Перейти к содержанию

Схема работы вариатора комбайна «Нива»

Схема работы вариатора комбайна «Нива»

Комбайн Нива СК 5 Комбайн «Нива»

Основное назначение комбайна – сборка урожая зерновых культур. Измененная модификация Нива СК5м1 способна справляться с уборкой кукурузы, бобовых растений, сои при установке вспомогательного оборудования. В настоящее время комбайн применяется в небольших фермерских хозяйствах, которые обрабатывают малые площади. Данная техника вполне подходит для небольших угодий, где использование серьезных машин с высокой производительностью не целесообразно.

Комбайн Нива СК 5

Комбайн Нива СК 5



Модификации комбайна «Нива» СК-5

Комбайн СК-5 Нива, неоднократно модернизировался, рассмотрим основные его модификации:

  • СК-5А – имеет двигатель повышенной мощности в 120 сил.
  • СК-5АМ – мощность повысили до 140 сил, трансмиссионную коробку сместили в лево.
  • СК-5М-1 – на эту модель установили гидростатическую трансмиссию

Комбайн «Нива» СК-5М-1

  • СКП-5М-1 – мог комплектоваться сменным полугусеничным ходом, для работ на почвах повышенной влажности.
  • СКК-5 – крутосклонная модификация, способна работать на склонах до 30 градусов.

Уникальная модификация комбайна для разделения тыквы на мякоть и семечки, была переделана из серийной модели группой энтузиастов.

Технические характеристики

Технические характеристики комбайна Нива СК 5 позволяют вступать модели в конкурентную борьбу с аналогичными иностранными устройствами. Общие технические показатели:

  • Выработка – 5 кг/сек;
  • Емкость бункера – 3000 л;
  • Быстрота разгрузки бункера – 40 л/сек;
  • Высота выгрузки – 2,9 м;
  • Поперечный размер жатки – 5 м;
  • Число ножевых приспособлений – 64 шт;
  • Размер – 7,6х3,9х4,1 м;
  • Масса – 7,4 т;
  • Устройство очистки – двухрешетное;
  • Длина деталей соломотряса – 3,6 м;
  • Число деталей соломотряса – 4 шт;
  • Вид молотильно-сепарирующего механизма – барабан;
  • Быстрота кручения барабана – 2900 об/мин;
  • Быстрота срезов ножевого механизма – 750-1235 срезов/мин.

Нива 5 считается компактным устройством, подходящим для больших и малых территорий уборки со сложными границами.

Характеристики двигателя

При помощи силового агрегата все приспособления зернового комбайна нива начинают свою работу.

Основные показатели мотора:

  • Виды двигателя – СМД-17К, СДМ-18К с силой в 100 л.с. СМД-19К, СМД-20К, СДМ-21 с мощностью 120 л.с.
  • Число цилиндров – 4 шт;
  • Метод запуска – бензиновый запуск/стартер.

Обязательно почитайте: Все комбайны Торум от Ростсельмаш

Четырехтактные моторы, работающие на дизельном топливе, выпускаются в рядном исполнении. Более мощные агрегаты снабжены системой турбонаддува, обеспечивающей охлаждение воздуха перед заходом в турбину. Старые модификации имели бензиновый метод запуска. Новые устройства оборудованы стартером, обладающим большим запасом активного пользования. Двигатель комбайна Нива являлся довольно мощным для устройств прошлого века.

Комбайн Нива СК 5

Нива СК 5

Кабина

Старые модели оснащались весьма неудобной кабиной. Так как машина эксплуатировалась в летний период, спасаться от жары при помощи встроенной принудительной вентиляции не получалось. Сиденье оператора имеет настройку по высоте и ширине. Управление осуществляется рулевой колонкой, находящейся прямо перед креслом. Для управления жаткой, молотильным механизмом и выгрузкой предусмотрены рычажки и тумблеры в легком доступе. Новейшие модификации снабжены кабиной с электронным механизмом управления, кондиционером. Предусмотрено губчатое ковровое покрытие для облегчения продолжительного пребывания за управлением. Представленные в сети фото Нива СК 5 помогают судить о расположении основных узлов контроля работы комбайна.

Расход топлива

Вместимость бака для топлива составляет 300 литров. Удельный расход топлива равен 162 г/л.с. ч.

Двигатель

Последние версии Нива СК 5 комплектуются 4-тактными рядными дизельными агрегатами модели ММЗ Д.260.1 (производитель – Минский моторный завод). Данный двигатель прекрасно подходит для выполнения различных задач благодаря большому запасу крутящего момента, обеспечивающего отличную тягу при движении на сложных участках или при полной нагрузке.

Агрегат имеет жидкостное охлаждение. Среди плюсов мотора ММЗ Д.260.1 следует выделить умеренное потребление топлива и плавную работу. Средний расход горючего для комбайна Нива СК 5 с данным двигателем составляет 25 л/час. В зависимости от характера работы показатель может меняться. Агрегат располагается за бункером для зерна.

