Экскаватор «ЭО-3322» стал самым первым из выпускаемых серийно в Советском Союзе экскаваторов, оснащённых системами гидравлического привода. Конструкция, разработанная для «ЭО-3322», была предельно проста, что позволяло значительно снизить себестоимость машины при её производстве. При этом разработчикам удалось добиться очень высокого уровня производительности.
Содержание
История создания
Первоначально, с 1970 по 1987 годы экскаваторы данной марки делали на Ленинградском экскаваторном заводе (ЛЭЗ), а с 1970-го по 2001-й годы – в Калинине (ныне город Тверь), на Калининском экскаваторном заводе (КЭЗ).
Ленинградский экскаваторный завод, закрытый в 1987 году, вёл свою историю с 1913-го года. Сначала – как оружейное предприятие «Пулемёт», по выпуску стрелкового оружия и боеприпасов к нему. После Первой мировой и гражданской войн – как Ремонтно-механический завод (по обслуживанию и ремонту техники импортного производства, в том числе и экскаваторов). В 1937 году завод дал первую собственную продукцию: краны грузоподъёмностью 5 тонн на автомобильном шасси и экскаваторы на шасси тракторном (СТЗ и ХТЗ).
В годы Великой Отечественной завод был эвакуирован в Нижний Тагил. На оставшихся производственных мощностях работало танкоремонтное предприятие. В послевоенные годы производство экскаваторов на ЛЭЗе было возобновлено, и продолжалось вплоть до ноября 1987-го года. В общей сложности, за это время завод выпустил 33 тысячи экскаваторов разных марок.
Калининский экскаваторный завод был заложен в 1939 году, но завершить строительство его цехов помешала Великая Отечественная война. Достройка предприятия началась в январе 1943-го года. Ещё не будучи законченным, завод уже числился в списках действующих и давал, пока ещё не свою профильную, но нужную стране продукцию – запасные части к различной технике. Рабочие жили в армейских палатках и работали частично вообще под открытым небом.
Первые экскаваторы, марки «Д-107», были выпущены предприятием в 1946-м году. В дальнейшем, все модели экскаваторов выпускались в тесной кооперации с Ленинградским экскаваторным заводом. Во второй половине 70-х годов основной серией и визитной карточкой завода на многие годы стал «ЭО-3322». В десятки стран мира экспортировалась эта техника. «ЭО-3322» в 1978-м году был отмечен Всесоюзным Знаком качества. В 1981-м году, по случаю выпуска 50-тысячного экскаватора, Калининский завод был награждён Орденом Трудового Красного Знамени.
В 90-е годы предприятие, как и всю отечественную экономику, «лихорадило». Однако завод выжил, во многом благодаря наличию ряда экспортных контрактов. Вплоть до 2001-го года «задержался» на конвейере завода ставший «классиком ещё при жизни» экскаватор «ЭО-3322».
Сегодня, под наименованием «ОАО «Тверской экскаватор», предприятие выпускает широкий спектр современной техники под брендами «Твэкс» и «Terex». Конечно, о прежних объёмах производства речь не идёт, но всё-таки завод работает стабильно, на нём трудятся более шестисот человек (по данным на 2016 год).
Колёсный полноповоротный экскаватор «ЭО-3322» серийно выпускался Ленинградским и Калининским экскаваторными заводами со сменным рабочим оборудованием (обратной лопатой, грейфером и погрузчиком). У данных экскаваторов ранних выпусков постоянным (не демонтируемым) узлом рабочего оборудования являлась нижняя (основная) часть стрелы и гидроцилиндры подъема. Впоследствии стрела на «ЭО-3322» стала моноблочная.
Отличить экскаваторы двух заводов можно по одному характерному признаку: сзади на противовесе ленинградских экскаваторов была отлита надпись «ЛЭЗ ЭО-3322», а на калининских не было ничего. Впрочем, можно предположить, что до современности экскаваторы, произведённые на ЛЭЗе (закрытом в 1987-м году) практически не сохранились.
