Содержание
Культивация почвы мотоблоком
Культивация представляет собой обработку земельного участка безотвальным методом. Если во время вспашки участка мотоблоком земля переворачивается пластами, то в случае с культивацией происходит лишь ее разрыхление на определенную глубину, тем самым плодородный слой почвы остается на месте, что обеспечивает получение богатого урожая с земельного участка.
Сохранение образовавшегося плодородного слоя – это одно из главных преимуществ обработки почвы фрезами, но здесь есть и один недостаток. Если обработка земельного участка при подготовке к зимнему периоду будет проведена фрезами, а не плугом, то весной после схода снега земля будет снова уплотненной, и придется заново заводить мотоблок и культивировать свой земельный участок.
Культивация мотоблоком после зимнего периода представляется сложным процессом, особенно если предварительно не проводилась вспашка участка . Земля уплотнена, и нагрузка на мотоблок повышается в несколько раз.
Стоит отметить тот факт, что во время культивации фрезы могут иметь разную величину заглубления, поэтому качество обработки почвы может быть неудовлетворительным. Для достижения максимального эффекта от культивации земельного участка применяется следующий способ обработки почвы. Если после зимнего периода сначала вспахать участок на глубину не менее 10 см, тем самым разрыхлив верхний уплотненный слой почвы, то можно достичь от последующей культивации максимально положительного результата с заглублением фрез на 15-25 см.
Перейдем к пошаговому изучению вопроса о том, как с помощью мотоблока выполнить работу по культивации своего земельного участка.
Подготовка мотоблока к культивации участка
Шаг первый. Установка фрез
Для культивации почвы на мотоблок вместо транспортировочных колес необходимо установить по комплекту фрез с левой и правой стороны, как показано на фото 2 (фрезы установлены с правой стороны). Один комплект фрез включает в себя восемь ножей. Такое количество и расположение ножей на оси дает максимально эффективный результат обработки почвы.
Обратите внимание, что при установке ножей режущая часть должна быть направлена вперед, по ходу движения мотоблока. Обратите внимание на то, что рабочая часть ножа не должна быть острой, так как в таком случае мотоблок не будет продвигаться вперед, а станет постоянно зарываться в землю, поскольку фрезы будут не рыхлить землю, обеспечивая зацепление с почвой, а просто резать ее.
Шаг второй. Установка сошника
На фото 4, показано как на мотоблок устанавливается серьга, к которой крепится сошник.
На фото 5 показан сошник. Что это и для чего он нужен? Сошник – это планка с вертикально расположенными отверстиями, с помощью которой мы можем регулировать заглубление фрез мотоблока во время культивации земельного участка.
Сошник устанавливаем в серьгу и крепим с помощью втулки и шплинтов во второе отверстие (отсчет ведется от нижней части сошника). При установке сошника таким способом заглубление фрез мотоблока в почву составит примерно 20 см. Этой глубины вполне достаточно для качественной обработки почвы для последующей посадки культурных растений на земельном участке.
Для изменения глубины обработки почвы сошник можно крепить к серьге следующим образом:
- Для увеличения глубины обработки почвы сошник опускаем вниз и крепим к серьге через верхние отверстия.
- Для уменьшения глубины обработки почвы сошник поднимаем вверх и крепим к серьге через нижерасположенные отверстия.
Фрезы и сошник установлены и мотоблок готов к работе. Для определения качества регулировки заглубления фрез необходимо выполнить контрольный прогон мотоблока по земельному участку и убедиться, что мотоблок во время культивирования работает без нагрузки и глубина обработки почвы соответствует нашим требованиям.
Культивация участка с помощью мотоблока
Шаг первый
Для получения высокого качества обработки почвы фрезами необходимо выбрать правильный скоростной режим. Обычно для движения мотоблока вперед имеются две передачи:
- Пониженная — это первая передача.
- Повышенная — это вторая передача.
В отличие от пахоты, при культивации почвы мотоблок должен работать на повышенной скорости, поэтому в этом случае необходимо выбрать повышенную передачу для увеличения частоты вращения фрез.
Выбор повышенной передачи снижает нагрузку на двигатель мотоблока, а при увеличении числа оборотов вращения фрез значительно повышается качество рыхления почвы.
