Перейти к содержанию

Зерноуборочный комбайн Енисей 1200 1НМ

Содержание

Зерноуборочный комбайн Енисей 1200 1НМ

Енисей 1200 1НМ представляет собой зерноуборочный комбайн, применяемый на полях, имеющих урожайность не ниже средней. Семейство серийно выпускается предприятием «Красноярский Завод Комбайнов» с 1985 года. Технику разрабатывали с учетом опыта использования комбайнов Нива, считавшихся в то время наиболее эффективными зерноуборочными машинами. В создании Енисей 1200 участвовали специалисты Новосибирского института и Красноярского завода, а дебютные экземпляры тестировались в полевых условиях. Показатели их работы сравнивались с зарубежными и советскими аналогами. В итоге в 1981 году появился передовой комбайн, демонстрирующий высокое качество обмола. Спустя 4 года началось серийное производство модели.

Вскоре Енисей 1200 стал одним из наиболее популярных комбайнов. Спрос на него объяснялся простой конструкцией, доступностью и значительной степенью ремонтопригодности. Двигатель техники работал даже на горючем низкого качества. За 34 года выпуска было создано множество модификаций Енисей 1200, советский комбайн модернизировали до машины европейского уровня.

Енисей 1200 1НМ – улучшенная версия базовой серии Енисей 1200. Данная модель считается наиболее распространенным комбайном на территории восточнее Урала.

Назначение

спецтехника предназначается для прямого комбайнирования, предполагающего осуществление за один проход скашивания, обмолота зерна, сбора половы и соломы. опять же Енисей 1200 1НМ можно использовать для двухфазного комбайнирования, разделяя процессы скашивания и подбора в валки посредством специализированных катков и последующего обмолота зерновой массы. Модель подходит для уборки зернобобовых, зерновых и масленичных культур, семенников травы и кукурузы.

Модификации и особенности

Енисей 1200 1НМ неоднократно модернизировали. Наиболее известными версиями комбайна являются:

  • Енисей 1200 1НМ – базовая модификация с 1 молотильным барабаном бильного типа;
  • Енисей 1200 1НМЗ – версия, укомплектованная 1 зубовым барабаном;
  • Енисей 1200 1НМШ – вариация с 1 штифтовым барабаном;
  • Енисей 1200 РМ(Г) – модификация для работы на рисовых полях и грунтах с повышенным содержанием влаги.

Семейство Енисей 1200 содержит множество версий. Характеристики каждой модели можно определить из названия:

  • Н – вариация для нечерноземных регионов;
  • М – модернизированная модификация;
  • Р – версия на гусеничном ходу, применяемая на рисовых полях;
  • З – зубовый барабан;
  • Ш – штифтовый барабан;
  • 1 – количество барабанов молотилки (отсутствие цифры свидетельствует о наличии 2 барабанов).

Особенности Енисей 1200 1НМ:

  • достаточная для данного класса производительность;
  • доступная стоимость. Среди машин с аналогичными характеристиками найти более дешевый вариант вряд ли удастся;
  • значительная ремонтопригодность и простота обслуживания;
  • надежный и мощный агрегат с простой конструкцией;
  • адаптация к российским условиям работы и возможность эксплуатации на любом типе грунта, включая пересеченную местность;
  • многофункциональность и широкий перечень применяемого навесного оснащения.

Недостатки Енисей 1200 1НМ:

  • условия работы на комбайне достаточно тяжелые;
  • низкая надежность. Регулярные поломки для данной модели обычная вещь;
  • немалая эффективность при эксплуатации в районах с влажным климатом.

Технические характеристики

Габаритные размеры:

  • длина – 10490 мм;
  • ширина – 5340 мм;
  • высота – 3950 мм;
  • предельный радиус разворота – 7800 мм.

Снаряженная масса комбайна составляет 9700 кг. Максимальная рабочая скорость равняется 8 км/час, максимальная транспортная скорость – 20 км/час.

Эксплуатационные характеристики:

  • производительность – 9000 кг/час;
  • ширина захвата жатки – 5000-7000 мм;
  • ширина захвата подборщика – 2750 мм;
  • площадь соломотряса – 4,4 кв.м;
  • площадь решет очистки – 3,6 кв.м;
  • высота среза – 50-180 мм;
  • количество барабанов – 1;
  • диаметр барабана – 5500 мм;
  • скорость вращения – 1250 об/мин;
  • емкость бункера – 4500 л;
  • скорость выгрузки – 30 л/сек.