Характеристики мотора ММЗ Д.260.1:

  • рабочий объем – 7,12 л;
  • номинальная мощность – 114 (155) кВт (л.с.);
  • максимальный крутящий момент – 622 Нм;
  • частота вращения – 2100 об/мин;
  • количество цилиндров – 6;
  • диаметр цилиндра – 110 мм;
  • степень сжатия – 16.

Также модель Нива СК 5 комплектовалась следующими типами двигателей:

  • дизельные агрегаты СМД-17К (СМД-18К) мощностью 100 л.с.;
  • дизельные моторы СМД-19К (СМД-20К) мощностью 120 л.с.;
  • бензиновые силовые установки (первые модификации комбайна).

Устройство

Устройство комбайна Нива СК 5 содержит ходовую часть, гидравлику и жатку. Ход комбайна обеспечивается мостом ведущих колес, мостом управляемых колес и вариатором. Для перемещения ведущих колес имеются такие основные узлы:

  • коробка передач;
  • муфта сцепления;
  • дифференциал;
  • КПП с тормозом;
  • пара бортовых редукторов.

Коробка передач имеет три вала и систему шестерен. Коробка обеспечивает три передние передачи и одну заднюю. Водимые колеса соединены жесткой балкой. А также имеются поворотные кулаки и трапеция с цилиндром, работающим от гидропривода. Вариатор играет роль передатчика крутящего момента со шкива мотора на КПП. Происходит это за счет клиноременного механизма. Управление вариатором осуществляется оператором. Система гидравлики участвует в процессах управления основными элементами машины, опустошении бункера, осуществлении поворотных движений, наборе или снижении скорости. Система гидравлики делится на такие составляющие:

  • насос;
  • распределитель;
  • насос для дозирования;
  • поршневой цилиндр.

Обязательно почитайте: Комбайн прицепной зерноуборочный

Зерноуборочный комбайн Нива СК 5м имеет основной элемент для уборки растений – жатку. Она содержит такие элементы:

  • раму с башмаками;
  • мотовило;
  • аппарат резки;
  • шнек;
  • транспортерная лента плавающей разновидности;
  • подборщик (используется при раздельном способе зерноуборки).

Комбайн Нива СК 5

Схема комбайна Нива СК 5 подразумевает определенный ход работы:

  1. наклоненные мотовилом растения срезаются и подаются в молотильно-сепарирующую систему после сужения;
  2. в приемном битере происходит разделение на камни и основную массу зерновых культур;
  3. в барабане зерна отделяются от колосьев;
  4. полученная солома поступает на соломотряс;
  5. после полного разделения зерно подается в бункер;
  6. обработанная солома движется в копнитель, где уплотняется;
  7. после набивки копнителя оператор выгружает копну;
  8. копнитель закрывается.

СК 05 отличается высокой маневренностью и простотой контроля в непредвиденных обстоятельствах.

«Нива» СК-4


Комбайн СК-4 от бренда «Ростсельмаш» — легендарная самоходная машина, в прошлом лауреат международных конкурсов и выставок. Собирался в период 1962-1974 гг. конструкторами в г. Таганроге. Имеет классическую для клавишных комбайнов конструкцию, заложенную в ее предшественнице – базовой модели СК-3. Схема его внутреннего устройства изображена на рисунке ниже.

  • 4-тактный мотор с прямым впрыском дизеля и радиаторным охлаждением;
  • 2-дисковое сцепление;
  • двухходовое устройство КПП – комбайн может перемещаться в одной из 4 скоростей, где 3 из них – для прямого хода;
  • тормозные шкивы промежуточного и приводного вала, которые позволяют переключать скорость с выключенным сцеплением;
  • объемная молотилка;
  • возможность регулировки рабочих органов в процессе движения комбайна;
  • модернизированный соломотряс;
  • гидравлическое управление большинством деталей и ущлов, включая жатку, мотовило, подборщик;
  • передача оборотов мотора на шкивы – через ходовой вариатор;
  • рулевое управление, осуществляемое через вал и конические шестерни.
  • жатка с башмаками копирования рельефа, которые через регулировку высоты среза препятствуют деформации мотовила и др. элементов жатки;
  • эксцентриковое мотовило, защищенное от перегрузок;
  • управление жаткой с помощью боковых гидроцилиндров;
  • чугунные зубья режущих деталей со стальными вкладышами;
  • усложненный процесс замены основной жатки на альтернативную.

Технические характеристики комбайна СК-4:

  • Тяга – 56 кВт;
  • Жатка – до 5 м;
  • Топливный бак – 0,14 м 3 ;
  • Расход дизеля – 0,218 кВтч;
  • Диаметр дробилки – 55 см;
  • Размер клавиши соломотряса – 3,64 м;
  • Зерноприемник – 1,8 т;
  • Масса – 6,28 т.

