Содержание
Мотоблок с валом отбором мощности: характеристика и обзор моделей
По мощности все мотоблоки можно условно разделить на 3 группы:
- Лёгкие. Оснащены бензиновым двигателем до 5 л. с., подходят для работ в мягком грунте. Чаще всего используются в небольших приусадебных хозяйствах. Небольшой вес (порядка 20–30 кг) не позволяет обрабатывать почву на большой глубине.
- Средние. Мотоблоки мощностью до 8 л. с. Могут быть оснащены как бензиновым, так и дизельным двигателем. Весят такие устройства порядка 50 кг, они хорошо подходят для больших участков и мелких фермерских хозяйств.
- Тяжёлые. Оптимальны для фермерских хозяйств, способны обрабатывать целину. Оснащаются мощным двигателем (свыше 8 л. с.) и коробкой передач.
Лёгкие мотоблоки редко оснащаются ВОМ – это прерогатива тяжёлых и средних моделей. Маломощные двигатели просто не тянут дополнительное навесное оборудование.
Глубина культивирования
Этот параметр в зависимости от модели варьируется в пределах 20–35 см. Максимальная глубина вспашки зависит от мощности мотоблока – лёгкой модели не провернуть большой пласт земли и от максимального диаметра фрез. Если фрезы небольшие, мотоблок начнёт «зарываться».
Максимальная ширина культивирования
Этот параметр характеризует способность техники проходить за один заход полосу определённого размера. Чем больше ширина культивирования – тем быстрее агрегат вспашет заданный участок. В зависимости от модели параметр может достигать 170 см. В некоторых мотоблоках ширина культивирования регулируется, давая возможность обрабатывать землю не только на свободных участках, но и в узком междурядье.
Коробка передач
Наличие автоматической или механической коробки передач позволяет менять крутящий момент и скорость движения мотоблока. В зависимости от условий оператор может работать с большим усилием на небольшой скорости либо с меньшим на высокой. Коробка передач позволяет включить задний ход и вытащить агрегат из земли, если он забуксовал или зарылся.
Вес мотоблоков может колебаться от 30 до 500 кг. Малый вес в культиваторах является скорее недостатком, чем достоинством при обработке больших площадей. Лёгкая машина отличается манёвренностью, но меньшей мощностью и слабой устойчивостью. Тяжёлые агрегаты весом под центнер выигрывают за счёт надёжности, мощности и хорошей проходимости, однако, при работе и транспортировке они требуют больших физических усилий.
Какой мотоблок лучше. Легкие
Ниже предоставлен обзор, какой мотоблок лучше из легкого веса.
Нева МБ-1Б-Б ОФС
Считается одним из самых лучших мотоблоков в России с бензиновым топливом. Сама марка Нева давно известна и пользуется популярностью, поскольку ее стоимость низкая, а качество высокое. Более того, никаких проблем с обслуживанием она не доставляет.
Предлагаемый образец обладает надежным мотором Briggs&Stratton RS950. Масса устройства ровняется 75 кг.
Данную модель возможно эксплуатировать длительный срок, не боясь за то, что она поломается.
Трансмиссия – трехступенчатая МультиАГРО, с задней передачей, что очень удобно при использовании. Подходит для работы на грунтах любой тяжести.
К основным преимуществам можно отнести:
- Высококачественный двигатель.
- Многофункциональность.
К недостаткам относится проблематика транспортировки.
Aurora Gardener 750
Малогабаритный мини трактор бюджетного класса, идеально подходящий для работы на небольших участках.
Масса агроустройства не превышает 52 килограмма. Мотор китайского производства АЕ-7 с мощностью в 7 л.с. еще ни разу никого не подводил.
Более того, практикой было установлено, что устройство может спокойно работать без перерыва более 7 часов.
Также на устройство можно дополнительно установить оборудование через специальное соединение.
Важно! Такое специальное оборудование должно быть от отечественного производителя
Данный аппарат является дешёвым
К преимуществам можно отнести:
- Доступность стоимость.
- Неприхотливость в уходе и ремонте.
Среди недостатков было отмечено, что кожух, сделанный из недорого пластика может не выдержать повышенных нагрузок.
Идеальный вариант для легкой работы. С данным устройством приятно работать. Конструкция удобна. Сама модель разработана специально для обработки земельных участков, поэтому обрабатывать землю этим мотоблоком – лучший вариант.
К главному достоинству можно отнести качественный мотор и большую ширину фрез – и все это по низкой стоимости.
Достоинства и недостатки
- они являются полноценными тракторами без задних колес, способные на обработку целинных земель любой плотности;
- делают все сами, а оператору остается лишь задавать направление;
- наличие навести тракторного типа обеспечивает большой захват и высокий КПД;
- установка адаптера позволяет превратить машину в полноценный мини-трактор;
- трансмиссия отлично работает на любой скорости;
- при активной работе фрезой не нужна повторная культивация.
- дорогое навесное оборудование (до 30% от стоимости мотоблока);
- большие габариты и вес, усложняющие транспортировку агрегата между участками и перевозку в сарай;
- дорогостоящий ремонт.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора.Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Дизельные мотоблоки с ВОМ
Этот вид сельскохозяйственного оборудования характеризуется расширенными возможностями, необходимыми во время длительной эксплуатации и исполнения сложных аграрных задач. Дизельные мотоблоки имеют следующие преимущества перед бензиновыми:
- отличаются большей мощностью;
- обладают высокой степенью проходимости;
- отлично справляются с трудоемкими работами;
- долгосрочны в использовании.
Наиболее востребованными моделями представленного вида можно назвать китайский мотоблок с ВОМ ZUBR и итальянский Grillo.
Стоит всегда помнить, для каких целей вы покупаете мотоблок. Если вам требуется техника для проведения несложных работ на небольших участках, то стоит выбрать простой агрегат. В случае, когда перед вами стоит цель с помощью такой техники обрабатывать почву на больших участках земли, то, конечно, здесь целесообразно выбрать мотоблок с ВОМ.
Мотоблок “Форте-135”
Этот агрегат предназначен для выполнения самых разнообразных сельскохозяйственных работ. Чаще всего его используют на огороде для вспашки и культивации. Устройство имеет одноцилиндровый двигатель мощностью в 9 л. с. Объем цилиндра составляет 406 куб. см. Емкость топливного бака – 5 л. Охлаждение в данной модели предусмотрено воздушное. Производительность мотоблока хорошая.
Система запуска ручная. Вперед можно выбирать две передачи, а назад – одну. Ширина культивации равняется 1350 мм. При этом ее глубина составляет в среднем 180 мм. Максимум можно выставить оборудование на 300 мм. Длина данного агрегата – 1700 мм, а весит он 160 кг. Цена мотоблока на рынке колеблется в районе 135 000 руб.
Обычная или пониженная?
Чем же отличается технология пониженной коробки передач от классики? В первую очередь, тем, что для переключения скорости трансмиссии необходимо его непосредственно выполнить. Это создает кратковременное прекращение вращения в принципе, в то время как пониженная коробка передач работает с созданием как-бы «запаса» скоростей, что позволяет мало того, что мягко стартовать, из-за чего работа будет безопаснее, так ещё и переключать скорости прямо во время работы, без помех.
Да и двигается аппарат с пониженной коробкой передач гораздо быстрее, (в среднем на 45%), чем его аналоги лишенные этой функции. Соответственно, пониженная коробка передач это безопаснее, быстрее и плавнее.
Какой лучше выбрать
При выборе модели важны не только перечисленные параметры
Обратить внимание необходимо на разновидность сцепления и вид топлива
С ремнями или редуктором
Сцепление техники может иметь однодисковую либо многодисковую конструкцию. Существуют модели с ременной передачей. Разновидности с дисками более надежны и устойчивы, поэтому устанавливаются на тяжелые мощные машины. Исходя из задач, которые будет выполнять мотоблок, подбираются модели с ремнем или редуктором.
От редуктора зависит долговечность оборудования. Более дешевые модели оснащаются неразборной деталью. Если она выходит из строя, то придется поменять на новую. Разборные варианты, изготовленные из литого чугуна, подлежат ремонту, поэтому более выгоды.
Лучшими считаются шестеренчато-цепные и шестеренчатые редукторы. Червячные элементы быстро нагреваются. При работе со сложным грунтом придется останавливаться через каждые полчаса, иначе техника выйдет из строя.
Дизельный или бензиновый
Современные мотоблоки работают на двух видах топлива, поэтому придется решить, какой подходит больше: бензиновый или дизельный.
Бензиновые обладают высокой мощностью и производительностью. Устройства менее шумные и более легкие по сравнению с дизелем. В процессе работы выделяют меньше выхлопных газов. Ремонт оборудования не слишком дорогостоящий. Сегодня техника, работающая на бензине, пользуется наибольшей популярностью.
