Перейти к содержанию

Регулировка комбайна дон 1500б

Содержание

Регулировка комбайна дон 1500б

При регулировке вентилятора учитывают, что количество воздуха, подаваемого вентилятором на очистку, должно быть достаточным не только для выноса легких примесей из молотилки, но и для того, чтобы удержать ворох над верхним решетом во взвешенном состоянии.

Излишняя частота влечет вынос в полову зерна вместе с незерновой частью урожая. Бытует ошибочное мнение, что потери зерна в полову появляются из-за выдувания его воздушным потоком. В действительности же чаще всего эти потери являются следствием слабого продувания вороха.

регулировка комбайна дон 1500б

На втором этапе добиваются, чтобы потери свободного зерна и колосков в полову были минимальными и не превышали агротехнических допусков. С этой целью подбирают оптимальное положение удлинителя грохота по высоте и величину открытия его жалюзи.

Технологическая регулировка рабочих узлов и механизмов комбайна Acros и сервисное обслуживание

Достойное крепление пальчикового эксцентрикового механизма тщательно утоплено в прочном корпусе шнека, это в свою очередь, исключает наматывание какой-либо массы при тщательной уборке хлебов. Практичный, режущий аппарат вполне может использоваться соответственно в двух вариантах- как с пальцами закрытого, так и открытого типов.

Серийно комбайн начал выпускаться с года, в последующем став одним из самых популярных зерноуборочных комбайнов в СНГ. Комбайн оснащен усиленными граблинами увеличенной длины, где соответствующий аклон пальцев граблин автоматически устанавливается при непременном перемещении мотовила по поддержкам. Также качественно предусмотрено современное приспособление для его четкого монтажа и демонтажа всего лишь одним человеком.

Изумительная подвеска традиционной пружинной системы имеет отменную регулировку для необходимого выравнивания мощного корпуса проставки при соединении ее с стильной наклонной камерой. Имеющееся на комбайне, молотильное устройство естественно, включает в себя чудесный молотильный барабан, традиционное подбарабанье с максимально увеличенной площадью сепарации, чувствительный механизм регулировки подбарабанья и изумительный вариатор с автоматическим устройством мощного натяжения приводного ремня в прямой зависимости от реально создаваемой нагрузки.

регулировка комбайна дон 1500б

Соломотряс комбайна общей площадью в 6,02 кв. На комбайне Дон имеется совершенно автономное домолачивающее устройство, а другое, транспортирующее устройство грамотно состоит из практичного зернового шнека, качественного зернового скребкового элеватора, колосового шнека, распределительного шнека технологичного домолачивающего устройства. Дон — обладает клиноременным вариатором привода барабана, на нем установлен зарекомендовавший себя с хорошей стороны, дизель СМДА, реально четырехтактный, шестицилиндровый, с фантастическим непосредственным впрыском топлива прямо в камеру.

Вы точно человек?

Комбайн прекрасно оснащен выносливыми шинами с протектором максимально высокой проходимости, качественно оборудован комфортной кабиной с кондиционером и вентиляцией, регулируемым сиденьем, электронной системой, теплозащитными стеклами. О любых нестандартных отклонениях комбайнер своевременно предупреждается световой и звуковой сигнализациями. Полосу стеблей убираемой культуры, отделяемую делителем от хлебостоя, захватывают лопости мотовила и подводят к режущему аппарату.

Срезанные стебли подаются с мотовила к шнеку жатки. Шнек, имея спирали правого и левого направления, перемещает срезанные стебли от краев к центру жатки, где расположен пальчиковый механизм. Пальчиковый механизм шнека захватывает их, а также стебли, непосредственно поступающие на него, и направляет в окно жатки, из которого масса отбирается битером проставки и передается к транспортеру.

Портал о сельскохозяйственной технике, машинах и агрегатах

В молотильном аппарате масса обмолачивается и большая часть зерна и мелких соломенных фракций выдается через решетчатое подбарабанье на транспортную доску. Из молотильного аппарата хлебная масса выходит в виде двух фракций — соломенного и зернового вороха. Соломенный ворох, содержащий в основном крупную солому, и часть зерна попадает на самотряс, на котором отделяется оставшееся зерно и мелкие соломистые частицы, а солома по самотрясу поступает к копнителю. При сходе с самотряса солома захватывается граблинами соломонабивателя и направляется в камеру копнителя.

По мере наполнения копнителя растет усилие подпрессовки соломы, которое воздействует на клапан аварийного заполнения и включает сигнал полного заполнения копнителя.

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

Если механизатор почему-либо не заметил этого сигнала и не сбросил копну, то включается автомат сброса копны. Зерновой ворох, выделенный через подбарабанье, а также зерно и мелкие соломенные частицы, выделенные на самотрясе, поступают на транспортную доску, которая подает этот ворох на очистку.

На решетах очистки, оборудованных вентилятором, зерно обдувается и окончательно очищается от соломистых примесей. Чистое зерно, прошедшее через оба решета, поступает по скатной доске решетного стана в зерновой шнек и транспортируется элеватором в бункер. Недомолоченные колоски, сходящие с нижнего решета вместе с примесью свободного зерна и половы, попадают в колосовой шнек и перемещаются шнеком и элеватором к автономному домолачивающему устройству, где выделяется оставшееся зерно.

Образовавшийся после домолота ворох, поступает в горловину распределительного шнека, который сбрасывает его на конец транспортной доски. Мелкая соломистая часть транспортируется воздушным потоком и решетами к половонабивателю, который подает ее в камеру копнителя или в шнек половооборотника — измельчителя. При использовании навесного измельчителя солома с соломотряса поступает непосредственно на измельчающий аппарат и после измельчения молотковыми ножами выбрасывается через дефлектор в тележку или на поле.

регулировка комбайна дон 1500б

При этом она проходит через нижний люк и лопатки разбрасывателя, которые можно устанавливать в одно из двух положений: для выбрасывания на поле или укладки в валок. Комбайны Дон при комплектации соответствующими приспособлениями могут использоваться на уборке кукурузы, подсолнечника, сои, сорго, крупяных культур, семенных трав.

В этом случае технологический процесс в молотилке комбайна практически не изменяется. Все рабочие органы остаются на месте.

Однако, чтобы усилить воздействие этих рабочих органов на убираемую культуру с учетом ее свойств их подвергают некоторой доработке. Так, например, при уборке семенных трав, на переднюю часть подбарабанья молотилки устанавливается специальная сетка, которая способствует лучшему вытиранию семян, а в очистку вводят семенное решето, что улучшает сход в нижний полосовой шнек. При уборке кукурузы функции молотильного аппарата остаются теми же, но для улучшения технологического процесса пространство между бичами перекрывают специальными щитками, а для повышения эксплуатационной надежности соломотряса так же закрывают щитками его первый и второй каскады.

Наибольшее изменение жатвенная часть претерпевает при уборки кукурузы и подсолнечника, для которых применяют принципиально новые приспособления. Уборка некоторых других культур требует доработки шнека и мотовила. Так при уборке сорго на трубы граблин устанавливают специальные лопасти, обтянутые с одной стороны полотном, что способствует значительному снижению потерь зерна. Обмолоченное зерно выгружается в автопоезд камаз , который отвозит погруженное зерно на механизированный ток, используется с прицепом и перевозит одновременно 23 тонны зерна.

Высота бортов увеличивается, что позволяет увеличить объем кузова. Все обнаруженные дефекты должны быть устранены.

Молотильный аппарат комбайна «Дон»

Если комбайн после наработки — моточасов не будет продолжать уборку, то операции ТО-2 совместите с операциями подготовки комбайна к хранению. Подготовка комбайна к длительному хранению. Залейте полученную смесь в гидробак гидросистемы;. Вход на сайт. Если у вас уже есть аккаунт, то введите в поля ниже Ваш логин и пароль:. Запомнить меня. Забыли пароль? Простая регистрация: Регистрация. Регистрация Email-рассылки. О нас Наши авторы.

Поиск объявлений Поиск материалов Поиск по тегам.

Зерноуборочный комбайн РСМ-142 Acros-580

Начало 10 декабря. Ближайшее мероприятие. В Подмосковье начнётся производство голубых сыров из овечьего молока.

регулировка комбайна дон 1500б

В России завершается уборочная кампания. Источник: Есипов В. Зерноуборочный комбайн РСМ Acros 1.