Основными недостатками данной модели считают ее низкую производительность и небольшую мощность, которая подойдет для домашних фермерских хозяйств.

Преимущества и недостатки

Техника обладает рядом достоинств:

  • высокая выработка при низкой стоимости;
  • простота конструкции;
  • упрощенное обслуживание и ремонт;
  • наличие в продаже запасных частей и комплектующих до доступной цене;
Читайте также:  Кухонный комбайн или блендер — что лучше выбрать?

Вес комбайна Нива СК 5 дает возможность употреблять его для разнообразных почв в разных климатических условиях. Среди недостатков можно выделить следующие:

  • неспособность выполнять плавный ход по мягкой поверхности вследствие ременного привода;
  • быстрый износ ремней;
  • навесной механизм жатки не очень надежен.

Конечно, модель обладает отрицательными качествами, но цена и простота обслуживания обуславливают популярность приобретения фермерами этой модели.

Видео

История модели началась в 1958 году. Тогда завод Ростсельмаш представил 27 новейших самоходных комбайнов СК 3, созданных с нуля (цифры в названии имели следующую расшифровку: СК – самоходный комбайн, 3 – производительность, кг/сек). Ранее предприятие производило исключительно прицепные версии, потому появление принципиально новой техники имело огромное значение. Зимой 1962 года была представлена модель СК 4 с увеличенной производительностью. Еще через 11 лет состоялась премьера последнего представителя семейства – комбайна Нива СК 5. Техника появилась в результате глубокой модернизации предыдущей версии. В дальнейшем модель несколько раз обновляли. В настоящее время комбайн продается под названием СК 5 Нива-Эффект. У техники появилась кабина с кондиционером, вместо традиционного красного цвета стали использовать зеленый. Популярность машины остается высокой, ее по-прежнему можно встреть на российских полях.

Основной сферой деятельности комбайна является сбор и первичная переработка зерновых культур. Маневренность и компактные габариты позволяют технике эффективно работать в условиях сложного рельефа и узких участков. Небольшой радиус поворота делает машину идеальной для малых участков. В стесненных условиях равных модели Нива СК 5 просто нет.

Ростсельмаш также выпускает специальную версию, предназначенную для влажного и слабонесущего грунта. Модификация комплектуется полугусеничным ходом. Подобные изменения позволяют работать на рисовых полях.

Вместе со специальным оборудованием комбайн может убирать кукурузу. Улучшения жатки предоставляют возможность работать с соей, гречихой и другими крупяными культурами.

Нива СК 5 остается одним из наиболее надежных и распространенных комбайнов в России.

Стоимость

Так как выпуск образца СК 5 прекращен, то можно купить поддержанную марку машины по цене 160000-600000 рублей. В интернете представлено много объявлений о продаже. Фото комбайна Нива не отображает техническое состояние. Поэтому при осмотре следует обратить внимание на состояние конструкции и барабанного механизма.

Комбайн Нива СК 5 идеально подойдет для незначительного фермерского угодья. Быстрая окупаемость и достаточная выработка сыграют неплохую роль при становлении деятельности.

Комбайн зерноуборочный NOVA: описание

Универсальная машина пришла на смену СК «Нива». Выполняет работу за десяток людей. Собирает урожай быстро, без потерь зерна на площадях до 500 га.

Компактные зерноуборочные комбайны «Нова» работают на небольших фермерских полях со сложным рельефом местности.

  • водительская кабина;
  • бункер для зерна;
  • отсек для накопления соломы и мотовило;
  • двигатель.

Габариты без жатки ДхШхВ – 8060х2985х3960 мм. Весит 9400 кг. Обмолачивает 0,93 м2.

Герметизированная кабина рассчитана на двух операторов. Оборудована шумоизоляцией, охлаждающей камерой, кондиционером, подогревом. Кресла и рулевая колонка регулируются. Виброизоляция гасит колебания и тряску. Команды оператор подает многофункциональным джойстиком с пульта управления.

Руль с гидроусилителем облегчает управление транспортом, навесное оборудование можно опускать или поднимать. Солома из накопителя удаляется автоматически. Потери зерна низкие из-за продуманной конструкции соломотряса.

Жатка оборудована планетарным приводом, мотовило – гидроприводом. Синхронизированное устройство автоматически подстраивает его обороты под скорость движения комбайна. Ширина жатки с длинным столом от 4 до 6 м. Управление жатвенной частью проводят из кабины.

Транспортерная камера имеет наклонную конструкцию, поэтому технологические массы быстро и равномерно продвигаются к молотильному барабану. Возле него установлен камнеуловитель.

Регулировки комбайна «Нива»

Отечественные фермеры знают не понаслышке, насколько надежный и . Ведь каждый сезон данный комбайн выполняет большой объем работы на полях, тем самым принося пользу владельцам. Далее рассмотрим основные регулировки, которые необходимо производить на «легенде» сельскохозяйственной техники.