Шаг второй
После прохождения первой полосы проверяем глубину обработки почвы. Если глубина удовлетворительная, то можно продолжать культивацию земельного участка. Прохождение второй полосы необходимо выполнить так, чтобы фрезы шли по линии, оставленной сошником, так как между фрез мотоблока остается необработанный участок почвы.
Примечание:
При выполнении работ по культивации огорода не нужно придавливать руль вниз, не стоит подталкивать мотоблок вперед – все это может привести к тому, что мотоблок начнет зарываться в землю.
Причины сильного заглубления фрез
На фото 10 можно видеть, что мотоблок перестал продвигаться вперед, фрезы сильно углубились в слой земли. Выражаясь по-простому – мотоблок зарылся в землю! Почему такое может происходить? Ниже приведены основные причины, по которым зарывается мотоблок, а также способы их устранения.
1. Почва на участке сильно увлажнена и забивает ножи, необходимо дождаться, когда земля подсохнет.
2. Сошник сильно углублен в почву, необходимо выполнить регулировку сошника.
3. Недостаточное число оборотов, необходимо установить регулятор газа на максимальное значение и проверить скоростной режим (выбрать повышенную передачу движения мотоблока).
4. Почва на участке сильно уплотнена, поэтому необходимо выполнить культивацию участка за два раза:
- Первичная обработка почвы на минимальном заглублении сошника.
- Окончательная обработка почвы выполняется при заглублении сошника на необходимую глубину.
5. Неправильно установлены фрезы мотоблока, проверьте правильность установки фрез.
Это наиболее часто встречающиеся причины того, что фрезы мотоблока сильно углубляются в землю и мотоблок встает на месте.
Как выбрать мотокультиватор в соответствии с вашими потребностями
Мотокультиватор – незаменимый помощник для садоводов и огородников. К основным задачам культиватора почвы относятся вспашка и рыхление земли, а также окучивание, нарезка борозд и боронование почвы. Этот вид сельскохозяйственной техники довольно популярен и относительно прост в использовании.
Тем не менее, при выборе агрегата, важно не прогадать с его качеством, характеристикам и ценой. Прочитав данный материал вы узнаете, как выбрать мотокультиватор, какой мощности агрегат вам необходим, какой тип двигателя и трансмиссии является наиболее практичным и надежным, а также особенности обслуживания и типы дополнительного навесного оборудования.
Каково отличие мотокультиватора от мотоблока
Прежде всего, при выборе мотокультиватора необходимо определиться с задачами которые вам предстоит выполнять при помощи данной техники. И тут важно понять, что вам нужно — мотокультиватор или мотоблок.
Мотоблоки — это агрегаты похожие на мотокультиваторы, но имеюшие определенные отличия. Мотоблок, как правило, является более мощной техникой и может сравниться только с мотокультиваторами самого тяжелого класса. Кроме этого данное устройство является более универсальным. Мотоблок может быть в двух исполнениях — с валом отбора мощности (ВОМ) и без него.
На агрегаты оснащенные ВОМ можно навешивать активное навесное оборудование в виде:
- Снегоуборочных деков;
- Сено- и газонокосилок;
- Щетки для подметания;
- Скарификаторы и фрезы, для подготовки почвы и многое другое.
Также можно установить колеса и прицеп. Таким образом, получится своеобразный трактор для перевозки грузов. Однако мотоблок, даже без дополнений, обойдется гораздо дороже мотокультиватора. А навесные элементы, из вышеприведенного списка порой стоят больше самого устройства.
Что из этих двух приспособлений лучше? Зависит от сферы использования и ваших потребностей. Конечно, если от техники требовать максимальную функциональность, следует присмотреться к мотоблоку. Но если вы простой дачник и ищите себе механического помощника только для земельных работ, этот агрегат станет причиной необоснованных дополнительных трат. Лучше остановиться на мотокультиваторе. Со своими задачами он справится ничуть не хуже, но стоит при этом в разы дешевле.
Также стоит отметить, что некоторые модели мотокультиваторов по своим характеристикам не уступают мотоблокам. Детальнее об этом поговорим уже совсем скоро.
Слева мотокультиватор, справа мотоблок.
Устройство и разновидности мотокультиваторов
Первые мотокультиваторы были созданы еще вначале XX века. Устройство приводилось в работу с помощью тяжелого электрического двигателя, для которого нужно было постоянное напряжение от сети. Все дело в том, что в то время не было компактных и одновременно мощных двигателей внутреннего сгорания. Как следствие, дачники уставали не меньше, чем после ручной работы, а кабель, который соединял устройство с сетью, значительно ограничивал радиус действия. Современные устройства избавились от различных недостатков их старых собратьев.