Фильтр гидравлической системы самоходного шасси Т-16М

Назначение комбайна Зерноуборочный комбайн РСМ Acros предназначен для уборки зерновых, зернобобовых и крупяных культур прямым комбайнированием, а также двухфазным способом, путем оборудования комбайна платформой-подборщиком. Разбрасыватель минеральных удобрений Grach Отечественная компания работает над созданием беспилотного комбайна.

Возможно, вам это будет интересно. Почему тракторный завод останется в Канаде. Путин попросил написать записку о том, почему Ростсельмаш не переносит производство тракторов из Канады в Россию. Сравнить условия.

Думаю, эта информация будет интересна и вам. Новости предприятий. Claas и Kramer прекращают сотрудничество с года. Компании больше не будут заниматься совместным производством телескопических погрузчиков Концерн CLAAS, один из ведущих мировых производителей сельскохозяйственной техники, и фирма Kramer-Werke, предприятие группы компаний Wacker Neuson Group, по обоюдному согласию достигли договоренности о прекращении с года сотрудничества по производству телескопических погрузчиков сельскохозяйственного Техника и оборудование Обзор результатов испытаний культиваторов для поверхностной обработки почвы в Северо-Западной зоне в году.

регулировка комбайна дон 1500б

Возможно, вас заинтересуют эти объявления. Перманганат Калия Калий марганцевокислый, марганцовка. Рукавицы ХБ с двойным наладонником.

Буферная емкость. Силос кукурузный.

регулировка комбайна дон 1500б

Место для вашей рекламы. Региональная информация. П одбарабанье односекционное, обратимое, сварной конструкции. На задней планке подбарабанья шарнирно укрепляется пальцевая решётка 7 с рычагами. В пазы указанных рычагов входит шпилька, укреплённая на левой и правой панели. Отражательный щиток 6 монтируется на задней планке. П ри перестановке подбарабанья 8 то есть при развороте его на градусов , пальцевая решётка 7 с отражательным щитом 6 тоже переставляется.

Назначение, устройство и регулировки режущего аппарата

Данная модель является гордостью советского машиностроения. Знаменитый начал её выпуск в 1986 году. После двадцати лет успеха на рынке, на смену машине пришли более современные последователи — модели Vector и Acros 2006 года. Дон-1500 в своё время пользовался огромной популярностью, и сейчас можно сказать, что это была самая широко употребляемая машина для уборки.

Агрегат отличается классической бильной схемой обмолота, одним барабаном, соломотрясом с пятью клавишами, большим бункером для зерна и мощным двигателем. Кроме того, можно отметить ещё упрочнённый ведущий мост и быстрый выгрузной механизм. Машина комплектуется жаткой 6,7 или 8,6 метра в длину. Также есть возможность укомплектовать агрегат такими элементами, как измельчитель, капот, копнитель.

Основные модификации модели:

  • Дон-1500Б. Это доработанная версия оригинала с современным двигателем ЯМЗ-238 АК с V-образной расстановкой цилиндров и отсутствующим турбонаддувом. Помимо этого, есть ещё немало изменений: камнеуловителей увеличилось до двух штук; кривошип коленвала был увеличен в размерах, одновременно снизилась скорость его вращения; увеличилась на 1/3 площадь очистки, вследствие чего производительность повысилась на 20%; увеличилось верхнее решето; увеличился диапазон скоростей шкива барабана, его параметры поменялись; увеличился выгрузной шнек; приводной механизм жатки обзавёлся реверсом; механизм резки обзавёлся укороченными пальцами открытого типа; была установлена особая дека для устранения залипания при уборке влажного зерна.
  • Дон-1500Н. Вариант для нечернозёмных зон.
  • Дон-1500Р. Модификация на полугусеничном (рисовом) ходу для работы по уборке риса.

Назначение и область применения комбайна «Дон 1500»

Комбайн «Дон 1500» используется для уборки всех видов зерновых культур, а также применяется для сбора семян одно- и многолетних трав. Наилучшие показатели работы наблюдаются при эксплуатации на полях, имеющих небольшой уклон (не более 8 °), а также на больших площадях посевов.

Завод-изготовитель предусмотрел возможность применения широкозахватных жаток 6000 мм, 7000 мм и 8600 мм, что значительно больше, чем у других отечественных машин аналогичного назначения. Разработаны всего две модели, которые выпускались последовательно на объединении «Ростсельмаш»: Дон 1500А и Дон 1500Б. Последняя учитывала недостатки работы первой модели.

В период СССР комбайн оснащался шестицилиндровым дизельным двигателем с турбонаддувом Харьковского моторного СМД, с 1996 г. в качестве силового агрегата стали использовать восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-238 (Ярославского моторного завода) мощностью 235 л.с.

Комбайн Дон 1500: общий вид

Общий вид комбайна «Дон 1500» спереди. Видны широкозахватная жатка, кабина с платформой водителя, размещенная по передней и боковым частям корпуса

Отличительными особенностями этой самоходной сельскохозяйственной машины являются:

  • довольно значительная масса и габаритные размеры, что и определяет широкий захват при уборке сельхозкультур;
  • высокая производительность устройств для скашивания и обмолота зерновых и семенных растений;
  • удачная конструкция барабанов и просеивающих дек с оптимальным соотношением параметров, что обеспечивает надежную сепарацию зерновых с минимальными потерями при обмолоте хлебной массы;
  • применение гидроусилителей позволило создать легкое управление сложной и тяжелой машины при выполнении разных манипуляций с навесным оборудованием;
  • многие регулировки выполняются довольно просто, что позволяет настраивать работу оборудования в оптимальных режимах;
  • наличие широкой и удобной платформы с ограждениями облегчает доступ к агрегатам, размещенным на большой высоте;
  • высоки арочные колеса низкого давления имеют высокую проходимость, что позволят устойчиво перемещаться как по чернозему, так и по почвам с высоким содержанием песка (нечерноземные серые супеси), это расширяет зоны использования комбайна на территории РФ и других государств СНГ;
  • обзор из кабины довольно большой, что позволяет водителю контролировать ход процессов уборки и обмолота зерновых.

Фронтальный вид зерноуборочного комбайна Дон 1500

Фронтальный вид зерноуборочного комбайна Дон 1500. На фото видны жатка, кабина, громадный бункер для зерна и копнитель

Комбайн DON 1500 – это машина, предназначенная для уборки урожая зерновых культур. В основу ее комплектации вложен мощный 4-тактный дизельный двигатель ЯМЗ-238АК с системой принудительного жидкостного охлаждения. Мотор не оснащен турбонаддувом, что существенно упрощает его самостоятельный ремонт. Объемный резервуар для горючего обеспечивает длительную эксплуатацию модели без остановок. Более детально о возможностях машины Дон 1500 расскажет видео.

В конструкции комбайна предусмотрена жатка типа PowerStream. Ширину ее захвата можно регулировать в положениях 6/7/9 м. Скорость вращения режущих ножей составляет 946 срезов в минуту. Мотовило вращается на скорости от 15 до 49 об/мин.

Обмолот обеспечивается барабаном, диаметром 80 см. Частоту его вращения можно регулировать в диапазонах от 445 до 900 об./мин.

Комбайн Дон оснащен надежным 5-клавишным соломотрясом, длиной 4,1 м. Общая площадь сепарации составляет 6,15 м2. За очистку зерна отвечает 6-лопастной вентилятор. Скорость его вращения можно регулировать в диапазонах от 380 до 1000 об./мин.

Заводские параметры модели включают:

  • мощность – 235 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 540 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 165 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 м3;
  • масса вместе с жаткой – 12,59 т.

Этот комбайн Дон можно использовать при любых условиях. Его жатка оснащена специальным копирующим устройством и уловителями камней. Благодаря этой особенности машина может эксплуатироваться даже на очень сложных участках.


Преимущества и недостатки

К числу преимуществ механизма можно отнести:

  1. Высокую производительность;
  2. Шины низкого давления, имеющие высокие грунтозацепы (агрегат не застревает);
  3. Экономичную модель мотора;
  4. Молотильный барабан с самым большим в мире диаметром;
  5. Возможность предотвращения забивки при помощи системы скоростного сброса;
  6. Три различных размера жатки на выбор (меняются быстро и легко);
  7. Увеличенный размер бункера для зерна;
  8. Долговечность и высокую надёжность;
  9. Доступность и невысокая стоимость запасных деталей.
Читайте также:  Сколько весит комбайн енисей

Обязательно почитайте: Комбайн Полесье 1218

Кроме того, незначительный ремонт этого комбайна может провести почти любой механизатор. Отзывы пользователей выявляют один значимый недостаток: находящийся в кабине оператор попадает под поток горячего воздуха, исходящего от близко расположенной силовой части. Это может сильно сказываться на комфорте работающего человека.