Дизельные агрегаты мощнее, обладают высокой проходимостью, подходят для обработки больших территорий. Топливо расходуется экономно, стоит дешевле. К минусам стоит отнести высокую цену устройств, шумность, большой вес.
Мотоблоки – универсальная техника, которая подходит для выполнения практически любых земляных работ. С ними работа фермеров и дачников станет намного проще и эффективнее. При выборе подходящей модели необходимо учитывать технические характеристики изделий и задачи, которые предстоит решать при помощи оборудования.
Какой выбрать мотоблок Нева
На сегодняшний день линейка мотоблоков Нева состоит из пяти основных платформ:
- МБ-Компакт (6,5 л.с.);
- МБ-1 МультиАгро (5,8 — 6,5 л.с.);
- МБ-2 (6,0 — 6,5 л.с.);
- МБ-2 МультиАгро (5,8 — 6,5 л.с.);
- МБ-23 (9,0 — 12,0 л.с.).
Чтобы понять, какую именно модель лучше купить, следует исходить из поставленных мотоблоку целей. Учитывайте площадь обрабатываемого участка, тип почвы, физические возможности оператора, требуемые характеристики для использования тех или иных навесных и прицепных устройств.
- МБ-Компакт с классическим шестеренчато-цепным редуктором – мотоблок легкого класса, подходит для уже обработанной почвы различных типов на небольших участках. Ширина культивации 65-97 см, тяговое усилие – 120 кгс. Данная модель совместима только с оригинальными навесными устройствами завода «Красный октябрь – Нева». С таким агрегатом весом 70 кг справятся даже люди пожилого возраста.
- МБ-1 с редуктором МультиАгро – легкий мотоблок с повышенным количеством передач. В отличие от МБ-Компакт подходит и для обработки целины на небольших участках. Ширина культивации 80-125 см, тяговое усилие – 140 кгс.
- МБ-2 с классическим редуктором – мотоблок среднего класса. Отличается от легких «собратьев» рамной конструкцией, колесами большего диаметра и возможностью разблокировки одного колеса для облегчения разворота. Предназначен для обработки любых видов почв на участках средней площади. Вес агрегата без навески – 100 кг, ширина захвата 81-126 см, тяговое усилие – до 300 кгс. На него можно устанавливать навесные устройства любых марок, в том числе самодельные.
- МБ-2 МультиАгро – модифицированный МБ-2, имеет более удобную регулируемую по высоте и углу ручку, (3+1)х2 скоростей и двуосную разблокировку.
- МБ-23 – тяжелый мотоблок, который производится как с классическим редуктором, так и с МультиАгро (8 скоростей вперед + 4 назад, разблокировка двух колес). Он подходит для обработки больших участков с любым типом грунта. Вес – 100 кг, ширина захвата 81-126 см, тяговое усилие – до 300 кгс. Есть возможность устанавливать навесные устройства любых марок, в том числе самодельные.
Какой мотоблок выбрать
1. Для дачи с небольшим участком около 15 соток пригодится аппарат на бензине, массой 60-70 кг, шириной вспашки 60 см и глубиной 25 см. Подойдет ременная передача. Мощность 3-4 л.с.
2. Для твердого грунта, где преобладает глинистый слой, потребуется дизельная версия, мощностью 6 л.с., дисковым сцеплением и КПП на 2 передние и 1 заднюю скорости. Масса аппарата желательна от 80 кг.
3. Засевать большие по площади поля пшеницей удобно с мотоблоком на 5-6 л.с., бензиновым мотором, шириной вспашки 110 см и глубиной 25 см. Пригодится наличие четырех передних скоростей и бак объемом 6-8 литров. Масса техники желательна 70-80 кг.
4. Для коммерческого универсального использования (работа с землей, перевозка грузов) нужен дизельный агрегат на 8-9 л.с., массой от 100 кг, баком на 8 литров, дисковым сцеплением и четырьмя передними передачами. Ширина вспахивания 120 см, а глубина до 35 см.
Как выбрать мотоблок?
Перед приобретением агрегата необходимо ориентироваться на тот комплекс операций, который должен будет выполнять мотоблок. Не стоит покупать самые дорогие модификации агрегатов, имеющие в своём арсенале полный набор функций. Не всякая модель сможет справиться с поставленной задачей.
К примеру, на больших участках, имеющих плотный состав почвы, оптимальным вариантом станет покупка тяжёлого агрегата, тогда как на небольшой даче достаточно будет мотоблока лёгкого класса.
А также при выборе необходимо определиться и с видом горючего, на котором будет работать сельхозмашина. Агрегаты с бензиновым двигателем работают тише, имеют малый вес, удобны в обслуживании. Дизельные мотоблоки более шумные, но берут вверх своей высокой мощностью. Минусом дизеля считается его высокая цена.
Необходимо учитывать, что дополнительное навесное оборудование часто может быть представлено другим производителем. В этом случае для подключения орудия к приобретенному мотоблоку потребуется переходник. Это может привести к неисправности агрегата или проблем в выполнении работы.
На рынке сегодня ассортимент мотоблоков довольно разнообразен. Большим спросом пользуются модели таких компаний, как Husqvarna, Profi, Hyundai. В нашей стране и ближнем зарубежье представлены такие машины, как «Беларус», «Нева», «Салют-100». Конечно же, не стоит сбрасывать со счетов и китайские фирмы Forte, Wiema, ведь их продукция тоже довольно востребована.
Если сравнить зарубежные модели с отечественными аналогами, то можно увидеть, что не всегда их стоимость оправдана надёжностью и удобством в эксплуатации. К тому же для импортных моделей потребуются дорогостоящие расходные материалы и наличие опытных специалистов для проведения техобслуживания. И то и другое бывает найти очень затруднительно.
Отечественные фирмы ориентированы на простоту в использовании, невысокую стоимость. Решающим фактором является возможность ремонта мотоблока собственными силами.
Обзор моделей
Для того чтобы получить некоторое представление о мотоблоках с валом отбора мощности, необходимо более подробно ознакомиться с характеристиками и особенностями некоторых моделей.
НЕВА МБ-Компакт С-6,0
Мотоблок этой модели считается настоящей находкой для приверженцев профессиональной техники. Агрегат обладает большой функциональностью, несмотря на свои компактные размеры. К ВОМ можно подключить практически весь ассортимент навесных орудий начиная от плуга и заканчивая снегоуборочным ротором.
Технические характеристики производитель указывает следующие:
- масса – 70 кг;
- мощность – 6 л. с.;
- низкий уровень шума;
- быстрый запуск и безупречная работа в холодную погоду;
- глубина культивации до 20 см;
- высокий ресурс двигателя;
- ширина захвата – 86 см.
Кроме того, некоторые модификации «Невы» могут быть оснащены электростартером.
Агат (Салют) 5Р
Мотоблок применяется в основном для выполнения сельскохозяйственных работ в небольших фермерских хозяйствах. С помощью дополнительных приспособлений этот агрегат можно использовать в качестве небольшого трактора.
Имеет функцию переключения на пониженную передачу. При перевозке груза весом до 500 кг развивает скорость 10 км/ч.
- масса – 78 кг;
- мощность – 5 л. с.;
- глубина вспашки 25 см;
- регулируемая ширина обработки до 90 см;
- рулевая колонка снабжена двумя переключателями положения для комфортного управления.
Беларус 09Н-01
Модель предназначена для разносторонней обработки грунта на площади до 5 гектаров. Агрегат отличается неприхотливостью к условиям работы и надёжностью. Благодаря массе обеспечивается сцепление колёс с поверхностью почвы и отличное управление. Относится к тяжёлому типу.
Из приведенных характеристик можно отметить:
- масса агрегата – 176 кг;
- развиваемая мощность – 9,38 л. с.;
- ширина захвата регулируется от 45 до 70 см;
- число передач – 4/2;
- грузоподъёмность – 650 кг;
- скорость до 11 км/ч.
Profi 1900
Мотоблоки были специально разработаны германскими производителями для проведения операций сельскохозяйственного назначения на участках с тяжёлым грунтом и плохой проходимостью. Благодаря своей мощности в 14 лошадиных сил эта машина способна обеспечить лёгкие условия труда там, где с обычным мотоблоком надо прикладывать значительные усилия. Для работы в вечернее время эти модели оснащаются передней фарой.
- масса мотоблока – 178 кг;
- мощность – 14 л. с. (в некоторых моделях до 18 л. с.);
- захватываемая ширина обработки – 80-100 см;
- глубина вспашки – 15-30 см.
Кроме того, мотоблок оснащён механизмом холодного запуска и системой гашения вибрации.