Если глубоко не вдаваться в технические особенности данных устройств, то можно сказать, что мотокультиватор состоит из следующих составных частей:
1. Силовой агрегат, в роли которго может выступать электрический двигатель или двигатель внутреннего сгорания; 2. Трансмиссия; 3. Ходовая часть; 4. Органы управления.
В зависимости от мощности и веса различают 3 вида мотокультиваторов:
- Легкий;
- Средний;
- Тяжелый.
Легкий – бюджетный вариант для дачника-любителя
Их вес колеблется от 9 до 30 кг. А мощность, обычно в пределах 1 — 3,5 л. с. По сравнению с более мощными моделями, легкие мотокультиваторы имеют лишь один недостаток – невозможность использования на больших территориях. Максимальная площадь, на которой рекомендуется работать – 15 соток.
Однако есть в легких моделях и явные преимущества:
Доступная стоимость. Мощность такой техники невысока, что напрямую влияет на цену. Такие мотокультиваторы обойдутся дешевле остальных аналогов;
Мобильность. Транспортировка устройства обычно не вызывает никаких проблем. Мотокультиватор легко помещается в багажник авто. А относительно небольшая масса техники позволяет самостоятельно переносить ее;
Работа в труднодоступных местах. Легкий и компактный мотокультиватор обработает землю в углах, между грядками, возле деревьев и других местах, куда подойди с более габаритной техникой не получится.
Простейшие модели с мощность до 1,5 л. с. подойдут только для уже освоенных земель и способны проводить рыхление почвы на глубине до 10 см. Они обладают всего одной передней передачей, а скорость вращения фрезы составляет 130 оборотов в минуту. Плотно утоптанная земля или целина не поддастся на попытки слабого культиватора почвы, поэтому и спрос на них невысок. Но если ваши цели по работе с участком не глобальны, а земля уже ранее обработана, можете присмотреть устройство с подобной мощностью. Стоит также отметить, что такие основные узлы агрегата как, двигатели и редукторы у данных устройств не ремонтопригодны в виду их низкой рентабельности. Часто такие устройства оснащаются электрическими двигателями.
Но, как уже было сказано, сила легких мотокультиваторов может быть и выше – до 3,5 л.с. Такие устройства могут стать отличным помощником для садовода. Их масса – 20–30 кг. При этом культиваторы обладают уже не одной, а двумя скоростями. Первая выдает до 130 оборотов в минуту, вторая – примерно вдвое больше. Такая техника способна обработать землю на глубину до 20 см. Но ширина фрез, такого агрегата, обычно не превышает 35 см, что является недостатком, так как на обработку участка уйдет больше времени.
Легкий мотокультиватор в работе.
Средний – оптимальный вариант для садовода или огородника любителя
Эти устройства имеют вес 40 — 65 кг и мощность до 5,5 л. с. Они, как правило, оснащены тремя передачами (2 передние и 1 задняя), способны производить обработку почвы на глубину до 35 см, а ширина прохода составляет – до 85 см.
Этих характеристик вполне достаточно заядлым дачникам и даже фермерам и огородникам-полупрофессионалам. Зачастую используются на участках малой и средней площади, где требуется регулярная обработка почвы (2–3 раза в год).
Их вес в среднем 50 кг, что делает устройство устойчивым и придает дополнительный комфорт работе. К тому же у подобных мотокультиваторов достаточно мощности, чтобы дополнительно установить различное дополнительное оборудование приспособления, например, навесной плуг.
Еще одним достоинством является простота в обращении. Если вы никогда не брали в руки культиватор почвы, не волнуйтесь. Новое приобретение – это не заумный механизм, с которым без инструкции и «100 грамм» не разобраться. Все просто, надежно и эффективно.
Средний мотокультиватор в работе.
Тяжелый мотокультиватор или мотоблок
Часто такое устройство сравнивают с мотоблоком, их мощность составляет более 5,5 л. с, а вес более 70 кг. С ним уже можно вспахать обширные участки целины. Данный агрегат может использоваться как в небольших фермерских хозяйствах, так и огородниками любителями.