Технические характеристики

Наименование показателейЕдиницы измеренияЧисленные значения
Габаритные размеры комбайна:
длинамм12200
ширина (с самой маленькой жаткой)мм6100
высотамм3980
Массакг13400
Объем бункера для зернал6000
Скорость выгрузки зерна шнековым транспортеромкг/мин2500
Количество клавиш соломотрясашт.5
Суммарная длина соломотрясам4,1

Эта модель может работать с жатками разной ширины и комплектации. Она одинаково хорошо показывает себя в разных условиях. Модель показывает устойчивость на участках под уклоном.

Машина способна работать в режимах прямого и раздельного комбайнирования. В ее конструкцию входит механизм для уборки незерновой части культур и сбора стеблей в валки.

Для отделения зерна от стеблей в комплектации комбайна Дон предусмотрена молотильно-сепарирующая система. Она снижает дробление и обрушивания зерна. Улучшенная конструкция молотилки дает возможность использовать ее при высокой скорости подачи зерновой массы.

Параметры модели включают:

  • мощность – 280 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 516 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 180 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 л3;
  • масса вместе с жаткой – 14 т.

Достаточно большой вес позволяет этому комбайну Дон показывать высокую устойчивость на участках под уклоном. Качественные запчасти делают машину максимально надежной при работе под высокими нагрузками.

ХарактеристикиПоказателиЕд. измерения
Тип двигателяСМД-31А
Скорость (транспортная, максимум)22км/ч
Скорость (рабочая, максимум)10км/ч
Производительность14000кг/ч
Скорость вращения барабанаот 512 до 954об/мин
Диаметр барабана0,8м
Длина барабана1,484м
Захват жатки6,7 или 8,6м
Вес (масса с шестиметровой жаткой и копнителем)13т
Объем зернового бункера6м3
Намолотот 6 до 8кг
Ширина молотилки1,5м
Высота4м
Ширина8,05м
Длина (с делителем и копнителем)11м
На основе статистических данных [1] в РФ, начиная с 1997 г., отслеживается тенденция к снижению посевных площадей всех зерновых культур. Так, если посевные площади под пшеницу в 1997 г. составляли 8994 тыс. га, то к 2003 г. они снизились до 7412 тыс. га. Причем урожайность ее не превышает 23 ц/га, в то время как в развитых странах (Швеции, Мексике, Германии, Австрии) она составляет 50 ц/га. А в таких странах, как Великобритания, Франция, Бельгия и Нидерланды, собирают до 70 ц/га. В связи с этим в России актуальна проблема уборки зерновых культур не только своевременно, но и с минимальными потерями.

Повышение пропускной способности зерноуборочных комбайнов непременно сыграло свою роль в сокращении сроков уборки зерновых культур. Сегодня у отечественных комбайнов она достигает 10 кг/с и более. Так, пропускная способность комбайна «Дон-1500Б» составляет 14 кг/с, а «Дон-2600» — 16 кг/с. По сравнению с «Нивой» она возросла почти втрое. Однако достигнута она была за счет увеличения габаритных размеров таких узлов, как молотилка, барабан молотильного аппарата, соломотряс и очистка. В связи с этим закономерно возросла масса комбайна («Дон-1500Б» весит 13240 кг а «Дон-2600» — 14600 кг).

Несмотря на то, что в повышении пропускной способности комбайнов произошел резкий скачок, в их технологическом процессе (обмолоте массы, сепарации грубого и зернового вороха) по-прежнему имеются недостатки (хотя и находятся они в рамках агротехнических требований), выражающиеся в дроблении зерна (до 2 %), его макро- и микроповреждении, потерях зерна за соломотрясом и очисткой (в совокупности 1,5 %). Устранение этих недостатков дальнейшим увеличением ширины молотильного аппарата, площади соломотряса и очистки повлечет за собой рост массы комбайна, а также прямо скажется на повышении давления на почву, вызывающего разрушение ее верхнего, плодородного слоя. Следовательно, добиваться снижения названных негативных факторов необходимо путем активизации процессов в каждом узле комбайна.

Предлагаем схему активизации сепарации зернового вороха, обеспечивающей снижение процента потерь зерна за очисткой.

Активизация сепарации зернового вороха была заложена уже в первой конструкции ветрорешетной очистки (рис. 1). Роль активатора в ней выполняет решетка, являющаяся продолжением транспортной доски и расположенная над верхним жалюзийным решетом очистки. Процесс сепарации зерна на серийной жалюзийной ветрорешетной очистке протекает следующим образом: зерновой ворох, выделенный молотильным аппаратом, отбойным битером и клавишным сепаратором, подается транспортной доской 1 на верхнее жалюзийное решето 3. В процессе движения вороха по транспортной доске, совершающей колебательные движения, происходит первичная сепарация зерна через слой вороха: зерна и тяжелые примеси выделяются из общей массы и движутся в нижней зоне слоя, а легкие и крупные соломистые частицы перемещаются в его верхней части. На решетке 2 транспортной доски, расположенной над началом решета, происходит дальнейшая предварительная сепарация вороха: зерно, движущееся в нижней зоне слоя, поступает на верхнее жалюзийное решето, а крупные соломистые частицы перемещаются по пальцам решетки.

Такое предварительное разделение зернового вороха повышает эффективность очистки. Однако так происходит не всегда. При пониженной влажности (при пересохшей соломистой фракции) в молотильном аппарате комбайна увеличивается степень перебивания соломы и, как следствие, выход дополнительных соломистых фракций на очистку. Среди них, как правило, преобладает мелкая фракция. В процессе перемещения по транспортной доске ее частицы, достигнув края доски, не попадают на решетку ввиду малых их размеров, а поступают на верхнее жалюзийное решето сразу после схода с транспортной доски. Перемещение соломистой части вороха с транспортной доски на решетку и дальнейшее ее движение по всей поверхности решетки — процесс вероятностный, так как происходит он не только при колебании решетки, но и в зоне воздушного потока, создаваемого вентилятором. Вероятность попадания соломистой фракции на решетку зависит не только от ее размеров, но и от расположения частиц в процессе перемещения по поверхности транспортной доски. Если частицы по отношению к направлению движения расположены поперек и имеют длину большую, чем шаг решетки, то вероятность их попадания на ее поверхность и перемещения затем по всей ее длине увеличивается. Соломистые частицы, находящиеся под углом к пальцам решетки, смогут перемещаться по ней, если будут контактировать с рядом расположенными пальцами своими концами. Частицы же, расположенные вдоль направления движения, на решетку не попадают и поступают вместе с их мелкой фракцией на поверхность верхнего решета, способствуя существенному увеличению толщины слоя вороха. Следовательно, вынос соломистых частиц воздушным потоком вентилятора с поверхности верхнего решета уменьшается, что приводит к ухудшению сепарации в самом слое вороха (прохождению зерна из верхних слоев в нижние, т. е. к поверхности решета). Таким образом, имеет место увеличение потерь зерна за очисткой сходом.

Из сказанного вытекает, что решетка транспортной доски является пассивным разделителем (сепаратором) зернового вороха, а, следовательно, малоэффективна.

Учеными и конструкторами в дальнейшем создано множество конструкций жалюзийной ветрорешетной очистки с активаторами сепарации зернового вороха. Однако до сего времени в конструкцию только отдельных марок серийных комбайнов внедрены лишь единицы (в основном из-за их низкой эффективности, сложности конструкции, повышенной энерго- и металлоемкости, громоздкости и др.).

На основе теоретических предпосылок, математической модели, лабораторных, хозяйственных и эксплуатационных испытаний автором разработана конструкция высокопроизводительной очистки с активатором сепарации зернового вороха (рис. 2). Она включает транспортную доску 1, пальцевую решетку 2, верхнее решето 3 с удлинителем, кронштейны 4 крепления активатора к корпусу комбайна, подшипниковый узел 5, ось активатора 6, диск 7 крепления пальцев 8, ось 9, палец с кривизной 10 и шайбы 11 крепления съемника. Рабочая длина активатора 1100 мм, диаметр 270 мм. Рабочая длина пруткового съемника 1100 мм. Масса приспособления 13,5 кг. Продолжительность, ч (трудоемкость, чел.-ч) монтажа/демонтажа 1,5 (3) / 1,17 (2,34).