Двигатель

Енисей 1200 1НМ оснащается 3 видами силовых установок:

  • надувным дизелем Д-442/50 (Алтайский моторный завод). 4-тактный рядный агрегат имеет 4 цилиндра. Для мотора характерны следующие параметры: рабочий объем – 6,3 л, номинальная мощность – 140 л.с., емкость топливного бака – 450 л;
  • надувным дизельным двигателем Д-442/57-И (Алтайский моторный завод). Мотор выделяется большим ресурсом работы. Характеристики агрегата: рабочий объем – 6,3 л, номинальная мощность – 170 л.с., удельный расход топлива – 50 л/час. Емкость топливного бака составляет 450 л;
  • безнадувным 4-тактным мотором ЯМЗ 236ДК2 (Ярославский моторный завод). Агрегат считается более современным и по показателям экономичности, запаса крутящего момента и мощности превосходит модели Д-442. Силовая установка оснащается жидкостной охлаждающей системой с принудительной циркуляцией, функционирующей с использованием насоса. Характеристики двигателя ЯМЗ 236ДК2: рабочий объем – 11 л, номинальная мощность – 185 л.с., количество цилиндров – 4. Объем топливного бака равняется 300 л, удельный расход топлива – 30 л/час.

Агрегат на комбайне Енисей 1200 1НМ находится сразу за бункером на крыше молотилки. Установка мотора на раму выполняется с использованием амортизирующей системы. Водяной радиатор имеет дополнительную систему охлаждения. Работа моторов построена по схожей схеме. Усилие поступает на коленвал, после чего на ходовую часть, гидронасос, вентилятор, генератор и водяной насос с одной стороны и молотилку с другой стороны.

Устройство и особенности эксплуатации

Енисей 1200 имеет классическую схему построения. Ходовая часть комбайна оборудована усиленным фронтальным мостом, добавляющим конструкции прочности. Енисей 1200 1НМ доступен только в колесном исполнении, несмотря на наличие в линейке гусеничных модификаций. спецтехника оснащается шинами низкого давления, повышающими площадь контакта с поверхностью. За счет этого проходимость комбайна увеличивается. Плавность хода обеспечивается насосами-дозаторами и гидроцилиндрами. Конструкция ходовой части позволяет свободно вращать руль даже выключенном силовом насосе и двигателе, функционирующем на холостых оборотах.

Для комбайна доступны 2 вида трансмиссии: с гидравлическим и механическим приводом. Последний вариант предполагает установку коробки передач на ведущем мосту. Трансмиссия в этом случае имеет классическое построение с планетарными редукторами и муфтой сцепления, основным принципом работы является взаимодействие зубчатых колес. Среди других элементов механической КПП значатся тормоз первого вала и механизм блокировки. Данная трансмиссия обычно устанавливается на более дешевые модификации. Большинство моделей Енисей 1200 1НМ имеет гидростатическую трансмиссию, поставляемую из-за рубежа. В ее составе присутствуют 2-ступенчатых зубчатых редуктора, гидромотор, шестеренки. Гидростатическая трансмиссия считается более производительной и надежной.

Тормозная система представлена дисковыми тормозами раздельного типа. Оператор выполняет торможение с использованием ножных педалей.

Взаимодействие с рабочими органами и узлами осуществляется посредством гидравлической системы. В комбайне Енисей 1200 1НМ гидросистема опять же применяется для контроля скорости. Основные элементы: гидравлические вибраторы, шестеренчатый гидронасос, предохранительный клапан.

Электрическая система отвечает за работу приборов освещения, очистителя стекол, сигнальных устройств, приборной панели и других элементов. Она сделана в виде однопроводной сети на 12 В.

Основные узлы Енисей 1200 1НМ:

  • жатвенная часть с системой копирования рельефа. Основной для данного комбайна является жатка ЖН-10 с 2-секционным 5-лопастным мотовилом. Привод жатки выполняется от редуктора, подъем/опускание – посредством клиноременного вариатора и цепных контуров;
  • устройство обмолота, представленное одним барабаном. Для комбайна применяется 4-клавишный 2-вальный соломотряс. Использование 1 барабана делает технику более компактной и позволяет применять ее на полях неправильной формы и малого размера;
  • очистная система с 2 главными вентиляторами с разделителем воздушного потока и жалюзийными решетами с возможностью регулировки конфигурации. Вентиляторы имеют скорость вращения 630-1850 об/мин.
  • бункер на 4500 л.

Помимо стандартного оснащения, Енисей 1200 1НМ может использоваться со следующими устройствами:

  • жатка для среза колосьев;
  • навесной копнитель для прессования соломы;
  • измельчитель-разбрасыватель для перемалывания соломы;
  • капот для формирования валков из соломы.

Одновременно возможна эксплуатация только с одним агрегатом по работе с соломой.

кабина оператора Енисей 1200 1НМ в сравнении с базовой моделью имеет больший размер. Мягкое кресло оператора обеспечивает комфортную работу в течение всей смены. В салоне присутствует откидное место для помощника. Боковые панели и потолок отделаны материалом с значительной степенью звукоизоляции. опять же имеются форточки и уплотнители. Система вентиляции с подачей отфильтрованного воздушного потока повышает комфорт эксплуатации. Дополнительно возможна установка охладителя-кондиционера (самодельное устройство), применяемое на комбайнах серии Енисей и Нива. Помимо этого, доступен заводской вариант охладителя/отопителя. Рулевая колонка имеет возможность регулировки по углу наклона.

