ТО.

Читайте также:  Аренда Экскаватора в Екатеринбурге

Должностные обязанности машиниста экскаватора

Экскаватор – это сложная техника, используемая, как правило, в строительстве, которая требует специфических знаний и умений в управлении и эксплуатации. Машинист должен владеть не только навыками вождения, но и разбираться в геологическом строении грунтов и горных пород, иметь знания в прикладной физике и механике, понимать схемы, чертежи и другую техдокументацию. Основные теоретические знания и практические навыки экскаваторщика должны быть получены в профессионально-техническом училище по специальности 14388 «Машинист экскаватора». Впоследствии, машинист совершенствует навыки и умения самостоятельно. Ему присваиваются соответствующие разряды, которые дают возможность управления более тяжелой техникой.

Нормативная документация

Должностная инструкция машиниста экскаватора определяет весь объем знаний и умений, прав и обязанностей работника. Это один из основных нормативных документов, которым водитель регламентирует всю свою трудовую деятельность, а так же отношения с работодателем. Типовая инструкция преимущественно состоит из таких разделов:

  1. Общие положения, содержащие требования, которым должны соответствовать соискатели на должность машиниста: квалификация и рабочий стаж, возраст, дополнительные профессиональные навыки. Так же включает информацию, регламентирующую трудовые отношения: прием, увольнение, замена, а так же название должности машиниста в штатной структуре предприятия. Дополнительно, в раздел включены: перечень внутренних и отраслевых нормативов, федеральные законы в разделах касающихся непосредственной трудовой деятельности и другие нормативные акты, которых машинисту экскаватора нужно придерживаться в своей деятельности.
  2. Обязанности сторон – содержит должностные обязанности работника и его права. Так же здесь прописаны ключевые навыки, машиниста. Данный список должен составляться наиболее тщательно, так как он не только позволит определить перечень работ, которые могут быть выполнены с надлежащим качеством, но позволит начальству контролировать трудовую деятельность водителя.
  3. Ответственность за нарушения. Прописывается ответственность, наступающая за нарушение или ненадлежащее выполнение обязанности машиниста экскаватора.

ВАЖНО! Ответственность сотрудника, которую предусматривает должностная инструкция машиниста экскаватора, не может быть строже указанной в трудовом законодательстве.

Инструкция должна быть утверждена ответственным должностным лицом, обычно руководителем предприятия, и согласована с сотрудниками, которые занимались ее разработкой. В конце документа предусматривается место для подписи об ознакомлении водителя экскаватора.

Видео: Профессия экскаваторщика

Перечень стандартных должностных обязанностей

Список может несколько отличаться в зависимости от специфики производственной деятельности предприятия:

  • Управление экскаватором при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, зачистке, добыче, вскрытии, формированию отвалов и их перемещению;
  • Планировка и оптимальная разработка забоя, а также эффективное использование техники при выполнении перемещения грунта и горных пород;
  • Послойная разработка, выемка и погрузка извлеченного грунта или горной породы;
  • Техобслуживание основных узлов и агрегатов экскаватора, диагностика состояния. Определение причин поломок, выявление потенциально опасных факторов и действия по предотвращению критических ситуаций;
  • Участие в ремонте техники;
  • Составление и заполнение необходимых документов: путевой лист, вахтенный журнал бортовой журнал машиниста экскаватора и т.п.

Основные квалификационные требования

Стандартные квалификационные требования, которые предъявляются к кандидатам на должность машинистов следующие:

  • Пол – как правило, мужской, что связано с тяжелыми условиями труда;
  • Возраст – обязательным условием является совершеннолетие соискателя, что обусловлено необходимостью выдачи прав на вождение транспортным средством категорий:
    • «В» колесный и гусеничный транспорт с мощностью двигателя до 25 кВт;
    • «С» колесный транспорт с мощностью двигателя 25,7-110,3 кВт;
    • «D» колесный транспорт с мощностью двигателя более 110,3 кВт;
    • «E» гусеничный транспорт с мощностью двигателя более 25,7 кВт.

    Разряды машиниста экскаватора

    В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий, машинисту экскаватора может быть присвоен один из пяти разрядов, начиная с четвертого. Каждый из них дает право на управление определенным типом экскаваторов, у которых существенно отличаются технические и эксплуатационные характеристики:

    Разряд машинистаОбъем ковша одноковшового экскаватора в м3Производительность роторного экскаватора в тыс. м3/час
    4Менее 0,15
    50,15 – 0,4
    60,4 – 1,251 – 2,5
    71,25 – 42,5 – 4,5
    84 – 9От 4,5

    ВАЖНО! Подтверждение присвоения разряда указывается в свидетельстве о прохождении соответствующего обучения.