Рис. 2. Схема жалюзийной ветрорешетной очистки с активатором сепарации зернового вороха

При расчете габаритных размеров активатора автор исходил из размеров существующего пространства между верхним решетом и соломотрясом. С учетом зазора между днищем соломотряса и пластинами решета активатор максимально приближен к транспортной доске за счет того, что пальцы решетки укорочены (обрезаны) по длине. Очистка с активатором прошла последовательно несколько видов испытаний.

Испытания проведены в 2003 г. в реальных условиях—во время уборочной страды в хозяйствах Новоос-кольского и Волоконовского районов Белгородской обл. Лабораторная установка изготовлена на Волоконовском ремонтно-механическом заводе. Зерновой ворох отбирали пять раз в день с транспортной доски работающего на поле комбайна и доставляли на автомобиле к месту испытаний за 15—20 мин.

Началу испытаний предшествовал анализ вороха на предмет определения размеров содержащихся в нем соломистых фракций. Исходя из этого, было оптимизировано расстояние между пальцами активатора. А в целях определения оптимальных параметров пальца активатора (в частности, радиуса его кривизны) он изготовлен в нескольких вариантах и испытан в лабораторных условиях. При определении диаметра пальца были проведены прочностные расчеты с учетом не только перемещения и подъема им соломистой фракции, но и с учетом того, что зерно не должно захватываться во избежание подъема его в верхние слои и над решетом. Критериями многофакгорного эксперимента служили форма пальца и его параметры, число пальцев, влажность вороха, частота вращения активатора и толщина слоя вороха. Результаты лабораторных испытаний подтверждены актом.

При работе очистки с активатором его пальцы, вращаясь вместе с диском на оси, внедряются в слой вороха, захватывая его соломистую фракцию (измельченные стебли) из нижних слоев и поднимая ее. При выходе пальца из вороха благодаря его кривизне она сходит на поверхность решета. Таким образом, исключается негативный момент выброса массы, поскольку в ней находится не только соломистая фракция, но и оборванные и с недомолоченным зерном колоски, которые после схода с пальца продвигаются по решету. Длинная соломистая фракция, попавшая на решето с соломотряса и захваченная пальцем активатора, во избежание наматывания на него снимается пальцем 10 и сбрасывается на верхнее решето. На удлинителе происходит выделение оборванных и недомолоченных в молотильном аппарате колосков, которые затем поступают в колосовой шнек. Прошедшее через верхнее решето зерно поступает на нижнее жалюзийное решето.

Пальцы активатора работают при движении решета в обоих направлениях, исключая его забивание. Особенно ярко это проявляется при уборке остистых культур (например, ячменя).

Таким образом, в слое вороха образуется пространственная решетка, способствующая увеличению скорости прохождения зерна через нее из верхних слоев в нижние к поверхности решета (т. е. существенно улучшаются два основных фактора, влияющих на сепарацию — вспушивание и разрыхленность вороха), что существенно снижает потери зерна за очисткой.

Активатор особенно эффективен при уборке в сложных условиях, зависящих от климата, урожайности культуры, высоты и густоты стеблестоя, влажности соломы и зерна, засоренности посевов, подачи массы в молотильный аппарат и др. Например, при уборке высокоурожайных и высокостебельных зерновых культур существенно возрастает плотность вороха, а в регионах с пониженной влажностью молотильный аппарат перебивает солому до мелкой фракции. Кроме того, при двухфазном обмолоте появляется дополнительная мелкая соломистая фракция, поступающая на очистку. Это наблюдается и при работе комбайна с аксиально-роторной молотилкой [2]. При уборке зерновых культур с травяной растительностью, и в регионах с повышенной влажностью (особенно в дождливые годы, когда сорная растительность существенно опережает рост культурных растений) крупная сырая стебельная масса сорняков, более тяжелая, чем соломистая фракция, находясь в нижнем слое вороха, препятствует прохождению зерен к поверхности решета. Плотность возрастает с увеличением влажности убираемых культур. Движение решета и силы воздушного потока оказываются недостаточными для того, чтобы создать необходимую пространственную решетку в слое вороха, а, следовательно, прохождение зерна из верхних слоев вороха в нижние затруднено. При этом существенно увеличиваются потери зерна за очисткой.

Плотность — фактор, существенно влияющий на сепарацию зернового вороха. С ее увеличением ухудшается прохождение зерна через слой вороха, поэтому для его просеивания требуется более длительное пребывание на поверхности решета. При неизменных конструкционно-кинематических параметрах основных элементов ветрорешетной очистки это достигается за счет увеличения угла наклона верхнего решета (так как в этом случае продолжительность пребывания зернового вороха на решете возрастает) и регулирования скорости перемещения вороха по решету. Однако, как показывает практика, такое регулирование не оказывает большого влияния на сепарацию зернового вороха в этих условиях.

В данном случае отдельные исследователи пришли к выводу, что для снижения плотности зернового вороха необходимо уменьшить толщину его слоя. Эта научная гипотеза была реализована в конструкции пневмоинер-ционного сепаратора, внедренного в комбайн. Однако это повлекло за собой изменения в конструкции ветрорешетной очистки, вызвавшие увеличение ее габаритных размеров, а также металле- и энергоемкости. В настоящее время данная идея не нашла пока воплощения в серийном производстве. Это подтверждается во вновь разработанных серийных марках зерноуборочных комбайнов. В то время как активизации процесса сепарации можно добиться путем установки в первой половине решета активатора предлагаемой нами конструкции.

В связи с тем, что толщина вороха, поступающего на транспортную доску и верхнее решето очистки, — весьма важный фактор, влияющий на интенсивность сепарации, отдельные исследователи предлагают уменьшить ее, увеличив скорость перемещения вороха за счет изменения конструкции и принципа действия решет. При использовании же предлагаемого активатора подобные изменения не требуются.

Интенсивная сепарация вороха в зоне работы активатора позволяет существенно снизить не только плотность, но и толщину. Таким образом, на основе уменьшения этих двух факторов создаются благоприятные условия для послойного перемещения вороха (фактора, оказывающего также существенное влияние на прохождение зерна через слой вороха к поверхности решета).

Кроме дробления зерна в молотильном аппарате происходит и его макро- и микротравмирование в других узлах комбайна, в том числе на верхнем и нижнем жалю-зийных решетах. По данным исследователей, при уборке зерновых культур макроповреждение зерна составляет 3—20 %, а количество зерна с микроповреждениями (в том числе и в области зародыша) достигает 40—60 % [3]. В результате этого полевая всхожесть зерна снижается. (Заметим, что при уменьшении полевой схожести только на 10 % потребность в семенах при пересеве в целом по стране увеличивается на несколько тысяч тонн.)

При работе активатора большая часть зерна выделяется из вороха в начале очистки (в начале верхнего решета). Вследствие этого существенно снижается вероятность его травмирования, что было подтверждено при проведении эксплуатационных испытаний очистки с активатором.

При разработке экспериментальной очистки автор преследовал цели:

  • внедриться в схему зерноуборочного комбайна без ее изменения с учетом существующего пространства между решетом и соломотрясом;
  • обеспечить простоту конструкции, ее минимальную металле- и энергоемкость;
  • предусмотреть рациональную схему привода рабочих органов;
  • обеспечить простоту и доступность при обслуживании и монтаже.
Читайте также:  Основные виды жаток: назначение, характеристики и применение

В результате введения в конструкцию комбайна экспериментальной очистки повышается его производительность, существенно снижаются потери зерна за очисткой, его дробление и травмирование, засоренность в бункере. Отмечено значительное снижение потерь зерна при работе на склонах с уклоном более 2 %. Исключается забивание жалюзийного решета (в зоне работы активатора). Очистку можно встраивать не только в «Ниву», но и в комбайны других марок.
Хозяйственные испытания экспериментальной очистки проводили в уборочную страду 2004 г. в ООО «Кури-ловское СХУ МЭС» (Собинский р-н Владимирской обл.), результаты которых подтверждены соответствующим актом. При ее эксплуатационных испытаниях (там же в 2003 г.) на уборке ячменя использовали рабочую программу-методику, утвержденную директором ФГУ «Владимирская МИС» Ю. А. Матвиенко. При этом учитывали требования технической документации на комбайн СК-5М-1 «Нива». Агротехническая оценка проведена по ОСТ 108.1—99. Результаты испытаний приведены ниже.

Испытания показали следующее:

  • потери зерна в полове при работе комбайна с активатором составили 0,1 % при рабочей скорости 3,6 и 4,7 км/ч. При уборке без активатора на этих же скоростях потери увеличились соответственно до 0,9 и 0,7 % (по агротребованиям они не должны превышать 1 %);
  • содержание сорной примеси в бункерном зерне при работе с активатором в 1,6—2,4 раза ниже, чем в зерне, убранном комбайном без активатора;
  • количество дробленого зерна в ворохе в сравниваемых вариантах не превышает допустимого (не более 2 %).

