Перейти к содержанию

Как сделать самодельный минитрактор с двигателем от Оки

Как сделать самодельный минитрактор с двигателем от Оки

Покупка спецтранспорта не всегда оправдана. Убирать частный участок от снега и листьев, вспахивать почву, обрабатывать всходы проще с помощью техники. Однако отправляться за ней в магазин не обязательно. Если у владельца сельского хозяйства остался старый автомобиль, его можно перебрать. Сделать трактор из Оки своими руками несложно: понадобится только пошаговая инструкция и старый автомобиль.

Области применения

Мини-трактор, собранный самостоятельно, может полностью заменить Уралец, Булат 120, Беларусь 132Н, Янмар, Куботу и Скаут. Области применения почти не отличаются. Спецтранспорт, сделанный из Оки, имеет полный привод и обладает всеми необходимым характеристиками для выполнения сельскохозяйственных работ. Благодаря эргономичности, легкости в эксплуатации владелец техники сможет избавиться от большей части физической работы.

Мини-трактора из Оки своими руками может сделать даже человек без опыта. Такой спецтранспорт подходит для работ, для которых используют покупной транспорт:

  • выкапывание корнеплодов;
  • внесение прикорневых удобрений;
  • удаление сорняков;
  • выкорчевывание некрупных деревьев;
  • формирование грядок;
  • культивирование почвы;
  • высаживание корнеплодов и других культур (при помощи дополнительного оборудования).

Преимущества и недостатки самодельного мини-трактора

Первая причина для переделки Оки в трактор своими руками — экономичность. Покупка заводской модели может сильно ударить по кошельку. Ненужный автомобиль при этом обладает всеми необходимыми характеристиками для создания МТ. Функциональность такой спецтехники не будет отличаться и может быть расширена путем установки дополнительных деталей. Даже если ограничиться стандартными возможностями транспорта, их достаточно для выполнения всех сельскохозяйственных работ на дачном участке или в саду, площадь которого не превышает 10 гектаров.

Небольшой трактор из автомобиля Ока быстро окупается за счет невысокой себестоимости. Механизмы для спецтехники можно получить бесплатно или купить по символической цене. Единственным недостатком будет отсутствие гарантии, ведь такие детали снимают со старого и сломанного транспорта. Можно докупить узлы у официального дилера, но цена на самодельный мини-трактор сильно поднимется.

Наличие спецтехники на участке всегда упрощает жизнь, ведь человеку приходится тратить меньше сил на физическую работу. Однако самостоятельная сборка МТ имеет свои недостатки:

  1. Отсутствие гарантии. Если заводской транспорт сломается в первый год, владелец может обратиться в сервис, где будет произведен бесплатный ремонт. При сборке трактора из старого авто такой возможности нет. Приобретать детали и заменять их придется самостоятельно.
  2. Сложно найти механизмы. Ока — старая машина, поэтому узлы редко попадаются в магазинах. Прежде, чем начать переделывать автомобиль, нужно проверить работоспособность всех деталей. Если какие-то из них окажутся неисправными, убедиться в наличии замены необходимо до начала сборки. Иначе окажется, что необходимые узлы отсутствуют в продаже.
  3. Потребность в знаниях. Человеку будет сложно собрать спецтранспорт самостоятельно, если он ранее не работал с чертежами и не обладает техническими навыками.
  4. Сбор документов для Гостехнадзора. Любой транспорт, используемые для сельскохозяйственных работ, должны быть зарегистрированы в соответствующем органе. Для передвижения по ДОП техника должна соответствовать всем нормативам.

Подготовка чертежей и деталей

Нельзя приступать к работе без готового плана. Переделка Оки в мини-трактор пройдет успешно, если делать все по чертежам. Для рамной конструкции нужно запастись двумя лонжеронами — правым и левым. Траверсов понадобится столько же: по 1 на каждую сторону. Первые делают из швеллеров №10, для вторых подойдет профиль конструктивных элементов №12 и №16. Подойдут элементы, произведенные из поперечной балки.

Главная деталь, которую нужно снять с автомобиля Ока, — двигатель. Он должен соответствовать нормам, прописанным в законодательстве РФ. Особенно важно это учесть, если мини-трактор будет использоваться на ДОП. От мощности двигателя зависит, какие права на такой спецтранспорт придется получать. Лучше всего, если в старой машине использовался 4-цилиндровый мотор.