Китайские сельхозмашины в основном отличаются от других марок низкой ценой. Хорошо, если снижение стоимости достигается путём увеличения количества продукции. Но иногда производители из этой страны удешевляют товар путём установки некачественных узлов.
Так или иначе, стоит рассмотреть самые популярные модели.
Forte 105
Позиционируется как многофункциональный агрегат для исполнения агротехнических операций на участках общей площадью до 1,5 гектара. Используется для культивации, уборки корнеплодов, посева семян и многих других задач. Мотоблок способен выдерживать высокие нагрузки на протяжении длительного времени.
Некоторые технические данные:
- средний вес агрегата – 105 кг;
- мощность – 7 л. с.;
- обрабатываемая ширина – 105 см;
- глубина обработки – 35 см;
- развиваемая скорость – 8 км/ч;
- погрузочный вес – 350 кг.
Weima WM1100BE
Мотоблок, исполненный по западным образцам, относится к агрегатам тяжёлого класса. Мощный двигатель способен сполна обеспечить качественную функциональность и выполнение всех поставленных задач. Наличие вала отбора мощности позволяет функционировать агрегату с орудиями различного предназначения на протяжении всего года. На этой модификации установлен электростартер, что позволяет облегчить запуск в сильные холода.
- мощность агрегата – 9 л. с.;
- масса – 140 кг;
- обрабатываемая глубина – 30 см;
- ширина захвата – 80-130 см;
- грузоподъёмность – 300 кг;
- развиваемая скорость – 11 км/час.
О том, как сделать вал отбора мощности, узнаете в следующем видео.
Лучшин мотоблоки
PATRIOT Победа (440 10 7212)
Эта модель отечественного мотоблока представляет собой многофункциональное устройство с мощным двигателем в 7 л. с. Он укомплектован пневматическими колесами и фрезами.
Ручку можно регулировать и поворачивать в разных плоскостях. Механическая коробка передач позволяет быстро и удобно переключать скоростя.
Производитель оснастил агрегат 6 скоростями — 4 вперед и две в обратном направлении.
Дополнительно к мотоблоку можно устанавливать навесное оборудование: косилки, снегоуборщики, окучники, тележку, плуг и другое.
- Объем бака — 3,5 л.
- Тип двигателя — четырехтактный.
- Мощность — 5,15 кВт.
- Объем двигателя — 212 кб. см.
- Вес — 78 кг.
- доступная стоимость;
- надежность и мощность;
- долговечность;
- простота в использовании.
небольшой вес, из-за чего возникает необходимость установки грузов.
CHAMPION BC1193
Модель представляет собой мощный мотоблок с валом отбора мощности и многодисковым сцеплением. Четырехтактный бензиновый двигатель позволяет работать в любое время года и быстро запускается даже при температуре -25 градусов.
Агрегат оснащен тремя скоростями — две вперед и одна назад.
Благодаря большим пневматическим колесам мотоблок достаточно устойчивый и отличается большой скоростью передвижения при перевозке грузов.
Большой вес машины позволяет работать даже с самыми трудными грунтами.
- Объем бака — 6 л.
- Тип двигателя — четырехтактный.
- Мощность — 6,5/9 кВт.
- Объем двигателя — 270 кб. см.
- Вес — 132 кг.
- большой ресурс мотора;
- дисковое сцепление;
- большая мощность;
- удобный регулируемый руль;
- большая грузоподъемность до 700 кг.
камеры внутри шины могут переворачиваться при резком старте.
Weima WM1100BЕ (колеса 5х12)
Эта модель представляет собой мотоблок с дизельным двигателем на 12 л. с. Благодаря значительному весу, машина позволяет обрабатывать даже самые плотные и сложные виды почвы.
Завести мотоблок можно как при помощи электростартера в считанные секунды, так и с помощью ручного стартера.
Коробка передач оснащена тремя скоростями: две вперед и одна в обратном направлении.
- Объем бака — 5,5 л.
- Тип двигателя — четырехтактный.
- Мощность — 12 л. с.
- Объем двигателя — 406 кб. см.
- Вес — 140 кг.
- большой вес;
- мощный дизельный мотор;
- высокое качество сборки;
- наличие электростартера.
необходимость прикладывать физическую силу при работе.
Мобил К МКМ-3 ПРО MBK0018443
Данная модель представляет собой машину нового поколения, которая отличается высокой планкой технологичности и инновационным подходом в машиностроении и проектировании.
Этот мотоблок — идеальный вариант для тех, кто не хочет переплачивать и желает получить все и сразу.
К агрегату можно подключить огромное количество навесного оборудования, такого как щетки, плуги и окучники, прицепы, снегоуборщики, грунтозацепы и многое другое.
- Объем бака — 3,6 л.
- Тип двигателя — четырехтактный.
- Мощность — 4,8 кВт.
- Объем двигателя — 196 кб. см.
- Вес — 69 кг.
- быстрый старт;
- отличная мощность;
- неприхотливость;
- высокое качество сборки;
- удобное управление.
для своего класса не выявлено.
Нева МБ-23Б-10.0
Эта модель относится к мотоблокам среднего класса и обладает возможностью регулировки ширины вспахиваемой полосы от 86 до 127 см.
Глубина культивирования также достаточно велика — 20 см.
С помощью этого агрегата можно перекопать любой тип почвы, неважно целина это, глина и просто плотный грунт. Устройство обладает четырьмя скоростями — двумя вперед и двумя назад
Устройство обладает четырьмя скоростями — двумя вперед и двумя назад.
- Тип двигателя — четырехтактный.
- Мощность — 7,4 кВт.
- Объем двигателя — 196 кб. см.
- Коробка передач — механическая.
- Вес — 105 кг.
- высокое качество сборки;
- маневренность;
- возможность регулировать ширину полосы;
- надежность и мощность;
- быстрый запуск.
неудобство при переключении передач.
Производители предлагают огромный выбор различных мотоблоков. Какой из них выбрать зависит только от того, с какой почвой придется работать и какие функции агрегат должен выполнять.
Вал отбора мощности — что это такое
В специализированной технической прессе либо на страницах, описывающих те или иные агрегаты (в основном, специальные машины самого разного предназначения), часто упоминается словосочетание «вал отбора мощности». Что это такое и для чего необходимо?
Что такое вал отбора мощности трактора
На огромных машинах (вроде самых больших и тяжёлых автокранов) установлено два двигателя. Один непосредственно приводит в движение автомобиль, другой же (как правило, меньшей мощности и рабочего объёма) используется только для привода оборудования (в данном конкретном примере – стрелы автокрана).
Но на менее крупной технике (как, например, на тракторах) ситуация обстоит совсем не так. Мотор – один для обеспечения всех операция – как для передвижения машины, так и для работы агрегатов.
Трактор сам по себе является очень универсальной вещью. Он может справляться с разнообразными задачами, при наличии необходимых навесных агрегатов. На тракторах ВОМ располагается сзади (пример – ЮМЗ), спереди или сбоку. Отбор мощности производится от коробки передач или непосредственно от двигателя (в обход коробки). На шасси Т16 вал установлен в корпусе главной передачи.
Расположение ВОМ на тракторе
Расположение вала зависит от конкретных потребностей непосредственно того, кто будет эксплуатировать трактор, то есть, от задач, которые предстоит выполнять. Задняя часть – наиболее популярная в данном случае. Но есть оборудование, которое может находиться только впереди – так обеспечивается постоянный визуальный контроль со стороны водителя (оператора).
Устройство
Основные элементы следующие:
- планетарный редуктор (это, по сути, и есть сам вал);
- переключатель. Нужен для осуществления выбора типа привода;
- редуктор. Он применяется, чтобы переключать скорости независимого привода (если говорить о тракторах МТЗ, то он двухступенчатый – 540/545 и 1000 оборотов в минуту). Данные значения являются общепринятыми и стандартизированными для всех – то есть, не бывает случаев, когда один производитель тракторов, например, выбирает 360 об/мин, другой 680, а третий 890. Такого нет.
Обязательно почитайте: Характеристики бензопилы УРАЛ
Главная часть ВОМа – это планетарный редуктор (он же – хвостовик), из которого и выходят шлицы, нужные для подключения механизмов. Вал отбора мощности МТЗ и некоторых других тракторов находится сзади. Тогда редуктор расположен прямо в корпусе заднего моста. Если спереди – то это отдельный агрегат, имеющий привод, как и задний. В случае же, если ВОМ боковой, то планетарный редуктор в нём отсутствует. Это простая конструкция, которая устанавливается слева от коробки передач и имеет привод от неё же (точнее, от шестерён).