Регулировка силового агрегата

Периодически необходимо проверять надежность крепления головок цилиндра. Часто гайки откручиваются. Поэтому, следует их подтягивать. Для надежного крепления головки цилиндра, гайки закручивают моментом силы около 200 Н-м. Также должное внимание требует регулировка зазора клапанов. Для точного выставления зазора между клапанами и коромыслами регулировку нужно выполнять на холодном двигателе. Величина зазора между выхлопным и всасывающим клапаном составляет 0,4 мм.

Последовательность действий следующая:

  1. Выключают сцепление на силовом агрегате.
  2. Включают нейтральную скорость.
  3. Крышку головки цилиндра снимают.
  4. Приводят в действие декомпрессор.
  5. Не торопясь проворачивают коленвал, пока два вышеуказанных клапана не откроются и закроются.
  6. Установочный винт извлекают из картера маховика. Переворачивают его не нарезной частью и обратно устанавливают в маховик. Далее нажав на винт, коленвал необходимо медленно проворачивать. Это делается до тех пор, пока винт не попадет в глухое отверстие этого же маховика. Эти действия помогут определить положение 1-го цилиндра в конце такта сжатия.
  7. Декомпрессор выключают. С помощью щупа определяют зазор между бойками цилиндра и стержнями клапанов. Если зазоры большие, производят регулировку.

Для регулировки зазоров необходимо: удерживать винт регулировки коромысла отверткой, попустить контргайку и одновременно попускать болт регулировки, тем самым по щупу подгонять нужный зазор между клапанами первого цилиндра. Контргайки полностью затягивают, чтобы проверить выставленные зазоры. В случае надобности, по указанному алгоритму зазоры снова выставляются.

Регулировка тормозов на комбайне «Нива»

Регулировка производится на холодных тормозных барабанах. Также обязательным условием регулировки является правильно настроенные подшипники на осях колес. Что проверить состояние подшипников, нужно поднять домкратом ведущую ось, а под задние колеса подложить упоры. Спереди колесо снимают и осматривают подшипники узла оси колеса. Если необходимо, редуктор снимают и регулируют конические подшипники.

Регулировки комбайна «Нива»

Главный тормозной цилиндр комбайна «Нива»

Подробнее о регулировке. Проверка величины зазора осуществляется щупом. В тормозной колодке между накладной и барабанном пропускают щуп 0,2 мм. В случае большого зазора, в обязательном порядке его уменьшают. Регулировка производится за счет 4-х колпаков корпусов тормозных цилиндров, которые поворачивают. После регулировки, следует проверить правильность выполнения работ – воздействуют нажатием на педаль тормоза, затем снова проверяют величину зазора. Если зазор не увеличился, все сделано верно.

Регулировка зазоров молотильного устройства

Работа на агрегате «Нива» может выполняться с разного рода зерновыми культурами, поэтому возникает потребность настройки зазоров на молотильном устройстве. В ходе полевых работ это можно выполнить (регулировку) с помощью соответствующего рычага. Следует указать регулировки, установленные на заводе: входные-18 мм; зазор между бичами барабана, основой деки и передней планкой-14 мм; на выходе-2 мм. В целях безопасности молотильный барабан комбайна «Нива» следуют прокручивать руками, это позволит убедиться в правильности выполнения регулировок без создания аварийной ситуации. Зазор между этими двумя элементами должен быть равным с обеих сторон.

Регулировки комбайна «Нива»

Регулировка бункера под зерно

Равномерность заполнения бункера зерном зависит от правильной регулировки. Её воспроизводят с помощью подвижного витка вдоль вала, конечное (нужное) положение фиксируют с помощью шплинта.

Настройка электростартера

Стартер СТ 350Б настраивают за счет винта кнопки включения, которую следует предварительно включить. Диапазон регулировки составляет 1-4 мм. Обязательным условием регулировки, является положение рычага – необходимо отвести его до упора. Стартер типа СТ 100 подразумевает настройку с помощью реле. Необходимо от реле отсоединить толстый провод и к выводам подключить лампу. Далее устанавливается прокладка между упорным кольцом и шестерней. Прокладка имеет толщину 16 мм. После этого потребуется привести в действие реле стартера на 24 В. В ходе срабатывание реле, шестерня перемещается и контактирует с прокладкой. Обязательное условие: лампа не горит, она играет роль сигнализатора о не замкнутых контактов реле.

Выполняют повторное включение реле, предварительно установив прокладку толщиной 11,7 мм. В результате лампа загорается, являясь доказательством замкнутости контактов. Регулировочный винт следует послабить, если лампа в случае прокладки 11,7 мм не загорается. И наоборот, винт затягивают на пару оборотов в якорь реле, если лампа получает питание с прокладкой, толщина которой 16 мм. Стартер типа СТ 352Д не нужно регулировать.

Комбайн Нива СК-5 обзор, характеристики, плюсы и минусы

За все время эксплуатации «Нив» накоплен гигантский опыт, и о «нраве» этих комбайнов знают все, кто имел дело с сельхозмашинами.