    Независимо от того какая категория присвоена претендент на должность должен иметь следующие навыки и знания:

    • Устройство и технические характеристики наиболее распространенных моделей экскаваторов (работодатель вправе потребовать знания именно той модели, производителя которую он эксплуатирует);
    • Разные способы управления при разработке почв и пород различных типов, как на поверхности, так и в забое;
    • Особенности транспортировки и трубоукладки;
    • Особенности погрузки выбранной породы на транспортные средства различного типа;
    • Особенности передвижения по дорогам с различным покрытием, полевой и пересеченной местности;
    • Правила монтажа и демонтажа основных узлов и оборудования;
    • Принципы функционирования и основные причины выхода из строя механических, гидравлических и электрических узлов и оборудования. А так же способы поддержания их в рабочем состоянии;
    • Как правильно заполнять путевой лист, журналы и другую необходимую документацию (путевой лист и правила его заполнения находятся в конце статьи).

    Специализированная техника

    Экскаваторы могут выполнять гораздо более разнообразные работы, чем принято считать. Для каждой из них существует определенная модификация машин, которая требует от машиниста дополнительных специальных навыков.

    Перегружатель металлолома

    Перегружатели имеют существенные конструкционные отличия от обычных экскаваторов. Усиленное пневмоколесное или гусеничное шасси, аналогично модернизированный гидропривод, вместо ковша и отвала грейферное рабочее оборудование. Как правило, скраповые стрелы имеют достаточную длину и форму для совместимости с различными типами грейферных навесов, а кабина устанавливается на пьедестале или подъемный механизм, чтобы машинист экскаватора перегружателя металлолома имел достаточный обзор при разгрузке вагонов.

    Торфодобывающий

    Машинисты торфодобывающих экскаваторов могут работать на машинах с роторным многоковшовым устройством, начиная с 4 разряда. Однако в список их основных обязанностей входит намного больше функций по управлению и перемещению дополнительных устройств – вспомогательных электростилочных машин. Машинисты торфодобывающих экскаваторов должны участвовать в отключении, переноске и подсоединении электрокабелей, разъемных соединений и заземляющих устройств.

    Машинисты торфодобывающих экскаваторов должны иметь углубленные знания о методах выемки и экскавации торфяных залежей в зависимости от типа и влажности торфа. Машинисты торфодобывающих экскаваторов перед началом работ должны быть ознакомлены с паспортными данными карьера, качественными показателями торфа: глубины стилки, ширины ленты выемки, степени разложения, и влажности.

    Карьерный

    Карьерные экскаваторы являются одними из наиболее крупных и грузоподъемных. Объем их ковша, в зависимости от модели может составлять 8-15 м3. В последнее время отдают предпочтение моделям с объемом ковша 12-15м3. Это связано с существенным увеличением грузоподъемности автосамосвалов до 120-130 тонн. Таким образом, сохраняется оптимальное количество циклов погрузки 3-4 на одну машину. Как правило, силовая установка дизель электрического типа.

    Как правило, работа в карьере или на производстве связана с высоким уровнем шумового загрязнения. Для того чтобы привлечь внимание к действиям рабочих узлов экскаватора машинист производит звуковые сигналы: подачу сигнала звуком, сиреной или звонком. Таблица сигналов вывешивается на видном месте непосредственно на корпусе машины. Нормативных документов строго регламентирующих типы сигнала и их значение нет. Они, как правило, разрабатываются инженерами по охране труда и вносятся в инструкцию по эксплуатации.

    Производственный погрузчик

    Производственные погрузчики относятся к наиболее легким типам погрузочной техники. Они классифицируются по следующим признакам:

    • В зависимости от конструкции рабочего узла:
      • Вилочный;
      • Ковшовый;
      • Манипулятор;
      • Фронтальный;
      • Телескопический;
      • Скребковый;
      • Роторный;
      • Шнековый;
      • Гусеничный.

      Спецодежда

      Спецодежда для машинистов экскаваторов несколько отличается по своим требованиям от одежды для обычного водителя, так как должна защищать работника от негативных внешних воздействий во время обязательных регламентных работ по подготовке техники к эксплуатации. Как правило, комплект включает:

      Источник https://spectrsnub.ru/specializaciya/promyshlennyj-ekskavator.html

      Источник https://remgydromash.ru/info/remont/ukhod-za-khodovoy-chastyu-ekskavatora/

      Источник https://stroyteh.pro/ekskavatory/dolzhnostnaya-instruktsiya-mashinist-ekskavatora.php

      Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]