Переключатель, с помощью которого выбирается тип привода – это муфта кулачково-зубчатого типа, которая находится на ведущем валу планетарного механизма. Для управления в кабине имеется рычаг, у которого предусмотрено три положения:
- независимый привод;
- синхронный привод;
- нейтраль.
Для того чтобы муфта могла находиться в нужном положении, предусмотрен специальный фиксатор.
Редуктор для переключения скоростей независимого привода устанавливается прямо в корпусе сцепления трактора. Он состоит из двух пар шестёрён и муфты, которая переключает скорости. На корпусе коробки передач установлен поводок, который перемещает данную муфту. В кабине органов управления для данного процесса не предусмотрено.
Детали ВОМ
Принцип работы
В зависимости от типа, ВОМ работает по-разному. В частности, если речь идёт о зависимом узле, то он вращается одновременно с муфтой сцепления. Такой вал нужно включать и выключать отдельным рычагом, причём делать это только при полной остановке трактора. Бывает, что в механизмы попал мусор. Тогда трактор останавливают, а ВОМ не отключают. После того, как восстанавливается нормальная нагрузка, можно работать дальше.
Независимый вал с муфтой не связан. Поэтому дополнительные механизмы можно включать независимо от мотора, например, запустить косилку до того, как агрегат наберёт рабочие обороты, а затем подъехать к полю – и начинать покос травы.
Мотоблок с валом отбора мощности
На мотоблоках могут устанавливаться ВОМы любых видов – зависимые, независимые, синхронные, несинхронные. У каждого из них есть преимущества и недостатки.
Дополнительные возможности с ВОМ
Именно благодаря ВОМу, можно по-настоящему реализовать весь потенциал трактора, мотоблока или другой машины. Вот что такое ВОМ. Среди подключаемых устройств:
- зернодробилка;
- насос тех или иных агрегатов;
- пилорама;
- сак (сварочный агрегат колёсный);
- компрессор;
- генератор;
- гранулятор
Видео
Вал отбора мощности – вещь абсолютно незаменимая. Ведь он может превратить, по сути, заготовку (коей является мотоблок или же трактор) в универсального солдата. Но не только их. Среди машин, на которых устанавливается такой вал отбора мощности – Камаз и другие грузовики.
Перед приобретением техники нужно уточнить, какой тип ВОМа на ней установлен. Сам вал имеет огромную прочность и, как правило, не нуждается в ремонте долгое время. Но иногда всё же приходится производить регулировку, устранять течи через сальники и проверять затяжку резьбовых соединений (они могут разболтаться). Из недостатков ВОМа – немалый вес и стоимость. Но чудес не бывает. Впрочем, современные устройства постоянно совершенствуются, это относится и к данным валам.
Как выбрать мотоблок с ВОМ
При выборе мотоблока с валом отбора мощности следует тщательно изучить характеристики лучших моделей. Основными критериями при покупке эксперты называют:
- Тип двигателя: бензиновый или дизельный. Модели на дизельном топливе отличаются высоким крутящим моментом, экономичностью, но их ремонт в случаи поломки будет более дорогостоящим.
- Мощность – напрямую влияет на производительность. Показатель измеряют в л.с. Для моделей среднего класса хорошее значение от 7 до 9 л.с. Чем больше мощность, тем легче мотоблок справляется с большими нагрузками, но это увеличит вес и габариты машины.
- Глубина культивирования – варьируется от 20 до 35 см.
- Размер рабочей фрезы – определяет ширину полосы, которую машина обработает за один проход. Существуют и регулируемые фрезы, позволяющие обрабатывать большие площади или работать на малых садовых участках с узкими грядками.
Помимо основных характеристик важно учесть, что мотоблок – тяжелый и крупногабаритный агрегат. Поэтому стоит ответить на вопросы, как и где он будет храниться, нужно ли перевозить его на участок, какой вес оператор осилит физически.
ТОП лучших мотоблоков с валом отбора мощности
В обзор лучших мотоблоков вошли семь моделей от надежных и проверенных брендов. Это бензиновые и дизельные мотоблоки среднего класса с оптимальным сочетанием цена-качество, грамотно проработанной технической частью и отменной эргономикой.
Агрегаты предназначены для большинства сельскохозяйственных работ на садовом, дачном или приусадебном участке. Благодаря валу отбора мощности на них можно закреплять различное навесное оборудование:
- Плуги и бороны;
- Окучники, фрезы;
- Навеску для посадки и выкапывания картофеля;
- Косилки;
- Снегоуборщики;
- Телеги для перевозки различных грузов.
Штатная поставка не всегда включает полный набор оборудования. Его необходимо приобретать отдельно или наборами, в зависимости от потребностей. Надежные производители всегда предоставляют широкий выбор различных комплектующих для своей техники.
Правила выбора мотоблока с ВОМ и рейтинг лучших моделей по отзывам пользователей
Мотоблок с валом отбора мощности – мобильное транспортное средство на базе одноосного шасси, дополнительно оснащённое навесным оборудованием. Вал отбора мощности (ВОМ) позволяет передавать крутящий момент на привод, расширяя функционал силового агрегата.
Особенности мотоблока с ВОМ
Основная задача ВОМ в мотоблоке – привести в движение прицепные или навесные приспособления. В простых механизмах крутящий момент от двигателя передаётся с помощью ременной передачи, подверженной быстрому износу. Соединение с помощью шлицевого вала повышает надёжность и долговечность конструкции, увеличивая максимально допустимые нагрузки.
Виды мотоблоков с ВОМ
По типу двигателя мотоблоки с ВАО можно разделить на две большие группы:
Бензиновые
Бытовые устройства подходят для работы на даче или небольшом приусадебном участке. Отличаются небольшими габаритами, низкой ценой и малым весом. Бензиновые мотоблоки могут быть оснащены двухтактными или четырёхтактными двигателями мощностью до 10 л. с.
- Доступная цена
- Большой выбор моделей
- Затраты на расход бензина
Дизельные
Такие агрегаты используют владельцы крупных приусадебных участков и ферм. Мощные мотоблоки с валом отбора мощности отличаются надёжностью и хорошей проходимостью. Устройства подходят для регулярного многочасового использования. Мощность двигателя дизельных моделей, как правило, колеблется в пределах 8–12 л. с.
- Низкая цена на дизельное топливо
- Высокая мощность
- Высокий уровень шума
- Тяжёлый пуск при отрицательных температурах
Культиваторы с ВОМ могут отличаться между собой типом двигателя и весом, мощностью, шириной обработки и рядом дополнительных характеристик.
Выбираем мотоблок для сада
Подбирая мотоблок для работ на участке необходимо обратить внимание на следующие параметры.
Мощность двигателя и вес устройства
По мощности все мотоблоки можно условно разделить на 3 группы:
- Лёгкие. Оснащены бензиновым двигателем до 5 л. с., подходят для работ в мягком грунте. Чаще всего используются в небольших приусадебных хозяйствах. Небольшой вес (порядка 20–30 кг) не позволяет обрабатывать почву на большой глубине.
- Средние. Мотоблоки мощностью до 8 л. с. Могут быть оснащены как бензиновым, так и дизельным двигателем. Весят такие устройства порядка 50 кг, они хорошо подходят для больших участков и мелких фермерских хозяйств.
- Тяжёлые. Оптимальны для фермерских хозяйств, способны обрабатывать целину. Оснащаются мощным двигателем (свыше 8 л. с.) и коробкой передач.
Лёгкие мотоблоки редко оснащаются ВОМ – это прерогатива тяжёлых и средних моделей. Маломощные двигатели просто не тянут дополнительное навесное оборудование.
Глубина культивирования
Этот параметр в зависимости от модели варьируется в пределах 20–35 см. Максимальная глубина вспашки зависит от мощности мотоблока – лёгкой модели не провернуть большой пласт земли и от максимального диаметра фрез. Если фрезы небольшие, мотоблок начнёт «зарываться».
Максимальная ширина культивирования
Этот параметр характеризует способность техники проходить за один заход полосу определённого размера. Чем больше ширина культивирования – тем быстрее агрегат вспашет заданный участок. В зависимости от модели параметр может достигать 170 см. В некоторых мотоблоках ширина культивирования регулируется, давая возможность обрабатывать землю не только на свободных участках, но и в узком междурядье.
Коробка передач
Наличие автоматической или механической коробки передач позволяет менять крутящий момент и скорость движения мотоблока. В зависимости от условий оператор может работать с большим усилием на небольшой скорости либо с меньшим на высокой. Коробка передач позволяет включить задний ход и вытащить агрегат из земли, если он забуксовал или зарылся.