Их мощности достаточно для обработки территории в 1–2 га. Модели с 9 «лошадями» без проблем вспашут до 5 га. Глубина обработки почвы у таких устройств составляет 20 см, а ширина захвата фрез более 60 см. Устройство позволяет устанавливать различные дополнительные навесные компоненты и даже тележку. Последнюю мотокультиватор способен буксировать с массой до 300 кг (точный показатель зависит от выбранной модели). Главный недостаток устройства – высокая цена. Но учитывая характеристики техники, ничего удивительного в этом нет.
Тяжелый мотокультиватор в работе.
Как определиться с силовым агрегатом мотокультиватора
На культиваторах почвы устанавливают электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания.
Культиваторы с электрическими двигателями
Такие агрегаты приводятся в действие с помощью специального электрического мотора. В свою очередь, двигатель работает от сети, а соединяет их длинный кабель. Все как вначале XX века, только мощнее и легче. Кроме небольших габаритов, к достоинствам техники можно отнести и отсутствие вредных выбросов в воздух. При использовании устройства вам не придется вдыхать выхлопные газы, которых в воздухе и так с избытком.
А вот главным недостатком электрокультиватора является шнур. Во-первых, это ухудшает его мобильность, так как если поблизости нет розетки, вспахивать землю придется вручную. Во-вторых, нужно следить за сохранностью кабеля. При его повреждении фрезами есть вероятность удара током оператора, что может привести к травмам. Стоимость техники относительно невысока, но и высокой мощности ждать не стоит. Обычно она не превышает 2 — 3 кВт (примерно 2,7 — 4 л. с.).
Подойдет агрегат для вскапывания и обработки клумб, палисадников. Также используются и в закрытых помещениях, где культиваторы с двигателем внутреннего сгорания применять нельзя. Оранжереи, теплицы и зимние сады можно обрабатывать либо вручную, либо с помощью электрокультиватора. Брать лопату и грабли в руки мало кому хочется, а наличие выхлопных газов, которые оставляют после своей работы ДВС (двигатели внутреннего сгорания), в закрытых помещениях просто неприемлемо. Поэтому электрокультиватор – лучший вариант в этом случае.
Так же существуют культиваторы с электрическим двигателем работающие от аккумулятора без всяких кабелей. И это единственное заметное их отличие между упомянутыми выше моделями. Аккумулятор мобильнее, но в мощности не превосходит. Обычно он используется на небольших площадях при обработке только верхнего слоя почвы.
Мотокультиватор с двигателем внутреннего сгорания
Мотокультиваторы, работающие на бензине, пользуются наибольшей популярностью. В них практически нет ограничений по мощности. Единственное, что может оттолкнуть от покупки – высокая цена.
Бензиновые мотокультиваторы более сложные в обслуживании. Двигатель периодически следует чистить от остатков пыли и земли и выполнять другие процедуры по уходу. Пренебрежение ими может привести к возникновению неполадок, или даже к серьезной поломке. Из-за выброса выхлопных газов устройство нельзя использовать в закрытых помещениях.
Мотокультиваторы могут оснащаться двумя типами двигателей внутреннего сгорания: двухтактными и четырехтактными.
1. Двухтактные. Они дешевле и на 60–70% мощнее четырехтактных аналогов (при одинаковых габаритах). Но есть при этом недостатки. Первый – экономичность – двигатель расходует больше топлива. Второй – надежность и ресурс. Чтобы избежать серьезных поломок, следует использовать только качественное топливо и масло. Кроме того, нужно обязательно придерживаться рекомендуемых пропорций смешивания ингредиентов. В противном случае, поломка наступит гораздо раньше отведенного срока. По моторесурсу двухтактные двигатели всегда проигрывают четырехтактным. Кстати, ремонт «двухтактников» обычно обходится достаточно дорого. Поэтому испорченная техника отправляется не в мастерскую, а на свалку. Владелец же отправляется за новой покупкой. Встретить такой тип двигателя можно только на легких моделях культиваторов.
Мотокультиватор с двухтактным двигателем.
2. Четырехтактный. Этим двигателем оснащаются практически все новые модели. Первое ощутимое преимущество по сравнению с предыдущим вариантом – повышенная комфортность. Они могут похвастаться меньшим уровнем шума. Также отличается и масса. Четырехтактные тяжелее, что только улучшает работу техники при вспашке и рыхлении. Отличается двигатель и своей «чистотой». Вредных выбросов в воздух у «четырехтактников» гораздо меньше. И самое главное, техника с этим двигателем прослужит дольше.