Сфера применения
Экскаватор «ЭО-3322» получил широкое распространение во многом благодаря своей универсальности. Данная техника может эффективно применяться в дорожных, строительных, коммунально-ремонтных работах; для рытья котлованов, траншей, колодцев, бурения скважин, забивания свай; на мелиоративных работах; при рыхлении грунта, взламывании верхней мёрзлой корки земли и старых дорожных покрытий, дроблении камней (с применением гидромолота), укладке бетонных плит.
Экскаватор демонстрирует хорошую работоспособность при любых температурах от плюс 40 до минус 40 градусов; его можно использовать и на скальных породах (предварительно разрыхлённых), и на расползающихся влажных грунтах, а также глинистых и сыпучих.
Производителем установлено что экскаватор «ЭО-3322» может разрабатывать без предварительной обработки грунты I- IV категорий; после рыхления – грунты более тяжёлых категорий. (I: Песок-супесок, растительный грунт и торф; II – лессовый суглинок, рыхлый влажный лесс, гравий размером до 15 мм; III – жирная глина, тяжёлый суглинок, крупный гравий, лесс естественной влажности; IV – ломовая глина, суглинок со щебнем; V – отвердевший лесс, мягкий мергель, опока, трепел; VI – крепкий мергель, мягкий трещиноватый скальный грунт; VII – скальный грунт и руда.
Технические характеристики в цифрах
- длина – 8,35 м.
- ширина: общая – 2,7 м; по колее – 2,04 м; по вращению – 2,66 м.
- высота – 3,14 м.
- частота вращения поворотной платформы – 9 оборотов в минуту.
- максимальная скорость – 19,68 км/ч.
- масса – 14 т.
- мощность двигателя – от 75 до 100 л.с.(в зависимости от модификации);
- штатный расход дизтоплива – 12,54 л в час.
- контрольный расход дизтоплива при работе на грунтах II-III категорий на 1000 м3 грунта – 175 литров на 1000 кубических метров грунта.
- вместимость гидросистемы экскаватора – 285 л.
- производительность гидравлической системы – 18 л/мин.
- мощность насосной установки – 51,5 кВт, или 70 л.с.
- напряжение в электросистеме – 12В.
- глубина копания – до 6-ти метров.
- радиус копания на уровне стоянки – 7,98 м.
- высота выгрузки – 5,63 м.
Компоновка
По своему устройству ЭО-3322 представляет собой установленную на колёсное шасси поворотную платформу, на которой смонтированы двигатель, кабина и основные рабочие органы экскаватора. Подобная компоновка обеспечивает оператору хороший обзор, и позволяет полностью контролировать весь рабочий процесс. Именно по такой схеме выполнены многие современные землеройные машины.
Двигатель и коробка перемены передач; тормоза
На экскаваторы «ЭО-3322» устанавливались четырёхцилиндровые четырёхтактные жидкостного охлаждения дизельные двигатели харьковского и белгородского производства – «СМД-14» мощностью 75 л.с., либо «СМД-17Н» мощностью 100 л.с.
Общие характеристики данных моторов:
- рабочий объём – 6,3 л.
- диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 140 мм.
- порядок работы цилиндров: 1-3-4-2.
- минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу – не более 600 об/мин.
- максимальная частота вращения на холостом ходу – не более 1950 об/мин.
- система пуска – стартер электрический 561.3708.
Двигатели экскаваторов «ЭО-3322» комплектовались топливными насосами высокого давления чехословацкого производства «Моторпал» PP4M10P1F-4214. Общая масса дизельного двигателя «СМД-14» / «СМД-17Н» составляет 735 / 880 кг.
Капот экскаватора состоит из съёмных блоков, имеющих откидные дверцы и панели – для облегчения доступа к агрегатам и механизмам на поворотной платформе при техническом обслуживании и текущем ремонте.
Коробка перемены передач (КПП) предназначена для передачи крутящего момента к колёсам, для включения и выключения пеpеднего моста и предотвращения самопроизвольного начала движения экскаватора (стояночный тормоз). Стояночный тормоз экскаватора – постоянно замкнутого типа, с пневматическим управлением из кабины.