Вес мотоблоков может колебаться от 30 до 500 кг. Малый вес в культиваторах является скорее недостатком, чем достоинством при обработке больших площадей. Лёгкая машина отличается манёвренностью, но меньшей мощностью и слабой устойчивостью. Тяжёлые агрегаты весом под центнер выигрывают за счёт надёжности, мощности и хорошей проходимости, однако, при работе и транспортировке они требуют больших физических усилий.
Дополнительные функции
Выбирая мотоблок необходимо обратить внимание на тип соединения двигателя с валом отбора мощности. Возможно два варианта:
- Ременное. Бюджетное, простое и популярное соединение, встречающееся в мотоблоках лёгкого и среднего класса.
- Шлицевое. Надёжное соединение, способное выдержать большие нагрузки. Используется в мотоблоках среднего и тяжёлого класса.
При работах на рельефной местности значение может иметь диаметр колёс. В различных моделях их размер может колебаться в пределах 8–23″. С увеличением диаметра повышается проходимость устройства.
Рейтинг лучших российских моделей
В продаже можно встретить десятки мотоблоков, отличающихся по конфигурации и характеристикам. На отечественном рынке лучшими считаются следующие тяжелые дизельные мотоблоки российского производства с валом отбора мощности и дифференциалом (устройством, распределяющим нагрузку) и лёгкие бензиновые модели.
PATRIOT Урал с колесами Extreme (440 10 7581) 7.8 л.с.
Мощный мотоблок среднего класса отличает высокая проходимость по сложному грунту, благодаря большим колесам Extreme в 50 см с глубоким протектором. Агрегат отечественной сборки оснащен выносливым бензиновым двигателем Р175FС, мощности в 7,8 л.с. достаточно для культивирования рыхлой или грубой почвы, целины. Для удобства глубину фрез можно отрегулировать. По надежности мотоблок посоревнуется с более дорогими аналогами, чем завоевал популярность среди опытных пользователей. Из технических недостатков – слабая сварка крепления сошника.
Достоинства:
- качественная сборка;
- фрезы шириной 90 см;
- отлично справляется с высокими нагрузками;
- цельнолитой чугунный корпус редуктора;
- на руле – ящик для ключей;
- простота обслуживания;
- подробная и понятная инструкция.
Недостатки:
- слабое крепление сошника.
Нева МБ-23-Y (MX300)
- Глубина обработки — 25 см
- В комплекте 4 фрезы
- Шестерёнчато-цепной редуктор
- Ширина культивации — 85 см
- Вес устройства — 86 кг
- Четыре передних передачи, две задних
- Дифференциал блокируется
- Затруднён доступ к рычагу МККП
Самый надёжный мотоблок с валом отбора мощности среднего класса оборудован 4-тактным двигателем мощностью 13 л. с. Вал отбора мощности соединяется с двигателем при помощи ременной передачи. Универсальное устройство совместимо с различными насадками, модель подходит для обработки почвы на небольших и средних участках до 20 соток.
Салют 100-X-M1
- Совместим с большим количеством дополнительных приспособлений
- Трёхступенчатая МКПП, есть задний ход
- Ширина обработки почвы 90 см
- Глубина культивации 30 см
- Шестерёнчатый редуктор
- Тяжело идёт по целине
Лёгкий и манёвренный мотоблок мощностью 6,5 л. с. хорошо подходит для небольших садовых участков. Модель оснащена 4-тактным одноцилиндровым бензиновым двигателем Honda GX200. Небольшие габариты и вес 75 кг позволяют перевозить мотоблок в багажнике автомобиля.
Беларус 09Н-02
- Шлицевое соединение вала отбора мощности
- Ширина обработки почвы регулируется в пределах 45–70 см
- Вес — 176 кг
- Шестерёнчатый редуктор
- Шестиступенчатая МКПП (4 передних и 2 задних)
- Передачи самопроизвольно срываются на нейтраль
Профессиональный тяжёлый мотоблок подходит для обработки больших территорий. Агрегат оснащён одноцилиндровым четырёхтактным бензиновым двигателем мощностью 9 л. с. Дополнительные приспособления (прицеп) позволяют использовать мотоблок не только для обработки земли, но и для перевозки тяжестей.
Рейтинг лучших китайских моделей
Производители из Поднебесной активно демпингуют в этом секторе рынка, выпуская дешёвые китайские мотоблоки с валом отбора мощности и навесным оборудованием, сопоставимые по своим характеристикам с европейскими и российскими моделями.
CHAMPION BC1193
- МКПП (2 передние передачи и задний ход)
- Шлицевое соединение с ВОМ
- Шестерёнчатый редуктор
- Ширина обработки почвы — 110 см
- Глубина культивирования 30 см
- Хорошо пашет только ранее обработанную землю
Средний мотоблок оснащён бензиновым 4-тактным одноцилиндровым двигателем. Внушительные колёса диаметром 12 дюймов обеспечивают широкую проходимость. Веса прибора (132 кг) зачастую не хватает для глубокой проработки почвы, поэтому эксплуатируют мотоблок вместе с утяжелителями.
Weima WM1100BЕ
- Ширина обработки почвы меняется в пределах 80–130 см
- Глубина культивирования 30 см
- Шлицевое соединение вала
- МКПП с 3 передачами (2 передних и 1 задняя)
- Масса — 135 кг
- Тяжело разворачивать в конце полосы
Массивный, самый надёжный в своём классе мотоблок оснащён дизельным 4-тактным двигателем мощностью 9 л. с. В комплекте с прибором идут 8 фрез диаметром 35 см. Имеется электростартер, который облегчает запуск мотора в холодное время года. Производительная модель отлично подходит для культивации участков площадью от 10 соток. Колёса диаметром 12″ обеспечивают хорошую проходимость, однако, большая ширина агрегата 78 см снижает его манёвренность.
Скаут GS 81 DE
- Экономичный дизельный двигатель
- Шестерёнчатый редуктор
- МКПП имеет 8 передач, включая две задних
- Фары улучшают видимость в сумерках и при пасмурной погоде
- Ширина обработки почвы — 90 см
- Электростартер упрощает запуск в морозы
- Неповоротливый, сложно маневрировать
Массивный, агрегат тяжёлого класса замыкает обзор мотоблоков с валом отбора мощности. Универсальная самоходная модель подходит для работы на участках площадью от 40 соток. За счёт большой массы (213 кг) техника идёт ровно по борозде, поднимая землю на штык лопаты. Мотоблок комплектуется 4-тактным двигателем мощностью 8,8 л. с. Дополнительные приспособления, которые могут быть присоединены к шлицевому креплению ВОМ позволяют пахать, окучивать, боронить землю, нарезать грядки, перемещать грузы и т. д.
Помимо перечисленных характеристик, важно обратить внимание на эргономику мотоблока, простоту запуска и лёгкость смены насадок. Надёжность конструкции и ремонтопригодность ключевых узлов наряду с техническими характеристиками должна иметь решающее значение при выборе техники.
Мотоблок с валом отбора мощности: обзор моделей с дифференциалом и на что обратить внимание при выборе устройства
Мотоблоки с валом отбора мощности — универсальные самоходные устройства, выполняющие обширный спектр задач.
За счет особого технического наполнения используются совместно с навесным оборудованием, включая косилку, фрезу, снегоочиститель.
При выборе мотоблока стоит ознакомиться с отличительными особенностями данной категории, а также сравнить характеристики нескольких моделей.
Отличительные особенности
Вал отбора мощности — это механизм, обеспечивающий стабильную передачу вырабатываемой двигателем энергии на рабочие элементы навесного оборудования.
Большинство современных моделей оснащены этим элементом. Он располагается в задней части машины. Иногда ВОМ дополняется дифференциалом, находящимся в передней части.
Основные задачи вала отбора мощности заключаются в следующем:
- Запускает механические узлы в навесном оборудовании. При этом подключается к сельскохозяйственной машине напрямую или через дополнительные элементы, среди которых редуктор, карданный вал и клиноременные передачи. Это основное предназначение ВОМ, поскольку благодаря чему агрегат может выполнять дополнительные функции.
- Запускает гидравлическую систему прицепного оборудования. ВОМ воздействует на насос оборудования. Для этой цели вал используется реже, поскольку фермеры не часто используют мотоблоки в комплексе с гидравлической системой.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- они являются полноценными тракторами без задних колес, способные на обработку целинных земель любой плотности;
- делают все сами, а оператору остается лишь задавать направление;
- наличие навести тракторного типа обеспечивает большой захват и высокий КПД;
- установка адаптера позволяет превратить машину в полноценный мини-трактор;
- трансмиссия отлично работает на любой скорости;
- при активной работе фрезой не нужна повторная культивация.
Недостатки:
- дорогое навесное оборудование (до 30% от стоимости мотоблока);
- большие габариты и вес, усложняющие транспортировку агрегата между участками и перевозку в сарай;
- дорогостоящий ремонт.