Читайте также

Чтобы собрать мини-трактор из мотоблока своими руками без совершения ошибок, понадобится пошаговая инструкция и…

Остальные запчасти можно приобрести по отдельности или снять с Оки, если они в хорошем состоянии. Поскольку чертежи составляются из расчета имеющихся деталей, важно учитывать возможность замены. Если элемент выглядит сомнительно, не стоит устанавливать его в мини-трактор. Сделать исключение можно. В этом случае он должен быть доступен в ближайших магазинах или соответствовать креплениям более новых моделей.

Для сборки спецтранспорта своими руками понадобятся:

  1. Мост. Он устанавливается в том же виде, в каком был снят с автомобиля. Дополнительно нужно прикрепить раму. Для этого понадобятся 4 стремянки. Если есть карданный вал, его можно использовать.
  2. Трансмиссия. Ее крепят непосредственно к раме. Корзину нужно сварить самостоятельно. Без нее сцепление не синхронизируется с двигателем. Важно при этом соблюдать пропорции. Если конструкция не подойдет по размерам, транспорт получится не безопасным. Для установки потребуется отверстие в задней плоскости маховика мотора, которая должна быть заранее укорочена.
  3. Рулевое управление. Гидравлику лучше использовать готовую. Этот элемент, собранный самостоятельно, может стать причиной внезапной поломки. Если у детали не окажется насоса, его нужно установить своими руками около ведущего вала. В противном случае рулю не будет хватать давления.
  4. Задний ход. Подойдет родная запчасть из Оки. Перед установкой нужно убавить полуоси.
  5. Колеса. При выборе этого элемента нужно учитывать, по какому грунту будет передвигаться мини-трактор. Если его главное назначения — перевозка грузов, подойдут диски размером 13-16 дюймов. Для вспахивания почвы этого недостаточно. Придется устанавливать колеса на 18-24 дюйма.
Читайте также:  Картофелекопалка ККМ-1 к мотоблоку; Нева: особенности применения и регулировка, отзывы владельцев.

На что обратить внимание при переделке

Конструкция рамы мини-трактора, сделанного из Оки, бывает 2 типов. Первый — когда ДВС и сиденье водителя находятся на одной платформе. В этом случае сборка будет самой простой, т.к. достаточно скрепить 4 швеллера в виде прямоугольника. Можно использовать уголки 4*4 см. Однако такой материал требует дополнительной установки металлических труб с квадратным сечением. Без них конструкция не будет достаточно прочной, чтобы выдержать водителя и все детали.

Важно делать конструкцию крепкой. Малейшие зазоры и недочеты в размерах могут стать причиной поломки. При оформлении такого МТ в Гостехнадзоре для использования на ДОП владелец 100% столкнется с отказом из-за несоблюдения технических норм сборки. Чтобы укрепить раму, понадобятся передние и задние траверсы. Еще один элемент, который сделает конструкцию прочной — поперечные балки, установленные под двигателем и сиденьем.

Читайте также

Лебедка – агрегат, который используется для перемещения или вертикального подъема тяжеловесных конструкций…

Также можно использовать целую раму-переломку от старого трактора. Для этого необходимо объединить детали шарнирами. Однако справиться с задачей сможет только человек с опытом. Если использовать подшипники от КамАЗа, совместив их с цапфой, можно получить конструкцию, свободно перемещающуюся по всем плоскостям. Кроме сложности в сборке, проблемы возникнут на этапе подбора деталей, т.к. трансмиссия получится составная. Опытные техники выбирают такой тернистый путь, т.к. мини-трактор, собранный из полурам, будет более маневренным.

Необходимые инструменты

Невозможно обойтись без отвертки и гаечных ключей. Они будут нужны на всех этапах: от разборки старого автомобиля до закрепления деталей на новой раме. Даже при использовании готовых конструкций нельзя забывать о болгарке и дисках для резки металла. Спецтранспорт получится ненадежным, если хотя бы один элемент не будет соответствовать размерам, указанным в чертежах. Большинство запчастей крепится на гайки и болты, которых также должно быть с запасом. Электродрель нужна вне зависимости от используемых элементов.