В состав коробки перемены передач «ЭО-3322» входят: гидромотор, двухступенчатая зубчатая передача, механизм переключения передач, стояночный тормоз. В мостах экскаватора применены пневматические колодочные тормоза.
Пpи буксиpовке экскаватора тягачом для предотвращения поломки коробка перемены передач должна быть выставлена в нейтpальное положение, пpи котоpом полумуфта не находится в зацеплении с шестернями. Переключение передач, во избежание выхода из строя КПП, необходимо производить только после полной остановки экскаватора.
Расход топлива
Расход стабильный при любых нагрузках – 12,5 л/ моточас.
Гидравлика
Используемые в системе гидропривода «ЭО-3322» сдвоенные насосы – регулируемые, аксиально-поршневые. Они способны создать максимальное давление в 250 килограммов на квадратный сантиметр. Этого достаточно «с запасом» для того, чтобы обеспечить стабильную работу стрелы и вспомогательных систем.
Гидравлика «ЭО-3322» надёжна, и, при регулярном контроле уровня рабочей жидкости, её эксплуатация не представляет проблемы. Стоит отметить, что даже при Советском Союзе в гидравлической системе «ЭО-3322» использовались качественные и долговечные комплектующие импортного производства.
Возможности шасси и поворотной платформы экскаватора «ЭО-3322»
Шасси и ходовая часть экскаватора «ЭО-3322» отличаются предельной простотой конструкции. В качестве опорно-поворотного устройства на экскаваторе применена поворотная роликовая однорядная опора подшипникового типа с зубьями внутреннего зацепления. Поворот платформы осуществляется низкомоментным аксиально-поршневым гидромотором с двухступенчатым планетарным редуктором, увеличивающим крутящий момент и уменьшающим частоту вращения поворотной платформы.
Установленный на два зависимых моста, экскаватор способен разгоняться до 20 километров в час. Между соседними рабочими площадками может передвигаться своим ходом. Однако транспортировку на значительные расстояния рекомендуется производить, установив экскаватор на специальный прицеп или платформу («шаланду»).
При перемещении по району работ шасси и ходовая «ЭО-3322» обеспечивают высокий уровень проходимости техники. Благодаря элементарности своей конструкции, шасси без особенных проблем может ремонтироваться даже в полевых условиях.
Модификации
Все рабочие операции экскаватора и его передвижение производятся при помощи системы гидравлического привода, сдвоенный насос которой вращается от основного дизельного двигателя. СМД. Экскаватор может работать с ковшами объёмом от 0,4 до 0,8 кубометров, в зависимости от категории грунта.
Дальнейшее развитие модели базовая модель экскаватора «ЭО-3322А» получила в модификациях: «ЭО-3322Б» и «ЭО-3322Б-1» (с сервоприводом); «ЭО-3322В» (с полуавтоматической системой управления, которая позволяет механизировать зачистку дна разрабатываемого земляного сооружения до проектных отметок), «ЭО-3322Д», «ЭО-3322Е» и «ЭО-3322И».
Особенности конструкции
Экскаватор «ЭО-3322» отличается оригинальной конструкцией, позволяющей гидравлическому оборудованию и кабине с водителем осуществлять свободное вращение вокруг оси, установленной на платформе, что минимизирует количество лишних передвижений в рамках погрузочных и прочих работ. Эта возможность дает оператору наилучший обзор выполняемых операций, увеличивает охват работ и повышает производительность экскаватора. Техника производит захват грунта в пределах досягаемости своей стрелы и поворачивается в требуемом направлении, после чего высыпает его.
Экскаватор передвигается на пневматическом колесном ходу. При этом показатель удельного давления на грунт равняется 0,04 МПа. Экскаватор «ЭО-3322» способен свободно преодолевать уклоны с 20-градусной крутизной.
Другие характерные особенности экскаваторов «ЭО-3322». Гидравлическое усиление рулевого механизма, облегчающее управление; недемонтируемые гидроцилиндры подъёма и нижняя часть стрелы. «ЭО-3322» ещё называют «гидравлическим экскаватором», так как не только весь комплекс рабочих операций, но и даже само передвижение данной техники обеспечивается системой гидроприводов.