Достоинств у них немало:

  • досконально изученная конструкция;
  • хорошая маневренность при небольших габаритах;
  • низкая цена;
  • наличие любых запчастей и высокая ремонтопригодность;
  • приемлемое качество очистки зерен;
  • неплохая производительность при относительно малых потерях сбора.
Читайте также:  ТОП-10 лучших мясорубок для дома с металлическими шестернями

Имеются и характерные недостатки:

  • периодически «летящие» приводные ремни;
  • трудности при монтаже жатки и навесного оборудования; не одно поколение механизаторов «изобретало» в полевых условиях различные откосы, разварки и кронштейны;
  • не особо плавный ход при полной загрузке.

Важно! Многие сетуют на проблему «тугого» руля. Это может быть следствием «залипания» гидроклапанов или неправильной регулировки

Несмотря на эти минусы, «старые добрые» СК-5 не сдают позиций. Начинающие фермеры охотно берут «бэушные» комбайны и, вложив некоторые силы и средства, эксплуатируют их долгие годы. Обилие запчастей гарантирует «Ниве» долгую жизнь.

Теперь вы знаете, что обеспечило такую популярность этому замечательному механизму. Надеемся, данная информация поможет определиться с выбором техники. Рекордных урожаев!

История создания

Вся конвейерная «жизнь» этой машины связана с заводом «Ростсельмаш». Еще в конце 1950-х годов местные инженеры довели до конвейера самоходный СК-3. Для предприятия это был прорыв — до этого там выпускали только прицепные агрегаты. «Тройка» имела большие резервы, чем и воспользовались конструкторы, «выдавшие» в 1962 году более производительную модель СК-4. Она получилась на редкость удачной, собрав массу наград на различных агровыставках.

Столь успешное шасси и послужило основой для «пятерки». Ее разработка и обкатка заняли немало времени — первые серийные СК-5 выпустили лишь в 1970 году, и еще 3 года новинка выпускалась параллельно с уже знакомым комбайном.

Столько же времени понадобилось для доводки первого ходового экземпляра — «прототип» был готов еще в 1967 году.

Важно! Обкатка предусматривает два режима — без нагрузки (2,5 часа) и рабочий (60 часов). При первых холостых пусках дизелю дают поработать не более получаса

При более интенсивном цикле нагрузки постепенно увеличивают до 75 %, с обязательными осмотрами и обслуживанием по нормам ЕТО после каждых 10 часов.

Старания инженеров не минули даром — трудно найти человека, который бы хоть раз не видел этого «ветерана полей». Он выдержал множество модернизаций, а «свежие» экземпляры делают до сих пор. Комфортнее стала кабина, фирменный красный окрас заменили зеленым, а цифра в названии исчезла, сменившись словом «эффект». Но проверенная конструкция работает так же эффективно.

Особенности молотильно-сепарирующего аппарата комбайна СК-5 Нива

Производственный процесс обмолота хлебной массы довольно сложный. Нужно отделить солому от зерна. В специальных деках устроены отверстия, сквозь которые может провалиться зерно. Легкие частицы соломы, имея большие линейные размеры в эти отверстия не пройдут.

Окончательно зерно очищается на зерновых токах, где используют совсем другие машины.

Схема работы молотильно-сепарирующего устройства комбайна СК-5 «Нива». На рисунке показаны жатка в сборе с наклонным транспортером, молотильный барабан, битер, соломотряс, измельчающий барабан, шнек измельчителя, зерновой шнеком, бункер для накопления зерна и другие элементы

Процесс обмолота выполняется в определенной очередности отдельных процессов.

  1. Зерновая масса поступает на барабан, бичи выбивают зерно из колосьев.
  2. Оно проваливается вниз через отверстия в деке. Чтобы меньше повреждать зерна, предусмотрено нанесение удара по касательной.
  3. Далее зерно движется по стрястной доске, а потом по скатной доске попадает на зерновой шнек.
  4. Но на барабане не выделяются все зерна, имеющиеся в массе, поступившей на переработку. Поэтому она направляется на соломотряс.
  5. Соломотряс совершает сложное движение, имеющее вид эллипса.
  6. Зерновая масса распушается.
  7. Возникает возможность разделения тяжелых колосков и легкой соломы.
  8. Зерна протряхиваются и сквозь жалюзийные отверстия.
  9. Они падают на стрястную доску, а потом и на скатную доску.
  10. В дальнейшем и эта часть потока зерна поступает на шнековый транспортер зернового шнека.
  11. Солома измельчается на барабане.
  12. Вентилятором она перемещается за пределы комбайна в транспортное средство, идущее сзади.
  13. Зерно в бункере накапливается.
  14. Из бункера зерно шнеком отправляется в транспортное средство, которое может заполняться, как на месте, так и в движении.