Большинство людей, которые решили сделать мини-трактор из мотоблока или Оки, приобретают все инструменты по-отдельности. Однако в специализированных магазинах можно найти КИТ-наборы, в которые входят необходимые для сборки такой техники приспособления. Они подбираются в зависимости от имеющихся деталей. Дополнительно можно приобрести:

  • емкости для тормозной жидкости;
  • спинки и сиденья;
  • рычаги блокировки полуосей;
  • барабаны для тормозов;
  • шкворени прицепного устройства;
  • механизмы для косилки или лопаты-отвала;
  • подъемные оси;
  • цепь ведомой и ведущей звездочки;
  • вал подъемного механизма;
  • промежуточный натяжной ролик.

Основные этапы сборки конструкции

Самоделка из Оки может стать полноценной заменой покупного трактора. Чтобы собрать такую технику, достаточно следовать пошаговой инструкции. Первым этапом изготавливается рама. Для нее понадобятся швеллеры №10 или плотные листы железа. Полученная конструкция должна иметь форму идеального прямоугольника. На нее крепятся шарниры, которые часто берут из кулака УАЗ.

На основание составляющих частей Оки нужно припаять мосты. Главная деталь из автомобиля, без которой сборка МТ по фото не была бы возможна — двигатель. Его нужно подготовить к установке. Без увеличения просвета и установки механизма для сцепки использовать такой мотор не получится. Передние и задние лонжероны нужно усилить, чтобы вес конструкции не износил раму раньше срока.

Читайте также

Человек всегда пытается облегчить себе жизнь и сконструировать из подручных средств что-нибудь новое. То, что поможет…

Для сцепления понадобятся двухклиновые ремни, которые крепятся к шкиве на валу трансмиссии. Коробку передач можно взять из автомобиля Ока. Ее корпус в мини-тракторе должен быть повернут “лицом” к водителю. Затем можно устанавливать рулевое управление, крепить топливный бак, электрические части и тормозную систему. Если все сделано правильно, мини-трактор можно использовать для сельскохозяйственных работ в тот же день.

минитрактор своими руками

Сделать трактор из старого автомобиля самостоятельно не сложно. При этом решается сразу несколько проблем: владельцу не приходится заказывать эвакуацию ненужной машины на свалку и покупать спецтранспорт для своего участка. Если конструкция собрана по всем правилам, ее можно использовать для выполнения большинства сельскохозяйственных дел. Мини-трактор из Оки пригодится не только владельцам больших садов. Компактные размеры позволяют убирать снег и культивировать почву даже на небольшом огороде.

Мотоблоки «Ока»: характеристики моделей и схема устройства

Мотоблок — устройство, вошедшее в повседневную жизнь российских фермеров и огородников с 1980-х годов. Учитывая особенности отечественного климата и почв, уместно в первую очередь выбирать отечественную же технику. В связи с этим полезно будет ознакомиться с моторизованными блоками типа «Ока».

Назначение и технические характеристики

Использовать мотоблок «Ока» можно для самых разных нужд. Предприятие, которое выпускает эту продукцию, работает с 1966 года. Накопленный опыт позволил создать аппарат, способный:

  • вспахивать землю;
  • перевозить грунт и бытовые, строительные отходы;
  • перемещать удобрения, ядохимикаты;
  • очищать участок от снега, различной грязи;
  • собирать урожай корнеплодов.

Разница между отдельными модификациями «Оки» связана преимущественно с устанавливаемыми моторами. Их наибольшая эффективная мощность может составлять 6, 6,5, 7 и 8 л. с. Вне зависимости от конкретных модификаций, используются цепные редукторы. Размеры модели «МБ-1» составляют 150х60х105 см. Эксплуатационная масса этого мотоблока не превышает 90 кг, а его клиренс равен 14 см.

Модельный ряд

Мотоблоки «Ока», выпускающиеся и продающиеся сейчас, по большей части относятся к славному семейству «МБ-1», отлично зарекомендовавшему себя. Как и в других устройствах этого рода, рекомендована смена масла после первых 5 часов использования. Затем промежутки увеличиваются до 25-30 часов. Допускается применение минерального масла для карбюраторных автомобильных моторов. В последней версии, появившейся в 2010 году, было внедрено тросовое управление, обеспечивающее моментальную экстренную остановку мотора.