Читайте также:  Комбайн — изготовление и ловля на него

Видео

На вторичном рынке довольно много объявлений о продаже б/у комбайнов Енисей 1200 1НМ. Стоимость моделей зависит от состояния. Относительно «свежие» варианты 2006-2009 года выпуска обойдутся в 1-1,4 миллиона рублей, модификации 1996-1999 годов выпуска – в 380-550 тысяч рублей.

Регулировка сцепления комбайна енисей 1200

Коробка передач и сцепление комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос»

Сцепление служит для кратковременного разъединения трансмиссии и передачи крутящего момента от вариатора скорости движения на коробку передач. Сцепление устанавливается на первичном валу (2) коробки передач. Конструкция сцепления включает в себя: фрикционный (ведомый) диск (17), который свободно насажен на шлицы приводного вала (2); нажимной (ведущий) диск (22) с механизмом выключения; муфту выключения (14). Механизм выключения состоит из трёх отжимных лапок (рычажков) (16). Ведомый диск (17) постоянно зажат пружинами (23) между нажимным диском (22) и плоскостью ступицы (18).

К основным техническим данным относятся:

— Сцепление – фрикционное, однодисковое, сухое, постоянно замкнутого типа;

— Число нажимных пружин – 12;

Кликните левой кнопкой мыши для увеличения

Рис. 1. Коробка передач и сцепление комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос».

1) – Блок зубчатых колёс включения II и III передач;

2) – Первичный вал коробки передач;

3) – Лента стояночного тормоза;

6) – Зубчатое колесо III передачи;

7) — Зубчатое колесо II передачи;

9) – Ведущее зубчатое колесо главной передачи;

10) – Ведомое зубчатое колесо I передачи и заднего хода;

11) – Зубчатое колесо включения I передачи и заднего хода;

12) – Втулка с маслосгонной резьбой;

14) – Муфта выключения сцепления;

20) – Соединительная шлицевая втулка;

25) – Промежуточное зубчатое колесо;

26) – Зубчатое колесо заднего хода;

28) – Зубчатое колесо I передачи;

29) – Отжимная пружина муфты включения сцепления.

14) – Муфта выключения сцепления;

29) – Отжимная пружина муфты включения сцепления.

Регулировка сцепления ходовой части. Неполное выключение сцепления.

Регулировка сцепления ходовой части. В этом механизме может возникать пробуксовка. Бывает и неполное выключение сцепления. Такие неисправности связаны с величиной свободного хода педали сцепления.
Слабый свободный ход педали сцепления проявляется тогда, когда между выжимными рычажками и подшипником муфты выключения сцепления отсутствует зазор или он слишком мал. В. этом случае подшипник нажимает на выжимные рычаги и происходит пробуксовывание сцепления,, что ведет к износу дисков, поверхности шкива и подшипника муфты. Если же свободный ход педали окажется очень большим, то сцепление выключается неполностью, затрудняется переключение передач. В этом случае интенсивно изнашиваются диски сцепления, шестерни коробки передач.
При регулировке сцепления ходовой части важно знать необходимые параметры (табл. 57).

Таблица 57
Эксплуатационные параметры механизма сцепления ходовой части комбайнов
Состояние сцепления определяют и по величине передаваемого крутящего момента приспособлением КИ-3971, основные детали которого приведены на рисунке 53.

Рис. 53. Приспособление КИ-3971 для проверки передаваемого крутящего момента:
1— указатель крутящего момента, 2— кронштейны, 3— шкив редуктора, 4— редуктор, .5— динамометрическая рукоятка, в—лимб, 7— сигнальная лампочка, 8— трос
На раме комбайна устанавливают кронштейны 2, а на них монтируют редуктор 4; трос 8 крепят к шкиву редуктора 3 и на ступице ведущего шкива сцепления. Затормаживают комбайн. Риску на лимбе 6 устанавливают на цифру 1. Рукоятку 5 устанавливают на конец вала редуктора. Прокручивают рукоятку по часовой стрелке, наблюдая за загоранием сигнальной лампочки 7. При пробуксовывании сцепления лампочка не загорается, значит, сцепление требует разборки и проверки, а на указателе 1 будет фиксироваться величина момента, которая должна быть не менее 400 Н (40 кгс).
Свободный ход педали сцепления в комбайнах СКД-5, СК-5, СК-6 равен 25—35 мм. При таком ходе выбирают зазоры между толкателем и поршнем главного цилиндра, а также между выжимными рычагами и выжимной муфтой величиной 1,5—2,5 мм. Такой зазор (рис. 54) проверяют между торцом регулировочного болта 6 и двуплечим рычагом 3, который устанавливают на валике 1. Зазор замеряют, когда рычаг 3 упирается в упор 2, а шток 7 гидроцилиндра — в дно поршня.