При настройке регулируют скорости вращения барабан, битера, а также зазоров между барабаном и декой. Если объем хлебной массы небольшой, то зазоры уменьшают, а угловую скорость барабана снижают. Соответственно, при повышении объема проводят регулировки. Анализируют количество потерь зерна визуально. Эту работу выполняет обычно помощник водителя комбайна.

При забивании соломотряса возможна остановка. Сигнал об остановке подается на панель управления в кабине. Нужно уменьшать скорость движения комбайна.

На современных комбайнах часто отключают или полностью снимают копнитель. Солому в измельченном виде разбрасывают по полю. Агрономы полагают, что солома, перегнивая в почве, способствует сохранению плодородия.

Комбайн Нива СК-4 описание и возможности

Зерноуборочный комбайн СК-4 представляет собой эффективную высокопроизводительную сельхозмашину общего назначения. Агрегат используется для интенсивного для покоса стеблей выращенных растений с одновременной сепарацией собираемого зерна. Предусмотренный в конструкции комбайна измельчитель предназначен для быстрой нарезки собранных стеблей с целью их дальнейшего использования при мульчировании выращиваемых растений.

В комплектацию комбайна СК-4 входит надежный тракторный двигатель СМД-14, которым также часто оборудуется комбайн Енисей. Этот 4-цилиндровый дизельный мотор отличается высочайшей надежностью, экономичностью и простотой в самостоятельном обслуживании. Свободный доступ к расходным деталям позволяет быстро заменить изношенные запчасти ДВС без его полной разборки. Для запуска основного двигателя в комплектации зерноуборочного комбайна СК-4 предусмотрен специальный пусковой мотор.

Для передачи вращательного усилия мотора на мосты агрегата в конструкции сельхозмашины предусмотрена износостойкая трансмиссия с механической КПП. Рулевое управление модели СК-4 осуществляется посредством валов червячного механизма с коническими шестернями. С целью облегченного управления колесами сельхозмашина снабжена дополнительным контуром гидроусилителя.

Жатка этого зерноуборочного комбайна оборудована режущим механизмом, разделителем, шнековым механизмом и эксцентриковым мотовилом. Благодаря возможности регулировки высоты башмаков, оператор модели СК-4 может менять высоту срезания стеблей в диапазонах 10–18 см. Для управления жаткой по обе ее стороны установлены гидравлические цилиндры.

В число основных преимуществ зерноуборочного комбайна СК-4 входят сравнительно небольшие размеры малый вес. Это дает возможность эксплуатировать модель на небольших по площади участках. Второй важный плюс сельхозмашины – это малые потери собираемого зерна. Третье достоинство агрегата – это более качественная очистка зерновой массы с возвратом не прошедшего очистку зерна обратно в соломотряс.

Параметры зерноуборочного комбайна СК-4 включают:

  • мощность – 75 л. с.;
  • емкость топливного резервуара – 140 л;
  • объем заборного бункера – 1800 л;
  • рабочая ширина стандартной жатки – 3,2 м;
  • масса – 6,28 т.

В базовую комплектацию зерноуборочной машины СК-4 входит комфортабельная кабина, оборудованная органами управления, удобным водительским сиденьем, системами отопления и вентиляции, а также удобным сиденьем. Данные о состоянии и исправности основных рабочих механизмов комбайна выведены на информативную приборную панель.

Существенным недостатком зерноуборочного комбайна СК-4 эксперты считают довольно быстрый износ приводных клиновых ремней. Тем не менее, производитель предусмотрел свободный доступ к этим элементам, благодаря чему с их заменой не возникнет особых проблем. Еще один минус комбайна СК-4 – это необходимость в регулярном сервисном обслуживании системы подключения жатки.

В целом зерноуборочный комбайн СК-4 зарекомендовал себя в качестве надежного помощника на небольших и средних по площади участках. Агрегат успешно справляется с интенсивной работой под высокими нагрузками без значительного увеличения количества потребляемого топлива.

Комбайн Нива СК 5

Зерноуборочный комбайн Нива СК — 5 (рисунок 2.6) — это самоходный комбайн производительностью 5 кг/с, выпускавшийся в СССР c 1970-го года заводом «Ростсельмаш». Когда-то комбайн «Нива» СК-5 был из популярнейших в СССР и являлся своеобразной «визиткой» советского сельскохозяйственного машиностроения. Сейчас на смену ему пришли более современные такие как комбайн Акрос 530.

Он появился на свет в после глубокой модернизации более старой модели СК-4, которая работала на полях с 1960 года. Производство комбайна продолжается и в наше время под брендом СК-5 «Нива-Эффект», а популярность его среди отечественных аграриев по-прежнему очень высока. Тысячи этих комбайнов продолжают успешно косить и обмолачивать хлеба на российских полях, подтверждая высокое качество продукции «Ростсельмаш».