Читайте также:  Как Установить Роторную Косилку На Мотоблок Салют

Почти все выпускаемые модели относятся к ветке «МБ-1Д». Яркий пример — модель «МБ-1Д2М16». Этот мотоблок комплектуется двигателем китайского производства марки Lifan 177F суммарной мощностью 9.0 л. с. Блок рассчитан на 2 передние и 2 задние скорости. Полоса вспашки может варьироваться от 72 до 113 см. Если делать несколько проходов, удается достичь глубины 30 см. Для передачи создаваемого мотором усилия на рабочие части избрана клиноременная схема. Цепной редуктор может работать на двух скоростях. Для наполнения редуктора используют от 1,5 до 2 л трансмиссионных масел.

В набор поставки входят:

  • пневматические колеса;
  • 4 рыхлящие фрезы;
  • сошник.

Двигатель, приводящий в движение сам мотоблок и вспомогательные орудия, работает на автомобильном бензине, имеет четырехтактный цикл действия. При объеме цилиндра 270 см3 вместимость бензинового бака составляет 6 л. Транспортные скорости вперед и назад равны 9 км/ч, минимальные — 3,6 км/ч. Колесная схема мотоблока — 2х2. Благодаря клиренсу 14 см он уверенно ездит по любому минимально ухоженному дачному участку. Чтобы блок мог повернуть по команде штангового руля, требуется радиус минимум 33 см. Регулировка размера колеи выполняется ступенчато. За счет удлинителей ее можно нарастить с 31 до 59 см. Штатное количество фрез — 4; если этого не хватает, можно добавить еще 2.

На каждую фрезу приходится по 4 ножа. Фирменная гарантия на мотоблок составляет 18 месяцев. Модель «МБ-1Д2М16», как и другие версии, собирается в Калужской области. Мотоблок способен эффективно обрабатывать до 50 соток земли. На более крупных участках его характеристики уже недостаточны.

По исполнению устройство классифицируется как моторный культиватор фрезерного типа со шкивом отбора мощности. Благодаря разнообразию совместимого оборудования можно круглый год выполнять множество работ на участке, причем не только сельскохозяйственного характера. Поставляемый из Китая двигатель опционально оснащается электрическим стартером. В комплект по желанию потребителя добавляют понижающие редукторы.

Для оснащения модели «МБ-1Д2М13» конструкторы избрали японский мотор Subaru EX17, рассчитанный на 6 л. с. Параметры колеи, ширины вспахиваемой полосы и глубины вспашки те же самые, что и у модели 16. Отсутствуют отличия также в организации сцепления и редуктора в базовой комплектации. Вместимость бензинового бака равна 3,6 л. Для заправки двигателя расходуют еще 0,8 л моторного масла. 4 или 6 фрез могут делать от 40 до 100 оборотов в минуту. Общая масса устройства не превышает 90 кг. На мотоблок дают гарантию 24 месяца. Производитель обещает, что может проводиться длительная работа на средних по размеру угодьях. Важно: двигатель может меняться в некоторых версиях, потому рекомендуется внимательно проверять его модификацию в техническом паспорте.

Стандартные моторы серии EX Premium классифицируются как профессиональные силовые установки со значительной производительностью, рассчитанные на долгую эксплуатацию. Несмотря на свою повышенную мощность, они сравнительно невелики. Японские разработчики активно используют самые последние технологические достижения, чтобы кардинально улучшать свой продукт. Высокие характеристики мотора достигаются:

  • использованием чугунных гильз, получаемых путем точной отливки;
  • установкой долго работающего вентилятора;
  • оптимизацией верхнеклапанного привода, обуславливающей малый уровень шума;
  • улучшением геометрии камеры сгорания и увеличением бобины стартера (все это облегчает запуск даже при сильнейшем морозе).

Общая масса мотора «13-й» модели составляет 15 кг. Для него советуют применять бензин без добавки свинца. В модификации «МБ-1Д1М1» натяжение ремней даже сильнее, ведь ее двигатель выдает 8 л. с. Что немаловажно, 100% деталей этого мотоблока сделано на территории РФ. Потому обеспечивается полная ремонтопригодность.