Устройство
Одноковшовый экскаватор «ЭО-3322» состоит из следующих основных составных частей и сиcтем: пневмоколёсного ходового устройства, поворотной платформы, рабочего оборудования, гидравлической системы, системы пневмоуправления, электрического оборудования.
Пневмоколёсное ходовое устройство экскаватора, выполненное на двух ведущих мостах, обеспечивает скорость передвижения до 20-ти км/ч на рабочих площадках и по дорогам, а также возможность буксировки экскаватора тягачом. Передний мост – управляемый, на одинарных шинах, балансирно крепится к ходовой раме.
Задний мост — неуправляемый, имеющий двойные шины, жёстко соединённый с ходовой рамой.
Привод мостов осуществляется от низкомоментного гидромотора через коробку перемены передач и карданные валы. Во время произведения земляных работ для повышения устойчивости экскаватор опирается на откидные опоры и опору-отвал.
Поворотная платформа крепится к опорно-поворотному устройству, смонтированному на ходовой раме. На поворотной платформе установлены: дизельный двигатель, топливный бак, механизм поворота, кабина, отопительно-вентиляционная установка, гидравлическое оборудование (гидробак, гидрораспределители, маслоохладительная установка), элементы электрооборудования и пневмооборудования, контр-груз. Рабочее оборудование экскаватора устанавливается в проушинах поворотной платформы и крепится с помощью пальцев.
Рабочее оборудование
Экскаватор «ЭО-3322» оборудован стандартным ковшом в 0,5 кубометра, зафиксированным на обратной лопате. Помимо данного ковша «штатного» размера с этим экскаватором используется ковши объемом в 0,2; 0,4, 0,65 и 0,8 кубометра, что облегчает работы по погрузке сыпучих материалов или взрыхленного грунта. Опора-отвал существенно расширяет технологические возможности экскаватора «ЭО-3322», обеспечивая ему возможность засыпки траншей, ям и планирования небольших участков поверхности.
Также экскаватор совмещается и с другими типами навесного оборудования, а именно:
- с различными моделями рыхлителей, относящихся к статическому типу – для предварительной разработки особо твердых грунтов (каменистых, мёрзлых, скальных);
- с гидравлическим молотом «СП-71» и аналогичными;
- с 5-ти челюстным ковшом в 0,5 или 0,35 кубометра;
- с удлинённой рукоятью;
- с 2-х челюстным грейферным ковшом объёмом в 0,5 или 0,32 кубометра.
Сохранившиеся на данный момент на вторичном рынке спецтехники экскаваторы «ЭО-3322» зачастую могут быть оснащены «неродными» элементами и узлами конструкции, гораздо более новых выпусков; а также более мощным гидравлическим оборудованием и т.д. Эти самодельные нововведения, в совокупности с изначальной крепостью, надёжностью и функциональностью экскаватора дают ему возможность не уступать, а иногда даже превосходить по производительности новые образцы строительной и коммунально-хозяйственной экскаваторной спецтехники.
Кабина
На экскаваторе установлена цельнометаллическая кабина с большой площадью остекления, которое располагается, в том числе и ниже сиденья механизатора. Кабина экскаваторов «ЭО-3322» более поздних годов выпуска оборудована подрессоренным сиденьем, с изменяемым наклоном спинки. Положение сиденья можно регулировать по глубине и высоте.
Переднее стекло кабины может быть откинуто и зафиксировано в этом положении.
Дверь снабжена замком. На левой наружной стенке кабины имеется фиксатор для удержания двери в постоянно открытом положении. Пол кабины покрыт виброизолирующим ковриком из прочной резины.
Для обеспечения нормальных условий работы механизатора в кабине смонтирована отопительно-вентиляционная установка. Обогрев воздуха в кабине осуществляется благодаря циркуляции горячей воды от системы охлаждения двигателя к теплообменнику отопителя и обратно по рукавам. При включении вентилятора, воздух, находящийся в кабине, продувается через теплообменник. В тёплое время года поступление горячей воды в теплообменник прекращается с помощью запорного крана.