В ООО «Куриловское СХУ МЭС» на один комбайн приходится 243 га площади, занятой зерновыми. При урожайности 25 ц/га и потерях за комбайнами, определенными при лабораторно-полевых испытаниях, с использованием одного активатора можно дополнительно получить 4,25 т зерна. Учитывая минимальную металлоемкость и простоту конструкции активатора (а, следовательно, и незначительную цену при серийном производстве), можно сделать вывод, что внедрение в конструкцию зерноуборочных комбайнов СК-5М-1 «Нива» активатора сепарации зернового вороха экономически выгодно. ————————————————————————— С активатором Без активатора ————————————————————————— Скорость комбайна, м/с(км/ч) … 1(3,6) … 1,3(4,7) .. 1(3,6) .. 1,3(4,7) Подача, кг/с: фактическая ………………. 2,6 …….. 4,5 ….. 2,2 ……. 3,2 приведенная (пропускная способность) ……… 1,6 …….. 2 ……. 1,2 ……. 1,5 Потери зерна в полове, % ……… 0,1 …….. 0,1 ….. 0,9 ……. 0,7 Качество зерна из бункера комбайна, % дробление ………………… 0,27 …… 0,29 ….. 0,3 …… 0,32 обрушивание ………………. 0 ……… 0 …….. 0 …….. 0 сорная примесь ……………. 2,9 ……. 3 …….. 7 …….. 4,7 ————————————————————————- ФГУ «Владимирская МИС» рекомендует активатор сепарации зернового вороха к применению в конструкции зерноуборочного комбайна СК-5М-1 «Нива».
Список литературы

1. Справочник инженера-механика сельскохозяйственного производства. — М.: Росинформагротех, 2004. Ч. 1.

2. Кленин Н. И., Егоров В. Г. Сельскохозяйственные и мелиоративные машины. — М.: Колос, 2005.

3. Механизация уборки зерновых культур. Научные труды ВАСХНИЛ / Под ред. А. И. Ф и л и п п о в а. — М.: Колос, 1977.

Основные модификации

Дон-1500А

Эта модель – исходная. Все перечисленные выше характеристики и особенности применимы именно к ней.

Дон-1500Б

Данная вариация стала последствием доработки предыдущей модели.

В частности, было проделано следующее:

  • На многие экземпляры стал ставиться более современный двигатель — ЯМЗ-238 АК, без турбонаддува, с V-образным размещением цилиндров.
  • Вместо одного люка камнеуловителя стало два.
  • Увеличен размер кривошипа коленвала с одновременным снижением скорости его вращения.

На одну треть стала больше площадь очистки, благодаря чему производительность сразу поднялась на одну пятую.

Зерноуборочная машина РСМ-10Б «Дон»-1500Б

В конструкции этой машины предусмотрен мощный дизельный 4-тактный двигатель ЯМЗ-238АК. Мотор оборудован системой прямого впрыска горючего. Турбонаддув в комплектации отсутствует.

Главная особенность модели – это нетипичная КПП. Она не переключает скорости, а позволяет настроить машину для работы в конкретных условиях. Первая передача переключает комбайн в режим передвижения с пустым бункером. Вторая – нужна для настройки машины на уборку урожая на полях с уклоном 0–4 градуса. Третья передача необходима для возможности собирать зерно на угодьях с наклоном 4–8 градусов.

Ходовая часть модели включает в себя ведущий и ведомый мосты. Крутящий момент от мотора на редукторы ведущих колес передается через полуоси. Последние соединены с редукторами при помощи втулок.

Параметры комбайна включают:

  • мощность – 235 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 540 л;
  • расход горючего при работе под средними нагрузками – 165 г/л. с./ч.;
  • емкость зернового бункера – 6 м3;
  • масса вместе с жаткой – 13,44 т.

Комбайн Дон оборудован просторной кабиной с качественной шумоизоляцией и большим радиусом обзора. Рулевая колонка расположена в центре кабины, а рычаги переключения рабочих механизмов – справа от оператора.

Жатки комбайна выпускаются в нескольких исполнениях. Их выпускают с шириной захвата от 6 до 8,6 м. Есть и небольшие партии, где применяют роторные скашивающие рабочие органы. Такими жатками оснащают комбайны, используемые для уборки семян с многолетних трав.

Комбайн Дон 1500 с жаткой роторного типа

Комбайн «Дон 1500» с жаткой роторного типа. На фото видны особенности устройства ротора с ножами центробежного типа. Здесь нет противорежущих пластин, скашивание выполняется за счет высокой поступательной скорости ножа, движущегося вращательно вокруг оси и поступательно за счет перемещения всей машины

Для уборки кукурузы используются жатки от комбайнов СК-5 «Нива». Переделке подвигается система навески, а также устанавливают дополнительные сменные звездочки для цепного привода механизмов. Показатели при уборке кукурузы несколько хуже, чем при использовании СК-5, но зато не нужно приобретать или арендовать дополнительную сельскохозяйственную машину.

В некоторых фермерских хозяйствах Ростовской области и Краснодарского края используют опыт рисоводов Узбекистана. Комбайн «Дон 1500» устанавливают на полугусеничный движитель. Таким преобразованием добиваются возможности уборки риса.

Известно, что на рисовых чеках влажность почвы сохраняется довольно высокой даже после созревания риса. Уборку можно выполнять методом прямого комбайнирования. Постановка на гусеничный ход позволяет перемещать тяжелую машину по слабому грунту.

Преобразование комбайна Дон 1500

Комбайн «Дон 1500» на полугусеничном ходу. На фотографии видны специальные гусеничные опоры, используемые для движения в условиях рисосеющих хозяйств

На зерноуборочном комбайне широкая жатка при скашивании хлеба устанавливается на специальные башмаки. Они опираются на грунт и гарантируют стабильную высоту среза всех растений. Очевидный плюс в работе, но оказывается – это усложняет подготовительные работы по планировке полей для использования комбайна «Дон 1500».

Возможные ошибки при использовании комбайна на уборке зерновых:

  • Ошибка # 1. Применение комбайна на полях, имеющих большие уклоны, приводит к тому, что широкая жатка отрывается от поверхности с одной из сторон. Скашивание происходит на высоте расположения колоса – это ведет к потерям зерна.
  • Ошибка # 2. Применение комбайна на полях, где не проведена предварительная планировка или качество боронения низкое. В результате также возникают отрывы краев жатки с одной из сторон. Вероятность скашивания на большой высоте увеличивается. Повышается вероятность опрокидывания сельхозмашины.

Не все поля у одного фермера могут быть идеальными для использования комбайна «Дон 1500». Некоторые могут иметь большой уклон, что не позволит использовать все преимущества данной машины. Но и здесь находят выход.

  1. Зерновую массу скашивают в валки, затем, не давая просыхать этой массе, рулонным подборщиком собирают скошенное и отвозят на край поля. Здесь комбайн ставят стационарно. Саму же хлебную массу подают на подборщик жатки.
  2. Зерновая масса поступает на подъемный транспортер, а далее движется молотильно сепарирующее устройство.
  3. Внутри комбайна выполняется обмолот и сепарирование.
  4. В результате солома собирается в транспортном прицепе, ее туда выбрасывает вентилятор в измельченном виде.
  5. Зерно подается в бункер, где накапливается, а потом шнеком подается в кузов транспортного средства, вывозящего его на зерновой ток.

При подобной организации работ задействуются много машин. Нужно ритмично выполнять несколько операций, попутно организуя движение транспортных средств. Такой опыт проведения работ впервые был осуществлен в предгорной зоне Ставропольского края. В дальнейшем были сопоставлены результаты работы звеньев по уборке зерновых с использованием нескольких сельхозмашин. В таблице показаны основные результаты работы.

Показатели уборки пшеницы на неудобьяхТип используемого комбайна (раздельное комбайнирование)
СК-5 «Нива»«Дон 1500»JOHN DEERE
Удельный расход топлива на одну тонну зерна, кг/т14,318,416,2
Количество задействованных единиц сельхозтехники, шт.132
Производительность уборки, т/час6,212,49,2
Приведенные затраты на 1 т при уборке, руб./т480620545

Из представленных данных видно, что реальные затраты при использовании комбайна СК-5 «Нива», но производительность труда выше при применении «Дон 1500». Поэтому, если количество дней для уборки ограничено погодными условиями, то для сохранения урожая и его своевременной уборки нужно организовывать уборочно-транспортные звенья, где главный агрегат используется в качестве стационарного устройства для обмолота зерновой массы, а остальные способствуют своевременному скашиванию и подвозу зерновой массы на переработку.