Важно: хотя мотор делается не в Японии, как в предыдущем случае, а в России, он отобран предельно тщательно. На мотоблоке можно даже вспахивать тяжелые целинные земли. Благодаря продуманному ременному сцеплению и цепному редуктору удается обеспечить 2 передних и 2 задних скорости, при ширине обрабатываемой полосы от 57 до 72 см. «МБ-1Д1М1» способен вспахать землю на глубину до 30 см. Если к нему прицеплена телега, скорость перемещения достигает 10 км/ч. Вместимость топливного резервуара составляет 3,6 л.

Внимания заслуживает также модель «МБ-1Д1М19». Для ее комплектации используется продвинутый мотор Lifan, выдающий 7 л. с.

В комплект отгрузки входят по умолчанию:

  • удлинители колесных осей;
  • пневматические колеса для этих осей;
  • фрезы для обработки земли;
  • вспомогательные крылья;
  • заглубитель плуга (сошник).

Конечно же, изготовитель вправе изменить комплектацию по мере необходимости, не уведомляя потребителей. Важнее другое — мотоблок этой модели вполне многофункционален, неплохо справляется и с целиной, и с ранее обработанной землей. Его можно успешно использовать на участках площадью до 20 соток включительно. Производитель заявляет, что бесконтактное электронное зажигание позволит без проблем запустить мотоблок в любой сезон. Для оптимизации ручного запуска используется проверенный декомпрессор.

Специальная конструкция глушителя позволяет сделать мотор менее шумным, нежели другие отечественные модели. Мотоблок рассчитан на пару передних и пару задних скоростей. Регулировка рукоятей производится точно под рост и комплекцию оператора. Сцепление пневматических шин с поверхностью усиливается при помощи высокого протектора. Мотоблок может использоваться как привод для водяного насоса.

Читайте также:  Ведомый шкив для мотоблока

Преимущества и недостатки

Мотоблок «Ока» модели «МБ-1Д1М10» отличается простотой, но при этом оснащен валом отбора мощности. При помощи этого вала можно присоединить вспомогательное оборудование той же марки. Модель «МБ-1Д2М16» предназначена для работы на крупных участках, на огородах до 50 соток. Независимо от конкретной версии, мотоблоки калужского завода можно считать хорошим выбором для обработки земли в личном подсобном хозяйстве.

Достоинствами аппаратов считаются:

  • минимальный уровень шума;
  • надежность моторов;
  • рациональный выбор скоростных режимов для конкретных модификаций;
  • сравнительно небольшие размеры и масса;
  • минимальный радиус разворота;
  • небольшие требования к уходу и обслуживанию.

Проблемы могут быть связаны с низкой износостойкостью приводных ремней. Однако в базовый комплект поставки всегда входят их дополнительные наборы, поэтому устранение неполадок вполне возможно. Тем более что конструкция весьма проста, и ремонт не требует даже обращения в сервисные организации. А легкость и компактность мотоблоков упрощают их перемещение и хранение. В сумме положительные качества далеко перевешивают их отрицательную сторону.

Схема устройства и принцип работы

Теперь полезно будет посмотреть, как все это работает. Одна из самых популярных модификаций мотоблоков «Ока» поставляется с двигателем Lifan. Он отличается экономичностью и одновременно высокой функциональностью. Для передачи усилия и понижения оборотов двигателя ставится редуктор МБ-1. Это устройство может эффективно действовать свыше 3500 часов. Ранние версии мотоблока оснащались редукторами с игольчатыми подшипниками. Более новые варианты редукторов — уже шарикового типа. Сменить один вид редуктора на другой легче и безопаснее, чем пытаться заменить сами подшипники. Заливать в редукторные узлы следует лишь то масло, которое предписано производителем. Но не менее важно то, на какое навесное оборудование будет передаваться усилие через редуктор.