Рейтинг ТОП-10 лучших моделей
ТОП-5 лучших бензиновых мотоблоков с валом отбора мощности | ||
1 | PATRIOT Победа (440 10 7212) | 25 000 ₽ |
2 | PATRIOT Nevada 9 | 45 000 ₽ |
3 | CHAMPION BC1193 | 45 000 ₽ |
4 | PATRIOT Nevada | 47 000 ₽ |
5 | Целина НМБ-901 | 41 000 ₽ |
ТОП-5 лучших дизельных мотоблоков с валом отбора мощности | ||
1 | Weima WM1100BE (колеса 5х12) | 79 000 ₽ |
2 | PATRIOT Boston 9DE | 57 000 ₽ |
3 | Weima WM1100A (колеса 5х12) | 62 000 ₽ |
4 | CHAMPION DC1193E | 65 000 ₽ |
5 | Aurora SPACE-YARD 1350D | 82 000 ₽ |
Лучшие бензиновые мотоблоки с валом отбора мощности
Мотоблоки с бензиновыми двигателями используются преимущественно для обработки небольших приусадебных и дачных участков. Для них характерны небольшие размеры, невысокая цена и малый вес. Машины снабжаются мотором мощностью до 10 лошадиных сил. Чтобы выбрать наиболее подходящий вариант, стоит рассмотреть рейтинг популярных моделей.
PATRIOT Победа (440 10 7212)
Мини-трактор с четырехтактным бензиновым движком применяется для обработки старопахотных грунтов. Модель
отличается маневренностью и многофункциональностью.
Оснащена двумя передними и одной задней передачей.
Для регулировки скорости предусмотрен удобный рычаг.
Возможно использование в комплексе с тележкой, косилкой, снегоочистителем и другим оборудованием. Двигатель защищен от перегрева системой охлаждения.
Мотоблок выполнен в высокопрочном металлическом корпусе, что обеспечивает ему долгий срок службы.
Характеристики:
- ширина обработки — 100 см;
- объем двигателя — 198 куб. см;
- мощность двигателя — 7 л.с.;
- топливный бак — 3.6 л;
- вес — 78 кг.
Достоинства:
- прочный корпус;
- крупные колеса;
- удобная регулировка скоростей;
- небольшой размер;
- приемлемая цена.
Недостатки:
- легкий вес;
- неудобный узел регулировки руля.
PATRIOT Nevada 9
Сельскохозяйственная машина подходит для обработки участков большой площади. Надежная и качественная работа
обусловлены наличием мощность движка и шестеренчатого редуктора.
Фрезы выполнены в форме сабли, за счет чего успешно справляются со вспахиванием целинных земель.
Модель отличается отличной проходимостью по любым грунтам.
Характеристики:
- ширина обработки —110 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 9 л.с.;
- топливный бак — 6 л;
- вес — 130 кг.
Достоинства:
- мощность;
- быстрый запуск;
- экономное потребление топлива;
- высокая скорость;
Недостатки:
- шумная работа;
- высокая цена.
CHAMPION BC1193
Универсальное устройство, выполненное в практичном корпусе из металлического сплава. Отличается удобным управлением
и эффективной работе совместно с дополнительным оборудованием.
При движении до 10 км/ч захватывает полосу 110 см и вспахивает участок на глубину 30 см.
При этом издает минимальный шум в процессе работы.
Заправляется бензином АИ-92. Благодаря большому топливному баку не требуется дозаправка при работах.
- ширина обработки —110 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 9 л.с.;
- объем двигателя — 270 куб. см;
- топливный бак — 6 л;
- размеры — 180х80х110 см;
- вес — 132 кг;
- шум — 78 дБ.
Достоинства:
- мощность;
- отличная трансмиссия;
- надежный корпус;
- безопасная эксплуатация.
Недостатки:
- сложное переключение скорости;
- высокая цена.
PATRIOT Nevada
Надежная машина для быстрой обработки средних и крупных участков. За счет хвата 100 см за проход быстро справляется со
своей задачей, требуя от оператора минимальных действий.
Ему остается лишь задавать направление, а мотоблок прекрасно проходит даже по старопахотному грунту.
При работе с плугом можно повысить качество обработки и сократить длительность работ.
Можно регулировать глубину вспахивания от 20 до 30 см.
Характеристики:
- ширина обработки —100 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 7 л.с.;
- вес — 89 кг.
Достоинства:
- мощность;
- быстрый запуск;
- экономичное потребление топлива;
- высокая скорость;
- компактный размер.
Недостатки:
- небольшая глубина культивирования;
- многофункциональность.
Целина НМБ-901
Мотоблок с валом отбора мощности от надежного производителя сельскохозяйственного оборудования. Применяется на
участках с большой площадью в качестве самостоятельного оборудования, совместно с плугом и другими комплектующими.
Отличается высоким КПД и быстрой обработкой за счет захвата до 113 см земли за один проход.
За счет регулирования глубины вспахивания подходит для земель разного типа.
Характеристики:
- ширина обработки —72-113 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 9 л.с.;
- объем двигателя — 270 куб. см;
- расход топлива — 374 г/кВт*ч;
- топливный бак — 3,6 л;
- размеры — 136х780х100см;
- вес — 123 кг;
- шум — 92 дБ.
Достоинства:
- мощность;
- оптимальные габариты;
- крупные колеса;
- хорошая сборка.
Недостатки:
- нет сцепки для прицепа;
- высокая цена.
Лучшие дизельные мотоблоки с валом отбора мощности
Мотоблоки на дизельных двигателях используются для ухода за крупными приусадебными участками и фермерскими хозяйствами. За счет отличного технического наполнения агрегаты проходят даже по плотному грунту и могут использоваться в течение продолжительного времени. Мощность варьируется от 8 до 12 лошадиных сил в зависимости от модели. Рассмотрим характеристики, плюсы и минусы популярных мотоблоков с ВОМ.
Weima WM1100BE (колеса 5х12)
Универсальный помощник по уходу за крупными участками. Отличается высоким КПД. Используется совместно с навесным и
прицепным оборудованием.
Можно регулировать глубину вспахивания до 30 см.
Фрезы выполнены из закаленной стали и имеют диаметр 35 см, за счет чего хорошо справляются с обработкой грунта.
Характеристики:
- ширина обработки — 80-130 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 9 л.с.;
- объем двигателя — 406 куб. см;
- вращение фрез — 145 об/мин;
- топливный бак — 5,5 л;
- размеры — 105х78х57 см;
- вес — 135 кг.
Достоинства:
- высокий КПД;
- быстрый запуск;
- небольшой расход топлива;
- вместительный бак;
- удобные рычаги управления.
Недостатки:
- неудобный выключатель двигателя;
- плохая проходимость.
PATRIOT Boston 9DE
Модель с широким хватом, рассчитанная на многочасовую работу на почвах любого типа. Оснащена шестеренчатым
редуктором и электростартером.
Фрезы выполнены из закаленной стали и защищены специальным щитками, исключающими попадание земли на оператора.
Наличие брызговиков повышает безопасность работы, а резиновые накладки на рукоятках делают ее более комфортной.
Характеристики:
- ширина обработки — 125 см;
- диаметр фрез — 34 см;
- мощность двигателя — 9 л.с.;
- размер колес — высота 12″, ширина 5″;
- вес — 164 кг.
Достоинства:
- экономичный расход топлива;
- качественные фрезы;
- широкий хват;
- наличие реверса;
- регулирование глубины культивирования.
Недостатки:
- высокая стоимость;
- неудобная транспортировка.
Weima WM1100A (колеса 5х12)
Агрегат из класса тяжелых мотоблоков, оснащенный валом отбора мощности. Это обеспечивает ему хорошую проходимость по
тяжелым грунтам и высокий КПД.
Предусмотрено использование различных видов навесного оборудования, что делает устройство универсальным.
Коробка передач оснащена двумя передними и одной задней скоростями. Модель эффективна при обработке больших площадей в условиях повышенной нагрузки.
Характеристики:
- ширина обработки — 80-130 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 6 л.с.;
- объем двигателя — 296 куб. см;
- топливный бак — 3.5 л;
- размеры — 105х78х57 см;
- вес — 115 кг.
Достоинства:
- мощность;
- глубокая обработка;
- эффективность на целине;
- работа при больших нагрузках;
- надежный корпус.
Недостатки:
- тяжелый вес;
- небольшой топливный бак.
CHAMPION DC1193E
Сельскохозяйственная машина для культивации, вспахивания, выравнивания почвы и других задач. Отличается высокой
мощностью, позволяющей работать при повышенных нагрузках.
Агрегат легко проходит по плотному грунту, в том числе с примесью глины.