Рис. 54. Регулировка механизма привода сцепления ходовой части комбайна:
1— валик, 2— упор, 3— двуплечий рычаг, 4— контргайка, 5— рычаг, 6— регулировочный болт, 7— шток цилиндра, S— вилка штока, 9— рычаг
При этом рычаг 5 отводят от рычага 3 до упора выжимного подшипника в выжимные рычаги. Затем измеряют зазор.
Данный зазор регулируют болтом 6. Если при этом не достигается положительных результатов, то регулировку производят штоком 7. Для этого отсоединяют вилку 8 от рычага 3 и на резьбе изменяют длину. Если ничего не дает и эта регулировка, сцепление снимают и проверяют толщину ведомого диска, расстояние от плоскости выжимных рычагов до торца горловины кожуха сцепления.
На комбайнах последних выпусков, шток 7 и вилка 8 сделаны нерегулируемыми, следовательно, упомянутые регулировки выполняются без изменения длины штока 7.
После регулировки сцепления проверяют расстояние между упорным болтом, который крепится на коробке передач и рычагом — оно должно быть равным 62 мм, при несоответствии производится регулировка болтом.

Регулировка сцепления комбайна Нива СК-5

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Помогите. С описанием процесса регулировки сцепления комбайна НИВА СК-5 или поделитесь руководством по ремонту и эксплуатации комбайна «Нива» СК-5.

Для сцепления трансмиссии ходовой части .Если разбиралось, то: в собранном виде, при не установленом на первичный вал шкиве установить между рабочими повехностями отжимных рычагов и ступицей ведомого диска расстояние 25 мм. Установить шкив на первичный КПП. Толкателем рабочего гидроцилиндра установить между рабочими поверхностями отжимных рычагов и отжимным подшипником зазор 2,5. 3,5 мм.

привет !! есть схема подключения насоса дозатора.

Подскажите порядок регулеровки клапанов на ниве ск-5 и зазоры в клапанах.

Подскажите порядок регулеровки клапанов на ниве ск-5 и зазоры в клапанах.

Регулировка по вмт 1342 как и везде, А зазор на ножовочное полотно по металу, 0.5мм

Мій канал — http://www.youtube.com/user/pppatriot
Бажаючі приєднатись до вайбер групи «Фермери України» , пишіть в приват.

привет !! есть схема подключения насоса дозатора.

А можете выложить на форуме схему ?

ребята ведет сцепление на комбайне что подкрутить?

Около темы. Проверено практикой на 2 комбайнах Нива без измельчителя, на сцеплении привода машины снимаем половину пружин вкл- выключение намного легче ресурс выжимного больше пробуксовок на пшенице кукурузе подсолнухе замечено небыло.

Закрутить надо подстроечный болт на рычаге выжима//////в верху коробки передач снаружи комбайна//// сцепления или подвести лапки — на сцеплении с внутреней стороны расположены три регулировчных гайки вроде-бы на 22 надо их закрутить каждую на один и тот же угол около пол оборота, короче опытным путем — или методом научного тыка.

Подскажите, есть ли самоцентрирующийся диск сцепления на коробку передач комбайна «Нива». Простой рвет просто регулярно, уже задолбал.

Люди подскажите! На ниве СК 5 комбайн раскрутился стакан выжимного и вал его немного выработал . Я его заменил на другой, поставил диск новый. Теперь выехал на поле через два часа диск начал буксовать. Оказалось масло попало на диск сцепления. Теперь вопрос . Как оно туда попало по валу что-ли или под стаканом пропускает. Ни сальника ничего нет . Может масло много в КПП. И ещё вопрос под стаканом должна быть прокладка или нет?

Енисей 1200-1. Ремонт и модернизация

Вопросы задавать можно только после регистрации. Войдите или зарегистрируйтесь, пожалуйста.

Товарисчи. Просмотрел весь форум-не нашёл темы по комбайну Енисей 1200. Давайте покурим сей девайс насчёт переделки некоторых проблемных узлов, наподобие темы Александра Штирлица по комбайну Нива. В частности- переделка привода колосового шнека-элеватора-домолота, это самый проблемный узел, установка вариатора вентилятора вместо заслонок, в перспективе установка ГСТ, режущего «Шумахер», быстросъём наклонной от хедера, установка кондишена, избавиться от половонабивателя. У кого есть наработки, прошу поделиться.

У меня вместо домолачивающего стоит длинный элеватор на второй барабан. Никаких проблем нет. Если интересно сфоткаю.

Да, конечно , в моём случае однобарабанная модификация 1992г.До 92г. привод колосового был с правой стороны, сейчас снова вернулись к такому решению, например, на Енисей-950, не понимаю, зачем надо было собирать две цепочки на одной шестерне, в случае слёта верхней цепи с предохранительной муфты, она попадает в зазор между шестернями и заклинивается нижней цепью, в результате, в лучшем случае гнётся верхний вал колосового транспортёра, в худшем-погнутый вал + кожух в гармошку. Про влажную массу я уже не говорю, лучше стоять и ждать, но год на год не приходится, из-за дождливой осени приходится рвать и сырое зерно, в этом случае поломка данного узла гарантирована и не один раз, а это день простоя, как минимум. Есть идея переделать этот узел с приводом с правой стороны, как на Е-950.