В базовый комплект поставки обычно входит фреза, но ее роль ограничивается предварительной обработкой земли, подготовкой участка к посадке различных растений. На заводе «Кадви» отдают предпочтение фрезам типа «гусиные лапки», способным перемолоть даже крепкий почвенный пласт до состояния мелкой пыли. На каждую из 3-х секций почвенного культиватора приходится по 3 острых стальных ножа. Плуг тоже пригоден для распашки земли, но уже не для подготовки, а для самой посадки растений. Чтобы присоединить плуги к мотоблокам, используют сцепные устройства. Они или входят в комплект поставки, или покупаются дополнительно.

При помощи так называемого окучника (или иначе распашника) можно:

  • окучить уже развившиеся растения;
  • нарезать борозды для их посадки;
  • улучшить аэрацию земли.

Так как при фрезеровке и распашке даже «легкой» земли требуются значительные усилия, рекомендуется использовать утяжелители. Они специально сконструированы для дополнения колес. Утяжелять чаще всего приходится те модели, масса которых не превышает 120 кг.

Для выполнения других функций используются:

  • бороны;
  • грунтозацепы;
  • картофелесажалки;
  • клубневыкапыватели;
  • грузовые тележки (прицепы);
  • адаптеры;
  • косилки.

Чтобы всё вспомогательное оборудование могло нормально работать, используют приводные ремни — по 1 для переднего и заднего хода. Они взаимодействуют с соответствующими шкивами. Из запчастей, входящих в ременный привод, образуется сцепление. Работая вместе с редуктором, оно выполняет роль трансмиссии. Ремни и другие компоненты рассчитаны таким образом, чтобы мотоблок оставался устойчив при изменении скорости, и чтобы мощность менялась плавно.

Советы по выбору

Решающее значение при выборе мотоблока, как всегда, имеет его мощность. Дело в том, что именно от нее зависит, сможет ли аппарат распахивать целину, или он только способен работать на уже облагороженной земле. Играет роль, конечно, еще и структура грунта. Для решения широкого спектра задач специалисты рекомендуют модели с валами отбора мощности. Важно: если основная работа — фрезерование земли, нужно выбирать более легкий аппарат.

Для легких и средних мотоблоков рекомендованы цепные редукторы. Червячные варианты используются намного реже, и только на самых легких машинах. Что касается моторов, один из лучших видов продукции — от компании «Лифан». Это первоклассные изделия, которые намного совершеннее российской продукции, и не хуже ее адаптированы к местным условиям. Японские двигатели самые качественные, но они наиболее дороги.

Правила эксплуатации

Прежде чем начинать любые полевые работы, следует обкатать мотор. Делают это не менее 30 часов, но только под ограниченной нагрузкой.

Перед началом ежедневных работ и по их завершении:

  • проверяют уровень масла и топлива;
  • оценивают качество соединений и сцепок;
  • измеряют давление в колесах.

Когда работа на время приостанавливается:

  • мотоблок очищают и моют;
  • сушат его в тени;
  • смазывают все основные узлы;
  • ставят аппарат на хранение.

Особенности ухода

Специалисты рекомендуют, конечно, использовать только официально поставляемые оригинальные запчасти. Для улучшения работы устройства может проводиться доработка валика переключения скоростей. Точнее, к нему прикрепляют ручку, которая позволяет работать удобнее. Специальный болт при этом вводится в рулевой механизм. Модернизировать ступичный узел чаще всего стараются изготовлением дифференциальных ступиц (так называемых разблокираторов). Их можно сделать из передних ступиц автомобилей «Жигули» либо «Москвич». Обязательно отрезают и оттачивают «ушки». Если болты очень сильно заржавели, их срезают «болгаркой». Но надо помнить, что насадка всех элементов на ось должна быть максимально плотна.

Отзывы владельцев

Потребители оценивают мотоблоки «Ока» безусловно хорошо. «Средний» класс аппаратов от этой марки особенно популярен. Что немаловажно, последние версии существенно улучшены по сравнению с более ранними вариантами. Но фрезы вида «гусиные лапки» требуют использования дополнительной убираемой секции. Улучшение конструкции либо оптимизация под свои нужды возможны без особых проблем.

Подробности смотрите далее.

Источник https://sadovij-instrument.ru/trimmery-motokosy/samodelki/traktor-iz-oki-svoimi-rukami.html

Источник https://stroy-podskazka.ru/motobloki/oka/

Источник

Источник

Добавить комментарий

Для любых предложений по сайту: [email protected]