Рисунок 2.6 Комбайн Нива СК-5

Идя в ногу со временем, конструкторы завода «Ростсельмаш» сделали новые модели более удобными для комбайнера, отказавшись от аскетизма советских времен. Изначально выполнявшаяся в спартанском духе кабина нового комбайна Нива СК 5 приятно удивляет своей комфортабельностью. Она стала герметичной и выполнена из современных звукоизоляционных материалов, что обеспечивает необходимые условия для эффективности работы комбайнера, которая координируется с работой других, находящихся, например за рулем трактора МТЗ-320 Беларус.

Читайте также:  Конструкции комбайнов для сбора брусники

Особенности устройства бункера

Все зерноуборочные комбайны имеют закрытые бункера с механизмами для равномерного заполнения и выгрузки зерна и оборудованы приспособлениями для подачи сигналов комбайнеру о загрузке бункера зерном.

Вместимость бункера комбайна СКД-5 2,3 м1, комбайнов СК-5 и СК-6 — 3 м3.

Комбайны СК-5 и СК-6 оборудованы вибраторами 2 (рисунок 2.7) и колебательными площадками 3, которые включаются в работу за 20-30 с до окончания выгрузки зерна из бункера. Включение вибрационного механизма осуществляется от гидрораспределителя в тот момент, когда зерно из бункера начинает поступать в кузов автомобиля или тракторной тележки неполной струей.

Это приспособление позволяет выгрузить из бункера все зерно.

На всех комбайнах для выгрузки зерна из бункера установлены горизонтальные и наклонные шнеки, соединенные универсальным шарниром с дополнительным витком. Выгрузные шнеки снабжены механизмом включения с кулачковой и предохранительной муфтами. Наклонный шнек установлен в специальной выгрузной трубе, которую можно переводить из рабочего положения в транспортное. Это достигается за счет того, что патрубок соединяется с наклонной частью при помощи петли, обеспечивающей поворот выгрузной трубы с установленным в ней шнеком в транспортное положение. Для этого необходимо отвести трубу назад и прикрепить к молотилке.

Рисунок 2.7 Бункер комбайна СК-5:

1- Муфта фрикционная; 2 — Вибратор; 3 — площадка колебательная; 4 — элеватор зерновой; 5 — корпус бункера; 6 — растяжка; 7 — тяга; 8 — труба выгрузная; 9 — лоток; 10 — шнек выгрузной; 11 — виток шнека; 12 — патрубок; 13 — шнек распределительный; 14 — кожух; 15 — заслонка; 16 — шнек бункера; 17 — тяга; 18 — рычаг; 19 — звёздочка; 20 — муфта кулачковая.

В бункере комбайна СК-5 в левой и правой стенках имеются застекленные смотровые лючки, которые позволяют контролировать заполнение бункера зерном. В нижней части бункера установлен горизонтальный шнек 16 (см. рисунок 7), который закрыт кожухом 14. К кожуху шарнирно прикреплены заслонки 15, обеспечивающие регулировку доступа зерна к шнеку в зависимости от вида и состояния убираемой культуры. Во время выгрузки зерна из бункера заднюю заслонку рекомендуется открывать на 30-40 мм больше, чем переднюю.

В верхней части бункера установлен распределительный шнек 13, который получает привод от верхнего вала зернового элеватора 4. Над шнеком расположен люк с крышкой.

Горизонтальный шнек 16 получает движение от приводной звездочки 19 через кулачковую муфту 20.

Зерновой комбайн Нива СК-5М

Модель СК-5М-1, это модернизация комбайна предыдущей модели. Комбайн в основном предназначен для уборки зерновых культур. Если установить дополнительное оборудование, можно обрабатывать поля кукурузы, бобовых культур и сои. Комплектация техники осуществляется по желанию заказчика. Это может быть жатка, или подборочная платформа.

Комбайн Нива СК-5М-1

Технические характеристики Нивы СК-5М-1:

10920/4130/3970 мм (длина указана с учётом жатки)

904 среза в минуту

3 кубических метра

СК-5М-1 очень надёжный в эксплуатации зерновой комбайн. Производители учли все недоработки предыдущих моделей, как следствие, комбайн нового образца стал на порядок лучше.

Кабина оборудована анатомическим сиденьем повышенной комфортности. Встроенный кондиционер работает в двух режимах: охлаждение и вентилятор.

Комбайн Нива СК-5

Для звукоизоляции кабины используются только современные и высокотехнологичные материалы. Это обеспечивает более комфортные условия для работы оператора.

Учитывая опыт частой замены приводных ремней на зерновом комбайне СК-5, стали использоваться немецкие аналоги. Ремни, производимые в Германии, имеют больший запас прочности и соответственно реже нуждаются в замене.

Для мотовила теперь используются цельнометаллические трубы. В предыдущих моделях трубы были сварными, что снижало жёсткость конструкции.

У двигателя имеется большой запас мощности, что обеспечивает плавный ход даже на сложных и труднопроходимых участках.

Имеются у техники и недостатки. Замечены недоработки коробки передач. По отзывам операторов, машина плохо трогается с места на мягком грунте. Если зерновой бункер заполнен, стронуть комбайн с места является большой проблемой.