Читайте также:  Советы по выбору косметологических комбайнов для салона красоты

Если бы Земля была круглая, мы бы все падали.
http://www.youtube.com/c/alhomst66

Завтра сфоткаю, сейчас погода плохая +2, дождь, ветер 10 м/с.

Коробка передач и тормозной механизм комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос»

Устройство механизма блокировки переключения передач. Валик (35) с зубчатым пазом расположен в приливе крышки над торцами конических штифтов (36). При нахождении валика в исходном положении штифты не могут выйти из конических лунок штоков, потому что цилиндрическая поверхность валика препятствует их перемещению. Для освобождения штифтов следует повернуть блокирующий валик таким образом, чтобы его паз расположился над торцами штифтов. При этом можно переключать любой из штоков.

При помощи шайбы и шплинта блокирующий валик удерживается в отверстии прилива крышки. Коленчатый рычаг (43) приварен к левому концу валика. Между рычагом (43) и торцом прилива крышки на валик свободно надета втулка, к которой приварен двуплечий рычаг (39). Нижнее плечо данного рычага связано с рычагом выключения сцепления посредством тяги (23). Верхнее плечо указанного рычага упирается в колено рычага (43).

Порядок действия механизма блокировки. При выключении сцепления тяга (23), соединённая со штоком рабочего гидроцилиндра, через рычаги (39) и (43) поворачивает валик (35). В том случае, если сцепление не будет выключено полностью, то паз блокирующего валика не займёт позицию, при которой конические штифты (36) освобождаются. Следовательно, не произойдёт переключение зубчатых колёс. Если при изменении передачи зубчатые колёса не включатся полностью, конический штифт не войдёт в лунку штока и блокирующий валик, упираясь зубом паза в хвостовик конического штифта, не сможет занять исходную позицию после освобождения педали сцепления. Но это не помешает педали вернуться в первоначальную позицию и полностью включить сцепление, потому что рычаг (39) свободно установлен на блокирующем валике.

Если зубчатые колёса включены не полностью, то раздаётся звуковой сигнал.

Чтобы отрегулировать сцепление, следует отпустить контргайку вилки (19) и отъединить вилку от рычага (24). Затем нужно повернуть его в сторону сцепления и зафиксировать. Далее надо переместить вилку со штоком (18) к гидроцилиндру (17) до упора поршня в дно. Путём вращения вилки следует совместить её отверстие с отверстием А на рычаге (24). Затем нужно переставить вилку на соседнее отверстие, соединить её осью с рычагом и закрутить контргайку.

Рис. 1. Бортовой тормоз и тормозной цииндр.

3) – Регулировочный колпачок;

4) – Тормозной гидроцилиндр;

5) – Винты крепления фиксирующей пластины;

7) – Опорный кронштейн тормозного гидроцилиндра;

Рис. 2. Коробка передач (модернизированная) комбайнов «Енисей», «Нива».

16) – Тяга привода тормозка первичного вала;

17) – Рабочий гидроцилиндр выключения сцепления;

20) – Рычаг привода стояночного тормоза;

23) – Тяга механизма блокировки передач;

24) – Рычаг включения сцепления;

25) – Валик отжимной вилки сцепления;

29) — Рычаги тормозка первичного вала коробки передач;

40) – Электрический датчик включения передач;

44) – Датчик скорости движения комбайна;

А – Блокирующий валик (исходное положение).

Рис. 3. Коробка передач комбайнов «Енисей», «Нива», «Колос».

20) – Рычаг привода стояночного тормоза;

22) – Ограничительная планка;

23) – Тяга механизма блокировки передач;

24) – Рычаг включения сцепления;

25) – Валик отжимной вилки сцепления;

26) – Отжимной рычаг сцепления;

29) — Рычаги тормозка первичного вала коробки передач;

30) – Тяга тормозка первичного вала;

Рис. 4. Механизм включения и блокировки передач.

23) – Тяга механизма блокировки передач;

33) – Вилка включения I передачи и заднего хода;

34) — Вилка включения II и III передач;

37) – Шток включения II и III передач;

38) — Шток включения I передачи и заднего хода;

40) – Электрический датчик включения передач;

44) — Датчик скорости движения комбайна.

А – Блокирующий валик (исходное положение);

Б – Положение блокирующего валика при переключении передач и полностью выключенном сцеплении.

Комбайн «Енисей 1200»: технические характеристики

Комбайн Енисей 1200: технические характеристики

Те, кто рос в сельской местности, прекрасно помнят: самым распространённым комбайном в СССР был СК-5 «Нива» ростовского завода «Ростсельмаш». Но это на европейской части страны. «По ту сторону» Уральских гор наиболее массовой зерноуборочной сельхозмашиной суждено было стать комбайну «Енисей-1200».

Выпускаемый с 1981 года, он разрабатывался с учётом опыта эксплуатации «Нивы», и не только не уступал, но и во многом превосходил своего именитого «одноклассника».