Сопряжение с навесным оборудованием расширяет круг задач.
Характеристики:
- ширина обработки — 110 см;
- глубина культивирования — 30 см;
- мощность двигателя — 9,5 л.с.;
- объем двигателя — 418 куб. см;
- топливный бак — 5,5 л;
- расход топлива — 280 г/кВт*ч;
- размеры — 180х80х110 см;
- вес — 177 кг;
- шум — 92 дБ.
Достоинства:
- мощность;
- удобное управление;
- простая разборка;
- высокая скорость;
- качественные фрезы.
Недостатки:
- отсутствие дифференциала и реверса;
- необходимость дозаправки при длительных работах.
Aurora SPACE-YARD 1350D
Мотоблок с электростартером, облегчающим запуск двигателя. Отличается высоким КПД: за короткий срок можно обработать
большой участок, захватывая при проходах до 135 см земли.
Объемный бензобак и экономичный расход топлива позволяют работать продолжительное время без дозаправки.
Характеристики:
- ширина обработки — 80-135 см;
- глубина вспахивания — 30 см;
- мощность двигателя — 8,57 л.с.;
- объем двигателя — 406 куб. см;
- топливный бак — 5 л;
- размеры — 173х105х135 см;
- вес — 120 кг;
- шум — 93 дБ.
Достоинства:
- мощный мотор;
- приемлемая цена;
- качество материалов;
- хорошая проходимость.
Недостатки:
- шумная работа;
- некачественная окраска.
Полезное видео
Из видео вы ознакомитесь как измерить обороты вала отбора мощности на дизельном мотоблоке:
Вал отбора мощности МТЗ 82(80): регулировка, схема и неисправности | ВОМ МТЗ-82 и МТЗ-80: ремонт и схема
В данной статье приведена схема вала отбора мощности для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80, а также указанны основные моменты в ремонте данного механизма.
В сегодняшней статье мы детально рассмотрим такой механизм как вал отбора мощности трактора Беларус МТЗ-82 и МТЗ-80, его схему и принцип работы, а также приведем полную инструкцию по его разборке и базовому ремонту. Почему сразу двух моделей, наверное, спросите Вы? – потому что их конструкция абсолютно идентична.
Универсально-пропашные тракторы МТЗ 80, МТЗ 82 используют для выполнения широкого спектра механизированных работ, включая агрегатирование с различными активными, навесными, прицепными специализированными механизмами. Для передачи мощностей от трактора к используемому оборудованию, техника вышеуказанной марки, оснащена валами отбора мощности. Привод осуществляется от шлицевых наконечников, соединяющихся соответствующими муфтами с агргатируемыми машинами.
Работа косилки от заднего ВОМ МТЗ 82
ВОМ трактора МТЗ-82 и МТЗ-80
Главное назначение данного механизма – привод активных машин, которые агрегируют с трактором. По месту расположения выделяют задний и боковой ВОМ. В моделях МТЗ 80 и МТЗ 82 используют комбинированный вал отбора мощности, поэтому он может иметь как зависимый (или синхронный), так и независимый привод.
Если привод не синхронный, то он связывается с самим маховиком двигателя, это обеспечит необходимую частоту вращения самого вала независимо от того с какой скоростью будет двигаться трактор, и будет ли включено или нет сцепление. Также сам привод может иметь следующие частоты вращения (540 и 1000 об/мин) при скорости вращения коленвала 2100 об/мин.
Что касается зависимого привода, то он связан с ведущим зубчатым колесом 2-й ступени механического редуктора КПП, поэтому в данном случае частота будет зависеть и составит 3,5 оборотов на метр пути.
Устройство заднего ВОМ МТЗ 80.
Механизм ВОМ входит состав трансмиссии трактора, вращение которого осуществляется от маховика двигателя или от КПП машины.
Схема ВОМ МТЗ 80 и 82
Ниже приведем схему привода заднего вала отбора мощности для тракторов моделей МТЗ 80 и 82, и дадим её пояснение.
К главным механизмам заднего ВОМ относится: 2-х ступенчатый редуктор, переключатель типа привода, механический редуктор, переключатель зависимого или независимого типа.
Частота вращения независимого вала отбора мощности переключается с помощью муфты (5), которая установлена на шлице вала (6). И механизм который за это отвечает – шестигранник, он расположен в нижней крышке цельного корпуса сцепления.
Привод задается путем переключения кулачковой муфты вала (11) с помощью рычага (18), он расположен на полу кабины.
Рычаг (18) имеет 3-ри положения: поворот по часовой – зависимый тип, против – независимый, среднее положение – нейтрально. Помните не синхронный тип нужно включать только при неработающем двигателе или самой минимально частоте вращения коленвала, а синхронный только при остановленном тракторе.
Планетарный редуктор ВОМ.
В конструкцию ВОМ входит планетарный механизм включения, функция которого заключается во включении и передачи вращения на соединительный шлицевой вал. Редуктор находится в задней части картера заднего моста трактора. В заказных конструкциях планетарного редуктора вал 23 делают универсальным, составным со сменными хвостовиками с 8-ю для скорости вращения 540 об./мин. или 21-м шлицом со скоростью 1 тыс. об./мин. вращения ВОМ.
Редуктор управляется двумя фрикционными лентами 12 и 10 (на рис.). Одна тормозная лента стоит на барабане водила, другая на барабане связанным с солнечной шестернёй через шлицевую муфту. Рычаг включения находится по правую сторону водителя и имеет два положения: рычаг вперёд — «ВОМ выключен», рычаг назад — «ВОМ включён». Движение от рычага передаётся тягами к пружинному усилителю, связанному через рычаг с осью управления фрикционными лентами. В процессе работы нужно обращать внимание, чтобы не было упора рычага включения в пол кабины. Это позволит избежать буксования механизма.
Боковой вал отбора модности моделей 80 и 82
Ниже приведем схему бокового вала отбора мощности для данных моделей тракторов.
В данной случае все еще проще, через подвижное зубчатое колесо (2), осуществляется привод, сама же шестерня перемещается по шлицам с помощью поводка (6). Включение бокового вала осуществляться только пи выключенном сцеплении при помощи тяги 3.
Планетарный редуктор ВОМа МТЗ 82 и 80
Данный механизм является одной из важных составляющей, поэтому на его конструкции остановимся подробнее.
данный механизм предназначен для управления валом отбора мощности и имеет передаточное число 1,47. Его составляющие: ведущая коронка (17), сателлиты (18), солнечное зубчатое колесо (19). Сателлиты устанавливают на оси (16), которые запрессованы в расточку водилы.
По особому заказу, завод может изготовить вал (15) составным, т.е. в его задний конец можно вставить специальные хвостовики (25) с 8-ю (для 540 об/мин) или 21-о (для 1000 об/ми) шлицами, для различных орудий.
Сам же планетарный редуктор управляет двумя тормозами ленточного типа.
Как видите схема довольно проста к восприятию.
Режимы работы заднего ВОМ и переключение скорости вращения
Кулачковая муфта 20 выполняет функцию переключения режимов работы ВОМ (синхронный — независимый) и передачи вращения на редуктор включения.
Независимый режим
В независимом режиме муфта получает вращение от вала, проходящего через пустотелый промежуточный вал КПП, который передаёт вращение маховика двигателя через двухскоростной редуктор, размещённый в картере промежутки. Включение независимого режима осуществляют на малых холостых оборотах или при заглушённом двигателе рычагом управления кулачковой муфты. При переключении на заглушённом двигателе для совпадения шлицов муфты, проворачивают шлицевой приводной вал заднего ВОМ от руки.
Синхронный режим
В синхронном режиме муфта работает с ведущей шестернёй второй ступени КПП трактора при работающей трансмиссии. Частота вращения зависит от скорости движения и составляет 3,5 оборота вала на метр пути. Режим включают при работающем дизеле, после включения передачи и плавном соединении сцепления.
Рычаг переключения режимов работы ВОМа находится у основания сидения водителя. При повороте рычага в крайнее левое положение включается — «синхронный», в правую — «независимый» режим работы. Среднее положение — «нейтральное». Выбранная позиция рычага удерживается фиксатором.
Изменение скорости независимого режима ВОМ осуществляется при заглушённом двигателе, через поводок, установленный в нижней части корпуса промежутки трактора связанный тягой со скользящим блоком шестерней. Поворот поводка по часовой стрелке включает скорость 540 об./мин. в обратную сторону — 1 тыс. об./мин. Положение поводка фиксируется пружинно-шариковым замком, установленным на вилке переключения.