Организация уборочно-транспортных звеньев – это творческая работа. Возможны самые разные комбинации машин. Главное определить свои приоритеты, а потом просчитать варианты их исполнения. Бывает выгодно скашивать одними машинами, а перерабатывать другими. Все зависит от конкретных обстоятельств.

Организация уборочно-транспортного звена при раздельной уборке зерновых

Организация уборочно-транспортного звена при раздельной уборке зерновых. Видно, что ритмичная работа возможна при соблюдении ряда условий, например, примерного равенства по производительности используемых сельхозмашин

Двигатель

Шесть цилиндров, выстроенных в ряд, находятся внутри четырехтактного мотора с турбонаддувом, охлаждающегося с помощью воды из радиатора трубчатого типа. Воздух очищается, проходя через две ступени очистки. Двигатель стоит рядом с кабиной, возле молотильного механизма.

Мощность отбирается с обеих сторон коленчатого вала, крутящегося по часовой стрелке. С задней части питаются приводы рабочих механизмов, а с передней – гидравлический насос привода ходовой части.

Система тормозов

Агрегат оснащен механическим стояночным тормозом, управляемым рычагом с кнопкой, защелкивающим замок-собачку. Чтобы остановить машину, надо потянуть рычаг на себя до третьего или четвертого щелчка. Снятие с тормоза осуществляется движением рычага вверх и одновременным нажатием кнопки.

Также имеются отдельные для каждого колеса гидравлические рабочие тормоза дискового типа. Они стоят на бортовых планетарно-цилиндрических редукторах и управляются педалями, высоту которых регулируют вилкой тормозного гидравлического цилиндра.

Такую систему используют для более плавного разворота на мягком и влажном грунте. На твердых дорогах раздельное торможение применять не рекомендуется.

Гидравлика

Данная система состоит из трех: привода управления ходовой частью, привода рулевого управления и гидросистемы рабочих механизмов. Последняя имеет минимум трубопроводов и включает в себя распределители с золотниками, управляемыми механически или гидравлически. С ее помощью, в частности, управляют жаткой, мотовилом, поворотом шнека, копнителем, измельчителем, очисткой воздуховода, прокруткой молотильного механизма.

Схема комбайна Дон-1500

Рулевое управление

Колонка руля работает от гидравлического объемного привода. Колесо руля можно подстраивать под рост комбайнера, изменяя высоту на величину до 11,5 сантиметра. Для этого используется зажим цангового типа. Возможно и наклон руля менять от 5 до 30 градусов – для этого служит педаль.

Ходовая часть

Ведущий мост является раздельно-агрегатным. Он управляется гидравлическим путем, что позволяет бесступенчато изменять скорость передвижения (причем в любом из скоростных диапазонов). Благодаря этому комбайн обладает неплохой маневренностью. Гидравлический мотор стоит на валу коробки передач (механической, трехходовой, имеющей четыре режима при движении вперед и один – при движении назад).

Ведомый мост также работает от гидравлики. Сцепление – сухого типа, однодисковое, с диафрагменной пружиной. Шины имеют протекторы, обеспечивающие отличную проходимость и самоочистку.

Схема цепных передач комбайна Дон-1500

На молотилке подвешивается наклонная камера, к которой, в свою очередь, на шарнирах с пружинами крепится жатка. В состав ее входят механизмы резания и уравновешивания, а также приводной механизм, делители, мотовило (присоединяемое к жатке четырьмя сошками) и шнек.

В передней части жатки расположены башмаки для копирования рельефа. При работе их можно поставить в одно из четырех положений. Транспортируют жатку на специальной тележке.

Механизм резания – может быть с открытыми или сдвоенными пальцами. Мотовило с быстро снимающимися пальцами, управляемое двумя синхронными гидроцилиндрами, оснащено двумя эксцентриками (размещенными по бокам). Угол наклона граблин мотовила регулируется автоматически. Механизм уравновешивания состоит из двух подвесок (регулируемой и нерегулируемой), рычага, съемного штыря, блока пружин и переходника. Шнек имеет увеличенный размер – 59 сантиметров.

Этот комбайн «Дон» считается приемником выше рассмотренного. После определенных доработок и исправления ошибок, в этом варианте получилось добиться улучшенных силовых показателей и увеличенной в 5 раз производительности с прежним расходом горючего. Благодаря этому комбайн от «Ростсельмаша» «Дон»1500Б входит в список самых мощных среди техники этой специализации. В 2004 г. получил продолжение в комбайне «Дон» 141, составляющим с ним один класс мощности.

Преимущества

  • оснастка нетурбированным 8-цилиндровым 4-тактным дизелем «ЯМЗ»-238;
  • удвоенное число отсеков для улавливателя камней;
  • крупногабаритный коленвальный кривошип, что снизило его частоту вращения
  • на треть по сравнению с 1500-й маркой расширенная площадь решет для очистки;
  • широкий диапазон скоростей измельчительного блока;
  • большой шнек для выгрузки;
  • точный ножевой механизм, в котором используются открытые короткие пальцы;
  • дополнение конструкции комбайна специальной декой, устраняющей слипание семян и позволяющей работать с влажным материалов;
  • эргономичная кабина, откуда производится регулировка жатки и других рабочих узлов.

Принципиальная схема работы гидросистемы комбайна «Дон»

сновная гидросистема комбайна «Дон» предназначается для подъёма/опускания жатки, горизонтального/вертикального перемещения мотовила, прокрутки наклонной камеры и шнека жатки, включения/выключения привода молотилки, привода выгрузных шнеков, поворота выгрузного наклонного шнека, изменения частоты вращения мотовила и молотильного барабана, включения вибраторов для активизации выгрузки зерна из бункера, управления копнителем.

комбайнах «Дон» с механическим приводом ходовой части гидросистема изменяет скорость движения комбайна в пределах диапазона вариатора.

Приобретение комбайна для нужд фермерского хозяйства

Комбайн «Дон 1500» удобен и довольно производителен в работе. Но рекомендовать его можно не во все фермерские хозяйства. Основные условия, при которых выбор его будет обоснованным:

  • наличие больших площадей пашни (более 1000 га);
  • все посевы имеют уклон не более 4…5 °;
  • урожайность зерновых стабильно выше 20 ц/га;
  • созревание происходит дружно, разрыв между достижением молочно-восковой спелости и потребительской спелости не более 15 дней.

Отзывы

По мнению большинства пользователей Дон-1500 – это комбайн, заслуживающий всех возможных похвал. Необходимость ремонта при его эксплуатации возникает исключительно редко, всё обслуживание заключается только в своевременной смене фильтров и жидкостей. Механизм получил прозвище «Ротан», поскольку он подходит для уборки почти любой растительности, являясь в этом отношении «всеядным». Также, поступают рекомендации регулярно проверять выхлопной коллектор двигателя.

Надёжность «Донов» не вызывает сомнений и стоимость их вполне умеренная, поэтому приобретение такого комбайна станет решением, о котором не придётся жалеть.

Как установить двигатель ямз на дон 1500

Еще совсем недавно, подавляющее число комбайнов выходивших на поля нашей необъятной родины, были машинами Дон-1500 и его модификаций. Один из крупнейших производителей сельскохозяйственной техники на территории СНГ, компания «Ростсельмаш», занималась производством этого знаменитого комбайна на протяжении 20-и лет.

Первая машина сошла с конвейера в 1986 году, а в 2006, этот ветеран полей, ушел на заслуженную пенсию, уступив место современным моделям Acros и Vector.

В свое время Дон-1500 считался передовым, современным и отвечающим всем требованиям отросли комбайном. Такие особенности как, бункер для зерна большого объема, высокая надежность и мощность двигателя, пяти клавишный соломотряс, усиленный ведущий мост, ускоренная выгрузка бункера и жатки различной длинны 6; 7; 8,6 метров, обеспечили высокую производительность и большую популярность машины.

Читайте также:  ЗАПЧАСТИ К КОРМОУБОРОЧНЫМ КОМБАЙНАМ КСК-600 (; ПАЛЕССЕ FS60; )

История создания комбайна Дон-1500Б

«Ростсельмаш» — этот бренд знаком всем без исключения фермерам на территории СНГ. Специализируется предприятие на производстве кормоуборочных и зерноуборочных комбайнов, которые стали визитной карточкой завода.