За рекордный 1986 год на Красноярском заводе комбайнов было выпущено 16535 «Енисеев»! Многие из них продолжают исправно трудиться на полях и сегодня.

История создания комбайна «Енисей-1200»

«Енисей-1200» и его завод сегодня

Это и не удивительно: на «Енисеях-1200» стоят чрезвычайно неприхотливые и удивительно надёжные дизельные двигатели, спокойно работающие и на топливе невысокого качества; а вся конструкция комбайна отличается простотой, долговечностью и высокой степенью ремонтопригодности. Запасные части при этом стоят дёшево, а ремонт можно произвести прямо в поле, не прибегая к услугам специалистов сервиса. Поэтому данным зерноуборочным комбайнам, и тем, что были выпущены в двухтысячных годах, и даже сделанным в 80-х, предстоит ещё долгая и «полная свершений» трудовая жизнь.

Модификации «Енисея-1200», а также его более компактного «собрата» — с литерой «950» и торговой маркой «Руслан», продолжают в ограниченных количествах выпускаться и в наши годы. Но уже не в Красноярске, а на мощностях чебоксарского «Промтрактора».

«Енисей-1200» и его завод сегодня

Красноярский завод комбайнов постигла судьба многих славных предприятий советской эпохи, волею судьбы оказавшихся на участках, привлекательных для строительства и продажи крупных жилых комплексов. В 2013 году завод был закрыт, а его площадь — 20 га была продана для реализации на ней крупного девелоперского проекта недвижимости.

Потомок «Коммунара», «Сталинца» и «Сибиряка»

Нельзя не вспомнить, что именно Красноярский завод комбайнов, будучи передовым предприятием отрасли, первым в Советском Союзе начал выпускать самоходный комбайн с отдельной кабиной для водителя: это был производимый с 1969го по 1981й годы знаменитый СКД-5 «Сибиряк».

Вообще, история этого славного предприятия стартовала в октябре сурового 1941 года, когда в Красноярск были эвакуированы из города Запорожье производственные мощности и техническое оборудование завода сельхозтехники «Коммунар». Это и стало основой будущего КЗК, вкупе со станками вывезенного сюда же из города Люберцы завода сельхозмашиностроения имени Алексея Ухтомского.

В годы Великой Отечественной войны Красноярский завод комбайнов производил миномёты, боеприпасы к ним, а также артиллерийские снаряды различных калибров. Однако уже 13 апреля 1944 года из заводских ворот выехал первый комбайн, получивший название «Красноярский коммунар», и ко Дню Победы 9 мая 1945 года таких прицепных сельхозмашин было выпущено уже 350 штук.

Начало собственной династии «сибирских богатырей» было положено заводом в 1947 году, с выпуском первого в Союзе самоходного комбайна С-4 «Сталинец». Это был существенный шаг вперёд: данная сельхозмашина не нуждалась в тракторе и обслуживалась одним человеком, а не пятью.

Модификации «Сталинца» — СК-3 (1959 год) и СК-4 (1965) стали переходными моделями на пути к первому «бестселлеру» отрасли — комбайну «Сибиряк», вобравшему в себя все достижения производства того времени и смелые конструкторские решения. В том числе, и это снова было впервые в Советском Союзе, — двухбарабанная система обмолота, давшая возможность на 48 процентов увеличить пропускную способность комбайна.

Комбайн СКД-5 Сибиряк

Комбайн СКД-5 Сибиряк

Была изобретена и успешно внедрена гусеничная двухбарабанная модификация «Сибиряка», для работы в условиях повышенного увлажнения, на рисовых плантациях. Эти новаторские решения получили своё развитие и в «Енисее».

Над созданием «Енисея-1200», совместно с конструкторским бюро Красноярского завода, не один год трудился солидный коллектив учёных Новосибирского государственного сельскохозяйственного института (ныне аграрный университет, НГАУ). Опытные образцы новой модели испытывались не в тиши кабинетов, а на полях опытно-производственных хозяйств «Тулинское» и «Элитное».

Читайте также:  Ремень привода John Deere 9660STS на комбайн купить ремень Джон-Дир каталог запчастей

Разумеется, «Енисей-1200» создавался с оглядкой не только на продукцию ростовских коллег (комбайны «Нива»), но и на лучшие зарубежные образцы сельхозтехники того времени. Итогом кропотливой работы стало создание принципиально нового зерноуборочного комбайна третьего класса, использование которого позволяет значительно снизить потери зерна и эффективно делать обмолот даже в условиях повышенной влажности или при полеглых хлебах — меньше зависеть от капризов погоды.

По сравнению с «Сибиряком», значительно улучшились условия труда комбайнера: гораздо более комфортная кабина, лучший обзор и принципиально новое расположение рычагов и педалей позволило облегчить управление комбайном и снизить утомляемость хлебороба.

Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»

Цифры «1200» в названии модели означают ширину молотильной камеры в мм. Соответственно, модель 2003 года «Енисей-950 «Руслан» стала более компактной модификацией всесоюзного «бестселлера» отрасли, предназначенной для использования в малых фермерских хозяйствах, на небольших полях со сложным рельефом местности.

Технические характеристики комбайна «Енисей-1200»

Основные технические характеристики комбайна «Енисей-1200» таковы:

Габаритно-массовые показатели

  • Габаритные размеры: (длина-ширина-высота), в мм: 10500-3800-7500;
  • Снаряжённая масса: 9700 кг;
  • Объём зернового бункера: 4500 л;
  • Производительность: 9000 кг в час;
  • Диаметр каждого барабана — 550 см, скорость его вращения — 1250 оборотов в минуту;
  • Захват жатки — от 5 до 7 м, высота срезки колосьев — от 5 до 18 см;
  • Производительность шнека для выгрузки — 17 кг в секунду;
  • Соломотряс: четырёхклавишный, с клавишами длиной 2820 мм.

Двигатель комбайна «Енисей-1200»

На комбайнах данной марки установлены дизельные двигатели трёх типов: «Д-442/50»; «Д-442/57-И» и «ЯМЗ-236/ДК-2». Это рядные четырёхтактные и четырёхцилиндровые дизеля с обширным рабочим ресурсом. Показатель их мощности составляет, соответственно: 145; 170; 185 л/с.

Ёмкость топливного бака — 300 литров. Более современный мотор «ЯМЗ» не только более мощный, но и более экономичный, по сравнению со своими предшественниками, а также имеющий больший запас крутящего момента.

Двигатель на «Енисеях» располагается непосредственно за зернобункером, на крыше молотилки. Монтируется мотор на основную раму через посредство специальной амортизирующей системы. Водяной радиатор оснащён дополнительной системой охлаждения. С одной стороны коленвала мощность движения передаётся на молотилку, а с другой — на гидронасос, ходовую часть, вентилятор, водяной насос и дизельный генератор.

Особенности трансмиссии, коробки передач, управления

«Енисей-1200» оснащён гидравлическим усилителем руля. Кроме того, посредством гидравлики осуществляется эффективное управление всеми основными узлами данной сельхозмашины.

Гидростатический привод трансмиссии обеспечивает лёгкость и точность управления, ровный, плавный ход и лучшую среди «одноклассников» маневренность.

Шины низкого давления, которыми оснащён «Енисей», увеличивают зону контакта колеса с грунтом, усиливая тягу комбайна при уменьшении расхода топлива. Гидроцилиндры и насосы-дозаторы обеспечивают плавность хода.

Конструктивные особенности ходовой комбайна таковы, что руль легко крутится даже при работающем на холостых оборотах двигателе и неработающем силовом насосе (эту особенность отметит каждый, кто имел опыт работы на «Енисее»).

Что касается трансмиссии, то на «Енисеях» встречаются как гидравлические, так и механические вариаторы. В зависимости от этого изменяется и ведущий мост комбайна.

Кабина комбайна «Енисей»: обзор рабочего места

Как уже отмечалось выше, при работе над данной моделью далеко не последней задачей, которую решали конструкторы, было оборудование совершенного нового, современного рабочего места для комбайнера. Во-первых, сама кабина стала гораздо больших размеров; наряду со ставшим мягким и эргономичным креслом комбайнера появилось дополнительное откидное кресло для штурвального.

Кабина комбайна "Енисей": обзор рабочего места

Задача повышения комфорта данного рабочего места, увеличения обзора была достигнута благодаря следующим конструктивным особенностям кабины:

  • Потолок и боковые панели кабины отделаны звукоизоляционным материалом; потолок — умягчённый, боковые панели — с надёжными уплотнителями и форточками.
  • Кабина оборудована системой вентиляции с бесперебойной подачей отфильтрованного чистого воздуха. При желании, к данной системе легко прикрепить известный в комбайнёрской среде самодельный охладитель-кондиционер, широко применяемый народными умельцами как на «Нивах», так и на «Енисеях».
  • Рулевая колонка снабжена возможностью регулировки её угла наклона.
  • Есть возможность установки заводского отопителя/охладителя кабины.

Жатка комбайна «Енисей-1200»

Основным рабочим узлом, предназначенным для скашивания и укладки в валок зерновых культур, как и в любом комбайне, в «Енисее» является жатка. При разработке данного основного узла для этого комбайна конструкторы постарались решить задачу лёгкого копирования жаткой всех неровностей ландшафта поля, с целями снижения потерь и ликвидации риска обрывов жатки.

На «Енисеях» применяется широкозахватная валковая жатка ЖН-10. Мотовило жатки — эксцентриковое, 5ти-лопастное, 2х-секционное. Привод, расположенный в зоне правой поддержки, осуществляется от редуктора, через цепные контуры и клиноременной вариатор. Подъём/опускание жатки осуществляется четырьмя синхронно работающими гидроцилиндрами.