Боковой ВОМ
Боковой ВОМ, устанавливается для привода механизмов, навешиваемых на переднюю навеску или с боку трактора. Отдельный корпус редуктора независимого «Бокового ВОМ» крепится к люку с левой стороны картера коробки передач МТЗ 80(82). Привод осуществляется от ведомой шестерни первой передачи и заднего хода. Приводной вал имеет стандартный восьми шлицевой наконечник и закрывается защитной крышкой.
Редуктор бокового ВОМ МТЗ 82 (80)
Рычаг включения «Бокового ВОМ» находится над полом по левую сторону места водителя. Включение осуществляется перемещением рычага 1 вверх, при этом тяга 2 поворачивает рычаг и валик с поводком, передвигая шестерню на шлицах вала 7, вводя шестерню 4 в зацепление. «Боковой ВОМ» включается при выключенном сцеплении.
Переключением понижающего редуктора получают две скорости вращения вала 535 и 735 об/мин в независимом режиме.
Синхронный привод «Бокового ВОМ» используют на тракторах хлопковой модификации МТЗ 80Х. Привод осуществляется редуктора от ведущей шестерни конечной передачи заднего моста. Если на тракторе установлен стояночный тормоз, боковой синхронный вал устанавливают только слева. Монтаж отдельного редуктора осуществляют к кожухам тормозов заднего моста. Включение производится с помощью шлицевой муфты. Рычаг управления выведен в кабину. Приводные синхронные валы установлены перпендикулярно оси движения трактора.
Неисправности ВОМ
1 Невозможность переключение режимов — причина износ кулачковой муфты. В этом случае отсоединяют коробку передач от механизма заднего моста и заменяют изношенные детали.
2 Если вал продолжает вращение после выключения или нарушается стабильность частоты вращения ВОМ во включённом положении, в таких случаях производят регулировку или замену тормозных лент.
3 Затруднительное включение или невозможность включения свидетельствует о поломке пружинного усилителя включения. Устраняют заменой пружины.
Обращаем внимание, что с целью исключения травматизма, демонтаж и установка пружинного усилителя делается в строгой последовательности:
- Переводят рычаг включения в положение, при котором совпадут отверстия на рычаге и корпусе заднего моста.
- В отверстия заворачивается болт для фиксации рычага.
- Откручивается контрольная гайка 4 на регулировочном болте 5 стакана 2 усилителя, и болт заворачивается на всю длину резьбы, максимально сжимая пружину 1.
- Закручивается фиксирующий пружину стопорный болт в корпусе стакана.
- Зафиксировав пружину, выворачивают регулировочный болт и снимают усилитель. Используя пресс, разбирают стакан и заменяют неисправные детали.
- Сборку и установку узла осуществляют в обратном порядке.
Планетарный редуктор заднего ВОМ МТЗ
4 Появление гула и шума при работе ВОМ свидетельствует об износе подшипников и деталей планетарного редуктора. Для устранения поломки демонтируют редуктор из корпуса заднего моста и производят полную разборку узла с последующей дефектацией и заменой деталей.
Регулировка.
Регулировка фрикционных лент редуктора ВОМ и рычага включения осуществляется в следующем порядке:
- Ось переключения фиксируют совмещением отверстий на рычаге и корпусе заднего моста 7 трактора болтом 5 м10х60 мм.
- Отсоединяют пружинный усилитель от рычага (соблюдая вышеперечисленный порядок демонтажа), предварительно сжав пружину болтом и зафиксировав её в сжатом состоянии стопорным болтом 1, ввёрнутым в отверстие стакана корпуса 2 усилителя.
Привод управления ВОМ МТЗ 82(80)
- Регулировочные винты 8 лент заворачиваются до упора без излишнего усилия, затем отпускаются на полтора оборота. При этом хвостовик ВОМа должен свободно вращаться от усилия руки. Если вращения затруднительно винты отворачивают ещё на «пол-оборота».
- Положение винтов фиксируется пластиной в крышке, закрывающей регулировочный люк.
- Соединяя рычаг с вилкой, регулируют положение от нижней плоскости пола кабины до вилки рычага управления. Во включённом положении расстояние должно быть — 45-50 мм. Шарнирные вилки на резьбе рычага фиксируются контрольными гайками.
Вы вод заднего ВОМ на переднюю навеску трактора.
Для привода оборудования МТЗ 82, навешиваемого на переднюю навеску, используют дополнительный комплект деталей и узлов для вывода вращательного момента от заднего ВОМ.
В состав комплекта входит:
- Дополнительный редуктор, который крепится к корпусу заднего ВОМ и преобразует вращение от приводного хвостовика в сторону передней навески под картером заднего моста.
- Система кронштейнов и крепежей для переоборудования задней навески, обеспечивающих место для монтажа дополнительного редуктора.
- Система промежуточных опор и крепежей для установки карданного вала.
- Карданный вал, передающий вращение от фланцевой муфты доп. редуктора на переднюю навеску.
Детали комплекта крепятся в штатные отверстия на корпусе картера трансмиссии и рамы трактора МТЗ 82 (80).
Преобразующий редуктор для заднего ВОМ МТЗ
Карданная передача привода переднего ВОМ МТЗ 82 с опорами
Кронштейн передней опоры переднего ВОМ МТЗ
Передняя опора и приводной вал ВОМ передней навески
Ремонт ВОМ для моделей МТЗ-82 и МТЗ-80
Одной из главный проблем – заедание рычага управления вала или трудное управление поводка муфты переключение режима. Скорее всего – это неисправность механизма усиления (стакан пружины) и износ кулачковой муфты. Для точного определения поломки необходимо снять и разобрать его.
В момент разборки нужно соблюдать осторожность и выполнять строго в определенной последовательности. Сначала необходимо перевести рычаг управления вала отбора мощности в положение, когда смещаются технологические отверстия в рычаге валика переключения (5) и заднего моста. Затем контргайку (3) нужно отпустить и завернуть регулировочный болт (2) до отказа в рычаг переключения валика, а стопорный болт (4) в стакан.
Убедившись в хорошей фиксации снимаем стакан в сборе. Затем зажимаем его под прессом и выворачиваем болт (4). Все неисправные механизмы меняем.
Если неисправна кулачковая муфта, то тогда необходимо отсоединить КПП от заднего моста и заменить детали.
Регулировку натяжения лент и рычага делаем по схеме ниже.
Если появилась течь масла из-под хвостовика, то для замены необходимо отвернуть манжет, снять тормозную ленту, спрессовать водило и снять стопорное кольцо. Наиболее важные моменты разборки приведены на рисунке ниже.
Практические советы по использованию.
Конструктивные особенности приводных валов используемых машин часто имеют характер открытых, активно-вращающихся частей. Для исключения травматизма и аварийных поломок при работе с приводными машинами следует быть внимательным и учитывать следующие аспекты и правила:
- Агрегатируемая машина с трактором должна быть в исправном техническом состоянии.
- Использовать машину нужно строго по назначению в соответствующих требованиям условиях. Во время подготовки к работе ВОМ нужно убедиться в соответствии шлицов хвостовика вала и соединительной муфты привода используемой машины (8 шлицов или 21). При несоответствии нужно заменить хвостовик вала.
- Проверить наличие и надёжность крепления защитных кожухов, вращающихся частей приводной машины, регулировку предохранительных муфт и исправность карданных сочленений привода.
- Монтаж привода производят непосредственно на месте использования агрегата. Фиксация соединения делается специальным стопорным болтом при совпадении выточки на шлицах вала и отверстия соединительной муфты карданного привода агрегатируемой машины.
- Маршрут и радиус поворота должен соответствовать конструктивным особенностям агрегата.
- Во избежание перегрузок конструкций агрегата, выбор скорости движения, глубины обработки, ширины захвата, режима работы агрегата должен соответствовать нормам и требованиям.
- Отсоединение делают после полной остановки вала в нейтральном положении рычага переключения режимов привода и выключенном ВОМ.
При оптимальном балансе оборотов двигателя и нагрузки достигается значительное снижение расхода топлива на единицу объёма проделанной работы агрегатом. Если агротехнические и технологические условия выполнения работ не ограничивают скорость движения агрегата, передачу подбирают, руководствуясь оптимальной нагрузкой без признаков перегрузки трактора и механизмов используемой приводной машины. Работая с энергоёмкими машинами при недостаточной мощности двигателя, в ситуации неполной загрузки производительности агрегата на скоростях выше 7 км/час — применяют понижающий редуктор КПП.
Источник https://aviaslovar.ru/garden_tools/motoblok-s-valom-otbora-mosnosti-cto-eto-takoe-obzor-vseh-modelej-professionalnyh-motoblokov-s-vom-i-ponizennoj-peredacej.html
Источник https://stroy-ps.ru/val-otbora-moshhnosti-chto-eto-takoe/
Источник
Источник