В настоящее время, кроме комбайнов, завод так же производит ряд моделей энергонасыщенных тракторов, а так же широкую линейку самого разнообразного навесного и прицепного сельскохозяйственного оборудования.

Показатели впечатляют и от того становится еще более интересно, какую дорогу прошло предприятие и какие испытания преодолело, для того чтобы занять свое место под солнцем!

Строительство началось в1926 году, технический проект завода еще не был до конца доработан, а под Ростовом, посреди бескрайней степи уже началось строительство подъездных путей и инфраструктуры будущего гиганта. Стройка планировалась на пять лет, но в 1929 году первые пять цехов были сданы в эксплуатацию и начато производство первого сельскохозяйственного инвентаря.

В 1930 на испытания был отправлен первый комбайн «Колхоз», разработанный и созданный в стенах «Ростсельмаш». В этом же году было принято решение делать ставку на комбайностроение. В связи с этим решением в 1931 году был заложен дополнительный цех площадью 4 Га, здесь планировалось производить до 10 тыс. комбайнов в год.

В 1932 году первая партия доработанных комбайнов «Колхоз» получивших название «Сталинец-1» была отправлена в колхозы. На сельскохозяйственной выставке в Париже в 1937 году, эти комбайны получили мировое признание. Из страны импортера сельхоз.техники СССР превращается в страну экспортера. В 1940 году было произведено уже 50 тыс. «сталинцев», а в 1941 началась война.
Прицепной комбайн Сталинец-6

В 1941 году, когда перед взятием Ростова немецкими войсками, все оборудование с завода было эвакуировано в Ташкент. В феврале 1943 года город был освобожден, но от завода остались лишь руины. Как выяснилось позже, перед сдачей города немцы со свойственной им педантичностью минировали и взрывали цех за цехом, на это им потребовалось 8 дней.

Следующей значимой ступенью в развитии завода стало освоение производства самоходных комбайнов СК-3 в конце 50-х годов. 1962 год был знаменателен переходом к СК-4, эта модель посетила не одну международную выставку и была признана самой награждаемой.

В 70-х годах завод прошел модернизацию и был переоборудован. Так же была освоена линейка принципиально новых машин СК «НИВА».

В 1984 году, в феврале, количество комбайнов сошедших с конвейеров «Ростсельмаша» достигло 2-х миллионов! Еще через два года начинается серийная сборка знаменитых Дон-1500, именно эти комбайны приобрели наибольшее распространение, до сих пор представители этой модели широко представлены на полях нашей страны.

Технические характеристики комбайна Дон-1500Б

Двигатель комбайна Дон-1500Б

ЯМЗ-238АК

Комбайны Дон-1500Б оснащались двигателями широко известного Ярославского моторного завода. Продукция ЯМЗ уже давно стала синонимом качества и надежности, двигателя этого завода широко применяются во всех отраслях отечественного машиностроения.

На Дон-1500Б устанавливался V-образный, 8-и цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-238ак. Это четырехтактный дизель с непосредственным впрыском топлива и воспламенением то сжатия, без наддува. Охлаждение жидкостное. Регулятор оборотов механический. Выпускаются в комплекте с механизмом отбора мощности.

Коробка передач комбайна Дон-1500Б

На комбайнах Дон-1500Б устанавливалась не привычная нам КПП, а коробка диапазонов скоростей, с тремя режимами движения:

Коробка диапазонов позволяет развивать скорость при уборке от 0 до 10 км/ч, а скорость в транспортном режиме до 20 км/ч.

Все машины Дон-1500Б в отличии от модели предшественника оснащались коробкой диапазонов только с гидроприводом. Размещалась коробка на балке ведущего моста и предназначалась для изменения режимов движения и скорости комбайна.

Основные элементы: разборный корпус; валы на подшипниках, первичный и промежуточные. Включение одной из трех передач происходит с помощью подвижных зубчатых колес расположенных на валах.

Трансмиссия и ходовая комбайна Дон-1500Б

Ходовая комбайна состоит из двух мостов, моста ведущих и управляемых колес. В состав моста ведущих колес входят: балка, коробки диапазонов и бортовых редукторов.

Крутящий момент от коробки к бортовым редукторам передается посредством полуосей, которые с помощью втулок соединяются с ведущими валами редукторов.

К балке моста, с помощью фланцев, крепятся бортовые редукторы. Их задача не только передавать, но и увеличивать крутящий момент, от коробки к колесам комбайна.

Крепление бортовых редукторов относительно балки ведущего моста возможно в двух положениях. Такая конструкция позволяет использовать колеса различных диаметров, сохраняя в прежнем положении высоту комбайна.

Так же на бортовых редукторах расположены дисковые тормоза, оснащенные раздельным гидроприводом. Их задача передавать тормозное усилие на ведущие валы редукторов.

В основе моста управляемых колес лежит несущая балка с трубчатой осью, переменного сечения. На эту балку, через подшипники скольжения, крепится рама молотилки.

Штампованный диск соединенный с ободом с помощью сварки и смонтированная на них шина – составляют колесо управляемого моста.
Крепятся колеса к фланцу ступицы с помощью болтов. Шина со специальным, самоочищающимся протектором увеличенной проходимости обеспечивает необходимую проходимость и управляемость на различных грунтах.

Рулевое управление комбайна Дон-1500Б

Управляется комбайн Дон-1500Б с помощью заднего моста, здесь он называется мост управляемых колес. На торцах балки моста имеются кронштейны, в которых закреплены поворотные кулаки.

Два конических роликовых подшипника соединяют между собой ступицу колеса и ось поворотного кулака. Эти подшипники имеют защиту в виде сальника, и корпуса с масленкой.

Управляемые колеса имеют общую связь, в виде состоящей из звеньев рулевой трапеции. В звеньях, роль шарниров выполняют сферические подшипники с масленками и уплотненные манжетами, а усилие для поворота колес создается гидроцилиндрами.

Система гидравлики не отличается от большинства отечественной и зарубежной техники. Включает в себя гидропровод, гидронасос и гидрораспределитель. Рабочими органами являются гидроцилиндры.

Кабина комбайна Дон-1500Б

Комбайн оборудован просторной кабиной с шумоизоляцией, большой площадью остекления и отличным обзором. Имеется так же принудительная вентиляция, а в качестве опции мог устанавливаться кондиционер.

Рулевая колонка располагается по центру кабины, непосредственно перед оператором. Колонка регулируемая, как по высоте в пределах 10 см., так и по углу наклона в диапазоне от 5 до 30 градусов.

Сиденье подрессоренное. Регулировка осуществляется по весу оператора, а так же в вертикальной и горизонтальной плоскостях.

Справа от водителя расположены два рычага:

Система гидравлики комбайна Дон-1500Б

Гидравлика на Дон-1500бБ представлена тремя независимыми системами:

О двух последних системах из этого списка уже кратко упоминалось выше, а на основной системе остановимся более подробно.

В системе используются секционные распределители с электрогидравлическим и мускульным контролем золотников рабочих органов. Система управляет множеством механизмов и агрегатов комбайна: поворот и привод выгрузного устройства, контроль жатки и мотовила, открытие копнителя, управление вибраторами бункера и барабана.

При подаче питания на реле определенного гидроклапана, он перекрывает поток создавая давление в системе. В то же время он воздействует на золотник, временно открывая магистраль выбранного потребителя.

Жатка комбайна Дон-1500Б

Наклонная камера закрепленная на молотилке, служит основанием для крепления жатки с помощью пружин и шарниров. В состав жатки входят: механизм приводов, резки и уравновешивания, шнек, делители и мотовило, которое крепится к жатке с помощью четырех сошек.

Передняя часть жатки оснащена башмаками для повторения рельефа. Башмаки могут выставляться в одно из четырех рабочих положений, в зависимости эксплуатации. Механизм резки выполняется либо с открытыми, либо сдвоенными пальцами.

Мотовило управляется двумя синхронизированными гидроцилиндрами, расположенными по бокам. Регулировка наклона граблей мотовила происходит автоматически. Шнек на жатке комбайна Дон-1500бБ увеличенного размера 590 мм.

Модификации комбайна Дон-1500Б

Модельный ряд комбайнов Дон-1500 не велик. Основными серийными моделями были базовый Дон-1500А и улучшенный Дон-1500Б.

Рассмотрим, чем же герой нашего повествования отличается от своего предшественника:

В целом производительность комбайна в сравнении с исходной моделью увеличилась примерно на 20%.