Во время своей непосредственной работы в поле жатка опирается на почву двумя опорными колёсами, которые, в сочетании с пружинно-рычажным уравновешивающим механизмом и обеспечивают качественное копирование рельефа поля.

Модификации комбайнов «Енисей»

«Классической» стала модель «Енисей-1200» — многофункциональная и высокопроизводительная, предназначенная для больших площадей и любой погоды, с молотильным устройством, оснащённым двумя барабанами бильного типа.

Но сельское хозяйство очень изменилось. На смену колхозам-гигантам пришли небольшие фермерские хозяйства; парк сельхозтехники в разы сократился, нагрузка на неё увеличилась. Со времени выпуска первой серии комбайнов «Енисей», в начале 80-х годов, по результатам их эксплуатации в различных условиях был разработан и налажен выпуск следующих модификаций данных сельхозмашин:

  • «Енисей-1200/1», а также «1М» (модернизированный), «1НМ» (для Нечерноземья) — компактная модель с 5ти-метровой жаткой, однобарабанной молотилкой и автономным устройством домолачивания.

Комбайн Енисей-1200-1НМ

  • «Енисей-Р», а также «РМ» — модификации на гусеничном ходу, для уборки урожая риса, сои и других бобовых, подсолнечника, зерновых культур в условиях переувлажнённой почвы или заболоченных местах. Молотильные барабаны — штифтовые, а не бильные; соломотряс — повышенной активности.

Комбайн Енисей-1200-РМ

  • «Енисей-Н» — сделанная специально для Нечерноземья модификация, с колёсами от трактора Т-150К на ведущем мосту, а на управляемом мосту — с колёсами, снабжёнными расширенными шинами.

Комбайн Енисей-1200-Н

  • «Енисей-950/960» — последняя вышедшая в серийное производство модификация комбайнов «Енисей», наиболее отвечающая современным реалиям: компактная и экономичная.

kombajn-enisej-950-960

Как показывают результаты исследований, проведённых в течение 2000-2003 годов учёными Новосибирского государственного аграрного университета в хозяйствах области, наибольший экономический эффект при уборке урожая со средними показателями от 20 до 30 центнеров с гектара (что соответствует 80 процентам полей с зерновыми культурами в России) достигался именно комбайнами «Енисей-1200» и «Енисей-950 «Руслан».

Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»: достоинства и недостатки

Применение этих комбайнов позволяло убирать зерновые чисто и с минимальными потерями. Вместе с тем, было отмечено, что использование «Енисея-1200» на малых площадях, небольших полях малоэффективно: это модель была создана для больших хозяйств и требует больших прогонов.

Мнения о комбайне «Енисей-1200» «из первых рук», то есть от владельцев фермерских хозяйств и комбайнеров, можно обобщить следующим образом. Всё познаётся в сравнении. Импортные комбайны «Джон Дир», «Клаас», «Кейс», «Сампо» и т.п., безусловно, предпочтительнее «Енисея» по всем параметрам. Кроме самого главного — экономической эффективности, которой они в современных российских реалиях не соответствуют (высокая цена и долгая окупаемость; сложность конструкции с низкой ремонтопригодностью и необходимостью за каждым ремонтом обращаться к дилерам; дороговизна запасных частей и т.д.)

Сравнение с «Нивой» также весьма неоднозначно. Хлеборобы отмечают, что в целом «Енисей-1200» современнее, производительнее и комфортабельнее «Нивы». Причём с самой лучшей стороны проявили себя «Енисеи», оснащённые двигателями ЯМЗ. Однако и расход топлива у «Енисеев» больше, чем у их ростовских «одноклассников»: как говорится, за удовольствия надо платить. Другая, ещё более серьёзная проблема — трудности с оригинальными запасными частями. У завода «Ростсельмаш» — развитая дилерская сеть в регионах России, все необходимые запчасти можно приобрести быстро и недорого. Ничего подобного у ликвидированного красноярского предприятия нет. Спасает то, что немалую часть запчастей от «Нивы» можно приспособить и для «Енисея».

Опыт эксплуатации комбайна «Енисей-1200»

Покупка б/у комбайна «Енисей»: особенности выбора

В интернете можно найти немало объявлений о продаже бывших в употреблении комбайнов «Енисей-1200». При этом цена на данную технику варьируется от 150 тыс. рублей за прошедший капитальный ремонт двигателя комбайн конца 80-х годов выпуска до 1-1,2 млн рублей за относительно «свежие» экземпляры, произведённые в середине двухтысячных. Часто данные предложения сопровождаются продажей дополнительного навесного оборудования и запчастей к данной сельхозмашине. Окончательная цена зависит от технического состояния, комплектации и наличия/отсутствия документов на конкретный комбайн.

Источник https://traktorbook.com/zernouborochnyj-kombajn-enisej-1200-1nm/

Источник https://dmsht.ru/regulirovka-stsepleniya-kombayna-enisey-1200/

Источник https://tractorreview.ru/kombaynyi/zernouborochnyie-kombaynyi/kombayn-enisey-1200-tehnicheskie-harakteristiki.html

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]