Среди садоводов распространено мнение, что во время работы с бензиновым культиватором следует делать периодические перерывы для того, чтобы охладить мотор. Но на самом деле это вовсе необязательно. Чтобы поднять температуру за пределы нормы, нужно потратить далеко не один час. Кроме того, бак техники имеет ограниченный объем, которого хватает на несколько часов работы. Соответственно, время от времени придется прерываться на дозаправку. За эти несколько минут двигатель успеет остыть до следующей заправки (если она понадобится).
Мотокультиватор с четырехтактным двигателем.
Что нужно знать о трансмиссии
Вы уже знаете, какой мотокультиватор выбрать в зависимости от веса, мощности, типа двигателя и прочим факторам. Но для правильного выбора не стоит забывать и о трансмиссии. От типа редуктора и сцепления зависит многое: надежность, комфорт во время работы и компоновка мотокультиватора.
Редуктор агрегата
Редуктор предназначен для передачи крутящего момента от двигателя через сцепление на колеса или рабочие органы культиватора. От надежности этого узла во многом зависит продолжительность эксплуатации всего агрегата. Обычно в мотокультиваторах используется цепная, червячная или шестеренчатая передача.
1. Цепной редуктор. Цепная передача ставится на культиваторы почвы у которых коленчатый вал двигателя располагается горизонтально. Это наиболее популярное решение так как данный редуктор обладает наибольшим ресурсом при невысокой стоимости. При покупке культиватора с таким редуктором необходимо обращать внимание на то, является ли редуктор разборным. Если он разборный, то практически все поломки, которые могут возникнуть в процессе эксплуатации можно устранить. Наиболее вероятными неисправностями являются: растяжение и обрыв цепи; повреждение звездочек, срезание шпонки на приводном волу. Все эти неисправности легко решаются при помощи сервисного центра или даже самостоятельно.
2. Червячный редуктор. При вертикальном расположении коленчатого вала, на легких культиваторах используется червячный редуктор. Он отличается своей относительно небольшой массой и компактностью. Установка таких редукторов на легкие культиваторы обусловлена тем, что они не выдерживают больших нагрузок. При помощи такого редуктора культиватор сможет взрыхлить уже обработанную землю, но на более серьездные вещи он не сгодится. Например данный вид редуктора не позволяет повесить плуг или прицепить прицеп т. к. это может привести к его поломке в ввиду высокой нагрузки.
Червячный редуктор отличается большими потерями на трении и быстрым износом латунной шестерни, а также ему свойственны нагрев и образование люфта выходного вала. Кроме этого, этот тип редуктора обладает неприятным эффектом самоторможения. Это значит, что во время толкания культиватора, его фрезы или колеса не будут проворачиваться, независимо от того, включено сцепление или нет. Для передвижения необходимы специальные колеса или сильные руки.
3. Шестеренчатый редуктор. Данный вид редуктора является самым надежным и рассчитан на длительную эксплуатацию. Как правило им оснащают мощные мотокультиваторы. Минусом такого устройства является его цена.
4. Шестеренчато — цепной редуктор. Является своего рода компромиссом между цепными и шестеренчатыми редукторами. Он повышает эксплуатационные свойства культиватора при этом не сильно добавляет к его стоимости.
Сцепление
На мотокультиваторах в обязательном порядке есть сцепление, которое бывает трех видов:
- С выжимной муфтой (автолюбители поймут);
- Ременное с установленным натяжным роликом;
- Автоматическое центробежное (точно такое, что и на бензопиле).
Выжимная муфта устанавливается на профессиональные модели, которые предназначены для интенсивной и продолжительной работы. Оно является наиболее предпочтительным вариантом. Сцепление с натяжным роликом устанавливается на устройства из средней ценовой категории. Бюджетные мотокультиваторы оснащаются центробежным вариантом.
Задний ход
Хорошо когда мотокультиватор оснащен задним ходом. Это значительно облегчает его использование. Мотокультиваторы легкого класса, как правило, не имеют такого функционала.
Количество передач
Желательно, чтобы у культиватора было две и более передачи. Это делает агрегат более универсальным и удобным в применении.