Эксплуатация и отзывы о комбайне Дон-1500Б

Советские сельскохозяйственные и промышленные машины, которые разрабатывались 70-х, 80-х годах, при анализе недостатков и достоинств обладают многими общими чертами. Вкратце – это неплохая производительность и ремонтопригодность, граничащая со спартанскими условиями эксплуатации. Комбайн Дон-1500Б не стал исключением.

Покупка комбайна Дон-1500Б б/у. Особенности выбора

Решив приобрести Дон-1500Б, нужно быть особо внимательным. Все так комбайн это не трактор, он сочетает в себе множество производственных процессов. А значит оснащен множеством систем, агрегатов и механизмов.

Если вы не сталкивались раньше с подобной техникой то самым правильным решением будет взять с собой на сделку человека с опытом эксплуатации. Если такого нет, придется рассчитывать на себя и порядочность продавца.

На что же обратить внимание в первую очередь? Начните с подрамника двигателя и мест, в которых крепится наклонная камера, обратить внимание на наличие трещин. У лихих комбайнеров такие поломки не редкость.Так же осмотрите элеваторы, барабан, износ шкивов, валы на наличие износа. Обязательно откройте боковые щитки и осмотрите решетный стан. Гидравлика на Донах в целом надежна, но обратить внимание на подтеки в соединениях и гидроцилиндрах все же стоит.

Цены на эти комбайны в хорошем состоянии, в зависимости от года от 700 тыс. до 1.5 млн. рублей. Можно найти и дешевле, но уже с значительными последующими вложениями.

Переоборудование тракторов и комбайнов под ЯМЗ-238 и ЯМЗ-236

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

здраствуйте! а можно по подробнее о приводе гидравлических насосов установленых на дон-1500 на фото.

Здравствуйте,Вячеслав! Хочу спросить, а есть-ли какие-то наработки по установке Д-260 на Комбайн «НИВА» вместо СМД-20 и его семейства?

привет хочу спросит о етом сампо росенлев на нему гидро ход поставлен можно поподробнеи што и как у мениа класс копакт 30 хочу гидро ход поставит. патаму што проблемы с сцеплением

Здравствуйте Вячеслав!Меня интересует вопрос установки ДВС ЯМЗ-236 на трактор Т-150К что и как делали?Опишите пожалуйста процесс установки.

привет хочу спросит о етом сампо росенлев на нему гидро ход поставлен можно поподробнеи што и как у мениа класс копакт 30 хочу гидро ход поставит. патаму што проблемы с сцеплением

Привет Литве! Установка гидрохода на технику с одной стороны сложное мероприятие, а с другой стороны ещё и дорогостоящее.
1. Гидроход снижает мощность силовой установки.
2. Необходимо большое количество агрегатов: гидронасос, гидромотор, шланги высокого давления, трубы с соединительными фланцами, шкивы, ремни, гидробак, бак и т.д. и т.п.
3. Установку на Сампо производили из узлов и агрегатов, которые были у заказчика в наличии (дармовые).
Поэтому вопрос: 1. хватит ли 50 л.с. комбайна Claas Compact кроме хода на обмолот? 2. может за те деньги, которые потребуются на покупку и установку этого оборудования, нанять по месту специалиста и просто отрегулировать сцепление?
На фото видно из какой «сборной солянки» произведена комплектация.
Советую «полазить» на страничке https://fermer.ru/forum/selskokhozyaistvennay-104?page=15
Файлы:
foto_111um.jpg

Здравствуйте Вячеслав!Меня интересует вопрос установки ДВС ЯМЗ-236 на трактор Т-150К что и как делали?Опишите пожалуйста процесс установки.

Тоже интересует этот вопрос.Есть МАЗ бортовой, хочу переставить двигатель 236 на Т-150К.Как получше и подешевле это сделать?

Здравствуйте Вячеслав!Меня интересует вопрос установки ДВС ЯМЗ-236 на трактор Т-150К что и как делали?Опишите пожалуйста процесс установки.

Тоже интересует этот вопрос.Есть МАЗ бортовой, хочу переставить двигатель 236 на Т-150К.Как получше и подешевле это сделать?

Здравствуйте,Вячеслав! Хочу спросить, а есть-ли какие-то наработки по установке Д-260 на Комбайн «НИВА» вместо СМД-20 и его семейства?

Здравствуйте!
Раньше очень часто сталкивался с такими проблемами, как у Вас (воздух в топливной системе). Сводилась проблема к банальному подсосу воздуха в заборной системе от топливного бака до насоса подкачки ТНВД. Плунжер насоса создаёт большой вакуум и если топливопроводы создают препятствие подачи топлива, то происходит подсос воздуха в слабых местах. Это соединение металлических трубок резиновыми шлангами, особенно при обжиме их не хомутами, а проволокой. Затем слабое место – фильтр грубой очистки топлива, а именно неплотное прилегание пластикового колпака и многократное использование топливных колечек под топливными штуцерами. В настоящее время требую от ребят обязательной замены дюритов, хомутов, топливных колечек и проверки колпака топливного фильтра, а также резьбы под штуцерами в корпусе фильтра. Трубку «обратки» с форсунок (с головок блока) соединяю со штуцером «входа» на топливном фильтре грубой очистки. Никогда не рассверливал как Вы, пропускные отверстия, достаточно было произвести вышеперечисленные действия.

Основные моменты
6. Маховик протачиваем под втулку ВОМ и подшипник 6009
9. Устанавливаем на двигатель согласующее (переходное) устройство, разработанное мной ещё в 1998году, и изменённое после внедрения корпуса муфты сцепления под ЯМЗ
12. Рекомендуем заменить крыльчатку ЯМЗ-236 на ЯМЗ-238 или переделываем крыльчатку СМД
14. Для «глушилки» используем тросик заслонки ВАЗ 2108
15. Управление ТНВД производим через несложный кронштейн
16. Аккумуляторы рекомендуем устанавливать за кабиной

вот Ваши основные моменты при установки ЯМЗ:
1.На какую глубину протачиваете маховик?
2,Какую используете втулку?
3,Можно фото согласующего устройства.
4,Как переделываете крыльчатку СМД фото и размеры?
5,Как делаете крепление троса к глушилке
6,Управление ТНВД фото?
7,Фото где стоят аккумуляторы?
Прошу фото и размеры?

вот Ваши основные моменты при установки ЯМЗ:
1.На какую глубину протачиваете маховик?
2,Какую используете втулку?
3,Можно фото согласующего устройства.
4,Как переделываете крыльчатку СМД фото и размеры?
5,Как делаете крепление троса к глушилке
6,Управление ТНВД фото?
7,Фото где стоят аккумуляторы?
Прошу фото и размеры?

Зерноуборочный комбайн Дон 1500Б

Дон 1500Б представляет собой оптимизированную версию легендарного зерноуборочного комбайна Дон 1500, выпуск которого стартовал еще в советские времена. Завод «Ростсельмаш» запустил производство модели в 1986 году. спецтехника показала высокие характеристики по сбору зерновых культур и стала использоваться на всей территории Советского Союза. За время выпуска (свыше 20 лет) технические параметры комбайна практически не поменялись, при этом он сохранил актуальность и в настоящее время. Главной особенностью, отличающей серию, стал фирменный скребковый транспортер, позволяющий выполнять уборку и обработку зерновой массы без человеческого вмешательства. Лишь в начале 2000-х годов «Ростсельмаш» стал разрабатывать замену Дон 1500Б, а в 2006 году модели Vector и Acros окончательно вытеснили данную технику.

Назначение

Машина создавалась для уборки зерновых культур многообразного вида прямым и раздельным способом комбайнирования в местах с уклоном не более 8 градусов. Дополнительное оснащение позволяет использовать комбайн для работы с крупами, зернобобовыми и мелкосеменными культурами. Эксплуатация DON 1500B возможна во всех климатических зонах, что расширяет сферу применения техники. При наличии копнителя машина подходит для уборки соломы и половы с поля, при наличии измельчающего устройства – для измельчения и последующего разбрасывания по полю или загрузки полученной массы в телегу.

Модификации и особенности

Первые экземпляры Дон 1500 появились в 1986 году. Все последующие версии стали результатом модернизации дебютной модели.

Источник https://agronom-world.ru/regulirovka-kombayna-don-1500b.php

Источник https://ltruck-service.ru/brend/kombajn-don.html

Источник https://pocomp.ru/kak-ustanovit-dvigatel-yamz-na-don-1500/

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]