При перегонах комбайна наблюдаются обрывы жаток. Это относится в основном к десятиметровым конструкциям.

Стоит отметить, что производители постоянно следят за всеми недостатками своих сельскохозяйственных машин. Поэтому скорее всего, в ближайшем будущем эти минусы будут устранены.

Это интересно: Топ-5 серий американских сельскохозяйственных комбайнов нью холланд (new holland)

Кабина и рулевое управление

По части комфорта «Нивы» подтянулись до современных требований

За счет новых материалов обивки лучшей стала звукоизоляция, да и находиться внутри стало немного комфортнее — на прежних версиях комбайнер находился, по сути, в нагретой железной коробке с неважной вентиляцией. На новых же машинах предусмотрен кондиционер (правда, в качестве опции)

Важно! Покупая подержанный комбайн, уделите особое внимание состоянию металла (осмотрев все узлы снизу), топливной и гидравлической систем. «Больные места» старых экземпляров — это, в первую очередь, рама и молотилка, коррозия сразу «бьет» именно по ним

Сев на рабочее место, водитель видит перед собой:

  • рулевую колонку;
  • справа от нее рычаг КПП, раздельные педали тормоза и разгрузки бункера;
  • по левую сторону от руля стоят педали сцепления и рычаг «ручника»;
  • под рулем имеется рычаг подачи топлива, на разных версиях он может располагаться по разную сторону от «баранки».

Подрессоренное сиденье регулируется в двух плоскостях (горизонталь и вертикаль). Справа, в углу кабины, размещен приборный щиток с множеством контрольных ламп и контроллеров.

Там же установлены приборы — указатели давления масла и температуры воды, тахометр барабана и амперметр. Последнего может и не оказаться — многие фермеры ставят упрощенные щитки.

Немало места занимает блок управления рабочими механизмами и системами: барабаном, жаткой, «сбросом» бункера и т. п.

Знаете ли вы? Первым самоходным комбайном, освоенным в СССР, был С-4 (1947–1958). Любопытно, что и в его «судьбу» вмешалась политика — до 1956 года он именовался «Сталинцем», а после ХХ съезда название сократили до начальной буквы.

Управление ведущим (задним) мостом осуществляется при помощи гидравлики — прямой механической связи между рулем и колесами нет, все перенимают на себя ГУР и система патрубков, по которым циркулирует рабочая жидкость, подаваемая насосом-дозатором. Данный подход значительно уменьшает люфты, но есть и свои сложности. Так, при неправильной регулировке руль становится чересчур «тугим».

Двигатель комбайна

Современные «Нивы» оснащаются дизелем марки ММЗ — Д.260.1. Этот движок объемом в 7,12 л отлично подходит для различных работ.

Дело в том, что у него неплохой запас по крутящему моменту (622 Н/м), который обеспечивает хорошую тягу даже под полной нагрузкой или при проходе сложного участка. Мотор можно «раскрутить» до 2100 об./мин., но на практике стараются «поймать» средние (порядка 1400) обороты — в таком режиме достигается пик мощности.

Жидкостное охлаждение незаменимо для полевых работ, в этом плане минский дизель предпочтительнее «воздушников».

Вес такого агрегата составляет 650 кг. Из его явных плюсов отмечают более плавную работу и умеренный «аппетит». Паспортный расход топлива для оснащенного этим мотором комбайна «Нива» — 25 л на час работы. Эта цифра может отличаться в зависимости от характера выполняемых операций и правильности регулировок дизеля.

Важно! Если первый пуск двигателя осуществляется при температуре ниже +5 °С, то залитое еще на заводе масло следует сменить на зимнее М8 (подходят жидкости с индексами ДМ и Г2К). В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

В качестве «сердца» данной машины также могут выступать и такие моторы, как:

  • СМД-17К и СМД-18К (оба — по 100 л. с.);
  • 120-сильные СМД серий 19К, 20К и 21К с наддувом.

Все они выполнены по рядной схеме с 4 цилиндрами, но проигрывают «шестикотловому» ММЗ по мощности и расходу — у них он немного выше.

Жатка комбайна

Для комбайна «Нива» это одна из самых важных систем, по значимости ее часто ставят в один ряд с двигателем. Основными узлами и деталями являются:

Корпус, на который монтируются все рабочие компоненты. Его соединяют с наклонной камерой, используя для этого подвески и шарнир. Вся эта конструкция уравновешивается жесткими пружинами. На ней же крепится шарнирно-телескопическая передача с выходом на ножи.

Важно! Прежде чем вывести комбайн на дорогу для переезда, бункер обязательно нужно опустошить — запрещена даже небольшая

Источник https://ufagruzoperevozka.ru/selskohozyajstvennaya/ves-kombajna-niva.html

Источник https://facenewss.ru/ogorod/kombajn-niva-sk-5

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]