Рекомендации по выбору мотокультиватора в зависимости от площади участка
Чтобы понять как выбрать недорогой и надежный мотокультиватор, следует правильно поставить цели, которые будет выполнять техника, а также определиться с площадью территории, на которой она будет применяться и ее производительностью. Производительность – площадь территории, которая была обработана культиватором за определенный временной отрезок.
Этот показатель зависит от двух главных характеристик мотокультиватора: мощности двигателя и ширине захвата. Чем больше эти показатели, тем выше производительность.
Этот параметр нужно проверять еще перед приобретением и учитывать при этом размеры участка, на котором будут проводиться работы. Важно, чтобы мощности было достаточно. Но также вовсе необязательно тратиться на самые дорогие модели техники, если для работы хватит и средних культиваторов.
Многие садоводы, которым приходилось работать как с простыми, так и с более мощными мотокультиваторами, уверяют, что количество «лошадей» напрямую влияет на срок эксплуатации техники. Но так ли это на самом деле?
Напрямую – нет, а вот косвенно – да. Все дело в том, что нередко при работе со слабыми мотокультиваторами, огородники работают на пределе возможностей устройства. Соответственно, основные рабочие элементы быстрее выходят из строя. При этом если постоянно выжимать максимум из мощной техники, она также сломается. Однако преимущество заключается в том, что достичь предельных возможностей подобных мотокультиваторов практически невозможно. Таким образом, они всегда работают в «комфортных» условиях и служат гораздо дольше.
Площадь участка | Рекомендуемая ширина захвата фрез, (см) | Рекомендуемая мощность, (л .с.) |
---|---|---|
Менее 15 соток → | 60 | 3.5 |
от 16 до 60 соток → | 80 | 4.0 |
от 61 до 99 соток → | 90 | 5.0 |
от 1 до 2 га → | 90 | 6.0 |
от 2 до 5 га → | 90 | 9.0 |
Навесное оборудование
По умолчанию мотокультиватор укомплектован фрезами и колесами для транспортировки. Для обработки почвы этого более чем достаточно. Но если вы ставите перед техникой задачи глобальнее, нужно позаботиться о приобретении навесного оборудования. Наиболее востребованными являются следующие типы навесного оборудования.
Грунтозацепы
Плуг для обработки целины
Картофелекопатель
Щелеватель газона
Окучник
Скарификатор
Практически все элементы крепятся к прицепной части культиватора. Исключением являются фрезы и грунтозацепы, которые устанавливаются на вал культиватора. Фиксируется навесное оборудование с помощью болта и гайки, либо шпильки и шплинта. Первый способ более надежен. Зато второй можно применять, если под рукой нет никаких инструментов. Все эти дополнения позволят создать универсальное устройство, которое возьмет всю ручную работу с почвой на себя.
Помните, что необходимо использовать то навесное оборудование, которое подходит конкретно для вашей модели культиватора.
Обслуживание
Механизмы мотокультиваторов в работе и уходе неприхотливы. Единственный элемент, который нуждается в особом обслуживании – бензиновый двигатель (электрический достаточно просто чистить от пыли и земли).
При использовании бензинового культиватора следует придерживаться следующих правил:
Правило 1. Каждые 100 отработанных часов следует проводить замену масла. Моторное масло должно соответствовать следующим коэффициентам вязкости: 10W-30 для работы в летнее время. Поздней осенью, зимой и ранней весной лучше отдать предпочтение 10W-40.
Правило 2. Если техника долгое время стоит без работы, например с предыдущего сезона, рекомендуется слить остатки бензина или залить новое топливо;
Правило 3. Периодически необходима проверка фильтра очистки воздуха. В случае необходимость его нужно продуть или заменить на новый.
Правило 4. Редукторы могут быть как разборными, так и не разборными т. е. не обслуживаемыми. В разборных редукторах необходимо следить за смазкой.
Правило 5. Сцепное устройство требует периодической очистки от грязи.
Теперь вы знаете, какой мотокультиватор лучше купить для дачи или вашего огорода. Правильно определяйтесь с целями и задачами, которые ставите перед техникой. Рассчитывайте бюджет и технические характеристики. Тогда подобрать достойный аппарат не составит труда.
Источник https://muzhik-v-dome.ru/sad-i-ogorod/kultivatsiya-motoblokom/
Источник https://srbu.ru/instrumenty-i-oborudovanie/305-kak-vybrat-motokultivator.html
Источник
Источник