Для обеспечения доступа в кабину наружного воздуха необходимо с помощью рукоятки открыть заслонку отопителя. В случае отключения подачи охлаждающей жидкости отопитель кабины «ЭО-3322» можно использовать как обычный вентилятоp.
Чем может комплектоваться
Все модификации ЭО-3322 комплектуются ковшами, на выбор: 0,2; 0,32; 0,4; 0,5; 0,63; 0,8 м³ – для прямой и обратной лопаты. Модели Б, Д комплектуются:
1. грейферное оборудование:
- 2-челюстные ковши 0,32; 0,5 м³;
- 5-челюстные 0,35; 0,5 м³.
2. Гидронавесное:
- молот;
- рыхлитель;
- погрузчик
В зависимости от размеров и типа оборудования, может уменьшаться или увеличиваться производительность.
Преимущества и недостатки
Преимущество экскаваторов: простота конструкции и ремонтопригодность – говорит сама за себя. Кроме того, стоит отметить:
- Низкий расход топлива 12,5 л/моточас при любых нагрузках;
- Эргономичную организованность рабочего пространства оператора;
- Работа в 3 плоскостях и 2 уровнях, относительно местонахождения машины;
- Выгодное соотношение стоимости и качества услуг.
К минусам можно отнести уменьшающийся с каждым годом парк техники, отсутствие оригинальных запчастей.
Обзор
Отзывы
Немногочисленные отзывы механизаторов и владельцев, в парке спецтехники которых имеется экскаватор «ЭО-3322», позволяют судить о нём как о чрезвычайно надёжной, выносливой и простой в обслуживании технике. «В нашем парке спецтехники, обслуживающим речной порт, находится такой экскаватор, то ли А, толи Б модификации. Примечательно то, что современная техника (в том числе и импортная) ломается чаще, чем эта! Хотя работает в условиях невысокой загруженности».
«ЭО-3322» хорош в управлении – как при копании, так и при погрузке обеспечивается высокая точность всех движений. Проблем практически не доставляет, «так, по мелочи»: «уплотнительные колечки на гидравлическом распределителе периодически приходилось менять, бывало, что и гидравлические шланги». действительно хорошая техника для стройки, на которой приятно работать. Что называется, «классика жанра»!
Механизаторы предостерегают от превышения скорости 20 км/ч при передвижении от одной рабочей площадки к другой своим ходом: «задний мост экскаваторов жёстко крепится к раме, т.е. они являются не подрессоренными. И в связи с этим их нельзя таскать более 40 км/ч . Все истории из жизни, как кто-то где-то пёр экскаватор с большей скоростью – это до поры до времени, пока не развалится, прямо на трассе».
Но вот чем «ЭО-3322» не может похвастать – это, конечно, комфортом для работы. Его кабина, нормально смотрящаяся в 1970-м году, сейчас выглядит как диковинный «скворечник», или «сарай» (по определениям владельцев), предлагающий механизатору очень спартанские условия труда. В современных «потомках» «ЭО-3322» – колёсных экскаваторах тверского завода это исправлено: их кабины снабжены соответствующим актуальным представлениям о минимальном комфорте опциями, в том числе и кондиционером. Но в кабине «ЭО-3322» ничего этого нет и ещё не могло быть по определению.
{{ reviewsOverall }} / 5 Пользователей ( Оценок)НадежностьУдобство и комфортРемонтопригодностьХодовые качества Количество отзывов Оставить отзыв Сортировать по: Самые последниеНаивысший баллНаиболее полезноХудшая оценка
Будьте первым, чтобы оставить отзыв.
Отлично, спасибо за информацию! Если вам нужны стильные и функциональные шкафы-купе в Москве, сайт ronikon.ru/catalog/shkafy/kupe/ предлагает отличный выбор. Не забудьте посетить их сайт, чтобы найти идеальное решение для вашего интерьера.